1. Информационный час как форма информационно-познавательной деятельности.
2. Беседы, конференции, работа лекторских групп: технология подготовки и проведения.
3.Устные журналы, заочные путешествия и проекты в процессе организации информационно-познавательной деятельности учащихся.
4. Презентации и информационно-познавательные сайты: их роль в развитии информационной культуры школьников.
1. Варшавер, О. Критическое мышление и новые виды грамотности / О. Варшавер. – Минск: Красико-Принт, 2005. – 80 с.
2. Завадская, Ж.Е. Формы воспитательной работы с учащейся моло-дежью: методика подготовки и проведения: учеб.-метод. пособие / Ж.Е. Завадская, З.В. Артеменко. – Минск: Современная школа, 2010. – 352 с.
3. Информационная культура школьника /авт.-сост.: Л.М. Волкова, Л.З. Черепко. – Минск: Красико-Принт, 2009. – 128 с.
4. Модель организации досуга и творчества детей. 5–11 классы: программа интеллектуального клуба /авт.-сост. Е.А. Ципляева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 311 с.
30 Вещей, Которые Вы Увидите Впервые в Жизни
1. Информационный час как основная форма информационно-познавательной деятельности.
Основная педагогическая цель в процессе вовлечения учащихся в информационно-познавательную деятельность — подготовка личности, способной не только ориентироваться в потоке информации, но и продуктивно использовать полученные знания, как в личных, так и в социально значимых целях, включая совершенствование профессио-нальной деятельности, развитие науки, техники, культуры, образования. На этой основе — информационная культура человека — это качественная характеристика жизнедеятельности человека в области получения, передачи, хранения и использования информации, где приоритетными являются общечеловеческие ценности.
Одной из форм воспитания информационной культуры молодежи является информационный час — форма просветительской работы среди учащихся, направленная на воспитание гражданской, нравственно-правовой, психологической культуры молодежи, формирование ее социального и политического кругозора. Наибольшее распространение получили обзорные и тематические информационные часы.
Обзорный информационный час – это краткое обозрение основных политических, экономических, культурных и спортивных событий, проис-шедших за определенный отрезок времени (чаще всего за неделю) в стране и за рубежом. Для этого отбираются наиболее актуальные вопросы и значимые события общественной жизни республики, других стран СНГ и мира.
В обзор могут включаться материалы о государственной внутренней политике (новейшие указы, пути решения проблем по различным отраслям, тенденции развития общества), внешней политике (стратегические направления международной деятельности, подписание договоров, участие в решении международных проблем и т.д.), молодежном движении, о главных событиях в области науки, техники, культуры и спорта. Однако следует учитывать, что общее количество обсуждаемых вопросов должно быть небольшим (2-4 вопроса).
При проведении обзорного информационного часа, охватывающего широкий круг вопросов, можно создать постоянные рубрики, позволяющие осуществить более целенаправленную подготовку к ним. Например, такие:
10 Мест на Земле, Невозможных с Научной Точки Зрения 4K
- «По стране моей любимой», или «Страницы истории Родины».
- «Наука вчера, сегодня, завтра».
- «Проблемы развития национальных отношений в СНГ».
4. «Молодежь и современность», «Молодежное движение» и др.
Одним из вопросов информационного часа может быть еженедельная пятиминутка – «Самое интересное в «Комсомольской правде», «Чырвонай змене» и других газетах. По поручению коллектива поочередно каждый из учащихся, предварительно проанализировав общественно-политические материалы, опубликованные за минувшую неделю, знакомит всех с наиболее интересными из них.
Кроме обзоров газетных материалов, можно проводить обзоры по материалам общественно-политических журналов для молодежи – «Встречи с журналами юных». Принцип их подготовки тот же, что и при обзоре газет. Важно, чтобы в этой работе участвовал каждый учащийся. Поочередно они готовят обзоры наиболее интересных материалов общественно-политического характера, помещенных в журналах «Юность», «Ровесник», «Смена» и т.д.
Одна из разновидностей обзорного информационного часа – «С телетайпной ленты». В ней каждый раз участвуют несколько учащихся. Предварительно познакомившись с материалами газет, записав некоторые сообщения радио и телевидения, они во время обзора кратко информируют о сути того или иного события, факта.
Тематический информационный час посвящается отдельной наиболее актуальной и злободневной политической проблеме.
Определение темы – важный элемент методики подготовки информационного часа. Формальный подход к выбору темы, не учитывающий важнейшее требование – актуальность информативного материала, то есть связь его с ведущими проблемами государства, ведет к снижению воспитательного воздействия политического информирования на учащихся. К тематическому информационному часу заранее разрабатываются вопросы, конкретизирующие тему, подбирается рекомендуемая учащимся литература, готовятся наглядные пособия, магнитофонные записи.
В воспитании политической культуры учащихся важно разумное сочетание обзорных и тематических информационных часов: обзорные часы дают возможность держать воспитанников в курсе событий сегодняшнего дня, тематические – способствуют более глубокому изучению той или иной общественно-политической проблемы. При любом виде информационный час должен достигать своей главной цели — научить учащихся разбираться в событиях, определять свое отношение к ним, высказывать о них свое мнение, вырабатывать умение отстаивать свои взгляды и убеждения.
Эффективность воздействия информации на учащихся во многом определяется четко разработанной методикой подготовки и проведения информационного часа. С целью оказания практической помощи учащимся, учителю, классному руководителю, куратору целесообразно руководствоваться следующим общим планом подготовки и проведения информационного часа:
1. Этап подготовки :
- определение темы (если необходимо), цели, вида информации-онного часа;
- разработка вопросов, конкретизирующих тему;
- определение персональных и коллективных заданий для учащихся с учетом уровня развития их политической культуры;
- подбор литературы по теме информационного часа;
- подготовка наглядных и технических средств;
- индивидуальные консультации;
- разработка плана проведения информационного часа.
2. Этап проведения информационного часа:
- сообщение темы;
- вступительное слово: обоснование актуальности темы;
- сообщение учащегося по одному вопросу, за которым следуют: вопросы класса (группы) выступающему; обмен мнениями среди учащихся, дополнения сообщения с мест новыми фактами, примерами; дополнение, уточнение выступлений учащихся педагогом; постановка ведущим информационного часа перед учащимися проблемных вопросов, позволяющих использовать, применить полученные знания в новой ситуации; подведение итогов обсуждения первого вопроса, формулирование выводов, оценок;
- переход ко второму вопросу, его обсуждение по той же схеме;
- работа с коллективом над усвоением нового политического понятия;
- общий итог информационного часа.
Информационный час обычно проводится один раз в неделю. Учащиеся заранее знают тему, получают рекомендации педагога и соответственно готовятся к своим выступлениям. Очень важно научить учащихся отбирать нужный для информирования материал. В огромном потоке поступающей информации должна быть четкая система, а для этого необходимо познакомить учащихся с основными критериями отбора: актуальность, значимость, оперативность, доказательность, убедительность информации.
Как правило, материал для информирования берется из периоди-ческой печати. Поэтому нужно организовать продуманную работу учащих-ся с газетами, журналами, книгами, научить их умело использовать соответствующие передачи радио и телевидения, своевременно сообщить им, когда и на какую тему будут выступать политические обозреватели и комментаторы, какие будут демонстрироваться документальные фильмы. Очень важно приучить молодежь систематически слушать телевизионные программы: «Контуры», «Панорама», «Новости», «Наши новости», «Новости-Беларусь», «Новости культуры», «Новости спорта», «Время», «Вести», «Вести недели», «Вести+», «Дыхание планеты», «Человек и закон», «Мир и молодежь», которые позволяют быть в курсе проблем, наиболее остро звучащих сегодня в республике, России, странах СНГ, мире.
Важно, чтобы каждое сообщение было ярким и интересным. Для этого необходимо рекомендовать ученикам использовать плакаты, фотоиллюстрации и рисунки из журналов и альбомов, сатирические стихотворения, куплеты, киножурналы или учебные кинофильмы, диафильмы, слайды, а также различные таблицы, схемы, диаграммы и прочее. При проведении информационных часов целесообразно использовать политическую карту мира, магнитофонные записи (например, телепередач «Утро республики» и др.), подготовленные заранее.
Для каждой возрастной группы учащихся следует использовать специфические формы и методы проведения информационных часов. Например, для учащихся I–IV классов доступной формой является комментированное чтение, беседа о событиях в стране, о жизни народов СНГ, стран далекого зарубежья, о героях Великой Отечественной войны, трудовых успехах людей по материалам детских газет и журналов. Могут быть использованы также и другие формы проведения: чтение и обсуждение статей газет, показ через эпидиаскоп иллюстраций, фотографий с их пояснением, игры-путешествия по страницам газеты и др.
Учащихся V–IX классов уже необходимо регулярно знакомить с материалами периодической печати, радио- и телепередачами, давать общие сведения о всех странах СНГ, городах-героях, об исторических, трудовых памятниках родных мест, о земляках-героях войны и труда. Наряду с комментированным чтением в этой возрастной группе могут широко использоваться самостоятельные выступления учащихся по определенным вопросам темы.
Ведущую роль в подготовке и проведении информационных часов в коллективе учащихся юношеского возраста (X–XI классы) играет классный руководитель, куратор. Он помогает учащимся в определении формы проведения часа, отборе и изучении необходимого материала, его анализе и систематизации, выявлении узловых вопросов, установлении связи изучаемого материала с жизнью, задачами коллектива, в подготовке необходимых средств наглядности. Педагог заботится о глубине раскрытия обсуждаемых вопросов, поддерживает активность и интерес учащихся к содержанию обсуждаемого материала, направляет коллективное обсуждение общественно-политических проблем.
Повышению эффективности информационного часа поможет оформление учащимися стендов, которые могут называться по-разному: «Время, события, люди», «Мир за неделю», «Планета» и др. На стендах выделяются рубрики, например: «Знаешь ли ты?», «Прочти, это интересно», «С телетайпной ленты», «Твой политический словарь», «Наша жизнь глазами карикатуриста» и др. В процессе работы по созданию и оформлению стендов используется технология «информационное зеркало».
Технологическая основа здесь выстраивается следующим образом:
– создание установки на будущую информацию;
– включение внимания и восприятия;
– удержание – понимание информации;
– возникновение отношения к информации (реакция воспринимаю-щего);
– действие в отношении информации.
Главный прием при создании установки на будущую информацию – это ее появление на видном месте (дверь, доска, над доской), использование присоединяющего обращения («только для вас», «сенсация месяца» и др.). Базовая идея – трехэтажность текста: заголовок, «ядерное обращение», раскрытие. Вспомогательная идея – открытие обратной связи (создание для читателя возможности выразить свое мнение в отношении информации: например, ниже напишите, согласны ли вы с этим и др.). Действие с информаций предполагает предоставление учащимся возмож-ности работы с ней – трансформация, персонификация, расширение.
Формами проведения информационного часа могут быть следующие:
- «Информация +» — ознакомление учащихся с событиями в стране и за рубежом (политика. События. Новости науки, культуры, образования, спорта, здравоохранения и др.);
- «Информдайджест» — еженедельная пятиминутка со свободным выбором темы, каждый ученик готовит выступление по интересным материалам прессы, телевидения, радио и т.д.;
- «Спрашивали — отвечаем» — обзорный информационный час по заранее отобранным интересующих учащихся вопросам;
- «Встречи с молодежной прессой» — ежемесячный информаци-онный час по материалам молодежных журналов и газет;
- «Беседа за круглым столом» — обсуждение социальной проблемы и свободное обсуждение мнений по ней, предполагает изначально выступление ведущего или приглашенного гостя по теме;
- «Годы и люди» — тематический информационный час, посвященный деятелям культуры, науки, политикам и др. известным людям;
- «Фотокамера смотрит в мир» — информационный час с оформлением фотостенда с краткими комментариями событий, отраженными на фотографиях;
Также эффективными являются нестандартные формы проведения информационного часа, например, в виде пресс-конференции, круглого стола или ролевой игры.
Источник: studfile.net
Развивающие информационно-познавательные технологии социально-культурной деятельности
Информационно-познавательная деятельность – составная часть общего процесса культурного развития личности.
Информационно-познавательная деятельность (далее – ИПД) представляет собой современную модель познавательной деятельности человека и трактуется как ее особый вид – интеллектуальный, интегрирующий в своем составе мыслительную и информационную деятельности, реализация которых осуществляется в русле проектно-исследовательского подхода
Важнейшие принципы организации информационно-просветительной деятельности в сфере свободного времени.
Классификация организационных форм информационно-познавательной деятельности. Уровень материально-технического обеспечения этой деятельности.
Формы информационно-познавательной деятельности можно разделить на несколько групп:
— монологические формы, в основе проведения лежит информация, изложенная лектором с помощью монолога. К монологическим формам относятся лекция, доклад, брифинг, обзор;
— диалоговые формы, в основе проведения лежит общение участников в рамках избранной темы. К этой группе относятся беседы, конференции, семинары, экскурсии, выставки;
— дискуссионные формы, в основе проведения лежит столкновение различных взглядов на обсуждаемую тему. К дискуссионным формам относятся дискуссии, дебаты, встречи за круглым столом;
— комплексные формы, объединяющие при проведении элементы форм, рассмотренных выше. К этой группе относятся митинг, презентация, консультационные пункты, тематические школы и курсы.
Современные образовательные и информационно-познавательные программы, в которых освещаются следующие аспекты:
культура политической информации, обсуждение, комментарии, оценка политической жизни в обществе, в мире:
«Манифест мира и культуры», «Молодежь и духовное наследие» «Лидер», «Родина», «Валеология», «Юный патриот», «Мой досуг», «Помоги себе сам», «Познай себя» и др. Стали регулярно проводятся акции «Молодежь за здоровый образ жизни, «Культура и мы», форумы «Культура мира в восприятии детей»,
речевая коммуникация — культура речи, дебатирование, искусство полемики, публичной речи, журналистские навыки:
Формы: пресс-конференции, круглые столы, дискуссии, форумы, ток-шоу, конкурсно-познавательные программы, ассамблеи
политменеджмент — развитие навыков управления, организаторской деятельности в политике:
Бой ораторов. подготовка молодежи к активной общественно-политической жизни, к грамотным общественным действиям: защита прав, участие в митингах, манифестациях, маршах протеста. Интеллектуальная игра, Беседа-диспут, Бой интеллектуальный, Соревнование знатоков чего-либо, интеллектуалов,
методика предвыборных технологий:
агитация, агитационные плакаты, банеры, видеоролики, встреча с населением и т.д..
подготовка молодежи к активной общественно-политической жизни, к грамотным общественным действиям:
___ проведение интеллектуального политического конкурса “Я – кандидат”, Конкурс на лучший проект по молодежной политике.
На стыке традиционных направлений информационно-просветительной деятельности жизнь подсказывает новые направления:
социально-досуговая терапия для детей, инвалидов, пожилых людей:
«Инвалид в большом городе», «Эхо радиации»;
обучение релаксаторским технологиям: от простейших до комплексных:
«Релаксационный тренинг», Релаксация «На берегу», Релаксация «Маленькое зёрнышко».
последовательное развитие навыков самоорганизации рационального досуга:
посещение кружков, клубов по интересам
Развитие новых форм досуга на основе современной информационно-коммуникативной техники:
интернет клубы, интернет –кафе, видео уроки.
Средства массовой информации и учреждения досуга
— средства массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать и т.д.); — книгоиздательства, книжные магазины; информационно-компьютерные центры ит.д. 6. Культурно- досуговые учреждения: — клубы, дома и дворцы культуры, парки культуры, кинотеатры, центры молодежного досуга, игротеки, дома художественного и технического творчества.
- Тиражирование в учреждениях культуры и досуга форм, родившихся на радио, ТВ: конкурсные программы:
КВН, «А ну-ка, девушки!», «А+Б» (агитбригад), «Алло, мы ищем
- театрализованные информационно-развлекательные программы:
«От всей души», «Огонек», «С добрым утром»
- интеллектуальные шоу:
_»Звездный час», «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг», «Умники и умницы».
В свою очередь, из клубов и Домов культуры на экраны, в эфир пришли:
- традиционные устные альманахи:
«Вокруг света», «В мире животных», «Кинопанорама», «Здоровье», «Кинопутешествия»;
- праздники народного творчества:
«Радуга», «Играй, гармонь», «Шире круг», «Эх, Семеновна!»
- клубные гостиные:
«Зеленая лампа», «В нашу гавань заходили корабли», «Театр + ТВ», «Белый попугай»;
- всевозможные ток-шоу:
«О самом главном», «Говорим и показываем», «Тема», «Мы», «Глас народа», суть которых — клубный диспут, распространенный в зарубежном досуге дискуссионный клуб;
Источник: infopedia.su
Программа работы клуба информационно – познавательного направления для среднего школьного возраста.
Развитие нашего общества во многом зависит от того, как подготовлен ребёнок к взрослой жизни. И только взрослые люди могут создать детям то подлинно счастливое детство, без которого не может вырасти настоящий гармонично развитый человек. Из вопросов и ответов в деле познания мира, неизменно доставляющих радость ребёнку, формируется его натура, личность, интеллект, а это задача нашего общества.
В очередной раз, серьёзно и терпеливо удовлетворяя любопытство детей, мы наталкиваем его на всё новые и новые “почему?” Необходимо развивать любознательность, и увлечь их процессом познания, помочь детям разобраться в том потоке информации, которая поступает в библиотеку, тем самым расширить кругозор читателя.
Программа рассчитана на любознательных ребят среднего школьного возраста в помощь школьной программе информационно – познавательного направления.
Цели и задачи:
Помочь детям в освоении человеческих знаний в области литературы, фольклора, экологии и других отраслей знаний;
Удовлетворить зарождающееся любопытство с помощью книги;
Информирование читателей книгой, журналом и другой печатной продукцией необходимой для его познания мира;
Расширения круга общения и организация досуга детей.
Любой конкурс: развлекательная программа, уроки, конкурсы напрямую связаны с книгой, “понуждают” читателей обращаться к печатному слову. Все мероприятия будут проходить в рамках Года экологии.
Метод достижения поставленных целей и задач: литературные часы и беседы, книжные выставки, тематические обзоры по военно – патриотическому воспитанию, просмотры детской периодики, громкие чтения и различные игры, выпуск рекламной продукции, просмотры видео презентаций и музыкальных клипов.
Используемые литература и средства в работе:
поучительные истории, художественная и научно – познавательная литература, сказки, былины и мифы, презентации.
План работы для детей среднего школьного возраста на 2017 год
п/п
Наименование мероприятия
Формы и методы
Время проведения
«Новогодний книжный карнавал»»
Книжная выставка. Обзор.
Источник: zyrbiblioteka.ru