Все чаще мы слышим слова «ИНКЛЮЗИЯ» или «ИНКЛЮЗИВНОСТЬ», читаем про открытое и дружелюбное общество для всех. Инклюзивными могут быть образование, виды спорта, пространства, соревнования, мастер-классы. Мы постарались рассказать о понятии инклюзии простыми словами. Давайте разбираться!
Инклюзия простыми словами: объясняем
Итак, начнем с классического определения:
Инклюзия — это процесс реального включения в активную жизнь социума людей имеющих трудности в физическом развитии, в том числе с инвалидностью или ментальными особенностями.
Что это значит? Допустим, вы хотите пойти в театр, для этого просто выбираете понравившуюся постановку и покупаете билет. Вы можете включиться в этот процесс просто и легко, не задумываясь, как к вашему появлению отнесутся другие зрители спектакля; дорогу до театра планируете количеством пересадок на общественном транспорте или просмотром самого короткого пути на экране навигатора.
А теперь представьте, как приходится планировать поход в театр людям с инвалидностью: проблемы могут возникнуть уже на этапе выхода из квартиры. Получится ли найти подходящий транспорт, насколько просто будет войти в здание театра, как другие зрители воспримут появление?
Что такое инклюзивное образование?
Инклюзивность — это когда любой человек может без проблем сходить в театр.
Кстати
Существуют медицинский и социальный подходы к определению инвалидности. Первый определяет, что люди с инвалидностью нуждаются в специальной защите. Социальный подход учитывает отношение общества. Согласно Конвенции о правах инвалидов, человек признается инвалидом не только по причине физических ограничений или ментальных нарушений, но и из-за барьеров, которые создает для него общество.
Социальный подход и инклюзивная среда предполагают, что изначально люди с особенностями развития не являются «носителем проблемы», и никакой специальный подход не требуется. Наоборот, барьеры и ограничения возникают из-за несовершенства общественной системы, ведь она не соответствует разнообразным потребностям людей.
Подробнее — в материале коллег из благотворительной организации «Перспектива».
Источник: specialolympics.ru
Как реализовывается инклюзивное образование в России
Что такое инклюзивное образование, чем оно отличается от обычного, развитие этой формы обучения в России и мире — в материале “Ъ”.
Выйти из полноэкранного режима
Развернуть на весь экран
Фото: Игорь Евдокимов, Коммерсантъ
Инклюзивное образование (от англ. inclusion — включение ) — это форма обучения, при которой люди с физическими или умственными ограничениями обучаются вместе с остальными, а не в специальных образовательных учреждениях. При этом образовательные организации создают условия для совместного обучения.
Инклюзивное образование: Что это такое?
В чем преимущество инклюзивного образования над другими формами обучения
Инклюзивное образование позволяет детям с особенностями здоровья и без них социализироваться в одной среде. Это способствует гармоничному развитию человека, который с самого детства учится контактировать с разными людьми. Для ребенка с проблемами со здоровьем — это шанс расти и развиваться наравне с другими, не сталкиваясь с психологическими проблемами из-за своих отличий от большинства.
Наталья Авилочева , руководитель Экспертно-аналитического центра Всероссийской организации родителей детей-инвалидов (ВОРДИ):
«Если в детских садах и школах детей разделяют по группам и классам в соответствии с их особенностями, то соответственно 95% и 93% детей без особенностей развития растут, не представляя, что бывают и другие дети. И что это нормально, что они такие же добрые, общительные, талантливые.
Когда дети получают образование совместно, независимо от наличия или отсутствия особенностей развития, для них становится нормой, что все могут быть разными. И согласно исследованиям, во взрослом возрасте дети без особенностей развития, обучавшиеся в инклюзивной среде, более успешны профессионально, так как умеют выстраивать взаимодействие с любыми людьми.
И все дети однажды становятся взрослыми, и при рождении в их семье ребенка с особенностями развития, видя ранее таких детей и взрослых, зная, что они могут быть счастливыми, успешными в своей сфере деятельности — родителям гораздо легче принять особенности своего ребенка».
При этом образовательный процесс идет при участии специальных педагогов. Их задачей является создание образовательной среды, в которой будет комфортно как здоровым детям, так и тем, кто имеет ограничения. Занятия в инклюзивных школах направлены не только на освоение общеобразовательной программы, но и на укрепление физического и психологического здоровья ребенка. Это помогает разным детям учиться сочувствию и воспринимать врожденные ограничения как норму, а не как странность. Люди, прошедшие инклюзивное образование, проявляют больше сочувствия и понимания, а также испытывают меньше проблем в общении.
Проблемы реализации инклюзивного образования в России
В российских школах для детей с особенностями развития применяются методики, разработанные Министерством образования: индивидуальный подход, работа с психологом, специальная оценочная система домашних заданий, внеклассная работа с родителями или законными опекунами, методы рефлексии. В период летних каникул детям дошкольного и школьного возраста по социальным льготам предоставляются путевки в оздоровительные инклюзивные лагеря.
Однако инклюзивное образование в России находится на стадии развития. Несмотря на то, что в организации дошкольного образования (то есть в детские сады) ходит более 60% детей с ограничениями здоровья, то в общеобразовательные школы ходит только около 30% от общего числа. К тому же существует множество проблем с обеспечением школ нужным оборудованием и педагогами со специальным образованием, способных наладить отношения между обычными детьми и детьми с ограничениями здоровья, а также разработать учебную программу. Кроме того, из-за небольшого количества детей с ограничениями здоровья в каждой отдельной школе администрация часто просто не нанимает нужных специалистов.
На темпы развития инклюзивного образования влияет и неоднозначное мнение родителей о нем.
Наталья Авилочева , руководитель Экспертно-аналитического центра Всероссийской организации родителей детей-инвалидов:
«Согласно результатам мониторингов ВОРДИ, мнение родителей разделяется 50/50. Половина предпочли бы, чтобы их ребенок обучался в отдельной специализированной организации образования, так как там возможно:
- создать физические условия доступной среды,
- нанять специальных педагогов,
- организовать все коррекционно-развивающие мероприятия, а также реабилитационную помощь и медицинское сопровождение.
Другая половина родителей предпочла бы для своего ребенка инклюзивное образование, указывая основными причинами:
- отсутствие в шаговой доступности специализированной образовательной организации,
- в связи с тем, что их дети однажды тоже вырастут, то, ограничивая их общение только детьми со схожими особенностями развития, такие дети не получают опыта взаимодействия с людьми без особенностей и с другими особенностями развития, что во взрослом возрасте становится препятствием для успешного профессионального обучения и самореализации».
Инклюзивное образование за рубежом
Одним из лидеров в интеграции инклюзивного образования является Великобритания. Законами об образовании и законом «об особых образовательных потребностях и инвалидности» создана система SEN (Special Education Needs). Ребенок получает статус SEN в том случае, если имеет степень инвалидности или испытывает трудности в обучении. Существует несколько видов поддержки детей и подростков со статусом SEN: это обучение в отдельных, специально оборудованных школах или обучение в общеобразовательной школе, где детям предоставляют оборудование или педагогов.
В США образовательная система также взяла курс на инклюзивное образование. Государство дает школам свободу в выборе методов обучения детей с ограничениями здоровья. В связи с этим качество образования и уровень интеграции детей с ограничениями и без них напрямую зависит от штата, города и конкретного учреждения.
Более того, принятый в 2001 году законопроект NCLB (No Child Left Behind Act) устанавливает для всех школ жесткие показатели успеваемости учеников. Если учреждение не справляется с «нормой», правительство сокращает ей финансирование.
В Германии инклюзивное образование развито меньше. Всего 25% детей с ограничениями здоровья учатся в обычных школах. Остальные посещают специализированные учреждения. Администрация школы может через суд добиться перевода ребенка в спецшколу, если родители против.
В стране нет тенденций развития инклюзивного образования. Германия является страной с самым большим количеством спецшкол в Европе.
Илья Акимов, Анастасия Черемисина
Источник: www.kommersant.ru
Консультация «Что такое инклюзия»
Инклюзия в переводе – это включение. Инклюзивное образование – это специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий ребенку с ограниченными возможностями здоровья обучение в среде сверстников в общеобразовательном учреждении по стандартным программам с учетом его особых образовательных потребностей. Главное в инклюзивном образовании ребенка с ограниченными возможностями – получение образовательного и социального опыта вместе со сверстниками. Основной критерий эффективности инклюзивного образования является успешность социализации, введение в культуру, развитие социального опыта особенного ребенка наряду с освоением им академических знаний. Инклюзивное образование должно обеспечить равный доступ к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
На сегодняшний день одной из актуальных проблем является реализация инклюзивного подхода в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) в условиях дошкольного учреждения общеразвивающего вида.
Согласно современному подходу к образованию и социо–культурной политике в целом, право на образование принадлежит всем детям, включая детей — инвалидов независимо от причин инвалидности. Одним из процессов развития общего образования является инклюзивное образование, которое подразумевает доступность образования для всех, приспособление образования к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступность образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Инклюзивное образование в ДОУ, которое долгое время оставалось экспериментальной педагогической стратегией, в условиях нового времени становится оптимальным способом организации учебно-воспитательного пространства в детских садах, гарантирующим возможность реализации ряда приоритетных целей:
• обеспечение конституционного права граждан на получение качественного образования независимо от уровня психофизического развития;
• создание безбарьерной развивающей среды, в условиях которой дошкольники с особыми образовательными потребностями могут уверенно социализироваться, а их сверстники с нормальными показателями здоровья — учиться толерантности, открытости, уважительному отношению к инвалидам;
• оказание консультационно-практической помощи родителям, воспитывающим дошкольников с ОВЗ.
Инклюзивное образование в ДОУ — это нечто большее, чем просто совместное пребывание детей в едином учебно-воспитательном пространстве. Идея инклюзии в дошкольном образовании строиться на восьми базовых принципах, соблюдение которых является обязательным условием достижения поставленных педагогических целей: Ценность человека не зависит от его врожденных способностей и достижений.
Каждая личность способна чувствовать и думать. Каждый имеет право быть услышанным и высказывать свои мысли, переживания, умозаключения. Все люди нуждаются друг в друге. Каждый нуждается в дружбе и поддержке со стороны ровесников, советах наставников. Прогресс всех обучающихся скорее определяется как то, что люди могут делать, чем то, что не могут.
Разнообразие позволяет сделать все стороны человеческих взаимоотношений более полными. Подлинное образование может осуществляться только в рамках реальных взаимоотношений.
Плюсы инклюзивного образования :
Создание в детских садах специальных условий для воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Нахождение в условиях группы с детьми, с предоставлением воспитаннику необходимой психолого-педагогической поддержки профильными специалистами.
Дети с ОВЗ учатся общаться со сверстниками, чувствуют себя на равных с другими детьми. Интегрированное обучение позволяет активизировать силы детей с ОВЗ, настроить их на преодоление жизненных трудностей.
Подготовка педагогического коллектива к принятию детей с ОВЗ и создание таких условий обучения, которые являлись бы комфортными для всех детей и способствовали бы достижению максимального уровня развития, а также социальной реабилитации ребенка и его интеграции в общество.
Формирование в группе навыков толерантности, т. е. терпимости, милосердия, взаимоуважения.
Минусы инклюзивного образования :
К сожалению инклюзивное образование в России носит пока экспериментальный характер. Не хватает материально-технической базы для их обучения и специалистов.
Особенно хочется рассказать о детях с психоэмоциональным состоянием, которое часто близко к экстремальному, поэтому педагогами при работе с такими детьми используется метод «холдинга» (в переводе «держать, удерживать», разработанный американским психиатром Мартой Уэлч. Этот метод довольно-таки прост и состоит в том, что: первоначально ребенок находится с педагогом в конфронтации, что не должно пугать воспитателя, здесь главное – не пугаться крика, плача, взмахов руками, ногами, а иногда и и т. д. В таких случаях нужно попробовать его успокоить, глядя в глаза, дать понять, что его любят и переживают за его состояние. По истечении определенного времени ребенок начинает доверять педагогу, перестает сопротивляться, устанавливается контакт глазами, появляется улыбка. Постепенно, общаясь с воспитателем изо дня в день, ребенок разрешает себя обнять, подержать за руку и т. д., в связи с этим менять воспитателей, работающих с такими детьми, нельзя.
Эффективные педагогические приемы и методы для инклюзивного образования
Инновационные методы воздействия в деятельности педагога становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. Инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма. Логопедическое воздействие при устранении недоразвития речи преследует цель – научить детей связно, последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.
Немного подробнее о каждом из методов:
Артикуляционная гимнастика дается детям нелегко, отнимает много энергии, требует усидчивости и терпения. Прибавив к упражнениям немного игровой ситуации движения рук к движениям язычка и увлекая в мир Веселого Язычка, у ребят исчезает негативизм, связанный с необходимостью многократно повторять определенные артикуляционные уклады.
Важная роль отводится работе по развитию мелкой моторики и координации движений руки. Так как является важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.
Многообразные возможности песочной терапии способствуют более качественной коррекции речи и развитию эмоционально-волевой сферы.
Мнемотехника – это система приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Игры с цветными крышками. С помощью этого яркого, гигиеничного, наглядного материала знакомлю детей с понятиями основных цветов, сравнением величин, развиваю мелкую моторику рук и умение логически мыслить.
Театрализованная деятельность. С помощью разыгрывания сказок педагог может корректировать различные аспекты речевой деятельности.
Музыкотерапия – это лекарство, которое слушают. Лёгкая спокойная музыка во время коррекционных занятий успокаивающе действует на нервную систему, приводит в равновесие процессы возбуждения и торможения.
Ниткография — выкладывание с помощью шнурка или толстой нити контур. Этот приём можно считать одним из методов развития не только познавательной, но и речевой активности.
В инклюзивном образовании нет единой общепринятой классификации методов обучения. В дошкольной коррекционной педагогике принята классификация, в основу которой положены основные формы мышления, определяющие характер способов деятельности детей с ОВЗ в процессе обучения. К таким формам относятся наглядно-действенное и наглядно-образное мышления. В связи с этим главными методами обучения дошкольников с ОВЗ являются практические, наглядные, словесные, игровые методы. Следует напомнить, что все эти методы в реальном процессе обучения используются в совокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно.
Познавательная и практическая деятельность на занятиях может быть организована на основе наглядного показа соответствующих предметов и явлений. К группе наглядных методов обучения относятся наблюдение, демонстрация наглядных пособий (предметы, картины, диафильмы, слайды, видеозаписи, компьютерные программы)
Практические методы обучения — это такие методы, с помощью которых педагог придает познавательной деятельности детей, усвоению новых знаний, умений практический характер.
Достоинство игровых методов обучения заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью.
Использование активных методов обучения и воспитания при работе с детьми с ОВЗ особенно важно, т. к. у данной категории детей отмечается низкий уровень познавательной активности, незрелость мотивации к познавательной деятельности, сниженная способность к приёму и переработке информации, недостаточная сформированность операций анализа, сравнения, синтеза, отвлечения и обобщения.
Такие методы, как «Подарки», «Комплименты», «Здороваются носики», помогут нам начать деятельность, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в группе.
Следующий пример активного метода – это презентации учебного материала. Можно использовать такой метод, как «Цветик-семицветик». В процессе деятельности воспитателю регулярно приходится сообщать новый материал.
Данный метод позволят нам сориентировать детей в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом. На информационную доску прикрепляется «Цветик-семицветик». В центре его указывается название темы. Каждый лепесток цветка заполнен, но закрыт.
Открывая лепесток, дети узнают, что произойдет с ними, какое задание им нужно выполнить. В ходе совместной деятельности используется такой активный метод, как релаксация. Цель данного метода – повысить уровень энергии в группе и сбросить излишнюю напряженность, возникшую во время занятия. Как правило, это может быть физкультминутка, подвижная игра.
Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Комплексы упражнений включают в себя: растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию и массаж.
Активные методы рефлексии.
На логопедических занятиях при работе с детьми с ОВЗ наиболее часто используется рефлексия настроения и эмоционального состояния.
Широко используется приём с различными цветовыми изображениями.
У ребенка две карточки разного цвета. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце занятия. В данном случае можно проследить, как меняется эмоциональное состояние ребенка в процессе занятия.
«Дерево чувств» – ребенку предлагается повесить на дерево яблоки красного цвета, если он чувствует себя хорошо, комфортно, или зелёного, если ощущает дискомфорт.
«Море радости» и «Море грусти» – пусти свой кораблик в море по своему настроению.
Рефлексия окончания логопедического занятия. Наиболее удачным на сегодняшний момент считается обозначение видов заданий или этапов занятия картинками (символами, различными карточками и т. д., помогающими детям в конце занятия актуализировать пройденный материал и выбрать понравившийся, запомнившийся, наиболее удачный для ребёнка этап занятия, прикрепив к нему свою картинку.
Жестово-образные игры представляют собой синтез ритма, движения, слова, голоса, мелодии. Именно это сочетание объясняет их особую эффективность в работе с глубоко аутичными детьми.
Применение активных методов и приёмов обучения повышает познавательную активность детей, развивает их творческие способности, активно вовлекает воспитанников в образовательный процесс, стимулирует их самостоятельную деятельность, что в равной мере относится и к детям с ОВЗ.
Таким образом, инклюзивное образование обеспечивает максимальную социализацию детей с ОВЗ в соответствии с индивидуальными психофизическими возможностями каждого ребёнка; формирует у всех участников образовательной деятельности таких общечеловеческих ценностей, как взаимное уважение, толерантность, осознание себя частью общества, предоставляет возможности для развития навыков и талантов конкретного человека, возможность взаимопомощи и развития у всех людей способностей, необходимых для общения.
Список использованной литературы:
1. Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Под редакцией Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой. М. ; МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
2. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья Чернухин О. А. Издательство: Немо Пресс, 2007.
3. Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду. Выпуск 4. Москва. Центр «Школьная книга», 2011.
Публикации по теме:
Консультация «Что такое пластилинография?» Пластилинография — это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе,.
Фотоотчет о проведении региональной педагогической мастерской «Инклюзивное образование и личностная инклюзия» Все большую актуальность в современном обществе и образовательном пространстве приобретает проблема инклюзивной практики и интеграции детей.
Консультация для педагогов «Что такое сотрудничество» Сотрудничество – это совместная работа нескольких человек, направленная на достижение общих целей. Сотрудничество создает условия для позитивного.
Консультация для педагогов «Что такое вебинар?» Общаясь с друзьями и коллегами по цеху, пришла к выводу, что многие интересуются такой формой общения и обучения как вебинар, но не все.
Консультация для педагогов ДОУ «Что такое логоритмика» ЛОГОРИТМИКА В ДЕТСКОМ САДУ Музыка, слово и движение – это три кита, на которых основывается гармоничное психическое, интеллектуальное и.
Консультация для родителей «Что такое дружба?» «Что такое дружба?» — такой вопрос очень часто можно услышать от дошкольников. Каждый из нас наверняка знает определение этого слова, но.
Консультация для родителей «Что такое осень?» Консультация для родителей «Что такое осень?». Осень, переходный сезон, в это время природа очень быстро меняет. Сначала появляются яркие.
Консультация для родителей «Что такое внимание?» . Жил человек рассеянный На улице Бассейной. наверно многие помнят это стихотворение С. Маршака. Как часто наши дети похожи на такого.
Методические рекомендации по итогам РПМ «Инклюзивное образование и личностная инклюзия» По итогам региональной педагогической мастерской были разработаны методические рекомендации по проблемам инклюзивного образования, интеграции.
Консультация «Что такое лэпбук» На сегодняшний день в России лэпбуки стали достаточно популярны. Педагоги со всех уголков нашей страны принялись за творчество: «Лэпбук.
Источник: www.maam.ru