Инструментальная музыка в основе которой лежит программа т е какой либо конкретный сюжет

Например, Метель, Тройка, Балет невылупившихся цыплят, Диалог ветра и моря, Пасторальная симфония. Во всех этих произведениях авторы рождают ассоциации с указанными явлениями. А программа нам задает то, что искать в музыке, что там нужно понять.

Программным является, например, произведение Мусоргского «Картинки с выставки». Герой (задуманный автором) ходит по выставочному залу, и художественные образы рисунков Гартмана рождают у него музыкальные впечатления. Вот это и есть программа, так появляются музыкальные миниатюры, объединённые в цикл произведений.

Программно- изобразительная программа музыка.
программа- пьеса с названием, или написанная по лит. произведению .

Например, Метель, Тройка, Балет невылупившихся цыплят, Диалог ветра и моря, Пасторальная симфония. Во всех этих произведениях авторы рождают ассоциации с указанными явлениями. А программа нам задает то, что искать в музыке, что там нужно понять.

Например, Метель, Тройка, Балет невылупившихся птенцов, Диалог ветра и моря, Пасторальная симфония. Во всех этих произведениях авторы рождают ассоциации с указанными явлениями. А программа нам задает то, что искать в музыке, что там нужно понять.

Инструментальная музыка и вокальная.

Например, Метель, Тройка, Балет невылупившихся цыплят, Диалог ветра и моря, Пасторальная симфония. Во всех этих произведениях авторы рождают ассоциации с указанными явлениями. А программа нам задает то, что искать в музыке, что там нужно понять.

Например, Метель, Тройка, Балет невылупившихся цыплят, Диалог ветра и моря, Пасторальная симфония. Во всех этих произведениях авторы рождают ассоциации с указанными явлениями. А программа нам задает то, что искать в музыке, что там нужно понять.

Литература : Чайковский П. И., Письма к H. P. фон-Мекк от 17 февраля/1 марта 1878 и 5/17 декабря 1878, в кн.: Чайковский П. И., Переписка с Н.Ф.фон-Мекк, т. 1, М.-Л., 1934, то же, Полн. собр. соч., т. VII, М., 1961 с. 124-128, 513-514; его же, О программной музыке, М.-Л., 1952; Кюи Ц. A., Русский романс. Очерк его развития, СПБ, 1896, с. 5; Ларош, Нечто о программной музыке, «Мир искусства», 1900, т. 3, с. 87-98; его же, Предисловие переводчика к книге Ганслика «О музыкально-прекрасном», Собр. муз.-критич. статей, т. 1, М., 1913, с. 334-61; его же, Один из противников Ганслика, там же, с. 362-85; Стасов В. В., Искусство в XIX веке, в кн.: XIX век, СПБ, 1901, то же, в его кн.: Избр. соч., т. 3, М., 1952; Ястребцев В. В., Мои воспоминания о Н. А. Римском-Корсакове, вып.

1, П., 1917, Л., 1959, с. 95; Шостакович Д., О подлинной и мнимой программности, «СМ», 1951, No 5; Бобровский В. П., Сонатная форма в русской классической программной музыке, М., 1953 (автореферат дисс.); Сабинина М., Что такое программная музыка?, «МЖ», 1959, No 7; Арановский М., Что такое программная музыка?, М., 1962; Tюлин Ю. Н., О программности в произведениях Шопена, Л., 1963, М., 1968; Хохлов Ю., О музыкальной программности, М., 1963; Ауэрбах Л., Рассматривая проблемы программности, «СМ», 1965, No 11; Marx А. В., Ьber Malerei in der Tonkunst. Ein Maigruss an die Kunstphilosophen, В., (1828); его же, Die Musik des 19.

Очень красивая музыка! Встреча двух сердец-Павел Ружицкий.

Jahrhunderts und ihre Pflege. Methode der Musik, Lpz., 1855; Liszt F., Berlioz und seine «Harold-Symphonie», «NZfM», 1855, 13 Juli — 24 Aug., Gesammelte Schritten, hrsg. v. L. Ramann, Bd 4, Lpz., 1882 (рус. пер.: Берлиоз и его симфония «Гарольд», в кн.: Лист Ф., Избр. статьи, М., 1959); Hohenemser R., Ьber die Programmusik, «SIMG», 1900, Jahrg. 1, H. 2; Leichtentritt H., Vorlдufer und Anfдnge der Programmusik, «AMZ», 1903, Jahrg.

30; Кlatte W., Zur Geschichte der Programm-Musik, В., 1905; Nieсks Fr., Programme music in the last four centuries, L., 1907; Сalvосoressi M.-D., Esquisse d’une esthйtique de la musique а programme, «SIMG», 1907/08, Jahrg. 9; Кlauwell O., Geschichte der Programmusik, Lpz., 1910; Hirschberg W., Ьber die Grenzen der Programmusik, «Die Musik», 1912/13, Jahrg. 12; Schubert K., Die Programmusik, В., (1934); Raffalt R., Ьber die Problematik der Programmusik, Tьbingen, 1949 (Diss.); Ringbоm N.-E., Ьber die Deutbarkeit der Tonkunst, Ilels., 1955; Sychra A., Die Einheit von «absoluter» Musik und Programmusik. «Beitrдge zur Musikwissenschaft», H. 3, 1959. См. также лит. при статьях Эстетика музыкальная, Музыка, Звукопись, Монотематизм, Симфоническая поэма.

Читайте также:
Программа с помощью которой можно рисовать на компьютере

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор . Под ред. Ю. В. Келдыша . 1973—1982 .

Полезное

Смотреть что такое «Программная музыка» в других словарях:

ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА — музыкальные произведения, которые композитор снабдил словесной программой, конкретизирующей восприятие. Многие программные сочинения связаны с сюжетами и образами выдающихся литературных произведений … Большой Энциклопедический словарь

ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА — (от нем. Programmusik), музыка, задача которой – изобразить состояние внутреннего или внешнего мира, более или менее точно определенное в приложенном к композиции тексте ( программе ). Под влиянием последнего, слушатель, внимая п й м е, не… … Музыкальный словарь Римана

программная музыка — инструментальная и оркестровая музыка, связанная с воплощением заимствованных из внемузыкальной сферы идей (литература, живопись, явления природы и т.д.). Название происходит от программы – текста, которым композиторы часто сопровождали… … Русский индекс к Англо-русскому словарь по музыкальной терминологии

Программная музыка — род инстр. произв. с объявленной (в виде заглавия или в более развернутой вербальной форме) программой как источником муз. драматургии. Программой не являются жанровые рубрики ( вальс , полька ) или тексты вок. музыки. Хотя примеры программных… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Музыка — I Музыка (от греч. musikе, буквально искусство муз) вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных звуковых последований, состоящих в основном из тонов… … Большая советская энциклопедия

Простейший вид П. м. — картинная программность (музыкальной картины природы, народных празднеств, битв и т.п.). В сюжетно-программных произведениях развитие музыкальных образов в той или иной степени отвечает контурам сюжета, как правило, заимствованного из художественной литературы. Порой в них даётся лишь музыкальная характеристика основных образов, общего направления развития сюжета, первоначального и итогового соотношения действующих сил (обобщённо-сюжетная программность), иногда отображается вся последовательность событий (последовательно-сюжетная программность).

Программность явилась большим завоеванием музыкального искусства, стимулировала поиски новых выразительных средств, способствовала обогащению круга образов музыкальных произведений. П. м. равноправна с музыкой непрограммной и развивается в тесном взаимодействии с ней.

что такое программная музыка

Конкретика и синтез

По идее, вся музыка в той или иной степени программна, разве что почти невозможно в точности обозначить ни предметы, ни понятия, которые вызывают те или иные чувства у слушателя. Такими способностями обладает только речь, устная или письменная. Поэтому композиторы нередко снабжают свои произведения программой, таким образом заставляя словесную или литературную предпосылку работать в синтезе со всеми применёнными им музыкальными средствами.

Единству литературы и музыки помогает то, что оба эти вида искусства способны показывать развитие и рост образа во времени. Различные виды творческих действий были объединены ещё с древности, поскольку искусство родилось и развивалось в синкретическом виде, связываясь с ритуалами и трудовой деятельностью. В средствах оно было очень ограниченным, поэтому по отдельности и без прикладных задач просто не могло существовать.

программная музыка примеры

Размежевание

Постепенно бытовой уклад человечества совершенствовался, искусство становилось изощрённее, и появилась тенденция к разъединению его основных родов и видов. Действительность обогащалась, и отображение этого уже достигалось во всём многообразии, хотя синкретическим искусство навсегда осталось в обрядовых, духовных, вокально-инструментальных, драматических аспектах. Совместные действия музыки и слова, однако, определяющие программность, тоже никогда от музыки далеко не уходили.

Это могут быть названия, которые предусматривает программная музыка. Примеры – в сборнике фортепианных пьес П. И. Чайковского «Детский альбом», где у каждой пьесы есть не только «говорящее», но и «рассказывающее» название: «Утренняя молитва», «Нянина сказка», «Болезнь куклы» и все остальные маленькие произведения. Это его же сборник для детей постарше «Времена года», где к названию Пётр Ильич присовокупил и яркий поэтический эпиграф. Композитор позаботился о конкретном содержании музыки, тем и объясняя, что такое программная музыка и как нужно исполнять данное произведение.

Читайте также:
Программы действий тактические планы и бюджеты разрабатываются

что такое программная музыка определение

Музыка плюс литература

Программная музыка для детей особенно понятна, если у произведения есть и название, и сопроводительное слово, которое составляет сам композитор или писатель, вдохновивший его, как сделал Римский-Корсаков в симфонической сюите «Антар» по сказке Сенковского или Свиридов в музыке к повести Пушкина «Метель».

Тем не менее программа музыку лишь дополняет, не являясь точным разъяснением. Просто объект вдохновения один и тот же у писателя и композитора, а средства всё-таки разные.

Музыка минус литература

программная и непрограммная музыка

Определение

«Три кита» и национальные черты в программе

Также помогают понять, что такое программная музыка, определённые черты прикладных жанров: песни («Полюшко», например), марша во всём жанровом разнообразии («Марш Черномора» и «Марш деревянных солдатиков»), а также танца — народного, классического, фантастического. Это, с лёгкой руки Д.Б. Кабалевского, в музыке – «три кита», определяющие жанровую принадлежность.

Характерные черты национальной музыки тоже обычно служат программности музыкального произведения, задавая общую концепцию, темп, ритм сочинения («Танец с саблями» Хачатуряна, например, «Два еврея. » и «Гопак» Мусоргского).

программная музыка примеры произведений

Пейзажная и сюжетная программность

Отображение одного или ряда образов, которые на протяжении всего сочинения не претерпевают изменений, – тоже программная музыка. Примеры произведений можно найти повсеместно: «В полях» Глиэра, «По скалам и фьордам» Грига и так далее. Сюда же можно отнести картины праздников и битв, музыкальные изображения пейзажные и портретные.

Даже одни и те же литературные сюжеты композиторы воплощают в музыке по-разному: например, «Ромео и Джульетта» Шекспира у Чайковского вылилась в увертюру, где программность обобщённая, а у Берлиоза – последовательная. И то, и другое, разумеется, программная музыка. Название чаще всего может рассматриваться как сюжетная программа, например «Битва гуннов» Листа по одноимённой фреске Каульбаха или его же этюды «Хоровод гномов» и «Шум леса». Иногда произведения скульптуры, архитектуры, живописи помогают понять, что такое программная музыка, поскольку участвуют в выборе изобразительных средств для музыкальной картины.

программная музыка для детей

Вывод

Программность обогащает музыку новыми выразительными средствами, помогает в поиске новых форм произведения, дифференцирует жанры. Если композитор обращается к программе в своём сочинении, это сближает его слушателя с действительностью, одухотворяет быт, способствует постижению глубинных духовных начал. Однако, если программность довлеет над остальными задачами, то восприятие музыки заметно снижается, то есть слушателю необходим простор для собственного творческого восприятия.

  • Механизм антибактериального действия сульфаниламидных препаратов кратко
  • С волшебной горой сравнил рытхэу русскую культуру записать свою мысль кратко
  • Соотношение между уголовным преследованием и обвинением кратко
  • Термин значение слова кратко
  • История древних свитков кратко

Источник: obrazovanie-gid.ru

ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА

Как вы думаете, чем отличается фортепианный концерт Чайковского от его же симфонической фантазии «Франческа да Римини»? Конечно, вы скажете, что в концерте солирует фортепиано, а в фантазии его нет вовсе.

Может быть, вы уже знаете, что концерт — произведение многочастное, как говорят музыканты циклическое, а в фантазии всего одна часть. Но сейчас нас интересует не это. Вы слушаете фортепианный или скрипичный концерт, симфонию Моцарта или сонату Бетховена.

Наслаждаясь прекрасной музыкой, вы можете следить за ее развитием, за тем, как сменяют одна другую разные музыкальные темы, как они изменяются, разрабатываются. А можете и воспроизводить в своем воображении какие-то картины, образы, которые вызывает звучащая музыка. При этом ваши фантазии наверняка будут отличаться от того, что представляет себе другой человек, слушающий музыку вместе с вами.

Конечно, не бывает так, чтобы вам в звуках музыки почудился шум битвы, а кому-то другому — ласковая колыбельная. Но бурная, грозная музыка может вызвать ассоциации и с разгулом стихии, и с бурей чувств в душе человека, и с грозным гулом сражения.

Читайте также:
Лучшие программы для контроля расходов

А во «Франческе да Римини» Чайковский самим названием указал точно, что именно рисует его музыка: один из эпизодов «Божественной комедии» Данте. В этом эпизоде рассказывается, как среди адских вихрей, в преисподней, мечутся души грешников. Данте, который спустился в ад, сопровождаемый тенью древнеримского поэта Вергилия, встречает среди этих несомых вихрем душ прекрасную Франческу, которая рассказывает ему печальную историю своей несчастной любви. Музыка крайних разделов фантазии Чайковского рисует адские вихри, средний раздел произведения — горестный рассказ Франчески.

П. И. Чайковский. Симфония №1 соль минор, соч. 13. «Зимние грезы».
Часть 1. «Грезы зимней дорогой»

Ваш браузер не поддерживает audio элемент.

П. И. Чайковский. Симфония №1 G-mol, соч.13. «Зимние грезы».
Часть 2. «Угрюмый край, туманный край»

Ваш браузер не поддерживает audio элемент.

И «Франческа да Римини», и симфония «Зимние грезы» Чайковского, и Фантастическая симфония Берлиоза — примеры так называемой программной музыки.

Бывает, что, обращаясь к широко известным литературным произведениям, композитор считает достаточным лишь указать этот литературный источник: имеется в виду, что все слушатели хорошо его знают. Так сделано в «Фауст-симфонии» Листа, в «Ромео и Джульетте» Чайковского и многих других произведениях.

Встречается в музыке и программность иного типа, так называемая картинная, когда сюжетная канва отсутствует, а музыка рисует один какой-то образ, картину или пейзаж. Таковы симфонические эскизы Дебюсси «Море». Их три: «От зари до полудня на море», «Игра волн», «Разговор ветра с морем».

А «Картинки с выставки» Мусоргского потому так и называются, что в них композитор передал свое впечатление от некоторых картин художника Гартмана. Если вы еще не слышали этой музыки, постарайтесь непременно познакомиться с ней. Среди картинок, вдохновивших композитора, — «Гном», «Старый замок», «Балет невылупившихся птенцов», «Избушка на курьих ножках», «Богатырские ворота в древнем Киеве» и другие характерные и талантливые зарисовки.

М. П. Мусоргский. «Картинки с выставки».
«Гном»

Ваш браузер не поддерживает audio элемент.

М. П. Мусоргский. «Картинки с выставки».
Старый замок

Ваш браузер не поддерживает audio элемент.

М. П. Мусоргский. «Картинки с выставки».
Балет невылупившихся птенцов

Ваш браузер не поддерживает audio элемент.

М. П. Мусоргский. «Картинки с выставки».
Избушка на курьих ножках. Баба-Яга

Ваш браузер не поддерживает audio элемент.

М. П. Мусоргский. «Картинки с выставки».
Богатырские ворота. В стольном граде во Киеве

Ваш браузер не поддерживает audio элемент.

Музыкальный словарь в рассказах
Печатается по материалам одноименной книги Л. Михеевой (Москва, «Советский композитор», 1984)

Источник: allforchildren.ru

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Получить код —>

Подписи к слайдам:

ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА Автор презентации: Бейгул Ольга Куприяновна учитель музыки ГБОУ «АООШ І-ІІІ ступеней №2» ЛНР Луганской области г. Антрацита

КАКИМ БЫВАЕТ МУЗЫКАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

КАКИМ БЫВАЕТ МУЗЫКАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОМПОЗИТОРЫ ЧАСТО СОЗДАЮТ СВОИ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ОБРАЩАЯСЬ К ЛИТЕРАТУРНЫМ ИСТОЧНИКАМ. ЭТИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ НАЗЫВАЮТ ПРОГРАММНОЙ МУЗЫКОЙ.

«ИЮНЬ. БАРКАРОЛЛА» ИЗ ЦИКЛА «ВРЕМЕНА ГОДА»

КАКИМ БЫВАЕТ МУЗЫКАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОНИ НЕРЕДКО ИМЕЮТ НАЗВАНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИЛИ СОПРОВОЖДАЮТСЯ СЛОВЕСНОЙ ПРОГРАММОЙ, КОТОРАЯ РАСКРЫВАЕТ ИХ СОДЕРЖАНИЕ.

СИМФОНИЯ №3 «ГЕРОИЧЕСКАЯ»

ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА — ЭТО РОД ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ МУЗЫКИ, А ТАКЖЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ИМЕЮЩИЕ СЛОВЕСНУЮ (НЕРЕДКО СТИХОТВОРНУЮ) ПРОГРАММУ И РАСКРЫВАЮЩИЕ ЕЁ СОДЕРЖАНИЕ. ПРОГРАММНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ — ЭТО ПРОИЗВЕДЕНИЕ, В ОСНОВЕ КОТОРОГО ЛЕЖИТ ОПРЕДЕЛЁННЫЙ СЮЖЕТ, ОСНОВАННЫЙ НА ЖИЗНЕННЫХ СОБЫТИЯХ, ВЗЯТЫХ ИЗ ИСТОРИИ ИЛИ СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ, ИЛИ ИЗ ДРУГИХ ВИДОВ ИСКУССТВ: ЛИТЕРАТУРЫ, ЖИВОПИСИ. ПРОГРАММОЙ МОЖЕТ СЛУЖИТЬ

ЗАГЛАВИЕ, УКАЗЫВАЮЩЕЕ НА КАКОЕ-ЛИБО ЯВЛЕНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ (ВРЕМЕНА ГОДА)

    • ЛУИ ДАКЕН «КУКУШКА»
    • П. И ЧАЙКОВСКИЙ «МАРШ ДЕРЕВЯНЫХ СОЛДАТИКОВ»

    СЮЖЕТ ЗАИМСТВОВАН ИЗ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

    ПОДРОБНЫЙ ПЕРЕСКАЗ КАЖДОГО ЭПИЗОДА ПРОИЗВЕДЕНИЯ

    КАРТИННАЯ ПРОГРАММНОСТЬ ОТСУТСТВУЕТ, СЮЖЕТНАЯ МУЗЫКА РИСУЕТ 1 ОБРАЗ

    УКАЗАНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ИСТОЧНИКА

    Выбери признаки программной музыки

    ВЫБЕРИ ПРОГРАММНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

    П. И. ЧАЙКОВСКИЙ «ОКТЯБРЬ. ОСЕННЯЯ ПЕСНЬ»

    В. А. МОЦАРТ СОНАТА №5

    Л.БЕТХОВЕН «ЛУННАЯ СОНАТА»

    • http://www.grovit.cz/ZABAVNY_majka57/GIF/hudba/hudba_noty/h35.png
    • http://tarkdshi.muzkult.ru/img/upload/1894/documents/h44.png
    • https://img-fotki.yandex.ru/get/5108/112265771.824/0_c49d2_22e32f52_XL.png
    • http://papillondavril.p.a.pic.centerblog.net/o/eb8e2074.jpg
    • http://i.muspoljana.ru/u/pic/8d/4e55e215dd11e3b7a38644f3284aaa/-/1.jpghttps://tse4.mm.bing.net/th?id=OIP.eS0kTme4O-Pq9FSTj8FL9gEsDUh=170pcl=ddddddhttps://uchitelya.com/music/123493-prezentaciya-programmnaya-muzyka-kakim-byvaet.html» target=»_blank»]uchitelya.com[/mask_link]
    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Загрузка ...
    EFT-Soft.ru