Интегрированная программа дополнительного образования что это

Содержание

Интеграция и интегративность в дополнительном образовании

1. ИНТЕГРАЦИЯ и ИНТЕГРАТИВНОСТЬ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

«
Межрегиональный межведомственный образовательный Форум
«Наука искусства и искусство науки. STEM vs STEAM»
Москва 2018
ИНТЕГРАЦИЯ и ИНТЕГРАТИВНОСТЬ В
ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Михайлова Наталия Николаевна,
доктор
педагогических
наук,
профессор, научный руководитель
социально-образовательных
программ Ассоциации участников
рынка артиндустрии.
.

2.

Три кита инновационной
экономики
Цифровая экономика
Научно-технологическая
инициатива
Креативная экономика

3.

Культурный зонтик
Креативные индустрии
Основные направления стратегического развития
и приоритетные национальные проекты:
Цифровая экономика, Стратегия научно-технического развития РФ,
Образование, Здравоохранение, Малый бизнес и поддержка индивидуальной

Педагогическая целесообразность программы дополнительного образования


предпринимательской инициативы, Приоритетные направления социальной
деятельности НКО, Сохранение культурного наследия, ЖКХ и городская среда,
Производительность труда, Малый бизнес и поддержка индивидуальной
предпринимательской инициатива, Моногорода, Экология и многие другие.

4. Креативная индустрия – возможно, основной движитель роста ВВП до 2035 г.

Азиатско-Тихоокеанский
рынок КИ
33% доходов от общего
объема продаж,
обеспечивает 43%
рабочих мест на рынке
труда
Североамериканский
рынок КИ
28% доходов от общего
объема продаж,
обеспечивает 16%
рабочих мест на рынке
труда
Европейский рынок КИ
32% доходов от общего
объема продаж,
обеспечивает 26% рабочих
мест на рынке труда
Креативная индустрия – возможно,
основной движитель роста ВВП до 2035 г.
Самая высокая доля
креативного класса в
Сингапуре — около 52%,
Корее — 47%, Канаде — 43 %,
США — 38 %, Австралии — 45 %,
Индии — чуть более
30%, Малайзии — 27 %,
Филиппинах — 22%
Доля занятости населения России в креативной индустрии 4%
Москва — 9,5% от ВРП и 17% рабочих мест, Санкт Петербург — около 7% от ВРП и 10% рабочих мест.
Около 70% продукции и услуг для сфере образования произведено зарубежными производителями!
Объем рынка товаров для хобби-творчества и ремесел в России в 22 раз меньше, чем в США, в год
на 1 ребенка приходится около 500 рублей на покупку материалов для творчества.

5. Настоящие чудеса нас ждут

Настоящие чудеса нас ждут с развитием так
называемых
— технологий машинного обучения (Machine Learning),
— искусственного интеллекта (ИИ),
— робототехники.
На некоторых фабриках в Японии машины могут уже сейчас работать без участия
человека более 30 дней.

Интерактивная платформа дополнительного образования «E-daryn»


Согласно исследованиям компании Dell, в то время как перенос производства в страны
с дешевой экономикой позволяет сэкономить на оплате труда до 65%,
замена сотрудников-людей роботами может снизить затраты на 90%.
Т. Гурова, http://expert.ru/expert/2017/30/zolotoj-vek-tsifryi_-nastupaet/

6. Оценка высвобождения трудовых ресурсов работающих. До 19 млн. чел. (четверть рабочей силы) не будет работать…

Сценарий 5% роста производительности труда (сценарий МЭР РФ, осуществление
цифровой экономики и т.п.)
млн.чел.
Динамика экономически активного населения
80
60
40
20
0
2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025 2026 2027 2028 2029 2030 2031 2032 2033 2034 2035
Численность занятых
Численность незанятых

7. Реабилитация лиц с ограниченными возможностями. Около 5 млн.чел. становятся активными

Оценка активизации трудовых ресурсов, ныне не работающих:
— Лица с ограниченными возможностями, больные, иждивенцы
млн.чел.
Изменение структуры лиц с ограниченными возможностями
14
12
10
8
6
4
2
0
2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025 2026 2027 2028 2029 2030 2031 2032 2033 2034 2035
К-во инвалидов (лиц с ограниченными возможностями), млн.чел.
Вовлечение в активную жизнь

8.

Изменение норм поведения в обществе
Новый технологический уклад – рост производительности труда.
На Петербургском экономическом форуме 2017 года заговорили о
сокращении рабочего времени: «… Министр труда и соцзащиты
Максим Топилин полагает, что рабочий день в будущем может
сократиться до двух часов. По его словам, в некоторых странах
стандарт, по которому рабочий день составляет восемь часов, начал
меняться уже сейчас. При этом Топилин отметил, что возможное
сокращение рабочего дня не скажется на доходах людей: зарплата и
стоимость труда должны расти».
Вывод: свободное время – .

9. Задача государства: сориентировать «высвобождающиеся» время и энергию людей на творческое конструктивное развитие

Креативная экономика – вилка возможностей
Хочу — творю
Творческая (креативная) девушка
Хочу — вытворяю
Вывод: свободное время — путь к творчеству

10. Креативность – это основанный на воображении «технологический процесс», т.е. процесс, организованный по определенной технологии

Чем отличается «креативность» от «творчества»?
Творчество – это спонтанный процесс, обусловленный
вдохновением автора, основанный на его способностях,
видении мира, традициях, в которых он воспитан.
Креативность – это основанный на воображении
«технологический процесс», т.е. процесс, организованный по
определенной технологии и которому можно обучать:
ЗАЧЕМ нужно что-то создавать — Цель
ДЛЯ КОГО ЭТО НУЖНО — Целевая
аудитория
ЧТО ИМЕННО МЫ СОЗДАЕМ — Продукт
КАК и ИЗ ЧЕГО ДЕЛАЕМ — Процесс и
материалы
ЗАТРАТЫ/ДОХОДЫ — Экономическая
10
эффективность продукта

11. Креативность не очень высоко коррелирует с интеллектом, но тесно связана с принятием решения

Четыре группы(А. Ю. Анисимова ):
• высокий уровень интеллекта и низкий уровень
креативности (37 %)
• низкий интеллект и низкая креативность (39 % учеников);
• низкий уровень интеллекта и высокий уровень
креативности (7 %)
• высокий уровень интеллекта и креативности (17 %)
Если при организации приема в университет ориентируется
на группу студентов по шкале интеллекта, то можно потерять
70 % креативов (Torrance, 1980b).
Развитие креативности это задача ДОД и
художественная направленность это
уникальный и недооценённый ресурс !!
Креативность имеет :
Торренс считает (1998), что пики в развитии
креативности приходятся на 5 лет, 13 лет, 17 лет.
Л. М. Петрова (2008) считает, что пики
в возрасте от 3,5 до 4,5 лет и 13–14 лет.
В период от 8 до 9 лет рост показателей креативности
прекращается. Дальше креативность только снижается,
т.к. становится тесно связана с принятием решения, а
значит с РИСКОМ.
Взрослые люди предпочитают не выходить за рамки
существующих стереотипов
и не рисковать . Работает самый сильный инстинкт самосохранение!
В профессиональном образовании — ПОЗДНО.
Нужны интегративные программы и новые
технологии!!

12. Креативный класс – продукт общества: семья – детский сад – школа — ДОД – вуз – работа

Обязательными
компонентами креативности
являются, с одной стороны,
новизна,
а с другой – эффективность в
решении существующих
проблем
ОСОБЕННОСТЬЮ КРЕАТИВНОГО КЛАССА,
ЯВЛЯЕТСЯ УМЕНИЕ СОВМЕЩАТЬ НАВЫКИ ИЗ САМЫХ РАЗНЫХ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СФЕР
НА ПЕРВЫЙ ПЛАН ВЫСТУПАЮТ
В НАУКЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ,
В ОБРАЗОВАНИИ МЕТОПРЕДМЕТНОСТЬ И ИНТЕГРАТИВНОСТЬ

13. ИНТЕГРАЦИЯ

• Именно на стыках разных наук часто
делаются важнейшие открытия, на основе
которых создаются новые прорывные
технологии. В русской и зарубежной
философии мысль о целостности и
необходимости интегрированного
подхода к изучению действительности
является рассматривается в качестве
одного из центральных подходов к
решению многих проблем образования и
воспитания.
• ИНТЕГРАЦИЯ является актуальным
направлением обновления содержания в
системе дополнительного образования
детей и взрослых и реальным полем для
реализации проектной деятельности

14. ПОЧЕМУ STEM?

• Одними из основных трендов в
мировом образовании является
STEM – новая образовательная
технология,
интегрирующие
несколько предметных областей
(науки, технологии, инженерия,
математика)
и
основной
педагогической
технологий
которой
является
междисциплинарная
проектноисследовательская деятельность

15.

STEM профессий и компетенции 16% выпускников школ
интересуются STEM -карьерой
стало в 3 раза больше
Спрос на профессионалов в области STEM вырастет к 2025
году на 8%, тогда как на другие профессии – только на 3%.
Родители в 3 раза чаще стали
выбирать кружки STEM чтобы
готовить детей к профессиям
будущего уже сейчас
28% детей 7-10 лет
проявляют
интерес к STEM
Выпуски колледжей с
технической
направленностью:
Китай 46,7 %,
Южная Корея 37,8%
Германия 28,1%,
США 5,6%
Лидер Финляндия 1109 на
100 тыс. населения
Россия – за выпускниками
колледжей очередь
работодателей
Но . 57% из них
теряют его уже в средней
школе

16.

• Однако, самая большая проблема заключается в том, что от
следующих поколений потребуются КРЕАТИВНЫЕ решения, и
большинство специалистов по всему миру утверждают, что STEM
в одиночку не научит креативности.
• Пределы STEM-образования очевидны, необходимо добавить в
аббревиатуру букву «А», а в саму модель — Аrt, искусство, чтобы
превратить STEM в более прогрессивную модель образования
STEAM.

17.

В существующей практике отдельные программы, как правило, никак не связаны
друг с другом; реализуются независимо. При желании обучающийся может осваивать их
последовательно иди параллельно, но форм и средств интеграции их по времени и
содержанию нет. Разделение по уровням (ознакомительный, базовый, углубленный)
весьма условно, преемственность между ними не всегда выражена.
Предмет оценки — знаниевые,
профильные результаты программы
Общеразвивающие программы
дополнительного образования
СОДЕРЖАНИЕ
НЕ
СТАНОВИТСЯ
ТЕМ
ПОЛЕМ, НА КОТОРОМ ФОРМИРУЮТСЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ
И
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Читайте также:
Что за программа radmir launcher

18.

• Дополнительное образование детей, ориентированное на
интегративный подход и выдвигающее в качестве основных
целей достижение личностных и метапредметных результатов,
сегодня является именно тем видом образования, которое
может решить эту проблему.
Предлагаемый подход к
проектированию интегрированных и
интегративных программ в
дополнительном образовании может
стать одним из подходов к созданию
новых образовательных продуктов,
которые позволят обеспечить их
достижение.

19. Цель интегративного образования – формирование целостного видения мира и целостного мироощущения.

ЧЕМУ
УЧИТЬ?

универсальные компетенции и виды грамотности
(Креативность, критическое мышление, коммуникация,
коллаборация;
Эмоциональный интеллект; Межотраслевая коммуникация; Когнитивная гибкость;
Работа с ИТ-системами; Управление людьми, проектами и процессами; Принятие
решений; Работа с людьми и работа в команде; Клиентоориентированность;
Мультикультурность и открытость Самопрезентация и др. ).
КОГО УЧИТЬ? – всех участников детско-взрослой и профессиональной
общности.
КАК УЧИТЬ? — новые формы реализации образовательных
услуг, в том числе интегрированные и интегративные
программы в образовании и новые образовательные
технологии их реализации, которые как необходимое условие
включают как ВНУТРИВЕДОМСТВЕННОЕ, так и
МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ взаимодействие.

20. ЧТО БУДЕМ ИНТЕГРИРОВАТЬ?

21. Модули интегративных программ РЕАЛИЗУЮТСЯ ПАРАЛЛЕЛЬНО (одновременно).

Модули интегрированных
программ РЕАЛИЗУЮТСЯ
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО
Модули интегративных программ
РЕАЛИЗУЮТСЯ ПАРАЛЛЕЛЬНО
(одновременно).
Модуль 1
Мастерская по
профилю ДОД
Мастерская по
профилю ДОД
Мастерская
по профилю
ДОД
Мастерская по
профилю ДОД
Модуль 2
Кульминационное событие
Модуль 3
Событие
Событийный
модуль

22. КТО УЧИТ?

23.

МАСТЕРСКАЯ ДЕТСКОЙ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ

Универсальный
инструмент
интегрирующий IT
технологии в программы
любой направленности

24.

РИСУЮЩАЯ ПЛАСТИКОМ 3D РУЧКА
Декоративно-прикладное творчество
является значимым ресурсом
формирования универсальных
навыков:
генерация идей, создание эскизов,
выбор лучших эскизов, создание
изделий в соответствии с эскизами,
выбор модели для тиражирования и др.
Интеграция технической и художественной
направленности

25.

3D моделирование и прототипирование
ИНТЕГРАЦИЯ
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ И
ТЕХНИЧЕСКОЙ
НАПРАВЛЕННОСТИ

26. Мастерская технологий легкой промышленности

27. Мастерская изобразительного искусства

Интеграция технической и художественной
направленности

28. Мастерская «Музыка для всех»

Интеграция технической и художественной
направленности

29. Пришла пора?!

Сдерживает обновления
содержания и технологий
ДОД.
Техническая
Естественнонаучная
Физкультурно-спортивная
Художественная
Туристско-краеведческая
Социально-педагогическая
Хороший человек –
это тоже профессия!
Необходимые условия для обновления содержания и
технологий ДОД:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Новые цели и результаты общеразвивающих программ.
Новые методики, ориентированные на универсальные
компетенции и виды грамотности
Развитие технической и естественно- научной
направленностей
Повышение статуса художественной направленности,
как эффективного ресурса формирования компетенций
для развития креативных индустрий.
Интеграция содержания различных направленностей, и
в первую очередь художественной и технической.
Разработка и внедрение интегративных
общеразвивающих программ.
Формирование широкого набора навыков для DIYкультуры («сделай это сам») и хобби-творчества.

Источник: ppt-online.org

Статья на тему «Перспективы интеграции общего и дополнительного образования»

Нажмите, чтобы скачать публикацию
в формате MS WORD (*.DOC)

Размер файла: 48.5 Кбайт

МОУ «Октябрьская средняя

Перспективы интеграции общего и дополнительного образования.

Аннотация: статья посвящена проблеме интеграции общего и дополнительного образования, раскрыты ее перспективы. Анализируя задачи модернизации образования в России, можно сказать, что его качество будет зависеть от возможностей общества представить ребенку спектр образовательных услуг.

При этом качество этих услуг будет определяться вкладом каждого образовательного учреждения, входящего в систему общего образования муниципального округа. В решении проблемы расширения образовательных услуг особое место может занять дополнительное образование детей, которое в последний период реализуется не только на базе учреждений дополнительного образования детей, но и в образовательных учреждениях. Социальный заказ общества определил проблему формирования личности на принципах культурологических ценностей. Эту проблему можно реализовать только через развитие ребёнка в различных видах деятельности, общения, бытия.

Ключевые слова: интеграция общего и дополнительного образования, образовательный стандарт, деятельность, результаты.

Интеграция — это выстроено-продуманный процесс обучения и воспитания, способствующий переосмыслению структуры организации обучения, подготовки обучающихся к процессу восприятия, понимания и осмысления информации, формирования у обучающихся понятий и представлений о взаимодействии всех процессов в мире как едином целом.

Интеграция основного и дополнительного образования неизбежно расширяет тему изучаемого материала, вызывает необходимость более глубокого анализа и обобщения явлений.

Запросы к современной системе образования ориентированы на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира.

За всю свою историю человечеством накоплен огромный опыт в области культуры и цивилизации. Образование дает возможность постигать человеку этот опыт, сквозь призму свежих идей и открытий, расширять собственные представления о мире.

В настоящее время очень выросла информированность детей. Если раньше школа и уроки были источниками получения ребенком информации о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ, Интернет оказываются важным фактором формирования картины мира у ребенка, причем не всегда правильной. Современные дети почти совсем не читают, особенно классическую и художественную литературу. Телевидение, фильмы, видео вытесняют подлинно культурное образование.

Существуют проблемы в том, что обучающиеся не видят взаимосвязь, многомерность нашего мира, не могут переносить знания на практику. Знания, которые получают дети в школе, должны пригодиться им в жизни, они должны уметь их использовать.

Содержание образовательного стандарта второго поколения гласит «От образования на всю жизнь к образованию для жизни». Современный этап становления нашего общества настоятельно требует качественно нового подхода к организации образования подрастающего поколения, а, следовательно, возрастает и ответственность образования за подготовку человека, способного жить в новых критериях.

Интеграция предметов в системе образования позволяет решать задачи поставленные в настоящее время перед школой, учреждениями дополнительного образования и социоумом в целом.

Подоплёка целевых установок организации внеурочной деятельности связана с тем, что стандартами определены новые результаты образования в виде предметных, метапредметных и личностных результатов. Абсолютно логично, что для их достижения должны были быть предложены и новые ресурсы. Вот одним из таких ресурсов, по замыслам создателей стандартов, и должна стать внеурочная деятельность. Связано это с тем, что только на уроке не всегда возможно сформировать или отследить некоторые новые качества личности.

Действительно, не всегда возможно лишь только на уроке сформировать то, что в стандарте называется метапредметными результатами, например, отработать коммуникативные действия, а если просто сказать – научить ребят между собой общаться, научить их вместе выполнять какую-то творческую работу, обучить их дружбе.

В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения внеурочной деятельности обучающихся уделено особенное внимание, определено особое пространство и время в образовательном процессе, как неотъемлемой части базисного учебного плана.

Без сомнения, внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей, когда дело касается создания условий для развития креативных интересов детей и включения их в творческую деятельность различной направленности. В силу своей гибкости она может решать самые различные образовательные задачи, опираясь на вариативный, неформальный, нестандартный характер. Однако следует помнить, что дополнительное образование детей подразумевает, прежде всего, реализацию дополнительной образовательной программы по конкретному направлению деятельности или области знаний.

В современных условиях дополнительное образование детей не что-то вторичное по отношению к школе. Оно по своей сущности есть то образование, та ось, на которой основывается развивающее вариативное смысловое образование. Понятно, что нельзя продолжать кормить детей знаниями, пичкать их информацией, нельзя строить дополнительное образование как чисто учебный процесс. Суть образования в создании интегрированного обучения. Нужно чётко понимать, что дополнительному образованию приходится вступать в диалог со школой и внешкольными формами жизни ребёнка, но ни в коем случае нельзя идти по образу и подобию школы.

Дополнительное образование должно давать ребёнку не только и не столько знания о явлениях мира, сколько смысл, значение для ребёнка той или иной реальности.

Перспектива интеграции общего и дополнительного образования это

создание, расширение и обогащение учебно-воспитательного пространства в микросоциуме — наиближайшей среде жизнедеятельности обучающегося, которое гарантирует его успешную интеграцию и адаптацию к современным социокультурным условиям, что означает:

Свободный выбор обучающимися видов и сфер деятельности;

Ориентацию на личностные интересы, потребности, способности обучающихся;

Возможность свободного самоопределения и самореализации обучающихся;

Деятельностно — практическую основу образовательного процесса.

В настоящий момент с интеграцией общего и дополнительного образования происходит принципиальное изменение в понимании организации системы образования. Образовательная деятельность приобретает динамичный характер, утрачивает свою повторяемость, приобретает уникальность применительно к каждому обучающемуся, появляется потребность в гибкости, адаптируемости каждого образовательного учреждения в контексте решения той или иной образовательной задачи.
Сфера дополнительного образования стала открытой зоной поиска в процессе обновления содержания основного образования, своеобразным резервом и опытной лабораторией последнего. В перспективе хотелось бы, чтобы образовательные области, которые вначале изучаются в рамках дополнительных образовательных программ, затем входили бы в основную общеобразовательную программу образовательных учреждений.

Список использованной литературы

1. Байбородова, Л. В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Л. В. Байбородова. – М. : Просвещение, 2013. – 177 с.

2. Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в ходе реализации ФГОС. – Липецк : ЛИРО, 2012.

3. Нагайцев, А. Н. Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития одаренности [Электронный ресурс] / А. Н. Нагайцев. – Режим доступа : http://festival.nic-snail.ru/index. php ?option=com_zooitem_id=115

4. Степанов, П. В. Развитие школы как воспитательной системы / П. В. Степанов. – М. : Центр «Педагогический поиск», 2009.

Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai

Педразвитие, создание сайта для педагога, публикация работ педагогов

    Перейти на новый сайт

«Специфика современных интегрированных технологий в дополнительном образовании».

научная статья

Ведерников Игорь Владимирович, педагог дополнительного образования, Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества «РАДУГА», город Екатеринбург Специфика современных интегрированных технологий в дополнительном образовании. В настоящее время главным вектором государственной образовательной политики является обновление содержания образования, вывод его на новый качественный уровень.

Читайте также:
Catalyst control center что это за программа и можно ли ее удалить

Характерной чертой нашего времени является активизация инновационных процессов в образовании. Новые требования к уровню подготовки обучающихся направлены на формирование ответственной, самостоятельной и инициативной личности умеющей жить в новых условиях рыночной экономики, при этом уметь действовать в не стандартных ситуациях, принимая правильные решения и неся за них персональную ответственность.

Серьёзные изменения коснулись и дополнительного образования, которое являясь полноправным партнёром школьного образования, частью общей системы образования, выступает как необходимое звено, обеспечивающее развитие личности и её раннюю профессиональную ориентацию. Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует реализации знаний и навыков, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. Именно в условиях дополнительного образования дети могут развивать свои потенциальные способности, адаптироваться в современном обществе и получают возможность полноценной организации свободного времени. В объединениях и секциях серьёзное внимание уделяется развитию интеллектуальных и творческих способностей детей. Приоритетными направлениями детского развития и воспитания сегодня являются
оздоровительное, познавательное, социальное и эстетическое. Стратегические аспекты работы в этих направлениях определены в Концепции развития дополнительного образования детей, которая направлена на развитие социокультурной практики мотивации подрастающего поколения к познанию, творчеству, труду.

В педагогическом коллективе возрастает потребность в новом педагогическом знании, изменении образовательных и социальных функций педагога, её удовлетворяют перспективные источники инноваций. В такие перспективные источники инноваций входят и интегрированные технологии. Интегрированное обучение подразумевает уроки с широким использованием межпредметных связей.

Структура такого урока сочетает следующие этапы: организационный, постановки цели, актуализации знаний, введение знаний и подведение итогов обучения. Цель занятия заключается в формировании знаний предусмотренных учебной программой. Задачи носят образовательную, воспитательную и развивающую направленность.

В основу интегрированных занятий положены принципы взаимосвязи, близости содержания ведущих тем. Интегрированный подход к современному образованию предполагает изменение содержания и методов обучения, которые обеспечивают жизненность ведущих интегрированных принципов: личностного восприятия, личностной ответственности за свою деятельность. Говоря о школе нужно отметить, что в наше время предметная разобщенность становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы, в то время как в современном мире преобладает тенденция к экономической, политической, культурной, информационной интеграции. Таким образом, самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьезные трудности в формировании у учащегося целостной картины мира, препятствуют органическому восприятию культуры. Поэтому существующее образование предметоцентрично, т.е. все учебные предметы функционируют как автономные и не в достаточной степени удовлетворяют требованиям времени, поэтому
будущее образования – в интеграции. Важно учесть тот факт, что интеграционные связи между предметами начальной школы только в начале разработки, но это мнение специалистов в области школьного обучения, а в области дополнительного образования такая подача учебного материала используется многими педагогами уже давно.

Теперь инновационная деятельность педагога дополнительного образования становится обязательным компонентом личной педагогической системы и требует от педагога переоценки своего профессионального труда. Выход за пределы традиционной исполнительской деятельности и смену её на проблемно – поисковую, рефлексивно – аналитическую отвечают запросам общества и создают условия для самосовершенствования личности.

Традиционное занятие решает общеобразовательную задачу – вооружить воспитанников знаниями и строится в основном на объяснительно – иллюстративном методе, то современное занятие формирует знания на основе сочетания разнообразных методов и средств обучения. На таком занятии используются как объяснительно – иллюстративные, так и частично – поисковые, исследовательские методы обучения, разнообразные источники знаний, программы телевидения, кинофильмы, музыкальные записи, интернет – технологии и другие средства достижения максимального результата.

Широко используются разнообразные формы работы: групповая, парная, индивидуальная. Такая практика даёт больше возможностей для решения познавательных задач, реализации творческого потенциала т.е. создаёт условия для полного развития личности ребенка. В дополнительном образовании говорить об интегрированности в понимании школьного образования проблематично, потому, что интегрированное занятие в школе – это занятие на котором соединяются знания из разных образовательных дисциплин на РАВНОПРАВНОЙ основе, дополняя друг друга. В объединениях дополнительного образования нет равноправной основы, какой то предмет обязательно доминирует. Это происходит потому что дети приходят заниматься конкретным делом : танцами, музыкой, шахматами,
рисованием, и это для них главное. Но получение хороших результатов невозможен без дополняющих компонентов. Например: танец связан с музыкой, рисование – с иллюстративным материалом, но и в танце и в изобразительном творчестве есть композиция, ритм, образ и т.д.

Поэтому знакомство воспитанников с другими видами искусства просто необходимы для углубления знаний и совершенствования навыков. Общим в интеграции школьного образования и дополнительного является определенная проблема существующая в разных областях знаний, но в школе интеграция проходит с учетом планируемого согласно учебной программе, в дополнительном образовании такая чёткая связь отсутствует, так как у каждого педагога своя программа независимая от программ коллег.

Есть и другие отличия, например в том, что школьное образование основано на возрастном принципе обучения – определенный возраст, определенный класс, определенная учебная программа. В объединениях дополнительного образования занимаются дети разного возраста.

В одной группе занимаются воспитанники с первого по третий класс, а значит чёткий возрастной подход школьного образования не применим. При этом и в школе и в домах детского творчества интегрированное занятие позволяет решать целый ряд задач, которые трудно реализовывать в рамках традиционных подходов. Важнейшими задачами интеграции безусловно являются:  Повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы урока, т.е. необычного, интересного, запоминающегося;  Рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях;  Организация целенаправленной работы с мыслительными операциями: сравнение, обобщение, анализ и т.д.;  Показ межпредметных связей в их применении при решении разнообразных задач. Непривычный ход урока пробуждает интерес, стимулирует активность и является чрезвычайно привлекательной формой обучения. Такой интегрированный подход к занятию с детьми младшего школьного возраста
снимает утомляемость вызываемую однообразием. При всём положительном влиянии инновационного процесса, необходимо отметить необходимость повышения профессионального уровня педагогических кадров. Педагог должен уметь синтезировать материал, уметь чувствовать при проведении занятия ту грань за которую переходить нельзя, за которой начинается перегрузка детей впечатлениями.

При организации интегрированного обучения появляется возможность показать мир во всем его многообразии с привлечением разных знаний, что способствует эмоциональному развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления. Методика интегрированного урока обеспечивает деятельность учителя и ученика на уровне субъективных отношений, в результате которых возникают возможности для совместного творчества участников образовательного процесса. Таким образом, актуальность проблемы интеграции социально обусловлена и вызывает необходимость изменений в обучении подрастающего поколения ставя на первый план повышение качества знаний, практических умений, уровня воспитанности, познавательной потребности в системе дополнительного образования.

Источник: pedrazvitie.ru

Интегрированная программа (литература + информатика) дополнительного образования «Создаем детскую книгу»

Интегрированная программа (литература + информатика) дополнительного образования

Корелина Светлана

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что она отвечает, в рамках концепции модернизации образования, потребности общества в формировании компетентной, творческой личности. Программа дополнительного образования по литературе “Создаем детскую книгу” Предназначена для учащихся 6 класса Срок реализации программы – 1 год Количество часов в год – 68 Пояснительная записка Данная образовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность с элементами интегрированного подхода (литература и информатика).

Она составлена на основе экспериментального курса “Литература как предмет эстетического цикла” (авторы З.Н.Новлянская, Г.Н.Кудина). Актуальность данной программы состоит в том, что её реализация позволит приобщить учащихся к художественной литературе в разных её аспектах, привить обучающимся художественный вкус, а это, в свою очередь, окажет благоприятное воздействие на формирование их нравственных качеств, развитие эстетических чувств. Цель программы – воспитание эстетически развитого читателя путем создания детских творческих работ, а также раскрытие личностного творческого потенциала обучающихся. Задачи программы Обучающие: • Знакомство с важнейшими литературоведческим понятиям; • Овладение методами анализа художественных текстов; • Знакомство с произведениями устного народного творчества и авторскими произведениями, написанными в тех же жанрах; • Овладение речью как средством передачи мыслей, чувств, внутреннего мира человека (Л.С.Выготский). Развивающие: • развитие потребности в творчестве; • формирование навыков самостоятельной творческой работы; • развитие воображения, эмоционально-эстетической сферы; • развитие умения критически относится к продуктам собственного творчества и совершенствовать их.

Текстом Картинками

Интегрированная программа (литература + информатика) дополнительного образования «Создаем детскую книгу» Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что она отвечает, в рамках концепции модернизации образования, потребности общества в формировании компетентной, творческой личности. Программа дополнительного образования по литературе “Создаем детскую книгу” Предназначена для учащихся 6 класса Срок реализации программы – 1 год Количество часов в год – 68 Пояснительная записка Данная образовательная программа имеет художественно­эстетическую направленность с элементами интегрированного подхода (литература и информатика).

Она составлена на основе экспериментального курса “Литература как предмет эстетического цикла” (авторы З.Н.Новлянская, Г.Н.Кудина). Актуальность данной программы состоит в том, что её реализация позволит приобщить учащихся к художественной литературе в разных её аспектах, привить обучающимся художественный вкус, а это, в свою очередь, окажет благоприятное воздействие на формирование их нравственных качеств, развитие эстетических чувств.

Цель программы – воспитание эстетически развитого читателя путем создания детских творческих работ, а также раскрытие личностного творческого потенциала обучающихся. Задачи программы Обучающие: Знакомство с важнейшими литературоведческим понятиям;   Овладение методами анализа художественных текстов;  Знакомство с произведениями устного народного творчества и авторскими произведениями, написанными в тех же жанрах;  Овладение речью как средством передачи мыслей, чувств, внутреннего мира человека (Л.С.Выготский).

Развивающие: развитие потребности в творчестве;   формирование навыков самостоятельной творческой работы;   развитие воображения, эмоционально­эстетической сферы; развитие умения критически относится к продуктам собственного творчества и совершенствовать их. Воспитательные:  воспитание настойчивости, целеустремлённости и ответственности в достижении творческих результатов;  формирование потребности в творческом росте и саморазвитии.

Читайте также:
Корпоративные страховые программы что это

Отличительные особенности и новизна программы Исходным для курса является отношение “автор – художественный текст – читатель”. Оно соответствует концепции М.М.Бахтина о “заочном” диалоге между читателем и писателем. Это отношение и осваивается в процессе практической литературной деятельности самих школьников, которые выступают то в авторской, то в читательской позиции.

Для успешной работы в каждой из этих позиций школьнику нужна и литературно­ критическая оценка, т. е. работа в позиции критика, и владение законом художественной содержательной формы. Работая в позиции автора, ребенок сам пытается сочинять. Эта работа в нашем курсе – ведущая.

Мы ее рассматривали как главное условие литературного развития читателя, реализуя принцип, провозглашенный когда­то М.А. Рыбниковой: “От маленького писателя – к большому читателю”. Необходимость “бывания” в авторской позиции для развитого читателя подчеркивал и М.М.Бахтин.

И еще одну, не менее важную способность развивает работа “автора­художника”: она вырабатывает особое отношение к неповторимому конкретно­чувственному облику внешнего мира, помогает открывать за ним внутреннюю жизнь этого мира, родственную собственной внутренней жизни ребенка. Говоря словами М.М.Пришвина, практика художественного творчества развивает “родственное внимание” к окружающему миру, на котором основано художественное видение действительности.

Формы и режим занятий Занятия проходят в форме лекций, бесед, сообщений, практических занятий в аудитории 2 раза в неделю по 2 академических часа с перерывом по 10 минут. Ожидаемые результаты и способы их проверки Детские творческие работы после неоднократных обсуждений и иллюстрирования оформляются в книги детского творчества “Проба пера”, которые издаются ребятами, работающими по программе “Создаем детскую книгу” по информационным технологиям.

Книги выходят с определенной периодичностью. Формы подведения итогов реализации программы Презентация книг детского творчества “Проба пера” совместно с ребятами из кружка по информационным технологиям. Учебно­тематический план № п/п 1. Введение. Наименование разделов и тем 2. Точка зрения героя­рассказчика в литературном произведении.

2.1 Точка зрения героя­рассказчика в литературном произведении. 2.2 Способы передачи точки зрения животного. 2.3 Способы передачи точки зрения героя­предмета в литературном произведении. 3. Особенности фольклорных жанров. 3.1 Особенности жанра “Считалка”. 3.2 Детские стихи, построенные по законам считалки. 3.3 Особенности жанра “Скороговорка”.

3.4 Детские стихи, построенные по законам скороговорки. Звукопись в авторской поэзии. 3.5 Особенности жанра “Загадка”. Способы построения разных видов загадок. 4. Особенности жанра “Басня”. Мастерство известных баснописцев. Количество часов Теорет. Практ ич. Все го 1 3 1 1 1 5 1 1 1 1 1 2 4 2 2 3 1 1 1 3 1 8 1 4 3 8 1 2 1 2 2 5 5 Русская народная волшебная сказка.

6. Разработка известных сказочных сюжетов разными авторами. 7. Сказки Андерсена. 8. Стихотворная форма “Хайку”. 9. Теория стихосложения. 9.1 Виды рифм. Акростих. Белый стих. 9.2 Особенности лирического стихотворения.

9.3 Стихотворная форма “Лимерик”. 9.4 Гекзаметр. 9.5 Каламбур, способы его создания. 10. Пародия. 11.

Подготовка сборников детского творчества “Проба пера”. Обсуждение состава и оформления книг. 12. Свободное творчество. Содержание программы 1. Введение. Цели и задачи кружка, результат – книга детского творчества. 2. Точка зрения героя­рассказчика в литературном произведении.

Способы передачи точки зрения животного. Способы передачи точки зрения героя­предмета в литературном произведении. 1 1 1 2 5 1 1 1 1 1 1 2 3 3 4 3 4 4 6 11 16 2 4 2 2 1 2 4 3 3 5 3 3 2 3 4 3 Практические занятия. Написание рассказа от лица животного. Написание рассказа “Воспоминания старой обуви”. Обсуждение детских работ.

Доработка рассказов. 3. Особенности фольклорных жанров. “Считалка”, “Скороговорка”, “Загадка”, “Сказка”. Литературоведческие понятия: ритм, звукопись, метафора, сказочные формулы, постоянные эпитеты, задача и композиция жанра. Особенности построения сюжета волшебной сказки. Использование приемов фольклорных жанров в авторской литературе.

Практические занятия. Написание считалок, скороговорок, загадок, стилизаций на волшебную сказку. Обсуждение. Доработка сочинений. 4. Жанр “Басня”.

Особенности жанра “Басня”. Понятие аллегории. История развития жанра “Басня”. Мастерство известных баснописцев. Практические занятия. Написание басен на сюжет Эзопа и на собственный сюжет. Обсуждение и доработка басен. 5. Русская народная волшебная сказка. Особенности стиля. Практические занятия.

Написание стилизации на тему русской народной сказки: “Волшебная поляна”, “В тереме Василисы Прекрасной”, “Путь через лес”. Обсуждение детских работ. Доработка стилизаций. 6. Разработка известных сказочных сюжетов разными авторами. Практические занятия.

Использование приема Дж.Родари “бином фантазии”: “перевирание сказки”, “перевирание сказки”, история, основанная на соединении случайных предметов, необычный герой (стеклянный человек и т.п.). 7. Сказки Андерсена (“Штопальная игла”, “Пастушка и трубочист”, и др.). Практические занятия. Написание сказок с главным героем­предметом. 8. Стихотворная форма “Хайку”. Особенности.

История создания. Основные авторы. Современная жизнь жанра. Практические занятия. Написание этюдов на темы: “Дерево”, “Дорога”, “Ветер” и т.д. Написание хайку на темы “Зима”, “Весна”. Обсуждение детских работ (хайку).

Доработка сочиненных хайку. 9. Теория стихосложения. Виды рифм. Акростих. Белый стих.

Стихотворная форма “Лимерик”. Особенности лирического стихотворения. Стихотворный размер гекзаметр. Каламбур, способы его создания. Практические занятия. Игры в стихосложение (буриме, дописать строку и т.д.). Написание лирических стихотворений на заданную и свободную тему. Обсуждение написанных стихотворений и их доработка.

Написание лимериков и их обсуждение. Стилизация гомеровских текстов. Освоение гекзаметра. Сочинение каламбуров. Обсуждение детских работ. 10. Пародия.

Практические занятия. Создание стихотворной пародии. Обсуждение работ. 11. Подготовка сборников детского творчества “Проба пера”.

Обсуждение состава и оформления книг. 12. Свободное творчество. Список литературы. 1. Сказки Андерсена. 2. Русские народные сказки. 3. Сборник считалок. 4. Сборник скороговорок. 5. Сборник загадок. 6. Хайку.

7. Гомер. Одиссея (Отрывки). 8. Сборник “Литературные пародии”. 9. Лимерики. Сборник. 10. Дж.Родари. Грамматика фантазии. 11. З.Н.Новлянская, Г.Н.Кудина.

Методические пособия к курсу “Литература как предмет эстетического цикла”. Программа дополнительного образования по информатике “Создаем детскую книгу” Предназначена для учащихся 6 класса Срок реализации программы – 1 год Количество часов в год – 68 Пояснительная записка Настоящая программа имеет научно­техническую и художественно­эстетическую направленность и предназначена для получения школьниками дополнительного образования в области новых информационных технологий и практики дизайнерской работы.

Целью программы является:    освоение системы определенных знаний в области информационных технологий для формирования современной научной картины мира, овладение умениями и навыками в области информационных технологий, в том числе при изучении других школьных дисциплин; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ;   приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности знакомство с основными принципами построения композиции и цветоведения. Особенностью программы является то, что она разработана с учетом программы интеграции с литературой.

Реализация программы предполагает решение ряда практических задач: – знакомство учащихся с принципами создания печатной публикации; – знакомство учащихся с разными видами графики; – освоение основных приемов работы с программой MS Publisher; – освоение основных приемов работы со сканером и программой FineReader; – получение практических навыков создания различных видов иллюстраций к тексту. Режим занятий.

Занятия проходят в компьютерном классе 2 раза в неделю по 2 академических часа с перерывом по 10 минут. Учебно­тематический план Количество часов № Название темы Теори Практи 1 Основы техники безопасности. 2 История создания детской книги. 3 Печатная публикация. 4 Создание печатной публикации.

5 Технология работы с графической информацией. 6 Основные принципы построения композиции. Цветоведение. 7 Создание детской книги с использованием компьютерной графики. 8 Сканирование и обработка текста 9 Сканирование и обработка изображений. 10 Создание детской книги с иллюстрациями, выполненными карандашами и красками.

11 Оформление стихотворного текста. Итого: Содержание программы я 1 1 1 4 2 2 ­ 2 2 ­ ­ 15 ка ­ ­ 1 4 3 ­ 13 2 4 13 13 53 Все го 1 1 2 8 5 2 13 4 6 13 13 68 Тема 1. Основы техники безопасности. Основные правила и требования техники безопасности и противопожарной безопасности при работе в компьютерном классе. Тема 2. История создания детской книги. Знакомство с историей и технологией создания детской книги.

Тема 3. Печатная публикация. Знакомство с понятием печатная публикация, рассмотрение типов публикаций. Тема 4. Создание печатной публикации. Знакомство с основными возможностями программы MS Publisher. Работа с текстом. Работа с рисунками и объектами.

Печать публикации. Тема 5. Технология работы с графической информацией. Растровая и векторная графика. Средства создание растровой графики. Основные приемы работы с растровой графикой на примере программы MS Paint. Тема 6. Основные принципы построения композиции. Объединение по однородности. Закон ограничения. Симметрия.

Сочетаемость цветов. RGB­модель цветообразования. CMYK­модель цветообразования. Тема 7. Создание детской книги с использованием компьютерной графики. Набор текста, подготовка иллюстраций, выполненных на компьютере. Разработка макета книги. Создание книги в MS Publisher. Печать книги. Тема 8. Сканирование и обработка текста.

Практическая работа со сканером: сканирование текста с последующим распознаванием и оформлением в виде текстового файла. Работа с программой FineReader. Тема 9. Сканирование и обработка изображений.

Сканирование изображений: режимы сканирования; разрешающая способность и цветовая палитра: рациональный выбор между качеством сканируемых изображений и размером графического файла; выбор графического формата. Тема 10. Создание детской книги с иллюстрациями, выполненными карандашами и красками.

Набор текста, сканирование и обработка иллюстраций, выполненных карандашами и красками. Разработка макета книги. Создание книги в MS Publisher. Печать книги. Тема 11. Оформление стихотворного текста. Особенности оформлении стихотворного текста. Набор текста, сканирование и обработка иллюстраций, выполненных карандашами и красками.

Разработка макета книги. Создание книги в MS Publisher. Печать книги. Список литературы. 1. Информатика. 5–6 класс. Начальный курс: Учебник. 2­е изд., переработанное / Под ред.

Н. В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2005. – 160с.:ил. 2. Соловьева Л. Ф. Информатика и ИКТ. Учебник для 9 класса. – СПб.: БХВ­Петербург. – 336 с.: ил.+ DVD. 3. Фролов М. Учимся рисовать на компьютере: Самоучитель для детей и родителей. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002. 4. Залогова Л. Практикум по компьютерной графике.

М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.

Источник: znanio.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru