Инклюзивная программа в музее что это

В Международный день благотворительности о Центре музейной инклюзии рассказывает Ирина Донина – заведующая отделом Образовательных программ и музейной педагогики Государственного музея истории религии. ГМИР уделяет большое внимание вовлечению в музейную среду посетителей с самыми разными физическими возможностями и делится опытом реализации специальных программ.

Инклюзия в школе и музее

Почему инклюзия в социокультурных учреждениях идет успешнее, чем в образовательных? Вероятно, потому, что музей – психологически комфортная площадка, а мнение посетителя об экспонатах не оценивается по жесткой шкале «правильно/неверно». Что следует делать, чтобы раскрыть имманентную «инклюзивность» музея?

Три кита музейной инклюзии – доброжелательность, интерпретация и открытость.

  • Доброжелательность персонала – желание и готовность каждого сотрудника быть полезным любому посетителю.
  • Интерпретация коллекции – умение музейного педагога передать культурологическое сообщение на понятном и доступном для целевой аудитории языке.
  • Открытость музея – его физическая доступность и предложение использовать дублирующие каналы восприятия музейного месседжа (например, с помощью экспозиции тактильного доступа).

Каждый музей в той или иной форме включает в свою деятельность инклюзивные элементы. Полным включением можно считать взаимодействие на музейной экспозиции посетителей с самыми разными возможностями. При таком подходе представление о возможностях инклюзии расширяется. Интересно, что в отечественной практике в абсолютном большинстве случаев инклюзивный подход предполагает работу с инвалидами, а не с другими миноритарными группами. Однако принципы инклюзии в музейном пространстве можно использовать при взаимодействии и с другими категориями посетителей, например, с людьми с миграционным опытом.

Инклюзивная культура и практики развития инклюзивной среды. Владимир Плехов на Форуме труда 2022

Занятие на экспозиции ГМИР с учащимися ГБОУ Школа № 131 Красносельского района Санкт-Петербурга для детей с ментальными нарушениями в рамках проекта «Открытая территория». Куратор Бакиева Д. А.

В широком смысле под инклюзией понимается включение в активную социальную жизнь всех категорий людей, независимо от их особенностей. В образовательной сфере инклюзия существует наряду с интеграцией и сегрегацией. Инклюзия подразумевает, с одной стороны, изменение социокультурной среды, трансформацию ее в среду, доступную для всех, обеспечение специальных условий для каждого; с другой стороны, поиск и использование новых форм работы.

Инклюзивный подход в образовании, закрепленный в законодательной базе Российской Федерации, имеет свои плюсы и минусы, своих сторонников и противников. По мнению ряда экспертов, применение инклюзивного подхода может ограничивать право на образование в системе специального обучения, а также нарушать культурную и социальную общность лиц с ограниченными возможностями здоровья*. В то же время, практическое применение инклюзивного ресурса в образовании предоставляет большие возможности и открывает новые перспективы для социального развития общества.

Что такое инклюзивный музей?/ What is the inclusive museum?

* Anastasiou D. A social constructionist approach to disability: implications for special education / D. Anastasiou, J.M. Kauffmann // Freepatentsonline.com. – Электрон. дан. – New York, 2011. – Режим доступа: http://www.freepatentsonline.com/article/Exceptional-Children/252289585.html. – Загл. с экрана.

В последнее время идея инклюзии довольно активно используется также в учреждениях социокультурного профиля, в частности, в театрах и музеях. Вопросы, связанные с инклюзивной деятельностью музеев, впервые нашли отражение в работах профессора Сандэлла*, который возглавлял Школу музейных исследований Лестерского университета.

* Sandell R. Museums as agents of social inclusion// Museum Management and Curatorship. 1998. vol. 17(4). рр. 401-418.; Dodd J., Sandell R. Including Museums: Perspectives on Museums, Galleries, and Social Inclusion. Leicester: RCMG. 2001. 122 р.; Sandell R. Social inclusion, the museum and the dynamics of sectorial change// Museum and Society. 2003. vol. 1(1). рр.

45-62.

Центральное для работ Сандэлла – представление о музеях как агентах социальной инклюзии, которые могут выступать в качестве инструментов социальной регенерации. По мысли ученого, социальная инклюзия в музее может иметь, во-первых, формы специальных программ, направленных на взаимодействие с трудными подростками, представителями этнических меньшинств, людьми с ограниченными физическими или психическими возможностями. Во-вторых, музеи могут стимулировать широкие социальные изменения, воздействуя на общественное мнение, чтобы преодолеть негативные стереотипы и образы. Интересно, что в отечественной социокультурной практике в абсолютном большинстве случаев инклюзивный подход предполагает работу с людьми с инвалидностью.

Центр музейной инклюзии

Инклюзивные программы проводятся в Государственном музее истории религии с 2012 года. Центр музейной инклюзии был сформирован в 2016 году на базе Отдела образовательных программ и музейной педагогики.

Цель деятельности Центра – вовлечение лиц с инвалидностью в социум музейными средствами и формирование в обществе адекватного отношения к инвалидам. Основные задачи, которые мы ставим перед собой и успешно решаем:

  • работаем в качестве методического центра по вопросам создания доступной музейной среды;
  • обеспечиваем музей материальными и кадровыми ресурсами, чтобы постоянно повышать качество взаимодействия с лицами, имеющими инвалидность;
  • освещаем нашу деятельность, публикуя статьи в периодических изданиях профильной направленности;
  • организуем, проводим и участвуем в конференциях и других мероприятиях, посвященных вопросам создания доступной среды;
  • обучаем персонал музея принципам и правилам взаимодействия с посетителями, имеющими инвалидность;
  • создаем пул волонтеров для поддержки программ социокультурной направленности;
  • разрабатываем и реализуем программы социокультурной направленности по работе с инвалидами.

Программа «Светлый мир»

Программа действует с 2012 года. Целевая аудитория, с которой мы работаем, – слабовидящие дети младших классов коррекционной школы-интерната № 2 и ученики общеобразовательной школы № 232. Куратор программы – научный сотрудник Т. Е. Лузе. Партнеры проекта: Центр инклюзивного развития «Границ нет» и Санкт-Петербургская государственная библиотека для слепых и слабовидящих.

Занятие из цикла «Светлый мир». Куратор Лузе Т. Е.

Включение детей-волонтеров в музейную программу для слабовидящих – достаточно сложный процесс. Он невозможен без объединения усилий широкого круга специалистов и состоит из трех этапов. На первом этапе специалисты Центра инклюзивного образования «Границ нет» проводят обучение волонтерской аудитории, необходимое для взаимодействия со слабовидящими. Одновременно сотрудники школы-интерната на своей площадке готовят группу с сенсорными нарушениями и выявляют область возможных затруднений при посещении музея.

На втором этапе включаются музейные специалисты. В музее проводится встреча с волонтерами. Занятие состоит из образовательной и тренинговой составляющих. Волонтеры выбирают на экспозиции экспонаты, как соответствующие потребностям слабовидящей аудитории, так и неудачные с этой точки зрения.

На этом этапе сотрудники музея выезжают в школу-интернат, где проводят пропедевтическое занятие и представляют презентацию музейных предметов. Этим обеспечиваются равные возможности для восприятия музейной информации всеми участниками.

Третий этап – встреча в музейном пространстве. Аудитория участников проекта объединяется в пары «волонтер – слабовидящий». Волонтер выступает как связующее звено между педагогом, музейной экспозицией и слабовидящим сверстником. При создании инклюзивной среды преимущества от общения получают все участники процесса. Об этом говорят результаты мониторинга: степень подверженности фобиям и предубеждениям по отношению к лицам с ОВЗ у волонтеров ниже, чем у их сверстников, не принимавших участие в программе.

Читайте также:
Behaviorauth что это за программа

Программа «Светлый мир» – победитель XV Международного фестиваля «Интермузей – 2013» в номинации «Музей для всех» и обладатель Почетного диплома жюри ежегодного конкурса «Музейный Олимп – 2015» в номинации «Музей – детям».

Программа «Голос Муз и Я»

Программа адресована неслышащим детям младшего и среднего школьного возраста. Реализуется с 2015 года, куратор – научный сотрудник Ю. В. Вдовиченко. Цель программы – преодоление отношенческих и средовых барьеров. В этом случае инклюзивная составляющая музейного ресурса помогает:

  • активно использовать русский жестовый язык и дактильную азбуку (в отличие от процесса преподавания в школе глухих, где использование этих средств минимизировано);
  • включать глухого в активный диалог с помощью жестового языка;
  • осуществлять переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению;
  • формировать абстрактные понятия на базе жеста.

Фрагмент занятия по программе для детей с нарушениями слуха «Голос Муз и Я». Куратор Вдовиченко Ю. В.

Разработана трехступенчатая адаптивная программа, построенная в соответствии со школьным курсом истории для специальных образовательных учреждений. Она включает пропедевтические занятия на базе школы, встречи на экспозиции, закрепляющие занятия. Волонтеры программы – слышащие воспитанники Юкковской школы-интерната, которые на базовом уровне владеют русским жестовым языком. В рамках программы создан первый в музеях Санкт-Петербурга видеогид на русском жестовом языке для глухих и слабослышащих посетителей.

Программа «Голос Муз и Я» – обладатель Диплома конкурса «Музейный Олимп – 2016» в номинации «Музей – детям».

Досуговый центр для слепоглухих людей «Прямой контакт»

Действует на базе ГМИР с 2015 года. Куратор – заведующая отделом И. Н. Донина. Музей истории религии стал первой и до настоящего времени пока единственной на северо-западе музейной площадкой, объединяющей на систематической основе слепоглухих людей. Организационное оформление произошло благодаря Фонду поддержки слепоглухих «Со-единение», который предоставил адресную базу и финансовые средства.

Слепоглухота – комплексное сенсорное нарушение, одновременное ослабление зрения и слуха. Это требует специальных методов трансляции культурологического сообщения. Прежде всего, это подлинные экспонаты из научно-вспомогательного фонда и язык общения. Тотально слепоглухим информация передается дактилированием. Также мы используем русский жестовый язык.

ГМИР инклюзия.20f393ed733970e1751c73d332be196e.jpg

Цель проекта – преодоление экзистенциальной резервации слепоглухих людей музейными средствами. Для этого мы проводим ежемесячные тематические встречи на экспозиции музея, на площадках партнеров и в городской среде. Освоение городской среды предполагает изучение квартала, в котором находится музей, а выбор маршрутов по городу обусловлен тематикой нашего музея. Слепоглухие побывали в культовых сооружениях города – в Дацане, Синагоге, известных христианских храмах Санкт-Петербурга и пригородов. Проект «Досуговый Центр для слепоглухих людей “Прямой контакт”» стал обладателем Диплома финалиста Международного фестиваля музеев “Интермузей – 2019» в номинации «Лучший проект, направленный на социальное взаимодействие».

Ресурсные составляющие Центра музейной инклюзии:

  • экспонаты из Научно-вспомогательного фонда;
  • компетенции и опыт сотрудников музея;
  • спонсорская помощь;
  • деятельность Экспертного совета;
  • пул музейных волонтеров;
  • пространство «Начало начал» с экспозицией тактильного доступа.

Проект «Центр музейной инклюзии ГМИР» – обладатель Диплома финалиста XVIII Международного фестиваля музеев «Интермузей – 2016» в номинации «За лучший проект по работе с людьми с ограниченными возможностями и особенностями развития, а также с лицами, входящими в «группу риска» по социально-экономическим показателям».

Ирина Николаевна Донина – кандидат культурологии, заведующая отделом Образовательных программ и музейной педагогики Государственного музея истории религии

Фотографии предоставлены организаторами

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Источник: spbcult.ru

Проект «Инклюзивный музей»

Миссия проекта заключается в развитии лучших практик социализации и творческой реабилитации людей с инвалидностью музейными средствами, а также в формировании в музеях доступной среды. Музей – особое место, которое объединяет культурно-историческое наследие и многогранный опыт экспертов, привлекает различные аудитории и расширяет свои социально-образовательные функции. Являясь одним из наиболее посещаемых учреждений культуры, он способен стать примером доступного пространства. Проект аккумулирует уже известные практики проведения инклюзивных программ в музеях, разрабатывает обучающие программы и материалы для сотрудников (видеоролики, методические рекомендации и вебинары) и стремится привлечь внимания широкой публики к пониманию социальной инклюзии людей с инвалидностью.

Фокус 2017 года: посетители с особенностями ментального развития

Данное направление реализуется с 2017 года. Командой проекта разработаны обучающие анимационные ролики, буклеты с рекомендациями по взаимодействию с детьми с особенностями ментального развития, брошюра с ответами музейных экспертов на распространенные вопросы, а также проведены вебинары по пониманию инвалидности, принципам взаимодействия и организации музейных программ для людей с особенностями развития. Кроме того, команда проекта систематические проводит тренинги, практические семинары и круглые столы для поиска решений актуальных задач в данной области.

Данное проектное направление призвано помочь российским музеям в создании доступной и инклюзивной среды для глухих и слабослышащих посетителей. Для улучшения текущей ситуации основной целью поставлено обучение музейных сотрудников работе с глухими и слабослышащими посетителями с учетом их коммуникативных особенностей и потребностей.

  • Распространение в музейной среде тематических роликов и рекомендаций по взаимодействию с детьми с инвалидностью и организации инклюзивных программ в музеях;
  • Проведение вебинаров по пониманию инвалидности и работе с детьми с особенностями развития с участием экспертов профильных организаций;
  • Консультации для музейных специалистов по созданию инклюзивных программ;

Всероссийская инклюзивная акция «Музей для всех!» . В эти дни музеи предложат инклюзивные программы для людей с инвалидностью, их семей, друзей и всех желающих.

На официальном сайте проекта «Инклюзивный музей» вы можете больше узнать о методических материалах, об этапах и партнерах проекта. Особое место занимает раздел «Материалы проекта», в котором размещена базовая информация о специфических особенностях, принципах коммуникации, взаимодействии, а также способах работы с людьми с инвалидностью.

Источник: icom-russia.com

Музейная инклюзия — это портал в будущее, где люди будут сопереживать друг другу

Музейный парад проекта «Лучше вместе» в Государственной Третьяковской галерее. Фото: Государственная Третьяковская галерея

Инклюзия вовсе не узкая социальная тема. Сегодня в этой области сосредоточены высококвалифицированные кадры, щедрые грантовые пожертвования, активная государственная помощь, и, как результат, именно здесь происходят поразительные трансформации

Инклюзия (от англ. inclusion — «присоединение») — это включение в активную жизнь людей, по каким-то причинам из нее исключенным: беженцев, мигрантов, детей в сложной жизненной ситуации, представителей этнических меньшинств, но в первую очередь тех, кто имеет ограничения физических возможностей, в том числе инвалидность, или ментальные особенности. Применительно к музеям это, во-первых, создание безбарьерной среды (да-да, рутинная и во многих случаях дорогостоящая работа по обустройству пандусов, лифтов, туалетов в наших музеях, не приспособленных к разнообразной публике), во-вторых, разработка специальных программ для специальных посетителей, и, в-третьих, перестройка сознания всего музейного коллектива.

Здоровые люди подчас даже не представляют себе, как случайное слово может задеть человека с особенностями.

«Мы боремся за терминологию, — рассказывает Анастасия Овчаренко, возглавляющая отдел инклюзии в Государственном историческом музее. — Мы не говорим „инвалид“ — мы говорим „посетитель с инвалидностью“, „человек с синдромом Дауна“. Мы имеем дело с людьми, а не с их диагнозом. Мы не устаем объяснять эти тонкости персоналу — всем, от службы безопасности до кассиров и администраторов. Часто бывает, что музейные сотрудники об этом забывают, но я хожу и поправляю».

Читайте также:
Установщик пакетов что это за программа и нужна

Инсталляция «Синий лес» художников с особенностями развития из мастерских «Окоем» украсила благотворительную выставку #ВМЕСТЕ во Всероссийском музее декоративного искусства. Фото: Всероссийский музей декоративного искусства

Инсталляция «Синий лес» художников с особенностями развития из мастерских «Окоем» украсила благотворительную выставку #ВМЕСТЕ во Всероссийском музее декоративного искусства.

Фото: Всероссийский музей декоративного искусства

«Это наша коллективная ответственность — оказывать посетителям с особенностями необходимую не помощь даже, а поддержку, — говорит Мария Сарычева, ответственная за инклюзию в Государственной Третьяковской галерее. — Я бы хотела это подчеркнуть: мы никого не спасаем — мы лишь помогаем реализовать право на доступ в музей. И наша работа — не геройство, а рутина. Вопрос „понадобится ли вам миска с водой для собаки-поводыря?“, которым администратор музея встречает слабовидящего посетителя, должен звучать буднично. Но мы проделали большую работу, чтобы этот вопрос в арсенале наших сотрудников появился».

История вопроса

Существуют медицинский и социальный подходы к инвалидности. Медики имеют дело с нашим бренным телом, они сфокусированы на болезнях. Социальное же понимание инвалидности (и тут есть специальный английский термин — social model of disability) связано с общественным мнением. Дело не в диагнозах, а в среде — в нежелании общества замечать людей с медицинскими проблемами. Инвалидность — это форма социального неравенства.

Одно из мероприятий программы, подготовленной ГМИИ им. А.С.Пушкина к Всемирному дню людей с синдромом Дауна. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Одно из мероприятий программы, подготовленной ГМИИ им. А.С.Пушкина к Всемирному дню людей с синдромом Дауна.

Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Как объясняет Евгения Киселева из Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, в России тема инклюзии стигматизирована еще с советских времен. Во всем же остальном мире движение за права людей с инвалидностью началось вскоре после Второй мировой войны. И понятно почему. С фронта вернулось много солдат с увечьями.

Именно тогда возникла идея универсального дизайна — того, что позже назовут безбарьерной средой. В 1970-е годы люди с особенностями добились права на образование, доступ к спорту и культуре и прочим благам цивилизации. В 1990-е в США приняли ADA — закон, запрещающий дискриминацию по признаку инвалидности.

В 2008-м ООН приняла Конвенцию о правах инвалидов, и на сегодняшний день к ней присоединилось 184 государства, в том числе Россия. Десять лет назад в нашей стране стартовала программа «Доступная среда». В 2016-м был издан приказ «О доступности учреждений культуры», и то, что раньше было инициативой на местах, стало обязательным по закону. «Государство наконец-то посчитало инклюзивную работу, в том числе в музеях, важной, а не каким-то чудачеством разных сострадальцев, — говорит Евгения Киселева. — И если раньше музейная экскурсия для слепых или глухих проводилась с личного разрешения директора, то сейчас мы пытаемся сделать это обычной практикой».

Движение за равные музейные возможности

Отделы, занимающиеся инклюзивными программами, появились в московских музеях лет пять-шесть назад. Первым был Музей современного искусства «Гараж», и он до сих пор в авангарде инклюзивных практик. В 2016-м в ГМИИ создали вначале рабочую группу «Доступный музей», а потом и целый отдел междисциплинарных проектов.

Его финансирование полностью взял на себя филантроп Александр Светаков. В 2021 году его Благотворительный фонд «Свет» запустил грантовую программу «Без исключения» и раздал дюжине московских музеев 50 млн руб. на инклюзию.

В Третьяковской галерее соответствующее подразделение появилось только в ноябре 2021 года, хотя детский центр музея занимается детьми с особенностями уже лет 30 и накопил в этой области колоссальный опыт. Нестандартные пути ищет Музей русского импрессионизма; истинные подвижники инклюзивных программ работают в Государственном музее-заповеднике «Царицыно» (там проводят фестиваль «Люди как люди»); конференция про инклюзию прошла в 2021 году в арт-парке «Никола-Ленивец»; Политехнический музей анонсировал программу «Разные люди — новый музей»; выставку «Незримое искусство. Расширяя границы возможного» (2021) показал Государственный Эрмитаж; в Музее Москвы сделали выставку «Истории, которых не было» (2021) — ее участниками стали люди с инвалидностью. Объемные макеты картин, предназначенные для тактильного восприятия, можно увидеть в ГИМе, в Серпуховском историко-художественном музее, в Государственном историко-художественном музее «Новый Иерусалим» и других местах. Движение за равные музейные возможности стало воистину всероссийским, в него включились даже региональные институции, чьи бюджеты несопоставимы со столичными.

Музей современного искусства «Гараж» объединяет опыт российских и зарубежных институций и специалистов в области инклюзии. Фото: Музей современного искусства «Гараж»

Музей современного искусства «Гараж» объединяет опыт российских и зарубежных институций и специалистов в области инклюзии.

Фото: Музей современного искусства «Гараж»

Инклюзия — то направление, под которое сегодня можно получить государственную и частную поддержку. Благотворительный фонд Владимира Потанина и фонд «Искусство, наука и спорт» Алишера Усманова, ВЭБ, мэр Москвы, Министерство культуры РФ и другие организации охотно дают деньги на обустройство лифтов, пандусов и подготовку экскурсоводов, знающих жестовый язык.

Нередко за созданием инклюзивных программ стоят личные истории.

У кого-то из музейных сотрудников родители глухие, у других — дети с аутизмом, у третьих дети, наоборот, вырастают, выучиваются на клинических психологов по работе с людьми в спектре аутизма и инициируют в музеях образовательные программы. В любом случае в музейной инклюзии почти все делается на совесть, не для галочки. Здесь много волонтеров и царит неподдельный энтузиазм. Редко какая работа способна приносить такое моральное удовлетворение. Инклюзия — это передовая гуманизация музейной и, шире, общественной жизни, портал в то будущее, о котором мы все мечтаем, где будут слышать и уважать слабых и где люди будут сопереживать и помогать друг другу.

Вместо итога

Инклюзивных музейных программ так много, что рассказать о них в одном обзоре невозможно. Но специалистов в этой области пока явно не хватает. Они друг друга знают, у них есть совместные чаты в социальных сетях, они регулярно собираются на конференции и круглые столы, так что изобретения одних очень быстро становятся известны всем. На повестке дня — включение людей с особенностями в рабочую жизнь музеев, приглашение их в качестве волонтеров, экспертов, помощников. Благодаря этой работе музеи действительно становятся чем-то большим, чем кладбища искусства, — экспериментальными площадками новой этики.

Музей русского импрессионизма

Тактильная панель с картиной Алексея Моргунова на выставке в Музее русского импрессионизма. Фото: Музей русского импрессионизма

Тактильная панель с картиной Алексея Моргунова на выставке в Музее русского импрессионизма.
Фото: Музей русского импрессионизма

Отвечающая за просветительские и инклюзивные программы Музея русского импрессионизма Елена Шарова получила диплом института «Реа­комп» по гранту Сергея Собянина и проводит тифлоэкскурсии для посетителей с нарушением зрения. «За год до пандемии на выставку „Место под солнцем. Беньков/Фешин“ приходило по две-три группы в неделю, — вспоминает Елена Шарова. — Туристы приезжали со всех регионов. Запрос на подобного рода музейные услуги колоссальный». Всего же за 2019 год сюда пришло порядка тысячи посетителей с разными формами инвалидности.

Музей устанавливает тактильные копии картин и одним из первых сделал видеогид на жестовом языке. Ноу-хау команды — ольфакторное (парфюмерное) сопровождение выставок. Оно подбирается совместно с парфюмерами; для нескольких проектов ароматы создавал Тимур Солодов из Nōse perfumes. Впервые такой подход применили в 2018-м на выставке «Жены». С тех пор ароматы — неотъемлемая часть всех выставочных проектов музея.

«Главный наш принцип заключается в том, что инклюзия не благотворительность, а норма, — говорит Елена Шарова. — Посетители могут быть самыми разными: дети и взрослые с ментальными особенностями, мамы с младенцами, гости на инвалидной коляске или с опытом психического заболевания, — и все они интересуются искусством и имеют право прийти в любое учреждение культуры».

Читайте также:
Сотрудничество по программе лояльности что это

Третьяковская галерея

Занятия в студии Третьяковской галереи способствуют творческому развитию людей с ментальными особенностями. Фото: Третьяковская галерея

Занятия в студии Третьяковской галереи способствуют творческому развитию людей с ментальными особенностями.

Фото: Третьяковская галерея

Куратор инклюзивных проектов ГТГ Алла Орлова занимается с людьми с синдромом Дауна и расстройством аутистического спектра с 2013 года. Но вообще-то в Третьяковской галерее посетителей с особыми потребностями привечают с 2000-х. Первопроходцем была Елена Герасимова, работавшая со слабовидящими и полностью слепыми детьми.

«Моя старшая дочь — психолог в Центре лечебной педагогики „Особое детство“. Она стала инициатором создания первой группы для ребят с расстройством аутистического спектра в студии ГТГ, — рассказывает Алла Орлова. — Без ее профессиональной поддержки и заинтересованности я бы никогда не отважилась на такой эксперимент.

На сегодняшний день в студии занимается 44 особых художника от 11 до 45 лет. В каждой группе 5 человек. Во время занятий мы с ними ходим по залам музея, анализируем произведения, они учатся справляться с сенсорной перегрузкой, находиться среди большого количества людей, фокусироваться на искусстве.

Потом мы выполняем творческие задания в разных техниках и материалах (гуашь, глина, бумага, мозаика, ткань и прочее), что дополнительно развивает сенсорные возможности. Для многих творчество — единственный способ выразить себя. Эти занятия важны не только ребятам, но и музею: делая удобно, дружелюбно для них, мы заботимся обо всех посетителях».

Каждый год Третьяковская галерея проводит отчетные выставки, приуроченные к Международному дню человека с синдромом Дауна (21 марта) и Всемирному дню распространения информации о проблеме аутизма (2 апреля). По итогам этой работы в 2019-м издали книгу «Добрый музей». Известный дизайнер Евгений Корнеев сделал ее макет бесплатно. В 2021 году книга получила приз на конкурсе «Каталог года. Музеи, галереи, выставки» в Ярославле.

«В 2021-м студия поставила театрально-музыкальный спектакль по мотивам книги „Сказка о русской императрице Елизавете Петровне и граде Москве“, которую написала доктор искусствознания Людмила Маркина, — рассказывает Алла Орлова. — Костюмы из бязи, крафта, кружев по моде XVIII века нам сшили студенты Московского художественно-промышленного института. В день премьеры наши дети в костюмах под музыку прошлись по залам к портрету Елизаветы Петровны, и все посетители музея смотрели на них с восхищением, а родители не могли сдержать слез. Как сказала одна мама, только ради этого счастливого дня надо было бороться за жизнь своего ребенка, когда ей предлагали от него отказаться».

В Третьяковской галерее накоплен такой опыт, что Фонд Потанина выделил музею средства на приспособление целого особняка в Замоскворечье под творческие мастерские. Там смогут заниматься как люди с нарушениями развития, так и остальные — все будут на равных.

Кроме того, в музее уже два года работает координатор программ доступности Мария Сарычева. Ее зона ответственности — многочисленные здания и филиалы ГТГ, которые надо приспосабливать для всех. Это колоссальная, рассчитанная на годы работа. «Наш отдел разрабатывает инклюзивные программы, решает вопросы доступности и составляет проекты на перспективу, — рассказывает Мария Сарычева. — Наша задача шире, чем просто ремонт, — мы формируем инклюзивную культуру. У нас в отделе 3 человека, а в рабочей группе — 30 специалистов из разных музейных подразделений».

Из недавних достижений — открытый в январе 2022 года Музей Павла и Сергея Третьяковых. Его экспозиция с самого начала адаптирована для людей с особенностями, подготовлен видеогид на жестовом языке. Над созданием музея работал пул экспертов, в том числе куратор Алена Левина, которая пользуется инвалидной коляской, и историк Виктор Паленный, начальник отдела печати и информации управления социальной политики и реабилитации Всероссийского общества глухих. Помимо прочего, Паленный хранит архив Общества глухонемых, попечителем которого когда-то был Павел Третьяков.

ГМИИ им. А.С.Пушкина

В Пушкинском музее работа со специализированными группами ведется уже много десятилетий. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

В Пушкинском музее работа со специализированными группами ведется уже много десятилетий.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

«В первый год мы сталкивались с вопросами обычных посетителей типа „А зачем незрячим тактильные картины — они же не поймут, что хотел сказать Рембрандт?“, — рассказывает Евгения Киселева, руководитель отдела междисциплинарных проектов. — На что хотелось ответить: „А вы сами-то понимаете, что Рембрандт сказал?“ Кто-нибудь из нас вообще может претендовать на 100%-ное понимание художника или мы редуцируем все варианты смыслов до двух-трех общепринятых? Музей — то место, где есть разнообразие мнений и способов восприятия».

В ГМИИ работа со специализированными группами велась с 1970-х годов. Например, слабослышащим посетителям просто давали самого громкого экскурсовода (обычно это был Алексей Савинов). С 2008-го с особенными детьми занималась специалист по арт-терапии Мария Дрезнина.

Сейчас экскурсии на жестовом языке проходят каждую пятницу, также есть занятия для семей, в которых родители — глухие, а дети слышат. «Глухие — как иностранцы, носители другого языка, они себя ущемленными не считают», — комментирует Евгения Киселева, которая сама выучила жестовый язык и водит такие экскурсии. Совместно с Московским государственным лингвистическим университетом им. Мориса Тореза музей работает над расширением жестового вокабуляра, в котором до недавнего времени не было искусствоведческих терминов.

В фокусе внимания ГМИИ — взрослые инвалиды. Если детей с особенностями в России еще более-менее опекают, то, как только человек достигает совершеннолетия, его вычеркивают из социальной жизни, он оказывается в изоляции. Музей прицельно ищет художественно одаренных людей с особенностями (в мире их объединяют в направление outsider art) и сейчас готовит книгу их произведений, созданных на основе переосмысления музейного опыта.

«Гараж»

Платформа «Музей ощущений» действует онлайн и физически. Фото: Музей

Платформа «Музей ощущений» действует онлайн и физически.
Фото: Музей

В феврале нынешнего года в «Гараже» прошла 7-я ежегодная конференция «Музей ощущений», посвященная инклюзии. Она собрала полсотни специалистов со всей страны. Участникам вручали бейджи, сделанные по дизайну особенных художников — в музее существует такое вот дизайн-бюро. Здесь вообще заинтересованы в том, чтобы от развлечения посетителей переходить к совместной с ними работе.

«Гараж» последовательно проводит ревизии еще не затронутого культурой (и инклюзивными программами) населения. В планах — экскурсии на таджикском, узбекском, киргизском и других средне­азиатских языках для трудовых мигрантов.

«Отдел инклюзивных программ „Гаража“ — один из самых больших в стране, в нем работает шесть человек, — рассказала координатор этого направления Людмила Лучкова. — В этой области мы играем роль объединяющей площадки и мозгового центра. Мы думаем на перспективу: в каком направлении будет развиваться инклюзия через пять-десять лет? может ли музей брать на себя этическую функцию и решать вопросы социальной справедливости? способны ли мы, включив людей с особенностями в разработку наших программ, дать им опыт для карьерного роста?»

Чтобы прояснить будущее инклюзии, «Гараж» поинтересовался у посетителей с особенностями, что будет в музее после пандусов. И получил ответ: «Панды!» Ответ так понравился, что из него сделали слоган конференции.

Источник: www.theartnewspaper.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru