Инклюзивная программа что это

Инклюзия. Описание вариантов адаптивных программ.
статья по логопедии (1, 2 класс)

Инклюзивное образование в школах можно встретить все чаще и чаще. С каждым годом совершенствуется нормативная база, которая определяет особенности обучения детей с ОВЗ. Указанные нормативные акты являются основополагающими при разработке АООП для детей с ОВЗ.

В зависимости от проблем, которые испытывает ребенок, ПМПК определяет для каждого ребенка индивидуальный вариант обучения. Чем отличаются варианты обучения друг от друга? Что означает кодировка в рекомендациях ПМПК для обучающегося с ОВЗ? С такими вопросами нередко сталкиваются родители детей с ОВЗ и педагоги, которые обучают детей с обобыми образовательными потребностями.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Инклюзивное образование в школах можно встретить все чаще и чаще. С каждым годом совершенствуется нормативная база, которая определяет особенности обучения детей с ОВЗ. Указанные нормативные акты являются основополагающими при разработке АООП для детей с ОВЗ.

Что такое инклюзивное образование?

В зависимости от проблем, которые испытывает ребенок ПМПК определяет для каждого ребенка индивидуальный вариант обучения. Чем отличаются варианты обучения друг от друга? Что означает кодировка в рекомендациях ПМПК для обучающегося с ОВЗ? С такими вопросами нередко сталкиваются родители детей с ОВЗ и педагоги, которые обучают особенных детей.

  1. Письмо Минобрнауки России от 23.05.2016 N ВК-1074/07 «О совершенствовании деятельности психолого-медико-педагогических комиссий».
  2. Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»
  3. Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 года № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286–15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
  4. Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об Образовании в Российской Федерации» (далее — Закон).

При отсутствии клинически значимых особенностей в физическом и (или) психическом развитии ребенку рекомендуется основная образовательная программа дошкольного (ДОО), начального (НОО), основного общего (ООО) или среднего общего образования.

Если у ребенка выявлены особенности развития , подтвержденные ПМПК, квалифицируемые как ОВЗ, то такому ребенку рекомендуется обучение по образовательной программе, учитывающей его трудности, «приспособленной» к наличию особых образовательных потребностей. Такая адаптированная основная общеобразовательная программа далее будет обозначаться как АООП определенного вида, основой определения которой является клиническая сущность имеющихся у ребенка нарушений.

Отличительные особенности вариантов обучения по адаптированной программе лиц с ограниченными возможностями здоровья

Что такое инклюзивное образование?

Варианты АООП конкретизируют условия получения образования для всех категорий обучающихся с ОВЗ: ряд АООП НОО ОВЗ «2» предполагает четыре варианта получения образования, АООП НОО для слабослышащих и слабовидящих обучающихся — три варианта, АООП НОО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) и задержкой психического развития (ЗПР) — два варианта и, наконец, АООП О УО (ИН) — два варианта. По вариантам 3 и 4 АООП НОО ОВЗ обучаются дети, имеющие сочетание сенсорных, других нарушений и умственную отсталость (интеллектуальные нарушения).

1-й вариант предполагает, что обучающийся получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию сверстников, находясь в их среде и в те же сроки обучения.

2-й вариант предполагает, что обучающийся получает образование в пролонгированные сроки обучения. Обучение по второму варианту свидетельствует о том, что уровень сложности образовательной программы ниже, в учебный план включены курсы коррекционно-развивающей области, обозначенные во ФГОС и АООП. Наряду с академическими достижениями внимание обращено и к формированию сферы жизненной компетенции. Рабочая группа образовательной организации, созданная локальным актом, вносит необходимые дополнения в ПрАООП, касающиеся оценки достижений в области жизненной компетенции и содержания программы коррекционной работы. Вариант 2 предусматривает обучение по АООП с изменениями в содержательном и организационном разделах (программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области и курсов внеурочной деятельности, реализующиеся на основе УП), что предполагает дополнительные условия в общеобразовательном классе.

Также стоит отметить, что в соответствии с Законом лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти , осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Рекомендованная ПМПК образовательная программа шифруется обозначенным для нарушения кодом и указанием после точки варианта АООП. Вариант АООП рекомендуется коллегиально на основании всех диагностических материалов, представленных специалистами, анализа анамнестичесикх сведений, психолого-педагогической характеристики, общей оценки социальной ситуации развития. Коды для заключений ПМПК выглядят следующим образом:

Категория детей с ОВЗ

Варианты программ ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС О УО

Источник: nsportal.ru

Инклюзивные образовательные программы: понятие, состав, особенности, роль

Если изначально общество и политика государства в отношении лиц с различными отклонениями в развитии строилась по принципу «расчленения», абстрагирования, то сейчас все образовательные стандарты пересмотрены в пользу общности и воссоединения. Современные правила позволяют заниматься воспитанием кардинально разных групп лиц, при этом профессиональное развитие позволяет не просто сделать человека полезным для общества, но и повысить его самооценку, направить его способности в нужное русло и добиваться спехов.

Инклюзивные образовательные программы: понятие, состав, особенности, роль

Если изначально общество и политика государства в отношении лиц с различными отклонениями в развитии строилась по принципу «расчленения», абстрагирования, то сейчас все образовательные стандарты пересмотрены в пользу общности и воссоединения. Современные правила позволяют заниматься воспитанием кардинально разных групп лиц, при этом профессиональное развитие позволяет не просто сделать человека полезным для общества, но и повысить его самооценку, направить его способности в нужное русло и добиваться спехов.

В становлении лиц с различными нарушениями в развитии (будь то внешне заметными или скрытыми) занимается особая система – инклюзивное образование, о котором мы рассказывали ранее. Сегодня мы отметим роль и миссию данного вида подготовки кадров на базе отечественных вузов.

Отличия в обучения школьников и студентов вуза в рамках инклюзии

Инклюзивное обучение на разных ступенях образования отличается. Инклюзивное образование в школе призвано дать начальные знания и навыки (в рамках общего развития ребенка с учетом его особенностей) для дальнейшего их совершенствования в конкретном русле.

Данная система подготовки нацелена на развитие интеллектуальных, социальных, физических и иных способностей человека, имеющего конкретные ограничения или отклонения. Она учитывает его возможности, сочетая их с образовательными стандартами и набором дисциплин, нагрузки и пр.

Варианты обучения в рамках инклюзивного образования

Школьная программа для детей с отклонениями в развитии предусматривает несколько форм обучения:

  • Очная, преимущественно в отдельных классах и группах с привлечением узкоспециализированных специалистов: дефектологов, реабилитологов, корректоров, педагогов коррекционного профиля и пр.;
  • Домашнее обучение (индивидуальное). В рамках данного формата педагоги из общеобразовательного заведения, к которому прилеплен учащийся, будут приходить к нему на дом и преподавать все предусмотренные учебным планом или планом индивидуального обучения дисциплины6 разъяснение тем, выполнение «классных заданий», поручение домашнего задания и заданий для самообучения, проведение ВПР и аттестаций (самостоятельные, контрольные работы);
  • Дистанционное обучение – действует не всегда и не во всех школах, лицеях. Оно позволяет погружаться в предметы посредством использования современных онлайн-технологий: посещение всевозможных онлайн-курсов, контакт с педагогами по видеосвязи, электронный дневник, выполнение заданий онлайн (тестирования, решение примеров, контрольные работы и т.д.). Взаимодействие с преподавателями возможно в режимах онлайн и офлайн, живое общение сводится к минимуму.
Читайте также:
Gif animaTor что это за программа

Инклюзивная программа в школе в целом носит стандартный характер: комплекс дисциплин – универсальный. Все что можно изучить теоретически с помощью решения задач при минимальных физических усилиях – изучается школьником. В случае ограничений по состоянию здоровья корректируется с учетом нагрузки на ученика, его физических возможностей и способностей.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Инклюзия в вузе проходит также в различных вариациях:

  • Если студент имеет возможность посещать занятия, то возможно обучение в очном формате с учетом индивидуального плана подготовки;
  • Заочный формат – основная программа поглощается в процессе самоизлучения, пребывание учащегося требуется в период сессии;
  • Онлайн-обучение – самый доступный и популярный формат для каждого желающего, независимо от отклонений в развитии. Программа обучения носит индивидуальный характер, порядок изучения устанавливается с учетом особенностей студента (зрительные, слуховые и пр.);

Ключевым отличием обучения в рамках инклюзии в школе и вузе является то, что далеко не все образовательные профессиональные программы возможно адаптировать под возможности учащегося. Поэтому прикладные и сложные в физическом плане профили исключены из перечня направления для лиц с нарушениями и отклонениями в развитии. Все специализации и учебные планы формируются с учетом принципов посильности и профпригодности (минимальный или базовый набор качеств, формирование конкретных (узких) рабочих навыков) и пр.

Фактически, школьная программа одинакова для всех и просто адаптируется для каждого индивида с учетом материально-технической и индивидуальных особенностей организма, развития учащегося. Подготовка в вузе носит ограниченный и строго персонализированный характер с целью обретения конкретных профкачеств и навыков.

Состав образовательных программ вуза в рамках инклюзии

Инклюзивное образование в системе высшего образования проходит специфично и призвано удовлетворять таким условиям, как:

  • Обретение общих представлений по профессии и расширение кругозора;
  • Освоение базовых рабочих навыков с учетом индивидуальных особенностей студента: выполнение практических заданий, стажировка;
  • Обретение профессиональных навыков – узкоспециализированная часть, призванная воспитать и развить конкретные трудовые привычки, доведение выполнения работы (конкретного дела, обязанности) до автоматизма.

Формирование профессиональных программ в вузе чаще всего связано с учетом потребностей и требований работодателей, предприятий-партнеров, взаимодействующих с учебным заведением в рамках целевого приема или госзаказа.

Из чего складывается программа инклюзивного обучения?

Программы по подготовке квалифицированных экспертов в рамках инклюзивного обучения в вузе включают в свой состав:

  • Общедоступные и общеразвивающие дисциплины с целью развития навыков по работе с информацией, взаимодействию с обществом или коллективом, социальной адаптации и пр. К их числу относят привычные для всех модули: гуманитарный – русский язык, литература, история, философия, экономический – основы менеджмента, экономика, маркетинг, макро- и микроэкономика, математический – математика, теория вероятности, эконометрика, матстатистика, IT – информатика, основы программирования, эконометрика, математическое моделирование и пр.;
  • Базовая подготовка, предполагающая погружение в теоретические аспекты выбранного профиля: введение в специальность, основы профессиональной деятельности (погружение в азы профильных дисциплин с изучением терминологии, действующих законов и концепций). Здесь же предусмотрен практический блок в виде подготовки докладов, рефератов, контрольных работ, выполнения кейсов и исследований. Акцент делается на дисциплинах, непосредственно соотносящихся с будущей профессией;
  • Профессиональная подготовка: погружение в узкоспециализированные дисциплины с прохождением стажировки для обретения рабочих навыков, выполнения определенных дел и поручений в рамках профессии. Здесь учитываются возможности и способности индивида (имеющиеся нарушения, рекомендации и противопоказания и пр.), его состояние здоровья и пр.

Усвоение образовательных направлений происходит с учетом физических и иных возможностей студента: все материалы предоставляются в необходимом формате: книги и лекции со шрифтом Брайля, аудиоматериалы, видеоматериалы и пр. Уровень сложности практических заданий определяется степенью усвоения пройденного теоретического материала, графиком индивидуального обучения и учебным планом в целом.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Становление специалистов в рамках инклюзии происходит посредством использования специальных методик, под кураторством квалифицированных специалистов (владеющих не только банальными педагогическими навыками, но и коррекционными умениями), с привлечением к социокультурным мероприятиям и пр.

На сегодняшний день получить высшее образование в рамках инклюзии возможно не во всех вузах страны, но подобные услуги предоставляет более 60% учебных центров. Притом даже официальные сайты таких заведений адаптированы под различные категории людей: есть специальные версии для слабовидящих, аудиосопровождение (озвучивание) информации и пр.

Научно-исследовательская деятельность в составе инклюзивных программ проходит специфично. Обязательным моментом является подготовка письменного проекта с учетом действующих канонов и стандартов, но защита может быть вовсе исключена или представлена в виде беседы с квалифицированным педагогом по теме проекта, прохождения тестирования и пр. Нередко защита и вовсе отсутствует, а отметка выносится на основании оценка качества исследования.

Написание НИР учитывает стандартные требования, предъявляемые к объему проекта, оформлению.

Специфика организации учебного процесса в ходе реализации инклюзивных программ в вузе

Прежде, чем приступить к реализации «особых образовательных программ», администрация вуза должна тщательно продумать и подготовить план мероприятий:

Условия и факторы для организации инклюзивного образования

  • Утвердить направления подготовки в рамках инклюзии и подготовить соответствующиеучебные планы, конкретизировав категории лиц, которые могут поступать и осваивать профиль: слабовидящие, глухие, немые, лица с ОВЗ, ДЦП и пр.;
  • С учетом намеченной траектории следует подобратьпрофессорско-преподавательский состав, который будет обладать не только навыками преподавания, но и иметь допуск к работе с детьми с различными отклонениями в физическом, интеллектуальном или ином развитии (коррекционная, реабилитационная педагогика, психологи и пр.);
  • Обеспечить достойную материально-техническую базу и поддержку студентов: разработать формы обратной связи и взаимодействия, подготовить учебные материалы в соответствующих форматах, организовать учебный процесс, утвердить учебный план и расписание занятий и пр.;
  • Обеспечить грамотную и качественную аттестацию выпускников: организовать ГОСы с учетом их особенностей, провести защиту ВКР и пр.

Таким образом, вуз должен создать и обеспечить подходящие условия для подготовки «особенных студентов» с учетом их индивидуальных характеристик, показаний и противопоказаний, подобрать «щадящую» нагрузку, обеспечив при этом усвоение необходимых для трудовой деятельности знаний и навыков. У студента также должна быть подходящая материально-техническая возможность обучения: наличие ПК, специальных устройств или инструментов (для выполнения проектов и пр.).

Инклюзивное образование при вузах чаще всего доступно на коммерческой основе. Бесплатно стать профессионалом можно преимущественно в рамках целевого приема.

Специалисты образовательного центра Дисхелп готовы помочь всем студентам независимо от их индивидуальных качеств, особенностей и ограничений. Мы выполняем все виды письменных работ, готовим ответы на экзаменационные вопросы, консультируем по предметам и оказываем тьюторские услуги, решаем задачи и кейсы, а также выполняем «частичные заказы» — корректировка рукописей, повышение уникальности текста, сбор и обработка информационной базы и пр. Каждый клиент получает гарантии качества в виде заключенного договора на оказание возмездных образовательных услуг. Убедитесь в этом лично, оставив заявку на сайте или в одном из офисов.

Трудности с учебой?

Читайте также:
USB tab что это за программа

Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Источник: disshelp.ru

Всё включено: что такое инклюзивное образование

Закон гарантирует одинаковые права на образование всем детям без исключения. Но в случае с инвалидами, особенно ментальными, на практике реализация этого права не всегда складывается просто. Нередко в интернатах и школах к таким детям лепят ярлык «необучаемых» и не делают попыток объяснить им хотя бы основы арифметики, чтения и письма. В итоге во взрослую жизнь выходят люди не только без предметных знаний, но и часто без элементарных навыков самообслуживания. Как же устроена система образования для детей с нарушениями умственного развития, разбирались «Известия».

Не всё включено

В сети интерната: в Подмосковье хотят объединить коррекционные школы

Дети с ментальными нарушениями и слабовидящие могут оказаться за одной партой. И эта идея не всем по душе

Под определением «ментальная инвалидность» обычно понимают самые разные отклонения: аутизм, дефекты речи, шизофрению, эпилепсию, умственную отсталость. Людей с подобными заболеваниями сложно объединить в одну группу, что в свою очередь затрудняет и разработку единых подходов к их образованию.

Кто-то в состоянии освоить программу 5–6-х классов общеобразовательной школы, а у кого-то могут возникнуть сложности даже с чтением и письмом. Долгое время основными образовательными учреждениями для детей с особенностями развития были коррекционные школы и интернаты. Они должны были обеспечивать и обучение, и воспитание, и лечение, способствуя дальнейшей интеграции в общество. В отличие от обычных школ, в таких учреждениях к работе подключается целый штат специалистов — дефектологи, тифло- и сурдопедагоги, логопеды, олигофренопедагоги. Они могли оказывать помощь детям по разным направлениям.

Главным минусом такого формата обучения эксперты называют изолированность, которая не позволяет ребенку оценивать свои возможности, сравнивать себя со здоровыми сверстниками. В качестве решения проблемы предлагается инклюзивное обучение, которое подразумевает создание безбарьерной образовательной среды и активное вовлечение инвалидов в жизнь общества.

Занятия в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе

Фото: РИА Новости/Александр Кондратюк

В последние годы такую модель стали развивать и в России. — Первые инклюзивные классы появились усилиями родителей. Сейчас в Москве уже более 300 школ, которые работают по этой системе, — рассказывает «Известиям» эксперт фонда «Обнаженные сердца», клинический психолог Татьяна Морозова. — Важно понимать, что инклюзивные классы — это не те места, где «все равны» и особенности ребенка игнорируют. Это класс, где детям с этими особенностям помогают участвовать в обучении, общении, социальной жизни.

Детсады и техникумы не готовы к приему особых детей
По данным исследования ВШЭ, в России недостаточно развита инфраструктура инклюзивного образования

По закону родители могут прийти в общеобразовательную школу с заключением медико-педагогической комиссии и их ребенку должны создать все необходимые условия для обучения, начиная с технического оснащения, заканчивая сопровождающим его специалистом-тьютором. Правда, на деле всё складывается не так легко.

Специалистов, которые знают, как работать с такими детьми, в обычных школах нет. — Ребенку с ментальной инвалидностью показаны особое обучение, специально разработанные способы подачи учебного материала. Притом для каждого типа нарушения методы свои. Это и подобранная визуализация, и частая повторяемость, и постепенность нагрузки.

Большая разница у детей и в темпе усвоения нового материала. Например, знакомство с буквой «А» в обычном классе проходит за один урок. Ребенку с умственной отсталостью на это нужна неделя.

Кроме того, такие дети быстро устают и начинают скучать, сидеть под партой, ходить по классу, кричать, хулиганить, — рассказывает Марина Сторина, педагог вспомогательной школы, работающая в своей сфере более 20 лет. Справляться с такими ситуациями учителям приходится своими силами. Даже тьюторов, которые должны сопровождать детей и помогать в образовательном процессе, в России пока не хватает. Так, на деле инклюзивность чаще всего оборачивается тем, что руководство школы просит родителей забрать ребенка на домашнее обучение, тем самым уничтожая сам принцип включения в социум.

Занятия в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе для детей с ограниченными возможностями здоровья

Занятия в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе для детей с ограниченными возможностями здоровья

Источник: iz.ru

Инклюзия или коррекция: почему сторонники двух типов обучения детей с ОВЗ до сих пор не договорились

В специальных школах дети чувствовали себя равными среди равных, им было комфортно учиться. А инклюзивное образование служит исключительно экономии бюджетных средств, говорят сторонники коррекционных школ. Социальным навыкам и самоорганизации можно научиться в только в инклюзивной школе, считают сторонники инклюзивного образования. Так что же лучше подходит детям с ОВЗ? Мы постарались разобраться

«Нет никаких рычагов влияния»

– В классе у моего сына был ребенок с проблемами поведения. Он вел себя очень агрессивно: бил детей, стучал головой об стену, ругался матом. В первом классе мог сесть на девочку и кричать на всю школу: «Если не снимешь трусы, я с тебя не слезу!» Этого мальчика в классе нельзя было ни с кем посадить, потому что он начинал биться головой о парту. С самого первого дня он сидел отдельно от всех, максимально близко к учителю.

Учительница нам говорила: «Я сделала все, что можно. Я его не выпускаю из своего внимания, и на переменах я все время над ним стою, чтобы он никого не поранил». Это выглядело очень некрасиво, – говорит Светлана Моторина, создатель музея науки «ИнноПарк», автор канала в Яндекс.Дзен «Травля: со взрослыми согласовано».

Родителям одноклассников того мальчика было очевидно, что какой-то диагноз у него есть, утверждает Светлана. Однако желание цивилизованно разобраться с проблемным поведением наталкивалось на глухую оборону руководства школы (кстати, входившей на тот момент в топ-15 по России) и мамы ребенка. Школа вполне справедливо апеллировала к тому, что любой диагноз является медицинской тайной, и без согласия родителей назвать его публично ни классный руководитель, ни директор не имеют права. Мама мальчика на контакт не шла.

– В кулуарах директор говорила, что у мальчика СДВГ, и этот ребенок в классе, потому что у классного руководителя есть сертификат тьютора. Правда, подтверждающий документ так и не показали, – продолжает свой рассказ Светлана.

Родители одноклассников предложили официально приставить к ребенку тьютора, причем они были готовы оплачивать эти услуги из своего кармана. Но и здесь возник правовой вопрос, о который разбились все дальнейшие попытки решить проблему: «Зачем ребенку тьютор, если у него нет подтвержденного диагноза?»

В результате сын Светланы подвергся жесточайшему буллингу со стороны того мальчика и семья была вынуждена перевести ребенка в другой класс.

– Когда я пыталась изменить ситуацию, избавить ребенка от травли, я получала в ответ от мамы ребенка сообщения, что я все выдумываю. У администрации школы не было желания сблизить детей и организовать ресурсную среду.

Буллинг дошел до такой степени, что мой сын приходил домой со словами: «Наверное, если бы меня не было, всем было бы лучше», у него появились суицидальные настроения. Школа не только не признала, что тот ребенок инклюзивный, но также не признала, что есть буллинг. Все свелось к стандартным фразам «дети все выдумывают», «надо давать сдачи» и т.п.

Сейчас сын еще ходит в частную технологическую школу. У него в классе есть ребенок с очень тяжелой формой аутизма – вплоть до того, что пускает слюни на стол или бьется головой. Но в школе очень круто внедрены определенные ценности: мы все равны, мы не осуждаем и не обсуждаем внешность, религию и т.п. Это не просто написано в уставе, а внедрено в традиции.

Читайте также:
Winzip universal что это за программа и нужна ли она

Когда мой сын пришел 1 сентября в класс, он рассказал, что учителя собрали всех детей в кружок, они знакомились. Потом очень бережно ввели этого мальчика, объяснили всем, что Ване нужна их помощь, он может уставать или делать что-то медленнее. С ребенком всегда тьютор, и если Ване становится плохо, его уводят. При этом интеллектуально он сохранен. И за все время ни разу ни у кого не возникло никакого желания над ним посмеяться или подтрунить.

Я очень хорошо отношусь к инклюзивному образованию. Но в той, первой школе, мы столкнулись с тем, что, если ребенок не на коляске, не слепой или не слабослышащий, нет никаких рычагов влияния на то, чтобы его родители признали: их сыну требуется квалифицированная помощь.

Когда у ребенка СДВГ или легкая форма аутизма, то внешне видно, что с ним что-то не так, но ты не можешь уверенно утверждать, что это инклюзивный ребенок. И нет возможности сделать так, чтобы его родители отвели ребенка к специалисту. В итоге либо мы гнобим этого ребенка, либо он делает невыносимой жизнь всех остальных детей. Третий, инклюзивный пусть, просто вычеркивается, – говорит Моторина.

4 тьютора на 10 классов – это очень мало: конфликт в московской коррекционной школе комментируют НКО
Читать еще

«Это еще и недостаток правовой информированности семей»

Родителям, чьи дети имеют особенности развития, но не имеют поставленного диагноза проблематично просить то сопровождение, которое должно соответствовать потребностям ребенка. Некоторым аутичным детям упорно отказываются ставить диагноз РАС и стараются поставить «интеллектуальные нарушения» или «умственная отсталость» (к счастью, этот диагноз более не будет использоваться в МКБ-11), подтверждает Татьяна Морозова, клинический психолог, эксперт Фонда «Обнаженные сердца»‎, приглашенный профессор кафедры неврологии Университета Нью-Мексико (США).

– В настоящий момент существуют большие проблемы с постановкой диагноза РАС. Минздрав России признал, что частота встречаемости аутизма составляет около одного процента. То есть если численность детского населения в регионе составляет один миллион, соответственно мы будем видеть 10 000 детей с диагнозом аутизм. В пятимиллионном Санкт-Петербурге по данным городского комитета по здравоохранению на апрель 2021 года зарегистрировано всего – 567 диагнозов аутизм (552 ребенка и 15 взрослых). Понятно, что эти цифры плохо соответствуют реальности.

Ситуация с постановкой диагноза аутизм в настоящий момент сильно отличается в разных регионах. В Воронеже, например, больше детей с диагнозом аутизм, потому что лучше работает служба выявления, и в регионе больше доступных эффективных услуг. В Нижнем Новгороде выросло количество поставленных диагнозов, и сейчас там больше детей с РАС, чем в Санкт-Петербурге, хотя людей в Нижнем Новгороде значительно меньше. А есть регионы, где детей с аутизмом буквально один-два, что дает повод чиновникам говорить о том, что это редкое расстройство и никакой особой помощи таким детям не требуется, – говорит Морозова.

С особенным ребенком в школу должны приходить ресурсы – служба сопровождения, в которой есть не только тьютор, но и специалисты, имеющие должную степень профессиональных навыков для того, чтобы помочь учителю включить ребенка в класс. Инклюзия также предполагает обучение всех участников образовательного процесса (включая учителей, сотрудников столовой, охраны, родителей и детей). Если учитель не получает никакой поддержки, видит особенного ребенка впервые, и не знает, как с ним работать, эта ситуация будет большой неудачей и особого ребенка и для его одноклассников.

– Мы пытались выяснить, кого чаще стараются переводить на домашнее обучение. Как правило, это дети с выраженными трудностями в поведении, дети, которые не пользуются речью или дети, которые имеют большие трудности с передвижением. И еще одна группа, которую пытаются выводить на домашнее обучение – это дети со множественными нарушениями (сочетание сенсорных, двигательных и интеллектуальных нарушений). Но такого не должно быть, это не поможет преодолеть имеющиеся трудности, – говорит Морозова.

Если у ребенка есть какие-то выраженные проблемы поведения, например, агрессия или само агрессия, то необходимо проведение тщательной оценки (выяснение причин поведения и ситуации, в которых оно проявляется), создание поведенческого плана, ознакомление с этим планом всех работающих с ребенком сотрудников и обучение их стратегиям преодоления трудностей. Во многих случаях ребенку должен быть выделен тьютор. Важно защитить и самого ребенка (в случае проявлений само повреждающего поведения) и его одноклассников.

– Часто эффективность совместного обучения в школе особенных и типично развивающихся детей зависит от руководства, от его готовности меняться, от знаний, имеющихся ресурсов и умения работать с коллективом и с родителями. Если руководитель не хочет или не способен организовать инклюзию, то мало что сдвинется с места – родители будут проявлять недовольство, либо получать отказы в возможности обучать особого ребенка в общеобразовательной школе. С такими ситуациями мы, сожалению, сталкивались неоднократно – не берут ребенка в школу, выводят на домашнее обучение, рекомендуют родителям забрать ребенка, пытаются сразу отправить в коррекционную школу. В некоторых случаях это еще и недостаток правовой информированности семей. В случаях отказа при зачислении в школу или попыток вывести ребенка на домашнее обучение нужно просить письменное подтверждение, и с ним идти в районный отдел образования, а в некоторых случаях – обращаться в суд.

«Инклюзивное образование служит исключительно экономии бюджетных средств»

Идея инклюзивного образования сама по себе неплохая, но она красиво выглядит лишь в теории. На практике же выходит совсем иначе, уверена депутат Госдумы, а прошлом – директор общеобразовательной школы Вера Ганзя.

– Во-первых, при запредельной наполняемости классов в городских школах по причине нехватки этих самых школ, особенный ребенок оказывается в переполненном классе. Такой ребенок требует постоянного внимания со стороны учителя. Для остальных детей времени на уроке просто не хватает. В итоге страдает качество образования всего класса.

Более того, особенности памяти, внимания в усвоении учебного материала зачастую не позволяют таким детям усваивать учебный материал наравне с другими учениками. А это может стать причиной девиантного поведения, даже озлобления детей, вызывает конфликты в классе, создает для детей в целом некомфортные условия. Это и сорванные уроки, и прямая агрессия в адрес учителя и одноклассников.

Раньше для детей с ограниченными возможностями здоровья были предусмотрены специальные классы и даже специальные школы. Именно там дети чувствовали себя равными среди равных, им было комфортно учиться.

Это спецклассы, классы компенсирующего обучения и т.д. Но эти классы и школы требуют дополнительных средств, что в условиях нормативно-подушевого финансирования образования является неприемлемым. Оптимизация штатного расписания образовательных организаций закрыла сотни сельских школ, увеличила наполняемость классов в городских школах, вычистила из школ психологов, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования.

Раньше многие дети с особенностями здоровья и развития находились на индивидуальном обучении. А это тоже требует дополнительных финансовых затрат.

Я считаю, что инклюзивное образование вписывается в губительную государственную политику оптимизации системы образования.

В действительности, думаю, что инклюзивное образование служит исключительно экономии бюджетных средств. Как всегда, под благовидными лозунгами, – говорит Ганзя.

Источник: www.miloserdie.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru