«Особенности индивидуальной логопедической работы с детьми с ТМНР в соответствии ФГОС»
Обучение детей с ТМНР является сложным процессом. Умственная отсталость обучающихся данной категории, как правило, в той или иной форме осложнена нарушениями опорно-двигательных функций, сенсорными, соматическими нарушениями, расстройствами аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы, интеллектуальными нарушениями различное сочетание которых определяет особые образовательные потребности детей.
Данная категория детей относится ко 2 группе обучающихся по АООП (вариант 2). Особенности развития этих обучающихся обусловлены выраженными нарушениями поведения (как следствие аутистических расстройств). Они проявляются в расторможенности, нередко агрессивном поведении, стереотипиях, трудностях коммуникации и социального взаимодействия.
Аутистические проявления затрудняют установление подлинной тяжести интеллектуального недоразвития, так как контакт с окружающими отсутствует или возникает как форма физического обращения к взрослым в ситуациях, когда ребёнку требуется помощь в удовлетворении потребности. У этих детей нет интереса к деятельности окружающих, они не проявляют ответных реакций на попытки педагога организовать их взаимодействие со сверстниками. Эти дети не откликаются на просьбы, обращения в случаях, запрещающих то или иное действие, проявляют агрессию или самоагрессию, бросают игрушки, предметы, демонстрируют деструктивные действия. Такие реакции наблюдаются при смене привычной для ребенка обстановки, наличии рядом незнакомых людей, в шумных местах. Особенности физического и эмоционально-волевого развития детей с аутистическими проявлениями затрудняют их обучение в условиях группы, поэтому на начальном этапе обучения они нуждаются в индивидуальной программе и индивидуальном сопровождении специалистов.
Коррекционные занятия с детьми.
На логопедических занятиях, дети этой категории обучаются по индивидуальной коррекционной программе для «безречевых» обучающихся.
При логопедической работе с такой категорией детей важно продумывать и применять специальные подходы к обучению, а именно: построение “обходных путей”, использование специфических методов и средств обучения, дифференцированное, «пошаговое» обучение. (Например, использование печатных изображений, предметных и графических алгоритмов, пиктограмм, карточек PEКS, электронных средств коммуникации, внешних стимулов).
Основными требованиями в работе с детьми с ТМНР на логопедических занятиях являются:
1) Максимальная наглядность и конкретность методических приемов.
2) Использование при речевом развитии натуры, макетов, объёмных предметов, картинок, игр.
3) Сугубо индивидуальный подход, всегда живой, связанный с личностью ребенка интерес.
4) Ясное понимание ребенком цели и важности занятий.
5) Длительность тренировочных упражнений и частая повторяемость их, но всегда с моментами разнообразия, новизны по содержанию или по форме.
6) Неторопливые темпы работы и значительное продление сроков получения окончательных результатов.
ПМПК какие бывают виды обучения 2 часть. Психолого-медико-педагогическая комиссия. Невролог Краснова
Основным ожидаемым результатом обучающегося с ТМНР является развитие возможности использования речи с целью социальной коммуникации, способствующей развитию максимальной самостоятельности (в соответствии с его психическими и физическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, расширении личного опыта и удовлетворении индивидуальных потребностей.
К возможным ожидаемым речевым результатам для «безречевых» детей относится, если:
- У ребенка появилась (усилилась) потребность в общении , он заинтересован и может использовать некоторые средства альтернативной и/или дополнительной коммуникации, которые представлены на слайде:
- использование взгляда как средство коммуникации;
- использование мимики как средство коммуникации;
- использование жеста как средство коммуникации;
- использование звука как средство коммуникации;
- использование предмета как средство коммуникации;
- использование графических изображений/символов как средство
коммуникации; - использование таблицы букв как средство коммуникации;
- использование карточек с напечатанными словами как средство
коммуникации; - использование набора букв как средство коммуникации;
- использование компьютера как средство коммуникации.
- Расширились артикуляционные возможности, необходимые для произнесения отдельных звуков, воспроизведения слоговых сочетаний.
- Появились попытки подражания речи окружающим.
- Обогатились речевые возможности детей в практике импрессивной речи для решения повседневных жизненных задач, соответствующих возрасту.
Коррекционную работу с детьми с ТМНР строю по следующим направлениям :
- Развитие слухового восприятия.
- Развитие способности к использованию невербальных компонентов коммуникации.
- Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики.
- Развитие зрительно-пространственного анализа и синтеза.
- Развитие функции голоса и дыхания.
- Развитие чувства ритма.
- Развитие импрессивной и экспрессивной речи.
Каждое направление включает определенные задачи и соответствующие им приемы, дифференцированные в зависимости от этапа работы и индивидуальных особенностей и возможностей детей.
- Развитие слухового восприятия.
- Задачи: расширение рамок слухового восприятия развитие сенсорных функций, направленности слухового внимания, памяти (работа проводится чаще всего с использованием звучащих предметов, музыкальных инструментов).
- Развитие способности к использованию невербальных компонентов коммуникации и альтернативной коммуникации.
- Задачи этого направления: установление контакта, увеличение потребности в общении и взаимодействии с другими людьми, адекватное использование жестов и других способов невербальной коммуникации.
- Примеры фрагментов занятий по развитию способности к использованию невербальных компонентов коммуникации и альтернативной коммуникации:
Цель: активизация ощущений собственных движений (активных и пассивных руками взрослого); побуждение к совершению знакомых действий с воображаемыми предметами.
Ребёнку показываю, как причёсывают волосы (рукой поглаживаю по волосам); Затем прошу ребёнка произвести эти действия вначале с реальными, а затем с воображаемыми предметами. При необходимости используется приём «рука в руку». По аналогии выполняются движения: как едят суп (рукой действуют в направлении от стола ко рту); как пьют из чашки (руку прикладывают ко рту и запрокидывают голову).
Цель: воспроизведение движений, изображённых на сюжетной картинке; развитие мимики.
Ребёнок, рассматривая сюжетную картинку, отвечает на вопросы жестом или движением. На сюжетной картинке «бабочка летит» – ребёнок машет руками, имитируя махи крыльев или «девочка кушает» – движения рукой от стола ко рту; «кошка лакает молоко» – имитирующее движение языком и другие.
- Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики.
- Задачи: развитие мелкой моторики рук, глазодвигательных, тактильно-проприоцептивных и статико-динамических ощущений, чётких артикуляционных кинестезий, тактильной памяти; формирование представлений о схемах лица и тела; развитие подвижности речевой мускулатуры: произвольности и дифференцированности мимических движений; кинестетического контроля за мимикой и мышечными ощущениями; восприятие артикуляционных укладов звуков путём развития зрительно-кинестетических ощущений.
Приёмы:
- прослеживание по направлениям сверху-вниз; снизу-вверх; справа-налево; слева- направо;
- прослеживание прямых- ломаных- извилистых линий;
- • массажные расслабляющие (активизирующие) движения; размазывание крема на различных поверхностях;
- • упражнения с пластилином; • проведение рукой ребёнка по различным поверхностям (мех щётки с различным ворсом);
- • узнавание на ощупь различной фактуры предметов с использованием тактильных таблиц;
- • двигательные упражнения с погремушкой-мячом- платочком- флажком;
- • «рисование» в воздухе рукой;
- • «рисование» ниткой на разной поверхности (бархатной, наждачной поверхности);
- • использование кукол би-ба-бо;
- • артикуляционная и мимическая гимнастика;
- • задания на имитацию положения рта, представленного на картинках (с использованием звуковичков);
- • выработка речедвигательных образов звукообразных слов.
- Развитие зрительно-пространственного анализа и синтеза.
- Задачи этого направления: это формирование поисковой деятельности, расширение поля зрения: выработка устойчивости, переключаемости, увеличения объёма зрительного внимания и памяти: развитие стереогноза – умения ориентироваться на плоскости и в трёхмерном пространстве: анализ зрительного образа.
Приёмы:
- нахождение игрушек в пространстве комнаты;
- перемещение их в заданном пространстве;
- соотнесение игрушки с её изображением на картинке;
- выполнение действий с предметами и игрушками по инструкции;
- определение недостающих частей у предметов по картинкам;
- выделение из множества предметов;
- запоминание расположения предметов на плоскости (вверху, в центре, в правом углу и т.д.);
- определение различий в предметах и картинках;
- сравнение сходных по зрительному образу предметов;
- конструирование по образцу, по инструкции;
- выделение фигуры из фона; вычленение наложенных друг на друга предметов.
- узнавание частей тела и лица на предметной картинке, соотнесение их с частями собственного тела;
- определение сторон тела у людей, изображённых на картинке, сторон собственного тела.
Цель: учить узнавать части тела и лица на предметной картинке, изображающей человека, соотносить их с частями собственного тела, развитие имитирующих жестов.
Ребёнку показываю картинку с изображением человека или куклы, затем прошу показать свою руку и руки у куклы на картинке. После этого ребёнка прошу показать: как он «моет» руки. По возможности ребёнка показываю определенную часть тела или лица, предъявляя ему соответствующую картинку (глаза, рот, нос) выполняя действия с этими частями.
- Развитие функций голоса и дыхания.
- Задачи: увеличение объёма дыхания, нормализация его ритма; развитие координированной деятельности дыхания, фонации и артикуляции: развитие высоты, тембра и интонации; стимуляция мышц гортани: активизация целенаправленного ротового выдоха, формирование диапазона голоса на основе упражнений в использовании звукоподражаний различной громкости. Приёмы:
- упражнения на расслабление шейной мускулатуры;
- активизация движений мягкого нёба, имитация жевания; • тренировка носового выдоха и произвольного речевого вдоха;
- упражнения на контролирование силы воздушной струи и ротового выдоха; • различение холодной и тёплой струй выдыхаемого воздуха;
- выработка умения повышать и понижать голос в доступных пределах.
- Фрагмент 1
- Цель: формирование длительного целенаправленного выдоха с использованием дыхательного тренажёра.
Перед ребёнком на столе дыхательный тренажёр с персонажами сказки. Предлагаю подуть так, чтобы колобок убежал от лисы, тогда она его не съест. Предварительно показываю способ действия. Фрагмент 2 Цель: формирование носового вдоха
Для проведения игры используются два одинаковых набора коробочек с различными наполнителями (сосновые иголки и апельсиновые корочки). Ребёнку предлагается понюхать каждую из коробочек первого набора и рассмотреть её содержимое. Затем коробочки закрываются лёгкой тканью, и предлагается, последовательно понюхав коробочки, подобрать аналогичные из второго набора.
Коробочки на столе выставлены в определённом порядке. Ребёнку предлагается, понюхав их, поставить свой набор в той же последовательности.
- Развитие чувства ритма.
- Задачи: формирование ритмико-интонационной стороны речи; ассоциативных связей на основе скоординированной работы анализаторов (речеслухового, речедвигательного. зрительного), обеспечивающих основу коммуникативной функции речи; знакомство с ритмико-интонационными характеристиками гласных звуков А, О. У, И; развитие сенсомоторных компонентов чувства ритма. Приёмы:
- воспроизведение ритма в движениях и играх;
- ходьба и маршировка под музыку;
- воспроизведение заданного ритмического рисунка отстукиванием и отхлопыванием;
- соотнесение ритма со схематическим изображением;
- произвольное, ритмичное произнесение гласных звуков и звуковых цепочек;
- дифференциация ритмических рисунков: отображение определенных качеств движений;
- ритмическое чередование объектов с опорой на зрительное восприятие.
- Фрагмент 1
Цель: формирование регулятивной функции речи на основе развития механизма скоординированной работы анализаторов (речеслухового, двигательного, зрительного)
Ребёнку предлагаю раскидывать на пол по одной игрушки из корзинки на каждый удар бубна, с одновременным проговариванием звукоподражания «бух». После того, как все игрушки раскиданы на пол, на каждый удар бубна игрушка кладётся обратно в корзинку. Как вариант, можно действовать по световому сигналу (включать и выключать фонарик).
Цель: развитие ритмико-интонационной стороны речи, слухового и тактильного восприятия.
На глазах ребенка выкладывается сплошная дорожка из мозаики, произнося звукоподражание с нажимом пальца на каждую из мозаик: «АААА АА». Затем прошу ребёнка повторить также – АААААА, записывая его произнесение на диктофон. Затем ритмический рисунок меняю – дорожку из мозаики выкладываю синкопировано (с пропуском через одну).
Нажимая на мозаику, произношу звукоподражание «А», и молчу, нажимая на пропуск. Ребёнок повторяет ритмический рисунок, его произношение записываю на диктофон. После того, как это упражнение будет отработано, перехожу к варианту, когда ребёнку предлагаю прослушать диктофонную запись и подобрать к озвученной дорожке нужную дорожку из мозаики.
- Развитие импрессивной и экспрессивной речи
Задачи: развитие понимания ситуативной и бытовой речи; формирование первичных коммуникативных навыков и лексики на звукоподражании и звукосочетаний имитирующих неречевые комплексы звуков (крики птиц и голоса животных); формирование первичных коммуникативных слов, обозначающих наиболее употребляемые предметы и простые действия; работа над семантикой слова
Приемы:
- узнавание предметов по их названию (игрушки, части тела, одежда, животные);
- узнавание и показ предметов по их признакам;
- узнавание и показ картинок с изображением предметов относящихся к определенным категориям;
- выработка обобщенных понятий;
- выполнение по инструкции действий со знакомыми предметами;
- выполнение вербальных инструкций с адекватным использованием звукоподражаний;
- побуждение к высказыванию эмоциональных восклицаний, просьб, развитие непроизвольного подражания – звукового и словесного;
- различение звукоподражаний с опорой на зрительное восприятие, соотнесение игрушек (картинок) с сопряженным отраженным и произвольным звукоподражанием;
- побуждение к использованию слов, состоящих из двух прямых открытых слогов;
- автоматизация в диалогической речи слов « хочу, буду»;
- автоматизация отдельных штампов коммуникативной побудительной и вопросительной речи (дай, на, кто, иди).
Цель: учить соотносить игрушку со звукоподражанием, побуждать к произвольному произнесению звукоподражания «а а а», развивать слуховое внимание
Ребенку показывается кукла, говорится, что она хочет спать и ее нужно покачать. Взрослый качает куклу сопровождая действия звукоподражанием «a a a». 3aтем, показывает игровые действия, сопровождая их эмоциональным комментарием и побуждает ребенка к совершению аналогичных действии со звукоподражанием.
Цель: закрепление слухового образа звуков «А О У И» и образов звучащих игрушек; развитие тактильного восприятия
За ширмой знакомые ребенку звучащие игрушки: кукла, лошадка, зайка, мишка
Ребенок по произнесенному звуку педагога, догадывается, кто так говорит и выбирает соответствующую игрушку за ширмой на ощупь, произнося этот звук.
Важное и необходимое условие в индивидуальной логопедической работе это взаимодействие и сопровождение родителей детей данной категории:
– Постоянный обмен информацией между родителями и логопедом;
– Консультации, индивидуальные беседы;
– Повышение мотивации семьи.
В последнее время возросло количество детей, имеющих тяжёлые и множественные нарушения развития. У таких детей сочетаниями сложных дефектов, обучение не только замедленно, но и затруднено. Это требует от педагогов особых умений, творчества, повышенной эмоциональной отдачи и большого терпения!
Особенности индивидуальной логопедической работы с детьми с ТМНР в соответствии ФГОС
- ← Развлечение в младшей группе “Мы-моряки”
- Сценарий праздника “8 Марта” для детей старшей группы детского сада. →
Источник: xn--d1abbusdciv.xn--p1ai
Специальная индивидуальная программа развития для ребенка с ТМНР
Заключение ПМПК: тотальное недоразвитие высших психических функций, умеренной степени выраженности. Аффективно-неустойчивый тип. Системное недоразвитие речи тяжелой степени выраженности. Сенсомоторная алалия.
2. Характеристика обучающегося на начало учебного года.
Саша посещает ГКОУ РО Красносулинскую школу-интернат №1 первый год.
Семья полная, состоит из 4-х человек. Мама – по уходу за ребенком. Отец-инвалид – не работает. Семья проживает в 4-х комнатном частном доме. Члены семьи доброжелательно относятся к мальчику.
Родители заинтересованы в успешном развитии ребенка, но дома недостаточно времени уделяют индивидуальным занятиям с ребенком.
Саша периодически болеет соматическими заболеваниями. С трудом переносит физические нагрузки, быстро утомляется. Движения замедленны, неуклюжи, наблюдается нескоординированность действий рук и ног. Согласно медицинским сведениям, состояние слуха и зрения соответствует норме.
Эмоциональное состояние мальчика неустойчивое. Периодически наблюдается кратковременный крик, плач, вокализация согласного звука «р». Отсутствуют элементарные предметные действия (захват, удержание, отпускание). Негативно реагирует (плачет) на шум, громкие звуки, на смену обстановки.
Ребенок успокаивается только при виде любимой пищи (хлеб, булочки, сок) и при просмотре любимых мультфильмов. Саша склонен к проявлению самоагрессии (кусает себя за руки, и бьет себя по голове).
Основная форма работы с мальчиком – индивидуальная. Саша не всегда позволяет выполнять действия своими руками, не следит за действием своих рук, в ходе занятия взаимодействует со взрослым короткий промежуток времени (несколько минут). Удерживает взгляд на предмете в течение 3-4 минут.
Все задания юноша выполняет с физической помощью взрослого: перекладывает предметы из одной ёмкости в другую, вставляет шарики в отверстие коробки, стаканчики друг в друга, нанизывает кольца на стержень, надавливает на предмет, сжимает его, катает по поверхности стола. Практически отсутствуют элементарные предметные действия (захват, удержание, отпускание). Действия с предметами на уровне неспецифических манипуляций. Ребенок захватывает предметы всей рукой. Трудность представляет захват и удержание мелких предметов.
Понимание обращённой речи ограниченное (ситуативное). Не всегда реагирует на своё имя. В конкретной ситуации выполняет знакомые речевые инструкции: «Стой!», «Нельзя!», «Встань!», «Сядь!», «Кушай!». Характерно полное отсутствие звуковых и словесных средств общения.
Саша не интересуется происходящим вокруг него. Иногда выступает инициатором контакта: берет взрослого за руку, но не обозначает конечной цели взаимодействия с ним. Иногда обращает на себя внимание взрослых пронзительным кратковременным криком.
Навыки самообслуживания не сформированы. Ест только твердую пищу (мучные изделия), столовыми приборами не пользуется даже при помощи взрослого. Вид тарелки с жидкой пищей вызывает негативную реакцию (плач, крик). В туалет не просится приходится действовать по часам.
По просьбе педагогов дома и в школе проводится работа по высаживанию ребенка на унитаз в соответствии с формируемыми биологическими часами. Взрослый одевает и раздевает ребенка.
Ребенок относится к 1 группе. Нуждается в полном уходе, эпизодическом контроле.
1. Альтернативная коммуникация.
2. Двигательное развитие.
3. Сенсорное развитие.
3. Индивидуальный учебный план.
Учебные предметы, коррекционные курсы
Групповые занятия
Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai
Рабочая программа коррекционного курса логопедические занятия для детей с ТМНР

Нарушения речи у детей с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями носят стойкий характер и негативно влияют на всю психофизиологию ребенка, затрудняя общение с окружающими, препятствуя формированию познавательных процессов, обучению, воспитанию и социальной адаптации. Степень недоразвития речи чаще всего соответствует степени общего психического недоразвития.
У учащегося речь представлена произношений отдельных звуков, звукокомплексв. Восприятие обращенной к ним речи ограниченное и имеет ситуативное понимание. Из-за плохого понимания обращенной к нему речи с трудом формируется соотнесение слова и предмета, слова и действия. Он воспринимает речь окружающих в виде коротких фраз и инструкций.
Более длинную фразу, инструкцию, требующую пространственного восприятия, не понимает и не реагирует адекватно. Он быстро устаёт и отвлекается.
Логопедическое сопровождение направлено на создание благоприятного климата для развития у обучающегося коммуникативных навыков в различных ситуациях общения со сверстниками и взрослыми, воспитание у него интереса к окружающим людям, создание ситуаций, позволяющих обучающемуся проявить и развить свои способности, дальнейшее обогащение и совершенствование речевых средств общения.
Цель программы : формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
o формирование у обучающегося интереса и потребности к деловому взаимодействию с учителем, а затем со сверстниками, умений продуктивного установления, поддержания и завершения контакта;
o формирование доступных (включая альтернативные) средства коммуникации взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
o активизация коммуникативных (невербальных и вербальных, альтернативных) средств для развития понимания и выражения ответа на обращенную речь взрослого любым доступным способом в разных ситуациях социального взаимодействия;
o развитие ручной и мелкой моторики;
o развивать артикуляционную моторику (статическую, динамическую организацию движений, переключаемость движений, объѐм, темп, точность, координацию);
o формировать и развивать слуховое восприятие и внимание;
o развивать правильное речевое дыхание;
o учить пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жесты, взгляды, голосовые реакций для выражения индивидуальных потребностей;
o учить правильно произносить звуки родного языка;
o развивать импрессивную речь (формировать умения понимать обращенную речь в форме слов, словосочетаний, предложений, связных высказываний);
o развивать экспрессивную речь (учить воспроизводить слого-ритмическую структуру двусложных слов; уточнять и обогащать словарный запас, при работе с лексическими темами (узнавание и называние конкретных предметов);
o учить узнавать (различать) образы графем (букв); выполнять графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов);
o формирование интереса к чтению взрослым коротких текстов с иллюстрациями.
II . ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
освоения обучающимися с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), коррекционного курса «Логопедические занятия»
2 класс 2 вариант 2019-2020уч.год
Основным ожидаемым результатом освоения обучающимся логопедической программы является развитие возможности использования речи с целью социальной коммуникации, способствующей развитию максимальной самостоятельности (в соответствии с его психическими и физическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, расширении личного опыта и удовлетворении индивидуальных потребностей.
ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) устанавливает требования к результатам освоения АООП, которые рассматриваются как возможные (примерные) и соразмерные с индивидуальными возможностями и специфическими образовательными потребностями обучающихся.
Программа обеспечивает достижение обучающимися личностных и предметных результатов.
Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса «Логопедические занятия» во 2 классе.
Личностные результаты:
o Принимает статус «ученик», на уровне положительного отношения к школе.
o Заинтересован посещением школы.
o Адекватно соблюдает и выполняет ритуалы школьного поведения.
o Принимает соответствующие возрасту ценности и социальные роли.
o Положительно относится к окружающей действительности, готов к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию.
o Положительно относится к коррекционным занятиям.
o Проявляет самостоятельность в выполнении учебных заданий.
o Заинтересован коррекционными занятиями.
o Проявляет готовность к безопасному и бережному поведению в обществе.
o Доброжелательно относится к окружающим людям.
o Умеет проявлять самостоятельность в разных видах детской деятельности.
o Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни.
o Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия.
o Осознает себя как члена семьи, одноклассника.
Предметные результаты:
Минимальный уровень
o Использовать длительный выдох, умения правильно пользоваться речевым дыханием: слитное воспроизведение слогов с постепенным их наращиванием, слитное воспроизведение слов и коротких фраз.
o Различать и узнавать речевые и неречевые звуки.
o Воспроизводить и различать звукоподражания.
o Соотносить предметы с их словесным обозначением.
o Выполнять одно- двухступенчатые инструкции.
o Понимать вопросы: кто это? Что это? У кого? Где это?
o Дифференцировать существительные и глаголы.
o Вслушивается в речь взрослого.
o Обобщать слова по основным лексическим темам.
o Выражать свои желания с помощью просьб обращений.
o Способен выделять определенные звуки из слов, называть, слышать в слове.
o Умеет удерживать заданную позу в процессе упражнений артикуляционной гимнастики.
o Воспринимать и может воспроизводить ритм простых усвоенных слов.
o Слушать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности.
o Различать гласные и согласные звуки.
o Повторять и воспроизводить по подобию отдельные слоги, слова.
o Может согласовывать свои действия с действиями учителя.
o Соотносить образ буквы с ее звучанием.
Достаточный уровень
o Дифференцировать формы существительных единственного и множественного числа мужского и женского рода.
o Классифицировать предметы по темам.
o Способен выделять определенные звуки из слов, называть, слышать в слове.
o Называть слова с заданным звуком.
o Называть существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
o Удерживать заданную позу в процессе упражнений артикуляционной гимнастики.
o Воспроизводить и различать элементы ритмико-интонационной структуры речи: слитность и паузы, краткое и долгое произнесение гласного.
o Воспринимать воспроизводить ритм простых усвоенных слов.
o Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности.
o Различать гласные и согласные звуки.
o Повторять и воспроизводить по подобию, по памяти отдельные слоги, слова, предложения.
o Согласовывать свои действия с действиями учителя.
o Способен к дифференцированному произношению звуков, родственных по артикуляции, в ходе их усвоения.
o Воспринимать, воспроизводить и соотносить слова, словосочетания, фразы с иллюстрациями.
o Может назвать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
o Усвоены первоначальные навыки письма.
Место коррекционного курса «Логопедические занятия»
в учебном плане
На изучение предмета во 2 классе отводится по 2 часа в неделю. По плану — 68 часов в год (34 рабочих недель), фактически, согласно годовому календарному учебному графику МБОУ СОШ № 2 на 2019- 2020 учебный год будет проведено 68 часов.
III . КУРСА
«Логопедические занятия»
Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики.
Развитие мелкой моторики рук, артикуляционной кинестезии, тактильной памяти; развитие подвижности речевой мускулатуры, произвольности и дифференцированности мимических движений, кинестетический контроль за мимикой и мышечными ощущениями; обучение восприятию артикуляционных укладов звуков, путем развития зрительно – кинестетических ощущений.
Развитие способности к использованию невербальных компонентов коммуникации.
Расширение рамок коммуникации с окружающими; развитие невербальных компонентов коммуникации с использованием мимики, жеста; преодоление апраксии и развитие кинестетического контроля.
Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос.
Развитие психологической базы речи.
Формирование произвольного слухового и зрительного восприятия,
внимания и памяти, зрительно-пространственных представлений.
Совершенствование процессов запоминания и воспроизведения (с использованием предметов, двух-трех предметных картинок).
Развитие общих речевых навыков.
Увеличение объема дыхания, нормализация его ритма; развитие координированной деятельности дыхания, фонации и артикуляции, высоты, тембра и интонации; стимуляция мышц гортани; активизация целенаправленного ротового выдоха; ознакомление с некоторыми характеристиками силы голоса; формирование диапазона голоса на основе упражнений с использованием звукоподражаний различной громкости.
Развитие импрессивной речи.
Развитие экспрессивной речи.
Формирование умения общаться, с помощью альтернативных средств; формирование речи как средства общения; воспитание потребности в речевом общении. Развитие элементарных произносительных навыков в работе над гласными [А], [У], [И], [О], [Э] и согласными раннего онтогенеза [П], [Б], [М], [Т], [Д], [Н], [К], [Г], [Х], [Ф], [В], [Й] звуками.
Закрепление произносительных навыков (в пределах доступного словаря). Формирование умения различать контрастные гласные ([И — У], [И — О], [А — У], [Э — У]) и близкие по артикуляции согласные звуки в открытых слогах (по участию мягкого неба [М — Б], [Н — Д]; по месту образования [П — Т], [Т — К], [М — Н]). Воспроизведение ритмического рисунка в двухсложных словах. Формирование умения заканчивать, начатое педагогом предложение с опорой на картинку.
Чтение и письмо.
Глобальное чтение
Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий.
Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.
Предпосылки к осмысленному чтению и письму .
Узнавание (различение) образов графем (букв). Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов).
Начальные навыки чтения и письма .
Узнавание звука в слоге (слове). Соотнесение звука с буквой.
Узнавание графического изображения буквы в слоге (слове). Называние буквы.
На коррекционных занятиях одновременно ведется работа над всеми компонентами речевой системы.
IV . ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
коррекционного курса «Логопедические занятия»
Название направления
Характеристика видов деятельности учащихся
Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики
Повторение за педагогом движений рук, артикуляционных поз, укладов звуков, мимических упражнения.
Развитие способности к использованию невербальных компонентов коммуникации
Использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей (рукопожатие и прощание, умение использовать указательный жест, жест требования, отказ, просьба о помощи).
Развитие психологической базы речи.
Формирование произвольного слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти, зрительно-пространственных представлений.
Различение предметов по цвету, величине, геометрической форме. Классификация предметов и их объединению во множество по одному-двум признакам.
Определение пространственных отношений (вверху, внизу, справа, слева, впереди, сзади), расположения предмета по отношению к себе. Узнавание предметов, картинок по их наименованию (организация восприятия по слову) — подбирает предметы по форме, цвету, величине, соотносит их друг с другом.
Запоминание и воспроизведение (с использованием предметов, двух-трех предметных картинок, геометрических фигур).
Развитие общих речевых навыков
Вырабатывание правильного физиологического дыхания и речевого диафрагмального дыхания без речевого сопровождения («Понюхаем цветок», «Кораблики», «Бабочка летит» и др.) и с речевым сопровождением на материале гласных звуков и их сочетаний, изолированных глухих щелевых согласных [Ф], [Х], слогов с этими согласными.
Проговаривание звуков, слогов тихо — громко, высоко— низко.
Восприятие эмоционального чтения стихов, простых по содержанию коротких текстов. Интонационное подражание голосам животных и птиц.
Развитие импрессивной речи
Вслушивание в речь, «настраивается» на восприятие речи и дает ответные двигательные и звуковые реакции. Понимание названия предметов туалета, домашнего обихода, окружающего мира, игрушек, школьных принадлежностей, одежды, обуви, продуктов питания. Уточнение понимания названия действий, которые ребенок сам совершает, которые совершают его близкие или которые он может видеть.
Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).
Понимание целостных словосочетаний, подкреплённых наглядным предметным действием. Соотношение (в пассиве) предметы и действия с их словесным обозначением. («Покажи куклу», «Покажи мячик», «Покажи мишку»; «Покажи куклу» — «Принеси куклу») .
Понимание грамматических форм речи:
— выяснение местонахождения предметов: Где? Куда? Откуда? На чём? (Покажи, где лежат книги?)
— понимание вопроса Кому? (Покажи, кому девочка даёт морковку?)
— понимание вопросов: Что? Кого? У кого? – для выявления объекта действия. (Покажи, что рисует девочка?)
— понимание вопроса Чем? (Покажи, чем мама режет хлеб?)
Понимание предикативного словаря:
— понимание смысла сюжетных картинок, на которых люди совершают различные действия (Покажи, где мальчик бежит, а собака сидит)
— понимание действий, совершаемых одним и тем же лицом (Собака спит, лежит, сидит)
— ориентировка в названиях действий, когда они даны без обозначений объектов (субъектов) действий (Покажи, кто спит, кто сидит, а кто бежит)
— переключение с одного действия на другое по словесной инструкции (Шагай – стой), различение утвердительных и отрицательных приказаний с частицей не (Прыгай – не прыгай)
— выполнение одно- и двухступенчатых конструкций.
Понимание предложных конструкций (предлоги В, НА, ПОД) и вопросов косвенных падежей. Дифференциация предлогов.
Понимание простых типов предложений: С+П (субъект + предикат), С+П+О (объект прямого действия)
Понимание категорий единственного и множественного числа, мужского и женского рода, прошедшего и настоящего времени глаголов.
Соотнесение слов один – мало – много – ни одного с соответствующим количеством предметов; соотнесение слов большой, маленький, средний с размером предлагаемых предметов.
Различает вкус (сладкий, солёный, кислый)
Различение пространственного расположения предметов при условии, что предметы находятся в привычных для ребёнка местах.
Различение слов-действий; слов-названий по различным лексическим темам: «Семья», «Игрушки», «Овощи», «Фрукты», «Одежда», «Животные», «Посуда», «Мебель» и др.
Развитие экспрессивной речи
Проявление потребности подражать слову взрослого.
Проговаривание гласных [А], [У], [И], [О], [Э] и согласных раннего онтогенеза [П], [Б], [М], [Т], [Д], [Н], [К], [Г], [Х], [Ф], [В], [Й] звуками (без их дифференциации на мягкие и твердые, глухие и звонкие) с опорой на специальные символы звуков.
Закрепление произносительных навыков (в пределах доступного словаря).
Узнавание и воспроизводение гласных на основе восприятия их беззвучной артикуляции.
Различение гласных ([И — У], [И — О], [А — У], [Э — У]) и близких по артикуляции согласных звуков в открытых слогах ( [М — Б], [Н — Д]; [П — Т], [Т — К], [М — Н]).
Воспроизведение звуко-слоговой структуры слов с правильным воспроизведением ударного слога и интонационно-ритмического рисунка в двухсложных словах со слоговой структурой типа:
а) СГ + СГ (на, да, мама, папа, Катя, мух, киса )
Договаривание фраз, начатых логопедом (по зрительной опоре).
Чтение и письмо
Глобальное чтение.
Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.
Предпосылки к осмысленному чтению и письму .
Узнавание (различение) образов графем (букв). Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов).
Начальные навыки чтения и письма .
Узнавание звука в слоге (слове). Соотнесение звука с буквой.
Узнавание графического изображения буквы в слоге (слове). Называние буквы.
V . КАЛЕНДАРНО –ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
коррекционного курса «Логопедические занятия»
Источник: znanio.ru