На основании инновационной стратегии Правительство РФ разрабатывает государственную инновационные программы, которые являются составной частью социально-экономической политики Правительства РФ на среднесрочный период.
Инновационная программа — это комплекс взаимосвязанных инновационных проектов и проектов поддержки инновационной деятельности.
1) федеральный, формирующий систему общегосударственных приоритетов;
2) макрорегиональный, обосновывающий перечень стратегических задач федерального округа;
3) межрегиональный, отражающий совместные задачи контактных и других регионов;
4) региональный, определяющий концепцию стратегического развития хозяйственного комплекса;
5) административных районов и крупных муниципальных образований, обеспечивающий функционирование социально-экономической системы микрорегиона, развитие инфраструктуры, информационное и кадровое обеспечение функционирования хозяйственной системы и т.д.;
6) локальный, «точечный», решающий задачи малых населенных пунктов[17].
20 Российская инновационная система
При подразделении программ и проектов по функциональному признаку в ряде исследований выделяются:
— социальные, предусматривающие меры социальной поддержки населения, а также структурные преобразования в сфере образования, культуры и оказания услуг;
— социально-экономические, направленные на решение широкого комплекса крупных проблем территориального развития;
— экологические, направленные на осуществление крупных природоохранных мероприятий и рационализацию использования природных ресурсов;
— инновационные, обеспечивающие внедрение и распространение научно-технических достижений в производстве и осуществляющие научно-техническую перестройку производства;
— научно-технические, связанные с развитием новых перспективных направлений науки и техники, которые основаны на достижениях фундаментальных исследований, с решением прикладных проблем в науке, технике, технологии;
— производственно-технические, охватывающие широкий спектр проблем технического перевооружения и реконструкции производства, обновления номенклатуры выпускаемой продукции и повышения конкурентоспособности отраслей и сфер территориальной экономики и т.д.;
-инвестиционные;
— внешнеэкономические, содержащие мероприятия по углублению и расширению экономической интеграции региона в мировую экономику, укреплению сотрудничества и осуществлению взаимовыгодных связей со странами ближнего и дальнего зарубежья;
— организационно-хозяйственные, предусматривающие последовательное и комплексное решение перспективных вопросов совершенствования организации управления и повышения эффективности функционирования территориального хозяйственного комплекса[18].
Вообще стратегическое планирование и программирование инновационно-технологического развития — обоснование концепций инновационного развития на долгосрочную перспективу в составе Концепции социально-экономического развития РФ на долгосрочную перспективу и Программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу, в увязке с другими разделами концепции и программы; разработка и корректировка научно-технических и инновационных программ для реализации конкретных стратегических приоритетов.
Инновационная деятельность
Государственная инновационная программа включает в себя:
— федеральные целевые инновационные программы по важнейшим базисным инновациям,
— крупные инновационные проекты,
— федеральные программы поддержки инновационной деятельности, развития инновационной инфраструктуры[19].
Инновационные проекты включаются в государственную инновационную программу на основании конкурсного отбора, участие в котором осуществляется на добровольных началах. Участвующие в конкурсном отборе инновационные проекты подлежат обязательной государственной научно-технической и экологической экспертизе, предметом которой является их новизна, социально-экономическая и экологическая эффективность[20].
Органы государственной власти субъектов РФ разрабатывают региональные и межрегиональные инновационные программы.
Таким образом, государственная инновационая программа – комплекс взаимоувязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, обеспечивающих эффективное решение важнейших научно-технических проблем на приоритетных направлениях развития науки и техники. Организация работ по формированию и реализации государственных научно-технических программ и их финансирование возложены на Министерство науки и технологий Российской Федерации, которое в большинстве случаев выступает также в качестве государственного заказчика программ.
Статистическое наблюдение за ходом выполнения государственных научно-технических программ осуществляется в рамках статистики ассигнований федерального бюджета на научные исследования и разработки. Оно охватывает объем их финансирования за счет средств федерального бюджета с выполнением научных исследований и разработок, научно-технических услуг и прочих видов деятельности, а также за счет других источников. Внутренние текущие затраты на научные исследования и разработки рассматриваются в разрезе направлений (программ) и крупных областей науки. На обеспечение технологической безопасности и равноправного международного сотрудничества в области высоких технологий направлены многие президентские программы, которые отражают цели государственной инновационной политики и носят межведомственный характер[21]. Среди них программы: «Научно-технологическая база России» на 2007-2012 годы, «Трансфер двойных технологий», федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы, ведомственная целевая программа «Приоритетная поддержка фундаментальных исследований мирового уровня», ведомственная целевая программа «Ориентированные фундаментальные исследования в вузах России» на 2007-2009 годы, ведомственная целевая программа «Поддержка уникальных установок и коллективных форм использования научного оборудования на 2007-2009 годы», федеральные целевые программы технологического профиля по следующим направлениям:
— развитие российской авиатехники;
— освоение и использование космического пространства;
— развитие российской отрасли ИТ;
— развитие рынка специализированных высокотехнологических медицинских услуг;
— разработка и производство оптоэлектронных устройств;
— развитие перспективных источников энергии и средств энергосбережения;
— разработка и производство высокотехнологичных материалов[22].
Рассмотрим более подробно одну из программ. Например, федеральная целевая программа «Научно-технологическая база России на 2007-2012 годы» (далее – Программа) призвана обеспечить комплексность и целенаправленность реализации Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года, утвержденной Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике 15 февраля 2006 г., развитие положений «Основ политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу», утвержденных Президентом Российской Федерации 30 марта 2002 г., и «Основных направлений политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года», утвержденных Председателем Правительства Российской Федерации 5 августа 2005 г. № 2473п-П7, объединить усилия государства, частного бизнеса и научного сообщества по обеспечению перехода Российской Федерации на инновационный путь развития. Программа должна обеспечить ускоренное формирование научно-технологической базы и реализацию приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации, критических технологий Российской Федерации, не дублирующих тематику НИОКР иных ведомственных и федеральных целевых программ технологического профиля. Основной целью Программы является развитие и реализация научно-технического потенциала Российской Федерации в соответствии с приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации. Программа рассматривается как логическое развитие в 2007-2012 годах ряда основных направлений ФЦНТП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» на 2002-2006 годы, реализация которой завершается в 2006 году, и разрабатывается в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации
от 21 ноября 2005 г. № 1993-р, утвердившим планмероприятий по повышению эффективности деятельности государственного сектора науки на 2005-2006 годы[23].
Правительством Российской Федерации проводилась значительная работа по совершенствованию механизмов реализации федеральных целевых программ и их оптимизации. Тем не менее качество многих из них пока не соответствует современным требованиям.
Состав программных мероприятий не всегда тщательно продумывается и просчитывается при утверждении программ, что в дальнейшем приводит к необходимости их корректировки. Результаты мониторинга реализации федеральных целевых программ в недостаточной мере используются при разработке новых программ, имеющих те же цели. Не задействованными в большинстве случаев остаются механизмы софинансирования программных мероприятий из внебюджетных источников. Законодательно не установлен механизм обеспечения стабильности финансирования программных мероприятий в объемах, определенных при их утверждении[24].
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2014
В настоящее время в современном мире темпы экономического роста и уровень развития стран во многом определяют роль научно-технического прогресса в интеллектуализации производства. В общемировой экономической конкуренции выигрывают страны, обеспечивающие благоприятные условия для эффективной инновационной деятельности. Инновационная деятельность необходима для разработки инновационных проектов и программ. Они реализуются в виде крупных межотраслевых проектов по созданию, освоению и распространению технологий, которые способствуют существенным изменениям в технологическом базисе экономики, а также по развитию научно-технического обеспечения социальных программ, международного сотрудничества, фундаментальных исследований. Таким образом, инновационные проекты и программы играют важную роль в государственной научно-технической политике, имеют существенное значение для развития многих областей науки и техники [1].
Под проектом понимается процесс целенаправленного изменения или создания новой технической или социально-экономической системы.
Инновационный проект представляет собой сложную систему взаимообусловленных и взаимоувязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, направленных на достижение конкретных целей (задач) на приоритетных направлениях развития науки и техники.
Инновационная программа — это комплекс взаимосвязанных инновационных проектов и проектов поддержки инновационной деятельности.
Рисунок1 — Деление инновационных проектов по уровню значимости.
Выделяют следующие этапы создания и реализации проекта:
Рисунок 2- Этапы создания и реализации проекта
В ходе реализации инновационных проектов наиболее значимыми и поддерживаемыми со стороны государства должны быть те проекты, которые ориентированы на конечные социально-экономические результаты.
По окончании выбора приоритетов следует определить методы государственной поддержки инновационного предпринимательства и стратегические направления развития инновационной деятельности.
На начальном этапе стратегия (низкозатратная) может включать в себя более действенное использование ресурсов в таких отраслях, как телекоммуникации, пищевая и легкая промышленность, строительство и лесопереработка, малый бизнес. На втором этапе — сосредоточение усилий в отраслях, где Россия имеет определенные конкурентные преимущества (биотехнологии, информационные технологии, авиакосмическая и оборонная промышленность). На третьем этапе появляется возможность реализовать стратегии создания новых технологий в отраслях, где Россия имеет позиции на рынке, с последующим выходом на новые рынки. В конечном итоге все три стратегии предполагают соответствующую поддержку государства, создание как внешних, так и внутренних условий [3].
Любой проект независимо от объема работ и сложности, необходимых для его осуществления, проходит в своем развитии определенные состояния: от состояния, когда «проекта еще нет», до состояния, когда «проекта уже нет». Состояния, через которые проходит проект, называются фазами. Каждая фаза разработки и реализации проекта имеет свои цели и задачи.
Рисунок 3 — Прединвестиционная фаза проекта
Рисунок 4 — Инвестиционная фаза проекта
В условиях существующего производства при высоком уровне производственного и управленческого объединения разработка и освоение инновации охватывают большинство блоков и уровней линейно-функциональной структуры организации, как внутри так и вне ее. Следовательно, применение программно-целевых структур менеджмента зародилось в области разработки и внедрения в производство продуктовых и технологических инноваций.
Стремительное и успешное освоение достижений науки и технологии в производстве возможно только тогда, когда наряду с проектированием новой продукции и разработкой новых технологических процессов ведется материально-техническая, инструментальная, организационно-плановая, экономическая подготовка производства.
Комплексный подход к разработке и внедрению инновации требует взаимоувязанной и скоординированной работы всех участвующих в этом процессе подразделений и исполнителей. Отсутствие их эффективного взаимодействия приводит к значительному замедлению сроков, ухудшению качества, дополнительным издержкам.
Выполнение этих требований можно достичь путем разработки целевых программ (ЦП).
Целевая программа — плановый комплекс научно-технических, производственных, экономических и организационных мероприятий, объединенных одной генеральной (главной) целью, охватывающих стадии процесса «исследование — производство», взаимоувязанных по ресурсам, срокам и исполнителям и осуществляемых под единым менеджментом.
Выделяют следующие признаки, по которым комплекс работ относится к сфере применения системы программно-целевого менеджмента:
1) значимость реализуемой цели;
2) масштабы взаимодействия различных подразделений аппарата менеджмента и производственных звеньев при выполнении программы;
3) новизна и неповторяемость поставленных задач.
По масштабам и уровню взаимодействия подразделений при выполнении ЦП и в соответствии со значимостью их результатов их можно выделить в две основные группы:
— инновационные программы, в выполнении которых участвует группа подразделений. Результаты выполнения отражают в показателях бизнес-плана организации, а объем затрат требует выделения значительных ресурсов, подлежащих централизованному контролю;
— локализованные (межфункциональные) программы, в выполнении которых участвует одно или два взаимодействующих подразделения или целевой временный коллектив.
Основным звеном системы становится менеджер программы, на которого возлагается ответственность за достижение целей программы по качеству результатов, срокам их получения и расходуемым на это средствам. Для этого менеджер организации делегирует ему свои права в области распределения ресурсов, планирования сроков и объемов работ, приемки и утверждения технической документации, представительства в сторонних организациях, поощрения участвующих в программе подразделений и специалистов.
К органам системы менеджмента ЦП в организации относят технический (научно-технический) совет и менеджеров программ.
Линейным менеджером системы является технический директор организации. Система менеджмента ЦП состоит из трех организационных уровней:
1) высший уровень — технический директор и технический (научно-технический) совет;
2) средний уровень — менеджеры ЦП, подчиненные техническому директору (главному технологу);
3) нижний уровень — ответственные исполнители отдельных этапов программы, подчиненные менеджерам подразделений в соответствии со своим должностным положением в линейно-функциональной структуре, или специалисты целевых коллективов.
Отдел менеджмента инноваций в линейно-функциональной структуре, исходя из целей организации по объему производства и состояния ресурсов, на основании технико-экономических критериев оптимизирует загрузку всех исполнителей по времени и подготавливает для утверждения высшим линейным менеджментом проект общего плана работ по инновациям.
Отдел менеджмента инновациями собирает в соответствии с разработанной системой обязательной отчетности всю информацию о ресурсах и результатах деятельности производственных и управленческих подразделений организации и обрабатывает с точки зрения эффективности использования ресурсов.
Механизм функционирования системы менеджмента программ, основанный на использовании научных принципов формирования организационных структур, — важный элемент и условие достижения высокой эффективности при разработке и внедрении в производство инноваций [4].
В основе рассмотрения содержания инновационного проекта по процессу его формирования и реализации, т.е. технологически, лежит концепция жизненного цикла инновационного проекта, которая исходит из того, что инновационный проект осуществляется в течение конечного промежутка времени.
Проект должен реализовать жизненный цикл новшества, все его четыре стадии (зарождение, создание, распространение и потребление) и его программа действий должны быть направлены на поиск идеи новшества, создание новшества, его распространение и поддержку у потребителя. Создание новшества объединяет в себе и разработку документации, совместно с созданием опытного образца, и промышленное производство. Поскольку это разные виды деятельности, то с точки зрения организации управления проектом в жизненном цикле проекта это должны быть разные стадии. Проект должен иметь явное начало, его необходимо инициировать, и он должен иметь соответствующее завершение.
Особенностью управления инновационным проектом является то, что здесь объект — это жизненный цикл инновации, т.е. инновационный продукт. Это такое управление, когда проект выполняется на основе предшествующего знания высококлассными специалистами, объединенными в проектную команду путем создания и освоения новых знаний и продвижения новшества на рынок к потребителям.
- Горфинкель В.Я. Экономика инноваций [Текст] / Под ред. В.Я. Горфинкеля, Т.Г. Попадюк. – 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2012.
- Медынский В.Г., Инновационный менеджмент [Текст]: Учебник /: НИЦ Инфра-М, 2013.
- Акиньшин В.М., Инновационный менеджмент [Текст]: концепции, многоуровневые стратегии и механизмы инновационного развития [Текст] / под ред. В.М. Аньшина, А.А. Дагаева. — М.: Дело, 2011.
- Грибов В.Д., Никитина Л.П. Инновационный менеджмент : Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2013.
Источник: scienceforum.ru
29. Понятия «инновационная программа» и «инновационный проект». Виды инновационных проектов.
Инновационный проект – это комплекс взаимосвязанных документов, которые предусматривают осуществление конкретной инновационной деятельности в определенный период времени.
Инновационная программа — это комплекс взаимосвязанных инновационных проектов и проектов поддержки инновационной образовательной деятельности.
Инновационный проект – это комплексное понятие, включающее в себя:
1) форму целевого управления инновационной деятельностью;
2) процесс осуществления инноваций;
3) комплект определенных документов.
инновационные проекты классифицируют по видам:
1) по уровню решения – могут приниматься на федеральном, президентском, региональном, отраслевом уровнях;
2) по характеру целей проекта – конечные (по достигнутым итогам) и промежуточные (связанные с достижением промежуточных итогов при решении сложных проблем);
3) по виду потребности – ориентированные на существующие потребности или на создание новых потребностей;
4) по типу инновации – создание нового или усовершенствованного изделия, рынка, источника сырья, структуры управления, реорганизации;
5) по периоду реализации – долгосрочные (более пяти лет), среднесрочные (от трех до пяти лет), краткосрочные (менее трех лет);
6) по масштабности – монопроекты, мульти-проекты, мегапроекты.
Также инновационные проекты можно разделить на:
1) модернизационные (псевдоинновации) – когда конструкция прототипа или базовая технология не претерпевают радикальных изменений;
2) новаторские (улучшающие инновации) – когда конструкция продукта (услуги) по виду своих элементов полностью отличается от прежнего;
3) опережающие (базисные инновации) – когда конструкция изделия базируется на предваряющих технических решениях;
4) пионерные (базисные инновации) – когда возникают совершенно новые материалы, конструкции и технологии, реализующие прежние или даже новые функции.
30. Портфель педагогических инноваций и его формирование.
при формировании портфеля инновационных проектов учитываются такие факторы как:
— эффективное использование педагогических кадров и имеющейся опытно-экспериментальной базы;
— уровень диверсификации новшеств, необходимый учебному заведению;
— учет накопленного опыта научно-исследовательской и научно-методической работы в школе;
— целесообразные темпы развития учебного заведения.
Разнообразие инновационных проектов в портфеле инноваций с точки зрения достижения целей учебного заведения представляет особый интерес. Оправданным считается, когда портфель содержит разнообразные инновационные проекты: крупные и мелкие, близкие к завершению и начинающиеся. Хотя портфель проектов часто пересматривается, он должен иметь определенные границы и быть относительно стабильным, чтобы планы инновационной деятельности школы (перспективный и годовой) могли осуществляться равномерно.
31. Методы управления инновационными проектами.
Управление инновационными проектами осуществляется с применением различных методов. Применяются следующие методы управления:
- по целям;
- по затратам (метод контроля за уровнем издержек);
- по отклонениям.
Управление по целям характеризуется тем, что постановка целей рассматривается как основа повышения эффективности деятельности общеобразовательного учебного заведения.
управление по затратам) осуществляется составлением бюджета инновационного проекта. В средних общеобразовательных учебных заведениях в настоящее время появляется такая возможность. Это связано с деятельностью созданных в каждой школе попечительских советов, переходом на подушевое финансирование, участием школ в многочисленных конкурсах с солидными финансовыми фондами.
Сущность метода управления по отклонениям заключается в том, что руководители высшего уровня информируются лишь о значительных отклонениях от запланированного хода работ над проектом. Все другие отклонения от плана рассматриваются на соответствующем уровне управления инновационным проектом. Эффективное управление инновационными проектами достигается при комплексном применении всех этих методов.
32. Планирование инновационной деятельности в среднем общеобразовательном заведении.
Планирование инноваций представляет собой процесс выбора целей, ориентированных на конечные результаты (привлечение в школу учащихся, расширение образовательных услуг, укрепление или повышение имиджа учебного заведения, создание новой общеобразовательной продукции, наращивание конкурентных преимуществ и т.д.), распределения ресурсов и определения сроков решения инновационный задач вплоть до освоения и распространения нововведений. При планировании инноваций выделяют научно-исследовательские и научно-методические направления, проблемы, темы и подтемы.
Общий процесс планирования инноваций включает следующие этапы:
- оценка темпов развития учебного заведения исходя из выбранной стратегии;
- выявление перспективной потребности в нововведениях, необходимости совершенствования учебно-воспитательного процесса и модернизации материально-технического оснащения кабинетов школы;
- определение потребностей в научно-методических разработках;
- сопоставление объема научно-методических (инновационных) разработок с имеющимися ресурсами и потенциалом учебного заведения;
- отбор тем (проектов), ранжирование их по значимости и определение очередности выполнения с учетом необходимости сосредоточения сил и средств, прежде всего на главных направлениях инновационного развития и удовлетворения потребителей образовательных услуг;
- составление перспективного плана нововведений с обоснованием обеспеченности тем (программ) трудовыми, финансовыми и материальными ресурсами;
- составление годового тематического плана;
- планирование темы.
33. Педагогическое проектирование, его сущность, виды и назначение.
Проектирование (от лат. projectus – брошенный вперед) –деятельность по созданию проекта, созданию образа будущего предполагаемого явления.
педагогический проект — «комплекс взаимосвязанных мероприятий по целенаправленному изменению педагогической системы в течение заданного периода времени, при установленном бюджете с ориентацией на четкие требования к качеству результатов и специфической организации;
В современном образовании активно развивается три основных вида проектирования, различающиеся по объекту преобразования, целевой направленности и результату:
— социально-педагогическое проектирование, направленное на изменение социальной среды или решение социальных проблем педагогическими средствами;
— психолого-педагогическое проектирование, целью которого становится преобразование человека и межличностных отношений в рамках образовательных процессов;
— образовательное проектирование, ориентированное не проектирование качества образования и инновационные изменения образовательных систем и институтов.
34. Уровни и принципы проектирования в образовании.
1) Концептуальный уровень проектирования ориентирован на создание концепций объекта или на его прогностическое модельное представление (модель образовательного стандарта, концепция программы, проект учебного плана).
Концептуальный проект должен быть:
- актуальным, т.е. соответствовать будущим образовательным потребностям;
- реалистичным, т.е. соответствовать имеющимся прогнозируемым возможностям школы;
- системным, т.е. определять необходимый и достаточный состав компонентов, из которых будет состоять школа, и обеспечивать скоординированность связей между ними.
Концептуальный проект должен быть:
- актуальным, т.е. соответствовать будущим образовательным потребностям;
- реалистичным, т.е. соответствовать имеющимся прогнозируемым возможностям школы;
- системным, т.е. определять необходимый и достаточный состав компонентов, из которых будет состоять школа, и обеспечивать скоординированность связей между ними.
-Принцип прогностичности, обусловленный самой природой проектирования, ориентированного на будущее состояние объекта.
— Принцип пошаговости. Природа проектной деятельности предполагает постепенный переход от проектного замысла к формированию образа цели и образа действий
— Принцип нормирования требует обязательности прохождения всех этапов создания проекта в рамках регламентированных процедур, в первую очередь связанных с различными формами организации мыследеятельности.
-Принцип обратной связи напоминает о необходимости после осуществления каждой проектной процедуры получать информацию о ее результативности и соответствующим образов корректировать действия.
Принцип продуктивности подчеркивает прогматичность проектной деятельности, обязательность ее ориентации на получение результата, имеющего прикладную значимость. Иными словами, на «проектную оформленность» результатов процессов проектирования.
Принцип культурной аналогии указывает на адекватность результатов проектирования определенным культурным образцам.
Принцип саморазвития касается как субъекта проектирования на уровне активности участников, так и порождения новых проектов в результате реализации поставленной цели.
35. Логика организации проектной деятельности.
Проектная деятельность предполагает наличие определенных последовательных этапов, стадий развертывания проекта во времени и в пространстве; нормирования прохождения каждого из этапов; пошагового установления обратной связи.
И.А.Колесникова и М.П.Горчакова-Сибирская выделяют следующие этапы проектирования:
1. Предпроектный этап (предварительный или стартовый).
2. Этап реализации проекта.
3. Рефлексивный этап.
4. Послепроектный этап.
Внутри каждого из этапов выделяются определенные процедуры, составляющие содержательную, структурную, технологическую, организационную основу проектных действий. Так, предпроектный этап включает такие процедуры, как: диагностика, проблематизация, целеполагание, концептуализация, форматирование проекта, его предварительная социализация.
Источник: studfile.net