Разработка и организация музейных программ в организации инклюзивного образования.
Понятие «обучающегося с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)» утверждено Федеральным законом от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации». Поэтому признание прав особого ребенка на образование с учетом его индивидуальных возможностей и потребностей, организация комплексной помощи в процессе его развития и обучения, а также обеспечение оптимальных условий для его интеграции и социализации в общество является важнейшей задачей социальной практики. Кроме того, федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья задает целевые и содержательные ориентиры в обеспечении права детей с ОВЗ на образование посредством создания адаптированных образовательных программ с учетом особенностей их психофизического развития и специальных образовательных потребностей.
Сегодня в нашей стране уделяется большое внимание поддержке лиц с ограниченными возможностями: открываются адаптационные центры, внедряются инновационные методы взаимодействия с людьми данной группы, формируется толерантное отношение общества к «особенным» людям. Конвенция о правах инвалидов, ратифицированная Россией, утверждает право инвалидов на участие в социокультурной жизни, предполагает создание среды, обеспечивающей равную для всех членов общества доступность общественного транспорта, торговых и лечебных заведений, а также культурных мероприятий и услуг, в том числе и в музейной сфере (И.Н. Донина, 2014; с. 14).
4. Инклюзивные программы музеев онлайн: возможности и обратная связь, Татьяна Кубасова
Инклюзивное образование – это процесс обучения детей с особыми потребностями, в основу которого положена идеология, исключающая любую дискриминацию и обеспечивающая равное отношение ко всем. Целью инклюзивного образования является создание доступной среды в обучении, облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в социуме (О.И. Акимова, 2011; с. 10).
Расширить возможности социальной адаптации ребёнка с особенностями развития позволяет именно культурная среда: она обогащает и расширяет знания об окружающем мире, а также положительно влияет на личностное и эмоциональное развитие (А.Г. Вагапова, 2016; с.64).
Неоднократно упоминалось, что именно современный музей способен внести особый вклад в процесс реабилитации и социальной адаптации детей с психическими и физическими отклонениями. Практика мировых музеев, которые на протяжении многих лет работают с особенной аудиторией, служит этому доказательством. Например, действующие в Лувре с 1995 года проекты «Музей без правил» и выставка скульптур «Осязательная галерея», являются известными постоянными музейными выставками, созданными специально для слабовидящих и т.д. (И.Н. Донина, 2014; с.52).
Современный музей изменяет представление о своей миссии и показывает перспективы и возможности развития как многофункционального культурного учреждения, способного решать общественно значимые задачи. Сегодня музей – это не только институт исторической памяти, но и культурная форма, которая в состоянии видоизменяться в соответствии с тенденциями развития общества и культуры.
Как были созданы с нуля инклюзивные программы в Музее имени Андрея Рублёва
Современный музей находится в поиске актуальных технологий и средств их реализации, расширяет спектр своих социокультурных функций, включает в сферу своей деятельности новые сегменты общества (Б.А. Столяров, 2007; с. 39). Как специфический инструмент культуры, обладающий комплексом уникальных критериев, а также способностью накапливать и транслировать исторический и культурный опыт, музей становится действенным механизмом социокультурной адаптации и самоидентификации, обеспечивающим включение личности в культуру. Возможности участия музея в решении социокультурных проблем, безусловно, видоизменяют направления многих форм и методов музейной деятельности.
Что же музей может предложить людям с ограниченными возможностями здоровья, и каким образом будут осуществляться эти мероприятия? Какие уже существуют программы, методы и формы работы с данной категорией посетителей в музеях? Эти вопросы мы рассмотрим в данной статье на примере работы Арзамасского историко-художественного музея.
Работа с инвалидами ведется в музее с 2002 года. Именно в это время была организована Арзамасская городская организация «Всероссийское общество инвалидов». Группы ВОИ стали постоянными посетителями нашего музея, а мы всегда старались, чтобы музейная среда становилась к ним ближе и доступнее.
Для этого сотрудники музея разрабатывали программы, адресованные именно данной возрастной категории, которые помогали бы нашим гостям преодолевать чувство одиночества и приобщаться к культурной жизни, раскрывать свой потенциал, повышать самооценку и уверенность в себе. Сегодня в музее стали традиционными мероприятия, проводимые в декабре к Международному Дню инвалидов. Нашим посетителям мы предлагаем тематические экскурсии «История русского костюма», «Чайные традиции», «Лики русских святых», организуем чаепития, мастер-классы и концертные номера с участием городских хоровых коллективов.
Партнерами и участниками в создании программ для инклюзивного образования являются Центры реабилитации и социальной помощи г. Арзамаса. Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями учрежден в Арзамасе в 2001 году, но активное взаимодействие Центра и музея началось лишь спустя 10 лет. Вероятнее всего, проблемы в коммуникации вызывали у сотрудников Центра опасения, связанные с тем, насколько пребывание их воспитанников в музее будет комфортным, смогут ли они получить положительный эффект от музейных занятий и возможны ли негативные моменты от нового круга общения (отношение сотрудников, реакция на новое пространство и т.д.).
Сегодня музей имеет тесный контакт с Центром социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов города Арзамаса, с Центром социальной помощи семье и детям г. Арзамаса, который обслуживает детей с ограниченными умственными и физическими возможностями, а также с МКОУ «Коррекционная школа №8» г. Арзамаса Нижегородской области.
В самом начале работы над созданием инклюзивных образовательных программ научные сотрудники музея сталкивались с сомнениями и рядом вопросов, которые касались доступности музейной среды для детей с ограничениями здоровья, возможности адаптации уже существующих экспозиций и программ, способов передачи информации и т.п. Становилось понятно, что при большом разнообразии фондовых и информационных материалов сотрудники музея часто имеют определенный набор стереотипов и недостаточно знакомы с особенностями взаимодействия с посетителями данной категории. Поэтому в последнее время в учреждении больше времени стало уделяться обучению сотрудников. Основные источники подготовки — онлайн семинары, конференции и вебинары, на которых рассматриваются проблемы понимания инвалидности (терминология, этикет), коммуникации с людьми с различными видами и степенью инвалидности, рекомендации по организации инклюзивных программ, опыт работы мировых и российских музеев. В процесс обучения вовлечены все категории сотрудников, так как понимание специфики работы с особенными людьми очень важно для нас: пребывание в музее должно быть максимально полезным и комфортным для данной категории посетителей.
При разработке инклюзивных музейных проектов и программ в историко-художественном музее учитываются особенности учреждения, его экспозиционные пространства, возможные маршруты и потребности целевой аудитории. Экскурсии и тематические занятия для детей с особыми потребностями отличаются меньшей наполненностью информацией, продолжительностью проведения и особенным эмоциональным фоном, но при этом все они нацелены на интеграцию детей с инклюзией в социокультурное музейное пространство, на оптимизацию личностной и межличностной коммуникации. Что касается уровня сложности и конкретных инструментов, то они определяются после консультации с куратором или воспитателем группы. Очень часто методика и приемы проведения меняются после первых же занятий, так как на практике становится ясно, что работает эффективно, что нужно доработать, а от чего стоит отказаться.
«Мир забытых вещей» — одно из первых занятий, которое сотрудники музея адаптировали для проведения с детьми с ОВЗ выбрано не случайно. Данное тематическое занятие было трансформировано в специализированную многоступенчатую программу, знакомство с которой рассчитано на несколько лет. В отличие от стандартного проведения, в каждое занятие для детей с ОВЗ в зависимости от их возраста и уровня подготовленности включены мастер-классы по освоению традиционных техник; возможно изменение количества представленных экспонатов и степень их информационности. В процессе проведения занятия всегда используются игровые и интерактивные моменты, происходит взаимодействие с подлинными музейными предметами и аутентичным историческим интерьером. Таким образом, обеспечивается вовлечение интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер, развивается моторика и тактильный опыт, совершенствуются навыки коммуникации.
С 2010 года в историко-художественном музее разработана и успешно применяется инклюзивная программа «Без границ». Она представляет собой цикл из пяти тематических занятий, которые знакомят участников с музейными фондовыми коллекциями разной направленности, что дает возможность через изучение исторических предметов получить нужную информацию, способствует личностному росту и интеллектуальному развитию. Все занятия программы «Без границ» проводятся в экспозиционных залах музея и состоят из двух частей: первая, более короткая по времени, включает в себя дозированную тематическую информацию, которая не перегружена датами, цифрами, именами и проводится в форме «вопрос – ответ». Вторая часть закрепляет освоенный материал через творческое задание.
Инклюзивная программа «Без границ» включает в себя занятия по следующим темам:
— «Я играю сказку!». Это занятие с элементами кукольного театра является очень эффективным средством сближения, что особенно важно в работе с особенными детьми. Во время постановок ребята становятся более коммуникабельными и открытыми. Занятия помогают развивать мышление, воображение, речевую активность, двигательную координацию.
— Занятие «Звуки волшебного оркестра» знакомит с коллекцией музыкальных инструментов. Музыка – одно из важнейших средств культурного и гармоничного развития ребенка с ОВЗ. Занятие помогает детям раскрывать свои творческие способности, развивать эстетику чувств и восприятия. Ребята с большим удовольствием играют на деревянных ложках, трещотках и бубнах в составе «самодеятельного фольклорного ансамбля».
-Занятие по краеведению «Городок Арзамас»знакомит детей с промыслами и ремеслами Арзамасского края – валяльным и кожевенным производством, золотной вышивкой, деревянной резьбой. В структуру занятия включен мастер-класс «Арзамасский гусь в технике оригами», а также предоставляется возможность примерить аналоги древних доспехов, хранящихся в музее. Музейное занятие по краеведению служит дополнением к изучению материалов учебной программы. Оно способствует повышению общего развития детей с ОВЗ, формирует познавательный интерес, расширяет кругозор, корректирует особенности развития, улучшая тем самым социальную адаптацию.
— «Русский дом и все, что в нем». Какие обычаи и традиции существовали у наших предков? Как была устроена русская крестьянская изба? На эти вопросы ребята получают ответы во время нашего общения и с интересом примеряют лапти, носят коромысло с деревянными ведрами, пытаются ухватом достать чугунок из русской печи.
— «Страна рукоделия». На занятии гости знакомятся с музейной коллекцией старинной одежды. В творческой части занятия ребятам предлагается мастер-класс по изготовлению платочка в технике набойки.
В заключение хочется отметить, что в 2017 году инклюзивные программы, проводимые в Арзамасском историко-художественном музее, посетило 2830 человек. Было проведено 75 экскурсий и тематических занятий, 40 выставок, доступных для детей с ОВЗ. С 2016 года музейный сайт имеет версию для слабовидящих людей. В 2017 году музей впервые присоединился к всероссийской акции «Музей для всех!
День инклюзии». В ближайшее время в музее планируется использование аудиогида, что позволит расширить аудиторию и проводить занятия для слабослышащих людей.
- Акимова О. И. Инклюзивное образование как современная модель образования // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии. – М.: Издатель: Московский городской психолого-педагогический университет, 2011. – с.10-11
- Вагапова А. Г. Использование средств музейной педагогики в достижении личностных результатов АООП детей с ОВЗ // Школьная педагогика. — 2016. — №4. — С. 64-66. — URL https://moluch.ru/th/2/archive/42/1367/ (дата обращения: 16.10.2018).
- Донина И.Н. Музей в социокультурной адаптации инвалидов : диссертация . кандидата культурологии : 24.00.03: Донина Ирина Николаевна; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств], 2014.-223 с.
- Медведева Е. Не нужно изобретать велосипед…// Музей. – 2017. – № 10. – С. 24-29.
- Столяров, Б.А. Музей в пространство художественной культуры и образования: учеб. пособие / Б. А. Столяров. — СПб.. 2007 — С. 39.
Источник: museum-arzamas.ru
Дед Мазай на ощупь: инклюзивные проекты российских музеев
Видеогиды на жестовом языке, тактильные экспонаты, экскурсии для людей с особенностями развития, занятия по арт-терапии — чему инклюзивные программы музеев могут научить нас.
“Искусство может быть доступно каждому человеку, вне зависимости от его возможности видеть, слышать, ходить” — с этой идеей музеи все больше развивают инклюзивное направление и придумывают разные способы работы с людьми с особенностями.
Впрочем, первое кресло-коляска появилось в нью-йоркском Метрополитен-музее ещё в 1906 году, а в 1913-ом стартовали первые программы для детей без зрения. Спустя сто лет в музее открылась первая выставка незрячих посетителей: участники уроков рисования “Seeing Through Drawing” для людей без зрения знакомились с экспонатами, а потом на основе своих впечатлений создавали работы.
Видеогиды на жестовом языке, тактильные экспонаты, экскурсии для людей с особенностями развития, занятия по арт-терапии — сегодня каждый музей стремится создать свой набор инклюзивных программ и по сути — становится примером для многих других институций и нас.
“Правмир” рассказывает о любопытных инклюзивных проектах российских музеев.
Дарвиновский музей: изучение природы с помощью шрифта Брайля и зуба мамонта
Московский Дарвиновский музей называют пионером инклюзивных методик в России. Еще с середины 1920-х годов основатель и первый директор музея Александр Котс проводил экскурсии для студентов без зрения, а в годы Великой Отечественной войны сюда приходили группы раненых солдат.
В 2011 году сотрудники музея привезли в дом-интернат «Южное Бутово» для детей с нарушениями развития небольшую выставку и параллельно провели несколько занятий. Спустя два года ребята сами приехали в музей. Так начался образовательный проект “Животный мир в изобразительном искусстве”: педагоги проводили экскурсии по экспозиции, а после ставили мольберты и ребята рисовали животных прямо с “натуры”. Проект завершился выставкой детских работ в музее.
Сегодня в музее есть единственная в России экспозиция для самостоятельного просмотра незрячими. Тактильный осмотр экспонатов — это один из основных принципов работы с людьми без зрения, поэтому в зависимости от специализации музеи предлагают разные реалистичные макеты для знакомства.
Дарвиновский рассказывает о животных и растениях с помощью натуральных кусочков шкур, скелетов и чучел животных, отпечатков следов, миниатюр деревьев, окаменевших раковин. В основной экспозиции многие предметы можно трогать. Описания всех экспонатов продублированы шрифтом Брайля.
Посетители признаются: пожалуй, самым впечатляющим было знакомство с живыми насекомыми — в одном из залов людям без зрения дают подержать их в руках.
Музей “Огни Москвы”: история уличного освещения мегаполиса для людей без зрения
Музеи работают с особенными посетителями не только в зданиях, но и выходят на экскурсии по городу. Пример — городской музей “Огни Москвы”, который знакомит всех с историей уличного освещения. Сотрудники всерьез задумались: как людям без зрения рассказать об осветительных приборах. В итоге в музее появились шесть витрин с разноцветными стеклами: красное стекло было самым горячим, а синее и фиолетовое — холодными, так посетители с нарушениями зрения могли представить, “почувствовать” цвет.
Но этим сотрудники музея не ограничились — они разработали экскурсионный маршрут «Изобретатели», во время которого слепые и слабовидящие люди тактильно осматривают памятники, а про некоторые объекты, например, Шуховскую башню, узнают с помощью макетов.
Школьники с ослабленным зрением в музее «Огни Москвы». Фото: schsi2.mskobr.ru
Музей-заповедник “Царицыно”: выставка работ наивных художников и людей с аутизмом
Многие крупные музеи экспериментируют и с программами арт-терапии — социальной адаптации и творческой реабилитации людей с особенностями через средства изобразительного искусства. Проекты на стыке искусствоведения, психологии, педагогики есть у Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Русского музея, Эрмитажа.
Все больше музеи сотрудничают с благотворительными фондами, организуя социальные проекты. Так, в июне музей-заповедник “Царицыно” совместно с центром творчества, обучения и социальной реабилитации для взрослых людей с аутизмом «Антон тут рядом» открыл выставку «Люди должны быть разными» — работы студентов центра показывались вместе с произведениями российских наивных художников из собрания музея-заповедника. А во время дискуссий обсуждались, как люди с аутизмом могут быть вовлечены в общественную и культурную жизнь современного города.
Среди друзей музея — интегрированный театр-студия “Круг II”- единственный в России профессиональный театр, в котором играют люди с ментальной инвалидностью и психофизическими нарушениями. Летом в Большом дворце Царицыно состоялась премьера спектакля «Волшебный мир Нарнии” по мотивам книги Клайва Льюиса «Лев, Колдунья и Платяной шкаф».
Работа с людьми с особенностями развития уже давно ведут крупнейшие зарубежные музеи, такие как Метрополитен, Британская галерея Тейт, музей Виктории и Альберта в Лондоне, музей Соломона Гуггенхейма. У Метрополитен-музея есть программа для людей с деменцией. Российские музеи тоже перенимают опыт работы с такой категорией посетителей, развивают адаптивные экскурсии.
Фонд содействия решению проблем аутизма «Выход» в 2016 году написал пособие о том, как адаптировать пространство музея для людей с аутизмом и их семей, например, для посетителей с РАС нужно создать уголок для сенсорной разгрузки. Первыми участниками программы “Аутизм. Дружелюбная среда” стали Пушкинский музей, “Гараж” и музей занимательных наук “Экспериментаниум”.
Илья Смирнов. «Горы». Выставка «Люди должны быть разными» в Музее-заповеднике «Царицыно»
Третьяковская галерея: бронзовый Пушкин и дед Мазай на ощупь
Десять лет назад Третьяковская галерея запустила инклюзивную программу «Музей, открытый для всех» по работе с разными категориями посетителей. Так, в музее появился первый в России видеогид для глухих и слабослышащих зрителей по основной экспозиции. Сотрудники музея называют этот проект «отчасти семейной историей», так как основатель галереи Павел Третьяков был председателем попечительского совета московского училища для глухонемых.
Еще одно направление программы — «Язык скульптуры по Брайлю» — это серия тематических тактильных выставок для людей с нарушениями зрения, причем посетители знакомятся не с муляжами, а с подлинными произведениями.
Последнюю выставку Третьяковка создавала вместе с современными московскими скульпторами – попросила их выставить скульптурные портреты писателей и их литературных героев. Так на экспозиции оказались бронзовые Пушкин, Достоевский, Гоголь и другие писатели, а также дед Мазай с зайцами, принцесса на горошине, сделанные из дерева и глины. Каждую скульптуру можно было потрогать, изучить на ощупь, а также прочитать по Брайлю комментарии искусствоведа.
Ранее героями выставки становились персонажи из истории искусства. Следующая выставка серии откроется весной 2018 года, она будет посвящена анималистике.
«Дед Мазай и зайцы». Скульптор Александр Сминов-Панфилов. Фото: Павел Смертин, miloserdie.ru
Музей современного искусства “Гараж”: поп-арт и абстракция на русском жестовом языке
Первый в России отдел инклюзивных программ открыл в 2015 году музей современного искусства «Гараж». Сначала он фокусировался на работе с людьми без зрения слуха и нарушениями опорно-двигательного аппарата, а затем начал работать с посетителями с ментальными особенностями.
Однажды во время обсуждения программ сотрудники музея поняли: многие термины и понятия современного искусства, такие как «абстракция», «поп-арт», «концептуализм», не имеют аналогов в русском жестовом языке. Спустя какое-то время “Гараж” подготовил первый словарь основных терминов современного искусства на русском жестовом языке в формате видеокурса.
Видеогиды и экскурсии на жестовом языке — уже стандартная музейная практика.
Чуть позже инклюзивный отдел музея организовал дискуссионный клуб для подростков — во время встреч зрячие участники описывали произведениями искусства незрячим, а потом вместе обсуждали.
Экскурсия для слабослышащих посетителей в музее современного искусства «Гараж». Фото: priderussia.ru
Инклюзивный музей — это большая работа, которая связана не только с умением вести диалог с участниками с физическими и ментальными особенностями, но и с адаптацией пространства. Эксперты убеждены: любой музей, тем более инклюзивный, это диалог, поэтому энтузиасты и в крупных столичных, и в небольших региональных музеях придумывают разнообразные инклюзивные форматы. И, кажется, они действительно работают.
Поскольку вы здесь.
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Наши читатели уже 18 лет поддерживают «Правмир». Благодаря этому вышел материал, который сейчас перед Вами.
И поскольку Вы здесь, у нас есть небольшая просьба: подпишитесь на посильное регулярное пожертвование. Даже маленький вклад — это возможность и дальше рассказывать о том, что важно для каждого человека.
Поддержите «Правмир» сейчас.
Спасибо, что дочитали до конца! Наши корреспонденты, фотографы и редакторы работают благодаря поддержке наших читателей.
«Правмир» 18 лет рассказывает о людях и проблемах, которые волнуют каждого из нас. Даже небольшое регулярное пожертвование — это новые истории, которые помогают людям.
Источник: www.pravmir.ru
Инклюзия в музее.
Программы для слабовидящих посетителей
Адаптация музейных пространств для людей с физическими и ментальными особенностями — важный аспект, на который музеи стараются чаще обращать внимание на протяжении нескольких лет. Этот вопрос сложно игнорировать, если музей хочет позиционировать себя, как идущий в ногу со временем и соответствующий требованиям общества, одной из ценностей которого является создание адаптированной среды для людей с ограниченными возможностями. И хотя музеи, как и многие другие общественные пространства, находятся в самом начале пути решения этого вопроса, существуют примеры успешно проделанной работы в этом направлении. Для того, чтобы избежать ошибок, музеи взаимодействуют между собой и обмениваются опытом.
Стоит отметить, что создать среду без барьеров не так просто ввиду ограниченного количества успешных практик и отсутствия ресурсов — как материальных, так и, своего рода, человеческих, потому что не все сотрудники музеев оказываются готовы работать с посетителями, имеющими ограниченные физические возможности. Однако, как показывает опыт, при достаточном объёме мотивации эти препятствия можно преодолеть.
Многие примеры работы музеев с инклюзией связаны с адаптацией помещений и экспозиций для незрячих или слабовидящих людей.
Первый шаг, который музеи делают по направлению к безбарьерной среде — начинают обсуждать эту тему, обмениваются опытом. Например, уже в начале 2016 года на базе Государственного Эрмитажа был проведен Круглый стол «Ощущая пространство и время. Музейные программы для слепых и слабовидящих». Принять участие приехали представители музеев со всей России. Еще один пример — Музей современного искусства «Гараж» провел интенсивный тренинг «Мир ощущений», где присутствовали представители не только отечественных музеев, но и зарубежных.
Второй шаг заключается в обучении основам взаимодействия и психологической подготовке к работе с незрячими или слабовидящими посетителями сотрудников музея, которые могут испытывать дискомфорт, чувство жалости, иметь определенные предубеждения. Сотрудники музея также должны обладать определенными знаниями, касающимися этических и психологических вопросов, поскольку это помогает при подготовке доступных экскурсий. Для этого могут быть организованы специальные образовательные мероприятия: лекции, курсы, конференции.
Третий шаг — готовность к недостатку материальных ресурсов. Менеджменту музеев необходимо продумать финансовую составляющую адаптации пространства для людей с ограниченными возможностями. Есть несколько вариантов решения этой проблемы: непосредственно поиск финансирования, в частности, привлечение спонсоров, а также некая смекалка и творческий подход к созданию экспозиций. Участники проекта «Искусство на кончиках пальцев» Екатеринбургского музея изобразительных искусств переняли опыт в использовании подручного материала у коллег из музея «Гараж», на практическом семинаре «Музей ощущений»: так, например, применив контур, можно сделать объемную картинку самостоятельно.
Чтобы объяснить детям, что из себя представляет чугун, с завода заказали чугунные материалы, которые можно потрогать, также кого-то из слушателей наряжали по подобию образов с изучаемых картин.
Примечательно, что тактильно исследовать экспозицию намного интереснее и детям, не имеющим проблемы со зрением.
Это, в свою очередь, может способствовать наиболее полной интеграции обеих групп детей.
И четвёртый шаг заключается уже непосредственно в подготовке плана экспозиции, технического оснащения помещений, планировании содержания и деталей.
Наиболее адаптированным для незрячих или слабовидящих людей музеем в России (от входной зоны до экспозиции) можно считать Дарвиновский музей в Москве. В этом музее везде, где необходимо, имеются указатели на шрифте Брайля, ограничительные желтые линии, есть также аудиосистема и копии экспонатов для тактильного осмотра.
Кроме того, музей организует передвижные выставки, проводит инклюзивные кинопоказы, сопровождающиеся закадровыми описаниями видеоряда, предоставляет вакансии людям с ограниченными физическими возможностями, устраивает выставки творческих работ, созданных ими самими, показывая этим, что музей – это не просто демонстрация экспонатов, а место интеграции людей из самых разных групп, стирая границы и неравенство между этими группами.
Государственный Исторический музей также обладает значительным опытом по адаптации музейного пространства для незрячих людей. В музее реализуется проект «Музей археологии для слепых детей в Историческом музее» («Прочти историю руками»), представлены объемные копии экспонатов и тактильные альбомы с наскальными рисунками, дополненные надписями на Брайле. Для программы создана база копий подлинных археологических предметов и дополнительных элементов.
В Политехническом музее существует программа «Разные люди — новый музей», посвященная исследованию работы с инклюзией в научном музее. Музей инициирует различные обсуждения этой темы, лекции, на сайте в блоке «Вовлечение» активисты могут оставить свои предложения. В 2019 году при музее был создан первый в России Совет по доступности — инклюзивное сообщество, в которое вошли люди с различной формой инвалидности, активисты, представители НКО. Музей осуществляет проекты: трудоустройство людей с инвалидностью, студия мультипликации «Облака разных размеров и цветов», проект «Хаос в хорошем смысле», выставка «Истории, которых не было».
В рамках выставки «Истории, которых не было» собраны рассказы людей с разными формами инвалидности об их отношениях
Доступная среда для незрячих людей создается также в Музеях Московского Кремля: проходы к кассам оснащены тактильной плиткой, в павильоне есть тактильно-сенсорный терминал и аудиотактильная схема. В Детском центре Музеев Московского Кремля осуществляется программа «Музей на кончиках пальцев» для детей с нарушениями зрения, в рамках экспозиции подготовлены 3D-копии скульптур русских царей и цариц, тактильный макет Кремля.
Стоит отметить, что небольшие музеи работают с инклюзией не хуже и даже лучше крупных. В качестве примеров можно привести музей М.А. Булгакова на Большой Садовой.
В музее М.А. Булгакова существует проект «Пятое измерение „нехорошей“ квартиры», который представляет собой аудиопутешествие по этой квартире. Экскурсии проводятся как в отдельных группах для незрячих людей, так и в смешанных. Акцент экспозиции, в отличие от других музеев, сделан на особую аудиоатмосферу.
При этом в музее есть буклеты для незрячих людей и план музея, а также указатели, путеводители, афиши, тщательно проработанные таблички и этикетки к экспонатам, набранные шрифтом Брайля.
Программы дополнили пешие экскурсии по различным булгаковским местам, рядом с «нехорошей квартирой» располагается музей-театр «Булгаковский дом», где поставлен спектакль для незрячих детей.
Выставка «Служение Богу и Отечеству», Гатчинский музей-заповедник 21.04.2022 —>
Интерактивный музейно-выставочный центр «Уральские локомотивы» 21.04.2022 —>
Открытие цикла выставок-новелл к году Павла I 19.04.2022 —>
- Как мы работаем
- О музейной сценографии
- Разработка концепций
- Экспертиза и консалтинг
- Управление процессами
- Отзывы
- Музейные экспозиции
- Корпоративные музеи
- Временные выставки
- Содержательные парки
- Социокультурные пространства
- Мультимедийный контент
- Научно-технические экспонаты
- Интерактивные инсталляции
- Образовательные квесты
- Как мы работаем
- О музейной сценографии
- Разработка концепций
- Экспертиза и консалтинг
- Управление процессами
- Отзывы
- Музейные экспозиции
- Корпоративные музеи
- Временные выставки
- Содержательные парки
- Социокультурные пространства
- Мультимедийный контент
- Научно-технические экспонаты
- Интерактивные инсталляции
- Образовательные квесты
Политика в отношении обработки персональных данных
1. Общие положения
Настоящая политика обработки персональных данных составлена в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006. №152-ФЗ «О персональных данных» и определяет порядок обработки персональных данных и меры по обеспечению безопасности персональных данных, предпринимаемые ООО «Бюро музейной сценографии «Метаформа» (далее – Оператор).
1.1. Оператор ставит своей важнейшей целью и условием осуществления своей деятельности соблюдение прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.
1.2. Настоящая политика Оператора в отношении обработки персональных данных (далее – Политика) применяется ко всей информации, которую Оператор может получить о посетителях веб-сайта meta-forma.ru.
2. Основные понятия, используемые в Поли персональных данных);
2.3. Веб-сайт – совокупность графических и информационных материалов, а также программ для ЭВМ и баз данных, обеспечивающих их доступность в сети интернет по сетевому адресу meta-forma.ru;
2.4. Информационная система персональных данных — совокупность содержащихся в базах данных персональных данных, и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств;
2.5. Обезличивание персональных данных — действия, в результате которых невозможно определить без использования дополнительной информации принадлежность персональных данных конкретному Пользователю или иному субъекту персональных данных;
2.6. Обработка персональных данных – любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных;
2.7. Оператор – государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;
2.8. Персональные данные – любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому Пользователю веб-сайта meta-forma.ru;
2.9. Пользователь – любой посетитель веб-сайта meta-forma.ru;
2.10. Предоставление персональных данных – действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц;
2.11. Распространение персональных данных – любые действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц (передача персональных данных) или на ознакомление с персональными данными неограниченного круга лиц, в том числе обнародование персональных данных в средствах массовой информации, размещение в информационно-телекоммуникационных сетях или предоставление доступа к персональным данным каким-либо иным способом;
2.12. Трансграничная передача персональных данных – передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому или иностранному юридическому лицу;
2.13. Уничтожение персональных данных – любые действия, в результате которых персональные данные уничтожаются безвозвратно с невозможностью дальнейшего восстановления содержания персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) уничтожаются материальные носители персональных данных.
3. Оператор может обрабатывать следующие персональные данные Пользователя
3.1. Фамилия, имя, отчество;
3.2. Электронный адрес;
3.3. Номера телефонов;
3.4. Страна доставки;
3.5. Также на сайте происходит сбор и обработка обезличенных данных о посетителях (в т.ч. файлов «cookie») с помощью сервисов интернет-статистики (Яндекс Метрика и Гугл Аналитика и других).
3.6. Вышеперечисленные данные далее по тексту Политики объединены общим понятием Персональные данные.
5. Правовые основания обработки персональных данных
5.1. Оператор обрабатывает персональные данные Пользователя только в случае их заполнения и/или отправки Пользователем самостоятельно через специальные формы, расположенные на сайте meta-forma.ru. Заполняя соответствующие формы и/или отправляя свои персональные данные Оператору, Пользователь выражает свое согласие с данной Политикой.
5.2. Оператор обрабатывает обезличенные данные о Пользователе в случае, если это разрешено в настройках браузера Пользователя (включено сохранение файлов «cookie» и использование технологии JavaScript).
7. Трансграничная передача персональных данных
7.1. Оператор до начала осуществления трансграничной передачи персональных данных обязан убедиться в том, что иностранным государством, на территорию которого предполагается осуществлять передачу персональных данных, обеспечивается надежная защита прав субъектов персональных данных.
7.2. Трансграничная передача персональных данных на территории иностранных государств, не отвечающих вышеуказанным требованиям, может осуществляться только в случае наличия согласия в письменной форме субъекта персональных данных на трансграничную передачу его персональных данных и/или исполнения договора, стороной которого является субъект персональных данных.
Источник: meta-forma.ru
Культура без границ. Как сделать музеи, театры и кино доступными для инвалидов
Сейчас в России насчитывается около 10,4 млн человек с ограниченными возможностями здоровья, это почти 80 человек на тысячу населения. Театры, кинозалы, музеи, арт-галереи и другие учреждения стараются обеспечить людям с инвалидностью безбарьерную среду, чтобы полноценно интегрировать их в культурную жизнь города. Time Out поговорил с Сергеем Грибановым, директором компании «Круст», занимающейся производством тифлотехники для адаптации незрячих и слабовидящих инвалидов, и узнал, как культурные учреждения по всему миру и в России делают среду доступнее для инвалидов.
Адаптация музеев, театров и кинотеатров в других странах
Канадский музей прав человека
Опыт Канадского музея прав человека интересен в первую очередь из-за подхода к дизайну. Он был открыт в Виннипеге в 2014 году, выставки посвящены истории борьбы за равные возможности в Канаде и в мире, понятию «права человека» и современным тенденциям по защите прав и достоинства людей.
Когда проект музея только разрабатывался, команда экспертов показала наброски организации его пространства фокус-группе из 50 человек, среди которых были люди с инвалидностью, специалисты по дизайну и волонтеры, помогающие гражданам с ОВЗ.
Проект раскритиковали, после чего создали консультативный совет по универсальному дизайну, состоящий из 13 человек с инвалидностью разных форм. В итоге команда музея создала финальный проект здания. Было решено, что разные зоны музея будут отличаться по набору текстур и цветов, подсказывающих маршрут тем, кто плохо видит или ходит с тростью.
Музей науки в Бостоне
Еще один пример внедрения универсального дизайна в работу музея. В 2011 году к его руководству обратились представители Института человекоориентированного дизайна из Бостона, после чего музей полностью переработал экспозицию. Сейчас на его сайте можно скачать карту с увеличенным шрифтом и с выделенными местами и приспособлениями для людей с ОВЗ.
В музее также находятся панели с сенсорными экранами, которыми может воспользоваться любой посетитель. На стойке информации — буклеты на шрифте Брайля. В музее действуют экспозиции для незрячих и слабовидящих людей с этикетками на Брайле, экспонаты, которые можно трогать руками. Такие в последние несколько лет стали частью и многих московских экспозиций.
Шекспировский театр «Глобус» в Лондоне
За последние годы в странах Европы начал развиваться формат спектаклей, более свободный в организации пространства и самого действия — «расслабленные представления». Он подразумевает свободную рассадку зрителей, включая людей на колясках, возможность сидения на полу или пуфиках.
«Расслабленные представления» больше всего практикуются в Великобритании, например, в лондонском Шекспировском театре «Глобус». Для посетителей с нарушениями слуха предусмотрены планшеты с титрами, сурдопереводчик или индукционные петли, слабовидящим разрешают прийти с собакой-поводырем.
У ряда театров в Берлине в своем репертуаре есть показы спектаклей с титрами для глухих и слабослышащих. Например, в театре Schaubühne такие спектакли проходят раз или два в месяц, в Maxim Gorki Theater показы идут с английскими или немецкими титрами. Помимо иностранных туристов, их могут использовать глухие и слабослышащие люди.
Кинотеатры Австралии и Великобритании
В 2014 году четыре крупные сети кинотеатров — Hoyts, Village Cinemas, Event Cinemas и Reading Cinemas — заключили соглашение, по которому начали внедрять технологии по обеспечению доступности. Они договорились с основными киностудиями в США о том, что дорожка с тифлокомментариями обязательно будет присутствовать на жестком диске вместе с копией фильма.
На сайте кинотеатров сети есть информация о том, доступен ли фильм с тифлокомментированием, получить оборудование для прослушивания можно перед началом сеанса. На каждый из них полагается пять комплектов оборудования, состоящих из передатчика и головных наушников либо наушника с одним ухом.
Оборудование для тифлокомментирования часто предоставляют в кинотеатрах Великобритании, ими оснащены примерно 50% кинозалов. В первую очередь, это сети Odeon, Vue и Cineworld.
Перенос зарубежного опыта
Социальная модель инвалидности гласит, что человек с ОВЗ – не проблема для общества. Барьеры и трудности в его жизни создает социум, который не готов соответствовать его потребностям. Этот подход призывает общество менять условия жизни, препятствующие инвалидам в осуществлении своих прав.
Для полноценной интеграции инвалидов в общество недостаточно просто оборудовать входы пандусами, установить подъемники колясок, информационные терминалы и таблички со шрифтом Брайля. Адаптация культурных учреждений в России для маломобильных групп населения и граждан с ОВЗ невозможна без готовности общества принять таких людей.
В ХХ веке, когда граждане СССР и постсоветских республик попадали за границу, многие из них удивлялись числу людей с особыми потребностями. Они задавались вопросом: «Откуда у них столько инвалидов? Вот у нас их столько нет!». Правда же заключалась в том, что для граждан с ОВЗ не была сформирована необходимая инфраструктура, из-за чего они по большей части находились дома и редко выходили на улицы.
Сегодня общественная среда становится более инклюзивной, но все так же остро стоит необходимость выстраивать взаимодействие между людьми. Музеям и их фондам следует развивать отдельные инклюзивные программы для инвалидов, обучать сотрудников жестовому языку или нанимать глухих экскурсоводов, в театрах — вводить спектакли для людей с ОВЗ, в кинотеатрах — предусматривать места для инвалидных колясок, выдавать слабовидящим устройства для тифлокомментирования, фильмы сопровождать субтитрами.
Практика адаптации культурных учреждений в России
Наибольших успехов в адаптации учреждений для граждан с особыми потребностями достигли в Москве и Санкт-Петербурге. Например, в столичном музее-заповеднике «Царицыно» можно получить сенсорные сумки с противошумными наушниками, очками и игрушками, чтобы занять руки. Гостям предоставляют индивидуальные инвалидные коляски, стулья-ходунки и индукционную систему для слабослышащих.
Незрячим посетителям предоставляют рельефную карту музея и альбом условных обозначений на шрифте Брайля. На территории музея и в Большом дворце находятся макеты дворцового комплекса для незрячих, в Таврическом зале — сенсорная комната для психологической разгрузки посетителей.
В музее «Старый английский двор» развит мультисенсорный подход: посетители могут прикоснуться к сундуками, лавкам, посуде, понюхать приправы, которые в Россию доставляли в XVI−XVII веках.
В крупнейших музеях Москвы и Санкт-Петербурга к работе привлекают переводчиков жестового языка или глухих экскурсоводов: в музее современного искусства «Гараж», Эрмитаже, Русском музее, музее истории религии и ГМИИ им. А. С. Пушкина. В некоторых из них также разработали видеогиды на жестовом языке.
Одним из первых шагов к инклюзии в театральной сфере стало появление пьес в репертуаре государственных театров, в которых затрагивается тема жизни людей с инвалидностью. В 2002 году в Российском академическом Молодежном театре в Москве поставили пьесу Уильяма Гибсона «Сотворившая чудо». В основе сюжета — реальная история ученой Элен Келлер, которая потеряла слух и зрение.
Театральный центр им. Вс. Мейерхольда в течение нескольких лет проводит инклюзивные программы, драматический театр им. А. С. Пушкина в Пскове предоставляет сцену для постановок инклюзивных и «особых театров».
В 2017 году в России приняли закон, обязывающий кинопроизводителей снабжать фильмы, на производство которых выделяются деньги из бюджета, тифлокомментариями и субтитрами. Он также обязывает демонстраторов обеспечить условия доступности кинозалов для людей с нарушением зрения.
В идеале тифлокомментатор в кинотеатре должен говорить обо всем, что происходит на экране и описывать все, что видят зрители. Например, в одном из залов кинотеатра «Радуга» в Москве установлено оборудование, позволяющее просматривать фильмы с тифлокомментариями. Прослушивать их можно с помощью смартфона и наушников через специальное приложение.
Проблемы отрасли
Драйвером сферы адаптации культурных учреждений в России выступает госпрограмма «Доступная среда». Она предполагает, что к 2030 году доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов должна составить 73,2%.
Однако сфере не хватает интереса не столько со стороны самих театров, музеев и кинотеатров, сколько со стороны бизнеса. Значимую роль в создании безбарьерной среды играет не только государство, но и частные компании. По нашей оценке, при активном включении большинства предприятий, недоступных мест для людей с особыми потребностями в России не осталось бы через 7−9 лет.
Мировой тренд уже давно идет в сторону полноценной интеграции в общество маломобильных граждан и людей с ОВЗ. Сейчас об их особых потребностях нужно говорить больше, особенности — в регионах. Каждый из них имеет право на инклюзивную культурную среду и полноценное участие в общественной жизни.
Источник: www.timeout.ru