Применение интеграции на практике в образовательных учреждениях среднего профессионального образования
Непрерывное образование в течение всей жизни является фактором мобильности личности. Нередки случаи ошибочного или вынужденного выбора профессии, материальные затруднения, различные семейные обстоятельства и т.д. Потери контингента в колледже достигают 30%. В современных условиях появляется возможность предоставления учащейся молодежи больше шансов на самоопределение, позволяющей ей на время прервать учебу, а затем, при изменившихся обстоятельствах, продолжить ее. При этом повышается возможность корректировать выбор специальности при профессии в соответствии с изменившимися представлениями или вновь возникшими личностно-профессиональными интересами.
За счет введения интегративных учебных планов возможно сокращение сроков обучения, что позволяет выпускникам раньше приобщиться к профессиональной деятельности. Разрабатываться интегративные планы образовательных траекторий СПО, по которым в настоящее время уже ведется подготовка кадров. За счет такого подхода к интеграции образовательных программ, когда в системе профессионального образования нет «тупиковых траекторий», создаться условия мобильности студентов для успешного выхода на рынок труда.
Вебинар: Интегрированное обучение в школе, СПО и ВУЗе, 11.11.2020
Подобная ситуация возникает и при обучении студентов технических специальностей. Отсутствие интегративных связей между учебными дисциплинами приводит к тому, что при объективно достаточных знаниях студенты испытывают затруднения при решении профессиональных задач.
Наблюдения показывают, что студенты, получив подготовку по общепрофессиональным дисциплинам, затрудняются применять знания при изучении специальных дисциплин. Им не хватает самостоятельности мышления, умения переносить полученные знания в сходные или иные ситуации.
Изучение математики интеллектуально обогащает студента, развивая в нем необходимую для инженера гибкость и строгость мышления. Это тем более актуально сейчас, когда студенческие аудитории заполнила молодежь, не получившая необходимой математической подготовки в школе (об этом свидетельствуют результаты ЕНТ (Единого Национального Тестирования)).
Интеграция в разнообразных формах синтеза междисциплинарных исследований имеет значение как для процесса формирования профессиональной компетенции будущих инженеров в процессе обучения, так и в профессиональной последующей деятельности.
Большинство студентов не осознают необходимости изучения общеобразовательных дисциплин, в число которых входит математика. В результате поверхностного изучения математики, общепрофессиональных и специальных дисциплин у студентов слабо формируются знания и умения, позволяющие им правильно ориентироваться в практических заданиях, применять знания для решения задач, связанных с будущей специальностью.
Студентам инженерных специальностей приходится изучать множество различных дисциплин, каждая из которых представляет сложную систему знаний, умений и навыков. Связи между компонентами дисциплин разнообразны и зависят от содержания элементов, между которыми они устанавливаются.
Что такое интегрированное обучение
Усиление взаимосвязей как интеграционный процесс происходит в результате образования общих теоретических концепций для каких-либо самостоятельных отраслей знаний или общих методов решения практических задач. В первом случае интеграция выражается в теоретизации, фундаментализации знаний, во втором — в усилении их прикладного характера. Таким образом, объединение знаний может давать новые теоретические и практические результаты и способствовать повышению уровня подготовки специалистов. Синтез имеет место в любой совокупности знаний. В высшем образовании он наиболее интенсивно осуществляется внутри отдельных дисциплин и слабее — между дисциплинами и циклами дисциплин.
На практике в большей степени происходит спонтанная, нецеленаправленная интеграция знаний. Одним из организационно-методических средств повышения качества подготовки специалиста можно назвать междисциплинарную интеграцию, которая может принимать два значения: во-первых, это создание у обучающегося целостного представления об окружающем мире (здесь интеграцию можно рассматривать как цель обучения); во-вторых, это нахождение общей платформы сближения предметных знаний (здесь интеграция — средство обучения).
Источник: vuzlit.com
Интеграция общеобразовательной и профессиональной подготовки в рамках реализации программ среднего профессионального образования
ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования»
Интеграция общеобразовательной и
профессиональной подготовки
в рамках реализации программ среднего
профессионального образования, реализуемые
на базе основного общего образования
Плешивцева Л.Ф.
специалист по УМР
2.
Показатели федерального проекта «Современная школа»
«Во всех образовательных организациях,
реализующих программы среднего профессионального
образования внедрены методики преподавания
общеобразовательных дисциплин с учетом
профессиональной направленности программ СПО,
реализуемым на базе основного общего образования,
предусматривающие интенсивную
общеобразовательную подготовку обучающихся с
включением прикладных модулей, соответствующих
профессиональной направленности, в т.ч. с учетом
применения технологий дистанционного и
электронного обучения»
3.
Механизмы реализации:
• Профильная профессиональная
направленность;
• Практическая подготовка, включение
прикладных модулей;
• Применение передовых технологий
преподавания, в том числе, технологий
дистанционного и электронного обучения.
4.
Интенсивное обучение имеет ряд преимуществ в сравнении с
традиционным, связанных с его развивающим потенциалом. Эти
преимущества основаны на активном общении участников
образовательного процесса друг с другом
Термин «интенсивный»
появился в русском словаре в I половине XIX века и означает:
от французского intensif – интенсивный, усиленный от intense — интенсивный,
напряженный, усиленный, резкий;
от латинского intensus- сильный, напряженный, энергичный, живой,
стремительный, бурный.
Интенсивное обучение – это передача обучаемым
большого объема учебной информации на основе
интенсивных технологий обучения при временном
ограничении обучения и без снижения требований к
качеству формируемых знаний
5.
Интенсивная подготовка:
— Оптимизация сроков освоения общеобразовательных учебных предметов;
— Оптимальный выбор учебных предметов, курсов;
— Интеграция содержания общеобразовательных учебных предметов с отдельными
курсами, дополнительными общеобразовательными учебными предметами (темы,
разделы);
— Обеспечение межпредметных и междисциплинарных связей между
общеобразовательными учебными предметами и дисциплинами;
— Отбор эффективных методов, форм, средств технологий с учетом профессиональной
направленности ООП СПО;
— Интеграция предметных результатов, заявленных на уровне СОО по
общеобразовательному учебному предмету с общими и профессиональными
компетенциями, реализуемыми на уровне ООП СПО;
— Организация концентрированного изучения общеобразовательного цикла в пределах
освоения ООП СПО;
— Усиление пропедевтической направленности общеобразовательных учебных
предметов по коррекции пробелов в знаниях у обучающихся, полученных на
предыдущих уровнях образования, и создание основы для успешного освоения
профессионального цикла ООП СПО;
— Планирование интегрированных уроков и форм текущего контроля знаний и
промежуточной аттестации в форме практической подготовки.
6.
Особенностями интенсивного обучения являются:
• Совместная деятельность преподавателя и обучающегося,
при которой реализуется их интеллектуальный и
эмоциональный потенциал;
• Наличие в процессе интенсивного обучения коллективной
познавательной деятельности обучающихся.
Условия эффективности интенсивного обучения:
• Соответствие возможностей преподавателя целям и задачам
конкретной технологии (игра, тренинг, упражнение);
• Наличие у преподавателя профессионального опыта участия в
групповом взаимодействии;
• Личностная направленность преподавателя.
7.
Технология обучения ориентируется на гарантированное достижение целей и
идею полного усвоения «Интенсивные технологии обучения» можно
понимать как совокупность принципов, этапов, способов, инструментов и
систем последовательного управления процессами обучения с целью передачи
большего объёма учебной информации обучаемым при неизменной
продолжительности обучения без снижения требований к качеству знаний.
Интенсификация образовательного процесса – передача
большого объема учебного содержания без снижения
качества его освоения при неизменной продолжительности
обучения за счет теоретически обоснованного отбора
методов и технологий обучения
!
Перенос активности преподавателя на активность самих обучающихся
8.
Профессиональная направленность общеобразовательной подготовки
Формирование у обучающихся не только знаний, умений, навыков по учебному
предмету, но и развитие интереса к профессии или специальности
Реализация принципов профессиональной направленности:
Связь общеобразовательной подготовки с профессиональной, осуществляемой
на основе межпредметной интеграции (формирование ОК);
Корреляция предметных, метапредметных и личностных образовательных
результатов ФГОС СОО с общими компетенциями ФГОС СПО;
Опора на передовые, инновационные технологии, внедряемые в современное
производство;
Формирование определенных практических навыков, ориентированных на
будущую профессиональную деятельность с учетом специфики специальности;
Развитие практических навыков и компетенций по профилю соответствующей
образовательной программы, соответствующих требованиям, предьявляемым
работодателями;
Методически обоснованное применение конкретного материала из содержания
учебных дисциплин для конкретных специальностей;
формирование задач и практических работ с учетом профессиональной
направленности и профессиональной терминологии.
9.
Прикладные модули
Организация практической подготовки как формы образовательной деятельности при освоении
образовательной программы связанных с будущей профессиональной деятельностью
Формы организации практической подготовки по
общеобразовательным учебным предметам:
Организация образовательной деятельности в условиях выполнения обучающимися
определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью
Организация образовательной деятельности в учебных, учебно-производственных
лабораториях, мастерских, учебно-опытных хозяйствах, учебных полигонах и т.д.
обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной
деятельностью
Взаимосвязь образовательной организации с площадками практик
10.
Образовательная деятельность в форме практической подготовки
Практические, лабораторные занятия
Индивидуальное проектирование
Демонстрация практических навыков, выполнение, моделирование
определенных видов работ для решения практических задач,
связанных с будущей профессиональной деятельностью
Может включать отдельные лекции, семинары, мастер-классы,
которые предусматривают передачу учебной информации для
выполнения работ, связанных с будущей профессиональной
деятельностью
! Введение практической подготовки (практических модулей) должно находить
отражение в учебном плане, в рабочих программах ООД
11.
Электронное обучение и дистанционные образовательные
технологии
Цель применения –возможность освоения программ общего образования непосредственно по месту жительства или его временного
пребывания (нахождения), а также предоставления условий для обучения с учетом особенностей психофизического развития,
индивидуальных возможностей и состояния здоровья обучающихся
Особенности применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
Доступность предоставления обучающимся возможности освоения ОП
непосредственно по месту жительства или временного пребывания
Персонализация условий для реализации индивидуально образовательной
траектории обучающегося
Интерактивность, реализация возможности постоянных контактов всех участников
образовательного процесса с помощью информационно-образовательной среды
Адаптивность, позволяющая использовать учебные материалы, содержащие ЦОРы
Гибкость, позволяющая работать в необходимом темпе и в удобное для себя время
Модульность, использование необходимых сетевых учебных курсов (отдельные части)
Оперативность и объективность оценивания учебных достижений обучающихся
12.
Последовательность действий в работе с методикой
13.
Методика преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом
профессиональной направленности образовательных программ СПО, реализуемых
на базе ОО
14.
Синхронизация образовательных результатов при разработке рабочей программы:
ФЗ-273
ФГОС среднего
общего
образования
ФГОС СПО
15.
16.
Задачи стоящие перед педагогом:
• Внедрение методик преподавания общеобразовательного
учебного предмета с учетом интенсивного обучения;
• Обновление содержания общеобразовательного учебного
предмета с включением прикладных модулей,
соответствующих профессиональной направленности
профессии или специальности;
• Введение в практики интеграции содержания
общеобразовательного учебного предмета с дисциплинами
общепрофессионального цикла и профессиональными
модулями;
• Внедрение в педагогическую практику эффективных
образовательных технологий, в том числе технологий
дистанционного и электронного обучения;
Источник: ppt-online.org
Структура профессионального образования
Профессия это не только возможность занятости, материального обеспечения, но и творческая реализация личности. Человек, верно выбравший профессию в соответствии со своими склонностями и возможностями, любящий её, способен привносить в развитие общества большой созидательный вклад.
Начальное профессиональное образование
Учебные заведения начального профессионального образования выпускают квалифицированных рабочих и служащих.Прием в государственные и муниципальные учреждения начального профессионального образования осуществляется по заявлениям от поступающих на конкурсной основе в порядке, установленном учредителем и Уставом образовательного учреждения. Длительность обучения на этой ступени зависит от уровня образования принятого учащегося.
Учащиеся, поступающие после 9-го класса школы, проходят двух- или трёхгодичную подготовку. Учащиеся, поступающие после 11-го класса, проходят одно- или двухгодичную подготовку. Тем не менее, в некоторых начальных профессиональных заведениях наблюдается смещение к профилю техникумов.
Это проявляется в продлении сроков обучения до 3-х или 4-х лет, в зависимости от уровня образования учащегося.Формы обучения — дневная и вечерняя.Традиционные типы учебных заведений этой ступени образования — профессиональные училища (профессионально-технические училища (ПТУ)). В последние годы сформировалась сеть образовательных учреждений начального профессионального образования нового типа — профессиональных лицеев, готовящих рабочие кадры высшей квалификации.Деятельность указанных учреждений регламентируется Типовым положением об учреждении начального профессионального образования, принятым 05.06.1994.В последние годы существования СССР список профессий, по которым готовили ПТУ, достигал 1400 наименований.
В начале 1999 г. в соответствии с принятыми федеральными стандартами этот список был резко сокращён.Несмотря на то, что за последнее 10-летие наметилась явная тенденция к снижению общей численности учащихся, до сих пор начальные профессиональные учреждения остаются важным звеном системы образования, которое предполагает получение профессии до окончания средней школы. Как правило, такое образование востребовано молодежью из неполных или неблагополучных семей, когда требуется дополнительный источник доходов.
Для детей этого социального слоя, когда перспектива получения аттестата о среднем образовании закрыта, появляется шанс продолжить учебу.За короткий отрезок времени система начального профессионального образования пережила значительные изменения в специализации. В соответствии с потребностями рынка труда введен новый, интегрированный перечень профессий (в настоящий момент подготовка ведется более чем по 280 интегрированным профессиям).
На первый план выдвинулись профессии сектора услуг, транспорта, питания и торговли. Появились совершенно новые, востребованные обществом профессии социальных работников, организаторов малого бизнеса, экологов, дизайнеров, которые повысили конкурентоспособность выпускников данных образовательных учреждений на рынке труда. При этом удельный вес профессий промышленности и строительства снизился.Разработаны государственные образовательные стандарты начального профессионального образования, базисные учебные планы. Значительно усилилась преемственность образовательных программ этого уровня с программами среднего профессионального образования.
Среднее профессиональное образование
Среднее профессиональное образование является качественно определенным уровнем системы профессионального образования, занимающим значительное место в удовлетворении образовательных потребностей личности и общества. В настоящее время это образование имеют 22 % населения России. В экономике и социальной сфере занято около 20 млн. специалистов со средним профессиональным образованием, что составляет 33 % от общей численности занятых или 62 % от численности занятых специалистов.
В соответствии с Международной стандартной классификацией образования ЮНЕСКО среднее профессиональное образование приравнивается к практико-ориентированному высшему или доуниверситетскому высшему образованию.Среднее профессиональное образование в России реализуется по двум основным образовательным программам — базового уровня и повышенного уровня. После освоения программы базового уровня выпускнику присваивается квалификация «техник».
Повышенный уровень среднего профессионального образования обеспечивает углубление или расширение подготовки по сравнению с базовым уровнем (при этом срок обучения увеличивается на 1 год). Выпускнику с углубленной подготовкой присваивается квалификация «старший техник», при расширении подготовки — «техник с дополнительной подготовкой в области …» (с указанием конкретной области — менеджмент, экономика, информатика и т.д.).Обучающиеся в среднем специальном учебном заведении — студенты (курсанты), слушатели и другие категории обучающихся.Содержание образовательных программ среднего профессионального образования регламентируется Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (ГОС СПО), который состоит из 2 частей: федерального компонента, определяющего общегосударственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников, и национально-регионального компонента.
В связи с окончанием срока его действия в 2001 году разработан новый Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования — Классификатор специальностей среднего профессионального образования.Среднее профессиональное образование реализуется в различных формах: очная, очно-заочная (вечерняя), заочная, экстернат на базе основного общего образования (9 классов общеобразовательной школы) или среднего (полного) общего образования (11 классов общеобразовательной школы). Поступление в учреждения среднего профессионального образования осуществляется на конкурсной основе по результатам вступительных испытаний.
Ежегодно студентами средних специальных учебных заведений становятся около 11 % выпускников основных общеобразовательных школ и около 23 % выпускников средних (полных) школ.Срок обучения по программе среднего профессионального образования базового уровня по очной форме на базе среднего (полного) общего образования составляет 2–3 года в зависимости от профиля подготовки.Срок обучения по очно-заочной и заочной формам увеличивается на 1 год по сравнению со сроком обучения по очной форме. При реализации среднего профессионального образования на базе основного общего образования срок обучения увеличивается на 1 год по сравнению со сроком обучения на базе среднего (полного) общего образования.Существуют два основных вида средних специальных учебных заведений: техникум (училище) и колледж.Техникум (училище) реализует основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового уровня; колледж — основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового и повышенного уровня.
Реализация образовательных программ среднего профессионального образования может также осуществляться в высших учебных заведениях.Деятельность учебных заведений этого звена регламентируется Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), принятое 03.03.2001 г.Среднее профессиональное образование производится более чем по 300 специальностям. За 1990-е годы введено несколько десятков новых специальностей, в основном, в областях социальной сферы, сервиса, новых информационных технологий.Лица, имеющие среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам.
При этом сокращение срока обучения в вузе составляет, как правило, 1 год при наличии среднего профессионального образования базового уровня, 1–2 года — при наличии среднего профессионального образования повышенного уровня.Система среднего профессионального образования включает в себя 2,6 тыс. государственных и муниципальных средних специальных учебных заведений и подразделений вузов, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования.В настоящее время в Российской Федерации функционирует более 2650 государственных и муниципальных средних специальных учебных заведений и подразделений вузов, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования. Численность студентов составляет 2,1 млн. человек, образовательный процесс обеспечивают 123 тысячи штатных преподавателей.Активно развивается негосударственный сектор среднего профессионального образования, включающий в себя более 130 средних специальных учебных заведений, в которых обучается более 20 тысяч студентов.В 2005 году была осуществлена передача учреждений начального и среднего профессионального образования с федерального на региональный уровень. Это позволило приступить к созданию интегрированных образовательных учреждений, реализующих программы разных уровней. Колледжи — государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования, реализующие преемственные и интегрированные образовательные программы основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального (базового и повышенного уровней) и среднего профессионального (базового и повышенного уровней) образования, обеспечивающие обучающимся возможность последовательного повышения своего общеобразовательного и профессионального уровней и роста конкурентоспособности выпускников на рынке труда. Колледжи организуются по программно-отраслевому принципу, предусматривающему организацию обучения по профессиям и специальностям, обеспечивающим потребности одной отрасли производства или городского хозяйства в целом по городу; и по территориально-отраслевому принципу, предусматривающему организацию обучения по профессиям и специальностям, обеспечивающим потребности городского хозяйства на конкретной территории
Высшее профессиональное образование
В соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании и в зависимости от числа направлений обучения студентов типы вузов устанавливаются следующие: университеты, академии и институты.Вуз любого вида и его филиалы могут реализовывать образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального и среднего профессионального образования, а также дополнительного профессионального образования при наличии у них соответствующей лицензии.Все 3 типа высших учебных заведений кроме вышеперечисленных образовательных программ, как правило, реализуют также образовательных программы послевузовского профессионального образования и осуществляют подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников, ведут фундаментальные и (или) прикладные научные исследования.Содержание образовательных программ, объем учебной нагрузки и требования к уровню подготовки выпускников определяются государственными образовательными стандартами высшего профессионального образованияОбучение проводится по очной, очно-заочной (вечерней), заочной форме, в форме экстерната.Для всех форм, в том числе в случае их сочетания в пределах конкретной образовательной программы, действует единый государственный образовательный стандарт.Выпускники вузов могут иметь квалификацию: бакалавр, дипломированный специалист, магистр по соответствующим направлениям подготовки (специальностям), причем соответствующие образовательные программы могут быть реализованы как непрерывно, так и ступенями.Выпускнику, прошедшему итоговую государственную аттестацию по аккредитованной образовательной программе вуз выдает документ государственного образца (диплом) об уровне образования и (или) его квалификации.Общее руководство вузом осуществляет выборный представительный орган — ученый совет. Срок полномочий ученого совета составляет 5 лет.В состав ученого совета входят ректор (председатель), проректоры, а также, по решению ученого совета вуза, деканы факультетов.
Другие члены ученого совета избираются общим собранием (конференцией) вуза. Непосредственное управление деятельностью вуза осуществляет ректор.
Должность его выборная, срок полномочий — 5 лет.Объем и структура приема студентов на первый курс государственного вуза диктуется контрольными цифрами приема, которые устанавливаются ежегодно соответствующим федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится вуз. Сверх заданий по приему студентов вуз вправе осуществлять подготовку специалистов по соответствующим договорам с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами.Деятельность высшего учебного заведения регулируется Законом РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.96 и Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, принятым 05.04.2001 г.Поменялось общественное сознание молодежи.
Теперь большинство абитуриентов понимает, что от выбора вуза зависит карьера и вообще вся жизнь. Конкуренция на рынке труда резко возросла. Студенты старших курсов предпочитают начать трудовую деятельность еще до окончания вуза, чтобы быть обеспеченными рабочими местами по получении диплома.
Работодатель же принимает во внимание не только специальность по диплому, но и оценки по основным дисциплинам.К качественным изменениям относятся также появление дипломов для разных квалификаций, появление новых специальностей и новых форм получения образования. Так, например, число новых учебных дисциплин (отсутствующих в государственном перечне) превысило 200 — от компьютерных технологий до налогообложения, клинической психологии и международных корпоративных финансов.Однако в будущем количество желающих получить высшее образование начнет сокращаться. Это будет вызвано не оттоком абитуриентов в другие уровни образования, а демографической ситуацией в стране. Пик рождаемости закончился в 1986 — 1987 гг. Поэтому к 2010 г. по данным фонда «Общественное мнение» поступающих будет максимум 759 тысяч против нынешних 1,3 миллиона человек. Это может означать, что количество высших учебных заведений также станет сокращаться
Дополнительное профессиональное образование
Источник: www.poranarabotu.ru
ОСОБЕННОСТИ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В СПО
МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ, ПРОМЫШЛЕННОСТИ И СВЯЗИ
СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД
ОСОБЕННОСТИ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В СПО
Особенности модульного обучения в СПО
Принципиальными отличиями стандарта нового поколения являются:
перенос акцента с предметно-дисциплинарного подхода на
компетентностный и ожидаемые результаты обучения;
расширение возможностей учебных заведений и развитие
отражение в стандартах доминирующих перспектив, позволяющих
ориентировать подготовку выпускников на эффективную деятельность
привлечение к работе над стандартами работодателей и социальных
использование модульной структуры основных профессиональных
разработка интегрированных образовательных программ для
многоуровневой системы подготовки специалистов среднего звена.
В новых ФГОС заложена идеология интерпретации содержания образования,
формируемого «от результата»: от характеристик профессиональной
деятельности к целям — минимально заданным результатам
профессионального образования и далее к выбору соответствующих
организационных форм, методов, содержания обучения.
Принцип ориентации на результат является общим для образовательных
стандартов любого типа и уровня образования и компетентность
формируется как специфическая функция в том или ином виде будущей
Прежде чем начинать внедрять ФГОС-3 в образовательный процесс
необходимо было определить для преподавателей, в чем состоит
принципиальное отличие ФГОС 2 поколения от ФГОС 3 поколения, что такое
компетенции, что такое компетентность и чем отличаются компетенции от
ЗУНов (знаний, умений и навыков), каковы основные требования к условиям
реализации основных профессиональных образовательных программ и т.д.?
Далее надо была выстраивать принципиально новые взаимоотношения с
Что такое компетенции?
competent (лат.) — соответствующий, способный;
Компетенция (в макетах ФГОС СПО и ВПО) — способность применять
знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной
деятельности в определенной области.
Компетенции в самом обобщенном их понимании — это ожидаемые и
измеряемые конкретные достижения выпускников, которые определяют, что
будет способен делать выпускник по завершении всей или части
Компетенции включает совокупность взаимосвязанных качеств личности
(знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по
отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых
для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
Что такое компетентность?
Уровень практической реализации компетенции.
Владение, обладание человеком соответствующей компетенцией,
включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный
опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека.
Совокупность сформированных у личности компетенций, готовых к
Компетенция — некоторое отчужденное, наперед заданное требование к
образовательной подготовке ученика, компетентность — уже состоявшееся его
личностное качество (характеристика). А.В. Хуторской
В отличие от терминов «знание», «умение», «навык» понятие «компетенция»
имеет интегральный, метапредметный или надпредметный характер,
обобщенный характер (шире, чем ЗУНы) в своей формирующей основе имеет
не только знание и способы деятельности, но и качественные личностные
Современный подход к преподаванию заключается в построении его на
технологической основе. Общие принципы и правила технологии
преподавания разработаны на основе педагогического опыта мастеров-
новаторов. Одна из особенностей педагогической технологии заключается в
том, что любая технология, её разработка и применение требуют высокой
активности педагога и обучающихся. Всё это позволит оптимизировать
воспитательно-образовательный процесс, повысить качество
профессиональной подготовки студентов учреждений СПО.
Система среднего профессионального образования традиционно является
практико-ориентированной. Однако незыблемые основы обучения долгое
время хранили верность традиционной предметной дифференциации
отдельных учебных дисциплин. Соответственно, и приоритет тех или иных
знаний и умений определялся исключительно в рамках конкретного
предмета. Издержки такого подхода нивелировались уже на производстве, в
процессе приобретения молодым специалистом опыта по решению
комплексных профессиональных задач.
С развитием в России рыночной экономики несостоятельность такого
подхода стала очевидна. Сегодня к профессиональной квалификации
выпускника СПО предъявляются высокие требования по решению
производственных задач, в основе которых интеграция знаний и умений из
отдельных дисциплин в единое целое. Поэтому в профессиональном
обучении произошло неизбежное смещение акцентов: знания стали не целью,
а средством формирования компетентности современного специалиста.
Формированию и реализации нового содержания образования способствует
модульно-компетентностный подход в обучении, ставший одной из ведущих
инноваций в современной российской системе профессионального
Введение профессиональных модулей в ФГОС призвано объединить
содержательные, организационные, методические и технологические
компоненты профессионального обучения, а также теоретические и
обеспечить структурную связанность всего образовательного комплекса,
совмещение в одной организационно — методической структуре
дидактических целей, логически завершенной единицы учебного материала,
методического руководства и системы контроля. Все это позволит
оптимизировать воспитательно-образовательный процесс, повысить качество
профессиональной подготовки студентов учреждений СПО.
структурируется в автономные организационно — методические блоки —
дидактических целей, профильной и уровневой дифференциации
обучающихся, желаний обучающихся по выбору индивидуальной траектории
движения по учебному курсу.
Модули могут быть обязательными и элективными. Сочетание модулей
должно обеспечивать необходимую степень гибкости и свободы в отборе и
комплектации требуемого конкретного учебного материала для обучения (и
самостоятельного изучения) определенной категории обучающихся и
реализации специальных дидактических и профессиональных целей.
Модуль — целостный набор подлежащих освоению умений, знаний,
отношений и опыта (компетенций), описанных в форме требований, которым
должен соответствовать обучающийся по завершении модуля, и
представляющий составную часть более общей функции. Модуль является
значимым для сферы труда. Каждый модуль оценивается и обычно
Сами модули формируются как структурная единица учебного плана по
специальности; как организационно-методическая междисциплинарная
структура, в виде набора разделов из разных дисциплин, объединяемых по
тематическому признаку базой; или как организационно-методическая
структурная единица в рамках учебной дисциплины.
Как пример приведу ПМ.04. участие в организации производственной
деятельности малого структурного подразделения
по специальности 11.02.08 «Средства связи с подвижными объектами».
В модуле необходимо освоить три компетенции:
ПК 4.1. Участвовать в планировании и организации работы
структурного подразделения. (основы экономики, экономика организации,
менеджмент, управление персоналом)
ПК 4.2. Участвовать в руководстве работой структурного
подразделения. (менеджмент, психология общения, управление персоналом)
ПК 4.3. Участвовать в анализе процесса и результатов деятельности
подразделения. (основы экономики (рассчитать необходимую цифровую
информацию), АФХД (дать ей оценку)).
Модуль разбит на два междисциплинарных курса, которые содержат в себе темы и
разделы сразу нескольких учебных дисциплин:
МДК 04.01 Планирование и организация работы структурного
подразделения — основы экономики, экономика организации, анализ
МДК 04.02. Современные технологии управления структурным
подразделением — менеджмент, психология общения, управление
Особенность билетов к квалификационному экзамену состоит в том, что
желательно в одной производственной ситуации обучающийся должен
показать освоение всех профессиональных компетенций, заложенных в
модуле. Как пример приведён билет из МП.04
Руководитель структурного подразделения ООО «Интерком-НН» Фомин
П.Н. 12 марта текущего года издал приказ о реорганизации структуры
предприятия. Эти изменения были вызваны расширением состава услуг,
оказываемых клиентам, получением предприятием лицензии на
осуществление современных телекоммуникационных услуг, увеличением
объема операций современных телекоммуникационных услуг.
Приказом предусматривалось до 1 декабря текущего года создать в
структуре предприятия отдел современных телекоммуникационных услуг и
отдел обработки информации.
В результате внедрения современных телекоммуникационных услуг
планируется снижение себестоимости услуг, выполнение прогноза по доходам
от реализации телекоммуникационных услуг составит 100.9% от прогноза,
эксплуатационные расходы-6630,4тыс. руб., по прогнозу доходы от
реализации телекоммуникационных услуг составляют 9800,5 тыс. руб.,
расходы по статье «Амортизация основных фондов» — 522150,9 тыс. руб.,
удельный вес расходов по статье «Амортизация основных фондов»
в общей сумме эксплуатационных расходов, -31,2%.
Проанализировав ситуацию, необходимо выполнить следующие задания:
1. Рассчитать процент снижения себестоимости телекоммуникационных
услуг структурного подразделения ООО «Интерком-НН»
2.Разработать организационную структуру управления структурного
подразделения ООО «Интерком-НН».
В содержании профессионального образования именно модуль, как новая
структурная единица занимает центральное место, поскольку требования к
результатам обучения формируются как перечень видов профессиональной
деятельности и соответствующих профессиональных компетенций.
Выпускник в ходе обучения должен, прежде всего, приобрести практический
опыт, который опирается на компетентностно осваиваемые умения и знания.
Каждый модуль может осваиваться независимо, а их совокупность позволяет
достичь итоговой компетентности в профессиональной сфере.
Таким образом, требования к современному образованию ужесточаются. Это
связано, с одной стороны, с требованиями, предъявляемыми к качеству
выпускаемой продукции, с другой стороны – работодатели теперь хотят
принимать на работу не просто людей имеющих диплом, а специалистов с
глубокими знаниями по специальности, способных работать на современном
оборудовании, знающих передовые методы организации производства и
труда. Все эти навыки молодые люди должны получать в образовательном
(неплохо тренирует навыки работы в команде)
Источник: zhurnalpedagog.ru