Инклюзивное образование
Инклюзивное образование – это процесс обучения и воспитания, ориентированный на равноправие учащихся и доступность образовательных услуг для всех категорий граждан, независимо от наличия у них ограниченных возможностей.
Инклюзия означает принадлежность к чему-либо, будь то школа, детский сад или общество в целом. Иными словами- это включение в какую-либо деятельность.
Процесс инклюзивного образования предполагает организацию учебно-воспитательного процесса с учетом наличия особых потребностей учащихся. При наличии отклонений в развитии или ограничения психологических и физических способностей учащимся оказывается специализированная помощь и поддержка.
Решим твою учебную задачу всего за 30 минут
Попробовать прямо сейчас
Инклюзивное образование позволяет развиваться и обучаться детям с ограниченными возможностями в нормальных условиях вместе со своими сверстниками.
В настоящее время инклюзивное образование все больше развивается.
Что такое инклюзивное образование?
На современном этапе развития можно выделить следующие характерные черты инклюзивного образования:
- Позволяет каждому ученику принимать полноценное участие в жизнедеятельности учебных коллективов: детских садов, школ, институтов и иных учебных учреждений;
- Наличие ресурсного обеспечения учебно-воспитательной деятельности, позволяющего обеспечить доступ лиц с ограниченными возможностями к процессу обучения и создать для них максимально комфортные условия;
- Данное образование нацелено на создание не только включающей учебной сферы, но и достижение построения включающего общества, дающего равные возможности и права всем гражданам;
- Развивает навыки построения коммуникативных связей, помогает развить способности для реализации общения и установления социальных контактов;
- Процесс обучения проходит по адаптированным образовательным программам. Они призваны учитывать психические и физические возможности учащихся и помогать корректировать их развитие;
- Инклюзия исключает развитие дискриминации в обществе;
- Образование строится на основе оснащения заведений образования специальными техническими средствами и современными технологиями, чтобы упростить приспособление детей с ограниченными возможностями к социальной жизнедеятельности;
- Инклюзивное образование способствует развитию гуманизации образовательной сферы;
- Инклюзивная система образования адаптируется к потребностям ребенка;
- Применяется гибкий подход к обучению, позволяющий удовлетворить разнообразные потребности
«Инклюзивное образование»
Готовые курсовые работы и рефераты
Консультации эксперта по предмету
Помощь в написании учебной работы
Рисунок 1. Инклюзивное образование. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Принципы построения системы инклюзивного образования
Система инклюзивного образования базируется на следующих основных принципах:
- Принцип приоритета человеческой личность. Это означает, что ценность человека ставится во главу системы обучения. Она не зависит ни от потребностей человека, ни от особенностей его развития, ни от его успеха и достижений.
- Принцип чувственного и интеллектуального равенства. Предполагается, что любая личность способна на умственную деятельность, мыслительный процесс, а также может чувствовать и испытывать разнообразные эмоции. Это не зависит от социального положения, особенностей развития, потребностей и возможностей.
- Принцип равноправных потребностей. Здесь рассматривается равенство людей любого уровня развития на построение системы коммуникаций, нормальное общение и наличие права быть услышанным.
- Принцип взаимопотребности. Предполагается, что все люди в обществе нуждаются в друг друге.
- Принцип реальности. Процесс обучения должен быть организован только при наличии реально существующей системы взаимоотношений.
- Принцип потребности в помощи и поддержке. Каждому учащемуся необходимо дружеское плечо, на которое он может опереться, поддержка друзей или сверстников очень важна на любом этапе развития личности.
- Принцип разнообразия. Обучение должно носить дифференцированный характер, поскольку разнообразие помогает развитию всех граней личности.
- Принцип ориентации на прогресс. Учащиеся должны обращать внимание на то, чего они достигли и какие новые навыки у них появились. При этом не следует обращать внимание на те направления, которые оказались неусвоенными.
Проблемы инклюзивного образования
Инклюзивное образование в наши дни пребывает в стадии развития. Эта система еще не полноценно включена в общественную структуру и имеет массу проблем и противоречий.
Что такое инклюзивное образование?
Можно выделить следующие проблемы инклюзивного образования:
- Методики обучения не имеют нормально проработанной системы адаптации детей с ограниченными возможностями к социальной реальности. По факту, особые дети являются социальными изгоями;
- Данная образовательная система является инновационной. Она не имеет достаточно четкой последовательности реализации образовательного процесса и отлаженных программ обучения. Все они нуждаются в доработке, а некоторые, даже, в пересмотре;
- Сложности с включением детей с ограниченными возможностями в образовательную среду. Учреждения общего образования требуют реконструкции и специального оборудования для того, чтобы дети с «особыми» потребностями могли беспрепятственно учиться в них. Однако, финансирование подобных мероприятий происходит медленными темпами;
- Наличие психологических трудностей у педагогического состава. Инклюзивная форма обучения требует от педагогов выполнения определенных профессиональных ролей. С этими ролями педагоги справляются весьма проблематично. Это происходит длительное время, из-за чего развивается чувство профнепригодности;
- Опасения родителей обычных детей, что их совместное обучение с детьми с особыми потребностями может привести к торможению в развитии, из-за чего они не желают обучать своего полноценного ребенка в инклюзивном учебном заведении;
- Непринятие детей с ограниченными возможностями сверстниками. Это является следствием недостатков воспитания, особенно семейного. Дети должны понимать, что все люди разные и каждый имеет право на жизнь, свободу, обучение и развитие.
Источник: spravochnick.ru
Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья
Инклюзивное образование (что от англ. inclusion – «включение») — это организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных учреждениях.
Целью инклюзивного образования является предоставление права на образование обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, преодоление социальных, физиологических и психологических барьеров на пути приобщения ребенка с ограниченными возможностями здоровья к образованию, обеспечение психолого-педагогической и социальной поддержки в социокультурном пространстве, социальная адаптация и интеграция.
Задачи инклюзивного образования:
— создание адаптивно-образовательной среды
— обеспечение индивидуально-педагогического подхода к ребёнку с ОВЗ;
— построение обучения особым образом с выделением специальных задач, методов, приёмов и средств достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами;
— интеграция процесса освоения знаний и учебных навыков процесса развития и социального опыта, жизненных компетенций;
— обеспечение психолого-педагогического процесса интеграции детей с ОВЗ в образовательную и социальную среду, содействие ребёнку и его семье с помощью педагога;
— разработка специальных программ, методических комплексов для детей с ОВЗ;
— координация и взаимодействие специалистов разного профиля и родителей;
— повышение профессиональной компетенции и компетентности педагогов в вопросах обучения и развития детей с ОВЗ различной специфики и выраженности;
— формирование толерантного восприятия и отношения участников образовательного процесса к различным нарушениям детей с ОВЗ.
Инклюзивное образование строится на следующих принципах:
— принцип индивидуального подхода;
— принцип поддержки самостоятельной активности ребенка;
— принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников;
— принцип междисциплинарного подхода;
— принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания;
— принцип партнерского взаимодействия с семьей;
— принцип динамического развития образовательной модели детского сада.
По уровню включения ребёнка в образовательный процесс условно обозначают следующие формы (виды) инклюзии: точечную, частичную, полную. Точечная инклюзия — это включение ребёнка в коллектив сверстников лишь на праздниках, кратковременно в играх или на прогулке. Частичная инклюзия — предполагает включение ребёнка в режиме половины дня или неполной недели, например, когда ребёнок находится в группе сверстников, осваивая непосредственно учебный материал в ходе индивидуальной работы, но участвует в занятиях по изобразительной деятельности, физической культуре, музыке и др. вместе с другими детьми. Вариант полной инклюзии — посещение ребёнком с ограниченными возможностями здоровья возрастной группы в режиме полного дня самостоятельно или с сопровождением. ребёнок занимается на всех занятиях совместно со сверстниками. При этом выбираются задания различного уровня сложности, дополнительные игры и упражнения.
Реализация инклюзивного образования в построении инклюзивного процесса в ДОУ выполняется следующим образом:
1. диагностика индивидуальных особенностей развития детей инклюзивной группы
— беседа и анкетирование родителей;
— диагностика развития ребенка;
— наблюдение за поведением в группе.
2. междисциплинарное оценивание ресурсов и дефицитов ребенка, составление индивидуального образовательного маршрута и индивидуального образовательного плана.
3. планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей группы.
4. организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивной группы.
5. создание общности детей и взрослых (вместе мы группа, основанной на уважении и интересе к личности каждого члена группы, к его индивидуальным особенностям;
6. формирование умения устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми (младшими, сверстниками, старшими, взрослыми);
7. формирование умения поддерживать друг друга;
8. развитие коммуникативных навыков и культуры общения, создание позитивного эмоционального настроя;
9. активизация способности выбирать, планировать собственную деятельность, договариваться с другими о совместной деятельности, распределять роли и обязанности;
10. развитие умений и навыков игровой, познавательной, исследовательской деятельности;
11. формирование навыков саморегуляции и самообслуживания.
Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах:
— индивидуальные занятия со специалистами;
— активные действия в специально организованной среде (свободная игра в групповом помещении, в специально оборудованных помещениях, прогулка);
совместная деятельность и игра в микро группах с другими детьми;
— праздники, конкурсы, экскурсии;, походы выходного дня.
Учреждение успешно реализует инклюзивную практику, если:
все дети, включенные в образовательный процесс
• показывают положительную динамику в развитии (особенно в развитии социальных навыков);
• адаптированы и приняты детской группой, с желанием посещают образовательное учреждение;
• получают помощь и поддержку в овладении образовательной программой.
родители детей с ОВЗ
• понимают как перспективу развития их ребенка, так и актуальные задачи и ответственность, стоящие перед ними в процессе включения ребенка в образовательную среду;
• полноценно участвуют в процессе обучения и развития своих детей;
• проинформированы и поддерживают режим пребывания ребенка в образовательном учреждении;
• включены в систему психолого-педагогического сопровождения ребенка.
родители всех детей, посещающих инклюзивную группу
• занимают активную позицию сотрудничества и поддержки по отношению к семье «особого ребенка», учителю, специалистам психолого-педагогического сопровождения.
педагоги
• принимают политику администрации
образовательного учреждения по инклюзивному образованию;
• реализуют инклюзивную практику, используя как уже имеющийся профессиональный опыт и знания, так и инновационные подходы к обучению, принимают участие в разработке и реализации индивидуальных образовательных планов (индивидуальных планов или программ развития в дошкольных образовательных учреждениях);
• эффективно взаимодействуют с родителями, координатором по инклюзии, специалистами психолого-педагогического сопровождения;
• имеют положительную мотивацию в осуществлении своей профессиональной деятельности;
• имеют информацию о возможных ресурсах как внутри образовательного учреждения, так и вне его (в окружном ресурсном центре по развитию инклюзивного образования, окружном методическом центре, общественных организациях) и активно их используют в профессиональной деятельности.
Прикреплённые файлы:
Источник: www.maam.ru
Инклюзивное образование
Законом об образовании определено, что в стране создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (ст. 5). Одной из форм такого образования является инклюзивное образование.
Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья -физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Индивидуальный учебный план — учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
Специальное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья в России имеет почти 200-летнюю историю. 14 октября 1806 г. в городе Павловске возле Санкт-Петербурга было открыто первое учебно-воспитательное учреждение (опытное училище) для 12 глухонемых детей, в 1807 г. открыто образовательное учреждение для слепых детей.
Первое образовательное учреждение для умственно отсталых детей появилось в Риге в 1854 г. К концу XIX в. образование лиц с нарушениями слуха и зрения в стране получает распространение, одновременно переходя из категории частных учебно-воспитательных учреждений в систему специализированных государственных школ. С 1908 г. благодаря правительственному решению о введении всеобщего начального образования, развивается система школ для умственно отсталых.
К 1917 г. вспомогательные школы действовали в Вологде, Вятке, Екатеринбурге, Киеве, Курске, Москве, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге, Саратове, Харькове. К этому времени во всех учреждениях для умственно отсталых детей (вспомогательных школах, приютах, учебно-воспитательных заведениях) воспитывалось около 2000 детей. Однако специальное образование как государственная система обучения детей с отклонениями в развитии стало развиваться только после 1918 г. Создаются школы для детей глухонемых, тугоухих, слепых, слабовидящих и умственно отсталых. В 1950-е гг. началось обучение детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и тяжелыми нарушениями речи. В 1981 г. решением коллегии Минпроса СССР было утверждено Положение о специальной школе для детей с задержкой психического развития.
Таким образом, в настоящее время в Российской Федерации система специального образования состоит из восьми видов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, реализующих 15 учебных программ. Кроме того, с 1998 г. для детей, ранее выведенных из общеобразовательных учреждений по состоянию здоровья, используется новая форма обучения в школах «надомного» обучения.
Интегрированное (совместно с нормально развивающимися сверстниками) обучение предполагает овладение ребенком с отклонениями в развитии общеобразовательным стандартом в те же (или близкие) сроки, что и здоровыми детьми. Исследования показывают, что интегрированное обучение может быть эффективным для части детей с отклонениями в развитии, уровень психофизического развития которых соответствует возрастной норме или близок к ней. Но оно оказывается нецелесообразным для детей с интеллектуальной недостаточностью. По отношению к ним речь, прежде всего, должна идти о совместном пребывании в учреждении, о совместном проведении досуга и различных внешкольных мероприятий.
Практика образования за последние 100 лет не соответствовала потребностям детей-инвалидов. Сейчас наследство прошлого проявляется во многих сферах, где заметна дискриминация людей с инвалидностью. Люди с инвалидностью отправлялись в специализированные учреждения или не получали должного внимания и поддержки в интегрированных школах. В 60—70-е гг. прошлого столетия с расширением движения за права человека и всеобщее равенство стали развиваться тенденции к интеграции людей с ограниченными возможностями в общество и общеобразовательные школы. Однако многие школы не ценили своих учеников с инвалидностью, и несмотря на интеграцию дети должны были бороться за полноценное участие в жизни школы, преодолевая многочисленные барьеры и препятствия.
Направление ребенка в специальное (коррекционное) учреждение пока осуществляется органами управления образования, а в интернат — органами социальной защиты населения только с согласия родителей (законных представителей) и по заключению психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Никто не имеет права принуждать родителей отдавать ребенка в специальную (коррекционную) школу или интернат, даже если есть заключение ПМПК, родители вправе настаивать определить ребенка в ближайшую к дому общеобразовательную или иную школу, а органы управления образования обязаны обеспечить ребенка обучением.
Заключение психолого-медико-педагогической комиссии «не обучаем» нарушает Закон «Об образовании в РФ». Все дети не только имеют право, но и могут учиться. В настоящее время ПМПК запрещено ставить отметку «не обучаем», комиссии обязаны давать такие рекомендации, чтобы ребенок был «обучаем», т.е. указывать перечень реабилитационных и иных мероприятий, способствующий тому, чтобы ребенок мог нормально учиться и развиваться.
Школьники учатся и используют полученные знания по-разному. Тем не менее, цель образования заключается в достижении всеми учащимися определенного общественного статуса и утверждении своей социальной значимости. В условиях закрытого учреждения, в котором получают образование дети с проблемами, способности человека атрофируются, круг общения сужается, самооценка падает, навсегда закрывается дорога к полноценной жизни.
В международной практике (ЮНЕСКО) термин «интегрированное образование», описывающий данный процесс, был заменен термином «инклюзивное образование» (integration — inclusion). Инклюзивное образование: подход, который стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — это индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении.
Инклюзия — это попытка придать уверенность в своих силах учащимся с ограниченными возможностями здоровья, тем самым мотивируя их пойти учиться в школу вместе с другими детьми: друзьями и соседями. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются не только в особом отношении и поддержке, но также в развитии своих способностей и достижении успехов в школе.
Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни. Обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия обучающихся и их участия во всех делах коллектива. Направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения. Инклюзивное образование — это более широкий процесс интеграции, подразумевающий доступность образования для всех и развитие общего образования в плане приспособления к различным нуждам всех детей.
Профессор Манчестерского университета Питер Миттлер дал такое определение: «Включающее образование — это шаг на пути достижения конечной цели — создания включающего общества, которое позволит всем детям и взрослым независимо от пола, возраста, этнической принадлежности, способностей, наличия или отсутствия нарушений развития и ВИЧ-инфекции участвовать в жизни общества и вносить в нее свой вклад. В таком обществе отличия уважаются и ценятся, а с дискриминацией и предрассудками в политике, повседневной жизни и деятельности учреждений ведется активная борьба».
Семьи выбирают инклюзивные школы для того, чтобы их дети могли расширить свое общение с типично развивающимися сверстниками, а также получить возможность общаться с другими родителями и учителями. Педагоги в этих школах уважают усилия семьи в воспитании ребенка с ограниченными возможностями и разрабатывают механизмы эффективного сотрудничества семьи и школы.
Правовая база инклюзивного образования: Всеобщая декларация прав человека (1948), Декларация прав ребенка (1959), Конвенция о правах ребенка (1989), Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990), Стандартные правила по созданию равных возможностей для людей с инвалидностью (1993), Декларация, принятая в 1994 г. в Саламанке, о развитии включающего образования, Закон «Об образовании в РФ».
При инклюзивном образовании:
- • все дети и подростки учатся вместе в обычной школе;
- • специалисты приходят помогать детям;
- • обычные школы изменяются;
- • внимание на возможности и сильные стороны ребенка;
- • все воспринимают человеческие различия как обычные;
- • дети и подростки получают возможность жить вместе с родителями;
- • все получают полноценное и эффективное образование для того, чтобы жить полной жизнью;
- • взгляды и мнения детей и подростков становятся важными для окружающих.
При инклюзивном образовании нет специализированных классов в обычной средней школе, нет обучения ребенка в средней школе без необходимой поддержки, нет присутствия детей 1—2 часа в день в средней школе как при интегрированном обучении; нет закрытых учреждений интернатного типа.
Инклюзия означает — раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям. Инклюзия учитывает как потребности, так и специальные условия и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха. В инклюзивной школе каждого принимают и считают важным членом коллектива. Ученика со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие члены школьного сообщества для удовлетворения его специальных образовательных потребностей.
Существующие барьеры введения инклюзивного образования:
- • архитектурная недоступность школ;
- • дети с особыми образовательными потребностями часто признаются необучаемыми;
- • большинство учителей и директоров массовых школ недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей — инвалидов в процесс обучения в классах;
- • родители детей инвалидов не знают, как отстаивать права детей на образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки.
Правила инклюзивной школы:
- • все ученики равны в школьном сообществе;
- • все ученики имеют равный доступ к процессу обучения в течение дня;
- • у всех учеников должны быть равные возможности для установления и развития важных социальных связей;
- • планируется и проводится эффективное обучение;
- • работники, вовлеченные в процесс образования, обучены стратегиям и процедурам, облегчающим процесс включения, т.е. социальную интеграцию среди сверстников;
- • программа и процесс обучения учитывают потребности каждого ученика;
- • семьи активно участвуют в жизни школы;
- • вовлеченные работники настроены позитивно и понимают свои обязанности.
Индивидуальная программа образования — это план, который разрабатывается родителями и специалистами учебных заведений в соответствии с нуждами и потребностями обучающихся — инвалидов для достижения успеха в образовательном процессе.
Принципы формирования индивидуальной программы обучения:
- • подходит для всех учеников (не только для учеников с инвалидностью);
- • служит средством приспособления к широкому кругу возможностей ученика;
- • является способом выражения, принятия и уважения индивидуальных особенностей обучения;
- • применима ко всем составным частям программы и к привычной манере повеления в классе;
- • является обязательной для всех работников, вовлеченных в процесс обучения;
- • составлена с целью повышения успешности ученика. Обычный учитель может быть успешен в инклюзивной школе при условии, если:
- • достаточно гибок;
- • ему интересны трудности и он готов пробовать разные подходы;
- • уважает индивидуальные различия;
- • умеет слушать и применять рекомендации членов коллектива;
- • чувствует себя уверенно в присутствии другого взрослого в классе;
- • согласен работать вместе с другими учителями в одной команде.
Результаты инклюзии:
- • у учеников есть возможность активного и постоянного участия во всех мероприятиях общеобразовательного процесса;
- • адаптация как можно менее навязчива и не содействует выработке стереотипов;
- • мероприятия направлены на включение ученика, но достаточно для него сложны;
- • индивидуальная помощь не отделяет и не изолирует ученика;
- • появляются возможности для обобщения и передачи навыков;
- • педагоги общего и специального преподавания делят обязанности в планировании, проведении и оценке уроков;
- • разработаны процедуры оценки эффективности.
Таким образом, с введением инклюзивного образования предстоит очень серьезный процесс изменения сознания не только у тех, кто занимается образованием, но и у всего общества по вопросам защиты и реализации прав людей с ограниченными возможностями.
Источник: studme.org
Инклюзивное образование: обратная сторона медали
Отношение к инклюзии у всех разное, в том числе и у родителей, чьи дети находятся весь день рядом с людьми с ограниченными возможностями. Учит ли это толерантности, умению находить общий язык с теми, кто отличается от тебя? Как показывает практика – не очень. И ярким доказательством тому служит недовольство большинства родителей, о котором мы сегодня и поговорим.
Слово «инклюзия» используется в России для того, чтобы охарактеризовать особенность процесса обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В переводе с французского inclusif означает «включающий в себя». То есть, инклюзивное образование предполагает включение детей с ОВЗ в единое образовательное пространство наравне с обычными детьми.
Отношение к этому у всех разное, в том числе и у родителей, чьи дети находятся весь день рядом с людьми с ограниченными возможностями. Учит ли это толерантности, умению находить общий язык с теми, кто отличается от тебя? Как показывает практика – не очень. И ярким доказательством тому служит недовольство большинства родителей, о котором мы сегодня и поговорим.
Основные принципы инклюзивного образования
Основные принципы инклюзивного образования заключены в довольно интересных фразах, над которыми можно долго думать и спорить. Например:
Ценность человека зависит не от достижений и способностей.
А от чего тогда? Просто от того, что он появился на свет?
Способность думать и чувствовать есть у каждого.
В некотором роде достаточно сомнительное утверждение, поскольку иногда кажется, что некоторые люди не умеют думать в принципе.
Люди имеют право на общение, и каждый должен быть услышан.
Хорошее утверждение, но довольно утопическое. Услышать каждого практически нереально, особенно сейчас, когда каждый погружен сам в себя.
Образование осуществляется только при реальных взаимоотношениях.
Сегодня прекрасное образование можно получить и дистанционным путем. Было бы желание.
Человек нуждается в дружбе с ровесниками.
Странный принцип, ведь находясь рядом вовсе не обязательно при этом дружить. Дети тоже могут ненавидеть друг друга, если вынуждены находиться с теми, кто им неприятен.
Подчеркнем, мы не пытаемся никого убедить, что принципы инклюзии не соответствуют действительности. Тот факт, что инклюзивное образование необходимо внедрять в российские школы не вызывает сомнения. Просто сами принципы инклюзивного образования звучат несколько категорично, вызывая желание подискутировать и поспорить.
Кроме того, мы пытаемся донести мысль, что:
- во-первых, нельзя внедрять инклюзию насильно – необходимо рассказывать обществу о ней и пытаться побороть естественные опасения и предубеждения;
- во-вторых, инклюзия должна быть удобна и комфортна для всех участников образовательного процесса.
К большому сожалению, подавляющее большинство нашего общества пока еще негативно относится к появлению детей с ОВЗ в классах, где учатся их дети. И это существенная недоработка со стороны государства, которая может надолго «застопорить» полноценное внедрение инклюзии в российские образовательные организации.
На сегодняшний день родители обычных детей на различных интернет-площадках все чаще высказывают свое неудовольствие и возмущение от внедрения инклюзии в неподготовленные классы, к неподготовленным детям и учителям. Что же волнует родителей обычных детей, и чего они опасаются?
Почему общество настороженно относится к внедрению инклюзивного образования?
Закон об инвалидах, принятый на территории Российской Федерации обеспечивает защиту прав людей с ограниченными возможностями. И это очень хорошо. Однако у многих родителей тут же возникает вопрос: как защитить обычных детей, которые вынуждены обучаться в классах с детьми, имеющими отклонения в развитии. Как бы жестоко и цинично это не звучало, но ребенок-инвалид не всегда вызывает положительные эмоции.
У окружающих людей не всегда получает победить в себе чувство брезгливости, граничащее с отвращением, при виде особенных детей. При этом умом они понимают, что им пришлось столкнуться с тем, что может быть бедой для семьи, бедой для всего общества. Однако стремление оградить своего ребенка от всего негативного заставляет их задавать вопрос: почему обычные дети с ранних лет должны окунуться в эту, по сути, чужую беду? Получается что, заботясь о комфорте детей с отклонениями в развитии, государство и образовательные структуры напрочь лишают этого комфорта нормальных детей, без патологий.
Некоторые мамы и папы недоумевают: почему бы родителям ребенка с явно выраженными проблемами не проявить мудрость, и не определить его в специальные учреждения? Ведь ему самому будет комфортнее там, где окружение будет подобным, где малыш не станет выделяться, где не будут на него показывать пальцем и смеяться за спиной.
Ярые противники инклюзивного образования уверены, что необходимость в дальнейшей социализации детей с отклонениями в физическом и умственном развитии вызывает серьезные сомнения. Ведь даже отсидев положенное время в общеобразовательной школе, всячески тормозя своим присутствием обучение других детей, тот же ребенок-аутист дальше никуда не пойдет. Он будет находиться в семье, либо будет сдан в интернат.
Не проще ли в таком случае, если есть показания к обучению, желание и возможность заниматься развитием, приглашать частных педагогов. Сейчас нет проблем с обучением на дому. Приглашать педагога к своему ребенку, обеспечивая ему комфортное обучение значительно гуманнее, нежели пытаться внедрить в общеобразовательную школу.
Было время, когда почти в каждой школе были классы коррекции. Нахождение в подобных классах детей с отклонениями в развитии было бы понятным. Но не в классе, где обучаются обычные дети.
Недовольные присутствием детей с ОВЗ в обычных классах убеждены, говорить о том, что различия между детьми быть не может, независимо от того с отклонениями они или без, можно до тех пор, пока лично не столкнешься с подобной ситуацией. Отличия есть, и именно они становятся непреодолимым препятствием на пути к общению в коллективе учащихся. Дети, не понимая своей жестокости, могут нанести непоправимый урон психике особенного малыша.
Еще раз подчеркнем, автор статьи не высказывает собственного суждения, а всего лишь ретранслирует собирательное мнение большей части заинтересованного интернет-сообщества. Основной же упор на негативное отношение к инклюзивному образованию был сделан потому что, это мнение большинства и его нужно менять. Ведь важно не столько место обучения ребенка с ОВЗ, сколько понимание его образовательных потребностей и всестороння поддержка как со стороны сверстников и других участников образовательного процесса, так и всего общества.
Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
- инклюзивное образование
- дети с овз
- инклюзия
Источник: fulledu.ru