Интеграция спортивной и физической культуры, а так же связанные с ней науки и практики представляет собой совокупность процессов, благодаря которым происходит объединение разнородных взаимодействующих компонентов в профессионально — социальную общность как единую систему. Научные знания в сфере спорта и физической культуры представляют как соединения духовно — познавательной и предметно — практической сторон человеческой деятельности. Научное познание организаций и деятельности контингентов работающих специалистов в сфере различных видов спорта развиваются в направлении выявления общих принципов, теорий, концепций, проблем, методов [2].
Интеграция хорошо используется в различных отраслях это объединение в целое каких либо частей, элементов; процесс взаимного приспособления, интегрировать — производить интеграцию, объединять части в целое, а также включать новый элемент в существующую систему. Система представляет собой комплекс взаимосвязанных элементов, ориентированных на достижение поставленной цели. Интеграция и системность могут эффективно применяться в физическом воспитании и спорте, физкультурном образовании [3].
Программа магистратуры «Педагогика и психология спорта, физической культуры и здорового образа жизни
Мир физической культуры, спорта и физического воспитания стоит сейчас на грани перехода на системный уровень его развития, познания и освоения. Соответственно и перед наукой стоит вопрос: как это сделать? Прежде всего самой науке надо науке надо выйти на этот уровень. И первое в чем надо определиться, — исходный пункт, фундамент интегральной системы знаний, второе логика процесса и её исторического становления, третье — способ, методология построения и изложения [12].
Периоды развития науки о физической культуре — это ступени восхождения в процессе познания ее реального объекта — культуры двигательной деятельности — и выявления закономерностей ее использования в целях формирования и сохранения способностей и свойств человека. В ходе этого познания научный интерес периодически смещался с выявления возможностей развития организма человека на совершенствование доступных ему форм двигательной деятельности. На каждом новом уровне развития науки происходил возврат к повторному их рассмотрению [12].
Компоненты интеграции и её составляющие
Один из первых компонентов рассматривающий проблемы интеграции физической культуры и спорта является научно — исследовательский компонент. Научно — исследовательский компонент включает в себя понятие научного знания. Научные знания — итог совокупной действительности специалистов как достоверное отражение действительности.
Основное направление интеграции научных знаний в сфере спорта и физической культуры являются: перенос знаний с других видов спорта, обобщения и обпробация зарубежного опыта. Использование понятийного аппарата и методов других видов двигательной деятельности, введение междисциплинарных направлений и их сближение, использование новых научных дисциплин «пограничного» типа — функциональных, прикладных, эмпирических, теоретических, высокоорганизованных и описательных; объединение исследований, отличающихся предметными областями; выработка средств и форм познания; усиление связи между другими знаниями [7].
Федеральный закон «О физической культуре и спорте в РФ» от 04.12.2007 № 329-ФЗ (ред. от 06.03.2022)
Специалисты, работающие в спортивной науке, связаны не только с потреблением информации, но и с созданием новой по видам, источникам, тематике. Информация научной деятельности способствует быстрому получению знаний с учетом зарубежного опыта, решению задач и проблем в спорте, физической культуре и скорейшему внедрению новых полученных знаний в практику[7].
В физическом воспитании исходную позицию для проявления двигательной активности составляет нервно — мышечный аппарат, двигательный акт. Созданные на этой основе движения, объединенные для решения двигательной задачи, образуют двигательное действие. Уже здесь проявляется и применяется интеграция. Комплексы различных двигательных действий образуют двигательную для решения задач различной сложности в повседневной жизни, профессиональной деятельности, спорте. Более высокий уровень здесь представляет система двигательных навыков, объединенные для решения конкретных задач: на обязательных уроках ( академические занятия, уроки физкультуры) в образовательных учреждениях, в системе подготовки спортсменов и других областях [3].
Интегративные знания о физической культуре в минувшем веке формировались почти синхронно со становлением общей теории культуры. Однако нельзя сказать, что общекультурологические концепции с самого начала стали основным источником теории физической культуры.
Последняя в своем прикладно-содержательном материале явилась в большой мере интегративным преемником теории физического воспитания и смежных дисциплин. В этом отношении можно сказать, что один из центральных разделов теории физической культуры рождался в лоне теории и методики физического воспитания. Причины тому понятны.
Они прежде всего в том, что практика физического воспитания издревле стала и остается самым основным процессом строго направленного функционирования физической культуры в обществе, она органически вошла в социальную систему образования — воспитания и в этом качестве многие века совершенствовалась по содержанию и методике, привлекая внимание специалистов педагогического и иного профиля. Не удивительно, что знания о физической культуре преимущественно накапливались как знания о физическом воспитании. Игнорировать это при разработке общей теории физической культуры было бы просто неразумно [11].
Процесс обучения двигательным действиям и развитии физических качеств также представляет собой систему, в которой составными частями (подсистемами) является предмет обучения (двигательные действия, знания, качества); обучающий (учитель, преподаватель, тренер); обучаемый (учащийся, студент, спортсмен); совместная интегрированная деятельность обучающего и обучаемых, как субъектов обучения по освоению предмета. От интеграции и системности зависит во многом успешность учебного процесса на этапах структуры обучения [3].
Спортивно — технологический компонент сферы спорта и физической культуры характеризует концентрацией усилий специалистов — практиков, которая позволяет быстрее добиться успехов с меньшей затратой сил, средств. Однако при этом происходит быстрое сужение кругозора у конкретного специалиста, утрата ориентации в соседних областях знаний. Это приводит к «забвению» участков сферы деятельности [7].
Спортивная деятельность включает различные разделы, которые представляются в виде их моделей. В соответствии с этим она определяется как предмет об освоении двигательных структур и изучение этих структур на их моделях .Становится ясным, что спортивно — технический компонент включает не только совокупность двигательных действий, но и арсенал методов их освоения, а также язык описания теоретических основ и практической деятельности спортсменов [5; 7].
Важным разделом, характеризующим спортивную деятельность, является раздел управления индивидуальной подготовки спортсмена. В основе системного подхода к познанию индивидуальной деятельности спортсмена и управлением развитием его физических качеств, лежит теория интегральной индивидуальности. Индивидуальность спортсмена так и учащегося представляет собой саморазвивающуюся и самоорганизуемую систему, состоящую из относительно замкнутых подсистем или иерархических организованных уровней индивидуальных свойств. Она характеризуется между всеми свойствами человека, относящимися к различным ступеням развития материи — биохимическим, физиологическим, психологическим, личностным и социально — психологическим [1].
Спортивная и физкультурная деятельность не может не меняться со временем. Измерения обуславливаются расширением целей обучения, появления новых требований к уровню подготовленности тренеров и спортсменов, изменением общего развития занимающихся, повышением квалификации тренеров, развитии теории и методики избранного вида спорта.
Профессионально — научные знания, используемые сегодня в подготовке тренеров, спортсменов разъединены и не полной мере удовлетворяют требованиям и запросам спортивной практики. Тренер любого вида спорта поставлен в такие условия, в которых ему необходимо не только многое знать, уметь, но и быть подготовленным к поиску наиболее эффективных путей совершенствования личности спортсмена. Вместе с тем, казалось бы, из двигательного одаренного спортсмена гораздо легче подготовить тренера. Однако традиционные формы обучения создают у человека трудно перестраиваемые репродуктивно — исполнительные типы сознания и деятельности [5; 7].
Образовательный компонент. В настоящее время наблюдается глубокий разрыв между всё возрастающей сложностью способностью человека ориентироваться в новых условиях жизни, обусловленной традиционной формой образования. Для конструктивного решения глобальных проблем жизни необходимо пересмотреть существенные методы обучении, вводить больше элементов инновационного обучения основанного на предвидении и активном участии субъекта в создании своего будущего.
Задача общего физического образования и воспитания может состоять в том, чтобы научить молодого человека (учащегося, спортсмена) сознательно действовать и проверять умственную свою деятельность. Цель науки должна быть самостоятельная выработка и усвоение общих положений, истин. А образованием уничтожается произвол в рассуждениях, действиях человека, научив его понимать и вырабатывать истину [6].
Физкультурное образование представляет собой как результат освоения двигательной деятельности, результат исторически обусловленных и методически обработанных образцов и средств (физических упражнений, двигательных действий, отдельных движений), результат сформированного управления (специфического сознания, представления, знаний, мировоззрения). При этом «производство» двигательной деятельности выступает как технология образования, где структурная организация разворачивания процесса обуславливает видоизменение и структурное усложнение системы двигательной деятельности. На основе интеграции имеющихся знаний по спорту и физической культуре создается целостное представление о физическом воспитании.
Методологический компонент. В самом общем понимании методология — учение о методах познания и преобразования мира, о применении принципов мировоззрения процессу познания, к духовному творчеству и практике. Методологическое развитие сферы предусматривает соотношение теоретического и эмпирического уровней знания структуру научного мышления, типы научных абстракций взаимосвязи отдельных дисциплин, специфику исследовательских и практических методов, идеализацию объектов и отношение к действительности [6].
Интеграция науки, образования и практики в сфере спорта и физического воспитания — многоплановый процесс с трудно предсказуемым ростом связей между ними. В одном случае интеграция ведет к укреплению связи науки со спортивной практикой, в другом — науки с образованием, в третьем — образованием с практикой. Расширение и углубление интегральных процессов обеспечивает переход результатов спортивно -научных исследований в теоретические основы спортивной практики. Вместе с тем существует очень важная проблема, касающаяся всех категорий работников сферы спорта и физической культуры — это освоение методов взаимодействия с информационной средой с помощью информационных технологий.
Многие исследователи в области физической культуре и спорта предлагают и рекомендуют единую концепцию подготовки специалистов по физической культуре и спорту на основе:
— слияния научного и эмпирического, дедуктивного и индуктивного, теоретического и практических путей познания содержания трудовой деятельности;
— усиления интеграции образования, науки и практики.
Источник: studbooks.net
Интегрированные уроки как инновационная форма преподавания физической культуры в условиях реализации ФГОС
статья по физкультуре
Аннотация: В статье рассматриваются современные подходы к организации процесса обучения по предмету «Физическая культура» в школе, дан анализ основных подходов к понятию интеграции в педагогическом процессе. Выделены условия и формы реализации интегративного обучения. Автором представлены возможности реализации межпредметных связей на уроках физической культуры с использованием технологии проблемного обучения.
Современное образование характеризуется системными изменениями в структуре и содержании. Переосмысление приоритетов обучения, роли ученика как субъекта учебно-воспитательного процесса, а также общественные изменения, обуславливают нетрадиционные подходы к решению многих образовательных проблем.
Необходимость определения реальных механизмов, обеспечивающих укрепление здоровья, гармоничность развития, повышение физической и умственной работоспособности, продиктована поиском неиспользованных резервов для совершенствования физического состояния детей. Одной из ведущих тенденций развития современного образования является интеграция его содержания.
Интеграция разных образовательных областей знания стирает границы между предметами, позволяет рассматривать связи, восстанавливающие единство и целостность изучаемого мира. В учебном процессе понятие интеграции различными исследователями определяется по-разному: Г. И. Батурина понимает под интеграцией создание целостного учебно-воспитательного процесса и научно-обоснованной системы целенаправленного управления процессом формирования личности; О. И. Бугаев интеграцию содержания образования объясняет необходимостью установления межпредметных связей с целью формирования у учащихся целостной картины мира; В. Р. Ильченко утверждает, что интеграция знаний является необходимым условием формирования природоведческо-научного миропонимания учащихся и осуществляется на основе общих для всех предметов данного цикла фундаментальных закономерностей природы; Г. Ф. Федорец видит интеграцию в разнообразных связях и зависимостях между структурными компонентами педагогической системы.
В исследованиях известных ученых- педагогов И.Д. Зверева, В.М. Коротова, М.Н. Скаткина межпредметные связи выступают как условие единства обучения и воспитания, средство комплексного подхода к предметной системе обучения. Прогрессивные педагоги – Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Н.К.
Крупская подчеркивали необходимость взаимосвязей между учебными предметами для отражения целостной картины природы «в голове ученика», для создания истинной системы знаний и правильного миропонимания.
Метапредметный подход к образованию является одной из главных задач ФГОС. Такой метод обучения весьма актуален для развития учащихся и для облегчения адаптации их в современной жизни. Он призван помочь ученику видеть и применять на практике не каждый предмет школьной программы в отдельности, а комплексно, уметь связывать знания, полученные на одной дисциплине с другой. При применении этого подхода органично воплощается в жизнь и теория, и практика.
Физкультура не является исключением, так как является необходимым предметом для целостного развития личности учащегося. Потому, учитель должен сделать урок не только интересным, но и познавательным для ребенка. С применением этого подхода, для учителя физкультуры открываются большие возможности разнообразить и научно обосновывать пользу предмета и его влияние на общее развитие личности, ставя метапредметную связь в основу обучения.
Интеграция создаёт максимально благоприятные условия для раскрытия физических возможностей школьников и их интеллектуальных способностей, а также объединяет и использует разные формы воздействия на обучающихся. Использование различных видов работы в течение занятия поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности интегрированных занятий. Такие занятия снимают утомляемость и перенапряжение обучающихся за счёт переключения на разнообразные виды деятельности, а также повышают познавательный интерес, служат развитию у школьников воображения, внимания, мышления, речи и памяти. Интеграция даёт возможность для самореализации, самовыражения, творчества, как педагога, так и обучающегося. Интерес к учёбе и успеваемость становятся выше, если они дети осознают нужность обучения.
Преимущества интегрированных занятий заключаются в том, что они:
-способствуют повышению мотивации учения, формированию учебной деятельности, познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;
-в большей степени способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы, интенсификации учебно-воспитательного процесса, снимают перенапряжение, перегрузку;
-не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор, но и способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности;
-интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в различных предметах.
Форма проведения интегрированных занятий зависит от цели занятия и выбора системообразующего компонента.
Основная идея применения межпредметных заданий связана с использованием знаний и умений различных учебных дисциплин при изучении конкретного учебного элемента (понятия).
Возможны три типа межпредметных заданий:
— Индуктивные, когда обобщению подвергаются факты из различных учебных предметов;
— Частично индуктивные, предусматривающие обобщение уже обобщенных предметных знаний;
— Дедуктивные, когда требуется доказательство определенных положений с помощью знаний из различных предметов.
С целью развития познавательной деятельности учащихся посредством межпредметных связей на уроках физической культуры мною разработаны и применяются карточки –задания, сюжетные игры, проблемные вопросы и ситуации.
-Связь физической культуры с физикой и математикой:
Проблемные ситуации и вопросы:
- Ребята, давайте рассчитаем скорости,с которыми ребята проплывут
кролем на груди и кролем на спине.
Что нам для этого надо знать? - От чего зависит поведение тела на воде?
Проблемные ситуации и вопросы:
1.Если ученик прыгает в длину, вся ли кинетическая энергия перешла в потенциальную?
2. Почему перед разбегом рекомендуется сделать небольшой подготовительный шаг влево?
3.В какую точку мяча должна попасть бьющая рука, чтобы мяч наверняка попал в площадку?
-Связь физической культуры с биологией , химией
Раздел «Легкая атлетика»
Проблемные ситуации, вопросы :
- Как объяснить факт, что заяц, выросший в клетке, погибает при первом же беге?
- Почему нагрузку нужно повышать постепенно?
- Почему при длительном беге отмечается снижение веса?
4.Влияют ли антропометрические данные (вес, длина ног и туловища, рост) на скорость и выносливость в беге на длинные дистанции (5км; 10км; марафон)?
Использование на уроках физической культуры специально подобранных подвижных игр также обогащает детей новыми впечатлениями, развивают у них самостоятельность, способность к творчеству, обостряют наблюдательность. Дети подчас даже незаметно для себя приобретают определенные знания, умения и навыки, у них формируются необходимые черты личности.
Таким образом, познавательная и воспитательная ценность интегрированного урока состоит в том, что он стимулирует двигательную и интеллектуальную активность детей, нацеливает на продолжение изучения предметов в рамках исследовательской деятельности. С учащимися, освобождёнными от урока физкультуры по медицинским показаниям используются разные формы деятельности. Им предлагается составлять и представлять сверстникам небольшие проекты на темы: «Физика и баскетбол»; «Моя любимая физкультура»; «От успеха в спорте, к успеху в жизни», «Здоровый образ жизни», «Мы выбираем спорт».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Системно-деятельностный подход в преподавании предмета «Физическая культура» в условиях реализации ФГОС второго поколения
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные .
Здоровьесберегающие технологии преподавания физической культуры в условиях реализации ФГОС нового поколения.
Современный этап развития образования отражает социально-культурную ситуацию, характеризующуюся множеством инновационных изменений в сфере образовательно-воспитательного процесса. В этих условия.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ»
Методическая разработка на тему: » Здоровьесберегающие технологии преподавания физической культуры в условиях реализации ФГОС нового поколения».
Конспект урока «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС»
Актуальность данной работы вытекает из того что, по мнению специалистов — медиков 75% всех болезней человека заложено в детские годы. Доказано, что существующая система школьного образования спо.
Статья_Здоровьесберегающие технологии преподавания физической культуры в условиях реализации ФГОС нового поколения
Статья обобщающая опыт использования здоровьесберегающих технологий на урока физической культуры в условиях СПО.
Содержание и организация преподавания предмета физическая культура в условиях реализации ФГОС в основной школе
доклады по темам ФГОС и ГТО.
Источник: nsportal.ru
Организация перехода учреждений физкультурно-спортивной направленности на реализацию программ спортивной подготовки на примере ГБУ СШОР № 1 Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга
Малинина, Е. М. Организация перехода учреждений физкультурно-спортивной направленности на реализацию программ спортивной подготовки на примере ГБУ СШОР № 1 Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга / Е. М. Малинина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 49 (235). — С. 367-370. — URL: https://moluch.ru/archive/235/54494/ (дата обращения: 28.12.2022).
Подготовка спортивного резерва стала одним из приоритетных направлений политики Министерства спорта Российской Федерации. В 2013 году спортивным школам был дан инструментарий для реализации различных программ, в зависимости от целей и задач, которые ставит учредитель перед организацией. В статье рассматриваются программы в сфере физической культуры и спорта, а также их отличия. Представлены результаты анализа предварительных данных по переходу учреждений физкультурно-спортивной направленности на реализацию программ спортивной подготовки в России.
Минспортом России утвержден и реализуется План по модернизации существующей системы подготовки спортивного резерва и переводу действующих учреждений в организации нового типа — организации спортивной подготовки: спортивная школа (СШ), спортивная школа олимпийского резерва (СШОР).
В рамках реализации плана:
- формирование новой нормативной правовой и методической базы в целях обеспечения единых подходов к организации спортивной подготовки, и четкого определения роли и задач каждого участника процесса;
- включение мер социальной защиты работников сферы физической культуры и спорта в Отраслевое соглашение по организациям, подведомственным Министерству спорта Российской Федерации;
- предложена «дорожная карта» мероприятий по преобразованию государственных (муниципальных) ДЮСШ и СДЮСШОР в организации спортивной подготовки (СШ и СШОР);
Разработан ряд подзаконных нормативно-правовых актов:
- порядок осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в области физической культуры и спорта;
- порядок аттестации тренеров (методические рекомендации).
Основной целью подготовки спортивного резерва в современных социально-экономических условиях является — вовлечение оптимального числа юношей и девушек в интенсивные регулярные занятия физической культурой и спортом, отбор и подготовка наиболее одаренных, имеющих перспективу достижения спортивных результатов международного уровня для пополнения спортивных сборных команд России.
На данный момент программы в сфере ФК и С подразделяются на следующие:
- Профессиональные образовательные программы в области физической культуры и спорта;
- Интегрированные образовательные программы в области физической культуры и спорта;
- Дополнительные общеразвивающие программы в области физической культуры и спорта;
- Дополнительные предпрофессиональные программы в области физической культуры и спорта;
- Программы спортивной подготовки.
Основные отличия программ, реализуемых в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, по этапам подготовки мы можем рассмотреть в таблице 1.
Отличия программ, реализуемых ворганизациях спортивной подготовки
Организациям, осуществляющим спортивную подготовку, рекомендуется осуществлять планирование деятельности организации с учетом перечисленных ниже компонентов системы спортивной подготовки:
– организационно-управленческий процесс построения спортивной подготовки по этапам и периодам спортивной подготовки на основе программы спортивной подготовки;
– процесс научно-методического сопровождения;
– система отбора и спортивной ориентации;
– процесс медико-биологического сопровождения;
– процесс ресурсного обеспечения.
В таблице 2 рассмотрим целесообразность открытия этапов спортивной подготовки в организациях, осуществляющих спортивную подготовку.
В Российской Федерации по каждому виду спорта (за исключением военно-прикладных, служебно-прикладных видов спорта, а также национальных видов спорта, развитие которых не осуществляется соответствующей общероссийской спортивной федерацией), внесенному во Всероссийский реестр видов спорта, устанавливаются федеральные стандарты спортивной подготовки, обязательные при разработке и реализации программ спортивной подготовки (в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 170-ФЗ).
Федеральные стандарты спортивной подготовки— совокупность минимальных требований к спортивной подготовке по видам спорта.
В настоящее время в Российской Федерации (по данным федерального статистического наблюдения по форме № 5-ФК за 2017 год) 5020 организации участвуют в подготовке спортивного резерва:
– училища олимпийского резерва;
– специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва;
– детско-юношеские спортивные школы;
– спортивные школы олимпийского резерва;
– центры олимпийской подготовки;
– центры спортивной подготовки;
– иные организации: ШВСМ, ЭШВСМ, ЦСП-ШВСМ, ЦСП-УОР, ЦСП-ДЮСШ, ЦФК, ЦОВС, ЦИВС, СК, ДЮКФП, ДСШ, ДЮЦСП, КСДЮСШОР, СДЮСШ, ДЮСАШ, ЦРСВД и др.
На рисунке 1 показан анализ по данным федерального статистического наблюдения (по форме № 5-ФК за 2017 год) структуры учреждений, осуществляющих спортивную подготовку.
Рис. 1. Структура учреждений, осуществляющих спортивную подготовку в 2017 г.
Сравнительный анализ организаций, осуществляющих спортивную подготовку за 2015–2017гг.
Вид организации
Источник: moluch.ru
Интегрированные образовательные программы в области физической культуры и спорта что это
Организация: МДОБУ Детский сад №5
Населенный пункт: Краснодарский край, г. Лабинск
«Все, чему учат человека,
должно быть не разрозненным,
частичным, а единым, целым».
Интеграция образовательной области» Физическая культура» с другими образовательными областями представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных компонентов и элементов системы на основах взаимозависимости и взаимодополняемости.
Принцип интеграции образовательных областей выступает как основополагающий принцип работы с детьми. Работая с детьми, я на своем примере убедилась, что возможна взаимосвязь физической культурой с каждой из образовательных областей. Сегодня уважаемые коллеги я хочу поделиться с вами опытом наиболее успешной интеграции в разных образовательных областях.
Интеграция образовательной области «Физическое развитие»
с образовательной областью
«Социально-коммуникативное развитие»
Интеграция с областью «Социально-коммуникативное развитие» происходит через взаимодействие и помощь друг другу во время эстафет, создание на занятиях физической культурой педагогических ситуаций и ситуаций морального выбора, развитие нравственных качеств, поощрение проявлений смелости, находчивости, взаимовыручки, выдержки, оценивании результатов игр и соревнований, где формируются первичные представления о себе, собственных возможностях.
• Охрана безопасности и жизнедеятельности решается посредством формирования навыков безопасного поведения в подвижных и спортивных играх, при пользовании спортивным инвентарем. Через оказание помощи и поддержки окружающим воспитываются партнерские взаимоотношения.
• В процессе физического воспитания осуществляется трудовое воспитание.
У детей укрепляется здоровье, формируются двигательные навыки, развиваются физические качества, необходимые для труда.
Дети овладевают трудовыми навыками, я предлагаю им помочь подготовить помещение или участок к занятию. Ребята с удовольствием собирают опавшие листья, ветки, расчищают участок от снега, расставляют и убирают спортивный инвентарь и другие атрибуты.
В результате у детей воспитывается уважение к труду взрослых и сверстников.
• Нравственное и патриотическое воспитание осуществляется на занятиях по физкультуре в процессе проведения подвижных игр, эстафет, спортивных соревнований и досугов. Физкультурные развлечения позволяют закрепить и обобщить знания и умения детей в рамках определенной темы, объединить детей разного возраста общими чувствами и переживаниями. Например: в процессе организации спортивного досуга «Веселые старты» совершенствуются не только физические, но и нравственно-волевые качества личности ребенка, а также дружеские взаимоотношения со сверстниками, командный дух, чувство коллективизма. Участие родителей создает определенный эмоциональный настрой, дарит огромную радость от взаимного общения, развивает чувство гордости за успехи своих родителей.
• Дети с удовольствием играют в народные игры. Тем самым решаются задачи формирования толерантности, чувства уважения и интереса к национальным традициям.
Интеграция образовательной области «Физическая культура»
с образовательной областью
«Познавательное развитие»
Активизация мышления детей происходит через подвижные игры и упражнения со спортивным оборудованием; Дети с удовольствием рассматривают познавательные книги, фильмы о спорте, спортсменах, о здоровом образе жизни. В старшем дошкольном возрасте дети самостоятельно выбирают игры, специальные упражнения на ориентировку в пространстве. Усвоение нового материала, построение конструкций; закрепление знаний об окружающем мире предусматривает интеграцию с областью «Познавательное развитие».
• На физкультурных занятиях дети встречаются с элементарными математическими представлениями:
— совершенствуется умение ориентироваться в пространстве – определять центр, углы зала (левый, правый, умение двигаться в заданном направлении (змейкой, по диагонали, в обратную сторону).
— закрепляем понятия: широкий — узкий, короткий-длинный, геометрические фигуры.
— закрепляем навыки порядкового счета, например, подпрыгнуть на одной (двух) ногах указанное количество раз, посчитать количество прыжков до кубика, прыгать по 5 раз на правой и левой ноге, прыгая из обруча в обруч, назвать, каким по счету находится обруч определенного цвета.
В нашем детском саду проходил физкультурно-математический праздник «В стране геометрических фигур». Дети с удовольствием выкладывали на полу фигуры и цифры из каната. Выполняли математические задания во время прохождения полосы препятствий. Командам предлагалось попасть в треугольную мишень, во все жёлтые, круглые мишени. Затем во все большие зеленые мишени.
Дети моей группы любят спортивные игры и эстафеты, подвижные игры: «Числовые домики», «Будь внимателен», «Фигура-замри», «Запрещённое движение». Все эти игры способствуют развитию памяти и внимания. Очень хорошо дети запоминают цифры во время прыжков я предлагаю выполнить прыжки на двух ногах вдоль такого количества кеглей, какое соответствует поднятой цифре. Предлагая различные упражнения добиваюсь, чтобы дети их выполняли с должных мышечным напряжением и обращаю внимание детей на разные математические отношения. При выполнении физический упражнений, использую объёмные и плоские геометрические фигуры, цифры, карточки-символы и так далее.
Занятия по математике наполняю различными двигательными упражнениями, большую часть занятия дети активно двигаются выполняя интересные задания.
Очень хорошо прослеживается интеграция образовательных областей при организации обучения детей математике в комплексе с физическим воспитанием. Такой подход способствует стимулированию двигательной и мыслительной активность у детей в ходе физкультурно-математических праздников, конкурсов , которые проводятся, как в группе, так и в музыкальном зале, на участке во время прогулки.
В процессе таких занятий дети не устают, так как часто меняют виды, темп, амплитуду движений. Разнообразная двигательная активность снимает утомление, активизирует память мышления. Интеграция познавательного и физического развития детей необходимо для увеличения двигательной активности и для повышения интеллектуального развития.
Интеграция образовательной области «Физическое развитие»
с образовательной областью
«Речевое развитие»
• В процессе двигательной деятельности происходит развитие свободного общения с взрослыми и детьми через проговаривание действий и называние упражнений, обсуждение пользы закаливания и занятий физической культурой, поощрение речевой активности детей.
• С целью развития воображения для освоения двигательных эталонов в творческой форме используются художественные произведения, игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, считалок; сюжетные физкультурные занятия на темы прочитанных сказок.
Мною разработаны и проведены интегрированные занятия: «Здоровый образ жизни в нашем городе; «Овощи и фрукты – полезные продукты; «Спорт люблю – спортом дорожу»
Беседы на тему : « На здоровье» , «Вредные привычки», « Спорт в детском саду», « Здоровье и болезни», « В здоровом теле , здоровый дух»
Дети любят играть в дидактические игры : « Хорошо – плохо», «Полезно – вредно», «Вершки – корешки», « Съедобное – несъедобное» , «Едет , катится , бежит» . В сюжетно – ролевые игры «Фитнесс клуб», «Магазин спортивных товаров», «Магазин здоровой пищи» , «Фитоаптека».
Чтение художественной литературы : 1.С.Белковская «Юля – чистюля», 2.О.Платонов «Безопасный островок», 3. энциклопедия «Азбука здоровья», 4. К.И. Чуковский «Мойдодыр» и др.
Интеграция образовательной области «Физическое развитие»
с образовательной областью
«Художественно-эстетическое развитие»
• Физическое воспитание благоприятствует осуществлению эстетического воспитания. В процессе выполнения физ. упражнений формируется красивая осанка, развивается способность воспринимать, испытывать эстетическое удовольствие, понимать и правильно оценивать красоту, изящество, выразительность движений.
• Музыка, сопровождая утреннюю гимнастику и физкультурные занятия, активизирует детей, повышает качество выполняемых упражнений, организует коллектив. Она способствует выразительности, четкости, координации движений, эмоциональному переживанию музыкальных образов, развитию слуха. Дети учатся воспринимать музыку, двигаться в соответствии с ее характером, средствами выразительности. Например, ходьба в различных построениях и перестроениях требует бодрой, энергичной музыки; отрывистые подскоки, притопы – легкой, игривой; помахивание лентами – нежной, напевной.
Музыка влияет на физиологические процессы детского организма, она увеличивает амплитуду дыхания, легочную вентиляцию.
• В подвижных играх имитационно-подражательного характера развиваются у детей физические качества и двигательные способности, образное и творческое мышление, внимание и память, фантазию и др.
Вывод:
Использование интегрированных занятий обеспечивает всестороннее развитие физических, речевых, психических качеств, навыков и умений. Интеграция разных образовательных областей позволяет сделать занятие интересным и динамичным. Дети меньше утомляются, смена видов деятельности помогает усвоению материала, обогащает впечатлениями, учит адаптироваться к новым условиям.
Педагогический процесс, построенный на принципах интеграции, способствует более тесному контакту всех педагогов ДОУ, тем самым, обеспечивая непрерывное, всестороннее развитие дошкольников с учетом их интересов, способностей, с целью максимальной самореализации каждого воспитанника.
Источник: www.vospitatelds.ru