Инновационная деятельность в ДОУ
Инновационная деятельность в образовательной сфере – это система мероприятий, направленных на внедрение новшеств в образовательный процесс, благодаря которым реализуется его обновление и развитие.
Внедрение инноваций в работу дошкольной образовательной организации направлено на улучшение ее функционирования, повышение качества предоставления дошкольных образовательных услуг.
Инновационные направления деятельности в ДОУ позволяют сделать воспитательный процесс вариативным, удовлетворить запросы семьи и потребности ребенка в социальном становлении и личностном развитии.
Включение инноваций в организационную работу деятельности ДОУ требует от руководства мотивации всего коллектива работников к новшествам. Инновации должны внедряться с учетом уровня профессионального развития педагогов, их психологической готовности к изменениям и новшествам, к способности и готовности использовать новые методы и технологии работы, творческой ориентации деятельности, готовности брать на себя большие объемы педагогической работы и новых видов нагрузки.
Инновационные педагогические технологии в детском саду
Решим твою учебную задачу всего за 30 минут
Попробовать прямо сейчас
Рисунок 1. Инновационная работа в ДОУ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
К основным направлениям организационной работы инновационной деятельности ДОУ относятся следующие:
- Создание специальных подразделений в детском саду, т. е. групп педагогов, занимающихся разработкой творческих мероприятий, выявлением и анализом проблем;
- Применение активных форм методической работы с педагогическим коллективом т.е. использовании инновационных направлений деятельности – деловых игр, моделирования, проектных методов;
- Создание программ профессионального роста и развития педагогов, их обучения и переобучения, с учетом особенностей личностного развития, потребностей и возможностей каждого педагога, уровня их профессионального развития и квалификационных характеристик;
- Поиск информации о передовом педагогическом опыте деятельности в области внедрения инновационных продуктов в работу ДОУ;
- Создание картотеки и видеотеки информационного материала, методических разработок, затрагивающих внедрение инновационных продуктов, методов и технологий организации учебно-воспитательного процесса ДОУ.
«Инновационная деятельность в ДОУ»
Готовые курсовые работы и рефераты
Консультации эксперта по предмету
Помощь в написании учебной работы
Инновационная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы она способствовала повышению качества образования и эффективности воспитательной работы педагогов.
Организация инновационной деятельности ДОУ ориентирована на решение следующих задач:
- Развитие личности каждого воспитанника, с учетом проявления его индивидуальности.
- Формирование навыков самостоятельности и инициативности дошкольников.
- Активизация творческого самовыражения и раскрытие творческого потенциала дошкольников.
- Развитие мотивации к исследованию и познанию.
- Развитие мотивации к активным видам деятельности воспитанников: физической, творческой, умственной.
- Формирование навыков креативного мышления.
- Повышение уровня умственного развития дошкольников.
- Развитие духовно обогащенной и нравственно-ориентированной личности.
Основные направления инновационной деятельности ДОУ
Внедрение инноваций в работу ДОУ осуществляется по следующим направлениям:
- Формирование программной базы инновационных процессов. Реализуется составление плана работы ДОУ на краткосрочную и долгосрочную перспективу, в котором отражается внедрение инноваций и продуктивность их использования, а также прогнозы применения;
- Разработка инновационных идей и проектов отдельными педагогами ДОУ, группами педагогов, коллективом сотрудников ДОУ;
- Формирование в ДОУ отдельных объектов дополнительного образования: кружков, клубов по интересам, спортивных секций;
- Формирование в ДОУ консультативных отделов, которые могут посещать родители детей с ограниченными возможностями и сами дети, не посещающие ДОУ, чтобы получить психологическую помощь, педагогическую или психологическую консультацию, нацеленную на достижение всестороннего развития ребенка с ограниченными возможностями;
- Новшества в организации спортивных занятий и мероприятий ДОУ. Например, могут быть использованы физкультминутки на познавательных занятиях, игровые методы проведения утренней гимнастики, создание часов двигательного творчества и др.;
- Разработка технологий развития гармоничных детско-родительских отношений. Такие отношения играют ведущую роль в развитии здоровой личности дошкольника;
- Проведение педагогами мастер-классов по отдельным аспектам организации воспитания, обучения и развития дошкольников;
- Обеспечение образовательной деятельности ДОУ современными информационными ресурсами: создание сайта ДОУ, презентация работы ДОУ в интернет-сети, создание диагностического инструментария и т.д.;
- Использование новых видов деятельности ДОУ, приносящих им дополнительные финансовые ресурсы для реализации своей работы;
- Разработка научно-методических продуктов инновационных процессов. Сюда входят методические разработки педагогов и их размещение в интернет-пространстве, участие педагогов в различных семинарах, конференциях, прохождение дистанционных курсов повышения квалификации.
Рисунок 2. Участие педагогов в инновационной деятельности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Разновидности инновационной деятельности ДОУ
Инновационная деятельность дошкольной образовательной организации может быть реализована в следующих видах:
- Использование технологии моделирования при организации взаимодействия между педагогом и детьми, между педагогом и родителями.
- Посещение педагогами курсов повышения квалификации, прослушивание он-лайн лекций и вебинаров, посещение лекций и семинаров, направленных на повышение мастерства педагогов, совершенствование их профессиональных навыков.
- Поиск и разработка новых путей работы с детьми, методов и технологий воспитательной работы.
- Анализ развития каждого воспитанника.
- Здоровьесберегающие технологии. Они ориентированы на сохранение здоровья воспитанников на оптимальном уровне. Для этого внедряется комплекс оздоровительных мероприятий и процедур, создается оптимальная атмосфера, комфортные условия пребывания ребенка в ДОУ.
- Информационно-коммуникационные технологии. Они связаны с использование мультимедийных средств в учебно-воспитательном процессе: телевизоры, ПК, интерактивные доски, видеоаппаратура, аудио аппаратура. Данные технологии способствуют мотивации дошкольников к познанию, поскольку делают процесс обучения более увлекательным для ребенка.
- Создание условий для безопасного пребывания ребенка в ДОУ.
- Система экологического обучения дошкольников.
- Формирование предметно-развивающей среды в ДОУ.
- Организация новых форм взаимодействия с родителями, позволяющих привлечь их к участию в воспитательном процессе. Сюда входит организация различных мероприятий ДОУ, проведение совместных экскурсионных и иных поездок, создание семейных клубов, выпуск газет, информирующих родителей о деятельности ДОУ и жизни коллектива дошкольников и др.
Источник: spravochnick.ru
Инновационная программа в доу что это такое
Нажимая на кнопку, Вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Использование инновационных педагогических технологий в ДОУ по ФГОС в 2021 году
Использование инновационных педагогических технологий в ДОУ по ФГОС в 2021 году
В 2021 году педагоги дошкольного образования продолжают осознанно саморазвиваться, обучаться. В современных детских садах используется новый подход к воспитанию детей, поэтому воспитатели участвуют в разных конкурсах, пополняют знания авторскими наработками. Постепенно в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) появляются инновационные технологии, вводятся новейшие методические поиски, образовательные комплексы.
Новые технологии в ДОУ применяют для решения следующих целей:
‣ устранение любых проблем, которые образуются в процессе педагогической деятельности, налаживания отношений между воспитателями и детьми, исключение риска любых негативных ситуаций;
‣ улучшение присмотра воспитателей за детьми, поиск времени одновременно для воспитания и обучения;
‣ возможность выполнения родительских запросов по образовательной деятельности, улучшения условий пребывания малышей дошкольного возраста.
Благодаря предложенным услугам совершенствуется весь детский сад и каждый воспитатель в отдельности. Педагогический состав улучшает свои умения.
Использование инновационных технологий в ДОУ
С каждым годом дошкольное учреждение все больше совершенствуется и развивается.
Нормативные требования изменяются под действием следующих факторов:
Поиск стратегии по педагогической деятельности
Появление нового, меняющегося курса по управлению детскими садами
Возникновение новых сфер услуг и технологий
Новейшие инновационные технологии внедряются в педагогическую практику благодаря небольшим изменениям традиций или переосмыслению методик. Например, получение опыта от зарубежных учителей и воспитателей. После внедрения в практику инновационных технологий требуется периодический анализ полученной деятельности. Если она не соответствует нормам учебного заведения, рекомендуется переосмысление и доработка. Не все новаторские услуги подходят к конкретному ДОУ.
В настоящее время все больше дошкольных учреждений внедряет в практику новейшие разработки и инновационные технологии. Благодаря этому качеству образовательная деятельность улучшается. Это и есть основное направление для модернизации всего детского сада и педагогического состава.
Положительные стороны нестандартных методик выражаются в следующих факторах:
Множество положительных отзывов от родителей
Улучшение психоэмоционального фона и обучаемости у детей
Высокая результативность педагогического труда, оцененная профессионалами
Коллектив в ДОУ становится сплоченным, взаимоотношения между педагогами и малышами улучшаются. Воспитатели постепенно оттачивают профессиональное мастерство.
Большое количество научной литературы и отзывы лучших педагогов говорят о том, что нестандартный подход в обучении приносит только пользу, воспитатели быстро осваивают новые техники. Однако при массовом опросе было выявлено, что это не совсем корректно. Благодаря анонимным отзывам многие воспитатели определили трудности с работой. Адаптация к новейшим технологиям происходит с трудом, так как подобная деятельность для них непривычна.
Выделяют отраслевые направления технологии, улучшающие педагогическую, кадровую деятельность в ДОУ:
‣ создание новых проектов;
‣ исследовательская активность;
‣ совершенствования направлений по улучшению состояния здоровья в детском коллективе;
‣ игровая активность;
‣ поиск индивидуального подхода к каждой личности в отдельности;
‣ информационно-коммуникационное направление.
Чтобы понять сущность всех методик, требуется рассмотреть отдельно каждую из них.
Здоровьесберегающие технологии
В дошкольном учреждении используется принцип мер и направлений, помогающих улучшить состояние здоровья каждого ребенка в отдельности:
Привычки по поддержанию здорового образа жизни
Увеличение уровня физической активности
Профилактические меры по предупреждению вирусных заболеваний
Это лишь основные ориентиры в работе педагогов по улучшению состояния здоровья детей.
Эти действия реализуются посредством нескольких методов:
‣ формирование здоровой среды, в которой каждый воспитатель направляет свою деятельность на прививание ребенку правильных привычек (закаливание, выполнение физической нагрузки);
‣ контроль питания;
‣ мониторинг физических и психических показателей у детей;
‣ применение новейших видов терапии — цветовая, артистическая, сказкотерапия.
С детства детям прививают любовь и здоровое отношение к спорту и любой физической активности.
Информационно-коммуникационные технологии
Так как различные виды информационно-коммуникационных технологий становятся неотъемлемой частью жизни, они распространяются и на воспитательные учреждения.
Это усиливает педагогическую стратегию, делает ее эффективной за счет следующих принципов:
‣ дети всю жизнь копируют модель поведения родителей, поэтому так же, как и они хотят использовать новейшие гаджеты и разработки;
‣ благодаря интерактивному оборудованию усиливается результативность и эффективность уроков;
‣ новейшие технологии помогают сконцентрировать внимание детей дошкольного возраста на передаваемой информации, вовлечь их в образовательный процесс;
‣ расширение традиционной педагогической практики, улучшение содержания предоставляемой информации.
Информационно-коммуникационная практика внедряется в дошкольное учреждение только при условии выполнения требований:
‣ воспитатели, другие работники ДОУ владеют приемами по работе с компьютерами, хорошо осведомлены в разных видах технологий. Этому можно научиться в дистанционном курсе повышения квалификации «Информационные технологии в образовании»;
‣ каждый работник знает положительные и отрицательные стороны нового метода, поэтому комбинируют его в своей деятельности с другими подходами;
‣ родители поддерживают внедрение новых технологий в воспитательный процесс, понимают их эффективность.
Родители и воспитатели должны понимать, что информационно-коммуникационные методы — это не единственный подход. Он успешно комбинируется с другими видами деятельности для расширения познания детей.
Технологии проектной деятельности
Каждый проект, который разрабатывается в дошкольном учреждении, проходит под контролем воспитателя.
Основные цели работы:
‣ новое познание детей в отношении явлений окружающего мира;
‣ появление взаимосвязи между малышами в группе;
‣ успешная взаимосвязь между ребенком и воспитателем, другим взрослым человеком;
‣ тренировка коммуникативных навыков;
‣ появление оценки в своей деятельности или других детей в коллективе;
‣ формирование познаний о творческом процессе.
Проектная деятельность отличается по нескольким категориям:
Количество участников
Проекты делятся на индивидуальные, парные, групповые.
Продолжительность выполнения
Срок бывает коротким, средним, продолжительным, долгим.
Выбор метода
Проекты делятся на игровые, творческие, информационные, исследовательские.
Выбор темы
Исследование проводят для познания семейных отношений, социальных аспектов, экологических факторов, культурных особенностей.
Источник: xn--b1agja2bn.xn--p1ai
Основные направления инновационного развития дошкольного образовательного учреждения
Гудас, А. Р. Основные направления инновационного развития дошкольного образовательного учреждения / А. Р. Гудас. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 46 (232). — С. 281-283. — URL: https://moluch.ru/archive/232/53477/ (дата обращения: 25.12.2022).
Ключевые слова: инновации, инновационное развитие, дошкольное образовательное учреждение, педагогический коллектив.
The article presents an analysis of the main areas of innovative development of pre-school educational institutions, identifies the tasks of pedagogical activity in an innovative mode, examines the content, methods and forms of implementing innovative projects and programs in the activity of the pedagogical collective.
Key words: innovations, innovative development, kindergarten, teaching staff, educational services.
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) дошкольного образования ориентируют педагогов на поиск благоприятных условий развития детей; выбора эффективных методов и средств обучения и воспитания. Содержание дошкольного образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперированием информацией, творческим решением проблем науки и общественной практики, на индивидуализацию образовательных программ, побуждающих педагогов к инновационной деятельности, творческому поиску, профессиональной самореализации в исследовательской работе.
Исследования ученых (И. А. Копыловой, В. С. Лазарева, В. Я. Лаудис, В. П. Панасюк, Ю. В. Смирновой, Е. Н. Степанова, Г. В. Яковлевой и др.) показывают, что современный образовательный процесс в детском саду требует перехода на инновационные модели образовательной деятельности. Это означает, что в педагогические системы дошкольных образовательных учреждений должны быть введены множество согласованных и скоординированных новшеств, благодаря чему образовательные учреждения для детей дошкольного возраста станут способными достигать более высоких, чем прежде, результатов в воспитании и развитии детей (В. В. Козлов, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова и др.).
С точки зрения Н. В. Микляевой, в качестве перспективных направлений инновационного развития дошкольного образовательного учреждения можно определить следующие:
‒ активное построение развивающей предметно-пространственной среды, способствующей улучшению качества образования в дошкольном образовательном учреждении;
‒ изучение воспитанников на протяжении всего периода пребывания детей в детском саду в целях обеспечения личностно-ориентированного подхода;
‒ расширение сотрудничества дошкольного образовательного учреждения с другими социальными институтами;
‒ укрепление взаимодействия с родителями;
‒ совершенствование материально-технической базы дошкольного образовательного учреждения [2, с. 21].
Одним из направлений инновационного развития дошкольного образовательного учреждения является повышение профессиональной компетентности педагогов, своевременное оказание им методической помощи [1, с. 32]. В этом случае задачи инновационной деятельности дошкольного образовательного учреждения направлены на:
‒ повышение профессиональной готовности педагогических работников к реализации инновационных проектов через создание системы непрерывного профессионального развития;
‒ создание условий для расширения педагогической деятельности, дополнительных образовательных услуг;
‒ организацию работы педагогического коллектива в режиме развития;
‒ повышение педагогической компетентности, раскрытие творческого потенциала педагогических работников и других специалистов дошкольного образовательного учреждения.
Задачи организации инновационной деятельности в дошкольного образовательного учреждения реализуются по следующим направлениям.
Первое направление: аналитическое, диагностическое.
Второе направление: проектное.
Третье направление: психолого-педагогическое.
Четвертое направление: контролирующее.
Для осуществления инновационной деятельности в дошкольном образовательном учреждении реализуются следующие условия:
‒ мотивирование педагогов к участию в разработке проектов инновационной деятельности дошкольного образовательного учреждения;
‒ проведение курсов и методических объединений по проблемам разработки проектов инновационной деятельности в дошкольном образовательном учреждении;
‒ организация и участие в конкурсах, смотрах, обмене опытом педагогических работника, как дошкольном образовательном учреждении, так и в других дошкольных образовательных учреждениях города, области.
- Лазарев B. C. Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия / В. С. Лазарев, М. С. Таранцева, О. Г. Чуйганова // Директор школы. — 2014. — № 4. — С. 12–15.
- Микляева Н. В. Инновации в детском саду/ Н. В. Микляева. — М.: «Айрис пресс», 2012. — 186 с.
- Мухамадеева В. С. Оценка готовности педагогов к реализации профессионального стандарта / В. С. Мухамадеева// Перспективы науки — 2016.– № 7. — С. 26–32.
- Основы инновационного проектирования: учебное пособие / под редакцией В. А. Сергеева. — Ульяновск: УлГТУ, 2015. — 246 с.
- Пискарева И. Е. Методы диагностики готовности педагога к инновационной деятельности/ И. Е. Пискарева. — М.: МГКУ, 2012. — 60 с.
- Яковлева Г. В. Педагогические условия повышения эффективности методической работы в инновационном дошкольном образовательном учреждении: Дис. канд. пед. наук/ Г. В. Яковлева. — Челябинск, 2009. — 248 с.
Источник: moluch.ru
Инновационная деятельность в дошкольном образовательном учреждении
На сегодняшний день ключевым вопросом модернизации образования является повышение его качества, приведение в соответствие с мировыми стандартами. В документах, определяющих развитие системы образования в Российской Федерации, отмечается потребность усиления внимания государства и общества к такой важной подсистеме, как дошкольное образование.
На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 23.11.2009 №655) возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленное на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей, а так же выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений при переходе на новый возрастной этап систематического обучения в школе.
Огромными способностями повышения качества образования обладает организация и внедрение в педагогическую практику образовательных учреждений инновационной деятельности, направленной на проектирование стратегии обновления управления ДОУ, а так же организацию инновационной методической работы с педагогическими кадрами.
Кризисное время рождает в нашей педагогической системе не только ожидание «перемен сверху», но и ощущение необходимости собственных изменений.
В целом есть основания утверждать, что развитие инновационной деятельности – одно из стратегических направлений в дошкольном образовании.
В настоящее время можно выделить ряд общественных тенденций, способных привести к рождению инноваций:
- Требования гуманизации образовательного процесса.
- Высокий уровень к качеству образования и развитию детей в связи с внедрение ФГТ.
- Ориентация на культурно-нравственные ценности.
- Конкурентные отношения между образовательными учреждениями.
- Активное реагирование на многообразие интересов и потребностей детей и их родителей.
- Большие потенциальные возможности, выражающиеся в инновационной образовательной инициативе педагогов.
Инновационное развитие в настоящее время встречает ряд трудностей. Сюда можно отнести увеличение сложности труда, расширение круга должностных обязанностей, недостаточное ресурсное обеспечение для внедрения инноваций, слабые материальное и моральное стимулирование, для детей – учебная перегрузка. Но наряду с трудностями выделяются и позитивные факторы. Для педагога – рост профессионального мастерства, формирование способности к профессиональной рефлексии, умение осуществлять исследовательскую деятельность, для детей – повышение качества обученности.
Инновационная деятельность изменяет традиционную управленческую пирамиду и во главу угла ставит педагога и воспитанников, руководителей образовательных учреждений, старших воспитателей, научно-методических помощников, их профессиональные запросы и потребности. Не административная воля и нажим становятся движущей силой развития образовательного учреждения, а реальный творческий потенциал педагогов: их профессиональный рост, отношение к работе, способности раскрыть потенциальные возможности своих воспитанников.
Однако педагогическая практика свидетельствует о том, что дошкольные образовательные учреждения недостаточно готовы к отбору и оцениванию позитивных инноваций в дошкольное образование, к разработке и внедрению инновационных программ и технологий, к качественной реализации их в работе с детьми. Это обстоятельство вполне убедительно свидетельствует о том, что имеет место противоречие между социально-обусловленной потребностью в повышении профессиональной компетентности педагогов инновационных ДОУ и реальным состоянием инновационной деятельности, призванной обеспечить готовность педагогов к инновациям.
Несмотря на то, что проблемы инновационной педагогической деятельности широко и прочно вошли в жизнь дошкольных образовательных учреждений, нормативного и инструктивно-управленческого обеспечения процессов обновления управленческой деятельности и методической работы в ДОУ, повышение их эффективности в условиях реализации инноваций явно не достаточно. Существующие подходы к организации методической работы не сориентированы на процесс обновления дошкольного образования. То есть система методической работы на сегодняшний день является неадекватной тем инновационным процессам, в которые вовлечены педагоги ДОУ. Практика инноваций требует перевода управленческой деятельности и методической работы ДОУ в ее новое состояние – инновационное пространство ДОУ.
В связи с этим возникла необходимость разработки программы.
Программа инновационной деятельности в ДОУ
В основе программы лежат такие понятия, как:
- Инновационная управленческая деятельность, по мнению Давыткиной Е.В., это деятельность руководителя ДОУ по созданию, разработке, освоению новшеств в содержании управленческих функций, используемых методов, организационной структуры, введение нововведений в практику с целью повышения эффективности управления и развития дошкольного образовательного учреждения. Отсюда вытекает определение управленческих инноваций как целенаправленных изменений, связанных с внесением элементов нового в управленческий цикл, организационную структуру и методы управления руководителя ДОУ, что приводит к развитию системы управления дошкольным образовательным учреждением. Внедрение управленческих инноваций ведет к обновлению управленческой деятельности руководителя ДОУ, которая приобретает инновационный характер.
- Инновационная методическая работа в ДОУ – как таковое данное понятие в педагогической теории отсутствует. В целях разрешения противоречия между необходимостью развертывания в дошкольных образовательных учреждениях системы инновационной методической работы для повышения профессиональной компетентности педагогов, реализующих инновационную деятельность, и отсутствием в педагогической теории и практике как самого определения понятия «инновационная методическая работа», так описание ее содержания и форм реализации, исследователями данной проблемы Молчановым С.Г., Яковлевой Г.В., была сделана попытка обозначить этот феномен.
Инновационную методическую работу они определили как часть профессионально-педагогической (управленческой) деятельности, ориентированную на овладение педагогами новыми, инновационными способами профессиональной деятельности, включающие умения:
Общая направленность настоящей программы состоит в организации образовательного инновационного пространства в ДОУ, ориентированного на освоение, создание и внедрение в педагогическую практику проектов обновления в образовании, форм управления, развивающих образовательных технологий, повышение качества дошкольного образования, его статуса в обществе.
Цель программы: Создание модели инновационного образовательного пространства ДОУ как одно из условий повышения качества образования.
Основные задачи программы:
- Повысить уровень профессионального мастерства руководителя и педагогов ДОУ.
- Стимулировать и активизировать экспериментально-научные исследования педагогов, нацеленные на разработку перспективных технологий обучения и воспитания детей.
- Создать необходимые условия для творческой деятельности педагогов-практиков.
- Осуществить информационную, научно-методическую и психолого-педагогическую поддержку творческих поисков.
- Пропагандировать инновации и опыт инновационной деятельности в массовой педагогической практике.
- Произвести методическое оформление инноваций, дающее возможность их массового использования.
Ожидаемые результаты:
- Повышение качества организации методической работы в ДОУ (переход на инновационную модель методической работы).
- Формирование позитивного имиджа ДОУ как лидера, ориентированного на устойчивое развитие, повышение его конкурентоспособности по отношению к традиционным ДОУ, что привлечет дополнительные инвестиции, позволит установить и расширить партнерские связи.
- Совершенствование инновационной модели образовательного пространства в условиях реализации приоритетных направлений работы ДОУ.
- Повышение количества педагогов, повышающих свой профессиональный уровень и квалификацию.
- Активное участие педагогов в обобщении и распространении инновационного педагогического опыта работы на районном, республиканском и российском уровнях.
- Позитивное изменение профессиональной компетентности педагогов ДОУ и их отношения к работе.
- Повышение уровня педагогов в овладении современными образовательными технологиями.
- Оперативное и позитивное реагирование педагогов на внедрение инновационной деятельности в воспитательно-образовательную деятельность дошкольного образовательного учреждения.
Построение программы основано на принципах:
- Гуманизм (создание в ДОУ эмоционального поля отношений, обеспечивающих уважение к личности педагога, поиск средств индивидуального подхода с целью оптимального включения в образовательный процесс каждого педагога).
- Демократизация (активизация участия всех субъектов инновационной деятельности в процессе выбора и планирования содержания инноваций).
- Научность, аналитическая деятельность.
- Системный подход (сбалансированность планирования инновационной деятельности в ДОУ).
- Перспективность (направленность на конечный результат).
- Ритмичность (равномерное распределение всех действий в течении учебного года между членами педагогического коллектива, участвующих в инновации).
- Реальность поставленных целей.
- Динамичность (изменяемость под влиянием внешних и внутренних факторов).
- Принцип главного звена (выбор основных целей на определенных периодах времени и этапах инновации)
Диагностический инструментарий:
— Диагностика готовности педагогов к внедрению инновационной и экспериментальной деятельности в систему методической работы ДОУ.
— Результаты диагностирования, самодиагностики профессиональной деятельности педагогов, их затруднений и образовательных потребностей.
— Комплексный анализ методической работы за год.
В процессе реализации программы используются следующие методы:
- изучение научно-практической, психолого-педагогической и методической литературы по теме проекта, нормативных и инструктивных документов;
- анализ имеющегося опыта по теме;
- теоретическое моделирование;
- методы педагогического анализа (диагностика, контроль и наблюдение, анкетирование, интервьюирование и т.д.);
- использование ИКТ в организации инновационной методической работы;
- метод изучения, теоретического анализа и обобщения опыта, складывающегося в ходе инновационной деятельности.
Общее (стратегическое руководство) осуществляет заведующий.
Координацию программного и научно-методического обеспечения инновационной деятельности, а так же проектировку, оперативную коррекцию, контроль осуществляет старший воспитатель.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Источник: kopilkaurokov.ru
Инновационная деятельность в ДОУ с презентацией
В современном обществе происходят динамичные изменения, которые характеризуются огромным количеством нововведений. Инновационные процессы являются закономерностью развития современного дошкольного образования. Для чего нам нужен детский сад? Это чрезвычайно существенный вопрос, означающий, что у нас возникла необходимость определить своё место и своё предназначение.
В нашем городе родители выбирают лучший детский сад для своего ребёнка. Привлекательность ДОУ становится основным фактором его выживания, вот почему уровень организации ДОУ должен быть выше сегодняшнего.
Наше дошкольное учреждение инновационной деятельностью занималось всегда, инновационная деятельность ведется по таким направлениям:
Инновации в работе с педагогами
Инновации в работе с детьми
Инновации в работе с родителями
С целью развития инновационной направленности в работе с педагогами используются такие формы работы: педагогические советы и семинары практикумы нетрадиционной формы, мастер-класс, педагогические ринги, педагогические проекты, клубная деятельность, использование ИКТ-технологий и т.д.
Наши педагоги всегда стремятся быть в гуще событий ДОУ, находит нестандартные решения и возможность реализовать свои творческие способности.
Одна из форм коллективного методического творчества педагогов является клубная деятельность. Эта форма работы позволили расширить и обогатить знания воспитателей, которые необходимы для работы с детьми. На протяжении пяти лет в детском саду работают два клуба: клуб младшего воспитателя «Палитра мастерства» и клуб молодого педагога « Ступеньки педагогического мастерства». В рамках клубов было проведено много мероприятии в нетрадиционной форме, данные мероприятия способствовали повышению уровня профессионального мастерства и творческого подхода к своей работе.
Становится традиционным участие коллектива детского сада в городских и всероссийских конкурсах. Только в 2013-2014 учебном году педагоги ДОУ приняли участие в конкурсе «Мы познаем мир, играя» независимой ассоциации педагогов центра «МАГИСТР», номинация «Методические разработки занятий в ДОУ» ; во всероссийском творческом конкурсе «Талантоха», номинация «Творческие работы и методические разработки педагогов» ; в международном сетевом фото-конкурсе «Огонек-2014» «Не мешайте мне трудиться»; во всероссийском творческом конкурсе «Рассударики».
Воспитанники детского сада совместно с педагогами и родителями, являются победителями областных и городских конкурсов:
— областной конкурс детского рисунка «Пусть всегда будет солнце!»(2011) — 1место;
— областной конкурс социальной рекламы «Мы за безопасность на дороге»(2011) — активное участие;
— городской конкурс «Зеркало природы» (2011 г. 2012г.) — 1 место, 2 место;
— городской конкурс «Мы дети Галактики» (2012 г.) — 2 место;
— городской конкурс «Зеленая планета» (2011г.) -1 место;
— городской конкурс «Многообразие вековых традиций» (2013г) — 3 место;
-городской конкурс «Русь святая» (2014г) – 3 место;
-городской конкурс декоративно-прикладного творчества «Пасхальный перезвон» (2014г) -1 место.
На протяжении многих лет наши воспитатели принимают активное участие в методических объединениях для педагогов города, стремятся поделиться с коллегами чем – то новым, нетрадиционным. Более пятнадцати воспитателей провели открытые показы образовательной деятельности для педагогов города в рамках городского методического объединения.
Эффективность методической работы ДОУ подтверждена результатами: За последние пять лет, в детском саду увеличилось количество педагогов, аттестованных на высшую категорию 4 человека, 15 педагогов имеют первую квалификационную категорию, 3 педагога учатся заочно в вузах.
Осуществление инновационной деятельности в детском саду гарантирует высокие результаты работы с детьми. Использование нетрадиционных приемов и видов образовательной деятельности с детьми, новых методов и форм организации воспитания и обучения детей, современных образовательных технологий позволяет добиться того, чтобы обеспечить личностную и профессиональную самореализацию педагогов, а также саморазвитие личности воспитанников.
Главным направлением инновационной деятельности дошкольного образовательного учреждения города Гая «Детский сад №18 «Ладушки» является реализация регионального компонента в деятельности детского сада. Соседство с Казахстаном, Башкирией, а также социально-исторические условия обусловили многонациональный состав групп МАДОУ «Детский сад № 18 «Ладушки»: русские, украинцы, белорусы, татары, казахи, башкиры и др. В детском саду реализуется программа «Я- Патриот!» — программа составлена с учетом возрастных особенностей детей раннего и дошкольного возраста. Каждый психологический возраст включает в себя качественно особые, специфические отношения между ребенком и взрослым (социальная ситуация развития); Программа предполагает работу с детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста (с 3 до 6 лет).
Данная программа предполагает сочетание разнообразных методов и приемов: беседа, рассказ педагога, работа с иллюстративным, аудио- и видеоматериалом, с текстами, вызывающими яркую эмоциональную реакцию, рисование, презентации, проектная деятельность, информационно-коммуникативные технологии (ИКТ).
Целью программы является формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, к городу, родному краю, к природе и культуре через познание историко-национальных и природных особенностей города и края.Исходя, из этого был сделан акцент на организацию образовательной среды. В каждой возрастной группе создан краеведческий мини- музей, основной целью которого является приобщение детей к многонациональной культуре, формирование у детей личностной культуры, приобщение их к богатому культурному наследию.
Думаю, наступило время рассказать о дополнительном образовании – кружковой деятельности.
Для развития художественно – эстетического направления: музыкальным руководителем в старшей группе организован кружок «Юные таланты»
Педагогами старших групп организованы кружки «Веселая кисточка» и «Юный художник». Педагогом младшей группы — кружок «Рисуем пальчиками»
Для развития познавательно-речевого направления: педагогами средних групп организованы следующие кружки — «Конструирование», «Родничок», «Волшебный мир театра»
Для развития физкультурно-оздоровительного направления, инструктором по физической культуре организован кружок в подготовительной группе «Школа мяча»
Использование ИКТ являются одним из приоритетов образования.
В настоящее время многие воспитатели, узкие специалисты, методисты ДОУ активно используют в своей работе различные мультимедийные средства. Одними из таких средств являются слайд, презентация, видеопрезентация. Мультимедиа технологии позволяют объединить в себе текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию (мультипликацию. Это позволяет расширить возможности традиционного воспитания и обучения:
Создание презентаций – это очень интересная и увлекательная работа, которая сводит к минимуму рутинную ручную работу. К тому же использование компьютерных технологий позволяет повысить профессиональную компетентность педагога.
Сохранить высокий уровень работы учреждения, иметь высокий рейтинг и доверие у родителей в сегодняшних финансово-экономических условиях нелегко, но возможно. В результате инновационной деятельности: родители стали заинтересованными участниками образовательного процесса: активно принимают участие в конкурсах, в оформлении выставок в проектах и т.д.
В нашем дошкольном учреждении педагоги используют инновационные формы работы с родителями:
• Родительские собрания с использованием компьютерных презентаций
• День открытых дверей
• Мастер – классы родителей
• Душевный разговор
• Семейные праздники, посиделки
• Смс- почта
• Семейные конкурсы.
• Семейный клуб.
Два года в детском саду функционирует клуб «СемьЯ»
Цель: Оптимизация и гармонизация детско-родительских отношений в семье.
Задачи:
1.Оказать консультативно – методическую помощь.
2.Повышение уровня психологической культуры и культуры воспитания детей в семье.
В клубе «СемьЯ», который существует в нашем дошкольном учреждении, родители с удовольствием откликнулись на предложение об участии и реализации детско-родительского проекта «Герб семьи»
Вид проекта: творческий, краткосрочный, информационно-практико-ориентированный, социально-просветительский.
Возраст и состав участников: 15 семей воспитанников старшего дошкольного возраста.
Время, планируемое на реализацию проекта: 3 недели.
Проблема: дефицит представлений об истории, традициях , родословной своей семьи.
Цель проекта: внедрение метода детских проектов с целью вовлечения родителей в педагогический процесс; стимулирование интереса родителей к взаимодействию с педагогами в вопросах патриотического воспитания детей дошкольного возраста; воспитание в детях семейного патриотизма.
Задачи проекта:
Познакомить детей с изображением и значением гербов в разных странах, эпохах;
Формировать у детей элементарные представления о гербе, как эмблеме духовной общности семьи;
Формировать у детей гендерную, семейную, гражданскую принадлежность, патриотические чувства;
Способствовать сплочению семьи ребенка посредством развития интереса к общему делу;
Способствовать объединению участников проекта (детей и родителей) в рамках создания коллективных творческих работ;
Способствовать проявлению креативности участников проекта.
Совместная деятельность детей и родителей:
Разработка проекта семейного герба;
Реализация проекта (создание герба семьи)
Представление творческих работ: презентация
Выставка семейного творчества
Создание «Герба семьи» позволило проявить совместное творчество родителей и детей, через которое идет «прикосновение» души ребенка к нравственно — патриотическим ценностям Родины и своей семьи.
В заключение, хотелось бы с уверенность сказать о том, что образовательную деятельность современного педагога можно сравнить со строительством, строительством дома. Фундаментом, которого является сам воспитатель. Стены дома – это созданная им образовательная среда из блоков: РППС, характера взаимодействия ребенка с миром, система взаимодействия с миром и самим собой.
И на этом держится активность, творчество, созидание самого ребёнка. А наполнить дом светом, теплом и уютом, помогают окна, в которых отражаются инновационные формы организации деятельности дошкольников. Именно окна помогают, увидеть изнутри всю значимость, важность и правильность дошкольного образования.
Источник: kladraz.ru