Особое место в системе отечественного образования занимают дети с ограниченными возможностями развития. Образование – это неотъемлемое право человека.
Особые образовательные потребности возникают у детей тогда, когда в процессе их обучения появляются трудности – несоответствие их возможностей общепринятым социальным ожиданиям, образовательным нормативам. Эти особые образовательные потребности ребенка требуют от школы предоставления дополнительных или особых материалов, программ или услуг.
Долгое время специальное образование рассматривалось в виде системы специальных (коррекционных) организаций образования, которые в значительной мере изолированы от системы общего образования. Движение в сторону их сближения на основе совместного обучения в единых организационных условиях получило название «интегрированное обучение».
Понятие «интеграция» в словаре иностранных слов объясняется как «восстановление, восполнение, объединение в целое каких-либо частей».
Интегрированное обучение является закономерным этапом развития системы специального образования. Оно предполагает овладение ребенком с отклонениями в развитии общеобразовательным стандартом в те же сроки (или близкие), в которые это происходит у нормально развивающихся детей.
Интегрированный урок — что это такое?
При решении вопроса об интеграции ребенка с отклонением в развитии в образовательную среду нормально развивающихся детей следует учитывать ряд показателей, которые условно разделяются на внутренние и внешние.
К внешним условиям относятся следующие:
- раннее выявление нарушений (на первом году жизни) и проведение коррекционной работы с первых месяцев жизни. В этом случае можно достичь максимально возможных результатов в развитии ребенка, которые позволят ему обучаться в общеобразовательной школе;
- желание родителей обучать ребенка вместе со здоровыми детьми, их стремление и готовность реально помогать своему ребенку в процессе его обучения;
- наличие возможности оказывать «интегрированному ребенку» эффективную квалифицированную коррекционную помощь;
- создание условий для реализации вариативных моделей интегрированного обучения.
Внутренние показатели:
- уровень психофизического и речевого развития;
- возможность овладения общим образовательным стандартом в предусмотренные для нормально развивающихся детей сроки;
- психологическая готовность к интегрированному обучению.
Условия успешной реализации интегрированного обучения в системе образования:
- реализация индивидуальной образовательной программы;
- адаптация технологий обучения и воспитания к познавательным возможностям ребенка с особыми образовательными потребностями, в том числе методического арсенала педагога (учебно-методические комплекты, наглядные пособия, дидактические материалы, другие средства обучения);
- обеспечение психолого-педагогического сопровождения и поддержки детей и подростков, обучающихся в режиме интеграции.
Модели интегрированного обучения
Что такое интегрированное обучение
- Постоянная полная интеграция
Дети с ОВР, достигшие по уровню умственного и психического развития возрастной нормы, обучаются в общеобразовательных классах на общих основаниях и по необходимости получают помощь отдельного специалиста.
Данная модель эффективна для тех учащихся, чей уровень психофизического и речевого развития соответствует или приближается к возрастной норме и кто психологически готов к совместному со здоровыми сверстниками обучению.
Неотъемлемым условием постоянной полной интеграции является присутствие в общеобразовательном классе двух педагогов – общей и специальной систем образования. Обязанности дополнительного педагога:
- непосредственная помощь учащемуся с особыми образовательными потребностями;
- сопровождение его учебной деятельности;
- совместная с основным учителем работа по модификации педагогических методов и средств в соответствии с принципом индивидуализации процесса обучения.
- Постоянная, но неполная интеграция
Эффективна для тех детей школьного возраста, чей уровень психического развития несколько ниже возрастной нормы. Такие дети нуждаются в систематической коррекционной помощи, но при этом способны в целом ряде предметных областей обучаться совместно с нормально развивающимися сверстниками, проводить с ними большую часть внеклассного времени.
Данная модель полезна школьникам с различным уровнем психического развития, но не имеющим сложных нарушений. Цель подобной интеграции – максимальное использование всего потенциала уже имеющихся у ребенка возможностей общения, взаимодействия и обучения с нормально развивающимися детьми.
Учащиеся обучаются в условиях отдельного класса, но объединены в единое образовательное пространство с нормально развивающимися школьниками.
Они вовлекаются во все общешкольные воспитательные и учебные мероприятия на равных правах с учащимися общеобразовательных классов.
Данная модель интеграции применима для детей, которые находятся на индивидуальном обучении, посещают отдельные уроки в классе совместно с основным составом учащихся.
Частичная интеграция полезна тем, кто способен наравне со своими нормально развивающимися сверстниками овладевать лишь небольшой частью необходимых умений и навыков, проводить с ними только часть внеклассного времени. Однако такие дети не способны овладевать школьной программой наравне со здоровыми сверстниками.
В рамках частичной интеграции дети с нарушениями развития проводят со здоровыми сверстниками часть времени (например, вторую половину дня).
Цель – расширение общения и взаимодействия детей с ОВР с их нормально развивающимися сверстниками. Данная модель применима в школах, где открыты специальные классы для детей с определенным отклонением в развитии. Это промежуточный вариант между обучением детей с ОВР исключительно в общеобразовательном классе и обучением в специальных учебных заведениях.
Сочетаются две организационные формы обучения: в условиях образовательной интеграции с нормально развивающимися сверстниками и обучение в специально организованных классах или малых группах (в пространстве массовой школы). Как и в случае с моделью полного включения, учащиеся с ОВР получают необходимую дополнительную психолого-педагогическую помощь.
Применима для детей, которые находятся на индивидуальном обучении, но имеют возможность социального общения со здоровыми сверстниками (участие во внеклассных воспитательных мероприятиях, общешкольной деятельности).
Воспитанники специального класса независимо от достигнутого уровня развития объединяются со своими нормально развивающимися сверстниками не реже двух раз в месяц для проведения совместных мероприятий воспитательного характера.
Цель – создание условий для приобретения начального опыта общения с нормально развивающимися сверстниками.
Временная интеграция становится этапом подготовки к возможной в дальнейшем более совершенной форме интегрированного обучения. Может быть осуществима в общеобразовательных школах, в которых открыты специальные классы.
- Эпизодическая модель интеграции
Ориентирована на школьные организации, которые ограничены в возможностях проведения целенаправленной работы по совместному с нормально развивающимися детьми воспитанию и обучению своих воспитанников.
Цель – организация минимального социального взаимодействия детей с выраженными нарушениями развития со сверстниками. Преодоление тех объективных ограничений в социальном общении, которые создаются в условиях специальных (коррекционных) организаций, где обучаются только дети с ограниченными возможностями.
- Комбинированная интеграция
Эффективна для городов и других населенных пунктов, в которых нет специальных (коррекционных) организаций образования.
Дети с ОВР, которые несмотря на нарушения в развитии имеют достаточно высокий уровень общего психофизического и речевого развития, направляются в классы общеобразовательной школы. В школе учитель-дефектолог проводит с проблемными детьми систематические коррекционные занятия (индивидуальные или малыми группами), посещает занятия в классах, помогая организовать обучение и воспитание проблемного ребенка в коллективе здоровых детей.
Интегрированное обучение – что это такое, модели и формы
У каждого человека, независимо от национальности, цвета кожи, пола, социального статуса, есть право на образование. Это право закреплено в Конституции РФ и гарантирует доступное дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование всем без исключения – в том числе детям с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья).
Если раньше особенные ребята отправлялись учиться в спецшколы (коррекционные образовательные учреждения) и оказывались в изоляции от здоровых сверстников, то сегодня все большее внимание уделяется их включению в учебно-воспитательный процесс – в обычных детских садах и школах. Это стало возможным с появлением интегрированного обучения. В чем суть такого подхода, на каких принципах он основан и какие задачи позволяет решить? Давайте разбираться.
Что такое интегрированное обучение и какова его цель
Слово «интеграция» пришло к нам из латинского языка и имеет несколько значений: соединение, объединение, слияние в единое целое отдельных элементов, частей; восстановление, восполнение.
Интегрированное обучение – это такая организация образовательного процесса, при которой дети с ОВЗ эпизодически или постоянно, частично или полностью включаются в учебно-воспитательный процесс, учатся, общаются, взаимодействуют с детьми без особенностей развития.
Важным шагом на пути к созданию таких школ, доступных для всех, стала Саламанкская декларация. Она была принята на проходившей в Испании в июне 1994 года Всемирной Конференции, посвященной вопросам доступного качественного образования для людей с особыми потребностями. При разработке концепции интегрированного обучения за основу были взяты ключевые тезисы декларации:
- каждый ребенок имеет право получить образование;
- у каждого ребенка должна быть возможность поддерживать оптимальный уровень знаний;
- возможности, способности, потребности и интересы каждого ребенка уникальны;
- эту уникальность нужно учитывать при разработке и реализации образовательных программ;
- для всех людей, независимо от особенностей их здоровья и развития, должны быть доступны обычные школы, где должны быть созданы условия, благоприятные для инклюзии любых учащихся.
Таким образом, главная цель интегрированного обучения – сделать образование доступным для всех, помочь ребенку с особенностями адаптироваться в детском саду, в обычной школе, дать возможность стать полноправным членом общества: научиться выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми, овладеть знаниями, умениями, навыками, которые помогут ему найти свое предназначение, состояться в жизни.
Какие задачи помогает решить интеграция?
О том, как важно развивать интегрированные методы обучения, первым заговорил советский психолог, исследовавший особенности детского развития, основоположник социальной психологии, коррекционной педагогики и психолингвистики Лев Выготский. По его мнению, коррекционные школы, специальные учреждения для детей с ОВЗ лишь фиксируют внимание на их проблемах, отличиях от других детей, усугубляя тем самым их состояние, и не дают знаний и навыков, которые нужны для самостоятельной жизни.
Перечислим задачи, которые позволяет решить интегрированное обучение:
- создать благоприятные условия, в которых ребята с ограниченными возможностями здоровья будут чувствовать себя свободно и уверенно;
- помочь особенным ребятам освоить программу наравне со всеми – без существенных отклонений от образовательных стандартов;
- скорректировать (уменьшить или полностью устранить) имеющиеся у детей функциональные нарушения (психические и/или физические);
- создать в учебном заведении, в классе доброжелательную атмосферу взаимоуважения и взаимопомощи, обеспечить поддержку особым ребятам, чтобы они чувствовали себя увереннее;
- научить ребят общаться, выстраивать взаимоотношения друг с другом, не обращая внимания на отличия;
- в случае необходимости – обеспечить психологическую помощь и поддержку;
- способствовать социализации и предупреждать девиантное поведение;
- помочь особенным ребятам изменить отношение к себе и к своей жизни – сформировать положительный настрой, выработать активную позицию.
Каковы «показания» для интегрированного обучения?
Первоисточником идеи применения интеграции в образовании является коррекционный подход в обучении особенных детей. Однако это не значит, что такое включение в обычную школьную среду показано всем ребятам с ОВЗ. Решение должен принимать специалист. Оно будет положительным, если выполняются следующие условия:
- ребенок психологически готов к интеграции в школьный процесс обучения;
- его уровень психофизиологического и речевого развития, умственные способности не помешают освоить школьную программу в полном объеме и в сроки, которые предусмотрены стандартами для детей без ОВЗ.
- функциональные нарушения выявлены в раннем детстве (на первом году жизни малыша) и оперативно начата коррекционная работа;
- родители или опекуны хотят, чтобы ребенок учился со здоровыми детьми, и готовы помогать и всячески поддерживать его;
- особенному ученику, «встроенному» в обычный класс, будет помогать квалифицированный специалист в области коррекции;
- подготовлены все условия для интегрированного обучения.
В том случае, когда имеют место серьезные отклонения в физическом, эмоциональном или психическом состоянии ребенка, предпочтительнее будет обучение в коррекционном классе.
Принципы, на которые опирается «встроенное» обучение
Одного толерантного отношения учителей и одноклассников к детям с особенностями развития недостаточно. Для успешного перехода к интегрированному обучению должна быть усовершенствована вся система школьного образования. Потребуются такие шаги, как:
- адаптация программы с учетом индивидуальных особенностей всех учеников;
- использование инновационных педагогических идей, современных решений;
- активное участие родителей;
- привлечение прогрессивных специалистов, которые помогут «традиционным» учителям перестроиться на волну «встроенного» обучения, адаптироваться к новым условиям;
- акцент в учебно-воспитательном процессе на развитии познавательных, коммуникативных, творческих способностей ребят.
Основные принципы, на которые опирается интегрированное обучение, такие:
- Создать комфортное пространство, обеспечить благоприятную атмосферу, в которой каждый ребенок, независимо от его физических особенностей и психоэмоционального состояния, сможет ощутить свою нужность, значимость, ценность и осознать, что в его силах решить любую задачу.
- Обеспечить условия для продуктивного взаимодействия и общения родителей, их особенных детей, учителей и коррекционных педагогов.
- Воспитывать толерантность ко всем без исключения, учить нормально воспринимать различия между людьми, уважать и не позволять себе оскорблений в адрес кого-либо.
- Подчеркивать индивидуальность, уникальность каждого ребенка, развивать его способности.
Интегрированное обучение: его формы и модели
Интеграция особенного ребенка в учебный процесс может принимать следующие формы:
- Ребенок с ОВЗ становится учеником обычного класса в общеобразовательной школе.
- Особенный ученик посещает спецкласс в обычной школе.
- После обучения в коррекционной школе ребенка переводят в общеобразовательную.
- Учащийся с ОВЗ «встраивается» (частично или полностью) в профессиональное образование.
В зависимости от того, как долго и насколько глубоко ребенок с особенностями развития погружается в учебно-воспитательный процесс, интегрированное обучение может быть организовано по одной из шести моделей:
- Постоянная полная интеграция. Этот вариант применим, если в психическом, физическом или эмоциональном состоянии ребенка нет особых отклонений, его уровень развития близок к нормальному, а в школе при этом есть коррекционный педагог. Особенные детки ходят в обычную школу, учатся вместе со здоровыми ребятами и при необходимости получают квалифицированную помощь специалиста.
- Постоянная неполная интеграция. Применяется, когда у детей наблюдаются существенные отклонения от возрастных показателей нормы. Присутствовать на всех уроках наравне со здоровыми сверстниками таким ребятам сложно, им нужна специализированная помощь. Эта модель предусматривает, что часть предметов ребенок будет изучать вместе со всеми – в классе, а часть будет штудировать под присмотром коррекционного педагога. Что именно и как – решают родители совместно с учителями.
- Частичная интеграция. Ребенок посещает лишь часть уроков в школе или находится среди одноклассников после учебы. В остальное время он обучается индивидуально.
- Временная интеграция. Такая модель предполагает индивидуальное обучение, которое ведется по специально разработанной программе. В детский коллектив ребенок с ОВЗ «вливается» лишь пару раз в месяц – участвует в общешкольных делах, внеклассных мероприятиях воспитательного характера.
- Эпизодическая интеграция. Этот вариант подходит для учебных заведений, в которых невозможно выстроить интегрированное обучение в полноценном формате (например, в связи с отсутствием дефектолога). Интеграция будет заключаться в периодическом проведении мероприятий, способствующих социализации особенных ребят.
- Комбинированная интеграция. Ее суть – в использовании отдельных компонентов, приемов инклюзивного обучения и постоянной помощи дефектолога. Такую модель, как правило, используют в небольших населенных пунктах – там, где по объективным причинам не получится выстроить интегрированное обучение. Этот вариант подойдет для ребят, у которых отклонения от нормы минимальны, в противном случае усваивать учебную программу наравне со своими сверстниками они не смогут.
Преимущества и проблемные моменты «встроенного» обучения
Интегрированный подход в построении образовательного процесса позволяет уменьшить дистанцию между ребятами с ОВЗ и детьми без особенностей развития. Первые получают возможность почувствовать себя частью социума, ощутить свою значимость, важность, осознать свою ценность. Вторые учатся быть толерантными, заботиться о других людях, проявлять эмпатию, относиться с уважением к каждому человеку, независимо от его особенностей.
И все же у такого метода есть как преимущества, так и недостатки. Какие?
К сильным моментам интегрированного обучения можно отнести:
- внимание к уникальности и индивидуальности любого ребенка;
- возможность включиться в коллектив, ощутить себя значимой частью общества, не зацикливаться на своих проблемах, не уходить в себя;
- развитие способностей любого ученика;
- помощь в адаптации, социализации, интеграции;
- воспитание культуры толерантности.
Недостатки у такого подхода следующие:
- особенный ребенок будет перетягивать внимание учителя на себя, а значит, обычным детям педагог сможет уделить гораздо меньше времени;
- недостаток внимания со стороны учителя может привести к снижению успеваемости обычных ребят;
- высока вероятность негативного отношения обычных одноклассников к особенному ребенку, травли;
- изменить одну отдельно взятую школу недостаточно – в переформатировании нуждается вся система образования;
- не хватает квалифицированных дефектологов.
Грамотные специалисты в области коррекционной педагогики востребованы, и спрос будет только расти. Если вам интересно это направление, приглашаем вас в нашу Академию на курс «Инклюзивное образование детей с ОВЗ в учреждении дополнительного образования».
Источник: nadpo.ru
Инклюзивное и интегративное образование
Сущность интегративного образования и условия его организации
Определение 1
Интегрированное обучение – это процесс совместного обучения (воспитания) в общей образовательной среде детей, имеющих различные отклонения и нарушения в развитии и здоровых детей.
Интегративное образование направлено на обучение и воспитание детей, с отклонениями и нарушениями в развитии совместно со здоровыми детьми, в общей образовательной среде. Дети, у которых имеются нарушения в психическом и физическом развитии, нарушения слуха, речи, зрения и т.д., имеют сложности с адаптацией в современном обществе. Совместное обучение и воспитание со здоровыми детьми, способствует не только получению знаний и умений, но и помогает детям успешно адаптироваться в обществе, получить необходимые навыки коммуникации и взаимодействия со сверстниками.
Чат педагогов
в Telegram
Обменивайся опытом и материалами с другими студентами и преподавателями!
Замечание 1
Основным аспектом интегративного образования является создание необходимых условий для обучения особенных детей.
Особенный ребенок, обучающийся в рамках интегративной программы, должен быть готов усваивать программу, которая рассчитана на здоровых сверстников. Он должен быть готов не только на знаниевом уровне, но и иметь необходимую психологическую подготовку. Кроме самого ребенка, морально настроенными на обучение в общеобразовательной школе особенного ребенка, должны быть и его родители, ближнее окружение. В связи с чем, одним из основных условий успешного интегративного образования являются внешние и внутренние условиях интеграции.
Определение 2
Внешние условия интеграции – это условия, которые направлены на обеспечение эффективной интеграции детей, имеющих особые образовательные потребности.
«Инклюзивное и интегративное образование»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
К внешним условиям относят:
- Ранее выявление отклонений и нарушений в развитии ребенка, осуществление коррекционной работе с детьми с первых месяцев жизни.
- Желание и готовность родителей, оказывать всевозможную помощь ребенку во время обучения, а также стремление родителей обучать ребенка вместе со здоровыми детьми.
- Наличие в общеобразовательном учреждении специалистов, способных оказать необходимую квалифицированную помощь особенному ребенку в процесс интеграции.
- Создание в общеобразовательном учреждении и семье особенного ребенка необходимых условий для реализации вариативной системы интегрированного обучения.
К внутренним условиям относят:
- Уровень физического, психического и речевого развития особенного ребенка, их соответствие установленной норме и насколько они к ней близки.
- Возможности овладения знаниями и умениями в соответствии с общими образовательными программами и стандартами.
- Возможности усвоения учебной программы в сроки установленные для здоровых детей.
Сущность и значимость инклюзивного образования
Определение 3
Инклюзивное образование – это одна из форм организации образовательного процесса, при которой все дети, вне зависимости от их психических, физических, языковых, интеллектуальных, культурно-этических и иных особенностей, включаются в общую образовательную систему по месту жительства.
Инклюзивная система образования предусматривает совместное обучение здоровых и особенных детей, в рамках общеобразовательной школы. Отличие организации процесса обучения состоит только лишь в том, что общеобразовательные школы включают в свой штат специалистов, которые могут оказать необходимую помощь особенным детям. Особенно их помощь актуальны во время адаптации детей к условиям общеобразовательной школы и в период вхождения в детский коллектив.
Инклюзивное обучения подразумевает не просто совместное обучение особенных и здоровых детей в одном учебном заведении, а и посещение ими одного класса, без создания каких-либо специальных групп или общностей в школе.
Определение 4
Инклюзия – это полное погружение особенного ребенка в адаптированную образовательную среду с оказанием ему необходимой поддержки.
Замечание 2
Таким образом, инклюзивное образование, можно назвать включающим. Оно предоставляет особенным детям возможность принимать активное участие в жизни коллектива ДОУ, школы или института, в полном объеме без каких-либо ограничений.
Благодаря инклюзии, общеобразовательное учреждение становится единым образовательным пространством для всех детей, вне зависимости от их психических и физических возможностей, имеющихся нарушений и отклонений.
Инклюзивное образование основано на восьми принципах:
- Принцип ценности человека – каждый человек представляет собой ценность вне зависимости от его достижений и возможностей.
- Принцип человечности – каждый человек способен думать и чувствовать.
- Принцип права на общение – все люди имеют право на общение с другими людьми, имеют право быть услышанными.
- Каждый человек нуждается в обществе, люди – социальные существа.
- Каждый человек имеет право на получение образования, в рамках собственных возможностей и потребностей.
- Принцип дружбы и поддержки со стороны ближайшего окружения и сверстников.
- Для каждого учащегося прогресс в обучении собственный, и заключается в том, что они могут делать или сделать что-то сверх своих способностей.
- Разнообразие в жизни человека способно активизировать все стороны его жизни.
Современные инклюзивные школы открыты для всех детей с отклонениями. Они стремятся к тому, чтобы создать условия для детей, имеющих психические, физические, умственные, социальные и иные отклонения и нарушения. Процесс обучения организован таким образом, чтобы удовлетворить потребности каждого ребенка.
Основное отличие инклюзивного образования от интегрированного заключается в том, что интеграция, прежде всего, направлена на обучение детей, имеющих физические отклонения, такие как нарушения опорно-двигательного аппарата, в то время как инклюзивное обучение и образование – на создание и поддержание условий для совместного обучения в классе обычных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья по разным образовательным программам, соответствующим их возможностям.
Источник: spravochnick.ru