Инновационная программа как объект управления

Управление инновационным процессом — неотъемлемая составная деятельности современного предприятия, которое охватывает планирование, организация и стимулирование инновационной деятельности, реализацию инновационных проектов, рассчитанных на получение конкурентных преимуществ и укрепления рыночных позиций предприятия. Способность предприятия «вбирать» инновации повышает его шансы в конкурентной борьбе и создает существенные преимущества.

Важно не только своевременно определить перспективность определенной идеи и оценить ее коммерческую выгодность, а и создать условия для оперативного внедрения новинки на предприятии. Поэтому управление нововведениями охватывает разнообразные функции (маркетинг, планирование, организацию, контроль), любая из которых нацеленная на решение специфических вопросов взаимодействия между подразделами фирмы, которые осуществляют конкретные виды инновационной деятельности.

Основные задачи управления инновациями: 1)исследование рынка для новых продуктов; 2)прогнозирование характера и стадий жизненного цикла нового продукта; 3)определение способов продажи; 4)исследование конъюнктуры рынка ресурсов; 5)поиск субподрядчиков на освоение и снабжение комплектующих, оснащение; 6)обработка возможных вариантов кооперации с конкурентами относительно разработки и освоения технически сложного или рискованного продукта; 7)осуществление комплексного анализа затрат, цены, объемов производства и продажи нового продукта; 8)оценивание эффективности инновационного проекта; 9)анализ рисков, определение методов их минимизации и страхование; 10)выбор организационной формы создания, освоение и размещение на новом рынке; 11)исследование целесообразности и планирование адекватных форм передача технологии в процессе создания, освоение, размещение на рынке и поддержки необходимого объема продаж нового продукта. Учитывая масштабность и разноплановость задач, управление инновационной деятельностью может охватывать стратегические и оперативные аспекты. Стратегическое управление инновационной деятельностью нацелено на прогнозирование глобальных изменений в экономической ситуации и поиск и реализацию масштабных инновационных проектов, которые будут оказывать содействие успеху предприятия и будут обеспечивать его эффективное функционирование и развитие в продолжительной перспективе. Для реализации этих задач необходимо разрабатывать планы и программы инновационной деятельности; осуществлять обоснование проектов создания новых продуктов; разрабатывать эффективные организационные формы управления реализацией инновационных проектов; руководить ресурсным обеспечением инновационных программ и проектов.

Инновационный менеджмент: средства, правила и технологии управления.

34. Оперативное управление инновационной деятельностью

Оперативное управление инновационной деятельностью имеет своей задачей определения наиболее эффективных путей и средств реализации принятой стратегии развития. Оно состоит в последовательном выполнении основных управленческих функций (планирование, организация, контроль, мотивирование) в краткосрочном периоде. Планирование инноваций.

Инновационная деятельность

Оно охватывает: А)Продукто-тематическое планирование. Предусматривает формирование продукто-тематического портфеля инновационной деятельности, подготовку программ и мероприятий обновление продукции, усовершенствование технологии и организации производства, оптимизацию производственных программ предприятия вообще и его отдельных подразделов.

Б)Технико-экономическое планирование. Определяет объемы работ, которые должны быть выполнены за каждым инновационным проектом, рассчитывает потребность в материальных, финансовых и трудовых ресурсах и определяет источника их привлечения.

Читайте также:
Какие программы есть для строительства жилья

Предусматривает оценивание экономических результатов и эффективность внедрения новаций, складывание соответствующих бюджетов, разработка системы мотивирование работников, которые осуществляют инновационную деятельность. В)Календарное планирование.

Состоит в определении объемов работ на каждый календарный период года (квартал, месяц, декаду, день), планировании загрузки подразделов и исполнителей, разработке календарных графиков реализации отдельных инновационных проектов и их согласовании с календарными планами текущего производства. Организация.

В процессе осуществляют распределение задач в пространстве — по подразделениями, задействованными в инновационном проекте, и отдельными рабочими местами. Определяют порядок поступления средства и снабжение материальных ресурсов и очерчивают задачи каждого исполнителя. Контроль.

Обеспечивает реализацию планов в соответствии с графиком и выделенными ресурсами, давая возможность своевременно вносить коррективы в планы или действия исполнителей. Для его эффективности необходимо еще в процессе составления календарных планов использовать инструменты, которые помогают менеджерам контролировать сроки выполнения работ и их результаты.

Наиболее часто с этой целью используют метод управления по целям (П.Друкер). Управление по целям в инновационном менеджменте — метод, согласно которому каждый участник инновационного процесса должен иметь четкие цели своей деятельности, которая будет обеспечивать выбор ним эффективных способов их достижения, ускоряя реализацию инновационного проекта.

Процесс управления осуществляется в такой последовательности: определение целей; планирование действий; проверка и оценивание работы; осуществление коррекции мер по достижению запланированных результатов. Мотивация.

Предусматривает разработку определенных стимулирующих мероприятий, направленных как на представление инновационных предложений, так и на поощрение их использования. В частности, оказывают содействие реализации нововведения стимулы, ориентированные на соблюдение запланированных сроков внедрения. Управленческий персонал среднего и высшего уровня должен ориентироваться на конечные результаты, и наиболее эффективным в таком случае будет его стимулирование через систему участия в прибылях. Другим способом поощрения создание конкурентоспособной продукции есть выплата авторского гонорара за ее разработку из прибыли, которая получит предприятие. Итак, оперативное управление инновационной деятельностью обеспечивает реализацию инноваций в границах определенных сроков и ресурсов через обоснование плановых задач для каждого звена предприятия, задействованной в инновационном процессе, и контролирование и мотивирование их надлежащего выполнения в краткосрочном периоде.

Источник: studfile.net

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Понятие инновационной программы как объекта управления

Инновационная программа — это комплекс взаимосвязанных инновационных проектов и проектов поддержки инновационной деятельности.

Инновационная деятельность ь — деятельность, направленная на реализацию накопленных достижений (научно-технических знаний, технологий, оборудования), с целью получения новых товаров (услуг) или товаров (услуг) с новыми качествами.

Методика управляемой рынком инновационной деятельности базируется на понимании рынка (каждый из трех его компонентов: потребители, конкуренты, технологии) и учете его потребностей (рис. 7.6). В случае если нововведение имеет глубокий, прорывной характер, вызывая создание товародвижения (услуги), ранее отсутствующего на рынке, необходимо предварительное формирование потребностей рынка в этом новом товаре (услуге).

Читайте также:
Какая программа открывает файлы с расширением ai

Осуществляя инновационную деятельность, фирма должна понимать потребности рынка, пытаться стать лидером в том секторе рынка, который был выбран для работы, обеспечивать лучше исполнения и постоянно ориентироваться на потребителя.

Принципы учета потребностей рынка

Рис. 7.6. Принципы учета потребностей рынка

Одновременно с активизацией инновационной деятельности происходит осознание необходимости изменения традиционного представления об организациях. Промышленная модель иерархической структуры — разбивка работы на все меньшие и меньшие части так, чтобы каждый работник выполнял только свою, определенную часть работы — противоречит необходимости мобильно реагировать на меняющиеся требования рынка, активно внедрять инновации.

На передний план выходит социотехнические подход в структурах организации. «Организация, учится», «организация, управляется заказчиком», «виртуальная инновационная организация» — именно эти сроки и названия отражают изменения в структурных подходах к организации.

Виды научно-технических программ в сфере инновационной деятельности

Идеи, замыслы и технические решения, а также проекты, которые реализуют имеют разные уровни научно-технической значимости:

— Модернизационный (псевдоинновации), когда конструкция прототипа или базовая технология кардинально не меняется. Например, расширение размерных рядов и ассортимента изделий, установки более мощного двигателя, повышает производительность оборудования, автомобиля;

— Новаторский (улучшающие инновации), когда конструкция нового изделия по виду своих элементов в значительной степени отличается от предшественника. Например, добавление новых качеств, введение средств автоматизации или других, ранее не использовались в конструкциях данного типа, но применялись в других типах изделий;

— Упреждающий (базисные инновации), когда конструкция основана на опережающих технических решениях. Например, введение герметических кабин в самолетостроении, турбореактивных двигателей, ранее нигде не применялись;

— Пионерский (базисные инновации), когда появляются ранее не существовавшие материалы, конструкции и технологии, выполняющие прежние или даже новые функции. Например, композитные материалы, первые радиоприемники, электронные часы, персональные компьютеры, ракеты, атомные станции, биотехнологии.

Источник: studbooks.net

ИННОВАЦИИ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ

Инновации — это процесс постоянного обновления в различных областях распространения производства. Инновацией называют любые разработки в технических и технологических сферах, стимулирующие производственную деятельность обновления. Инновации реализуются в жизнь, базируясь на комплексном анализе работы с целью определения возможностей своего потенциала на рынке.

Комплексный анализ состоит из:

1. рассмотрения предпочтительного положения на рынке изделий;

  • 2. анализа положения изделий на новых рынках;
  • 3. оценки производимых изделий с позиции целесообразности производства;
  • 4. рассмотрения перспективы выпуска изделия для новых сегментов рынка;
  • 5. оценки трансформации в системе сбыта.

Инновации являются главным средством развития предприятия на рынке.

Предпосылки для возникновения инноваций активизируются потребителями, новыми научными открытиями или потребностями фирмы. В связи с проведением инновационного процесса будет определяться величина риска на рынке. Если фирма создает инновацию для нового сегмента рынка, риск значительно ниже, чем при реализации инновации научного открытия.

Инновации разделяются на два вида: продукта (нового товара) и процесса (новые технология, методика, организация труда).

Читайте также:
Программа для настройки видеокарты intel hd graphics

При проведении внутриорганизационной инновации нововведение разрабатывается и применяется в границах фирмы, инновация не имеет товарной формы. При проведении межорганизационной инновации обязанности разработчика и производителя инноваций разделены с обязанностями его потребителей.

Стратегия, которая определяет развитие, оказывает влияние на инновационное поведение фирмы.

Фирма проводит реактивные или стратегические инновации в связи с рыночной ситуацией или выбранной стратегией.

Реактивная инновация — нововведение, которое обеспечивает конкурентоспособность фирмы на рынке, инновация претворяется в жизнь как противодействие конкурентным фирмам. Реактивная инновация сохраняет сегменты рынка для фирмы, но не организует добавочные преимущества.

Стратегическая инновация — нововведение, которое дает при проведении в жизнь добавочные конкурентные преимущества в будущем. Стратегическая инновация больше направлена на создание исключительно новых потребностей.

Как только новшество принято к реализации, оно получает новое свойство — становится инновацией. Временной период между созданием новшества и реализацией его в инновацию именуют инновационным лагом.

Процесс преобразования новации в инновации вызывает расходы разнообразных ресурсов, главные из которых — время и инвестиции.

В рыночных условиях экономические отношения формируются как система купли-продажи товаров. На базе этого формируются спрос, предложение и цена. Главными составляющими инновационной деятельности являются новшества, инвестиции и инновации. Новшества основывают рынок новаций, инвестиции основывают рынок капитала, инновации — рынок чистой конкуренции инноваций. Эти три рынка формируют область инновационной деятельности.

Под инновациями в целом подразумевают применение новаций с целью получения прибыли в качестве новейших технологий, видов изделий и услуг, организационно-технических и социально- экономических выводов.

Временной период от зарождения замысла, создания и внедрения нововведения до его применения называют жизненным циклом инновации. Учитывая последовательности совершения работ, жизненный цикл инновации называют инновационным процессом.

Рынок новаций работает с товаром, который считается продуктом научно-технической, интеллектуальной деятельности с авторскими правами.

Рынок чистой конкуренции инноваций — это общность продавцов и покупателей, которые совершают сделки с похожим товаром в условиях, при которых покупатель или продавец не влияют на уровень текущих цен. Используя понятия «чистой» конкуренции, не берут во внимание анализ вопросов ценовой, неценовой, недобросовестной и других политик при борьбе фирм за наиболее выгодные сегменты вложения капитала, рынки сбыта, источники ресурсов и научно- технические новации.

При всем многообразии форм участия организаций на рынке новшеств решающим условием считается количество инвестиций как в сферу научной и научно-технической деятельности, так и в процесс реорганизации новшеств в нововведения.

Рынок капитала: наличие необходимого количества капитала ограничивается удовлетворением потребностей фирмы. Капитал бывает ссудным, оборотным, акционерным, венчурным, уставным. Инвестиции делятся на:

  • 1. реальные инвестиции — их реализуют фирмы, покупая активы;
  • 2. финансовые инвестиции — это приобретение фирмами и частными лицами ценных бумаг разных эмитентов.

Источник: studref.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru