Интерактивная доска (от англ. Interactive whiteboard, т.е. «интерактивная белая доска») – экран (который сам по себе, может быть и не сенсорным), работающий как часть системы, в которую также входят компьютер, проектор и, возможно, дополнительное оборудование (см. рис. 1). В качестве сопутствующего (дополнительного) оборудования могут быть использованы различные технические средства, например документ-камера.
Посредством проектора изображение с компьютера проецируется на поверхность ИД. Работа на поверхности доски может, осуществляется с помощью специального инструмента (маркера, электронного пера, карандаша, стикера, стилуса, ручки, активной ручки и пр. – разные компании, производящие ИД называют этот инструмент по-разному). Договоримся называть его маркером.
Работа с некоторыми моделями досок, так же может осуществляться и с помощью прикосновений пальцем. Способ взаимодействия с доской зависит от того, какие технологии были использованы при её изготовлении. Связь доски и компьютера двусторонняя, т.е. управлять компьютером можно как с помощью клавиатуры и/или «мыши», так и непосредственно с помощью доски, при этом палец или маркер работают как «мышь».
Использование интерактивной доски. Гимназия 16
Документ-камера – это устройство, позволяющее формировать изображения любых предметов и/или документов (книг, тетрадей, рисунков, поделок, негативов, прозрачных пленок и пр.) и выводить прямо на монитор компьютера или через проектор на обычный белый экран или поверхность ИД. Моделей подобных устройств много, но в России наиболее известными стали различные камеры марки AVerVision 2 , специально разработанные для системы образования. До недавнего времени им не было серьёзных конкурентов, но сегодня появился выбор. Например, документ-камера Gaoke GK-9000A (см. рис. 2) [3].
Рис. 2. Портативная документ-камера Gaoke GK-9000A
С документ-камерой, для расширения её функциональности могут использоваться: адаптер для микроскопа, который предназначен для подключения камеры к окулярам микроскопа, антибликовая плёнка, которая представляет собой прозрачную плёнку с матовым покрытием для устранения бликов при проектировании глянцевых покрытий журналов, книг, фотографий и т.п., подсветка с лазерными указателями, для более точного определения местоположения предмета, светящийся планшет, для рентгеновских снимков, прозрачных плёнок и т.п. [4].
Проиллюстрировать возможности документ-камеры можно на примере некоторых функций камеры Gaoke GK-9000A, которая в частности обладает встроенной на 32 кадра памятью, возможностью дистанционного управления, двумя дополнительными VGA входами для передачи внешних видеосигналов с возможностью переключения между ними, двумя идентичными VGA выходами для одновременного просмотра изображения на удаленном и контрольном мониторах, широким выбором встроенных эффектов, в том числе возможностью сравнения на экране двух изображений, способностью взаимодействовать с компьютером, работающим под управлением операционной системы «Школьный Линукс» и пр. [3].
Как работает интерактивная доска
В настоящее время выделяют портативные, стационарные и потолочные документ-камеры [4].
Портативные, весят до 5 кг., производятся из ударостойких материалов, несмотря на небольшой размер обладают достаточными для использования в образовании техническими характеристиками.
Стационарные, весят до 15 кг., обладают значительным количеством разъёмов для передачи данных, отличаются от портативных более высоким разрешением 3 и дополнительным набором функций.
Потолочные, крепятся на уровне потолка (как проектор), или полностью встраивается в «подвесной» потолок, что делает такие устройства незаметными.
В связи с тем, что передача информации осуществляется в режиме on-line документ-камеры в полной мере обеспечивают поддержку организации видеоконференцсвязи и, следовательно, в абсолютной мере подходят для организации дистанционного обучения. Документ-камеры используются не только в бизнесе (на совещаниях, презентациях и т.п.) или в образовании, но и, например в медицине в качестве инструмента телепатологии 4 – метода медицинской диагностики.
В отличие от документ-камеры, без которой ИД может полноценно функционировать – без компьютера и проектора она работать не сможет!
Проектор в широком смысле можно определить, как «оптический прибор, предназначенный для создания действительного изображения плоского предмета небольшого размера на большом экране» [5]. Под такое определение попадают, помимо прочих, и фотоувеличители, кинопроекторы, диапроекторы (см. рис. 3) и многие другие устройства. Не вникая в особенности классификации проекторов вообще, ограничимся более подробным анализом мультимедиа-проекторов (существуют и другие дефиниции: мультимедийный или цифровой проектор), которые наиболее часто используются в образовательных учреждениях.
Рис. 3. Диапроектор для просмотра диафильмов 5
Мультимедийный проектор (мультимедиа-проектор или цифровой проектор) – прибор, который обеспечивает проецирование информации, поступающей от внешнего источника: компьютера, DVD-плеера, цифровой видеокамеры, TV-тюнера и многих других, в том числе т.н. «не компьютерных» устройств, например видеомагнитофонов.
Вначале рассмотрим работу CRT-проекторов (от англ. cathode ray tube, т.е «электронно-лучевая трубка» или ЭЛТ), которые являются традиционным видом проекторов и передают аналоговые (т.е. не цифровые) изображения на экран, но уже без использования киноплёнки [6].
CRT-проекторы (см. рис. 4) содержат три кинескопа, излучающих три световых потока: красный-R (от англ. red), зеленый-G (от англ. green) и синий-B (от англ. blue). Они создают на площадках с цветными люминофорами 6 яркие изображения небольших размеров в первичных цветах R, G и B.
Эти изображения тремя объективами в оптически независимых каналах проецируются на экран (см. рис. 5), где оптически точно совмещаются и образуют общее цветное изображение. Этот вид проекторов существует более 60 лет и до настоящего времени имеет самую высококачественную проекцию. Лучшие модели этой разновидности проекторов обеспечивают высокое качество цветопередачи и высокую разрешающую способность 7 .
Рис. 4. СRT-проектор Sony, масса 82 кг.
Рис. 5. Принцип действия СRT-проекторов
Среди недостатков рассматриваемого вида проекторов можно выделить в частности то, что контраст деталей значительно более крупных (например, в 5-10 раз) по сравнению с мелкими деталями, падает в несколько раз. Это очень существенный недостаток при воспроизведении изображений с большим расширением, особенно в форматах 1280×1024 и выше. Кроме того, яркость изображения в «белом» падает почти на порядок в зависимости от содержащегося в нём «белого». Так же, преимущества CRT-проекторов можно увидеть только при просмотре проекций в сильно затемнённом помещении, кроме того CRT-проекторы громоздки (50 кг. и более), требуют квалифицированного обращения: после транспортировки нуждаются в настройке для совмещения на экране трёх первичных изображений. Часто такие проекторы используются в дорогих «домашних» кинозалах и т.п. условиях.
В настоящее время наиболее часто используют проекторы, производимые по LCD (от англ. Liquid Crystal Display, т.е. «жидкокристаллическое отображение») и DLP (от англ. Digital Light Processing, т.е. «цифровая обработка света») технологиям.
Эти проекторы сейчас находятся на «пике» популярности и, если верить рекламе, одинаково подходят как для демонстрации презентаций (т.е. для основных нужд образовательных учреждений), так и для домашнего использования (т.е. для создания полноценного «домашнего» кинотеатра). Однако это не совсем так. Для адекватного выбора этих устройств необходимо знание специфических характеристик каждой из названных технологий производства проекторов.
LCD-проектор (жидко-кристаллический проектор или ЖК-проектор) – прибор, проецирующий изображение, созданное посредством нескольких (или одной) жидкокристаллических матриц.
Рис. 6. Мультимедийный портативный LCD-проектор Epson EB-S8
Возникновение LCD-проекторов относится к 70-80-ым гг. XX века, когда Gene (Eugene) Dolgoff [6] предложил конструкцию проектора, способного конкурировать с самым распространённым в то время видом проекторов – CRT. Первые модели LCD-проекторов содержали одну жидкокристаллическую матрицу (похожую на используемую в телевизорах). Основное достоинство такой схемы – простота, но практически сразу был выявлен и недостаток – с увеличением мощности источника света, которая была необходима для увеличения светового потока, и как следствие яркости изображения, LCD-панель начинала перегреваться. В результате в 1988 г. была разработана 3LCD-технология, а в 1989 г. компании Epson, InFocus и Sharp выпустили первые проекторы на её основе.
На сайте компании «Вайдскрин», одним из основных направлений деятельности которой являются аудиовизуальные конструкции, т.е. инсталляция (установка) звуковой и видео техники в любом пространстве (дом, улица, квартира, мебель), опубликованы достоинства и недостатки LCD-проекторов [7], представленные в табл. 1.
Достоинства и недостатки LCD-проекторов (по сравнению с DLP-проекторами) 8
Источник: studfile.net
Интерактивные доски. Зачем они и для кого?
Это первая часть обзора где мы разберем основные понятия и принципы работы интерактивных досок.
Интерактивные доски все больше находят применение в нашей жизни. Они стоят в офисах, по ним занимаются в школах, они становятся хорошим инструментом передачи и восприятия информации. Что же такое интерактивная доска, как она работает, какие они бывают и нужны ли они в российских школах вот на какие вопросы мне хотелось бы ответить в этом обзоре.
Недавно была опубликована новость о новой разработке LG где компания представила «школьную доску будущего», в комментариях появились разные высказывания, одни говорили что «… все самые именитые учёные в крупнейших университетах на западе создают блок-схемы и описывают уравнения мелом на обычной доске. » и появление таких новшеств ведет к отупению детей, другие же считали что вот оно новый толчок развития образования, теперь можно не на пальцах объяснять как там электроны движутся вокруг ядра, а наглядно показать на видео или 3D модели что лишний раз заинтересует детей и привлечет их внимание к ученому процессу. Что ж, будем разбираться.
И так что же такое интерактивная доска это ни что иное как просто огромная сенсорная панель на которую с помощью проектора проецируется изображение рабочего стола с подключенного компьютера.
Доски с таким видом установки называются “доски прямой проекции” за счет того что проектор устанавливается непосредственно перед панелью, или подвешивается под потолком. Такой вид досок самый простой и дешевый что не мало важно, однако он имеет существенный минус при её использовании приходиться стоять боком к доске что бы не загораживать проецируемое изображение что не всегда удобно
Этого недостатка лишена доска обратной проекции где проектор располагается позади сенсорного экрана, и докладчик, подходя к экрану, не перекрывает световой поток проектора, что очень удобно в работе. Кроме того, яркий свет проектора не попадает в глаза докладчику.
Стационарные доски встраивают в стены или в специальные конструкции, мобильный комплект не требует дополнительного строительства, в его конструкции предусмотрена система зеркал, позволяющая реализовать компактное передвижное устройство. Но и вес конструкции, конечно же, соответствующий ~200 кг, при весе обычной доски в районе 40 кг.
Следует сказать что интерактивные доски производятся с применением различных технологий определения положения маркера или пальца на поверхности. Сейчас существуют: Сенсорная резистивная, оптическая, инфракрасная, ультразвуковая, электромагнитная технологии.
• Сенсорная резистивная технология применяется в интерактивных досках, поверхность которых, состоит из двух слоев, между которыми расположены датчики. При нажатии любым предметом ( или пальцем ) на верхний слой рабочей поверхности доски датчики, определяют место касания и передают информацию в компьютер.
• Оптическая технология, применяемая в интерактивных досках, также позволяет работать с доской любым предметом. Инфракрасные датчики «видят» предмет, который подносится достаточно близко к поверхности доски, определяют его координаты и передают в компьютер.
• Инфракрасная и ультразвуковая технологии позволяют работать с доской только с помощью специального маркера. При касании поверхности маркер издает ультразвуковой и инфракрасный сигнал, который фиксируется датчиками в рамке доски.
• Электромагнитная технология также подразумевает использование с интерактивной доской специального маркера. Его положение определяется датчиками в поверхности доски. Эта же технология используется в беспроводных планшетах, а также в интерактивных панелях, заменяющих монитор компьютера.
те самые маркеры
и они же в действии
В все этих технологии можно разделить на 2 условные подгруппы доски которыми можно управлять рукой или же доски для которых нужен специальный ”маркер”
Каждая из них имеет свои преимущества основными для одной это быстрота и легкость управления без дополнительных приблуд, на другой же проще делать построения и все операции связанные с точностью определения прикосновения.
Так что при выборе ИД вам нужно определиться со следующими вопросами:
— Как часто и в каком качестве будет использоваться интерактивная доска?
Если на ИД будут часто писать, то имеет смысл купить ИД, на которой можно писать не только в режиме «белой» доски, но и обыкновенным маркером в выключенном состоянии. Если предполагается проведение презентаций с внесением письменных дополнений, или использование программ рисования, например, PAINT, то для этих целей лучше подойдет электромагнитная доска с твердым покрытием.
— Нужна ли вам передвижная или закрепленная доска?
Ваш выбор зависит от целей использования ИД
— Нуждаетесь ли вы в сопутствующих устройствах к ИД?
Таковыми являются, например, пульты дистанционного управления, которые используются при анкетировании, опросе или тестировании с использованием ИД. Такие пульты могут идти как в комплекте с доской, так и продаваться отдельно
— Какое программное обеспечение ИД вам необходимо?
Каждая ИД снабжена программным обеспечением, только некоторые включают лишь самые основные утилиты, а у некоторых есть дополнительное ПО, например, программное обеспечение мультимедиа – библиотеки, энциклопедии, обучалки, развивающие флеш игры и т.д.
Конечно, это далеко не все вопросы, которыми стоит руководствоваться при выборе интерактивной доски. Следует рассмотреть условия гарантии и ремонта в случае неисправности ИД, позаботиться о наличии русскоязычных инструкций, ознакомиться с функционалом интерактивной доски и простотой его освоения, ну и, конечно, не забывать о цене.
Самый главный совет: не спешите покупать первое попавшееся интерактивное оборудование только потому, что оно носит название «интерактивная доска». Лучше всего посоветоваться со специалистом, посетить интернет-форумы, где обсуждаются различные типы досок, ознакомиться с продукцией разных производителей.
Во второй части обзора есть идея дуэли SmartBoard vs ActivBoard они как раз из разных категорий SmartBoard Сенсорная (без манипуляторов) и ActivBoard Электромагнитная (маркер) так что предлагайте, по каким параметрам их можно испытать и методы этих испытаний 😉
Источник: habr.com
Интерактивная доска: что это такое, как работает и по каким критериям выбирать
Сложно представить, но пару лет назад интерактивная доска считалась чудом техники и применялась исключительно в частных школах. Сегодня есть возможность приобрести технику в детские сады, школы, колледжи. Панель помогает заинтересовать детей, вовлечь их в образовательный процесс и повысить мотивацию. Рассказываем, что такое интерактивная доска и на что смотреть при покупке.
Что это такое?
Интерактивная доска — это панель с сенсорным дисплеем, которая присоединяется к компьютеру или проектору. Изображение с ноутбука проецируется на доску, а пользователь может работать со всеми компьютерными программами, вносить правки и коррективы, выделять участки текста цветом, оставлять комментарии. Для управления можно использовать как специальный стилус, так и обычный палец.
Поверхность конструкции сделана твердой, покрытие — антибликовым. Подойдет для написания заметок в процессе обучения. При условии, что вы выбираете маркеры сухого стирания. Обычные спиртовые маркеры не годятся, поскольку плохо стираются. Прикреплять сверху плакаты на скотч или кнопки не стоит.
Как работает интерактивная доска: принцип действия
Представьте большой лист бумаги, на котором по вертикали и горизонтали с одинаковым интервалом нанесены точки. У каждой точки — свои координаты. Линии и точки образуют сетку, по которой легко можно определить местоположение элементов. Каждая такая точка на панели является сенсором. Когда мы касаемся пальцем или стилусом ее поверхности, техника сообщает ПК координаты.
Процесс передачи происходит мгновенно, поэтому картинка сразу же появляется на экране.
Для отображения картинки на интерактивной доске применяется проектор. Вместе два этих элемента создают широкоформатный «дисплей». В качестве дополнения могут использоваться акустические системы, документ камеры и многое другое.
В чем преимущества?
Если правильно подобрать технику, программное обеспечение, можно существенно расширить функции интерактивной доски:
- обеспечивает наглядность материала, который излагается с помощью рисунков, схем, таблиц, диаграмм;
- можно записывать необходимые данные в виде анимации, а также просматривать иллюстративный материал и снимки;
- все присутствующие получают качественный доступ к информации без учебников, распечаток;
- разрешается переходить от одной папки к другой;
- доступна опция увеличения/уменьшения изображения;
- позволяет вводить текст как в печатном, так и в рукописном формате;
- можно самостоятельно создавать изображения, графические фигуры;
- представлены опции для редактирования текстов, выделения элементов текста, графики;
- есть цветовая палитра и маркеры, чтобы было удобнее отмечать моменты в тексте или на изображении;
- весь материал, написанный на панели, сохраняется в виде файла, а потом может быть распечатан.
Назначение интерактивной доски приблизительно следующее:
- Проводить презентации, лекции. Лектор формирует наглядные картинки с поясняющим текстом, чтобы слушатели оперативно уяснили новую информацию. Озвучка привлекает внимание к демонстрируемому материалу.
- Создавать видеоролики. Разные формы подачи контента помогают запоминать материал лучше, создать новые ассоциативные связи.
- Создавать картинки, ребусы. Прямо на экране учитель или ученик решает предлагаемую задачу.
- Представлять графические проекты. Инфографика, иллюстрации помогают развивать воображение, логику, художественно-творческие способности аудитории.
Как выбрать интерактивную доску
Хорошо, если у вас есть возможность приобрести комплект из доски и проектора. Так вы будете уверены, что техника совмещается между собой. Если не получается, важно убедиться, что аппараты «дружат». Иначе покупка становится бесполезной. В комплекте обычно идут крепежи, инструкция по сборке.
Мы разобрались, для чего нужна интерактивная доска. Остается понять, по каким критериям ее выбирать.
1. Вид проекции
Прямая. Проектор находится спереди. Это наиболее простое и дешевое решение, поскольку доску тогда разрешается установить прямо на стену. Для достижения лучшего результата проектор тоже рекомендуется зафиксировать на стене. Тогда луч света не помешает лектору.
Оптимальное решение: короткофокусные и ультрафокусные модели, которые можно установить в непосредственной близости от панели.
Обратная. Проектор ставится сзади. Луч не мешает лектору, а сам он не отбрасывает тень. Однако такое оборудование имеет большие размеры, стоит дорого, сложно устанавливается. Его не получится закрепить на стене, нужна специальная стойка.
2. Тип сенсора
Возможность считывать информацию с доски, нанесенную маркером или стилусом, — залог интерактивности. Именно благодаря ей установка получила широкое распространение.
Электромагнитный. Базируется на передаче электронных сигналов с пишущего устройства, которым становится специальный карандаш, маркер, стилус. Точка, в которой происходит прикосновение, определяется мгновенно, максимально точно. Бюджетные модели твердые, а также надежные и долговечные. Могут снабжаться антивандальным покрытием.
Однако восприимчивы к электромагнитным помехам. Поэтому для работы подойдет исключительно специальный стилус, карандаш или маркер.
Резистивный. Работает по тому же принципу, что и сенсорный телефон. Поверхность состоит из слоев тончайших проводников, которые реагируют на физическое нажатие. Можно пользоваться не только стилусом, но и пальцами. При этом есть некоторая задержка между прикосновением и реакцией системы.
Отлично подходит для школы: надежный, не требует стилуса или маркера, который можно сломать/потерять. Рисование пальцами прокачивает мелкую моторику, а также вызывает особый интерес у дошкольников и младших школьников.
Инфракрасный. Внутри располагаются инфракрасные сенсоры, которые считывают зону прикосновения. Выступают в качестве передатчика и приемника сигналов. Техника наделена практически всеми преимуществами предыдущей технологии. При этом не боится механических ударов, работает и в случае повреждения полотна.
Но при этом чувствительна к помехам и цена ее довольно высока.
Оптический. По углам стоят небольшие цифровые камеры, расположенные под определенным углом к полотну. Достаточно двух камер, однако оптимальный вариант — четыре штуки. Инструментом становится любой непрозрачный предмет, в том числе палец. Однако точка прикосновения определяется менее точно, чем в вышеперечисленных технологиях.
Существуют другие технологии распознавания и позиционирования. Например, микроточечная, лазерная. Однако они еще слишком дорогие, поэтому используются редко.
3. Передача данных
По этому свойству все конструкции делятся на две группы.
Активные. Для работы обязаны быть подключены к сети, ПК.
Пассивные. Не зависят от источника энергии, информации. Имеют ограниченное количество возможностей. В данный момент их немного: микроточечные, магнитные, лазерные. Особенность микроточечной панели в том, что на ее поверхность наносится множество невидимых глазу точек.
В стилусе стоит миникамера, которая и определяет координаты расположения точек, а потом по Bluetooth передает их на компьютер.
Определяет, для чего предназначена интерактивная доска и с какой аудиторией может использоваться. Чаще всего производители указывают параметры диагонали. Дополнительно обозначается соотношение сторон. Чем выше показатель, тем большая аудитория может комфортно воспринимать сведения с экрана.
Ориентироваться нужно на следующие расчеты:
- от 50 дюймов — на аудиторию от 2 до 10 человек;
- от 60 до 90 дюймов — на 10-25 человек;
- от 91 до 105 дюймов — от 50 человек.
Эти расчеты сделаны для маленьких помещений. Если пространство увеличивается, нужно это учитывать и подбирать большую панель. А также требуется учесть, что у некоторых моделей есть неинтерактивные зоны по краям. Тогда полезная площадь уменьшается. Рекомендуемое качество картинки 4000×4000 пикселей.
5. Программное обеспечение
Доска превращается в современный инструмент, когда совмещается с правильным ПО. Этот момент нужно уточнить у производителя, продавца. Например, если вы планируете установить панель в школе на постоянной основе, нужно, чтобы ПО содержало базовый или максимальный комплект инструментов. Сюда входит линейка, циркуль, транспортир, прочее.
Потребуется совмещение с программами Microsoft Word, Power Point, CorelDRAW. Не менее важно, чтобы локализация была полной, включая инструкции и обновления. Исключение составляют ситуации, когда оборудование закупается для класса иностранного языка.
6. Опция multitouch
Полезным бонусом станет распознавание нескольких касаний. Несколько учеников могут одновременно и без сбоев работать с доской. Некоторые модели сегодня поддерживают до 10 касаний. Однако наибольшее распространение получили варианты с 4 касаниями. Этого достаточно для средней школы и выпускных классов, а для начальной школы лучше выбирать варианты с 6 касаниями и выше.
7. Аксессуары
Увеличить функциональные возможности доски можно при помощи дополнительных аксессуаров. Они бывают встроенными или приобретаемыми. Главное — заранее понять, что именно вы хотите сделать. Если предполагается, что доска будет перемещаться из класса в класс, пригодится мобильная стойка.
К изделию подключается дополнительное оборудование. Документ-камеры позволяют открывать и редактировать на доске печатные материалы, показывать опыты, трехмерные объекты. Система голосования помогает организовать процесс голосования: отвечать на тестовые вопросы, участвовать в опросах.
Благодаря рельсовой системе, интерактивный инструмент ставится поверх обычной доски. Принтер будет распечатывать материалы, которые использовались во время урока. Планшет позволяет удаленно управлять материалами, рассылаемыми на почту.