К концу XVII в. Россия представляла собой обширное многонациональное централизованное феодально-абсолютистское государство, нуждавшееся в развитии промышленности, военного дела, науки и техники, просвещения, усовершенствовании государственного аппарата. На решение этих задач были направлены преобразования Петра I.
Быстрыми темпами стали развиваться металлургия, мануфактурное производство, кораблестроение, а также много внимания уделялось подъему русской национальной культуры. Большую роль в развитии физического воспитания сыграли преобразования в области просвещения и военного дела.
Однако следует оговориться, что значительные изменения, которые произошли в эту эпоху и в формах и в содержании физической культуры, относятся главным образом к тем из ее форм, которые обслуживали интересы господствующих классов. Что же касается простого русского народа и других народов, входивших в состав Российской империи, то их физическое воспитание и в это время сохраняло присущий ему издревле самобытный характер. Кулачные и палочные бои, борьба, плавание, хороводы, качели, катание на салазках с гор, игры, ярко окрашенные в различные национальные окраски, и другие формы народных развлечений, осужденные в свое время указами светской власти, на протяжении многих веков преследуемые церковью, теперь вновь получили право на жизнь.
Открытый урок физической культуры
В этом отношении реформы Петра I, хотя и косвенно, все же положительно сказались на развитии народного физического воспитания, освободив его от преследований со стороны церкви и органов государственной власти.
Но не мешая физическим упражнениям, являвшимся составной частью народных развлечений, правительство Петра I и не содействовало их распространению. А поскольку война, налоги и различного рода повинности тяжелым бременем ложились на плечи и без того разоренного крестьянства, ясно, что от этого страдала и сама основа его физического существования и развития.
Жизнь крестьянства была суровой и тяжелой. И все же, несмотря на это, русский народ в основном выгодно отличался своей физической силой, выносливостью, закалкой, мужеством и способностью к перенесению длительных военных походов.
Введение физического воспитания в учебные заведения
В условиях больших преобразований в России со времен Петра I, неизмеримо возросли потребности в квалифицированных кадрах. В стране создаются светские учебные заведения. В 1701 г. в Москве в школе математических и навигационных наук вводится физическая подготовка как обязательный учебный предмет, а затем и в Морской академии (1719) в С.-Петербурге, в гимназии Глюка в Москве (1703). Средствами физического воспитания были – фехтование, верховая езда, гребля, парусное дело, стрельба из пистолета, танцы и игры.
Наряду с государственными учебными заведениями в это же время в С.-Петербурге появляются частные общеобразовательные школы, в учебном плане которых значительное место было отведено и физическому воспитанию.
Школы эти принадлежали, как правило, шведам, попавшим когда-то в плен. В этих школах учились дети не только шведов, но и русских. Шведские преподаватели учили «вверяемых им детей латинскому, французскому и другим языкам и также морали, математике и всякого рода телесным упражнениям».
Лекция №1. Обучение техники гимнастических упражнений
Во второй половине XVIII в. открываются гимназии и пансионаты для обучения детей дворян и разночинцев.
Здесь внимание обращалось на привитие внешних манер поведения, а также фехтованию, танцам.
В учебные планы гражданских учебных заведений также были включены элементы физического воспитания. В 1755 г. был открыт Московский университет с двумя гимназиями для подготовки учащихся в Университет – для дворян и разночинцев. Сословный характер гимназий обусловил и систему постановки физического воспитания в них. В то время как в гимназии для дворян преподавались «экзерциции воинские, ежели иметь будет учеников», фехтование и танцы, в учебном плане гимназии для разночинцев эти предметы не предусматривались. Тот же учебный план сохранен для открытой в 1758 г. Казанской гимназии.
В правление Екатерины II большое внимание уделялось организации просвещения. Главное внимание обращалось на военно-учебные заведения, комплектовавшие своих воспитанников из дворян.
В связи с учебно-воспитательными реформами И.И. Бецкого, кадетский шляхетный корпус получил новый устав, утвержденный 11 сентября 1766 г. Значительно была расширена программа по общеобразовательным предметам.
Однако наибольшие изменения коснулись физического воспитания. Учебный план предусматривал только преподавание «танцевания и фехтования», тем не менее, физическое развитие признавалось решающим в быту кадетского корпуса.
В детском возрасте кадеты получали общее физическое воспитание согласно правилам, изложенным в «наставлении о воспитании детей». В возрасте от 15 до 18 лет главное внимание обращалось на верховую езду, вольтижировку и фехтование. С 1772 г. по инициативе Бецкого в корпусе велось обучение «мячиковой игре», преподавателем который был приглашен «профессор мячиковой игры господин Корбин де Плеси из Парижа». Обязанности его заключались в обучении «во всем том, что до мячечной игры принадлежит, т.е. мортировать игру, сделать мячики и рапиры». Несмотря на то, что желающих обучаться не оказалось, Плеси по заключенному с ним контракту получал в течение 6 лет по 1000 рублей в год, причем по истечении этого срока с ним был заключен контракт еще на три года.
В 1796 г., упорно стремясь привить «благородному юношеству» вкусы французской дворянской молодежи, среди которой игра в мяч пользовалась большой популярностью, Бецкой пригласил другого «профессора», некоего Бионна на этот раз с жалованием 500 рублей в год.
Этот пример свидетельствует о том, что если в первой половине XVIII века физическое развитие проводилось по методам, усвоенным из немецких кадетских корпусов, то при Екатерине II «решающее влияние оказала система физического воспитания французской дворянской молодежи».
В 1804 г. создается Устав учебных заведений. Появляется система в образовании – приходские и уездные училища, гимназии и университеты. В училищах физическое воспитание не было предусмотрено, а в гимназиях и университетах – необязательный предмет.
Лучше всего физическое воспитание было поставлено в закрытых дворянских учебных заведениях-лицеях. В Царскосельском лицее был специальный зал, где занимались фехтованием, гимнастикой и другими физическими упражнениями и играми
38. Физическое воспитание в учебных России во второй половине 19-20в.
В ходе школьной реформы 60 — 70-х гг. были приняты новые положения и уставы о народных училищах, гимназиях и университетах. Эти реформы в очень малой степени коснулись постановки физического воспитания в учебных заведениях.
В 1862 г. кадетские корпуса были реорганизованы в военные гимназии, в них был расширена программа изучаемых предметов, приглашены лучшие педагоги, а также гимназии отличались хорошей постановкой физического воспитания.
В начале 80-х гг. гимназии были вновь переименованы в кадетские корпуса и гимнастика в них стала дополнительным средством военной муштры и издевательства над кадетами.
С 1872 г. гимнастика стала обязательным предметом в реальных училищах.
В 1873 г. было издано руководство по гимнастике для сельских школ.
В 1889 г. вышла в свет «Инструкция и программа преподавания гимнастики в мужских учебных заведениях и в армии». Несмотря на то, что этим документом предусматривались занятия строевыми и военными упражнениями, а также развитие физических качеств, на практике она мало, где применялась.
В общем, в учебных заведениях не было специалистов и материальной базы для проведения занятий физическими упражнениями. Государственные органы не проявляли заинтересованности в улучшении постановки физического воспитания.
Лишь общественные деятели и отдельные педагоги стремились к тому, чтобы улучшить положение дел с физическим воспитанием детей. Они во внеучебное время организовывали детские игры, создавали спортплощадки и кружки для занятий физическими упражнениями. Но и их забота во многом сводилась на нет теми тяжелейшими условиями, в которых жила основная масса детей в Ромссии.
В начале XX в. наблюдается подъем физического воспитания и спорта в учебных заведениях.
В 1904 г. при министерстве народного просвещения создается врачебно-санитарный отдел, в обязанности которого входило наблюдение за физическим состоянием и здоровьем детей.
В 1908 г. по инициативе военного министра и с участием Николая II в начальных школах вводится обучение военному строю и гимнастике. Преподавателями были унтер-офицеры, солдаты, урядники.
В этот период создаются отряды «потешных», где дети обучались военному строю, гимнастическим упражнениям, принятым в армии, военным играм. В течение трех лет (1910— 1912 гг.) военный министр и Николай II проводили и присутствовали на парадах «потешных». К 1914 г. эти отряды перестали существовать.
В средних учебных заведениях — частных гимназиях, реальных и коммерческих училищах, кадетских корпусах -учились дети дворян, буржуазии, чиновников. Занятия по физическому воспитанию в этих заведениях проводились на более высоком уровне специально обученными педагогами. На них отводилось 2-3 часа в неделю,.
В 1913 г. вопрос о состоянии физического воспитания в средних учебных заведениях поднимался на заседании в Государственной думе. В результате министр народного просвещения Игнатьев утвердил комиссию по физическому воспитанию в средних школах, которая разработала программу, с учетом занятий спортом и ручным трудом.
В учебных заведениях России не было единой методики преподавания гимнастики. Все зависело от подготовки учителей. В большинстве средних учебных заведений занятия строились по методу сокольской гимнастики, в некоторых преобладала шведская или немецкая гимнастика. Выпускники курсов П.Ф. Лесгафта проводили уроки, используя средства и методы, разработанные русским ученым.
Во внеурочное время, по инициативе замечательных русских педагогов Н.С. Филитиса, Н.О. Массалитовой, И.Я. Гер-да, Н.В. Зака, с детьми организовывались экскурсии, соревнования, занятия спортом, игры.
К этому периоду относится и создание скаутских отрядов, основной задачей которых являлось пополнение рядов офицеров, преданных царю. Педагогами являлись скаут-мастера из Англии. Детей учили заниматься разведкой, помогать полиции и т.д. Средствами физического воспитания являлись элементы сокольской гимнастики, различные виды спорта и военизированные игры.
С начала XXв. гимнастика, спорт и игры получают распространение среди студентов. Чтобы отвлечь студентов от политической борьбы, разрешено было организовывать спортивные секции. В университетах Петербурга, Москвы, Киева, Томска создаются кружки спорта, гимнастики и игр. В 1911 г. организовываются С.-Петербургская, а в 1914 г. Московская городские спортивные лиги студентов, которые стали проводить соревнования среди учащихся высших учебных заведений.
К началу Первой мировой войны в России было 105 вузов, в 40 из них — спортивные кружки по фехтованию, лыжам, конькам, гимнастике, футболу, борьбе, легкой атлетике. Самодеятельное развитие не могло компенсировать отсутствие физического воспитания как обязательного предмета в учебных планах вузов
Источник: studfile.net
Развитие физической культуры в России
Основателем физического воспитания в России можно считать Петра I. В условиях больших преобразований в России Петр I создает в стране светские учебные заведения, в которых было внедрено физическое воспитание. Во всех учебных заведениях преподавались фехтование, верховая езда и танцы, в режим учебного дня включались прогулки, игры, различные «телесные упражнения». Наряду с государственными учебными заведениями в это же время в С.-Петербурге появляются частные общеобразовательные школы, в учебном плане которых известное место было отведено и физическому воспитанию.
Армии нужны были резервы здоровых молодых людей, и в 1888 г. военный министр П. С. Ванновский предложил ввести военную гимнастику в гражданские учебные заведения, что и было сделано министром народного просвещения в 1889 г.
Цель этой гимнастики состояла в том, чтобы несколько развить учащихся и привить им необходимые навыки военной службы. Обязательным предметом гимнастика была только в средних учебных заведениях, а в начальных училищах она могла вводиться там, где на это окажутся необходимые средства для оплаты преподавателей.
В 1889 году вышла в свет «Инструкция и программа преподавания гимнастики в мужских учебных заведениях и в армии». В инструкции к циркуляру о введении гимнастики все упражнения разделялись на 4 отдела:
1. Вольные движения, приучающие ученика управлять своими частями тела и с укреплением физических сил вырабатывать национальные движения.
2. Упражнения с подвижными снарядами: палками, мячами, деревянными шарами и др.
3. Упражнения на неподвижных снарядах: шесте, канате, наклонной лестнице, имеющие целью отягощением собственного тела исполнять движения с наименьшею затратою сил.
4. Отдел строевых упражнений, дающих основы воинской дисциплины.
В программу высших учебных заведений физическое воспитание не включалось (кроме учительских институтов), а после революции 1905 г. правительство запретило даже существовавшие отдельные спортивные кружки из-за «неблагонадежности» студентов. В виде исключения получили право на существование отдельные студенческие спортивные клубы. Первые студенческие спортивные клубы появились в политехническом и электротехническом московских институтах, Киевском политехническом институте. В университете Санкт-Петербурга спортивный клуб был образован в 1908 г.
Несмотря на это гимнастика, спорт и игры получают распространение среди студентов. Чтобы отвлечь студентов от политической борьбы, разрешено было организовывать спортивные секции. В университетах Петербурга, Москвы, Киева, Томска создаются кружки спорта, гимнастики и игр. В 1911 г. организовываются С.-Петербургская, а в 1914 г. Московская городские спортивные лиги студентов, которые стали проводить соревнования среди учащихся высших учебных заведений.
К началу первой мировой войны в России было 105 вузов, в 40 из которых имелись спортивные кружки. В студенческой среде культивировались фехтование, лыжный и конькобежный спорт, гимнастика, футбол, борьба, легкая атлетика и некоторые другие виды спорта. Однако развитие самодеятельного спорта среди студентов не могло компенсировать отсутствие физического воспитания как обязательного предмета в учебных планах высших учебных заведений.
Высший совет физкультуры ввел на 1923/24 учебные годы всеобщее обязательное преподавание физкультуры в школах. Но этот процесс шел очень медленно. Осенью 1924 года физическое воспитание было обязательным предметом только в 823 школах. Такая же картина была и со школьным спортом. Физкультурные кружки были только в школах крупных городов.
Такое критическое положение объяснялось экономическими трудностями, нехваткой гимнастических залов и специалистов, но самой основной трудностью было отсутствие содержания и методов работы советской физической культуры. Так как задачами физической культуры являлось создание идеала всесторонне развитого человека, поэтому она должна была принципиально отличаться от физической культуры западноевропейских стран. В связи с этим возникло много всевозможных направлений в вопросах определения содержания и методов социалистической физической культуры.
Направление, выступившее под знаком центризма детского физического воспитания, видело развитие физической культуры в том, чтобы в школах занимались только благоприятной и полезной для учеников игровой деятельностью, тем самым упрощались подходы к физическому воспитанию.
Сторонники медицинского направления видели основы физического воспитания в кондиционной гимнастике. Они считали, что лечебная гимнастика, став всеобщей, в практике школ и спортивных кружков может не только устранить возможность производственных заболеваний, но и создать связи между процессом работы и физическим воспитанием.
Специальную форму пути развития физкультуры представлял Комитет художественного физического воспитания. По представлению Комитета, действительное физическое воспитание должно основываться на художественном переживании в процессе работы. В предлагаемых формах были отброшены «буржуазные системы упражнений» и вместо них предлагались стилизованные формы рабочих движений (загребание угля, пиление, строгание и др.).
В 1927 г. Государственным ученым советом были разработаны первые единые школьные программы физического воспитания. Программа по физической культуре стала исходным рубежом для всех следующих программ, в ней были сформулированы задачи физического воспитания, средства и методы урока физкультуры, формы организации. Предусматривалось также проведение уроков физической культуры в начальной школе 3 раза в неделю.
Недостатки этой программы заключались в том, что не было учета физкультурных достижений, она не давала конкретных нормативных требований. В рамках программы осуществлялось также воспитание санитарно-гигиенических навыков − с изучением явлений окружающей среды. Это сокращало время на физические упражнения.
В 1927-1928 гг. физическое воспитание было включено в учебные планы педагогических и медицинских вузов.
В 1929 г. Наркомпрос СССР утвердил новые учебные планы для школ II ступени. По этим планам на физическое воспитание отводилось по 2 часа в неделю.
В 1939 г. были пересмотрены школьные программы физического воспитания. В них были включены начальная и допризывная подготовка школьников. Физическое воспитание учеников становилось одним из основных показателей работы школ.
Подростки и юноши приобретали навыки военного строя, обучались стрелковому делу, правилам противовоздушной обороны и противохимической защиты, получали хорошую физическую подготовку и закалку. Повысилось внимание к внешкольным и внеклассным формам занятий гимнастикой, спортом и играми. В 1940 г. свыше 830 тысяч учащихся 5−10 классов посещали спортивные секции школьных коллективов физической культуры и 46 тысяч школьников обучались разным видам спорта в 240 детских спортивных школах.
В послевоенные годы немало было сделано для развития физической культуры и спорта в высших учебных заведениях страны. С 1947 г. во всех университетах и институтах были восстановлены кафедры физического воспитания и спорта, введены первые послевоенные программы. На первых двух курсах вузов на физическое воспитание отводилось 2 часа обязательных занятий в неделю.
Более совершенную программу по физическому воспитанию студентов вузы страны получили в 1951 г. Она предусматривала обязательный курс общей физической подготовки для студентов первого и второго годов обучения (2 часа в неделю) и курс спортивного совершенствования для всех лет обучения (факультативно по 4 часа в неделю). Новая программа предъявляла более высокие требования к физической подготовке студентов.
Студент, заканчивавший второй курс, должен был завершить сдачу норм ГТО II ступени. Наметилась преемственность построения программ физического воспитания в школах и вузах. Начиная с 1956 г., во всех высших учебных заведениях была установлена спортивная специализация: по легкой атлетике (обязательная для всех вузов), лыжному спорту (для снежных районов страны), гимнастике, плаванию, велосипедному спорту, спортивным играм и другим видам спорта (в зависимости от условий вуза). Для студентов с ослабленным здоровьем, отнесенных к специальной группе, организовывались отдельные занятия.
Анализируя историю возникновения и развития физкультуры можно сделать вывод, что развитие физической культуры как у нас в стране, так и за рубежом происходило в первую очередь как средства подготовки к воинской службе.
Изучение положительного влияния физических нагрузок на организм человека продолжается и в настоящее время. Таким образом, можно констатировать возникновение и развитие физической культуры, имеющей своей целью профилактику и даже лечение заболеваний, что делает ее действительно необходимой широким массам в отличие от военно-прикладного и спортивного направлений. Примером массовых занятий физическими упражнениями могут служить такие виды как джоггинг (лёгкий бег) и аэробика, отличительной особенностью которых является целевая установка на улучшение состояния здоровья и отсутствие ориентации на высокий спортивный результат.
Для того, что бы продолжать знакомство с физической культурой, нам необходимо уточнить значение некоторых терминов и понятий. В первую очередь речь идет о таких понятиях как «физическая культура», «физическое воспитание» и «спорт».
Физическая культура (ФК) – часть общей культуры человечества, которая представляет собой творческую деятельность по освоению прошлых и созиданию новых ценностей преимущественно в сфере физического развития, оздоровления и воспитания людей.
Физическое воспитание (ФВ) – вид воспитательного процесса, специфика которого заключается в обучении двигательным актам и управлении развитием и совершенствованием физических качеств человека.
Спорт – специфическая форма культурной деятельности человека и общества, направленная на раскрытие двигательных возможностей человека в условиях соперничества.
Целью и результатом физического воспитания является физическое развитие человека или процесс изменения естественных морфофункциональных свойств организма в течение жизни. Зная и умело используя объективные закономерности физического развития человека, можно целенаправленно воздействовать на его развитие, работоспособность и даже отодвинуть сроки естественного старения. Именно в этом целесообразно направляющем воздействии и состоит специфическая социальная функция физического воспитания. Однако следует помнить о том, что физическое развитие определяется не только физическим воспитанием, но и такими факторами как наследственность, социальные условия, природно-климатические условия.
В современных системах физического воспитания весьма значительное место занимает спорт. Это объясняется рядом причин, среди которых − высокая эмоциональная насыщенность спортивных соревнований, престижная значимость спортивных достижений, международные контакты, а также выделение спортивной деятельности в своеобразную экономическую деятельность для спортсменов достаточно высокого уровня. В настоящее время спорт стал ещё одной разновидностью шоу-бизнеса, когда экономический эффект порой становится ведущим.
Ядро спорта, основу его особенностей составляет специфическая соревновательная деятельность. Непосредственная цель соревновательной деятельности в спорте − достижение высокого результата. Исходя из этого, строится система подготовки в спорте. Ориентация на максимально высокий результат предъявляет очень высокие требования к занимающимся.
В массовом спорте, где результаты отличаются от высших достижений, риск приобрести функциональные нарушения или заболевания ниже, при этом причинами функциональных срывов может быть как нерациональное планирование, так и нарушения режима занимающимися. При рациональных и систематических занятиях спортом или оздоровительной физкультурой в организме человека происходят перестройки, способствующие повышению его функциональных возможностей. Но физическое развитие индивида – это не единственный результат систематических занятий. Хотелось бы обратить внимание на еще одну сторону, которая часто остается в тени.
Регулярные занятия, требующие в режиме дня выделения определенного времени, приучают человека к размеренному ритму деятельности. Это требует хорошей организации своего рабочего и свободного времени, и соответственно, как правило, спортсмены достаточно высокого уровня привыкают очень рационально планировать свое время.
Значение, которое придается физическому воспитанию молодого поколения, казалось бы, подкрепляется тем, что предмет «Физическое воспитание» является обязательным, начиная со школы и заканчивая высшими учебными заведениями. К сожалению, провозглашаемая на словах важность предмета, зачастую на деле не подкрепляется наличием необходимых условий для занятий, как это отмечалось в России ещё и в XIX в. При этом организация массовых «спортивных» мероприятий, где большинство участников регулярно не занимаются, приносит больше вреда, чем пользы.
Источник: studopedia.su
Инструкция для преподавания гимнастики в мужских учебных заведениях Министерства просвещения. 1889 г
Положите в корзину один или несколько лотов, а затем купите их все сразу.
Купить этот лот по цене 2000.00 р.
Лот добавлен в «Избранные».
Посмотреть →
Лот удален из «Избранных».
Вы можете наблюдать за ходом торгов по этому лоту, добавив его в «Избранное».
Увлеченным
- Антиквариат и Искусство
- Видео, Фильмы
- Винтаж
- Книги, журналы, газеты
- Коллекционное
- Музыка
- Сделано своими руками
Электрическое
- Бытовая техника
- Электроника и Оптика
- Видео, Фото, Кино
- Компьютерная техника
- Телефоны
Себе и любимым
- Драгоценности и украшения
- Детское
- Красота и здоровье
- Одежда, Обувь и Аксессуары
- Спорт-снаряжение
- Часы
- К Новому году
Все в дом
- Видео, Фильмы
- Домашний очаг, Сад, Дача
- Книги, журналы, газеты
- Музыка
- Строительство и Ремонт
- Флора и Фауна
Передвигаемся
- Воздухоплавание
- Авто, Мото, Запчасти
- Плавсредства
Источник: meshok.net