Информационно-компьютерная технология обучения
В Концепции модернизации системы образования нашей страны указано на необходимость информатизации образовательного процесса. Перед учебными заведениями поставлены следующие задачи:
- • внедрение новых информационных технологий в учебный процесс, его информационное обеспечение с использованием современных средств телекоммуникации;
- • использование в учебном процессе электронных учебников, обучающих компьютерных программ, мировых образовательных ресурсов на базе сети Интернет;
- • организация проектной деятельности учащихся и преподавателей с использованием компьютеров;
- • внедрение компьютерной системы мониторинга качества образования в каждом учебном заведении.
Перечисленные тенденции определяют одно из направлений в развитии новой образовательной системы. Принципиальное отличие новой системы образования от традиционной заключается в ее технологической базе. Технологические элементы крайне не развиты в традиционном образовании, которое опирается в основном на обучение «лицом клипу» и печатные материалы. Новая образовательная система ориентирована на реализацию высокого потенциала компьютерных и телекоммуникационных технологий.
13 годных каналов из 1000 на YOUTUBE
Именно технологический базис новых информационных технологий позволяет реализовать одно из главных преимуществ новой образовательной системы — обучение на расстоянии, или, как его называют иначе, дистанционное обучение.
Педагогические основы разработки и внедрения информационнокомпьютерной технологии обучения разработаны учеными В.П. Беспалько [36], Е.С. Полат [178], И.Г.Захаровой [90] и др.
Компьютерная образовательная технология (технология электронного обучения) по сравнению с традиционной методикой обучения обладает рядом новых свойств и особенностей. Сюда отно
- • возможность оперативной передачи на любые расстояния информации любого вида (текстовой, графической, звуковой);
- • хранение этой информации в памяти компьютера в течение необходимого времени;
- • наличие электронного учебника, включающего совокупность информационных, методических и программных средств, необходимых для реализации всех этапов процесса усвоения знаний, умений и навыков;
- • индивидуализация обучения (каждый студент самостоятельно работает за компьютером, изучает и усваивает учебный материал в индивидуальном темпе);
- • пошаговое изучение учебного материала (предъявление учебной информации по логически завершенным дозам);
- • самостоятельное и обязательное выполнение учебных заданий каждым студентом для закрепления знаний, формирование умений навыков;
- • наличие обратной связи на основе контроля правильности выполнения каждого задания и исправления ошибок;
- • автоматизированная обработка передаваемой и получаемой информации (хранение, распечатка, воспроизведение, редактирование);
- • возможность доступа к различным источникам информации — электронным библиотекам, базам данных, лабораторным практикумам и т.д.;
- • организация коллективных форм общения преподавателей со студентами, студентами между собой посредством теле- и видеоконференций.
Обучение с использованием компьютерных технологий должно быть направлено на достижение следующих целей:
Информационно-обучающий анимационный видеоролик
- • формирование у будущих специалистов системы знаний, умений и навыков, предусмотренных государственным образовательным стандартом;
- • обучение их практическим навыкам работы со стандартным программным обеспечением;
- • освоение методов компьютерного моделирования изучаемых явлений, объектов, процессов, действий по решению учебных и исследовательских задач;
- • обучение методам решения профессиональных задач с помощью компьютера;
- • улучшение качества обучения за счет мотивации и интенсификации самостоятельной работы студентов, доступа их к большему массиву научной и учебной информации, реализации принципов обратной связи, учета индивидуально-психологических особенностей каждого обучаемого, наглядности обучения;
- • облегчение труда преподавателей за счет автоматизации некоторых видов контроля и оценки знаний и умений студентов (вступительный, текущий и тематический контроль), увеличение доли самостоятельной работы студентов;
- • содействие культурному, эстетическому развитию студентов на основе их приобщения к самой широкой информации эстетического, гуманистического содержания.
Как известно, в традиционном учебном процессе используются следующие средства обучения: речь преподавателя; печатные издания учебников, учебно-методических пособий, справочников и словарей; записи на доске, плакаты и раздаточный материал; диа- и кинофильмы, телевидение и видеофильмы; стенды, модели и лабораторное оборудование.
В информационно-компьютерной технологии, кроме традиционных средств обучения, в совокупности с компьютером используется целый ряд новых средств, а именно: электронные издания учебников и учебно-методических пособий, средства Интернет (электронная почта, мультимедиа и др.), обучающие программы и системы, виртуальные лаборатории и др. Все эти средства можно объединить под названием «компьютерные обучающие системы».
Электронные издания учебного назначения, обладая всеми особенностями бумажных изданий, имеют ряд положительных отличий и преимуществ. В частности:
- • компактность хранения в памяти компьютера или на дискете (диске);
- • гипертекстовые возможности, мобильность и тиражирования;
- • возможность оперативного внесения изменений и дополнений;
- • удобство пересылки по электронной почте.
Автоматизированная обучающая система включает в себя дидактические, методические и информационно-справочные материалы по учебной дисциплине, а также программное обеспечение, которое позволяет комплексно использовать их для самостоятельного получения и контроля знаний.
Компьютерные обучающие системы — программные средства учебного назначения, которые широко используются в образовательном процессе. Они позволяют:
- • индивидуализировать подход и дифференцировать процесс обучения;
- • контролировать обучаемого с диагностикой ошибок и обратной связью;
- • обеспечить самоконтроль и самокоррекцию учебно-познавательной деятельности;
- • сократить время обучения за счет трудоемких вычислений на компьютере;
- • демонстрировать визуальную учебную информацию;
- • моделировать и имитировать процессы и явления;
- • проводить лабораторные работы, эксперименты и опыты в условиях виртуальной реальности;
- • прививать умение в принятии оптимальных решений;
- • повышать интерес к процессу обучения, используя игровые ситуации;
- • передавать культуру познания и др.
Аудио- и видеоучебные материалы записываются на магнитные носители, аудио- и видеокассеты и могут быть представлены обучаемому с помощью магнитофона, видеомагнитофона или лазерных компакт-дисков CD-ROM. Компьютерные сети — средство обучения, включающее в себя различного рода информацию и совокупность компьютеров, соединенных каналами связи.
Для организации образовательного процесса на базе компьютерных технологий необходимы три основных компонента: аппаратно-программные средства, образовательно-электронные издания и ресурсы (ЭИР) и подготовленные преподаватели.
Необходимо подчеркнуть, что учебник как одно из основных средств обучения не замещается, а дополняется новыми техническими средствами. Электронные издания и ресурсы прежде всего выполняют те функции, которые не могут выполняться книгой (например, управление учебно-познавательной деятельностью студентов, контроль их знаний и др.).
Мультимедиа — это представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, а с помощью фото, звука, видео, графики, анимации и т.д. (мульти—много, медиа—средства). Использование таких средств в учебном процессе намного эффективнее, чем словесное объяснение. При этом возрастает скорость передачи информации за счет высокой информационной плотности мультимедиасреды. Использование аудио- и видеоинформации в процессе обучения повышает уровень усвоения учебного матери ала на 20—30 %. С помощью этих средств появляется возможность моделировать реальные объекты, процессы и явления с целью их исследования. В последнее время на базе мультимедиатехнологий все чаще реализуется воссоздание моделирования естественной окружающей среды, с тем чтобы приблизить взаимодействие пользователя с компьютерным продуктом к его естественному поведению в реальном мире.
Таким образом, с помощью мультимедиа, моделирования и путем взаимодействия студента со средствами обучения впервые мы получаем не описание реальности в символьных абстракциях (книга) и, не только аудио- и видеоотражения объектов и процессов (кино, телевидение), а принципиально полную модель окружающего мира, которую можно характеризовать как адекватное представление реальности или «виртуальную реальность».
Необходимо отметить, что полиграфические и электронные издания сосуществуют в симбиозе, дополняя друг друга. Преимущества книги неоспоримы, она не требует никаких технических средств. Книга привычна и удобна всегда и везде.
Проектирование информационно-компьютерной технологии обучения обязательно включает такие основополагающие действия (этапы работ), как:
- • определение целей образования;
- • разработка содержания образования;
- • выбор методов обучения;
- • разработка электронного учебника, т.е. обучающей программы для управления учебно-познавательной деятельности студента;
- • разработка контролирующей программы для рубежного (тематического) и итогового контроля знаний и умений студентов;
- • разработка контролирующей программы для рубежного (тематического) и итогового контроля учебно-познавательной деятельности студентов
Качество компьютерного обучения, определяемое уровнем усвоения студентом системы знаний, умений и навыков, в решающей степени зависит от содержания и структуры электронного учебника, от методов и приемов учебно-познавательных действий, предусмотренных обучающей программой.
Электронный учебник — это автоматизированная обучающая система, включающая в себя дидактическое, методическое и программное обеспечения, а также информационно-справочные материалы для использования их в процессе самостоятельного изучения учебного материала по соответствующей дисциплине.
Электронный учебник должен содержать весь комплекс учебнометодических, информационно-обучающих и контролирующих программ, необходимых для самостоятельного усвоения знаний, предусмотренных государственным образовательным стандартом по специальности (в части требований к знаниям и умениям по соответствующей учебной дисциплине). В его структуру необходимо включить следующие взаимосвязанные блоки: 1) информационноинструктивный блок; 2) блок входного контроля знаний студентов; 3) информационно-обучающий блок; 4) блок выходного контроля и оценки знаний и умений студентов.
Блок входного контроля включает тесты для проверки исходного уровня обученности студента.
Кроме основного информационного материала и соответствующих заданий, в обучающую программу рекомендуется включать творческие задания, предполагающие самостоятельное применение усвоенных знаний в решении проблемных задач.
Блок выходного контроля представляет собой тест для итоговой проверки и оценки результатов обучения.
Таким образом, использование компьютерной обучающей системы позволяет гибко управлять познавательной деятельностью каждого студента. Следует отметить, что электронный учебник должен быть построен таким образом, чтобы студент мог бы самостоятельно варьировать количество и последовательность выполнения учебных заданий в зависимости от его способностей, потребностей, интересов, исходного уровня знаний. Однако объем усвоенных им знаний, умений и навыков должен быть не ниже минимума программного материала, предусмотренного государственным образовательным стандартом по соответствующей специальности.
Электронный учебник, по существу, должен моделировать совместную деятельность преподавателя или с одним студентом (индивидуальное обучение), или с группой студентов (групповое обучение) на разных этапах процесса обучения, начиная с постановки целей и познавательных задач, заканчивая контролем и оценкой знаний, умений и навыков каждого студента. Применение электронного учебника не означает вытеснение преподавателя из учебного процесса. Он рассматривается нами как одно из эффективных средств обучения (инструмент), позволяющий гибко управлять учебно-познавательной; деятельностью студентов. При этом меняются функции преподавателя; его информационная и контролирующая функции сокращаются. На него возлагаются задачи разработки и совершенствования программных средств, организации самостоятельной или групповой работы студентов, их консультации, руководства учебноисследовательской работой, самообразования и т.д.
Степень участия преподавателя в учебном процессе (взаимодействия со студентами) зависит от форм обучения, например при очной системе он присутствует на каждом занятии. Первичное ознакомление студентов с учебным материалом лучше осуществлять на лекционных занятиях. Электронный учебник должен использоваться на этапах закрепления знаний, решения задач, лабораторных работ и т.д.
При заочной форме обучения то доля аудиторных занятий под руководством преподавателя заметно сокращается. Студент-заочник преимущественно будет учиться с помощью компьютерной обучающей системы.
Возможности системы электронного обучения непосредственно влияют на эффективность образовательного процесса. Накопленный опыт применения компьютерной образовательной технологии в высшей школе показал, что она позволяет:
- • сократить время обучения за счет автоматизации трудоемких вычислений, расчетных и графических работ с помощью компьютера;
- • демонстрировать визуальную учебную информацию, моделировать и имитировать сложные явления и процессы;
- • проводить лабораторные работы, эксперименты и опыты в условиях виртуальной реальности;
- • повышать интерес к изучаемым дисциплинам и процессу обучения за счет использования комплекса новых средств и методов обучения;
- • организовывать различного рода совместные исследовательские работы студентов, преподавателей, научных работников из различных вузов и научных центров одного или разных регионов;
- • организовать оперативную консультационную помощь из научно-методических центров широкому кругу обучаемых;
- • организовать сеть дистанционного обучения и повышения квалификации педагогических кадров;
- • оперативно обмениваться информацией, идеями, планами по интересующим участников совместным проектам;
- • формировать у студентов умение добывать информацию из разнообразных источников, обрабатывать ее с помощью современных компьютеров, хранить и передавать на сколь угодно дальние расстояния;
- • создавать подлинную языковую среду в условиях совместных международных телекоммуникационных проектов, телеконференций, способствующих формированию у студентов потребности в общении на иностранном языке.
Источник: bstudy.net
Применение компьютерных обучающих программ в процессе преподавания педагогических дисциплин
В настоящее время в процесс обучения активно внедряются программные технологии на базе персональных компьютеров, применяемые для передачи студенту учебного материала и контроля степени его усвоения. Среди средств новых информационных технологий одно из ключевых мест занимают компьютерные обучающие программы.
Разработка и внедрение в учебный процесс компьютерных обучающих программ является логическим продолжением компьютеризации образования. Этот процесс стал возможен благодаря проведенным исследованиям по вопросам в области теории и практики профессионального образования таких ученых, как В.П. Беспалько, П.Я. Гальперин, Т.И. Гергей.
Вопросы разработки психолого-педагогических и дидактических основ использования компьютерных обучающих программ рассматривались в работах А.А.Андреева, Л.И. Далингера, Ц.Ц. Доржиева, В.М. Монахова, Е. И. Машбиц.
В рамках компьютерной обучающей программы решается ряд задач обучения, которые можно представить тремя группами. В первую группу можно отнести задачи проверки уровня знаний, умений и навыков студентов, их индивидуальных способностей, склонностей и мотиваций, для которых обычно используют соответствующие программы психологических тестов и экзаменационных вопросов. К этой же группе относятся задачи проверки показателей работоспособности студентов, что осуществляется путем регистрации таких психофизиологических показателей, как скорость реакции, уровень внимания и т.д.
Вторая группа задач связана с регистрацией и статическим анализом показателей усвоения учебного материала: заведение индивидуальных разделов для каждого студента, определение времени решения задач, определение общего числа ошибок и т.д. К этой же группе логично отнести решение задач управления учебной деятельностью, например, задач по изменению темпа предъявления учебного материала или порядка предъявления студенту новых блоков учебной информации в зависимости от времени решения, типа и числа ошибок. В целом, эта группа задач направлена на поддержку и реализацию основных элементов программированного обучения.
Третья группа задач компьютерных обучающих программ связана с решением задач подготовки и предъявления учебного материала, адаптации материала по уровням сложности, подготовки динамических иллюстраций, контрольных заданий, лабораторных работ, самостоятельных работ студентов [1].
Эффективность компьютерных обучающих программ во многом зависит от их содержательней стороны, а конкретно: от логической стройности, непротиворечивости, однозначности, доступности, точности, простоты изложения, валидности исходной информации; от наличия иллюстративно-графического (портреты известных философов, графики, диаграммы, гистограммы, таблицы, схемы и т. п.) и справочного материала (компьютерные энциклопедии, тезаурусы, информационные и библиографические обзоры) [2].
При использовании компьютерной обучающей программы в учебном процессе реализуются следующие возможности:
— поиск и вывод на экран любой темы (раздела) курса, которые входят в компьютерную обучающую программу как самостоятельный блок учебного материала;
— просмотр, изучение (при необходимости — конспектирование) и усвоение учебного материала по каждому вопросу выбранной темы;
— самопроверка степени усвоения учебного материала за счет предъявления студенту нескольких вопросов с альтернативными ответами по теме, из которых только один ответ верен;
— контроль степени усвоения учебного материала тем (разделов), входящих в компьютерную обучающую программу с автоматическим выставлением оценки по сумме правильных ответов и занесением данных в память персональных компьютеров;
— многократное использование компьютерной обучающей программы с накоплением в памяти персональных компьютеров банка данных: кто проходил обучение, по каким темам (разделам) и какие оценки получил при обучении или контроле [1].
Основные трудности на пути широкого внедрения компьютерных обучающих программ в учебный процесс связаны со значительной трудоемкостью и затратами времени на разработку, а также неполным использованием возможностей современных компьютеров. Это можно объяснить следующими причинами:
- Отсутствием целевого финансирования разработок со стороны государства;
- Отсутствием специалистов, способных разработать компьютерную обучающую программу высокого уровня и системы их подготовки;
- Отсутствием заинтересованности во внедрении компьютерных обучающих программ в учебный процесс.
Наиболее эффективной является следующая организация работы обучаемого с компьютерной обучающей программой:
а) в начале производится изучение и проработка учебно-методического материала (тексты
лекций, пояснения к вопросам и т.д.), а также руководства по эксплуатации компьютерной
обучающей программы. Это делается обучаемым самостоятельно под руководством преподавателя,
однако не исключается организация чтения лекций по темам (включенным в компьютерную
обучающую программу) для всей группы обучаемых, чтение лекций по некоторым наиболее
значимым, сложным темам с проработкой остального материала каждым обучаемым самостоятельно;
б) затем выполняется непосредственная работа обучаемого с компьютерной обучающей
программой под контролем преподавателя, который выбирает темы для изучения и их порядок [2].
Рассмотрим более подробно основные методические принципы построения компьютерных обучающих программ, в которых, главным образом, реализованы принципы программированного обучения:
— четкое структурирование учебного материала;
— чередование информационных кадров и контрольных вопросов для активизации процесса обучения;
— возможность возврата к ранее пройденному материалу;
— возможность выбора последовательности изучения материала либо самим обучаемым, либо системой в зависимости от правильности ответов на контрольные вопросы;
— возможность формирования количественной (балльной) оценки уровня усвоения материала;
— возможность получения статистики процесса обучения (количество правильных и неправильных ответов, временные характеристики обучения и т.п.) [3].
В учебном процессе высшей школы компьютерные программы представляют собой эффективное средство сообщения новой информации, формирования различных умений и навыков. В соответствии с задачами обучения компьютерные программы можно классифицировать следующим образом: информационные — программы, предназначенные для сообщения обучающимся новой информации; обучающие — программы, назначением которых является формирование различного вида навыков и умений, их отработка в различных учебных ситуациях; тренировочные — программы, направленные на дальнейшее совершенствование приобретенных навыков и умений; а также называют программами-тренажерами, неоспоримым достоинством программ-тренажеров является то, что упражнения на отработку того или иного вида навыка можно проделать необходимое каждому обучающемуся количество раз; контролирующие — программы для контроля (самоконтроля) приобретенных знаний и сформированных навыков и умений, в методической литературе их принято называть программами-тестами (по способу проверки правильности ответа могут быть выделены программы-тесты с множественным выбором, с альтернативными или со свободно конструируемыми ответами).
Основным критерием классификации компьютерных программ считается степень самостоятельности студентов в ходе работы с этими программами. При этом организационные формы занятий, на которых используются компьютерные программы, могут быть различными: аудиторные занятия, самостоятельная работа во внеаудиторное время. С этой точки зрения многие программы являются универсальными, и характер работы с ними зависит от установки, которую преподаватель дает перед началом работы.
Систематическое использование компьютерных программ способствует приобретению более глубоких и прочных знаний, развитию творческого мышления и способностей обучающихся, формированию у них мотивационной готовности к использованию приобретенных знаний, умений и навыков в реальных ситуациях.
Учитывая требования к разработке компьютерных программ, мы разработали автоматизированную обучающую программу по курсу «Теория и методика воспитательной работы» для студентов педагогических специальностей [4].
АОП по курсу «Теория и методика воспитательной работы» состоит из 10 тем: «Сущность воспитания и его особенности», «Принципы воспитания», «Закономерности воспитания», «Формы воспитательного процесса», «Методы воспитания», «Средства воспитательного процесса», «Виды и модели воспитания», «Направления воспитательной работы», «Воспитательные системы», «Основы семейного воспитания».
Каждая тема логически подразделяется на блоки: информационный, информационно-корректирующий и заключительный блок.
Информационный блок содержит общие сведения по данной тематике: теоретические знания в виде текстовой информации, схем и таблиц, которые необходимо знать обучаемому.
Информационно-корректирующий блок включает вопросы с вариантами ответов по теоретической части изучаемой темы. В случае неверного ответа, программа корректно возвращает обучаемого в информационный блок. При повторном неверном ответе, будет выдан правильный ответ. Блок выполнения заданий содержит задания по вышеназванной тематике, что является полезным для проверки знаний обучающихся. Здесь же производится немедленная проверка и корректировка ответов (осуществляется обратная связь).
Заключительный блок — блок оценки результатов работы обучающего по программе.
Информация, которую мы закладываем для дидактической подготовки студента, тщательно отобрана нами из современной педагогической литературы, переработана, подается в соответствии с психологическими требованиями к восприятию и усвоению визуального материала.
В целом построение образовательных электронных изданий должно осуществляться на базе следующих основных принципов: создание мотивации изучения дисциплины; наглядность представления учебной информации; интерактивность; модульность структуры; ориентация на самостоятельное изучение; содержательная преемственность различных этапов обучения дисциплине; профессиональная направленность; нелинейность структуры учебного материала; комплексное использование информационных технологий.
Литература:
- Доржиев Ц.Ц. Разработка и методические рекомендации по применению автоматизированной обучающей системы по начертательной геометрии в учебном процессе. — Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2004. — 72 с.
- Андреев А. А. Педагогика высшей школы. — М.: МЭСИ, 2000. — 141 с.
- Машбиц Е.И. Психолого-педагогические основы проблемы компьютеризации обучения. — М.: Педагогика, 1988. — 192 с.
- Сарсекеева Ж.Е. Автоматизированная обучающая программа по курсу «Теория и методика воспитательной работы»: Свидетельство о государственной регистрации объекта интеллектуальной собственности № 134. РК. Опубл. 24.06.05.
Источник: articlekz.com
Информационно-коммуникационные технологии
Обучающая программа (ОП) — это специфическое учебное пособие, предназначенное для самостоятельной работы учащихся. Она должна способствовать максимальной активизации обучаемых, индивидуализируя их работу и предоставляя возможность самостоятельно управлять своей познавательной деятельностью. ОП — лишь часть всей системы обучения, следовательно, она должна иметь связи со всем учебным материалом, выполняя свои специфические функции и отвечая вытекающим из этого требованиям.
Программы называются обучающими, потому что принцип их составления носит обучающий характер (с пояснениями, правилами, образцами выполнения заданий и т. и.). Программами они называются потому, что составлены с учетом принципов программированного обучения:
- 1) наличие образовательной цели и разработанной последовательности действий, приводящих к достижению этой цели;
- 2) расчлененность учебной работы на шаги, связанные с соответствующими дозами информации, которые обеспечивают осуществление шага;
- 3) завершение каждого шага проверкой усвоения материала с помощью подготовленных заданий и материалов, предназначенных для коррекции знаний;
- 4) использование компьютера;
- 5) индивидуализация обучения (в разумных пределах).
При составлении обучающей программы необходимо учитывать психофизиологические закономерности восприятия информации. Очень важно создать положительный эмоциональный фон, вызвать интерес к работе и поддерживать его во время выполнения всей ОП. Хорошо построенная ОП позволяет:
избегать монотонности заданий, учитывать смену деятельности по ее уровням: узнавание, воспроизведение, применение;
предоставить возможность успешной работы с ОП сильным, средним и слабым ученикам;
учитывать фактор памяти (оперативной, кратковременной и долговременной). При работе с обучающей программой большое значение имеет длительность паузы для выполнения задания. Чтобы не ставить учащихся в дискомфортные условия (при короткой или длительной паузе), следует помнить, что при обучении не рекомендуется ограничивать паузу для выполнения работы, а паузы для контроля выполнения задания можно и нужно ограничить, но это возможно лишь после длительной опытной проверки ОП и при умении учащихся свободно работать с компьютером.
Источник: ozlib.com
Использование компьютерных обучающих программ
Компьютерные обучающие программы (КОП) используются в учебном процессе преимущественно с целью тренировки и контроля, реализуя тренировочно-репетиторскую и контролирующее-коррегирующую функции преподавателя.
Существует три основных системы программирования учебного материала: линейная, разветвленная и смешанная (комбинированная). В линейной программе материал разбивается на маленькие порции (дозы), которые последовательно (линейно) предъявляются для изучения. Сделав задание, ученик получает ключ для самоконтроля и самокоррекции и вне зависимости от результатов выполнения упражнения переходит к работе над следующей порцией материала [20; c. 48].
В разветвленную программу вводятся дополнительные разъяснения в тех случаях, когда учащиеся ошибаются или затрудняются с ответом, т.е. последовательность сообщения нового материала меняется в зависимости от результата выполнения предыдущего задания. Если задание выполнено верно, то ученику разрешается приступить к изучению новой порции материала, в противном случае он получает дополнительные, как правило, облегченные упражнения. Правильно сделав эти упражнения, ученик должен вернуться к исходной позиции, и только после ее успешного выполнения ему разрешается переходить к усвоению новой порции учебного материала. Эти программы нередко сочетаются, образуя новый вид, получивший название комбинированной программы [32; c. 152].
Компьютерные программы обычно классифицируют по следующим характеристикам:
по функциональному назначению:
- 1) обучающие;
- 2) игровые;
- 3) информационные;
- 4) контролирующие;
- 5) комбинированные
по способу программирования:
- 1) линейные;
- 2) разветвленные;
- 3) комбинированные
по способу адаптации к уровню знаний учеников:
- 1) адаптивные;
- 2) частично адаптивные;
- 3) неадаптивные [20, c. 47].
Адаптивная программа — разветвленная программа, наиболее полно учитывающая уровень знаний, умений и навыков учащихся. Частично адаптивная — комбинированная (линейная и разветвленная) программа. Неадаптивная — это линейная программа.
Данная классификация программ по функциональным признакам носит условный характер, так как в реальном учебном процессе они обычно выступают в виде обучающих программ, целью которых является формирование у обучаемых определенных знаний, умений и навыков.
Обучающие компьютерные программы включают в себя наряду с тестовыми и тренировочными упражнениями модули презентации новой информации и предполагают индивидуальный ритм прохождения программы, но принципиально мало отличаются от тренировочных.
Широкое распространение КОП в практике компьютерного обучения гуманитарным предметам обусловлено тем, что эти программы:
- * могут создаваться самими преподавателями без помощи программистов на базе генеративных программ и программ открытого типа;
- * позволяют осуществлять закрепление материала в тренировочных упражнениях в режиме индивидуальной самостоятельной работы учащихся, увеличивая ее эффективность и повышая ее роль в учебном процессе;
- * повышают степень объективности контроля:
- * обеспечивают значительное сокращение затрат времени преподавателя.
Обычно КОП невелики по объему и рассчитаны на сеансы работы, не превышающие 10-20 минут в соответствии с психофизиологическими требованиями к работе обучаемых за компьютером. Эффективность обучения с использованием таких программ зависит, прежде всего, от качества заданий, от методической и психологической обоснованности их последовательности, а также от систематичности применения компьютера.
Эти программы незаменимы при овладении орфографическими, грамматическими и лексическими навыками и могут использоваться с некоторыми ограничениями для формирования умений чтения и письменной речи.
Сеанс работы с КОП типа строится, как правило, следующим образом:
- 1) на экране монитора предъявляется порция учебной информации;
- 2) после ознакомления с информационным кадром обучаемому предлагается задание, выполняемое в режиме «вопрос-ответ»;
- 3) обучаемый дает ответ, используя различные варианты его ввода в зависимости от типа задания (буквенный или цифровой ввод ответа с помощью клавиатуры, выделение одного из предлагаемых вариантов ответа курсором с использованием клавиатуры или «мышки»);
- 4) программа оценивает правильность ответа путем сравнения его с эталоном, заложенным в базу данных КОП, и сообщает результат проверки обучаемому:
- * если ответ правильный, он регистрируется, и затем обучаемому предлагается следующее задание;
- * в случае неправильного ответа предусматривается сообщение обучаемому об ошибочности его ответа и возврат к информационному кадру либо переход к кадру комментария ошибки (обычно довольно общего характера);
В соответствии с ограниченностью возможностей анализа ответа обучаемого (преимущественно на основе автоматического сравнения с эталоном) в КОП наиболее распространены задания подстановочного типа (подстановка элементов слов и фраз, подстановка целых слов в лакунарных текстах) и упражнения, предусматривающие альтернативный ответ или технику множественного выбора ответа.
При обучении чтению с целью формирования умений извлечения из текста смысловой информации и контроля понимания прочитанного сеанс работы с программой может выглядеть следующим образом:
- 1) на дисплее предъявляется текст или его фрагмент;
- 2) обучаемому предлагается выполнить ряд заданий либо ответить на вопросы по содержанию текста:
- 3) обучаемый дает ответ, используя различные способы его ввода в зависимости от типа задания:
- * указание ответа курсором в тексте;
- * выделение или подчеркивание ответа в тексте;
- * альтернативный выбор из двух предложенных вариантов ответа (например, выбор утверждения, соответствующего содержанию текста);
- * ответ по технике множественного выбора путем обозначения курсором либо ввода с клавиатуры номера, соответствующего одному из предлагаемых вариантов ответа;
- * заполнение специальной информационной таблицы;
- * запись ответа с использованием клавиатуры;
Рассмотрим типы упражнений, которые применяются в обучающих программах.
Упражнения в аудировании. К компьютеру подключается магнитофон, что позволяет синхронизировать фонограмму с визуальным изображением на экране дисплея. Так появляется хорошая возможность создать зрительные опоры для аудирования иностранного текста.
Зрительные опоры могут быть в виде предтекстовых упражнений, которые направлены на снятие трудностей при прослушивании текста. Опоры предъявляются до прослушивания текста и в случае необходимости могут находиться на экране при прослушивании. Затем появляются тестовые задания, которые необходимо выполнить после прослушивания текста. Такое использование зрительных опор и послетекстовых заданий дает хороший эффект при обучении аудированию иноязычного текста [25, c. 233].
Упражнения в совершенствовании навыков чтения.
На экране дисплея появляется иноязычный текст, который с заданной скоростью проходит снизу вверх и исчезает за верхней рамкой экрана. Скорость прохождения текста по экрану регулируется в зависимости от уровня обученности учащихся. За время прохождения текста по экрану учащиеся должны извлечь из него заданную информацию и при контроле (самоконтроле) указать то, что требуется в заданиях для контроля. Это могут быть ответы на поставленные вопросы, это могут быть неправильные положения, но наилучшим вариантом для контроля, с нашей точки зрения, является «Тест на понимание».
В этом тесте можно предложить следующие задания:
- 1) все утверждения, предлагаемые тестом правильны, но одно из них наиболее полно выражает ответ на вопрос;
- 2) лишь одно из предлагаемых утверждений правильно;
- 3) лишь одно из предлагаемых утверждений неправильно;
- 4) одного из предлагаемых утверждений вообще нет в тексте;
- 5) дано начало предложения, необходимо из предлагаемых вариантов выбрать то, которое соответствует содержанию текста;
- 6) дано окончание предложения, необходимо из предлагаемых вариантов выбрать то, которое может быть началом данного предложения;
- 7) дано утверждение, предлагается выбрать из следующих вопросов тот, на который данное утверждение является ответом;
- 8) необходимо выбрать основную идею текста из предлагаемых вариантов.
Также можно использовать компьютер для обучения скоростному чтению.
Выполнение подобных упражнений позволяет не только давать учащимся задания, но и корректировать их работу шаг за шагом, давая оценку каждому выполненному упражнению. Тем самым отпадает необходимость в проверке каждой работы учащихся в классе хотя бы в разборе сделанных ошибок. Все это выполнит компьютер.
Лексико-грамматические упражнения. Они могут включать в себя все основные лексические, грамматические и лексико-грамматические темы курса. Каждая тема представляется упражнениями различной степени сложности. В подобных упражнениях могут быть представлены следующие типы заданий:
- 1) выбрать наиболее правильное утверждение;
- 2) выбрать правильный ответ на вопрос;
- 3) выбрать логически правильное предложение незаконченного утверждения;
- 4) найти соответствующий вариант перевода предложения (словосочетания);
- 5) заполнить пропуск подходящим по смыслу словом из предлагаемого списка;
- 6) найти требующуюся языковую форму в предлагаемом ряду;
- 7) вставить необходимую грамматическую форму из предлагаемого ряда [33; c. 76].
Выполнение программированных упражнений способствует овладению грамматическими явлениями, конструкциями и оборотами, специфическими для иностранного языка, прочному усвоению словарного минимума и т.д.
Источник: studwood.net