Основные характеристики интегрированных программ обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»
Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бабаева Эльнара Сеидгашимовна
Профессиональный библиограф составит и оформит по ГОСТ список литературы для вашей работы
Развитие кадрового потенциала вузов как фактор повышения качества образования
Актуальные вопросы организации инклюзивного среднего профессионального образования
Функции тьютора в сети ОДПО
Особенности и этапы проектирования образовательных программ в вузе (практический аспект)
Стандарт результата (о новых федеральных государственных стандартах профессионального образования)
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Текст научной работы на тему «Основные характеристики интегрированных программ обучения»
учетом возраста, научной и педагогической квалификации, практического опыта, деловой активности, качества и результативности их деятельности.
Трехкомпонентная интегрированная система
На фоне изменений, связанных с масштабным процессом слияния и сокращения ряда российских вузов, встает задача по использованию такого инструмента управления процессом высвобождения персонала как аут-плейсмент (от англ. outplacement — «трудоустройство уволенных»). Современная кадровая политика вузов должна, на наш взгляд, предусматривать комплекс мер, направленных на сглаживание негативных последствий увольнения ППС, включающих в себя психологическую поддержку и консультирование уволенных сотрудников, помощь им в дальнейшем трудоустройстве. Активное использование аутплейсмента в системе ВПО на сегодняшний день объективно обусловлено существенными организационными изменениями и реструктуризацией образовательных учреждений в стране. Аутплейсмент может проводиться силами кадровой службы самих вузов. Однако к процессу проведения различных мероприятий в рамках процедуры аутплейсмента должны активно привлекаться приглашенные консультанты, кадровые агентства или другие специализированные посредники на рынке труда.
Современные кадровые агентства располагают значительными ресурсами и опытом для осуществления мероприятий аутплейсмента, оказания реальной помощи уволенным преподавателям, в том числе предлагая работу в вузах других городов и регионов на базе лучших практик внедрения «эффективного контракта». На наш взгляд, актуальной для кадровых служб является задача изучения
влияния внедрения «эффективного контракта» на качество образовательных услуг и общей удовлетворенности населения качеством образования.
Другим важным направлением мониторинга кадрового обеспечения вузов должно стать изучение трудовой мотивации преподавателей, их индивидуальных потребностей, удовлетворенности системой материального и нематериального стимулирования труда, что, в конечном итоге, отражается на уровне лояльности сотрудников и способствует повышению качества образовательного процесса в вузе.
Что такое интегрированное обучение
Успешная реализация новой кадровой политики вузов позволит существенно повысить уровень качества образования на базе совершенствования системы аттестации научных и педагогических кадров, создания новых программ повышения квалификации и профессиональной подготовки ППС с учетом современных кардинальных изменений запросов социума и возможностей, предоставляемых развитием когнитивно-технологических инноваций и высоких информационных технологий в образовании.
1. Архипова Н.И., Поморцева И.М., Седова О.Л. Кадровая политика как фактор стратегического развития университета // Вестник РГГУ. 2013. № 6 (107).
2. Архипова Н.И., Поморцева И.М. Опрос как инструмент оценки лояльности персонала российских вузов (опыт социологического анализа) // Социологические исследования. 2014. № 4 (360).
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ПРОГРАММ ОБУЧЕНИЯ
Бабаева Эльнара Сеидгашимовна
канд. ф.наук, доцент филиала Дагестанского государственного педагогического университета в г.Дербенте
В самом общем виде термин интеграция означает объединение в целое разрозненных частей, глубокое взаимопроникновение. В контексте исследуемой проблемы, мы рассматривали интеграцию одновременно, как:
— состояние образовательного процесса, характеризующееся упорядоченностью, согласованностью, устойчивостью взаимосвязей разных частей целого, содружеством субъектов, его создающих и реализующих;
— процесс мотивации и концептуализации, обеспечивающий достижение этого состояния;
— важный показатель образовательной системы, так как ведет к её целостности.
Интеграция, используемая в качестве методологического подхода к конструированию программ обучения:
— предполагает слияние в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области;
— указывает на возможность формирования «целостной личности» на основе принципа дополнительности всех видов деятельности и их единства;
— позволяет найти путь к построению творческого процесса составления обучающимся индивидуальных моделей образования.
Интеграция, используемая в качестве образовательно-управленческого механизма:
— указывает на факторы интеграции управления, к которым относятся цели, функции и технологии управления, коммуникации, результаты управления образованием;
— создает возможность для обоснования интеграционных процессов разного уровня — от разработки образовательного пространства организации как системы более высокого класса до интегрированных занятий и интегрированных программ;
— позволяет найти подходы:
а) к созданию в образовательном пространстве мира, страны, региона, организации систем (программ обучения) нового уровня;
б) создание вариантов интеграции на уровне социума, региональной, муниципальной образовательной системы;
в) создание вариантов интеграции в рамках интегрированных программ, образовательных объединений, структурных подразделений, организации в целом.
— направлена на организацию совместной деятельности обучающих и обучающихся, при этом:
— на уровне преподавателя осуществляется формирование предметного и метапредметного образовательного пространства, дидактического, методического, педагогического, коммуникативного и других аспектов интеграции;
— на уровне управления образовательной организацией — формирование интегрированного пространства образовательной организации, через реализацию вариантов интеграции целей, уровней, функций и технологий управления;
— на уровне образовательной области — формирование межпредметных связей; что оформляется в виде комплексной или интегрированной программы одним или несколькими педагогами;
Исходя из сказанного, можно выделить специфические признаки и отличия интегрированных учебных курсов:
— специфика предмета анализа, в качестве которого выступают многоплановые объекты информация об их сущности, содержится в разных предметных областях и направлениях деятельности;
— расширение и углубление круга знаний, связанных с исходной проблемой, которая не теряется из поля зрения обучающихся. Происходит все большее усложнение соотношений элементов, углубление познания;
— в изучаемой теме могут действовать внутрипред-метные и межпредметные связи одновременно. Для этого необходимо пересмотреть учебный материал и спланировать его таким образом, чтобы новое понятие или явление воспринималось обучающимися полностью, комплексно;
— в интегрируемом знании объединяются знания из разных предметных областей, поэтому важно правильно определить главную цель интегрированного блока;
— при планировании требуется тщательный выбор структуры блока, методов и средств обучения и воспитания, а также определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности обучающихся на занятии;
— обязательное наличие учебно-методического сопровождения обучающегося в образовательной деятельности.
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Особенностью программ обучения, проектируемых на основе интеграции формального и неформального образования (интегрированных программ обучения), является то, что они представляют собой варианты, максимально приближенные к индивидуальным образовательным программам, которые строятся за счет организации рефлексии особого типа, в ходе которой действия обучающегося в конкретной ситуации сопоставляются с его актуальными качествами: знаниями, представлениями, опытом, индивидуальностью (опытом, способностями, компетентностью и т.д.), и до оформления проходят ряд стадий: образовательные потребности ^ образовательные задачи ^ индивидуальная образовательная программа [2,3].
Находясь в рефлексивной позиции, обучающийся устанавливает связи между разными моментами, факторами, но именно образовательные потребности обнаруживаются, когда обусловленность достижений и затруднений личности сопоставляется с её актуальными качествами. Когда это делает сам обучающийся для себя -это уже акт, момент самообразования, самоуправления, самоорганизации. Субъект сам себя познает, сам ставит образовательные задачи и сам думает, как их решить.
В данном случае в интегрированной программе обучения сочетаются два фундаментальных педагогических подхода. С одной стороны, интеграция, а, с другой стороны, дифференциация. Интеграция является способом построения программы, а дифференциация позволяет реализоваться принципу личностной направленности -удовлетворению потребностей личности в многообразии программ обучения и принципу свободы выбора — свободе личности в выборе и свободе образовательной организации в предоставлении образовательных услуг. Реализация этих принципов может быть эффективной при условии их применения с другими принципами развития современного образования: гуманизации, демократизации, научности, опережающего развития образования и непрерывности образования.
программы обучения»: это система взаимосвязанных концептуальным единством элементов формального и неформального образования, которая, обладая внутренней целостностью, является составляющей содержательной модели предстоящей жизнедеятельности или деятельности, обеспечивает непрерывное воспроизведение и развитие личностного или профессионального компонентов культуры обучающегося.
Такое определение, на наш взгляд, соответствует принятой в исследовании концепции и позволяет сформулировать идеи, на основе которых должно осуществляться формирование содержания интегрированных программ обучения.
Источником формирования интегрированного содержания программ являются: новые (или актуальные) виды человеческой деятельности; социально-экономическая, научно-техническая, психолого-педагогическая общности, проявляющиеся в науке, технике, производстве, образовании, социуме.
В интегрированном содержании программ обучения важнейшим является установление взаимосвязи между блоками и модулями, позволяющее создать новый сложноорганизованный комплекс подготовки обучающегося к новой или актуальной для него интегрированной деятельности[1]. Интегрированная программа обучения -это, по сути, совокупность подпрограмм (модулей), которые:
— реализуются в рамках одной программы обучения;
— индивидуализированы по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности;
— включают в себя выбор обучающимся основных составляющих своего обучения: смысла, целей, задач, темпа, методов и форм обучения, содержания, системы контроля (самоконтроля) и оценки (самооценки) результатов.
Интегрированная программа обучения, в отличие от программ формального обучения, позволяет обучающемуся, в большей степени, самостоятельно (и активно) конструировать образовательный маршрут с учетом своих компетентностей, своих личных (жизненных) и профессиональных потребностей, дефицитов, мотивов и выбирать наиболее приемлемые для себя сроки и формы его реализации.
Структура интегрированной программы обучения (как и отдельно взятого учебного модуля), таким образом, конструируется от проблемы, которую желает решить обучающийся средствами образования. Структура интегрированной программы обучения (или учебного модуля) выглядит следующим образом:
— Система самоконтроля (контроля) и самооценки (оценки) результатов обучения.
С учетом внесенных уточнений, под интегрированной программой обучения мы будем понимать педагогическую категорию, определяющую сущность объединения учебных программ (или учебных модулей) формального и неформального образования и отражающую существенные связи и отношения между ними и, выбранных специалистом (образовательным гидом, брокером или методистом) в логике обозначенного обучающимся направления (проблемы) обучения, с указанием конкретных сроков их освоения и образовательных организаций (специалистов) дополнительного или профессионального образования, их реализующих.
Основываясь на данных таблицы, конкурентоспособность программы обучения следует понимать как её способность сохранять имеющиеся конкурентные преимущества (отвечать потребительскому, экономическому, имиджевому критериям) на всех этапах реализации программы и успешно конкурировать на региональном рынке образовательных услуг путём постоянных улучшений.
Исследование также показало, что организаторам образования необходимо осознавать, что переход образовательных организаций на интегрированные программы обучения неизбежно приведет к формированию новых педагогических систем, к диверсификации образовательных услуг и самих организаций. Что, в свою очередь, повысит престиж образовательной организации, ее устойчивость на рынке труда и образовательных услуг, позволит создавать различные образовательные траектории, как для обучаемых, так для развития самой образовательной организации за счет обновления содержания образования, организационных форм и педагогических технологий.
Поэтому, внедрение в практику образования таких программ можно рассматривать как перспективную модель обучения населения и потенциальный ресурс позитивных социальных изменений в обществе.
1. Берулава М.Н. Интеграция содержания образования. М.: Педагогика, 1993. — 172 с.
2. Данилюк А.Я. Метаморфозы и перспективы интеграции в образовании // Педагогика. — 1998. — № 2. — С. 8-12.
3. Евладова Е.Б., Золотарева А.В., Паладьева С.Л. Интеграция общего и дополнительного образования: Практическое пособие. М., 2006. — 296 с.
4. Педагогический словарь. М., 1999.
Источник: cyberleninka.ru
Особенности интегрированных программ УДОД
Самыми яркими примерами программ внутренней интеграции являются сквозные интегрированные программы, активно реализуемые в практике многих УДОД России. Сквозная программа — это форма организации общей деятельности учреждения по одному из актуальных направлений, открытая любому участнику образовательного процесса учреждения, предоставляющая всем дополнительные возможности для развития, профессионального роста, самореализации. Например, в ГОУ Ярославской области «Центр детей и юношества» на протяжении ряда лет реализовались следующие сквозные программы:
- • программа «Здоровье» направлена на создание условий для оздоровительной деятельности детей и педагогов через осуществление профилактики заболеваний, восстановление здоровья и поддержания физической формы особо в этом нуждающихся. В штат Центра были введены ставки врача и медицинской сестры, приобретена программа компьютерной диагностики состояния здоровья детей. В рамках программы разрабатывались здоровьесберегающие технологии, которые могли применять в своей работе педагоги любой направленности деятельности, проводились досуговые программы, направленные на формирование здорового образа жизни, и другие формы работы;
- • программа«Дошкольники» решает задачу объединения в одно пространство всего, что делается в учреждении для дошкольников. Назначение программы — создание благоприятной развивающей среды для дошкольников и через это способствующей сохранению здоровья, подготовке к школе, созданию условий для своевременного и полноценного психического развития ребенка-дошкольника. Результатом реализации программы стало создание в Центре школы раннего развития дошкольников;
- • программа «Одаренные дети» направлена на адаптацию и психологическую поддержку одаренных детей, оказание помощи педагогам и родителям в постижении феномена одаренности;
- • программа«Компьютеризация» направлена на внедрение в образовательный процесс новых информационных технологий в деятельность разных образовательных объединений Центра: помочь юным модельерам освоить компьютерные программы создания моделей одежды, юным журналистам — выпускать газету, судомоделистам — создавать на компьютере чертежи будущих моделей судов и т.д.;
- • программа «Реабилитация» направлена на создание условий для адаптации и развития детей-инвалидов в разных образовательных объединениях Центра; другие программы.
В разных УДОД России реализуются также такие сквозные программы, как «Наша семья», «Давай с тобой поговорим», «Здоровый ребенок», «Ветеран», «Милосердие», «Народное творчество», «Досуг» и др.
Одним из вариантов внешней интеграции является интегрированная программа школы здоровья и развития «Радуга», разработанная в ЦВР г. Ростова. Целью данной программы является создание системы реабилитационно-профилактических оздоровительных мероприятий для детей дошкольного возраста.
Основные задачи программы: укрепление и предупреждение отклонений физического и психологического здоровья детей дошкольного возраста; пропаганда здорового образа жизни; изучение опыта работы по данной проблеме других учреждений; создание материально-технической базы для оздоровления детей в учреждении. Программа рассчитана на детей 4—6-летнего возраста.
Она предполагает развитие ребенка в соответствии с учетом его индивидуальных особенностей. В ходе реализации программы у детей развиваются двигательные навыки, концентрируется внимание, формируются нравственно-волевые качества, что способствует более успешной адаптации дошкольника к новой роли ученика.
Реализация программы осуществляется на основе договора между ЦВР, детской поликлиникой и дошкольным учреждением с плавательным бассейном. Центр внешкольной работы осуществляет общее руководство реализацией программы, организует образовательный процесс по программе в целом, разрабатывает образовательные программы и контролирует их выполнение, контролирует деятельность педагогов. Детская поликлиника ведет обследование детей и направляет их в «Школу здоровья и развития», предоставляет необходимое оборудование для диагностики детей в течение учебного года, проводит тематические лектории, индивидуальные консультации, консультирует педагогических работников, предоставляет услуги физиотерапии для нуждающихся детей. Дошкольное учреждение предоставляет бассейн для занятия плаванием, организует образовательный процесс по обучению детей плаванию. Содержание программы предусматривает комплекс занятий, включающий следующие направления деятельности: общая физическая подготовка с элементами лечебной физкультуры; ритмика; плавание; прикладное творчество, психическое развитие.
Обеспечивая интеграцию содержания и условий на целевом уровне управления, авторы программы разработали систему ее обеспечения: кадровое обеспечение — занятия проводят квалифицированные специалисты — педагоги ЦВР, а также плаврук детского сада, для работы с родителями привлекаются специалисты медицинского учреждения; материально-техническое обеспечение — занятия проводятся в учебных кабинетах, спортивном и хореографическом залах ЦВР, а также на базе детского сада, плавательного бассейна с использованием оборудования этих учреждений; научно-методическое и информационное обеспечение осуществляется методическими кабинетами ЦВР и медицинского учреждения.
Предложенная интегрированная программа показывает, как можно эффективно реализовать современные цели образования за счет интеграции возможностей разных учреждений, а не только системы образования. Здоровый образ жизни формируется всеми сторонами и проявлениями общества, связан с личностно-мотивационным воплощением индивидом своих социальных, психологических и физиологических возможностей и способностей. От того, насколько успешно удается сформировать и закрепить в сознании принципы и навыки здорового образа жизни в молодом возрасте, зависит в последующем вся деятельность, препятствующая или способствующая раскрытию потенциала личности.
Еще одним примером внешней интеграции можно считать программу интеграции школы педагогической ориентации с межшкольным учебным комбинатом. Авторы программы — М. Г. Андреева, педагог дополнительного образования Ярославского городского центра внешкольной работы (ГЦВР), Т. Н. Гущина, доцент кафедры педагогики и психологии Ярославского областного Института развития образования, Е. О. Щербакова, педагог дополнительного образования ГЦВР.
Данная программа предназначена для расширения образовательного пространства школьников, так как включает личность в многогранную, интеллектуальную и творческую, психологически положительно насыщенную жизнь, где есть условия для самовыражения, самоутверждения и допрофессиональных «проб». Программа может быть реализована в условиях взаимодействия УДОД и межшкольного учебного комбината (МУК). Она рассчитана на два года, используется в процессе освоения дополнительной образовательной программы учащимися 10—11 классов общеобразовательной школы на базе учреждения дополнительного образования детей под руководством педагогических работников. Цель дополнительной образовательной программы Школы педагогической ориентации (ШПО) — содействовать допрофессиональной подготовке и личностному развитию воспитанников; создать оптимальные организационно-педагогические условия для формирования у воспитанников нравственно-ценностного отношения к педагогическому труду и осознанного выбора педагогической профессии.
Вариант программы внутренней и внешней интеграции — интегрированная дополнительная образовательная программа детского театра. Авторы программы — специалисты театрального отделения детско-юношеского центра «ЛАД» Заволжского района г. Ярославля И. И. Мартынова, К. В. Корниенко. Участниками детского театра являются учащиеся младшего и среднего школьного возраста.
Предлагаемая интегрированная программа театральной студии является интегрированной по содержанию, комплексной — по видам деятельности, модульной — по способу организации. Данная программа — это попытка систематизации и обобщения многолетнего опыта совместной работы педагогов дополнительного образования в областях интеграции художественных видов деятельности и интеграции социокультурного пространства.
В процессе реализации программы осуществляется сотрудничество педагогов дополнительного образования со специалистами системы общего образования, сферы культуры, социальной сферы. Цели программы — раскрепощение личности, развитие универсальных способностей человека (в том числе воображения, ассоциативнообразного мышления, эмоциональной отзывчивости), обогащение его духовного опыта через знакомство с театрально-творческой деятельностью на основе интеграции искусств, культур, сообществ. Внутренняя интеграция осуществляется через следующие формы: интеграцию предметов — история театра, сценическая речь, сценическая пластика, актерский тренинг; включение в состав учебных дисциплин предметов, развивающих мастерство актера, — вокал, хореография, психологические тренинги; организация интегрированных форм деятельности — спектаклей; организация форм, способствующих укреплению детского коллектива, — театральные встречи, дни рождения, благотворительные спектакли, открытие театрального сезона, закрытие театрального сезона и т.д. Внешняя интеграция осуществляется в следующих формах: проведение массовых и выездных мероприятий, спектаклей на договорной основе, благотворительных акций для домов-интернатов, детских больниц; организация открытых профильных лагерных смен совместно с московским детским театром на базе загородных лагерей; создание совместных проектов, общих спектаклей, творческих встреч с другими театральными коллективами; привлечение к проекту одаренных детей — композиторов, аранжировщиков, художников, музыкальных исполнителей, сценических оформителей и других.
В основе деятельности Дома детского творчества г. Шумерля Чувашской республики лежит интегрированная программа детского общественного объединения «Мы», которая объединяет образовательные объединения ДДТ и образовательные учреждения города, то есть обеспечивает как внутреннюю, так и внешнюю интеграцию учреждения. Источниками создания программы стала инициатива детей и взрослых, взрослые общественные структуры, конкретные программы, конкурсы, фестивали, предлагаемые детьми.
По оценкам руководителей ДДТ, данная программа рассматривается как форма социального воспитания детей, в которой интегрируются составляющие процесса развития личности: обучение, воспитание, социализация и саморазвитие (самовоспитание, самообразование, самореализация), создаются условия целостного развития личности. Она также является эффективным средством приобретения личного опыта самостоятельности, опыта человеческого общения, коллективной совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, средством эмоционально-нравственного развития в кругу товарищей.
Кроме того, программа позволяет обеспечить разумную организацию досуга детей — среды их жизнедеятельности, в которой ребенок реально может себя проявлять как субъект деятельности в различных статусах, ролях в индивидуальной и коллективной, исполнительской и творческой деятельности, как личность со своей социальной, гражданской позицией. Определенный интерес представляет структура самоуправления детской общественной организации, в которую входят несколько советов — совет «Дубок» (руководители образовательных учреждений, методисты, вожатые, педагоги, родители и другие взрослые), совет «Росток (детский актив), Большой совет общественного объединения (Палата представителей школ и Палата ДДТ). В структуре управления детской общественной организацией работают председатель, два заместителя (по работе со школьными объединениями и по работе с объединениями ДДТ), а также редакция, группы конкурсов, исследований, охраны порядка, сообщений и дискуссий. Таким образом, использование потенциала детской общественной организации в управлении Домом детского творчества позволило обеспечить широкий уровень взаимодействия внутри учреждения, в системе образования г. Шумерля и в системе межведомственного взаимодействия. Этот опыт можно рассматривать как один из путей развития государственно-общественного управления в системе дополнительного образования детей.
Предложенные интегрированные программы показывают, как можно эффективно реализовать современные цели образования за счет интеграции возможностей разных учреждений, а не только системы образования.
Источник: studme.org
Интегрированные программы как средство достижения образовательных результатов учеников
Рязанцева, Ю. А. Интегрированные программы как средство достижения образовательных результатов учеников / Ю. А. Рязанцева. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 49-52. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/275/13660/ (дата обращения: 14.12.2022).
В настоящее время система образования, является основой экономического роста и социального развития общества, а также «фактором благополучия граждан и безопасности страны» [12]. Поэтому система образования требует постоянного обновления технологий, частого освоения инноваций, адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира.
На период до 2020 года приоритетными образовательными результатами должны стать: способность эффективно применять теоретические знания, высокий уровень развития технологических компетенций, формирование позитивных социальных установок. При этом необходимо будет обеспечить базовую успешность каждого школьника, не допуская выхода из школ молодых людей без основ грамотности в области естественных и гуманитарных наук, без базовых социальных компетентностей.
В Национальной образовательной инициативе «Наша Новая Школа» указано, что результат образования — это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении.
Эти особенности обусловливают новые требования к ученику, который должен иметь целостный социально-ориентированный взгляд на мир «в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий» [12]. И это возможно лишь в результате объединения усилий учителей разных предметов. Одним их источников, способствующих развитию целостно — социально-ориентированного взгляда на мир, являются интегрированные учебные программы, как средство достижения образовательных результатов учеников.
Предметная структура учебного плана общеобразовательной школы обеспечивает овладение учащимися основами научных и систематизированных (в рамках учебного предмета) знаний. Однако предметное обучение страдает дидактической ограниченностью, суть которой состоит в том, что каждый предмет рассматривает факты и явления реальной действительности со своих позиций. Такое одностороннее аналитическое рассмотрение развивает привычку рассматривать вещи и процессы природы в их изоляции, без всеобщей связи. В связи с этим, как указывает Ю. К. Бабанский, у школьников в процессе обучения возникают серьезные трудности при формировании всесторонних представлений о природе, мире и мышлении. «А такие понятия и представления реального мира могут быть построены на основе единства аналитического и синтетического рассмотрения действительности» [3].
Анализ образовательной практики позволяет выделить основные категории, обозначающие современное понимание образовательных результатов:
1) грамотность — (в узком смысле) умения читать и писать; в широком смысле — устойчивое свойство личности, связанное с освоением базовых знаний и умений, которые позволяют осваивать элементы культуры на начальном уровне;
2) образованность — индивидуально-личностный результат образования, качество личности, которое заключается в способности самостоятельно решать проблемы в различных областях деятельности, опираясь на освоенный социальный опыт;
3) компетентность как образовательный результат есть сложное свойство личности, обуславливающее ее способность решать проблемы и типичные задачи реальных жизненных ситуаций с использованием всего накопленного опыта [10].
Результатом уроков в школе является не только усвоение учащимися знаний, умений и навыков, отражающих социальный опыт, но и формирование собственного опыта деятельности, собственного опыта отношений с учителями, товарищами по классу, другими участниками образовательного процесса. Собственный опыт учащихся представляет собой совокупность «поучительных выводов для будущего»— выводов о том, как следует себя вести, поступать, действовать в тех или иных ситуациях. Эти выводы являются «уроками школы», которые складываются под влиянием не только знаний по различным учебным предметам, но и всех других сторон школьной жизни [11].
В процессе решения задачи, связанной с изучением возрастных особенностей современных школьников, нами были рассмотрены, наряду с традиционными характеристиками возраста, новообразования, присущие подросткам. Анализ работ, посвященных изучению особенностей подросткового возраста (Многосторонний анализ подросткового возраста можно встретить в работах Л. С. Выготского, Д. Б.Эльконина, Л. И. Божович, А. Г. Ковалева.) А Фельдштейн, Абульханова-Славская позволил выделить характеристики, присущие современным подросткам. Это стремление к самоактуализации, повышение уровня социальной активности подростков, более свободное и независимое поведение, чем у школьников прошедших десятилетий, обширная, но бессистемная информированность практически по любым вопросам, падение доверия к авторитетам и традиционным источникам знаний, стремление к реальной самостоятельности. При этом наиболее часто занятие учебной деятельностью мотивируется у подростков прагматической ориентацией — они не хотят изучать то, что кажется им бесполезным. Важным же современным подросткам представляется возможность достигать личностные цели посредством изучения различных предметов.
В исследовании Е. Б. Евладовой доказано, что интегрированная программа — это продукт совместной деятельности педагогов, объединяющий отдельные образовательные области в единое целое. В термин «интеграция» в данном случае вкладывается понятие взаимосвязи, взаимообусловленности и взаимопроникновения двух или нескольких ведущих идей или объектов, что предполагает качественное и количественное изменение в параметрах новой идеи или нового объекта.
Интеграция должна рассматриваться не только с точки зрения взаимосвязей по предметам, но и как интегрирование технологий, методов и форм обучения. Педагогическая деятельность — это сплав нормы и творчества, науки и искусства. Поэтому важно интегрировать, правильно сочетать то разнообразие приемов учебной деятельности, которое существует. От этого будет зависеть успех, а значит и результат обучения.
Потребность в возникновении интегрированных программ объясняется целым рядом их возможностей:
Во-первых, мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.
Во-вторых, интегрированные программы развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
В-третьих, форма проведения уроков по интегрированной программе нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков.
Интегрированные уроки раскрывают значительные педагогические возможности. Такие уроки снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию у школьников воображения, внимания, мышления, речи и памяти.
В-четвертых, интеграция в современном обществе объясняет необходимость интегрированных программ в образовании. Современному обществу необходимы высококлассные, хорошо подготовленные специалисты. Для удовлетворения этой потребности: подготовку образованных, хорошо подготовленных специалистов, необходимо начинать с младших классов, чему и способствует интеграция в начальной школе.
В-пятых, за счет усиления межпредметных связей высвобождаются учебные часы, которые можно использовать для изучения иностранного языка, для углубленного изучения изобразительного искусства, музыки, для развивающей деятельности учащихся, а также дополнительных уроков практической направленности.
В-шестых, интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей.
Основные термины (генерируются автоматически): знание, интегрированная программа, подростковый возраст, подросток, предмет, система образования, современное общество, урок, учебная деятельность.
Похожие статьи
Средства формирования и совершенствования учебной.
Обучение подростков учебной деятельности в призме позитивного восприятия мира и гражданской активности является важной задачей современного образования.
Влияние особенностей современных школьников на их.
Пути развития познавательного интереса у подростков. познавательная деятельность, познавательный интерес, учебная деятельность, процесс обучения, урок, интерес, подростковый возраст, учебный процесс, учитель, школьник.
Сущность и особенности формирования учебной деятельности.
Средства формирования и совершенствования учебной. Обучение подростков учебной деятельности в призме позитивного восприятия мира и гражданской активности является важной задачей современного образования.
Профессиональное самоопределение подростка с девиантным.
выбор профессии, подросток, профессия, профессиональное самоопределение, профессиональная деятельность, мир профессий, этап, позиция родителей, профессиональное образование, подростковый возраст.
Познавательные мотивы подростка в процессе обучения
Решая двуединую задачу — дать систему знаний и обучить их самостоятельному приобретению
Сущность и особенности формирования учебной деятельности. Учебная деятельность подростков. Наряду с трудом, основным видом деятельности является учение.
Формирование нравственных ценностей подростков на.
ценность, нравственная ценность подростков, нравственность, формирование, подросток, урок литературы, нравственное воспитание, общественное мнение, подростковый возраст, современное общество.
Пути развития познавательного интереса у подростков
Учебный предмет для подростка может быть интересным только при удовлетворении его потребности [5, с. 189]. Однако, современные ценности диктуют требование, что только человек, имеющий образование, может быть полезным для общества.
Развитие социальной активности подростков в школе
Социальная активность подростков в школе заключается в активизации его жизненной позиции, повышение мотивации к учебной деятельности
Самый трудный и самый сложный возраст ребенка, представляющий собой период становления личности, это подростковый.
Личностно-ориентированная технология на уроках математики.
Пути развития познавательного интереса у подростков. познавательная деятельность , познавательный интерес, учебная деятельность , процесс обучения , урок , интерес, подростковый возраст , учебный процесс , учитель, школьник.
Источник: moluch.ru
Интегрированное обучение: что это, технологии, принципы, модели и формы
Среди современных трендов образования особое место занимают методики, которые позволят людям с инклюзией чувствовать себя полноценными членами общества. Одно из таких решений — интегрированное обучение.
В этой статье мы рассмотрим следующие вопросы:
- Что означает интегрированное обучение?
- Какие цели и задачи оно перед собой ставит?
- Какие есть виды, этапы, а также модели интегрированного обучения?
- Какие особенности интегрированного обучения в России?
Хотите получать полезные статьи из мира образования первыми? Подписывайтесь на наш информационный ресурс. И не забывайте пользоваться актуальными акциями и скидками.
Нужна помощь?
Доверь свою работу кандидату наук!
Узнать стоимость бесплатно
Что такое интегрированное обучение
Интеграция — это специальный термин, который означает любой процесс объединения частей в целое. Но в педагогической системе он имеет свою специфику: его применяют в вопросах инклюзии, то есть включения людей с различными видами инвалидности в общественную жизнь.
Итак, в образовании интегрированное обучение — это образовательная модель, при которой ребёнок с особенностями в развитии обучается не отдельно, а вместе с другими детьми.
Интегрированное, или инклюзивное обучение — это не только возможность для людей с особенностями развития почувствовать себя частью общества, но и способ развивать толерантность, эмпатию и заботу о других с первых лет жизни.
Саламанкская декларация
В 1994 году в Испании проходила Всемирная Конференция по образованию лиц с особыми потребностями. В её рамках приняли Саламанкскую декларацию, которая легла в основу концепции интегрированного обучения. Вот её основные положения:
- у каждого ребёнка есть право на базовое образование;
- каждый ребёнок уникален и обладает своими интересами и разным уровенем способностей;
- эти особенности стоит учитывать в процессе обучения, создавая комплексные образовательные программы;
- общеобразовательные школы должны формировать условия для комфортного обучения всех детей, в том числе и с инклюзией.
Так начали появляться базовые модели интегрированного обучения, которые позволили детям с особенностями развития получить доступ к полноценному школьному образованию.
В вузе также применяют технологии интегрированного, или интегрального обучения. Но там под этим термином понимают методики, которые предполагают комплексный подход к профессиональному образованию. Это достигается за счёт развития междисциплинарных связей, использования проектной работы, Agile и Scrum-методологий и других инструментов.
Цели и задачи интегрированного обучения
Интегрированный подход в обучении — это методика, которая позволяет успешно решать цели и задачи, связанные с социализацией и передачей знаний детям с инклюзией разной степени тяжести.
Цель интегрированного обучения
Цель интегрированного обучения — помочь ребёнку с особенностями в развитии научиться успешно коммуницировать с другими детьми и получить подготовку и навыки, чтобы реализоваться в жизни.
Обучение в Японии по интегрированным образовательным программам существует с 1990 года, а нормы и акты инклюзивного обучения стали разрабатывать уже с 70-х годов.
Задачи интегрированного обучения
Интегрированное обучение решает следующие задачи:
- создать специальные условия для детей с особенностями развития;
- помочь таким детям освоить учебную программу, не отклоняясь от стандартов школьного образования;
- уменьшить или снизить функциональные нарушения у детей;
- создать уважительную и принимающую атмосферу;
- наладить диалог с другими детьми, научить коммуникации;
- поддерживать в вопросах обучения и социализации;
- оказывать психологическую поддержку;
- формировать позитивное отношение к себе и жизни.
Технология интегрированного обучения
Понятие интегрированного обучения включает в себя не только толерантное отношение, но и применение в образовании современных технологий. Ведь переход на такой тип прогрессивного обучения требует модернизировать всю школьную систему. А именно:
- привлекать необходимых специалистов, которые будут помогать учителям во время преподавания;
- использовать инновационные педагогические решения и идеи;
- адаптировать учебную программу с учётом особенностей всех детей в интегрированном классе;
- делать акцент на развитие творческих и познавательных способностей;
- активно вовлекать родителей в образовательный процесс.
Принципы интегрированного обучения
Интегрированное обучение имеет свои принципы и особенности:
- развивает индивидуальные особенности каждого ребёнка;
- создаёт условия для тесного взаимодействия школы, учителей, узких специалистов и родителей;
- обучает определённой культуре, которая помогает детям уважительно относиться к непохожим на них детям и принимать различия, не оскорбляя других;
- создаёт поддерживающее пространство, где каждый ребёнок чувствует свою ценность и способность справиться со всеми задачами.
Формы интегрированного обучения
По организации образовательного процесса различают четыре формы интегрированного обучения:
- посещение обычного класса общеобразовательной школы;
- посещение специального класса общеобразовательной школы;
- учёба в коррекционной школе с последующим переводом в общеобразовательную;
- полное или частичное включение в образовательный процесс во время профессионального обучения.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
Модели интегрированного обучения
Помимо форм выделяют такие современные модели организации интегрированного инклюзивного обучения, как:
- постоянная полная интеграция;
- постоянная, но неполная интеграция;
- частичная интеграция;
- временная интеграция;
- эпизодическая интеграция;
- комбинированная интеграция.
Постоянная полная интеграция
При такой модели интегрированного обучения дети с инклюзией посещают общеобразовательную школу вместе с другими учениками и получают дополнительную коррекционную помощь при необходимости. Постоянная полная интеграция возможна в двух случаях:
- уровень развития ребёнка близок к нормальному, без сильных отклонений;
- в школе помимо преподавателя ещё есть отдельный специалист.
Постоянная, но неполная интеграция
Такая модель подходит детям, у которых есть отклонения от возрастной нормы. Они нуждаются в специализированной помощи и не могут посещать все уроки наравне с другими учениками. Учителя и родители определяют, какие предметы ребёнок будет посещать с классом, а что проще осваивать с помощью специалиста.
Частичная интеграция
В этой модели большее значение отдаётся индивидуальному обучению ребёнка с особенностями развития. А уроки в общеобразовательной школе он посещает лишь частично или проводит время с детьми после основной учёбы.
Временная интеграция
В данной модели интегрированного обучения ребёнок с инклюзией проводит время с обычными детьми в школе не реже двух раз в месяц. А занимается индивидуально по специально разработанной программе.
Эпизодическая интеграция
Такая модель применяется в школах, где нет возможности организовать полноценное интегрированное обучение: нет отдельного специалиста, нет возможностей для модернизации преподавания. В таком случае организовывают периодические мероприятия, которые помогают социализировать детей с особенностями развития.
Комбинированная интеграция
Модель обучения, которую применяют в маленьких населённых пунктах, если в них нет возможностей для какого-либо интегрированного образования. В этом случае используют лишь некоторые элементы инклюзивного обучения. Поэтому комбинированная модель подходит детям с минимальными отклонениями в развитии, иначе они просто не смогут усваивать образовательную программу наравне c другими учениками.
Кому подходит интегрированное обучение
Методика интегрированного обучения вышла из специального (коррекционного) подхода к обучению детей с ограниченными способностями. На первый взгляд, она может показаться панацеей, но это не совсем так. Есть у интегрированного обучения проблемы — оно подходит далеко не всем детям с инклюзией.
Прежде чем принять решение об интегрированном обучении для ребёнка, стоит показать его специалисту. Он учтёт есть ли внешние и внутренние условия, которые сигнализируют о готовности детей к такой форме учёбы.
Внешние условия | Внутренние условия |
функциональные нарушения удалось выявить на самых ранних этапах жизни | степень инклюзии не мешает ребёнку учиться с другими детьми |
родители серьёзно настроены помогать ребёнку в процессе обучения | способности ребёнка позволяют ему осваивать учебную программу в полном объёме |
есть возможность организовать квалифицированную коррекционную работу | ребёнок психологически готов к школе |
есть условия и среда для интегрированного обучения |
Если у ребёнка большие отклонения в психоэмоциональном и физическом состоянии, то каким бы сильным ни было желание родителей обучать его в обычной школе, в этом случае лучше выбрать специализированный (коррекционный) класс.
Интегрированное обучение в России
Современные тенденции становления интегрированного обучения в России имеют свои отличия. В РФ разделяют три подхода к организации учебного процесса для детей с особенностями в развитии:
- Дифференцированное обучение.
- Интегрированное обучение.
- Инклюзивное обучение.
Дифференцированное обучение
Это образовательная модель, при которой дети с тяжелыми задержками в умственном развитии и сильными нарушениями слуха, речи, зрения или опорно-двигательного аппарата учатся в специальных коррекционных школах.
Интегрированное обучение
В российской системе образования под этим термином понимают образовательную модель, при которой особенные дети обучаются в общеобразовательных школах, но в отдельных классах. А чтобы попасть в коллектив к обычным детям, ребёнку необходимо доказать, что его способности позволят ему в полном объёме освоить учебную программу.
Инклюзивное обучение
Это образовательная модель, при которой дети с инклюзией обучаются вместе с полностью здоровыми детьми в общеобразовательном учреждении. Для этого привлекают дополнительных специалистов, которые помогают таким детям легче проходить адаптацию и справляться с уроками.
Чем инклюзивное обучение отличается от интегрированного? В российской системе образования — это два разных типа организации учебного процесса для детей с особенностями развития. Также считается, что при инклюзивном обучении делают больший акцент на воспитании человечного и толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями.
Плюсы и минусы интегрированного обучения
Давайте подведём итоги и рассмотрим, какие преимущества и недостатки есть у интегрированного обучения.
Плюсы интегрированного обучения
- развитие индивидуальных способностей каждого ребёнка;
- помощь детям с особенностями успешно интегрироваться в общество;
- возможность не замыкаться в проблемах;
- развитие эмпатии и умения помогать другим людям;
- формирование толерантной культуры.
Минусы интегрированного обучения
- ребёнок с особенностями часто требует слишком много внимания и времени, которые учитель не всегда может дать;
- недостаток внимания к обычным детям может сказаться на их успеваемости;
- риск травли со стороны других учеников;
- сложно подготовить нужных специалистов;
- необходимо перестраивать всю систему образования.
Наш мир с каждым годом становится более инклюзивным: появляются пандусы в общественных местах, новые подходы к социализации и, в том числе, к образованию. Поэтому если вы уже учитесь или планируете поступать на факультеты по педагогике, психологии или социальной работе, присмотритесь к этой теме. Спрос на грамотных специалистов будет расти, а значит, это отличное направление для профессиональной реализации.
Посмотри примеры работ и убедись, что мы поможем на совесть!
Хочу посмотреть примеры
А если будет нужна помощь в написании курсовых или дипломных работ, смело обращайтесь в студенческий сервис. Наши эксперты учтут все требования к оформлению и напишут работу в срок.
Источник: zaochnik.ru