Высшая школа экономики и Центр стратегических разработок, которым руководит бывший министр финансов Алексей Кудрин, выпустили доклад «12 решений для нового образования». В нём подробно расписано, что нужно изменить в системе российского образования. По сути, этот доклад — проект реформы образования России. Рассказываем, что и как собираются менять в образовании (чтобы вы были в курсе).
Руководили разработкой проекта-реформы ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов, руководитель Института образования ВШЭ Исака Фрумина и эксперты ЦСР. Главное, что, по их мнению, нужно сделать — это увеличить финансирование образования. А деньги распределить по 12 проектам-решениям — на раннее развитие детей до трёх лет, развитие колледжей, цифровизацию школ и учебников, повышение квалификации педагогов, строительство учебных центров по модели «Сириуса», ремонт школ и школьных автобусов и доступ к интернету всем и во всех школах. Для реализации всех этих проектов, по оценкам экспертов, понадобится до 4,5 триллионов рублей.
Почему важны инновации в нашей системе образования! ЯСАМ- лидер инноваций в образовании.
Авторы доклада считают, что невозможно говорить об эффективной экономике XXI века в отрыве от сферы образования. А в российском образовании, опять же, по мнению авторов, много проблем: недостаточная поддержка талантов, разрывы в качестве профессионального образования.
«Более 25% российских школьников заканчивают 9 класс, не обладая минимальным набором функциональных умений, необходимых для успеха в жизни. Как правило, в дальнейшем отставание — только усиливается. Для страны это означает потери минимум 15% ВВП, и несет риски подрыва социальной устойчивости. Причина — отсутствие современных инструментов адресной поддержки отстающих и социального выравнивания в системе образования. В странах-лидерах соответствующие потери в два-три раза ниже: доля функционально неуспешных там — не более 8-10%», — комментирует доклад ректор Вышки Ярослав Кузьминов.
Рассказываем подробнее о 12 проектах из доклада, которые должны изменить и улучшить российское образование.
1. Поддержка раннего развития
В России недостаточно развита система дошкольного образования. Но если выделять ресурсы на её развитие, то можно получить максимальный (хоть и отложенный) эффект для успешной карьеры. К тому же проблемы в раннем образовании мешают вовремя выявить и снять риски развития у детей. Авторы доклада предлагают создать службу сопровождения физического, психического и социального развития (патроната) для всех детей от 0 до 3 лет (и для детей с ограниченными возможностями здоровья от 0 до 6 лет). В рамках проекта семьи будут регулярно консультировать специалисты по детскому развитию.
2. Школа цифрового века
Традиционные технологии не решают всех проблем современной российской школы, поэтому нужно сделать три вещи. Первое — разработать, апробировать и начать использовать цифровые учебно-методические комплексы. Второе — внедрить в образовательный процесс обучающие игры и цифровые симуляторы — они помогут вовлечь школьников в учебный процесс. Третье — создать, регулярно обновлять и продвигать открытые онлайн-курсы лучших учителей и профессоров вузов по базовым и профильным предметам основной и старшей школы, а ещё дисциплинам дополнительного образования. В том числе для детей, у которых нет возможности изучать соответствующие предметы в школе.
О таких методах обучения вы еще не знали / Самые нестандартные методы обучения
3. Современная материальная инфраструктура образования
Для реализации этого проекта нужно выполнить пять шагов:
1. Подключить все школы к интернету c такой скоростью, чтобы одновременно в сеть могла выходить как минимум половина школьников, и формировать современную цифровую инфраструктуру школ.
2. Создать современную образовательную среду с помощью дизайна, оборудования и мебели.
3. Ежегодно создавать 70 тысяч дополнительных мест для детей ясельного возраста.
4. Построить две тысячи новых современных школьных зданий для решения проблемы третьей и второй смены и сделать капитальный ремонт пяти тысяч школ, которые не обеспечивают минимально необходимые условия для обучения.
5. Модернизировать образовательную инфраструктуру в сёлах за счёт создания культурно-образовательно-спортивных организаций и заменить или отремонтировать не менее 12 500 школьных автобусов.
4. Равные образовательные возможности и успех каждого
Во-первых, каждому ребёнку дошкольного возраста нужно дать возможность пройти программу подготовки к обучению в школе (она длится год). Во-вторых, детям школьного возраста из малообеспеченных семей и семей, которые находятся в трудной жизненной ситуации, нужно помогать адресно и обеспечить доступ ко всем образовательным ресурсам. Кроме того, необходима специальная программа улучшения результатов школ, которые работают в сложных социально-экономических условиях. Данный проект также включает модернизацию общеобразовательной подготовки в среднем профессиональном образовании. Чтобы снизить неравенство образовательных возможностей в высшем образовании, нужно реформировать стипендиальную систему.
5. Новое технологическое образование в школе и среднем профессиональном образовании
Проект предполагает полное обновление технологического образования в школах и дополнительном образовании, включая модернизацию содержания образовательных программ по естественным наукам, информатике и собственно технологиям. Кроме того, необходимо создать современные технологические мастерские, использовать сетевые формы обучения с участием вузов и колледжей. Наконец, нужно внедрить новые формы оценки результатов технологического образования, включая олимпиады и профильные ГИА и ЕГЭ.
6. Развитие и поддержка талантов
7. Запуск системы непрерывного образования
Непрерывное образование — ключевое условие повышения производительности труда, а значит, и роста ВВП. В рамках проекта на базе предприятий и научно-образовательных учреждений любой взрослый сможет пройти переподготовку или повышение квалификации с объективной оценкой и помощью в трудоустройстве.
8. Вузы как центры инноваций в регионах и отраслях
Универстеты должны стать опорой в технологическом, социально-экономическом, культурном развитии регионов. Для достижения этой цели необходимо передать университетам сложившуюся в регионах и отраслях инфраструктуру поддержки инноваций (бизнес-инкубаторы, бизнес-акселераторы, инновационные парки, технопарки). Повысить качество подготовки в региональных университетах можно за счёт введения онлайн-курсов ведущих университетов и смешанных курсов на их основе (семинары и экзамены проводятся очно). Преподаватели, поддерживающие онлайн-курсы, включаются в «виртуальные кафедры» ведущих российских университетов, формируют конкурентоспособные научные школы в регионах.
9. Фундаментальные и поисковые исследования в высшей школе, глобальные университеты, Российская академия наук
Сегодня у России есть разработки всего в 5% глобальных научных и технологических областей исследований. Это в 3–4 раза меньше, чем в сравнимых по ВВП странах. Для устранения этого пробела необходимо расширить программу повышения международной конкурентоспособности до 40 вузов, на базе которых вместе с исследовательскими центрами будет создана экспериментальная база для крупных международных проектов.
10. Повышение глобальной конкурентоспособности за счёт экспорта профессионального образования
В современном мире образование должно не только обеспечивать конкурентоспособность экономики страны, но и само наращивать экспортный потенциал. Для этого нужно привлекать платежеспособных иностранных студентов с хорошим образовательным заделом, особенно в магистратуры и аспирантуры в технологических областях. Для этого нужно:
- дружественные миграционные процедуры для иностранных студентов;
- создание и развитие российскими университетами массовых открытых онлайн-курсов;
- грантовая и организационная поддержка глобального продвижения российских образовательных продуктов;
- строительство новых и модернизация действующих кампусов ведущих вузов и общежитий со спортивными комплексами — в пешей доступности от учебных корпусов ещё для 25 университетов.
Важный элемент проектов — обновление содержания и методов образования. В рамках проекта предлагают обновить стандарты образования, включая развитие навыков XXI века и новой грамотности, распространение современных воспитательных практик. Кроме того, нужно разработать и внедрить образовательные практики, ориентированные на развитие метапредметных навыков и на повышение самостоятельности и мотивации в рамках действующих образовательных стандартов.
12. Кадры для развития образования
Реализация всех проектов потребует переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров и команд всех образовательных организаций. У педагогов будут формировать универсальные компетенции: они должны уметь работать с цифровыми образовательными ресурсами, осваивать новые методики преодоления учебной неуспешности, развивать интерес и мотивацию к учёбе. Для этого будут внедрять новые инструменты продвижения молодых педагогов и грантовую поддержку в регионах. Будут разработаны программы педагогического образования с усиленной практикой, система постдипломного методического сопровождения молодых педагогов, программы стажировок молодых педагогов в лучших образовательных организациях и на базе ведущих университетов.
Полный текст доклада можно прочитать по ссылке.
Презентация доклада пройдёт 11 апреля на Апрельской международной научной конференции НИУ ВШЭ.
Иллюстрации: Shutterstock (Depiano, soolima_soolima, Ermakova Marina, Inspiring, Gulman Anya, mimibubu, Maltiase, Mariya Stupak)
Источник: mel.fm
Инновационные педагогические технологии в образовании
Одним из главных приоритетов и ценностей в нашей стране всегда считалось получение качественного образования. В настоящее время наблюдается широкий потенциал человеческих возможностей и желаний. Так, образование не стоит на месте, а модернизирует свои достижения, ориентируясь на личностный подход в процессе учебной деятельности. Инновационные технологии в образовании становятся вполне обыденной частью учебного процесса.
Примеры инновационных педагогических технологий
Положительные стороны инновационных технологий в образовательном процессе
Инновационная деятельность педагога
Диагностика качества знаний с помощью информационных технологий в школе
В образовании инновационные технологии – это новые способы и методы взаимодействия педагогов и учащихся, обеспечивающие эффективное достижение результата педагогической деятельности.
Сейчас у многих на слуху такие понятия, как « интерактивные технологии и методы», « инновации», «мультимедийные учебные материалы» и многие другие. Слова на первый взгляд сложные и неизведанные, но с другой стороны имеют похожий смысл. А дело все в том, что современная школа на данном этапе образования должна отвечать определенным требованиям. Это в основном касается оснащенности в учебных кабинетах компьютерами, проекторами, то есть информационными ресурсами.
В школьном образовании существует различные педагогические инновации, и каждое учреждение использует свои наиболее «прижившиеся» или традиционные инновационные технологии в образовании — примеры приведены ниже.
Примеры инновационных педагогических технологий
- Игровые технологии самые применимые в образовании, так как применяются не только на всех уроках в начальных, но и в старших классах.
- Личностно-ориентированное обучение создает условия для самоопределения школьников в выборе будущей профессии, для лучшего усвоения ведутся элективные курсы.
- На всех уроках используются здоровьесберегающие технологии , смысл которых заключается в том, чтобы исключить негативное воздействие на здоровье ученика, связанное с процессом учебно-воспитательной работы.
- Проектно — исследовательская технология или по-другому продуктивное обучение включает в себя активное обучение, то есть методы исследования, сбора, обобщение результатов учеником. Применяется на уроках информатики, иностранного языка, технологии и других.
- Блочно — модульная технология ориентирована на различные виды самостоятельной, посильной работы учащегося, например, изготовление наглядных пособий, написание творческой работы, выполнение упражнений. Эта технология учит ребенка самому искать информацию, изучать и получать знания в новом виде.
Учебно-воспитательный процесс в школе направлен на постоянное преобразование умственной деятельности учащихся, внедрение автоматической и телекоммуникационной систем с целью мобильного поиска, обработки и передачи информации на расстоянии. Всего этого позволяют достичь инновационные образовательные технологии.
Так, использование информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальных классах дает возможность педагогу разнообразить дидактический материал, позволяет добиваться стопроцентного внимания всего класса, независимо от успеваемости ученика. Например, выводимые учителем на экран задания способствуют абстрагированию у ребенка каких-либо предметов, которые вряд ли можно было бы объяснить по учебнику.
В старших классах уроки информатики позволяют детям знакомиться с компьютерными программами, расширяя кругозор и открывая для себя новые информационные зоны. Учащиеся выпускных классов имеют базовую подготовку для ее дальнейшей реализации в трудовой деятельности.
Инновационные технологии в образовании играют важную роль для детей, которые имеют проблемы со здоровьем. Теперь они могут овладевать знаниями предметных дисциплин через дистанционное обучение.
Но не только внедрение информационно-коммуникационных технологий определяет продвижение образовательного процесса. Данные технологии обуславливают также продуктивную работу и успех в производственной деятельности.
Положительные стороны инновационных технологий в образовательном процессе
Инновационные процессы в образовании имеют свои плюсы:
- Во-первых , пробуждают мотивацию у учащихся к познавательной деятельности, особенно по проектированию.
- Во-вторых , отмечается, что использование такого обучения создает более комфортный психологический климат для ученика, в частности снимает напряжение при общении с учителем.
- В-третьих , для ребенка открыто творческое пространство, благодаря которому увеличивается число качественных и интересных работ.
- В-четвертых , информатизация стимулирует не только учащихся, но и привлекает педагогов в большей степени из-за повышения производительности его труда и культуры.
Инновационная деятельность педагога
На плечи учителя, а особенно классного руководителя, возложено большое количество учебно-воспитательной работы. Инновационная деятельность учителя позволяет вести воспитательный процесс более качественно и разносторонне.
Неоценимую помощь оказывают технологии при документационной работе, подготовке уроков-презентаций, внеклассных занятий, при организации родительских собраний и сотрудничестве с семьей, классных часов. Инновационные технологии обучения в школе позволяют сделать уроки более интересными для учеников благодаря разнообразию их форм. Также они помогают подготовиться учителю к выступлениям на школьно-методических объединениях или педагогических советах.
Диагностика качества знаний с помощью информационных технологий в школе
Работа в школе с одаренными детьми занимает особое место, так как наградной материал (дипломы победителей, грамоты и другое) является результатом эффективной работы. С этой целью в учреждениях ведется мониторинг по диагностике и внесение в общий план работы корректировок, важных для качественного усвоения учениками учебной программы.
Для учащихся педагоги организуют индивидуальные занятия по раннему обучению иностранному языку, вводится предпрофильная подготовка для выпускников.
Став многочисленными, инновационные технологии обучения позволяют руководителю учреждения иметь возможность выбора. Теперь директор сам вправе решать, проведя общий анализ и оценку, какая инновационная технология поможет учреждению достичь плодотворной и успешной работы в педагогической деятельности.
Таким образом, складывается целая система научного поиска, передача опыта учителей и даже целых педагогических коллективов, которые способствуют тому, что инновационная деятельность в образовании распространяется и расширяется.
Источник: www.rastut-goda.ru
Топ-10 инноваций в педагогике: 2020
В этом обзоре представлен топ-10 инноваций в области педагогики в 2020-ом году. Данный список был разработан Институтом образовательных технологий, The Open University в тандеме с исследователями Национального института цифрового образования из Dublin City University. Несмотря на то, что сейчас эти технологии малоизвестны, ожидается, что, в будущем, они окажут важное влияние на образовательный сектор. Топ был составлен в приблизительном порядке, в котором ожидается массовое распространение этих технологий.
1. Artificial intelligence in education – Искусственный интеллект в образовании
Искусственный интеллект (AI), это технология, которая имитирует человеческие реакции и действия. Несмотря на то, что некоторые переживают, что искусственный интеллект вытеснит учителей из их профессии, это не так. Искусственный интеллект, может стать хорошим помощником на уроках, помогая учителю ответить на вопросы множества учеников, оценивать их работы и проводить определенные беседы. Например, вместо того чтобы проверять сотни контрольных работ, учитель сможет дать их на проверку работу, а затем, при желании, лишь проверить правильность оценки.
Искусственный интеллект не нацелен на замещение педагогов, а лишь на помощь им, ведь пока, роботы не способны передавать все человеческие способности, такие как креативность, оценочные мышление и др.
2. Posthumanist perspectives – Пост-человечные взгляды
В наши дни, грань между физической оболочкой человека и его жизнью в реальном и цифровом мире все больше стирается, но тем не менее «что значить быть человеком?» остается важным вопросом в образовании. Пост-человечность, это система обучения, благодаря которой взаимодействие с животными или роботами не кажется, чем-то необычным, или странным.
Различные технологии все больше и больше входят в обиход, как например в случае чат-ботов, или каких-то медицинских приспособлений. Более того, люди становятся привязаны к ним, как могут быть привязаны к другому человеку. В связи с этим, необходимо изучать взаимоотношения «между человеком, окружающей средой, животными и технологиями».
3. Learning through open data – Обучение с помощью открытых данных
Все больше и больше государств и частных компаний предоставляют широкой аудитории доступ к большой открытой базе данных. В сфере образования, этот тренд имеет несколько преимуществ. Во-первых, аутентичность данных; ведь данные, предоставленные официальным лицом, более надежны, чем многая другая информация, находящаяся в нашем доступе. Во-вторых, анализ подобной информации позволяет ученикам чувствовать более тесную связь с данными – они могут найти, что-то, что касается именно их и быть сам-замотивированы в дальнейшем изучении вопроса.
4. Engaging with data ethics – Обеспечение этики в работе с данными
Не секрет, что источник данных оказывает большое влияние на то, как нам стоит их интерпретировать, а в наши дни безопасность человека в сети становится все более важным вопросом. Эти, и другие вопросы относятся к обеспечению этики в работе с данными.
Например, ученикам важно знать какие данные о них собираются, ведь если их учебное заведение не получило согласия родителей или самого учащегося, учебное учреждение фактически занимается сбором данных тысячей человек. Зачем же им нужны эти данные? Обсуждение этого вопроса стало очень важным в наши дни, а цифровая грамотность и этика в сети, являются ключевыми навыками необходимыми каждому. Ведь важно не только объяснить ученикам, какие данные могут о них собираться, но и также, как и зачем они будут использоваться. В итоге, мы получим технологически-грамотное поколение, которое сможет успешно существовать в цифровом мире.
5. Social justice pedagogy – Изучение социальной справедливости
Защита прав меньшинств однозначно один из главных «трендов» этого года. Во многом, это благодаря тому, что многие обратили внимания на социальную несправедливость среди разных слоев населения. С другой стороны, все чаще можно увидеть, как учебные учреждения специально проводят различные мероприятия, нацеленные на то, чтобы помочь ученикам проявлять активную гражданскую позицию и бороться с неравенством.
Те, кто преподает это уверенны: изучение социальной справедливости поможет нам создать более демократичное и справедливое общество. Студентам предлагается самим составить программу обучения, подчеркивая те вопросы какие будут актуальны и важны именно для них, в связи с чем у учеников проявляется интерес к этой теме и желание помочь социально-угнетенным слоям общества.
6. Esports – Киберспорт
Киберспорт является одним из быстроразвивающихся цифровых направлений. Вопреки общему мнению, что киберспорт включает в себя только популярные, подростковые онлайн-игры, на самом деле, киберспорт состоит из множества направление. Некоторые из них, требуют физической активности, например повторения движения танцев, другие развивают интеллектуальные способности.
Киберспорт можно применить как на уроках физкультуры, например при обучении правилам игр, так и на уроках информатики развивая цифровую грамотность учеников. В будущем, киберспорт однозначно ожидает популярность в сфере образования.
7. Learning from animations – Обучение посредством анимации
Некоторые темы слишком сложно объяснить словами и легче показать на примере. В этой ситуации на помощь приходят анимации: живые картинки или короткие видео, которые могут объяснить, как решить сложную задачу или продемонстрировать какой-либо процесс, например, как развивался тот или иной город, с момента его основания. Анимации вызывают больший интерес, чем простое объяснение, что поможет вовлечь в урок максимальное число учеников. Более того, если анимации создаются самими учениками, это помогает развивать их творческие навыки.
8. Multisensory learning – Мультисенсорное обучение
Сейчас все больше и больше развивается сектор мультисенсорного познания. А настоящий момент, это популярно в таких сферах как туризм, здравоохранение и развлечение (например 4D кинотеатры), однако, этот сектор имеет огромный потенциал развития в секторе образования.
Во многом это связано с тем, что растет число учеников с особыми потребностями, например тех, кто не может читать, и поэтому нужно находить альтернативные способы преподавания материала.
Помимо этого, исследования показали, что использование методов преподавания6 затрагивающих несколько чувств одновременно стимулируют развитие памяти и понимания. Тем не менее, стоит принимать во внимание, что этот способ подойдет не всем.
9. Offine networked learning – Офлайн совместное обучение
Несмотря на то, что площадки, предлагающие совместное обучение онлайн, набирают всю большую популярность, не стоит забывать, что в мире есть еще много мест, где доступ к Интернету ограничен. В связи с этим идет разработка приложений, которые позволят делиться презентациями, материалами уроков и т.д. Это позволит учителям делиться своими разработками с коллегами, что приведет к более эффективной системе образования, в создании которой участвовал большой коллектив, а не отдельные лица.
10. Online laboratories – Онлайн лаборатории
Посещение лаборатории является важным аспектом преподавания многих научных предметов. Часто учениками требуется приходить в лабораторию, чтобы провести тот или иной эксперимент, однако не всегда у них может быть такая возможность. Онлайн лаборатории позволяют симулировать эксперименты, что позволяет ученикам увидеть результат эксперимента, не выходя из своей комнаты. Десктоп-программы и онлайн-платформы позволяют проводить эксперименты, сталкиваясь с теми же ошибками, процессами и результатом, что и в реальной лаборатории.
Важным недостатком является то, что онлайн лаборатории не позволяют полностью погрузиться в эксперимент (например, нельзя учуять запах и т.д.), однако, несмотря на это, они завоевывают все больше поклонников среди тех, кто изучает научные предметы и инженерию в ВУЗах по всему миру.
Источник: nitforyou.com