Инновационные программы вузов
Государственная поддержка учреждений высшего профессионального образования является направлением приоритетного национального проекта «Образование», направленным на ускоренную модернизацию высшей школы, внедрение качественно усовершенствованных образовательных программ, интеграцию образования и науки, а также формирование новых финансовых и управленческих механизмов в российских вузах.
Поддержка высших учебных заведений осуществляется на конкурсной основе. В открытом творческом конкурсе могут участвовать российские вузы, представляющие свои инновационные образовательные программы, реализация и внедрение которых рассчитаны на два года.
Высшие учебные заведения, инновационные образовательные программы которых побеждают в конкурсе, получают государственную поддержку из федерального бюджета в объёме от 200 до 1000 млн. рублей. Объём финансирования из федерального бюджета составляет 5 млрд. рублей в 2006 году, 15 млрд. рублей в 2007 году и 20 млрд. рублей в 2008 году.
Современные образовательные технологии и педагогические инновации
Инновационные образовательные программы должны предусматривать:
- — введение в образовательную практику новых и качественно усовершенствованных образовательных программ;
- — применение новых, в т.ч. информационных, образовательных технологий, внедрение прогрессивных форм организации образовательного процесса и активных методов обучения, а также учебно-методических материалов, соответствующих современному мировому уровню;
- — высокое качество обучения, обеспечиваемое в рамках современных систем управления качеством;
- — интеграцию образования, науки и инновационной деятельности;
- — формирование у выпускников профессиональных компетенций, обеспечивающих их конкурентоспособность на рынке труда.
Победителям конкурса оказывается государственная поддержка посредством предоставления субсидий. Субсидии выделяются для приобретения лабораторного оборудования, разработки и приобретения программного и методического обеспечения, модернизации материально-технической учебной базы, повышения квалификации и профессиональной переподготовки научно-педагогического и другого персонала вуза.
В конкурсной комиссии по отбору инновационных образовательных программ вузов в равной степени представлены бизнес, научное сообщество и государственные органы. В ходе проведения конкурса все члены конкурсной комиссии имеют возможность знакомиться со всеми заявками участников конкурса. Кроме того, на итоговых заседаниях каждый член конкурсной комиссии представляет собственный анализ закреплённой за ним заявки вуза-финалиста.
Поданные на конкурс заявки проходят экспертизу специально привлечёнными сторонними экспертами. Экспертиза предлагаемых проектов осуществляется по двум основным критериям: анализ качества представленной вузом инновационной образовательной программы и оценка состояния инновационного потенциала высшего учебного заведения.
Первый конкурс инновационных образовательных программ высших учебных заведений состоялся в апреле-мае 2006 года. Двести вузов, представляющих все федеральные округа, подали заявки на участие в конкурсе (3 заявки были отклонены по формальным причинам). На заседании конкурсной комиссии 15 мая были определены финалисты конкурса — 28 инновационных образовательных программ. На основе детального анализа конкурсных заявок финалистов в ходе тайного голосования члены конкурсной комиссии выбрали 17 высших учебных заведений, представляющие классические, технические и экономические университеты, медицинские и сельскохозяйственные вузы. Победители конкурса получили поддержку из средств госбюджета в объёме 10 млрд. рублей на реализацию своих инновационных образовательных программ в 2006-2007 годах.
ВЯЧЕСЛАВ КУДИН | ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
Второй конкурс инновационных образовательных программ вузов был объявлен 1 декабря 2006 года и проходил в январе-феврале 2007 года. В новом конкурсе могли принять участие все вузы, не участвовавшие или не победившие в первом конкурсе. Общий объём финансовых средств из федерального бюджета на реализацию программ победителей второго конкурса, составляет 20 млрд. рублей в 2007-2008 годах.
На конкурс было подано 267 заявок высших учебных заведений (16 заявок были отклонены по формальным основаниям). В конкурсе принимали участие высшие учебные заведения 13 типов из всех федеральных округов. На заседании конкурсной комиссии 20 февраля были определены финалисты конкурса — 71 вуз. На основе детального анализа конкурсных заявок финалистов в ходе тайного голосования были определены 40 инновационных образовательных программ вузов, которые получают поддержку из федерального бюджета.
В настоящее время 57 инновационных образовательных программ российских вузов получают поддержку из федерального бюджета. Благодаря реализации данного направления нацпроекта «Образование», в 2006 году была проведена существенная модернизация более 300 лабораторий во всех 17 вузах-победителях первого конкурса, около 2000 преподавателей приняли участие в программах повышения квалификации и стажировках, было закуплено уникальное оборудование, в т.ч. Суперкомпьютер (Томский государственный университет), оборудование для виртуальной лаборатории клинический практики (Московская медицинская академия), запущен многофункциональный нано-технологический комплекс «Нанофаб-5» (Московский государственный институт электронной техники), оборудованы 3 полигона для проведения полевых практик (Санкт-Петербургский государственный горный институт), создан Центр компетенции в области высокопроизводительных вычислений (Нижегородский государственный университет) и др. Кроме того, дополнительно к 5 млрд. рублей средств федерального бюджета вузами было привлечено 1,4 млрд. рублей в качестве софинансирования, большая часть которых была направлена на модернизацию материально-технической учебной базы вузов.
Источник: studwood.net
ПРОГРАММА ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ
образовательная программа, на основании которой в общеобразовательном учреждении разрабатываются или реализуются иные, чем это принято в массовой (традиционной) практике: философско-педагогические, психолого-педагогические подходы к пониманию ребенка, его обучения, воспитания, развития; концептуальные педагогические идеи построения содержания и методов образования, отражающиеся в новых образовательных программах образовательного учреждения; новые формы организации жизни и деятельности ребенка в образовательном учреждении, а также новые формы организации деятельности педагогов, управления общеобразовательным учреждением и самоуправления, взаимодействия общеобразовательного учреждения с родителями.
Найдено научных статей по теме — 15
Инновационные образовательные программы
Пискунова Елена Витальевна
Инновационная образовательная программа ННГУ
Гурбатов С.
Студенты в инновационной образовательной программе
Турапин Ю. В.
Апробация модулей инновационной образовательной программы
Писарева Светлана Анатольевна
Инновационная образовательная программа: оценка студентов
Ортин Алексей Владимирович
В программе социально-экономического развития страны «Стратегия 2020» говорится о том, что сегодня необходимы специалисты с инновационным мышлением, инновационным опытом поведения; специалисты, способные участвовать в инновациях и
Инновационная образовательная программа: начало реализации
Гончаров Сергей Александрович
Инновационные образовательные программы: цель или средство?
Трапицын Сергей Юрьевич
Международные аспекты инновационной образовательной программы
Круглов Александр Юрьевич
Опыт научной работы по инновационной образовательной программе
Королева Наталья Николаевна
Программа i-THINK как инновационная образовательная технология
Голышкина Людмила Александровна
Международный контекст инновационной образовательной программы
Пересыпкин Андрей Петрович
В статье рассмотрены инновационные процессы, способствовавшие активизации международных связей БелГУ по различным направлениям сотрудничества в рамках инновационной образовательной программы, представлены результаты международной
Источник: didacts.ru
Современные инновации в образовании. Примеры
Инновации в сфере образования — все, что связано с внедрением в практику передового педагогического опыта. Учебно-воспитательный процесс, занимающий в современной науке ведущее место, направлен на передачу учащимся знаний, умений, навыков, на формирование личности, гражданственности. Изменения продиктованы временем, изменением отношения к обучению, воспитанию, развитию.
Важность инноваций в образовании
Инновационные технологии в образовании позволяют регулировать обучение, направлять его в нужное русло. Людей всегда пугало все неизведанное и новое, они негативно относились к любым изменениям. Стереотипы, существующие в массовом сознании, затрагивающие привычный образ жизни, приводят к болезненным явлениям, мешают обновлению всех видов обучения.
Причина нежелания людей принимать инновации в современном образовании кроется в блокировке жизненных потребностей в комфорте, безопасности, самоутверждении. Не все готовы к тому, что придется заново изучать теорию, сдавать экзамены, менять свое сознание, тратить на это личное время и средства. После того как запускается процесс обновлений, остановить его можно только с помощью специальных методик.
Методы внедрения инноваций
Самыми распространенными способами проверки эффективности запущенных в образовании преобразований считают:
- Метод конкретизирующих документов. Чтобы оценить инновации в системе образования, пресекается возможность объемного внедрения новшеств в образовательный процесс. Выбирается отдельная школа, вуз, ДУ, на их базе проводится эксперимент.
- Метод кусочного внедрения. Он подразумевает ввод отдельного нового инновационного элемента.
- «Вечный эксперимент» подразумевает оценку получаемых результатов на протяжении длительного временного промежутка.
Параллельное внедрение предполагает сосуществование старого и нового образовательного процесса, анализ эффективности подобного синтеза.
Проблемы внедрения инноваций
Инновационные технологии в образовании «тормозятся» по различным причинам.
- Барьер творчества. Учителя, привыкшие работать по старым программам, не хотят что-либо менять, учиться, развиваться. Они принимают в штыки все нововведения в образовательной системе.
- Конформизм. Из-за приспособленчества, нежелания развиваться, боязни выглядеть в глазах других белой вороной, показаться смешными педагоги отказываются принимать необычные педагогические решения.
- Личностная тревожность. Из-за неуверенности в себе, способностях, силах, заниженной самооценки, боязни высказывать свои суждения открыто многие учителя до последней возможности сопротивляются любым изменениям в ОУ.
- Ригидность мышления. Педагоги старой закалки считают свое мнение единственным, окончательным, не подлежащим пересмотру. Они не стремятся к приобретению новых знаний, навыков, негативно относятся к новым веяниям в современных ОУ.
Как принять инновации
Инновационное поведение не предполагает приспособления, оно подразумевает формирование собственной индивидуальности, саморазвитие. Педагог должен понять, что инновационное образование – способ воспитания гармоничной личности. Для него не подходят «готовые шаблоны», важно постоянно повышать свой собственный интеллектуальный уровень. Учитель, избавившийся от «комплексов», психологических барьеров, готов стать полноценным участником инновационных преобразований.
Технология обучения
Она является руководством для реализации целей, поставленных образовательным учреждением. Это системная категория, которая ориентирована на дидактическое использование научных знаний, организацию учебного процесса с применением эмпирических инноваций педагогов, повышение мотивации школьников и студентов. В зависимости от типа образовательного учреждения, используют различные подходы в образовании.
Инновации в вузах
Инновации в высшем образовании подразумевают систему, состоящую из нескольких компонентов:
- целей обучения;
- содержания образования;
- мотивации и средств преподавания;
- участников процесса (студентов, преподавателей);
- результатов деятельности.
В технологии подразумеваются два компонента, связанные друг с другом:
- Организация деятельности обучаемого (студента).
- Контроль образовательного процесса.
При анализе технологий обучения важно выделить применение современных электронных средств (ИКТ). Традиционное образование предполагает перегрузку учебных дисциплин избыточной информацией. При инновационном образовании так организовано управление учебно-воспитательным процессом, что преподаватель выполняет роль тьютора (наставника).
Помимо классического варианта, студент может выбирать дистанционное обучение, экономя время, средства. Позиция студентов относительно варианта обучения меняется, они все чаще выбирают нетрадиционные виды получения знаний. Приоритетной задачей инновационного образования становится освоение аналитического мышления, саморазвитие, самосовершенствование. Для оценки результативности инновации в высшем звене учитывают следующие блоки: учебно-методический, организационно-технический. Привлекаются к работе эксперты – специалисты, которые могут оценить инновационные программы.
Среди факторов, тормозящих внедрение в образовательный процесс инноваций, лидирующие позиции занимают:
- недостаточное оснащение компьютерной техникой и электронными средствами учебных заведений (в некоторых вузах нет стабильного интернета, не хватает электронных пособий, методических рекомендаций для выполнения практических и лабораторных работ);
- недостаточная квалификация в области ИКТ преподавательского состава;
- невнимание руководства учебного заведения к применению в образовательном процессе инновационных технологий.
Для решения подобных проблем должна проводиться переподготовка преподавателей, семинары, видеоконференции, вебинары, создание мультимедийных кабинетов, просветительская работа среди студентов по применению современных компьютерных технологий. Оптимальным вариантом внедрения инноваций в систему высшего образования является дистанционное обучение путем использования глобальных и локальных мировых сетей. В Российской Федерации подобный способ обучения находится в «зародышевом» состоянии, в европейских странах он давно применяется повсеместно. У многих жителей сел и деревень, удаленных от крупных городов, это единственный способ получить диплом о специальном среднем либо высшем образовании. Помимо дистанционной сдачи вступительных экзаменов, через «Скайп» можно общаться с преподавателями, слушать лекции, участвовать в семинарах.
Инновации в образовании, примеры которых мы привели, не просто «доносят науку в массы», но и снижают материальные расходы на получение образования, что достаточно актуально с учетом мирового экономического кризиса.
Инновации в дошкольном образовании
Инновации в дошкольном образовании основаны на модернизации старых образовательных стандартов, внедрении ФГОС второго поколения. Современный педагог старается постоянно самообразовываться, развиваться, искать варианты образования и развития детей. Учитель должен иметь активную гражданскую позицию, воспитывать любовь к отчизне у своих подопечных.
Есть несколько причин, по которым инновации стали необходимыми для дошкольного образования. В первую очередь они помогают в полной мере удовлетворять запросы родителей. Без новшеств дошкольным учреждениям сложно конкурировать с другими аналогичными заведениями.
Для определения среди детских садов лидера разработан специальный конкурс инноваций в образовании. Обладатель высокого звания «Лучший детский сад» получает заслуженную награду – огромный конкурс в дошкольное учреждение, уважение и любовь родителей и малышей. Помимо внедрения новых воспитательных программ, инновации могут быть и в иных сферах: работе с родителями, с кадрами, в управленческой деятельности. При их правильном применении дошкольное учреждение функционирует без сбоев, обеспечивает развитие гармоничной личности малышей. Среди технологий, представляющих инновации в образовании, примеры можно привести следующие:
- проектная деятельность;
- личностно-ориентированное обучение;
- здоровьесберегающие технологии;
- исследовательская деятельность;
- информационно-коммуникативное обучение;
- игровая методика.
Особенности здоровьесберегающих технологий
Они направлены на формирование у дошкольников преставления о здоровом образе жизни, укрепление физического состояния малышей. Учитывая существенное ухудшение экологической ситуации, внедрение данной инновационной технологии в дошкольное воспитание является актуальным. Реализация методики зависит от тех целей, которые поставлены дошкольным учреждением.
- Основной задачей является сохранение физического здоровья детей. Это мониторинг здоровья, анализ питания, формирование здоровьесберегающей среды в ОУ.
- Улучшение состояния здоровья дошкольников путем внедрения дыхательных, ортопедических, пальчиковых гимнастик, стретчинга, закаливания, хатха-йоги.
Помимо работы с обычными детьми, развитие детей с ограничениями в развитии также обеспечивают современные инновации в образовании. Примеры проектов для особенных детей: «Доступная среда», «Инклюзивное образование». Все чаще на занятиях с малышами воспитатели используют цвето-, сказко-, арт-терапию, обеспечивая полноценное развитие детей.
Проектная деятельность
По новым образовательным стандартам, и воспитатели, и педагоги обязаны вместе с воспитанниками участвовать в проектной деятельности. Для дошкольных учреждений такая деятельность осуществляется вместе с педагогом. Целью ее становится решение определённой проблемы, поиск ответа на вопросы, поставленные на начальной стадии работы. Существует подразделение проектов на несколько видов:
- индивидуальные, фронтальные, групповые, парные (в зависимости от числа участников);
- игровые, творческие, информационные, исследовательские (по методу проведения);
- долгосрочные, краткосрочные (по продолжительности);
- с включением культурных ценностей, общества, семьи, природы (в зависимости от тематики).
В ходе проектной работы ребята самообразовываются, получают навыки работы в команде.
Исследовательская деятельность
Анализируя инновации в образовании, примеры можно найти в исследованиях. С их помощью ребенок учится выявлять актуальность проблемы, определять пути ее решения, выбирать методики для эксперимента, проводить опыты, делать логические выводы, определять перспективы дальнейшего исследования в данной области. Среди основных методов и приемов, необходимых для исследования: опыты, беседы, моделирование ситуаций, дидактически игры. В настоящее время для начинающих исследователей при поддержке ученых ведущие высшие учебные заведения РФ проводят конкурсы и конференции: «Первые шаги в науку», «Я — исследователь». Малыши получают свой первый опыт публичной защиты выполненных экспериментов, ведения научной дискуссии.
ИКТ
Подобные инновации в профессиональном образовании в век научного прогресса стали особенно актуальными и востребованными. Компьютер стал привычным явлением в дошкольных учреждениях, школах, колледжах. Разнообразные увлекательные программы помогают формировать у ребят интерес к математике и чтению, развивают логику и память, вводят в мир «волшебства и превращений».
Те анимационные картинки, которые мелькают на мониторе, интригуют малыша, концентрируют его внимание. Современные компьютерные программы позволяют воспитателю вместе с ребятами моделировать разные жизненные ситуации, искать способы их решения. Учитывая индивидуальные способности ребенка, можно подстроить программу под конкретного малыша, следить за его личностным ростом. Среди проблем, связанных с применением ИКТ-технологий, лидирующие позиции занимает чрезмерное применение компьютера на учебных занятиях.
Методика личностно-ориентированного развития
Данная инновационная технология предполагает создание условий для формирования индивидуальности дошкольника. Для реализации данного подхода создают уголки для занятий и игр, сенсорные комнаты. Есть специальные программы, по которым работают дошкольные учреждения: «Радуга», «Детство», «Из детства в отрочество».
Игровые методики в ДУ
Они являются настоящим фундаментом современного дошкольного образования. С учетом ФГОС на первый план выходит личность малыша. В ходе игры происходит знакомство малышей с различными жизненными ситуациями. Существует множество функций, выполняемых играми: обучающая, познавательная, развивающая. Инновационными игровыми упражнениями считают:
- игры, помогающие дошкольникам выделять определенные признаки предметов, сравнивать их между собой;
- обобщение предметов по знакомым признакам;
- упражнения, в ходе которых малыши учатся отличать реальность от вымысла
Инклюзивное образование
Благодаря инновациям, внедренным за последние годы в образовательный процесс, шанс на полноценное обучение получили ребята, имеющие серьезные проблемы со здоровьем. В министерстве образования РФ был разработан, апробирован национальный проект, в котором указаны все нюансы инклюзивного образования.
Государство позаботилось об оснащении современным компьютерным оборудованием не только ребят, но и их наставников. С помощью «Скайпа» учитель проводит дистанционные уроки, проверяет домашние задания. Подобный вариант обучения важен с психологической точки зрения. Малыш понимает, что он нужен не только родителям, но и педагогам. Дети, имеющие проблемы с опорно-двигательным, речевым аппаратом, которые не могут посещать обычные учебные заведения, обучаются с тьюторами по индивидуальным программам.
Заключение
Педагогические инновации, внедряемые в образовательных учреждениях современной России, помогают реализовывать социальный заказ: воспитывать в школьниках, студентах чувство патриотизма, гражданской ответственности, любви к родному краю, уважение к народным традициям. Информационно-коммуникативные технологии стали привычными в детских садах, школах, академиях, университетах. Среди последних новшеств, коснувшихся образовательных учреждений: проведение единого государственного экзамена в режиме онлайн, отправка экзаменационных работ путем предварительного сканирования. Безусловно, у российского образования еще много неразрешенных проблем, устранить которые помогут инновации.
Источник: businessman.ru
Понятие об инновациях в образовании, их классификация
Байбаева, М. Х. Понятие об инновациях в образовании, их классификация / М. Х. Байбаева, Дилрабо Маркаева, Хаитбу Исмаилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 4 (108). — С. 744-746. — URL: https://moluch.ru/archive/108/25653/ (дата обращения: 17.12.2022).
В данной статье рассматриваются вопросы инновационных технологий в образовании. Рассматривается инновационная деятельность, инновационный процесс, педагогическая инновация, инновационно-образовательная технология.
Ключевые слова: система, инновация, новация, инновационность, деятельность, образовательные технологии.
Сегодня в образовании применяют самые различные педагогические инновации. Это зависит, прежде всего, от традиций и статусности учреждения. Тем не менее, можно выделить следующие наиболее характерные инновационные технологии.
Нововведения, или инновации характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому, естественно, становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.
Современное понятие «образование» связывается с толкованием таких терминов как «обучение», «воспитание», «образование», «развитие». Однако, до того, как слово «образование» стало связываться с просвещением, оно имело более широкое звучание.
Словарные значения рассматривают термин «образование», как существительное от глагола «образовывать» в смысле: «создавать», «формировать» или «развивать» нечто новое. Создавать новое — это и есть инновация. Об инновациях в образовательной системе заговорили с 80-х годов XX века. Именно в это время в педагогике проблема инноваций и, соответственно, её понятийное обеспечение стали предметом специальных исследований. Термины “инновации в образовании“ и “педагогические инновации“, употребляемые как синонимы, были научно обоснованы и введены в категориальный аппарат педагогики. [2]
Педагогическая инновация — нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности. Таким образом, инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств. В научной литературе различают понятия “новация“ и “инновация“. [4]
Новация — это именно средство (новый метод, методика, технология, программа и т. п.), а инновация — это процесс освоения этого средства.
Инновация — это целенаправленное изменение, вносящее в среду обитания новые стабильные элементы, вызывающие переход системы из одного состояния в другое. Нововведение при таком рассмотрении понимается как результат инновации, а инновационный процесс рассматривается как развитие трёх основных этапов: генерирование идеи (в определённом случае — научное открытие), разработка идеи в прикладном аспекте и реализация нововведения в практике. В связи с этим, инновационный процесс можно рассматривать как процесс доведения научной идеи до стадии практического использования и реализация связанных с этим изменений в социально — педагогической среде. Деятельность, обеспечивающая превращение идей в нововведение и формирующая систему управления этим процессом, является инновационной деятельностью. Существует и другая характеристика этапов развития инновационного процесса. В ней выделяют следующие действия:
определение потребности в изменениях;
сбор информации и анализ ситуации;
предварительный выбор или самостоятельная разработка нововведения;
принятие решения о внедрении (освоении);
собственно само внедрение, включая пробное использование новшества;
институализация или длительное использование новшества, в процессе которого оно становится элементом повседневной практики. [1]
Совокупность всех этих этапов образует единичный инновационный цикл.
Инновации в образовании считаются новшествами, специально спроектированными, разработанными или случайно открытыми в порядке педагогической инициативы. В качестве содержания инновации могут выступать: научно-теоретическое знание определённой новизны, новые эффективные образовательные технологии, выполненный в виде технологического описания проект эффективного инновационного педагогического опыта, готового к внедрению. [5]
Нововведения — это новые качественные состояния учебно-воспитательного процесса, формирующиеся при внедрении в практику достижений педагогической и психологической наук, при использовании передового педагогического опыта. Инновации разрабатываются и проводятся не органами государственной власти, а работниками и организациями системы образования и науки. [4]
Существуют различные виды инноваций, в зависимости от признака, по которому их разделяют. Основная закономерность проектирования инноваций: чем выше ранг инноваций, тем больше требования к научно-обоснованному управлению инновационным процессом. Для полного и точного представления специфики инновационных процессов, протекающих в современном российском образовательном пространстве, в системе образования можно выделить два типа учебно-воспитательных учреждений: традиционные и развивающиеся. Для традиционных систем характерно стабильное функционирование, направленное на поддержание однажды заведенного порядка. Для развивающихся систем характерен поисковый режим. [2]
Педагогическая инноватика в отличие инноватики в других сферах рассматривает образование человека, а не иные процессы — материально-технические, экономические и др. Именно изменения в образовании человека являются главной задачей данной науки, а не формальные признаки образования вообще, как, например, количество часов, выделяемых на учебный предмет или обеспечение школ оборудованием. Условия, в которых происходит образование, конечно, важны, но не они являются целью инноваций. Об этом важно помнить, чтобы четко понимать, что планируется и происходит в образовании. [4]
Инновационная деятельность в своей наиболее полной развертке предполагает систему взаимосвязанных видов работ, совокупность которых обеспечивает появление действительных инноваций, именно:
научно-исследовательская деятельность, направленная на получение нового знания о том, как нечто может быть (открытие) и о том, как нечто можно сделать (изобретение);
проектная деятельность, направленная на разработку особого, инструментально-технологического знания о том, как на основе аучного знания в заданных условиях необходимо действовать, чтобы получилось то, что может или должно быть (инновационный проект);
образовательная деятельность, направленная на профессиональное развитие субъектов определенной практики, на формирование у каждого личного знания опыта о том, что и как они должны делать, чтобы инновационный проект воплотился в практике. [3]
Инновационная образование — такое, которое способно к саморазвитию и которое создает условия для полноценного развития всех своих участников; отсюда главный тезис, инновационное образование-это развивающее и развивающееся образование. [6]
Инновационная образовательная технология –это комплекс из трех взаимосвязанных составляющих:
современные методы обучения — активные методы формирования компетенций, основанные на взаимодействии обучающихся и их вовлечении в учебный процесс, а не только на пассивном восприятии материала;
современная инфраструктура обучения, которая включает информационную, технологическую, организационную и коммуникативную составляющие, позволяющие эффективно использовать преимущества дистанционных форм обучения [7].
- В. М. Кларин. Педагогическая технология в учебном процессе. М.; Знание, 2009.
- У.Талипов, М.Усманбаева. Педагогические технологии: теория и практика. Т.; «Фан», 2005.
- И. П. Саченко. Психология творчества, 2009.
- Т.Гулбоев. Новые педагогические технологии и использование их в процессе обучения. Навоий, 2001.
- А. Х. Аминов. Организационно-педагогические основы совершенствования системы повышения квалификации работников народного образования. Самарканд, 2001.
- Ш. А. Амонашвили. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьников. М.: Просвещение.-1984
- В. К. Бондаренко.Технические средства обучения. М.: 1975.
Основные термины (генерируются автоматически): инновационный процесс, инновация, инновационная деятельность, изменение, инновационный проект, нововведение, образование, образование человека, педагогическая инновация, передовой педагогический опыт.
Источник: moluch.ru
Инновационное обучение: как устроено и почему важно
В докладе WorldSkills Russia и Global Education Futures «Навыки будущего для 2020-х: Новая надежда» навык совместной работы и построения команд назван одним из самых важных для современного образования. Поэтому самые эффективные образовательные программы фокусируются на методологии и учебном результате. Хорошая новость: уже есть у кого учиться. В этой подборке — обзор пяти проектов с инновационным подходом к обучению.
London Interdisciplinary School (LIS)
Основатели London Interdisciplinary School (LIS) обеспокоены тем, что университеты выпускают узкоквалифицированных специалистов, не готовых к решению глобальных проблем. Команда LIS поставила перед собой амбициозную цель — выпускать студентов, которые умеют комплексно решать наиболее сложные социальные, этические и технологические проблемы реального мира: от разбоя до изменения климата. LIS делает ставку на обучение (PBL — problem-based learning) — подход, основанный на поиске решений для реальных задач.
Все студенты учатся на факультете гуманитарных и естественных наук. Привычных предметов здесь нет. Вместо них студенты выбирают, какие задачи хотят решить, а затем изучают фундаментальные теории и концепции наук, дизайна, технологий и учатся комбинировать их для решения выбранных задач.
Из набора дисциплин, необходимых для решения учебной задачи, студент должен сформировать свое расписание и найти в процессе обучения оптимальное решение в группе из 4–6 человек. Каждая группа инвестирует около 40% учебного времени в изучение дисциплин, остальные 60% — в исследования.
Во время учебы студентам помогают наставники — карьерный, академический и социальный. Карьерный наставник помогает определить карьерные цели, понять, какие профессиональные навыки и связи нужно развивать для их достижения. Академический наставник курирует студентов по программе. Социальный советник помогает в стрессовых ситуациях, при сложностях с коммуникацией с другими студентами и прочих жизненных трудностях.
В London Interdisciplinary School есть привычные форматы обучения — от лекций до воркшопов. Часть занятий проходит онлайн, часть — офлайн: выбор зависит от того, повышает ли личная встреча эффективность занятия. Также студенты проходят оплачиваемую десятинедельную стажировку у коммерческих партнеров LIS — Innocent Drinks и McKinsey и других компаний.
Такой подход помогает студентам развивать:
- междисциплинарные знания. Суперконцепции — эволюция, энтропия, постмодернизм и другие — объединяют в себе сразу несколько дисциплин, поэтому дают комплексное представление о мире и позволяют найти ответы на сложные вопросы.
- навыки проведения исследований. Это позволяет критически оценивать утверждения других людей, не веря им слепо, а также создавать собственные знания. В LIS студенты работают и с качественными методами проведения исследований, и с количественными.
- опыт решения комплексных проблем. Это навыки, которые будущий выпускник будет применять и на рабочем месте: устная и письменная коммуникация, работа в команде, управление проектами и данными, взаимодействие с искусственным интеллектом и другие.
Эксклюзивное исследование сферы корпоративного обучения в России: тренды, практики, инструменты. Опыт 70 компаний совокупной командой 800 000 сотрудников. Скачать бесплатно прямо сейчас.
Minerva Schools at KGI
Minerva Schools, основанный как «идеальный университет будущего» или новый «онлайн-Гарвард», переосмысляет элитарное высшее образование и учит действительно талантливых (а не состоятельных) студентов критически мыслить, владеть прикладными профессиональными навыками и работать в мультикультурных командах. Сейчас в школе можно пройти четырехлетний бакалавриат или двухлетнюю магистратуру.
Из привычных университетских атрибутов Америки у студентов есть только общежития. В каждой комнате проживает по человека — они должны быть носителями разных культур и языков и приехать из разных регионов. Для занятий спортом, развлечений и походов в библиотеку университет предлагает студентам использовать инфраструктуру города.
За время учебы студенты меняют семь городов: учеба начинается в , а затем каждый семестр учащиеся переезжают на новое место. За четыре года они успевают пожить в Сеуле, Хайдарабаде (Индия), Берлине, Буэнос-Айресе, Лондоне и Тайбэе (Тайвань). В каждой локации они проводят несколько месяцев: четыре дня в неделю учатся, оставшееся время посвящают изучению города или работе над проектами. Такой подход позволяет студентам учиться и развивать проекты в реальных условиях, погружаясь в мультикультурный опыт и контекст.
Студенты учатся в Minerva четыре года и могут изучить одно из пяти направлений: Arts
Во время занятий преподаватель не начитывает лекции — студенты должны самостоятельно изучить тему по книгам и видео. Он обсуждает со студентами разные варианты действий в тех или иных ситуациях и может говорить не дольше пяти минут. Затем преподаватель передает слово студентам — они могут оспаривать тезисы преподавателя и однокурсников, задавать друг другу вопросы. В обсуждении участвуют все: в учебных группах не может быть более 19 человек, поэтому модерировать занятие несложно. Такой метод называется моделью «перевернутого класса».
Учатся онлайн: у Minerva есть своя платформа Active Learning Forum. На ней преподаватели устраивают групповые обсуждения и дебаты один на один, проводят опросы. Преподаватель видит студентов на экране, занятия записываются. Пропускать занятия нельзя: два пропуска без уважительной причины приводят к отчислению.
В Minerva нет экзаменов, даже домашние задания не сильно влияют на успеваемость. Основное внимание уделяется работе в классе: студентов оценивают и преподаватели, и одногруппники, и наставники, которые отсматривают записи занятий. При оценке учитывается и активное участие, и эффективность мышления.
Главные преимущества Minerva Schools — комьюнити и приверженность гибкому мышлению. Студенты должны уметь взаимодействовать с людьми разных культур и быстро ориентироваться в большом объеме информации и непривычной обстановке.
Школа «42»
Экспериментальный проект, основанный французским миллиардером-филантропом, ставит своей целью сломать все шаблоны. Основатели школы «42» убеждены, что лучший способ научить людей языкам программирования — дать им возможность учиться друг у друга. В школе нет преподавателей, а в качестве источника знаний выступают однокурсники и интернет. Занятия проходят за компьютерами, объединенными в сеть.
Чтобы попасть в школу, кандидаты в возрасте от 18 до 45 лет должны за несколько месяцев до старта учебы отправить заявку на поступление и пройти небольшой тест, в котором проверяют память и логическое мышление. Опыт программирования и дипломы о предыдущем образовании не важны.
Следующий этап — четырехнедельный интенсивный курс Piscine (в переводе с французского — «бассейн»). В течение месяца студенты курса учатся с утра до ночи без выходных. Из всех, кто начинает учебу, такой ритм выдерживают только 10–20% студентов — они и получают приглашение на основное обучение, которое длится от трех до пяти лет в зависимости от того, насколько быстро учится студент и сколько направлений он выберет. Точные критерии отбора организаторы не разглашают, но отмечают, что смотрят на трудолюбие учащихся, их прогресс и готовность делиться знаниями с товарищами.
В школе «42» нет привычных лекций и стандартизированных учебников. Студенты получают задания, а решения ищут самостоятельно. За каждое решение им начисляются очки опыта. Работы друг друга проверяют одногруппники, а затем — компьютерная программа. Чтобы получить оценку программы, нужно проверить работы двух других студентов и получить два отзыва на свой код.
Это тоже элемент обучения: важно уметь разбираться в чужом коде и объяснять свой ход мыслей. Это развивает когнитивные и коммуникативные навыки.
Списывать здесь можно, но при одном условии: нужно детально разобраться, как одногруппник решил эту задачу, действительно понять логику и принципы, а не просто списать.
NMITE — New Model Institute for Technology and Engineering
Главная идея британского NMITE — сделать учебу инженеров максимально приближенной к работе и решить проблему дефицита кадров в стране. Это отразилось и на графике занятий, и на содержании учебных программ.
Студенты учатся три года и получают образование в области комплексной инженерии. Задача института — подготовить специалистов, способных решать глобальные проблемы человечества (доступ к чистой воде, устойчивое производство продуктов питания и другие).
Поступление в NMITE отличается от поступления в другие инженерные институты, так как здесь не требуется предоставлять сертификат A-Level (британский расширенный аналог ЕГЭ) по математике или физике: эти дисциплины преподаются во время учебы.
Студенты проводят на учебе пять дней в неделю с 09:00 до 17:00. При этом здесь нет лекций, домашних заданий, длинных каникул и сессий. Учеба состоит из четырехнедельных спринтов, во время которых студенты решают производственные инженерные задачи, поставленные компаниями-партнерами. То есть фактически они ходят на работу и получают не только профессиональные навыки, но и учатся взаимодействовать с командой и управлять проектами. Также студенты встречаются с приглашенными спикерами, которые делятся своим опытом и задают учащимся каверзные вопросы, связанные с их проектами.
Модель обучения NMITE можно охарактеризовать как идеальное сочетание инженерных навыков (hard skills) и soft skills — навыки мышления, эмоциональный интеллект, коммуникативные навыки.
Вместо экзаменов студенты защищают два вида командных проектов, заказчиками которых выступают комьюнити Херфорда и производственные компании. В обоих случаях они решают реальные задачи. Финальным испытанием становится индивидуальный проект на темы, связанные со здоровьем, образованием, безопасностью и инфраструктурой.
NMITE готовит игроков рынка труда, которые сразу же после выпуска обладают нужными для работы навыками — от hard skills для решения тех или иных производственных задач до soft skills для управления проектами и командами.
ТюмГУ
Тюменский государственный университет одним из первых в России внедрил для студентов индивидуальные образовательные траектории и в 2022 году планирует перевести на них всех учащихся. Но уже сейчас на занятиях собираются студенты разных курсов и направлений.
Учебный трек формируется из нескольких блоков дисциплин:
- CORE — базовые дисциплины для студентов всех направлений. Они совпадают с дисциплинами, которые изучаются в традиционных университетах, но в ТюмГУ студент выбирает уровень сложности, модули и даже преподавателей и команду для проекта.
- MAJOR — дисциплины для формирования профессиональных компетенций. На первом курсе — фиксированный набор предметов, на старших можно получать углубленные знания в наиболее интересных областях.
- ELECTIVES — дисциплины, которые позволяют углубить профессиональные знания или, напротив, овладеть дополнительными навыками — от живописи до программирования. За время учебы нужно пройти 12 элективов.
- MINOR — профессиональный модуль для тех, кто хочет получить дополнительную специализацию. Например, можно стать экономистом со знанием китайского языка. Этот модуль позволяет овладеть дополнительными навыками и стать более востребованным на рынке труда.
С первого курса студентам помогают тьюторы. Они сопровождают студентов при выборе дисциплин и объясняют, как определить первостепенные учебные задачи. Все индивидуальные планы создаются на специальной платформе. Благодаря индивидуальной программе наиболее талантливые студенты больше не обязаны учиться по программе, рассчитанной на средние способности.
Результаты ТюмГУ показывают, что с применением индивидуальных образовательных траекторий растет количество смен направлений подготовки в рамках одного блока. Это значит, что студенты получают возможность понять свои профессиональные интересы раньше своих сверстников, обучающихся по общей программе.
Заключение
Все проекты в подборке объединяет фокус на командной работе и гибкости мышления, ориентация на максимальную пользу для каждого конкретного студента. Безусловный пример обучения не для галочки, когда во главе угла стоит не план по выручке, а реальный образовательный результат и ценность для общества.
Несмотря на то что не каждый взрослый может позволить себе несколько лет интенсивной учебы, принципы и подходы инновационных школ применимы и в формировании коротких программ, и в корпоративном обучении: персональные образовательные треки, поддержка инициативы кросс-функциональных проектов, фокус на групповой динамике, поощрение самостоятельности и развитие мягких навыков. Только так можно подготовить не просто сильных профессионалов, но людей, которые готовы оставаться востребованными в максимально изменчивой реальности.
Эксклюзивное исследование сферы корпоративного обучения в России: тренды, практики, инструменты. Опыт 70 компаний совокупной командой 800 000 сотрудников. Скачать бесплатно прямо сейчас.
Источник: theoryandpractice.ru