Информационное общество и проблемы прикладной информатики рабочая программа

Вопрос 1. Какому понятию соответствует следующее определение:

« – это сведения или данные, объективно отражающие различные стороны и элементы окружающего мира и деятельности человека на определенном этапе развития (преобразования) человеком или автоматизированными средствами.

Ответ вводится с клавиатуры: информация

Вопрос 2. К фазам существования информации относятся:

1) ассимилированная информация (представление сообщений в сознании человека, наложенное на систему его понятий и оценок);

2) документированная информация (сведения, зафиксированные в знаковой форме на физическом носителе);

3) передаваемая информация (сведения, рассматриваемые в момент передачи информации от источника к приемнику).

4) априорная (сведения, рассматриваемые в практической деятельности)

5) апостериорная (данные, полученные опытным путем).

Правильные ответы: 1,2,3

Вопрос 3. К свойствам информации относятся:

1. Объективность

Правильные ответы:1,2,3,4,5,6,7

Информационное общество | Информатика 10-11 класс #39 | Инфоурок

Вопрос 4. Какому определению соответствует следующее представление информации: « — это свойство материальных объектов и явлений (процессов) порождать многообразие состояний, которые посредством взаимодействий (фундаментальные взаимодействия) передаются другим объектам и запечатлеваются в их структуре».

Ответ вводится с клавиатуры: объективная

Вопрос 5. Какому определению соответствует следующее представление информации:

Ответ вводится с клавиатуры: субъективная

Вопрос 6. Перечислите виды информации в зависимости от использования информации:

  1. Экономическая;
  2. Правовая;
  3. Эргономическая;
  4. Социально-политическая;
  5. Научная;
  6. Лингвистическая;
  7. Организационная;
  8. Производственная;

Правильные ответы:1,2,4,5,8

Модуль 2

Вопрос 1. Как называется следующий вид информации?

« – это получаемая в процессе познания логическая информация, которая адекватно отображает явления и законы природы, общества и мышления и используется в общественно-исторической практике».

Ответ вводится с клавиатуры: научная

Вопрос 2. Как называется информация, полученная в ходе информационного процесса:

1) априорная и апостериорная;

2) опытная и научная;

3) пробная и теоретическая;

4) объективная и смысловая.

Правильный ответ: 1

Вопрос 3. Чем определяется семантический аспект информации?

Правильный ответ: 3

Вопрос 4. Что отражает прагматический аспект информации?

1) Отражает смысловые свойства информации.

2) Отражает потребительские свойства информации.

3) Отражает априорные свойства информации.

Правильный ответ: 2

Вопрос 5. Каким образом определяется синтаксический аспект информации?

1) Определяется способом представления и хранения информации.

2) Определяется способом преобразования и обработки информации.

3) Определяется способом введения и записи информации.

Лекция Засурского Я.Н. «Информационное общество. Развитие Интернета.»

Правильный ответ: 1

Вопрос 6. Какому понятию соответствует следующее определение:

« — совокупность научно-технических библиотек и организаций — юридических лиц независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, специализирующихся на сборе и обработке научно-технической информации и взаимодействующих между собой с учетом принятых на себя системных обязательств».

Ответ вводится с клавиатуры: государственная система научно-технической информации

Источник: studfile.net

Информационное общество и проблемы прикладной информатики

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.04.03 Прикладная информатика (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017г. №916)

составлена на основании учебного плана:
09.04.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 20.04.2018 г. № 8
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р.техн.наук, профессор В.И. Псарев

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 20.04.2018 г. № 8
Заведующий кафедрой д-р.техн.наук, профессор В.И. Псарев

1. Цели освоения дисциплины

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01
Читайте также:
Как пользоваться программой рейнгольд

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Характеристики информационного общества
1.1. Характерные черты и противоречия информационного общества (ИО) Лекции 2 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.2. Предмет и основные понятия теории информационного общества. Основные теории и концепции, относящиеся к информационному обществу. Основные характеристики информационного общества. ИО как новая стадия развития цивилизации. Перспективы ИО. Технологические аспекты ИО. Лабораторные 2 4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.3. Тенденции развития ИО. Лекции 2 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.4. Основные этапы информационной эволюции человечества  информационные революции. Информационный взрыв XX века. Социально-технологическая революция XX века и ее последствия. Глобализация информационной среды мирового сообщества. Основные черты ИО. Особенности социального, экономического, политического и культурного развития в информационном обществе. Лабораторные 2 4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.5. Проблемы информационного общества. Написание Эссе. Сам. работа 2 4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Человек в информационном обществе
2.1. Человек в ИО. Смысл существования человека в обществе. Информационный образ жизни и культура личности. Новые возможности для развития интеллекта и творческих способностей человека. Лекции 2 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.2. Глобальный, национальный и региональный контекст формирования информационного общества. Возможности и ограничения в области регулирования развития и использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на региональном и муниципальном уровнях. Система факторов, влияющих на развитие информационного общества. Лабораторные 2 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.3. Информационные технологии межведомственного взаимодействия («Одно окно»). Подготовка доклада. Сам. работа 2 12 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.4. Механизмы защиты авторского права. Написание реферата. Сам. работа 2 8 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.5. Новые образовательные технологии. Подготовка доклада. Сам. работа 2 12 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Экономика в информационном обществе
3.1. Экономика информационного общества. Роль государства в развитии информационного общества. Лекции 2 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.2. Основные индикаторы цифровой экономики. Исследование тенденций развития ИКТ общественными и профессиональными ассоциациями. Лабораторные 2 4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.3. Методы государственного регулирования процессов информатизации. Написание эссе. Сам. работа 2 4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.4. Проблемы обеспечения безопасности персональных данных. Пакет национальных стандартов: ГОСТ Р 52633. написание реферата. Сам. работа 2 8 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.5. Государственные федеральные целевые программы «Электронная Россия» и «Информационное общество». Написание реферата. Сам. работа 2 8 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 4. Современные проблемы в развитии прикладных информационных систем
4.1. Проблемы прикладной информатики. Лекции 2 4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.2. Подходы к разрешению противоречий информационного общества и проблем информатики. Лабораторные 2 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.3. Современные средства и методы информатизации. Лабораторные 2 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.4. Семантический WEB 2.0. Написание реферата. Сам. работа 2 8 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.5. Проблемы прикладной информатики. Подготовка доклада. Сам. работа 2 12 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.6. Перекрестное рецензирование эссе по проблемам информационного общества. Сам. работа 2 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
МОДУЛЬ 1. Характеристики информационного общества
Вопросы для самопроверки
1. Дайте определение понятия общества в широком и узком смысле.
2. Приведите отличительные свойства общества.
3. Приведите типологию исторического развития общества, приводящую к ИО, с позиции социологии.
4. Чем отличается ИО от постиндустриального?
5. Дайте определение понятия ИО по У. Мартину.
6. Охарактеризуйте компоненты ИО при его рассмотрении как информационной системы.
МОДУЛЬ 2. Человек в информационном обществе.
Вопросы для самопроверки
1. Перечислите основные группы факторов индекса готовности регионов к ИО.
2. Перечислите основные группы факторов использования ИКТ для развития ИО.
3. Перечислите / сформулируйте задачи исследования закономерностей ИО.
4. В рамках какого направления прикладной информатики решаются задачи исследования закономерностей развития ИО?
5. Приведите классы общей системной модели постановки задачи исследования закономерностей развития ИО.
6. Сформулируйте формальную постановку задачи исследования закономерностей развития ИО.
7. Перечислите основные группы факторов индекса готовности регионов к ИО.
8. Перечислите методы прикладной информатики для моделирования закономерностей ИО.
МОДУЛЬ 3. Экономика в информационном обществе
Вопросы для самопроверки
1. Дайте определение понятия «цифровая экономика».
2. Перечислите компоненты информационной сферы.
3. Приведите примеры субъектов, осуществляющих деятельность по реализации информационных процессов в ИО.
4. Охарактеризуйте международные инициативы, направленные на развитие ИО и цифровой экономики.
5. Какие национальные интересы обеспечивает развитие цифровой экономики?
6. Перечислите «плюсы» и «минусы» ИО на современном этапе.
7. Охарактеризуйте перспективные рынки и технологии согласно НТИ.
8. Объясните, в чем заключается роль государства в развитии ИО?
9. Перечислите подпрограммы Госпрограммы РФ «Информационное общество (2011-2020 гг.)».
10. Приведите цель программы Госпрограмма РФ «Информационное общество (2011-2020 гг.)».
11. Дайте определение цели «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы».
12. Приведите основные направления ИКТ в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы.
13. Приведите цели Госпрограммы «Цифровая экономика Российской Федерации».
14. Перечислите основные сквозные цифровые технологии Госпрограммы «Цифровая экономика Российской Федерации».
15. Приведите направления развития цифровой экономики.
16. Сопоставьте цели государственных программ, ориентированных на развитие ИО и цифровой экономики.
17. Сопоставьте приоритетные информационные технологии государственных программ, ориентированных на развитие ИО и цифровой экономики.
18. В чем заключается роль общественных и профессиональных сообществ в развитии ИО?
МОДУЛЬ 4. Современные проблемы в развитии прикладных информационных систем.
Вопросы для самопроверки
1. Сформулируйте проблемы в развитии методов ПИ.
2. Приведите классы методов прогнозирования, ориентированные на ИКТ.
3. Какие методы прогнозирования относятся к машинному обучению?
4. Приведите определение метода форсайта.
5. Перечислите задачи метода форсайта.
6. Сформулируйте ожидаемые результаты метода форсайта.
7. Приведите пример применения метода форсайта для определения приоритетных направлений ИКТ.
8. Какие направления вызывают интерес в цифровом маркетинге?
9. Как изменяется интерес в отношении технологий обработки больших данных?
10. Какие направления ИКТ определяют интерес в развитии цифрового бизнеса согласно прогнозам Gartner?
11. Перечислите основные тренды в развитии цифровой экономики предприятий согласно прогнозам Gartner.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение
Читайте также:
В2в торговая площадка как работать с программой

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Соколов А.В. Информационное общество в виртуальной и социальной реальности : СПб: Алетейя // ЭБС «ONLINE», 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=booktext-align:center»>6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
Название Эл. адрес
Э1 http://www.citforum.ru
Э2 http://www.osp.ru
Э3 Портал «Инновационная культура» [электронный ресурс]: http://www.infoculture.ru/ Портал «Информационное общество» [электронный ресурс]: http://infdeyatchel.narod.ru/inf_ob.htm Электронная библиотека образовательных ресурсов (ЭБОР): http://elib.gu-unpk.ru/ Электронно-библиотечная система издательства «ЛАНЬ»: http://e.lanbook.com Электронная библиотечная система «Университетская: http://www.biblioclub.ru Электронная библиотечная система IPRbooks: http://www.iprbookshop.ru/ Федеральный портал «Российское образование»: http://www.edu.ru/ Большая научная библиотека: http://sci-lib.com Российская государственная библиотека: http://www.rsl.ru Научная электронная библиотека: http://elibrary.ru Бесплатные электронные книги по бизнесу: http://www.alti.ru/bizbook.htm Библиотека электронных книг: http://e-booki.narod.ru/knigi.htm Государственная публичная научно-техническая библиотека России: http://www.gpntb.ru Российская национальная библиотека: http://www.nlr.ru Публичная интернет-библиотека: http://www.public.ru Библиотека экономики: http://www.finansy.ru/publ.htm
Э4 Курс в Moodle «Информационное общество и проблемы прикладной информатики» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1340
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows, Microsoft Office, 7-Zip, AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
304С лаборатория информационных технологий — компьютерный класс — учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка AsusTeK Computer INC модель P8B75-M; мониторы: марка ASUS модель VW224 — 15 единиц; плакат «Компьютер и безопасность»
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Читайте также:
Лучшая короткая программа в фигурном катании у женщин

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Самостоятельная работа студентов заключается в работе с источниками (журналы, книги, ресурсы Интернета) при подготовке к семинарским занятиям и для формирования содержания докладов, эссе и рефератов по согласованной с преподавателем теме.

Источник: www.asu.ru

Информационное общество и проблемы прикладной информатики рабочая программа

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ МАТЕМАТИКИ, ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

КАФЕДРА ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО

И

ПРОБЛЕМЫ ПРИКЛАДНОЙ ИНФОРМАТИКИ

Учебно-методический комплекс

к выполнению магистрантами самостоятельной работы

по направлению подготовки 230700 — прикладная информатика.

Тюмень

Тюменского государственного университета

УДК 008.2

ББК 60:30

Ш24

В.А. Шапцев. Информационное общество и проблемы прикладной информатики / Учебно-методический комплекс. Методические указания к выполнению самостоятельной работы по направлению подготовки магистратуры 230700 — прикладная информатика. – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2013. – 35 с.

Методические указания содержат теоретический материал, задания магистрантам на практические занятия и к самостоятельной работе по темам дисциплины «Информационное общество и проблемы прикладной информатики», предусмотренные её рабочей программой. Задания предваряют краткие сведения из истории развития средств коммуникации, системного анализа, теории информационного общества. Приведены рекомендации по оформлению и представлению докладов и презентаций. Прилагается перечень литературы, рекомендуемой для самостоятельного изучения.

Материал настоящей методички полезен магистрантам и студентам всех специальностей, так как процесс становления информационного общества в России охватывает все сферы деятельности страны.

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Информационное общество и проблемы прикладной информатики [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru, свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой информационных систем. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: В.А. Шапцев, д.т.н., профессор, кафедры информационных систем.

РЕЦЕНЗЕНТЫ: И.Н. Глухих,д.т.н., профессор, заместитель директора ИМЕНИТ,

И.Г. Захарова, д.п.н., профессор, заведующая кафедрой программного обеспечения ИМЕНИТ.

ã ГОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2013.

ã В.А. Шапцев, 2013.

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.
Сокращения.
ВВЕДЕНИЕ.
Раздел 1. Ретроспектива развития цивилизации и понятия информационного общества.
1.1. Информационные революции.
1.2. Появление и интерпретации термина информационное общество.
1.3. Об информационном обществе в документах Российской Федерации.
1.4. Живёте ли Вы в информационном обществе?
Вопросы для самопроверки.
Ориентировочные темы для самостоятельной подготовки доклада-презентации на практическое занятие.
Раздел 2. Модель информационного общества
2.1. Понятие модели объекта.
2.2. Понятие общества.
2.3. Жизнедеятельность личности и общество. Роль информационного взаимодействия.
2.4. Проблематика, связанная с развитием информационного общества.
2.5. Определения информационного общества.
2.6. Модель информационного общества как вектор развития цивилизации.
2.7. О деловой среде для развития информационного общества.
2.8. Что ожидается после информационного общества?
Вопросы для самопроверки
Ориентировочные темы для самостоятельной подготовки доклада-презентации на практическое занятие.
Раздел 3. Проблемы прикладной информатики.
3.1. Уточним понятие «прикладная информатика».
3.2. Цель рассмотрения проблематики прикладной информатики.
3.3. Проблематика переходного периода движения к информационному обществу.
3.3.1. Мониторинг развития информационного общества.
3.3.2. Факторы развития информационного общества.
3.3.3. Использование ИКТ для развития.
3.3.4. Отечественный сектор ИКТ.
3.3.5. План действий и приоритеты.
3.4. Проблемы самой прикладной информатики.
Вопросы для самопроверки.
Ориентировочные темы для самостоятельной подготовки доклада-презентации на практическое занятие.
Раздел 4. Рекомендации к содержанию, оформлению и представлению докладов-презентаций.
4.1. Содержание докладов.
4.2. Оформление презентации.
4.3. Представление доклада.
ИСТОЧНИКИ.
Рекомендуемая литература.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru