Индивидуальная психокоррекционная программа пример

Предмет коррекции: коммуникативная и эмоционально-личностная сфера, как основа формирования и проявления тревожности детей.

Объект коррекции: дети младшего школьного возраста (8 чел., имеющие не соответствующие возрастной норме показатели тревожности по результатам диагностики – выше нормы и ниже нормы).

Цель коррекционной и развивающей работы: коррекция и профилактика тревожности детей младшего школьного возраста.

Стратегия и тактика проведения психокоррекционной и развивающей работы: групповые занятия с привлечением психолога.

В качестве форм и методов психокоррекции будут применяться: игровая терапия, арт-терапия, сказко-терапия, психогимнастика, музыкотерапия.

Психокоррекционное занятие будет проводиться 2 раза в неделю.

В конце каждого месяца будет проводиться оценка эффективности занятий посредством проведения открытого занятия для родителей с применением контрольных заданий для самостоятельного выполнения.

Необходимый материал и оборудование:

Организация корреционно- развивающей работы. Будни школьного психолога.

– костюмы, головные уборы для игр;

– художественные тексты, сказки либо истории для обсуждения;

– фломастеры, цветные карандаши, акварельные краски, тушь, гуашь, кисточки, бумага и др.

Структура программы: п рограмма будет включать 15 занятий по девяти темам, объединенных в три раздела (табл. 3).

Содержание психокоррекционной программы по коррекции агрессивного поведения детей среднего школьного возраста

Раздел Тема Кол-во занятий Кол-во часов
I. «Давайте познакомимся» Цель: подготовка детей к общению и формирование коммуникативных навыков. 1. «Хоровод животных» Цель: развитие чувства общности, выразительности движений, снятие напряжения Задачи: – развитие восприятия, памяти и речи; – активизация и расширение словарного запаса; – совершенствование грамматического строя и навыков связной речи; – развитие мелкой моторики.
2. «Хоровод сказочных героев» Цель: развитие выразительности движений, раскованности и групповой сплоченности Задачи: – воспитание доброжелательного отношения детей друг к другу; – развитие выразительности движений, раскованности, групповой сплоченности; – развитие общей и мелкой моторики, активизация и расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи.
3. «Осенние облака» Цель: обучение составлению рассказов с опорой на схемы Задачи: – активизация в речи детей нежных, ласковых слов; – развитие речи, активизация и расширение словарного запаса, – совершенствование грамматического строя и навыков связной речи; – обучение детей усматривать в слабо оформленном многозначном материале образы предметов.
Всего на раздел
II. «Учимся общаться » Цель: развитие связной речи, активизация и расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи 1. «Моя любимая игрушка» Цель: развитие наглядно-образного и логического мышления Задачи: – развитие умения слушать друг друга; – обучение описывать любимую игрушку, отмечая ее настроение, поведение, образ жизни; – тренировка моторики; – развитие связной речи; – расширение словарного запаса; – развитие воображения, выразительности движения, – снятие мышечного напряжения.
2. «Осенний натюрморт» Цель: развитие восприятия и памяти Задачи: – обучение выражать свою индивидуальность, представлять себя другим детям в группе; – обучение составлению рассказов с опорой на схемы, – развитие речи, активизация и расширение словарного запаса; – упражнение в составлении натюрморта из овощей и фруктов в сочетании с другими предметами; – развитие вариативности мышления.
3. «Сказка Деда Мороза» Цель: обучение детей составлению сказочных импровизаций и историй на заданную тему Задачи: – обучение детей взаимодействовать друг с другом, получая от этого радость и удовольствие; – обучение детей составлять рассказы с опорой на схемы; – развитие речи, активизирование и расширение словарного запаса, – совершенствование грамматического строя и навыков связной речи; – развитие образного мышления и мелкой моторики.
4. «Пирамида любви» Цель: Развитие коммуникативных способностей Задачи: – воспитание уважения, заботливого отношения к миру и людям; – развитие воображения и мимических движений; – развитие внимания и памяти; – развитие мышления и речи, – активизация и расширение словарного запаса.
Всего на раздел
III. «Мы – волшебники» Цель: развитие творческих и мимико-жестикуляционных способностей 1. «Волшебные превращения» Цель: развитие пластики, мимики и жестов Задачи: – развитие умения перевоплощаться в предметы, животных; – обучение придумывать следствия невероятных событий, – развитие умения классифицировать; – развитие мелкой моторики.
2. «Подарок другу» Цель: развитие творческих способностей Задачи: – развитие умения невербально описывать предметы; – обучение находить противоположные по смыслу слова, развиваем мышление; – развитие творческих способностей в конструктивной деятельности.
Всего на раздел
IV. «Сюрприз для родителей». Цель: оценить динамику развития эмоционально-личностной и познавательной сферы, а также связной речи и коммуникативных способностей. Оценка эффективности
Всего на программу

Методология формирования психокоррекционных программ. Лидия Кузьменкова

Источник: poisk-ru.ru

Коррекционно-развивающая программа по оптимизации психологического здоровья детей младшего школьного возраста, имеющих психосоматические расстройства «В ладу с собой и миром»

Онлайн-книги

Онлайн-книги

Цель программы предполагает создание условий для оптимизации развития психологического здоровья детей младшего школьного возраста, имеющих психосоматические расстройства. Ее реализация подразумевает комплексный психолого-медико-педагогический подход.

11 июня 2019

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 16700 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары.

Лицензия.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

городского округа Балашиха для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи,
«Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Радуга»

Читайте также:
Как заблокировать программу в касперском

Международный конкурс-фестиваль педагогического мастерства

«Вдохновение. Лучший педагогический проект»

Номинация: «Мир возможностей»

«Коррекционно-развивающая программа

по оптимизации психологического здоровья детей младшего школьного возраста, имеющих психосоматические расстройства

«В ладу с собой и миром»

Должность: педагог-психолог,

кандидат психологических наук

8-964-714-80-11

г.о. Балашиха

2. Цель, объект, предмет, задачи программы……………………………. …5

4. Ожидаемые итоги реализации программы……………………………. …6

5. Механизм реализации программы……………………………………..…..6

6. Направления, формы и методы работы.…………………………………. 7

7. Ключевые понятия программы………………………………………….….7

8. Методологическая и теоретическая основы программы……………….…7

9. Тематическое планирование……………………………………………. 9

10.Превентивное (психопрофилактическое) направление..………………..10

12.Анализ результатов реализации программы……………………………..15

14.Информационные источники……………………………………………. 21

Пояснительная записка

Актуальность программы

«Зная взаимное друг на друга действие души и тела,

долгом почитают заметить, что есть и душевные

лекарства, которые врачуют тело и почерпываются

из науки мудрости, чаще из психологии»

Социально-экономические преобразования, порожденные научно-техническим прогрессом, резко повысили психические нагрузки не только на взрослых, но и на детей, как в условиях семьи, так и в школе. Все возрастающий поток информации, широкое использование технических средств обучения, увеличивающих объем и нагнетающих ее темп, постоянная модернизация программ воспитания и обучения в соответствии с требованиями ускорения социально-экономического и духовного развития современного общества — все это создает ощутимое давление на нервно-психические функции ребенка на всех этапах формирования его как личности. Особое место здесь принадлежит дисгармоничным внутрисемейным взаимоотношениям, а также школе с ее насыщенными и трудными программами, сложнейшими учебниками, проблемами перестройки всей системы образования в период начавшейся реформы в рамках одного из приоритетных национальных проектов «Образование».

При этом в последние годы неуклонно возрастает число детей, страдающих бронхиальной астмой, сахарным диабетом, заболеваниями желудочно-кишечного тракта и желчного пузыря, болезнями мочевыводящих путей, расстройствами со стороны сердечно-сосудистой системы, нейродермитом и другим. Все это — психосоматические расстройства , где психическое и соматическое (телесное) неразрывно связаны в происхождении и клинической картине заболеваний. Психосоматические расстройства — это расстройства функций органов и систем, обусловленные психическими, в частности, аффективными, нарушениями, которые возникают в функционально перегруженных, конституционально-неполноценных или поврежденных висцеральных системах [16]. Опыт работы в ЦПМСП «Радуга» показывает, что подобные нарушения оказывают неблагоприятное воздействие на функциональное состояние психики и формирование личности учащихся, на их успеваемость и поведение.

По данным ВОЗ, от 38 до 42% всех пациентов, посещающих кабинеты соматических врачей, относятся к группе психосоматических клиентов. По данным ряда российских и зарубежных специалистов распространенность психосоматических нарушений оценивается в диапазоне от 40 до 68% от числа обратившихся за помощью к педиатрам [2, 3, 7, 8, 23].

Также отмечается, что до 60% детей, идущих впервые в школу, неподготовлены и переносят невротические реакции. Они выражаются в плохом сне, агрессивности, страхах, в болях в животе, плохом аппетите, кардиалгиях, энурезе, сосании пальцев и т.п. [14]. Первые проявления психосоматических состояний, как правило, имеют корни в детском возрасте. У каждого пятого ребенка неустойчиво артериальное давление, и это нередко начало гипертонической или гипотонической болезни взрослого; каждый четвертый ребенок нуждается в наблюдении кардиологов, гастроэнтерологов, пульмонологов и эндокринологов с риском перехода с этими нарушениями под наблюдение взрослой поликлиники. Атеросклероз сосудов начинается нередко в 12-14 лет, а вегетативная дистония (психовегетативный синдром) омрачает детство многих детей и каждого третьего подростка.

Наиболее подробно этиопатогенетические факторы, участвующие в возникновении и утяжелении течения психосоматических расстройств, описаны Д.Н. Исаевым. По его мнению, патогенез психосоматических расстройств складывается из:

  • неспецифической наследственности врожденной отягощенности соматическими нарушениями и дефектами;
  • наследственного предрасположения к психосоматическим расстройствам;
  • нейродинамических сдвигов (нарушений деятельности ЦНС);
  • личностных особенностей;
  • психического и физического состояния во время действия психотравмирующих событий;
  • фона неблагоприятных семейных и других социальных факторов. При этом немаловажное значение имеют педагогические факторы, такие, как стрессовая тактика, интенсификация учебного процесса, нерациональная организация учебной деятельности, несоответствие методик и технологии обучения, отсутствие системы работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни [8].

Однако во всех случаях при психосоматических заболеваниях на первое место как их основная причина выходят неблагоприятные особенности формирующейся личности, препятствующие нормальной адаптации ребенка в дошкольных учреждениях и в школе, среди сверстников, а также тягостные переживания, психическая травматизация. То есть, возникновение психосоматических расстройств у детей с неотягощенным анамнезом – это один из признаков школьной дезадаптации.

Психогенная школьная дезадаптация (ПШД) определяется как «психогенное заболевание и психогенное формирование личности ребенка, нарушающие его субъективный и объективный статус в школе и семье и затрудняющие учебно-воспитательный процесс» [цит. по 21, с. 18]. Поведенческие проявления ПШД – затруднения в учебе вплоть до стойкой неуспеваемости, нарушения взаимоотношений со сверстниками и учителем, нарушения дисциплины, отказы ходить в школу или угрозы сделать это. Наиболее частыми соматическими жалобами у детей являются боли в животе, колики в области пупка, психогенная рвота, головная боль психогенной природы (т.е. исключаются органические заболевания ЦНС), возможны заикание, энурез. Болевой синдром часто сопровождается психовегетативными симптомами: бледностью, потливостью, чувством страха, дурноты, головокружением, похолоданием конечностей, необъяснимой лихорадкой, расстройствами дыхания, кожными поражениями [14, 21]. Подобные симптомы и реакции чаще возникают в ноябре-декабре, перед походом в школу, в школьной ситуации (перед контрольной, ответом у доски), но могут отмечаться и после школы, усугубляясь утомлением и воспоминаниями о событиях дня.

Симптомы обычно исчезают в выходные дни и в период школьных каникул, летом, когда данная психотравмирующая ситуация теряет свою значимость. Из сказанного можно сделать вывод, что дети реагируют соматически именно на школьную ситуацию и их здоровье непосредственно зависит от адаптации к школе [14, 21].

Читайте также:
Можно ли заархивировать программу

По мнению психологов, причиной возникновения психогенных нарушений являются не сами по себе промахи в учебной деятельности, общении, а их переживания по этому поводу. Многие психологи отмечают, что неправильно сводить ПШД к проблеме «плохого» учителя. Ведь известно, что сензетивность детей не одинакова; компенсационные и психозащитные возможности детей велики и во многом зависят от внешкольных влияний на них и, прежде всего, от семейной ситуации [4, 21].

Выделяют определенные личностные особенности и стили взаимоотношений с родителями у детей с теми или иными психосоматическими проявлениями.

Так, ребенок, жалующийся на боли в животе, возникающие при некоторых школьных ситуациях (страх отвечать у доски, получить плохую оценку, контрольная работа, реакция учителя, одноклассников и др.), как правило, не чувствует своей компетентности в учебе. В школе он растерян, не знает, как действовать в незнакомой ситуации, теряется при ответах у доски, поэтому дома он чувствует себя спокойнее, лучше выполняет задания.

У этих детей отмечаются трудности в общении. Они также часто болеют простудными заболеваниями. Родители таких детей обычно тревожны и склонны к гиперопеке, провоцируют развитие страхов школьной ситуации: «Как сейчас трудно учиться», «Вот пойдешь в школу, там тебе покажут». При этом родители часто хотят оказать помощь ребенку в выполнении домашних заданий, даже делают за него уроки.

Дети с психогенными головными болями, как правило, имеют слишком много обязанностей, у них развито чувство долга, высокий уровень притязаний. Система воспитания со стороны родителей строится по типу директивной гиперпротекции. Родители обычно строго следят за детьми, требуя четкого выполнения домашних заданий «на высоком уровне», контролируют, чтобы ребенок «не сидел без дела», намеренно завышают притязания детей: «Ты должен быть отличником». Для ребенка характерны болезненная реакция на критику, страх осуждения со стороны взрослых, сверстников.

У детей с психогенной рвотой перед походом в школу отмечается чувство некомпетентности, неуспеха в учебе (даже при хорошей успеваемости), во взаимоотношениях со сверстниками. Родители таких детей часто формируют у них заниженную, неадекватную самооценку, сравнивают с отличниками, создают зону недосягаемости притязаний и внутриличностный конфликт ребенка (высокие притязания и низкая самооценка).

Помощь со стороны родителей им предлагается редко. Родительско-детские отношения в подобных семьях часто строятся по принципу эмоционального отвержения. Психогенные рвоты также встречаются у детей, воспитанных по принципу потворствующей гиперопеки, детей с формирующимися истероидными чертами характера. Такие дети зачастую не имеют никаких обязанностей, самооценка обычно завышена. Указанные особенности становятся препятствием для осуществления ведущей для младшего школьного возраста деятельности – учения [5].

Таким образом, психосоматические расстройства у детей — одна из ведущих психолого-медико-педагогических проблем настоящего времени. При этом связь между особенностями личности, факторами среды и психосоматическими нарушениями несомненна. В этой связи актуальное значение приобретает профилактика, ранняя диагностика и психокоррекция психосоматических расстройств у детей, так как именно эти расстройства могут служить начальными проявлениями формирования психосоматического профиля личности и выступать одним из признаков школьной дезадаптации.

Цель программы: обеспечить оптимизацию развития психологического здоровья детей младшего школьного возраста (МШВ), имеющих психосоматические расстройства.

Объект: психологическое здоровье детей МШВ с психосоматическими нарушениями.

Предмет: психологические особенности детей МШВ с психосоматическими расстройствами: алекситимия, тревожность, социальные страхи.

Задачи:

  • содействовать гармонизации нейропсихосоматического статуса детей;
  • повысить адаптивность детей, исходя из их социального опыта, возрастных особенностей, возможностей и психического состояния;
  • формировать стремление к самопознанию, погружению в свой внутренний мир и ориентации в нем (рефлексия);
  • обогатить эмоциональную культуру участников группы;
  • содействовать осознанию детьми роли эмоциональных факторов в происхождении психосоматических нарушений;
  • обучить навыкам регуляции психофизического состояния;
  • развить коммуникативную, интерактивную и перцептивную стороны общения с целью предупреждения возникновения коммуникативных барьеров;
  • формировать позитивное отношение детей к самим себе и другим людям, развить их эмпатические способности;
  • актуализировать личностные ресурсы детей.

Целевые группы: программа рассчитана на детей 10-11 лет, имеющих психосоматические расстройства. В работе также задействованы члены их семей, педагогические, медицинские работники.

Ожидаемые итоги реализации программы

По итогам реализации программы предполагается, что:

Дети будут…

  • иметь представление о связи психологических факторов с соматическим здоровьем;
  • владеть основами культуры рефлексивного мышления, а также навыками конструктивного межличностного взаимодействия;
  • уметь анализировать, дифференцировать и контролировать свои эмоциональные состояния.
  • будут знать о влиянии особенностей семейных взаимоотношений на психологическое здоровье членов семьи;
  • повысят компетентность в сфере внутрисемейных взаимоотношений.
  • будут владеть информацией об индивидуально-психологических особенностях детей с психосоматическими расстройствами, причинах, способах предупреждения и коррекции данных нарушений в условиях образовательной среды.

Механизм реализации программы

Реализация программы предусматривает 11 групповых занятий с детьми, которые проводятся 1 или 2 раза в неделю, продолжительностью 80-90 минут каждое. При этом группа носит закрытый характер, то есть после первого занятия новые участники в группу не допускаются. Оптимальное количество участников в группе 6-8 человек. Предварительно с каждым ребенком перед началом занятий проводится подготовительная работа, занимающая 1-3 сеанса индивидуальной работы в зависимости от степени выраженности психосоматических проблем, защитных построений. В ходе беседы, наблюдения, на основе результатов тестирования выясняется круг трудностей, мотивация на изменения, анализируется реестр и степень выраженности иррациональных установок.

Для родителей отводится одно занятие в группе, рассчитанное на 2 часа, а также не менее 5 индивидуальных консультаций в зависимости от характера семейной ситуации и особенностей доминирующих нарушений.

Читайте также:
Как открыть программу если нет ярлыка

Педагогам предоставляются рекомендации по межличностному взаимодействию с детьми, имеющими психосоматические расстройства.

Роль медицинских работников состоит в своевременном выявлении детей с психосоматическими расстройствами и направлении их на консультацию к психологу. Совместно с психологом медицинские работники разрабатывают стратегию по выявлению и сопровождению детей указанной группы.

Направления, формы и методы работы

В рамках нашей программы психологическое сопровождение по предупреждению и коррекции психосоматических расстройств строится в следующих направлениях:

  1. превентивное (психопрофилактическое);
  2. коррекционно-развивающее.

Данные направления включают психодиагностические, консультативные, собственно коррекционно-развивающие виды работы психолога, включая при этом индивидуальные и групповые формы, в процессе которых используются различные методы: беседа, наблюдение, тестирование, анализ продуктов деятельности, арт-терапевтические методы, кинезиологические и психогимнастические упражнения, техники и приемы саморегуляции и др.

Важно отметить, что реализация указанных направлений осуществляется на уровне взаимодействия психолога:

  • непосредственно с самим(и) ребенком(детьми);
  • членами его (их) семьи(ей);
  • педагогическим коллективом школы;
  • медицинскими работниками.

Ключевые понятия программы: психосоматические расстройства, психологическое здоровье, алекситимия, эмоции, межполушарная асимметрия мозга.

Методологическая и теоретическая основы программы

Теория психологического здоровья. Термин «психологическое здоровье» был введен в научный лексикон И.В. Дубровиной, понимающей под этим аспекты психического здоровья, относящиеся к личности в целом и находящиеся в тесной связи с высшими проявлениями духа [15]. Использование термина «психологическое здоровье» подчеркивает неразделимость телесного и психического в человеке, необходимость и того, и другого для полноценного функционирования. Психологическое здоровье представляет собой динамическую совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества и являющихся предпосылкой ориентации личности на выполнение своей жизненной задачи [20].

Алекситимическая теория, предложенная Sifneos , согласно которой люди, имеющие психосоматические расстройства обладают общими чертами — трудностями анализа и вербализации собственного внутреннего состояния и такового у других людей, недостаточной способностью к фантазированию, механистическим, конкретным характером мыслительной деятельности.

Нейропсихологическая модель специфики мозговой организации ВПФ у детей [17, 18], согласно которой соматические заболевания заметно сказываются на психологических особенностях детей. Например, заболевания ЖКТ сопровождаются случайной формой синкинезий, низкой педантичностью, ригидностью и левосторонней зрительной асимметрией (57% случаев). Заболевания дыхательной системы усиливают акцентуации характера и тревожность на 5-11 %. У детей с бронхиальной астмой отмечается функциональная недостаточность диэнцефальных отделов мозга, функциональный дефицит правого полушария и повышение функций левого, у них не сформировано межполушарное взаимодействие.

Методические разработки Н.Д. Семеновой (1993), О.Ф. Макаровой (2001), лежащие в основе принципов групповой психологической коррекции алекситимии. В частности, Н.Д. Семенова выделяет несколько этапов в этом процессе:

1 этап: развитие способности осознавать и вербализовать чувства по принципу «здесь и сейчас»;

2 этап: разблокирование чувств (использование невербальных способов общения);

3 этап: актуализация, развертывание и вербализация скрытых внутренних диалогов.

Источник: www.uchmet.ru

Программа коррекционной работы психолога с подростком

Настоящая программа предназначена для индивидуальной коррекционной работы психолога с подростком Ш. А., имеющим проблемы в поведении.

Цель программы: коррекция асоциального поведения у подростка.

  • Формирование социально-компетентного, ответственного поведения.
  • Развитие коммуникативных навыков.
  • Формирование адекватной самооценки, позитивной Я-концепции.
  • Формирование отношения к правилам и закону как регуляторам социального поведения.
  • Формирование навыков преодоления стресса и противостояние групповому давлению.
  • Оказание помощи подростку в осознании личностных актуальных проблем.
  • Способствовать развитию умения самоконтроля.

Актуальность . Проблема «подросткового воровства» в современном обществе очень актуальна. «Ворами» обычно становятся дети из неблагополучных семей, которые с раннего возраста видят девиантное поведение со стороны взрослых. Возникалодевиантное и делинквентное поведение у Алексея не случайно, а в силу ряда причин, как психологических, так и социальных: проблема воспитания семьёй и обществом.

Анализируя поступки Алексея, можно определитьследующие причины воровства:

  1. Сильное желание владеть понравившейся вещью, вопреки голосу совести.
  2. Психологическая неудовлетворенность ребенка.
  3. Недостаток развития нравственных представлений и воли.

Общая характеристика курса «Преодоление»

«Преодоление» — это курс занятий направленных формирование социально-компетентного, ответственного поведения.

Исходя из этого, программа строится на использовании игр,игр-релаксации, рисовании, упражнений, каллаж.
Каждое занятие представляет собой комплекс, включающий задания наосмысление собственной индивидуальности и ценности каждой личности; принятие отрицательных эмоций как нормальной реакции человека на стрессовую ситуацию; формирование убеждения в необходимости знания законов и их соблюдения; формирование представления о необходимости нести ответственность за собственные решения и.т. д.

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу подростка более динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.

Каждое занятие состоит из трех частей:

  1. Вводная часть
  2. Основная часть
  3. Завершение занятия

Место курса «Преодоление»

Программа предусматривает 1 занятие в неделю, и того 31 занятие за учебный год. Продолжительность занятия 25-30 минут.

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

Основные темы программы «Преодоления»

  1. Вводное занятие.
  2. Знакомство с самим собой.
  3. Самооценка.
  4. Я для себя, я для других.
  5. Мои качества.
  6. Зачем нужны эмоции?
  7. Чувства и действия в стрессовой ситуации.
  8. Когда тебе плохо.
  9. Наши чувства, желания, настроение. «Стоп! Подумай! Действуй!»
  10. Победи своего дракона!
  11. Мои права и права других.
  12. Как я отношусь к воровству.
  13. Я и закон.
  14. Ответственность.
  15. Совесть.
  16. Умение сказать «нет».
  17. Смысл жизни.
  18. Жизненныеценности и искусство жить достойно.
  19. Жизненная позиция.
  20. Мое будущее.
  21. Итоговое занятие.

Источник: psycholog-school.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru