Информационно-просветительная деятельность предполагает в первую очередь удовлетворять человека в получении информации.
Информационно-просветительная деятельность учреждений культуры не может сводиться лишь к передаче определенной суммы знаний и ее донесению до определенной
аудитории. Преимущество и сила информационно-просветительного воздействия заключаются в том, что полученная в стенах учреждения культуры информация (знания, нормы, ценности) в процессе творческого общения людей корректируется, усваивается, становится их собственной.
В рамках своих специфических возможностей учреждения культуры принимают участие в информационно-просветительной деятельности, которая прежде всего отражает общественные отношения; связана с различными видами человеческой деятельности; воспринимается, а затем используется для воздействия на природу и на других людей; имеет сложную структуру.
Здесь следует учитывать, что автор имеет в виду ту информацию, которая присуща «только человеку, что она связана с логическим мышлением — высшим типом отражения действительности, что ее материальным носителем, сигналом, ее несущим, является слово, речь — высший из известных типов сигналов («сигнал сигналов», по выражению И.П.Павлова). Социальная информация выполняет коммуникативные (обеспечение общения людей), управленческие, научно-познавательные, учебно-воспитательные и агитационно-просветительные функции».
Отпустить контроль
Одним из условий эффективного усвоения информации в процессе общения является создание в каждом учреждении культуры организационно-педагогических условий ее усвоения.
Изучение мотивов посещения информационно-просветительных программ в учреждениях культуры позволит полнее использовать их потенциальные возможности в развитии личности. Во Дворце культуры железнодорожников г. Брянска регулярно выпускают своеобразный устный журнал под названием «Наш телетайп», назначение — one-
Афанасьев В.Г. Системность и общество. — М., 1980. — С. 240.
ративно информировать железнодорожников об актуальных проблемах, делах железнодорожного транспорта, конкретно местной дороги. «Телетайп» выходит два раза в месяц. Его проводят два-три человека: сменяя друг друга, они сообщают о различных фактах, событиях местной производственной и культурной жизни, комментируя их, тесно увязывая с проблематикой общественной жизни страны. «Телетайп» быстро завоевал популярность, вышел из стен учреждения культуры в трудовые коллективы.
Анализ практики показывает, что чем активнее человек воспринимает информацию, а приобретаемые знания соотносит с практикой, творчески их перерабатывает, тем чаще они становятся руководством к действию. Поэтому информационно-просветительная деятельность должна строиться прежде всего с учетом законов человеческого восприятия, быть понятой аудитории.
Естественно, что учреждения культуры не могут составить конкуренцию в оперативности средствам массовой информации — телевидению, радио, печати, да в этом и нет необходимости. Наоборот, имея возможность непосредственного общения с аудиторией, прямого контакта с ней, оценивая ее реакцию, специалисты учреждений культуры способны дополнить средства массовой информации квалифицированными комментариями событий с учетом интересов конкретной аудитории, развивать активность людей.
Информационно-просветительская программа «Большееланские вести» — Выпуск 14 (86)
В процессе соприкосновения с информационно-просветительной деятельностью учреждений культуры посетители принимают участие в организации и проведении различных форм: устных журналов, диспутов, лекций, бесед, консультаций, что позволяет учреждениям культуры сделать информационно-просветительную деятельность системной.
Каждая аудитория, к которой обращена информация, характеризуется определенным состоянием сознания — жизненными ориентациями, интересами, наконец, мотивами
прихода в учреждения культуры. Знание аудитории — непременное условие успеха информационно-просветительной деятельности. Важнейшим условием эффективности информации является ее достоверность.
При подготовке и проведении информационно-просветительных программ специалисты культуры опираются на достоверные источники получения информации. Отбор фактов — основа каждого сообщения. Убедительность их возрастает в том случае, когда они раскрываются в диалектической связи и последовательности. Каждый факт, правильно обработанный и точно расположенный на определенном месте, может обладать определенной силой воздействия и оказывать активное влияние на поведение личности.
В принципе, специалисты учреждений культуры не ставят своей целью установление новых истин, а предпочитают пользоваться тем, что уже заранее определено. Соответственно и фактические данные имеют здесь иное функциональное назначение: факт ценен как раз своей конкретностью, единичностью.
Рассказывая о реальных фактах и ситуациях, специалисты учреждений культуры получают возможность воздействовать на интеллектуальный мир человека и тем самым обеспечивать условия для аудитории в восприятии происходящего.
Хорошим подспорьем для специалиста, занимающегося информационно-просветительной деятельностью, является документальная литература — очерки, письма, дневники, мемуары, автобиографии.
Как отмечает П.В.Палиевский, «отличие нашего времени в истории документа. состоит, очевидно, в том, что документ получил самостоятельное эстетическое значение. В этом следует видеть нечто новое. Усвоение факта для литературы никогда не было проблемой: факт был и, навер-
ное, будет ее главным источником питания. Но теперь этот источник стал ценен для нас и сам по себе» 1 .
Интерес к историческому документу, как и к живому факту текущей жизни, предопределил необычайную популярность мемуарного жанра. Именно этим объясняется возросшая популярность издаваемых миллионными тиражами мемуаров, дневников, исторических романов.
Особой привлекательностью «первофакта», документа объясняется такая получившая распространение форма информационно-просветительной деятельности, как пресс-конференция, интервью, репортаж. Использование документальности в этих формах несет большой интеллектуальный и эмоциональный заряд.
Наглядность подачи материала, доказательность мыслей, идей, преподносимых слушателю, зрителю, является важнейшим показателем профессионального мастерства специалиста учреждений культуры.
Ведущим методом информационно-просветительной деятельности является иллюстрирование, которое позволяет активизировать мышление, включить память, вызвать в сознании определенные ассоциации.
Следует иметь в виду, что новые формы информационно-просветительной деятельности учреждений культуры основаны на самых различных видах иллюстрирования: предметном (экскурсии, использование в качестве иллюстраций растений, животных, образцов горных пород, строительных и других материалов), изобразительном (картины, фотографии, модели, муляжи), образном (по памяти). Являясь одним из способов восприятия внешнего мира через органы наших чувств, иллюстративность придает конкретный характер получаемым знаниям и понятиям. Она повышает внимание и интерес к изучаемому предмету, содействует
1 Палиевский П.В. Литература и теория. — М.: Просвещение, 1979. — С. 173. 50
правильному пониманию людьми окружающей действительности, образованию представлений и понятий.
Иллюстративность сама по себе предполагает активность. Видеть — это не просто созерцать, но и понимать видимое. Наглядность сообщает правильное направление мышлению, активизирует его, развивает воображение и делает знания более обстоятельными.
Неуместное, слабомотивированное или затянутое во времени использование яркого, сенсационного факта, наглядного документа очень часто приводит к возникновению в аудитории учреждения культуры непроизвольного внимания в виде любопытства, легкой переключаемости, способствующих установлению отвлекающих контактов.
По уровню, силе восприятия аудиторией учреждения культуры проведенной программы можно судить, насколько она удалась, на основе общественного мнения. Вот почему специалисты учреждений культуры должны со всей ответственностью относиться к выбору форм и методов инфор-
‘ Блонский П.П. Избр. психолого-педагогические произв. — М., 1979. — Т. 2. -С. 114.
мационно-просветительной деятельности, ибо это направление деятельности учреждений культуры ориентировано не только на распространение знаний, но и на развитие у посетителей активности, способности формировать общественное мнение.
Поэтому специалисту при проведении информационно-просветительных программ следует избегать однообразных приемов повторений известных истин, а искать интересные, увлекающие приемы подачи знаний. Хорошие результаты при этом дают обращение к дополнительным источникам, выдвижение и постановка вопросов, которые имеют практическое значение для слушателя.
Повторение и закрепление информации проще осуществлять в постоянно действующих формах культурно-досуговой деятельности со стабильной аудиторией, таких, как устные журналы, устные альманахи, школы бизнеса. Смешанная аудитория состоит из людей разного возраста, культурного уровня, и здесь требуется умение найти методические приемы, чтобы удовлетворить любознательность и вкусы слушателей с разным уровнем подготовки.
Специалист, имеющий дело с множеством потребностей в нестабильной аудитории, должен обладать оперативностью в нахождении оптимальных путей решения задачи. Научившись определять мотивы посещения учреждения культуры той или иной группой людей, специалисты могут определить приблизительное соотношение любопытных и любознательных слушателей в составе аудитории. Это позволит наметить и правильно использовать различные приемы, вызывающие как пассивное, неизбирательное, неустойчивое, непроизвольное, так и избирательное, активное, устойчивое и произвольное внимание. Переходы от внешней занимательности к внутренней облегчают преодоление появляющихся в аудиторий ^кризисов внимания, что позволяет совмещать интересы различных групп.
Одним из важнейших организационно-методических условий эффективности информационно-просветительных программ является выбор времени их проведения. Здесь должен учитываться прежде всего режим работы предприятий, учреждений, находящихся в сфере действия клуба, дома, Дворца культуры, центра досуга, знание характера труда людей, позволяющее определить степень их утомления и выбрать оптимальный для каждого случая стиль общения. Обоснованно выбранное время для проведения программы — это не только одна из предпосылок успешной работы, но и прежде всего проявление уважения к человеку.
Повышению активности личности в информационно-просветительной программе способствует ее включение в живой процесс общения с аудиторией, возможность проявления отношения аудитории к происходящему.
Учреждение культуры как система сохраняет свою целостность и устойчивость благодаря способности собирать, обрабатывать и использовать информацию о потребностях, интересах, вкусах имеющейся и потенциальной аудитории. Есть немало интересных примеров того, как содержательная, качественная сторона используемых в настоящее время методов и форм полностью соответствует единству содержания и формы.
Без соблюдения этого условия никакие технологические ухищрения, какими бы изобретательными они ни были, не смогут обеспечить подлинную информационно-просветительную деятельность.
Профессиональным работникам учреждений культуры следует помнить, что сообщаемая во всех формах информация усваивается лишь в том случае, если она близка по содержанию воззрению аудитории, иначе она будет отвергнута как неприемлемая. Наиболее эффективно информация усваивается тогда, когда она «вписывается» в имеющуюся у каждого человека систему воззрений.
Основным видом драматургии лнформационно-просветительных программ является сценарий план.
Итак, информационно-просветительна’ деятельность учреждений культуры одновременно решае г Д ве задачи: несет людям знания и вырабатывает личное отношение к полученным знаниям, формирует убеждения.
§ 2. Художественно-публицистическая деятельность учреждений культу| )ы
Художественно-публицистическая деят ельность в т °й или иной «дозировке» пронизывает всю деятельность учреждений культуры, обладает наиболее эффективным воздействием за счет эмоциональной силы искусст 3 ^
Эмоциональное воздействие на зритель-слушателей в художественно-публицистической программ 16 достигается и выразительной подачей материала, образно* лъю речи, автономно и в синтезе различными средствами и ск У сства —
Поэтому художественно-публицистическая деятельность как самостоятельное направление деятельности учреждений культуры сохраняет общие черты, присущие всей культурно-досуговой деятельности: полифу^ к Ц иональность , активность, добровольность, нерегламентир юванность > комплексность, самодеятельность и т.д. Но нгФяду с общими чертами художественно-публицистическа! 1 деятельность учреждений культуры имеет и специфическ! 1е:
— возможность применения многообр азных средств содержательного воздействия, способн ых одновременно увлечь большую массу людей;
— использование социально-психологических механизмов воздействия и восприятия;
— конкретизация художественно-публицистической деятельности, использующей реальные и художественные образы и позволяющей многократно усиливать эмоциональное воздействие.
Поэтому в основе художественно-публицистической деятельности лежит драматургия, особенностями которой являются: фактологичность, многообразие содержательных и эмоциональных выразительных средств воздействия. Их количество значительно богаче, чем в театре или кино. Основной вид культурно-досуговой драматургии — сценарий. Его основные характеристики: целостность будущей программы, взаимная согласованность всех эпизодов, поиск обобщенности, типичность в раскрытии образа события, жизненного факта; новизна тематики, содержания, применения художественных средств, композиционного решения, форм и методов воздействия. Использование различных видов и приемов монтажа усиливает восприятие содержательного материала.
Разобравшись в отличительных чертах культурно-досуговой драматургии, следует выделить специфические черты драматургии художественно-публицистических программ: использование художественного материала из всех видов искусства или поиски художественного образа в оригинале автора; документальная основа, предполагающая реализацию в программе документального материала; соблюдение оптимального соотношения художественного и документального материала; оценочный характер событий, фактов, выявляющих четкую авторскую позицию; активный характер драматургии художественно-публицистических программ, определяющий организацию материала и аудитории.
Необходимо помнить, что использование художественного и документального материала вызывает необходи-
мость применения в драматургии художественно-публицистических программ метода монтажа, который позволяет располагать этот материал в соответствии с основными законами аристотелевской драмы (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация и развязка). Еще один закон в драматургии художественно-публицистических программ — гармоническое единство, целостность всего происходящего, работающего на художественный образ.
Добиться этого возможно лишь при хорошем овладении методом монтажа. С помощью этого метода можно создать оригинальное художественно-публицистическое произведение, соединив различные выступления (церемоний, действий, стихов, музыки, песен, фрагментов из спектаклей и кинофильмов) в единую логическую композицию, подчиненную общему драматургическому замыслу. Особенно важно помнить, что сценарий — понятие синтетическое, соединяющее воедино работу драматурга, режиссера, организатора и актива. Поэтому важно помнить, что, как правило, в учреждениях культуры драматург и режиссер выступают в одном лице.
Режиссура в художественно-публицистической деятельности является основным инструментом воплощения сценария. Художественное кредо режиссера определяется его эстетическим идеалом, творческими методами, материальными и творческими возможностями учреждения культуры.
Деятельность режиссера художественно-
публицистических программ отличают прежде всего организационные качества. Надо не только обеспечить себя активом при подготовке и проведении художественно-публицистической программы, но и создать условия для творчества художника, композитора и других.
Основным творческим методом в художественно-публицистических программах является метод театрализации. Именно им пользуется режиссер в подготовке этого типа программ. Хотя не исключено здесь применение и методов иллюстрирования и игры.
При подготовке художественно-публицистической программы создается инициативная группа, где обсуждаются общий замысел и примерная структура, уточняются тема и название, намечаются сроки и место проведения программы. Определяется состав потенциальной аудитории, конкретизируются жанр и приемы подачи содержания.
В этот период в сознании режиссера выкристаллизовывается предварительный вариант творческого замысла художественно-публицистической программы. Режиссерский замысел — это проект постановки, эквивалентный драматургическому материалу, и уточнение режиссерского замысла происходит одновременно с коррекцией сценария. Этот процесс можно изобразить следующим образом: идея -практика — идея. Режиссерский замысел практически осуществляется на репетициях, а затем изменяется под влиянием художественных устремлений активистов и участников программы.
Все изменения режиссер художественно-публицистической программы вносит в документацию, которая со-
стоит из режиссерского плана постановки, монтажного листа, музыкальной и световой партитуры, сценарного плана киноматериала и диапроекций, рабочей схемы программы, репетиционного плана, плана-дислокации, схемы связи, транспорта и техники, охраны порядка, обеспечения техники безопасности и т.д.
Таким образом, художественно-публицистическая деятельность ведет к пониманию мира особым путем: через воссоздание — восприятие — представление — воображение -переживание. Этот ряд схематичен и условен потому, что психологические формы художественно-публицистической деятельности неизмеримо богаче тех, что здесь названы, и потому, что в живом процессе художественности они не сосуществуют одна рядом с другой и не следуют одна за другой, а проникают друг в друга, сливаясь в единый, целостный процесс.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Виды информационно-просветительской деятельности
Говоря о видах информационно-просветительской деятельности, нельзя не остановиться на многообразии культурно-досуговых форм и методов воздействия на аудиторию.
В.Я. Суртаев в зависимости от способа осмысления и подачи социальной информации условно разделяет клубные формы на четыре группы:
1) рационально-познавательные (лекции, беседы, встречи за «круглым столом»);
2) эмоционально-зрелищные (спектакли, концерты, театрализованные представления);
3) познавательно-поведенческие (участие в работе инициативных любительских и общественно-политических клубов);
4) комплексные (праздники и обряды, дискотеки, многообразные виды тематических вечеров)
При этом он отмечает, что важным основанием для классификации просветительных мероприятий является степень участия в них масс.
Чаще всего формы информационно-просветительской деятельности разделяют на три вида: монологические, в которых преобладает речь ведущего или лектора (популярная лекция, публичная речь, экспресс-информация, брифинг, консультационно-справочная работа); диалогические формы, в которых происходит взаимодействие информатора или ведущего и аудитории. К ним относятся: встречи с интересными людьми вечер вопросов и ответов, ток-шоу, диспут, круглый стол, аукцион идей; комплексные формы, которые входят в работу лекториев, университетов. Среди них различные месячники (культуры, искусства, памяти, согласия и т.д.); чтения (литературные, педагогические, тематические циклы).
Следует отметить, что при организации и проведении разнообразных форм информационно-просветительской деятельности необходимо включать аудиторию учреждений культуры и досуга в творческий процесс посредством участия в кружках, клубах по интересам, диспутах и т.д. Таким образом, аудитория клуба сама становится активным субъектом информационно-просветительской деятельности.
Наиболее ярким проявлением сущности развивающей, информационно-познавательной технологии служит диалог как эффективное средство взаимопонимания, развития гласности, открытости, демократии, партнерского отношения людей в сфере свободного времени. В диалоге формируется и реализуется новое мышление, отказ от догматизма.
Диалог и диалоговые программы (лекции-диалоги, круглые столы, ток-шоу) выступают в качестве обязательного элемента социотренинга людей разных возрастов и профессий. Учреждения культуры и досуга переходят сегодня на более интенсивное использование новых носителей информации, видеотехники, компьютерной техники. Массовое культурологическое просвещение подразумевает и актуальное сегодня медиаобразование — подготовку молодежи к более углубленному восприятию кино, телевидения, видеопрограмм и других средств массовой коммуникации. Остро встает вопрос иммунитета против «кислотности» массовой культуры.
На стыке традиционных направлений информационно-просветительной деятельности жизнь подсказывает новые идеи:
• социально-досуговая терапия для детей, инвалидов, пожилых людей;
• обучение релаксаторским технологиям: от простейших до
• последовательное развитие навыков самоорганизации рационального досуга;
• мультикультура в сфере досуга как новая модель организации социального поведения;
• освоение новых технологий в социально-культурной сфере. Например, технология проката кассового фильма, которую использует Н. Михалков: сам автор вкладывает деньги, диктует условия, но и собирает «урожай».
• создание эксклюзивных культурно-просветительских центров типа: «Высоцкий», «Маяковский», «Тарковский»; Центр мотоциклетной культуры, байкер-клубы: Центры национальной, этнической, фольклорной культуры и тому подобное;
• строительство мультикомплексов — кинотеатров будущего.
В отличие от других социальных институтов, учреждения культуры создают для развития информационно-просветительской деятельности свою специфику: доступность, свободу выбора, нерегламентированный характер образовательных и познавательных программ, альтернативные методики, сочетающие научные и художественно-выразительные средства, гибкое реагирование на конъюнктуру досуговых интересов, возможность связать в единую социально-педагогическую цель информационную, образовательно-кружковую, индивидуально-консультационную работу.
Источник: studfile.net
Методика информационно-просветительской деятельности
Значение информационно-просветительской деятельности
Определение 1
Информационно-просветительская деятельность – это один из видов неформального образования, представляющего собой совокупность информационно-образовательных мероприятий, направленных на пропаганду и целенаправленное распространение научных знаний и прочих социально значимых сведений, которыми формируется общая культура человека, основы его мировоззрения и интеллектуальные способности к компетентному действию.
Степень значимости информационных аспектов подготовки современного специалиста обуславливается также спецификой социально-культурной деятельности, которая по своей сути представляет информационно-педагогическую, в качестве основных компонентов которой рассматривают:
Чат педагогов
в Telegram
Обменивайся опытом и материалами с другими студентами и преподавателями!
- понимание закономерностей развития социальной организации и воздействие на этот процесс науки, техники, культуры и образования;
- способности выявления и критического анализа событий, фактов и явлений социальной жизни;
- умение логично мыслить и убедительно выражать собственные мысли;
- владение новейшими инфрмационно-просветительскими технологиями по поиску, обработке и транслированию информации;
- интерес и потребность получать непрерывное образование в условиях непрерывно меняющейся информационной среды.
Все означает, что информационная культура специалиста должна рассматриваться в качестве одного из интегральных показателей творческого начала профессионального поведения, который формируется как единство взаимодействия следующих составляющих:
- тезаурус личности, характеризующий ее познавательную емкость и интеллектуальный потенциал;
- диапазон информационных потребностей и интересов, которыми обеспечивается уровень социальной активности специалистов;
- информационные умения, задающие широту предметно-практического и теоретического опыта личности.
«Методика информационно-просветительской деятельности»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Широту квалификационных характеристик определяют в качестве многоуровневости формулировки учебных целей, а также в качестве многоаспектного содержания курса «Методика информационно-просветительской деятельности».
Выделяют следующие уровни ее целей:
- Первый уровень целей и содержания предмета предполагает необходимость формировать информационную культуру учащихся, умений и навыков работы с информационными носителями, развитие субъективных информационных потребностей, которые проявляются стремлением учащихся к овладению специальными знаниями, с использованием современных средств доступа к информационным ресурсам.
- Второй уровень целей основан на необходимости раскрыть основной понятийный аппарат, сущность и структуру явлений, которые связаны с информационно-просветительскими социальными процессами.
- Третий уровень целей предполагает усвоение научно-методических основ информационно-просветительской деятельности, новейших технологий социокультурной деятельности, направленной на отбор, обработку и распространение социальной информации.
- предметно-интегративные, то есть межпредметные и межкафедральные связи;
- индивидуализация и дифференциация учебных заданий;
- стимулирование познавательной активности студентов посредством различных форм организации учебной деятельности, от репродуктивной к продуктивной и творческо-поисковой деятельности.
Каждый раздел курса включает семинарские, практические, лабораторные и индивидуальные занятия. Помимо этого, студенты очного отделения проходят учебную практику по предмету и защищают индивидуальное творческое задание.
В третьем семестре студенты очно сдают зачет, а в четвертом – экзамен.
Студенты-заочники кроме лабораторных и практических занятий в третьем семестре выполняют контрольную работу и сдают экзамен.
Методика формирования информационной культуры личности
Информационная культура – это область культуры, которая связана с функционированием информации в обществе.
Понятие информационной культуры сегодня широко используется в литературе. Данное понятие многозначно, существует масса его определений в разных источниках. Общепринятым определением является следующе.
Определение 2
Информационная культура личности – это умение человека ориентироваться в мире информации, находить нужную информацию и творчески ее переработать.
Традиционно информационная культура связана или с обучением информатике и овладением компьютерными навыками, или с библиотечно-библиографической грамотностью и культурой чтения.
Информационная среда в предметной области информатики формируется посредством нескольких составляющих:
- предмет информатика в играх и задачах, введенный в начальной школе, служит задачам общего развития обучаемых, так как в современной системе обучения идея развития преобладает. Преобладание компьютерных дисциплин в младших классах с соответствующим программным обеспечением довольно дорогое удовольствие, помимо этого, время работы с компьютером ограничивается или по медицинским соображениям, или из-за занятости компьютерного класса;
- использование компьютеров в некомпьютерных дисциплинах, то есть обучающие программы, диагностика, тесты;
- подготовка докладов и рефератов по любой школьной дисциплине предполагает оформление работ на компьютере. При выполнении практических заданий, ученики получают информацию о видах программ, стандартном пользовательском интерфейсе, а также об устройстве компьютера.
Такая организация способствует развитию высокой мотивации учеников к изучению, например, текстового редактора, который осваивается значительно быстрее, чем на традиционных уроках информации.
Источник: spravochnick.ru