Индивидуальная программа соц обслуживания что это

Новое в законе «О социальном обслуживании»: индивидуальная нуждаемость и социальное сопровождение

С начала 2015 года вступает в силу закон «Об основах социального обслуживания граждан в РФ». Что в законе нового? Кто теперь будет иметь право на получение бесплатной социальной помощи? Об этом порталу «Милосердие.RU» рассказал заместитель министра труда и социальной защиты России Алексей Вовченко

С начала 2015 года вступает в силу закон «Об основах социального обслуживания граждан в РФ». Что в законе нового? Кто теперь будет иметь право на получение бесплатной социальной помощи? Об этом порталу «Милосердие.RU» рассказал заместитель министра труда и социальной защиты России Алексей ВОВЧЕНКО

Заместитель министра труда и социальной защиты России Алексей Витальевич ВОВЧЕНКО

– Законопроект разрабатывался два года. Были сложности при работе над ним? Какие итоги вы можете подвести?
– Минтруд, как инициатор закона, считает его удачным. Мы очень долго обсуждали проект на разных площадках – для того, чтобы учесть все многообразие точек зрения. Поступило множество предложений, новаций, и по ним мы старались находить консенсус. Сейчас наша задача – обеспечить реализацию заложенных в законе норм.

Вебинар: Социальное обслуживание на дому

Нужно принять целый ряд нормативных правовых актов: постановлений правительства, ведомственных приказов Минтруда. Но главный массив нормотворчества – это региональные акты, которые находятся на стадии активной подготовки и принятия.

– Новый закон декларирует принцип индивидуальной нуждаемости: орган социальной защиты населения совместно с человеком, нуждающимся в оказании социальных услуг, разработает индивидуальную программу, в которой будет прописан алгоритм,маршрут оказания помощи. Как это будет работать на практике?
– К каждому человеку нужно подобрать свой подход. Один нуждается в надомном обслуживании, другой – в психологической помощи, и так далее. Поэтому в законе есть четкая установка – ориентация на индивидуальную нуждаемость человека. Это значит, что во внимание будут приниматься все параметры: к примеру, способность обслуживать себя в силу возраста или заболевания, потребность в постороннем уходе. И уже на основе этого будет сформирована индивидуальная программа, в которой прописываются все социальные услуги, в которых нуждается конкретный человек.

-Закон указывает, что кроме надомной работы (покупки продуктов, лекарств, уборки в квартире, приготовления обедов) будут оказываться услуги, которые никогда не входили в систему соцобслуживания. Что это за услуги?
– Речь идет о социальном сопровождении – новом термине в законе. Он означает содействие в получении помощи, которая, по сути, не относится к социальным услугам. Это касается ситуаций, когда пересекаются медицинская, психологическая, педагогическая, юридическая и социальная помощи. Здесь включается такой механизм, как межведомственное взаимодействие различных организаций.

Приведу пример: мама, у которой есть ребенок-инвалид. Часто возникает ситуация, когда ребенок нуждается в направлении на лечение в другой город. В таком случае органы социальной защиты в рамках межведомственного взаимодействия связываются с органами здравоохранения в целях оформления соответствующего направления, с пенсионным фондом, фондом социального страхования – для проработки вопроса о возможности направления на лечение в рамках набора соцуслуг, либо рассматривают другие возможности оказания помощи в организации проезда.

Лекция ПСО по теме «Социальное обслуживание»

– По новому закону, надомное обслуживание будет распространяться и на семьи с детьми. От чего будет зависеть объем этой помощи и то, в чем она будет заключаться: от количества детей, от того, работают родители или нет, от дохода семьи, от чего-то еще?
– По закону все несовершеннолетние дети имеют право на получение социальных услуг бесплатно. Их объем будет зависеть от индивидуальной нуждаемости. В первую очередь, предоставление социальных услуг будет организовано для семей с детьми-инвалидами. Сейчас активно развиваются различные формы присмотра, чтобы родители могли работать, удовлетворять свои потребности, а не находиться постоянно с ребенком.

– По каким критериям будет решаться вопрос о платности услуг? Не получится ли, что в целом социальные услуги переведут на платную основу?
– Как я уже сказал, все несовершеннолетние дети будут получать эту помощь бесплатно. Плюс те, кто пострадал в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных конфликтов. Для остальных граждан основным критерием для получения бесплатной социальной помощи будет среднедушевой денежный доход. Он не должен превышать полтора прожиточных минимума.

Тем самым мы увеличили количество граждан-получателей услуг, ведь сейчас действует норма в один прожиточный минимум. Также на региональном уровне может приниматься решение о расширении категорий бесплатных получателей. Это могут быть ветераны войны, заслуженные деятели или почетные граждане. Если они раньше получали услуги бесплатно, то новый закон не ухудшит их положение: все прежние гарантии сохранятся.

– Будут ли помогать тем нуждающимся, у которых хоть и есть родственники, но не заботятся о них? Или в случае, когда родственники, помогая лежачему больному, вынуждены уходить с работы или получать очень мало, в результате чего семья влачит жалкое существование? Или же помощь будет приходить только одиноким людям?
– Да, таким семьям будут помогать, если будет установлена необходимость оказания социальной помощи. Это зависит от каждой индивидуальной ситуации.
Если сейчас необходимые услуги определяются органами соцзащиты, в основном, на основе преклонного возраста и одинокого проживания, то в новом законе содержится расширенный перечень критериев. Это отсутствие возможности самостоятельно обеспечивать свои потребности, отсутствие определенного места жительства, инвалидность и так далее. Закон устанавливает возможность оказания необходимой помощи лежачим больным – как одиноко проживающим, так и проживающим в семьях. Бесплатность или платность услуг будет определяться для получателя на основе его среднедушевого дохода, о чем я говорил выше.

– Действительно ли, по новому закону, любой гражданин – пожилой человек или выпускник коррекционного детского дома – сможет выбирать, кто будет оказывать ему социальные услуги: то есть, например, решать, в какой из домов престарелых, домов инвалидов уехать жить, а финансирование пойдет «за человеком»?
– Да, все верно. Вначале в каждом регионе будет сформирован реестр поставщиков, из которого граждане самостоятельно смогут выбрать поставщика услуг. Войти в реестр может как государственная организация, так и негосударственная. Включение в реестр дает возможность коммерческому сектору получать компенсацию затрат от государства за оказываемые социальные услуги.

Можно провести аналогию со школами, в которых сейчас действует принцип: куда ребенок пошел учиться, туда и направляются средства из бюджета. То же самое предполагается и в соцобслуживании. Кроме того, будет создан регистр получателей услуг, это своего рода персонифицированный учет. Сейчас статистика, конечно, ведется, но она носит общий характер. С помощью регистра можно будет посмотреть, сколько получателей и какие услуги они получают.

– В Законе указана необходимость оказания помощи в случае отсутствия определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста 23 лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; отсутствие работы и средств к существованию. Каким образом будет оказываться помощь таким категориям граждан? Как будут помогать органы соцзащиты в подобных случаях?
– Услуги по социальному обслуживанию оказываются на заявительной основе. Если человеку нужна помощь, он обращается в органы соцзащиты. Если у него нет возможности сделать это самому, то это право может делегироваться его законному представителю, органу власти или общественной организации.

И по процедуре все ровно то же самое: устанавливается нуждаемость в получении социальных услуг, составляется индивидуальная программа, заключается договор с поставщиком о предоставлении социальных услуг. Другое дело, когда нужно оказать экстренную помощь. Допустим, обеспечить питанием или одеждой, оказать содействие в предоставлении жилого помещения. Тогда человеку оказываются срочные социальные услуги, которые не требуют прохождения всей процедуры.

– Закон предполагает оказание помощи не только нуждающимся семьям или семьям с инвалидами, но и в таких случаях, как «наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами», в случае наличия насилия в семье. Каким образом будет оказываться помощь в таких ситуациях, и какая?
– Социальная помощь таким семьям будет оказываться в обязательном порядке. Для этого в стране работают социально-реабилитационные центры и приюты для несовершеннолетних, кризисные центры помощи женщинам, центры психолого-педагогической помощи населению. В них работают психологи, которые помогут семье справиться с трудностями. Эти учреждения могут оказывать при необходимости и социальное сопровождение.

– Из закона убрали формулировку «трудная жизненная ситуация», но установлены обстоятельства, при наличии которых граждане признаются нуждающимися в социальном обслуживании. В чем здесь разница? Не получится ли, что гражданам будет трудно доказать необходимость получения помощи? И что будет признаваться такими обстоятельствами?
– Мы ни в коем случае не ставим перед собой задачи уменьшить контингент получателей социальных услуг или кому-то отказать в помощи. Дело в том, что термин «трудная жизненная ситуация» достаточно расплывчатый, его можно толковать по-разному. Поэтому принято решение использовать более конкретные формулировки.

Это, к примеру, наличие в семье инвалида, в том числе ребенка-инвалида, отсутствие возможности осуществлять самообслуживание, отсутствие возможности обеспечить уход за инвалидом, ребенком, детьми. Регион вправе расширить этот перечень и взвешенно подойти к определению нуждаемости человека в социальных услугах.

– Важный аспект закона – новые нормы, которые позволяют оказывать соцуслуги гражданам со стороны частных организаций. Как это поможет развить социальное предпринимательство, помочь ему в становлении, будут ли такие бизнесмены получать какие-то льготы или помощь со стороны государства?
– Развитие государственно-частного партнерства – это одна из ключевых особенностей закона. Это дает возможность получателю услуг выбирать нужного поставщика из реестра. Не секрет, что бизнес неохотно идет в сферу социального обслуживания в силу невысокой рентабельности проектов. Чтобы привлечь его, разработан комплекс мер. Во-первых, вносятся изменения в Налоговый кодекс: чтобы обнулить налог на прибыль, сейчас он равен 20%.

Читайте также:
Нелинейная программа внеурочной деятельности что это

Во-вторых, государство будет субсидировать процентную ставку по кредиту на строительство или реконструкцию учреждения соцобслуживания: например, дома-интерната для престарелых и инвалидов
.
Кроме того, были упрощены СанПиНы в этой сфере. Исключены такие избыточные нормы, как высота потолков, определенная площадь гостиных, обязательное наличие встроенного шкафа и т.п. Надеемся, что эти меры помогут сформировать благоприятную почву для вхождения на этот рынок, облегчит жизнь социальному предпринимательству.

– Также в следующем году впервые за всю историю из федерального бюджета будут выделены средства в размере 160 млн рублей на субсидирование проектов привлечения частного инвестора в сферу соцобслуживания. Расскажите об этом, пожалуйста.
– Да, в бюджете на следующий год эти деньги уже заложены. Они пойдут на поддержку инвестиционных проектов в сфере социального обслуживания. Мы сейчас определяемся с проектами, и в ближайшее время будет понятно, в каких регионах заработают пилоты.

– С учетом многих новшеств социальным работникам придется пройти переобучение. Каким образом и где они будут повышать квалификацию? И какими силами вообще можно обеспечить выполнение программ закона? Будет ли достаточно нынешних собесов, или будут появляться новые структуры?
– Принятие закона не потребует набора персонала. Поэтому акцент здесь – на обучении специалистов нормам нового закона – особенно, технологии социального сопровождения. В настоящее время в регионах положения нового закона широко обсуждаются с руководителями и специалистами учреждений соцобслуживания, проводится разъяснительная работа среди населения.

В целях повышения квалификации специалистов проводятся семинары и круглые столы. Подключатся и профессиональные объединения, к примеру, Союз социальных педагогов и социальных работников. Я уверен, что благодаря общим усилиям новые правила будут успешно внедрены в сферу социального обслуживания и качество социальных услуг повысится.

Источник: www.miloserdie.ru

Новое в законе о соцобслуживании: инд. нуждаемость и соцсопровождение

С начала 2015 года вступает в силу закон «Об основах социального обслуживания граждан в РФ». Что в законе нового? Кто теперь будет иметь право на получение бесплатной социальной помощи? Об этом порталу «Милосердие.RU» рассказал заместитель министра труда и социальной защиты России Алексей Вовченко.

— Законопроект разрабатывался два года. Были сложности при работе над ним? Какие итоги вы можете подвести?

— Минтруд, как инициатор закона, считает его удачным. Мы очень долго обсуждали проект на разных площадках — для того, чтобы учесть все многообразие точек зрения. Поступило множество предложений, новаций, и по ним мы старались находить консенсус. Сейчас наша задача — обеспечить реализацию заложенных в законе норм.

Нужно принять целый ряд нормативных правовых актов: постановлений правительства, ведомственных приказов Минтруда. Но главный массив нормотворчества — это региональные акты, которые находятся на стадии активной подготовки и принятия.

— Новый закон декларирует принцип индивидуальной нуждаемости: орган социальной защиты населения совместно с человеком, нуждающимся в оказании социальных услуг, разработает индивидуальную программу, в которой будет прописан алгоритм,маршрут оказания помощи. Как это будет работать на практике?

— К каждому человеку нужно подобрать свой подход. Один нуждается в надомном обслуживании, другой — в психологической помощи, и так далее. Поэтому в законе есть четкая установка — ориентация на индивидуальную нуждаемость человека. Это значит, что во внимание будут приниматься все параметры: к примеру, способность обслуживать себя в силу возраста или заболевания, потребность в постороннем уходе. И уже на основе этого будет сформирована индивидуальная программа, в которой прописываются все социальные услуги, в которых нуждается конкретный человек.

-Закон указывает, что кроме надомной работы (покупки продуктов, лекарств, уборки в квартире, приготовления обедов) будут оказываться услуги, которые никогда не входили в систему соцобслуживания. Что это за услуги?

— Речь идет о социальном сопровождении — новом термине в законе. Он означает содействие в получении помощи, которая, по сути, не относится к социальным услугам. Это касается ситуаций, когда пересекаются медицинская, психологическая, педагогическая, юридическая и социальная помощи. Здесь включается такой механизм, как межведомственное взаимодействие различных организаций.

Приведу пример: мама, у которой есть ребенок-инвалид. Часто возникает ситуация, когда ребенок нуждается в направлении на лечение в другой город. В таком случае органы социальной защиты в рамках межведомственного взаимодействия связываются с органами здравоохранения в целях оформления соответствующего направления, с пенсионным фондом, фондом социального страхования — для проработки вопроса о возможности направления на лечение в рамках набора соцуслуг, либо рассматривают другие возможности оказания помощи в организации проезда.

— По новому закону, надомное обслуживание будет распространяться и на семьи с детьми. От чего будет зависеть объем этой помощи и то, в чем она будет заключаться: от количества детей, от того, работают родители или нет, от дохода семьи, от чего-то еще?

— По закону все несовершеннолетние дети имеют право на получение социальных услуг бесплатно. Их объем будет зависеть от индивидуальной нуждаемости. В первую очередь, предоставление социальных услуг будет организовано для семей с детьми-инвалидами. Сейчас активно развиваются различные формы присмотра, чтобы родители могли работать, удовлетворять свои потребности, а не находиться постоянно с ребенком.

— По каким критериям будет решаться вопрос о платности услуг? Не получится ли, что в целом социальные услуги переведут на платную основу?

— Как я уже сказал, все несовершеннолетние дети будут получать эту помощь бесплатно. Плюс те, кто пострадал в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных конфликтов. Для остальных граждан основным критерием для получения бесплатной социальной помощи будет среднедушевой денежный доход. Он не должен превышать полтора прожиточных минимума.

Тем самым мы увеличили количество граждан-получателей услуг, ведь сейчас действует норма в один прожиточный минимум. Также на региональном уровне может приниматься решение о расширении категорий бесплатных получателей. Это могут быть ветераны войны, заслуженные деятели или почетные граждане. Если они раньше получали услуги бесплатно, то новый закон не ухудшит их положение: все прежние гарантии сохранятся.

— Будут ли помогать тем нуждающимся, у которых хоть и есть родственники, но не заботятся о них? Или в случае, когда родственники, помогая лежачему больному, вынуждены уходить с работы или получать очень мало, в результате чего семья влачит жалкое существование? Или же помощь будет приходить только одиноким людям?

— Да, таким семьям будут помогать, если будет установлена необходимость оказания социальной помощи. Это зависит от каждой индивидуальной ситуации.

Если сейчас необходимые услуги определяются органами соцзащиты, в основном, на основе преклонного возраста и одинокого проживания, то в новом законе содержится расширенный перечень критериев. Это отсутствие возможности самостоятельно обеспечивать свои потребности, отсутствие определенного места жительства, инвалидность и так далее. Закон устанавливает возможность оказания необходимой помощи лежачим больным – как одиноко проживающим, так и проживающим в семьях. Бесплатность или платность услуг будет определяться для получателя на основе его среднедушевого дохода, о чем я говорил выше.

— В законе указываются новые принципы социального обслуживания: «сохранение пребывания гражданина в привычной, благоприятной социальной среде». Что это означает?

— Когда мы вводили этот принцип в закон, мы исходили из логики, что направление нуждающегося в помощи человека в стационар должно быть самой крайней мерой. Важно сохранить для него привычную жизненную среду и обстановку, а не изолировать от привычного окружения: близких, друзей, соратников, соседей. Этот момент будет обязательно учитываться органами соцзащиты при составлении индивидуальной программы оказания помощи.

— Сейчас много говорится о том, что стоит развивать поддержку семей, ухаживающих за пенсионерами без помощи социальных служб (так называемые «приемные семьи для пожилых»). Это пока не прописано в законе? Как им могут помочь органы соцзащиты?

— Действительно ли, по новому закону, любой гражданин — пожилой человек или выпускник коррекционного детского дома — сможет выбирать, кто будет оказывать ему социальные услуги: то есть, например, решать, в какой из домов престарелых, домов инвалидов уехать жить, а финансирование пойдет «за человеком»?

— Да, все верно. Вначале в каждом регионе будет сформирован реестр поставщиков, из которого граждане самостоятельно смогут выбрать поставщика услуг. Войти в реестр может как государственная организация, так и негосударственная. Включение в реестр дает возможность коммерческому сектору получать компенсацию затрат от государства за оказываемые социальные услуги.

Можно провести аналогию со школами, в которых сейчас действует принцип: куда ребенок пошел учиться, туда и направляются средства из бюджета. То же самое предполагается и в соцобслуживании. Кроме того, будет создан регистр получателей услуг, это своего рода персонифицированный учет. Сейчас статистика, конечно, ведется, но она носит общий характер. С помощью регистра можно будет посмотреть, сколько получателей и какие услуги они получают.

— В Законе указана необходимость оказания помощи в случае отсутствия определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста 23 лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; отсутствие работы и средств к существованию. Каким образом будет оказываться помощь таким категориям граждан? Как будут помогать органы соцзащиты в подобных случаях?

— Услуги по социальному обслуживанию оказываются на заявительной основе. Если человеку нужна помощь, он обращается в органы соцзащиты. Если у него нет возможности сделать это самому, то это право может делегироваться его законному представителю, органу власти или общественной организации.

Читайте также:
Жизненный цикл программы что это

И по процедуре все ровно то же самое: устанавливается нуждаемость в получении социальных услуг, составляется индивидуальная программа, заключается договор с поставщиком о предоставлении социальных услуг. Другое дело, когда нужно оказать экстренную помощь. Допустим, обеспечить питанием или одеждой, оказать содействие в предоставлении жилого помещения. Тогда человеку оказываются срочные социальные услуги, которые не требуют прохождения всей процедуры.

— Закон предполагает оказание помощи не только нуждающимся семьям или семьям с инвалидами, но и в таких случаях, как «наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами», в случае наличия насилия в семье. Каким образом будет оказываться помощь в таких ситуациях, и какая?

— Социальная помощь таким семьям будет оказываться в обязательном порядке. Для этого в стране работают социально-реабилитационные центры и приюты для несовершеннолетних, кризисные центры помощи женщинам, центры психолого-педагогической помощи населению. В них работают психологи, которые помогут семье справиться с трудностями. Эти учреждения могут оказывать при необходимости и социальное сопровождение.

— Из закона убрали формулировку «трудная жизненная ситуация», но установлены обстоятельства, при наличии которых граждане признаются нуждающимися в социальном обслуживании. В чем здесь разница? Не получится ли, что гражданам будет трудно доказать необходимость получения помощи? И что будет признаваться такими обстоятельствами?

— Мы ни в коем случае не ставим перед собой задачи уменьшить контингент получателей социальных услуг или кому-то отказать в помощи. Дело в том, что термин «трудная жизненная ситуация» достаточно расплывчатый, его можно толковать по-разному. Поэтому принято решение использовать более конкретные формулировки.

Это, к примеру, наличие в семье инвалида, в том числе ребенка-инвалида, отсутствие возможности осуществлять самообслуживание, отсутствие возможности обеспечить уход за инвалидом, ребенком, детьми. Регион вправе расширить этот перечень и взвешенно подойти к определению нуждаемости человека в социальных услугах.

— Важный аспект закона — новые нормы, которые позволяют оказывать соцуслуги гражданам со стороны частных организаций. Как это поможет развить социальное предпринимательство, помочь ему в становлении, будут ли такие бизнесмены получать какие-то льготы или помощь со стороны государства?

— Развитие государственно-частного партнерства — это одна из ключевых особенностей закона. Это дает возможность получателю услуг выбирать нужного поставщика из реестра. Не секрет, что бизнес неохотно идет в сферу социального обслуживания в силу невысокой рентабельности проектов. Чтобы привлечь его, разработан комплекс мер. Во-первых, вносятся изменения в Налоговый кодекс: чтобы обнулить налог на прибыль, сейчас он равен 20%.

Во-вторых, государство будет субсидировать процентную ставку по кредиту на строительство или реконструкцию учреждения соцобслуживания: например, дома-интерната для престарелых и инвалидов.

Кроме того, были упрощены СанПиНы в этой сфере. Исключены такие избыточные нормы, как высота потолков, определенная площадь гостиных, обязательное наличие встроенного шкафа и т.п. Надеемся, что эти меры помогут сформировать благоприятную почву для вхождения на этот рынок, облегчит жизнь социальному предпринимательству.

— Также в следующем году впервые за всю историю из федерального бюджета будут выделены средства в размере 160 млн рублей на субсидирование проектов привлечения частного инвестора в сферу соцобслуживания. Расскажите об этом, пожалуйста.

— Да, в бюджете на следующий год эти деньги уже заложены. Они пойдут на поддержку инвестиционных проектов в сфере социального обслуживания. Мы сейчас определяемся с проектами, и в ближайшее время будет понятно, в каких регионах заработают пилоты.

— С учетом многих новшеств социальным работникам придется пройти переобучение. Каким образом и где они будут повышать квалификацию? И какими силами вообще можно обеспечить выполнение программ закона? Будет ли достаточно нынешних собесов, или будут появляться новые структуры?

— Принятие закона не потребует набора персонала. Поэтому акцент здесь — на обучении специалистов нормам нового закона — особенно, технологии социального сопровождения. В настоящее время в регионах положения нового закона широко обсуждаются с руководителями и специалистами учреждений соцобслуживания, проводится разъяснительная работа среди населения.

В целях повышения квалификации специалистов проводятся семинары и круглые столы. Подключатся и профессиональные объединения, к примеру, Союз социальных педагогов и социальных работников. Я уверен, что благодаря общим усилиям новые правила будут успешно внедрены в сферу социального обслуживания и качество социальных услуг повысится.

Источник: dislife.ru

Социальное обслуживание. Часть 1

Как устроена система социального обслуживания в России, какие есть социальные услуги и кому они положены

Социальное обслуживание. Часть 1

Как устроена система социального обслуживания в России, какие есть социальные услуги и кому они положены

Законы и термины. Зачем в них разбираться?
Права получателей социальных услуг
Обязанности поставщиков социальных услуг
Что не имеют права делать поставщики социальных услуг

Обязанности получателей социальных услуг

Как получить социальные услуги и можно ли повлиять на их предоставление в конкретном регионе. Как оказание социальных услуг регулируется на федеральном уровне, а как — на региональном. Что такое индивидуальная программа предоставления социальных услуг и что делать, если в социальных услугах отказывают.

Обо всем этом рассказывала на вебинаре Анна Повалихина, юрисконсульт благотворительного фонда помощи хосписам «Вера». Статья подготовлена по его материалам и разбита на две части. Вторую часть материала вы можете прочитать по ссылке в конце текста.

Законы и термины. Зачем в них разбираться?

Даже людям, далеким от юриспруденции, могут пригодиться знания о том, что обозначают те или иные термины в законах. Это нужно, чтобы понимать, когда и на что вы имеете право, что можете потребовать и на что пожаловаться. А еще иногда юридические понятия так сложно сформулированы, что понять их обычным людям почти невозможно. Поэтому — объясняем.

Законы

Основы социального обслуживания граждан Российской Федерации устанавливает Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» . Он действует на всей территории России и регулирует все основные вопросы предоставления социального обслуживания.

Кроме того, в каждом регионе есть свои нормативно-правовые акты, в которых устанавливаются конкретные нормы социального обслуживания — порядок предоставления социальных услуг, их перечень и прочее. Но они ни в коем случае не могут противоречить нормам федерального законодательства . Например, если по Федеральному закону определенные «категории граждан» имеют право получать социальные услуги бесплатно, то региональный закон не может установить иное. А вот расширить перечень этих категорий законодатели субъекта РФ могут.

Термины

Социальное обслуживание — это деятельность по предоставлению гражданам социальных услуг.

Получатель социальных услуг — это человек, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляется социальная услуга.

Например, вашей пожилой соседке трудно самостоятельно ходить в магазин, и ей не помешала бы помощь соцработника. Но пока она просто жалуется на это, встретив вас у подъезда, с точки зрения государства, она не является получателем социальных услуг. Женщина им станет, лишь когда напишет заявление в соответствующую инстанцию и там ее таковой признают.

Поставщики социальных услуг — это организации, государственные и негосударственные, которые, собственно, эти услуги предоставляют и которые включены в реестр поставщиков социальных услуг конкретного региона.

То есть, если продукты вашей соседке приносит директор близлежащего магазина, то с точки зрения закона он не поставщик соцуслуг, а просто добрый человек.

Стандарт социальной услуги — это основные требования к объему, периодичности и качеству предоставления каждой социальной услуги. В каждом регионе стандарт определяется нормативным актом, которым регламентировано, что в рамках конкретной услуги можно получить.

Например, согласно стандарту предоставления услуги по покупке и доставке на дом продуктов, действующему в Ростовской области, вес продуктов, которые социальный работник покупает и приносит на дом, не должен превышать 7 кг. Если соцработник говорит, что больше 3 кг ему приносить тяжело, то нужно обратиться к руководителю организации, которая предоставляет эту социальную услугу, с просьбой либо поменять соцработника, либо организовать выполнение им своих обязанностей в том объеме, который установлен соответствующим Порядком оказания социальных услуг в регионе.

Основные принципы социального обслуживания (установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ):

  • равный, свободный доступ вне зависимости от пола, расы, возраста, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и принадлежности к общественным объединениям;
  • адресность предоставления социальных услуг;
  • приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг, достаточность количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании, достаточность финансовых, материально-технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков социальных услуг;
  • сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде;
  • добровольность;
  • конфиденциальность.

Знать принципы социального обслуживания может быть полезно:

  • когда они нарушаются и вы обращаетесь в органы государственной власти за защитой прав, гарантированных государством;
  • когда вы обращаетесь по вопросу предоставления услуги, которой в вашем регионе либо нет, либо она оказывается с нарушением принципов.

Например, вы хотите, чтобы в вашем регионе оказывалась на дому услуга социальной няни. Но вам предлагают поместить ребенка в социальное или медицинское учреждение в качестве социальной передышки. Это противоречит принципу «Сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде», особенно если речь идет о тяжелобольном ребенке, которому важно быть дома. Опираясь на это, можно добиться, чтобы услугу оказывали именно в той форме, в которой вы хотите.

Права получателей социальных услуг

  1. Уважительное и гуманное отношение.
    Если с вами грубо разговаривают — это повод для жалобы.
  2. Получение бесплатно в доступной форме информации о своих правах и обязанностях, видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости для получателя социальных услуг, о возможности получения этих услуг бесплатно, а также о поставщиках социальных услуг.
    Вам обязаны все подробно объяснить.
  3. Выбор поставщика социальных услуг.
    Это означает, что в вашем регионе должна быть не одна организация, предоставляющая необходимую услугу, а несколько, чтобы у вас был выбор.
  4. Отказ от предоставления социальных услуг.
    Вы имеете право отказаться от предоставления услуг.
  5. Защита своих прав и законных интересов в соответствии с законодательством РФ.
    Вы имеете право жаловаться, если считаете, что ваши права нарушены.
  6. Участие в составлении индивидуальных программ.
  7. Обеспечение условий пребывания в организациях социального обслуживания, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям, а также надлежащего ухода.
  8. Свободное посещение законными представителями, адвокатами, нотариусами, представителями общественных и (или) иных организаций, священнослужителями, а также родственниками и другими лицами в дневное и вечернее время.
    Этот пункт касается людей, которые находятся в социальных учреждениях. Например, в интернатах или домах престарелых.
  9. Социальное сопровождение.
    Например, если соцработник видит, что его подопечному нужна медицинская, психологическая или юридическая помощь, он поможет эту помощь получить.
Читайте также:
Revo uninstaller pro что за программа

Набор социальных услуг — что это такое и как его получить? Кому положены лекарства, медицинские изделия, спецпитание, путевки на санаторно-курортное лечение в рамках НСУ, как можно отказаться от положенных услуг и чем это компенсируется

Обязанности поставщиков социальных услуг

Полный список обязанностей можно прочитать в статье 12 Федерального закона — их довольно много. В этой статье остановимся на нескольких.

Поставщики социальных услуг обязаны:

  1. Предоставлять бесплатно в доступной форме получателям социальных услуг или их законным представителям информацию об их правах и обязанностях, о видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости для получателя социальных услуг либо о возможности получать их бесплатно;

Этот пункт дословно повторяет то, что написано в правах получателей социальных услуг. То есть вы не только имеете право знать во всех подробностях, что вам положено по закону, но вам об этом обязаны рассказать;

  1. Обеспечивать получателям социальных услуг содействие в прохождении медико-социальной экспертизы, проводимой в установленном законодательством Российской Федерации порядке федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы;
  2. Выделять супругам, проживающим в организации социального обслуживания, изолированное жилое помещение для совместного проживания;
  3. Обеспечивать сохранность личных вещей и ценностей получателей социальных услуг.

Поставщики социальных услуг при оказании социальных услуг не вправе:

  1. Ограничивать права, свободы и законные интересы получателей социальных услуг, в том числе при использовании лекарственных препаратов для медицинского применения;
  2. Применять физическое или психологическое насилие в отношении получателей социальных услуг, допускать их оскорбление, грубое обращение с ними;
  3. Помещать детей-инвалидов, не страдающих психическими расстройствами, в стационарные организации социального обслуживания, предназначенные для детей-инвалидов, страдающих психическими расстройствами, и наоборот.

Получатели социальных услуг тоже имеют обязанности

Если вас признали получателем социальной услуги, вы обязаны:

  1. Предоставлять сведения и документы, необходимые для того, чтобы социальную услугу вам оказали;
  2. Своевременно информировать об изменении обстоятельств, обусловливающих потребность в социальных услугах.
    Этот пункт чаще всего нарушают в случаях, когда человек восстановил способность к самообслуживанию (например, в результате реабилитации), но забыл об этом сообщить;
  3. Соблюдать условия договора, заключенного с поставщиком социальных услуг, в том числе своевременно и полностью оплачивать стоимость предоставленных социальных услуг, если по договору они оказываются за деньги.

Продолжение статьи о социальном обслуживании вы можете найти здесь.

Материал подготовлен с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.

Использовано стоковое изображение от Depositphotos.

Источник: pro-palliativ.ru

Порядок и условия предоставления социальных услуг

Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в форме социального обслуживания на дому рассчитывается на основе тарифов (приведены в разделе «Тарифы») на социальные услуги, но не может превышать пятьдесят процентов разницы между величиной среднедушевого дохода получателя социальной услуги и предельной величиной среднедушевого дохода, установленной частью 5 статьи 31 Федерального закона № 442-ФЗ.

Плата за предоставление социальных услуг производится в соответствии с договором о предоставлении социальных услуг, предусмотренным статьей 17 Федерального закона №442-ФЗ.

В рамках длящихся правоотношений для получателей социальных услуг, у которых право на получение социальных услуг возникло в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона порядком предоставления социальных услуг в субъекте Российской Федерации, вновь устанавливаемые размеры платы за предоставление социальныx услуг поставщиками социальных услуг в субъекте Российской Федерации и условия ее предоставления в соответствии с настоящим Федеральным законом не могут быть выше размеров платы за предоставление этим лицам соответствующих социальных услуг, установленных по состоянию на 31 декабря 2014 года, а условия предоставления соответствующих социальных услуг не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными по состоянию на 31 декабря 2014 года.

  1. Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной и стационарной формах социального обслуживания предоставляются бесплатно:
    • несовершеннолетним детям;
    • лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов.
    • Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому и в полустационарной форме социального обслуживания предоставляются бесплатно, если на дату обращения среднедушевой доход получателя социальных услуг, рассчитанный в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, ниже предельной величины или равен предельной величине среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, установленной законом субъекта Российской Федерации.
    • Нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены иные категории граждан, которым социальные услуги предоставляются бесплатно.
    • Порядок определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно для целей настоящего Федерального закона устанавливается Правительством Российской Федерации.
    • Размер предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно устанавливается законами субъекта Российской Федерации и не может быть ниже полуторной величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации для основных социально-демографических групп населения.

    1.2 3 . Плата за предоставление социальных услуг в форме социального обслуживания граждан на дому получателями социальных услуг, которые на момент вступления в силу настоящего постановления находились на социальном обслуживании на дому (за исключением случая, указанного в подпункте 1.2 4 настоящего пункта), производится ежемесячно в размере 20 процентов от разницы между величиной среднедушевого дохода получателя социальных услуг и величиной прожиточного минимума, установленной для пенсионеров в Смоленской области, при условии, что среднедушевой доход получателя социальных услуг выше полуторной величины прожиточного минимума, установленной по основным социально-демографическим группам населения в Смоленской области. При этом размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг не может превышать 13 процентов величины прожиточного минимума, установленной для пенсионеров в Смоленской области. В случае предоставления социальных услуг семейной паре или родственникам, проживающим на одной жилой площади, размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг для каждого составляет 80 процентов от установленного в соответствии с настоящим подпунктом размера платы за предоставление социальных услуг в форме социального обслуживания граждан на дому.

    1.2 4 . Плата за предоставление социальных услуг в форме социального обслуживания граждан на дому получателями социальных услуг, которые по состоянию на 11.08.2014 находились на социальном обслуживании на дому,производится ежемесячно в размере 20 процентов от разницы между величиной среднедушевого дохода получателя социальных услуг и величиной прожиточного минимума, установленной для пенсионеров в Смоленской области, при условии, что среднедушевой доход получателя социальных услуг выше полуторной величины прожиточного минимума, установленной по основным социально-демографическим группам населения в Смоленской области. При этом размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг не может превышать 11 процентов величины прожиточного минимума, установленной для пенсионеров в Смоленской области. В случае предоставления социальных услуг семейной паре или родственникам, проживающим на одной жилой площади, размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг для каждого составляет 80 процентов от установленного в соответствии с настоящим подпунктом размера платы за предоставление социальных услуг в форме социального обслуживания граждан на дому.

    Порядок и условия предоставления срочных социальных услуг

    Предоставление срочных социальных услуг в целях оказания неотложной помощи осуществляется в сроки, обусловленные нуждаемостью получателя социальных услуг, без составления индивидуальной программы и без заключения договора о предоставлении социальных услуг. Основанием для предоставления срочных социальных услуг является заявление получателя социальных услуг, а также получение от медицинских, образовательных или иных организаций, не входящих в систему социального обслуживания, информации о гражданах, нуждающихся в предоставлении срочных социальных услуг. Подтверждением предоставления срочных социальных услуг является акт о предоставлении срочных социальных услуг, содержащий сведения о получателе и поставщике этих услуг, видах предоставленных срочных социальных услуг, сроках, дате и об условиях их предоставления. Акт о предоставлении срочных социальных услуг подтверждается подписью их получателя.

    Размер платы за дополнительные платные услуги рассчитывается исходя из тарифов, утвержденных приказом директора СОГБУ «Новодугинский КЦСОН» и приведенных в разделе «Тарифы».

    Предоставление бесплатной срочной социальной услуги «Обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости» осуществляется в соответствии с Положением о порядке предоставления услуги «Обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости» в СОГБУ «Новодугинский КЦСОН» ( в редакции изменений от 09.02.2016).

    Предоставление срочной социальной услуги «Обеспечение бесплатным горячим питанием» осуществляется в соответствии с Положением о порядке предоставления услуги «Обеспечение бесплатным горячим питанием» в СОГБУ «Новодугинский КЦСОН» (в редакции изменений от 16.06.2017).

    $APPLICATION->IncludeComponent( «bitrix:menu», «left_menu», array( «ROOT_MENU_TYPE» => «top», «MENU_CACHE_TYPE» => «A», «MENU_CACHE_TIME» => «3600», «MENU_CACHE_USE_GROUPS» => «Y», «MENU_CACHE_GET_VARS» => array( ), «MAX_LEVEL» => «3», «CHILD_MENU_TYPE» => «left», «USE_EXT» => «N», «ALLOW_MULTI_SELECT» => «N», «COMPONENT_TEMPLATE» => «left_menu», «DELAY» => «N» ), false ); );?>

    Источник: csonov.ru

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Загрузка ...
    EFT-Soft.ru