Индивидуальная программа предоставления социальных услуг
- Новости
- Важная информация
- Противодействие коррупции
- Важно знать
- Административные регламенты
- Численность получателей социальных услуг
- Объем предоставляемых социальных услуг
- Материально-техническое обеспечение предоставления социальных услуг
- Охрана труда
- Инструкция
- Специальная оценка условий труда
- Новости
- Паспорт и проекты
- Документы
- Независимая оценка качества оказания услуг организациями социального обслуживания в 2017 году
- Независимая оценка качества оказания услуг организациями социального обслуживания в 2019 году
- Независимая оценка качества оказания услуг организациями социального обслуживания в 2022 году
Прожиточный минимум
Разработано : Веб студия Prime
Источник: kcson174.ru
Вебинар: набор социальных услуг. Что это такое и кто может его получить
Как оформить иппсу?
Программа индивидуальной помощи пожилым гражданам включает десятки видов помощи из разряда социально-бытовых, медицинских, психологических, правовых услуг. Каждая услуга в конкретном регионе имеет свой тариф. По закону заказчик оплачивает не более 40% стоимости, все остальное берет на себя государство.
Точный расчёт напрямую связан с уровнем прожиточного минимума в регионе и душевым доходом заказчика. Так, например, если пенсионер имеет совокупный месячный душевой доход менее 1,5 прожиточных минимумов (далее ПМ), то все виды помощи для него будут бесплатными. Если доходы находятся в пределах между 1,5 и 2 ПМ, то оплачивать придётся не более 10% от их стоимости.
Максимальные 40% платят те граждане, чьи месячные поступления превышают 4 ПМ. Отдельная категория граждан – участники ВОВ. Они в любом случае оплачивают не более 5%.
Под совокупным месячным доходом подразумевается не только пенсия, но и любые иные виды поступлений, например, от сдачи жилплощади в аренду или, если пенсионер проживает совместно с родственниками, то при расчёте душевого дохода и их доход будет учитываться (и соответственно делиться на количество членов семьи).
Согласно ч. 2 ст. 32 442-ФЗ, сумма оплаты за предоставление соцуслуг на дому или в условиях полустационара рассчитывается на основе региональных тарифов, но не может превышать 50 % разницы между величиной среднедушевого дохода получателя и предельной региональной величиной среднедушевого дохода.
рассмотрение специалистом Учреждения документов (сведений), представленных заявителем по собственной инициативе, и (или) полученных (представленных) в рамках межведомственного информационного взаимодействия, на соответствие требованиям пункта 2.9 регламен
Специалист Учреждения рассматривает документы (сведения), представленные заявителем по собственной инициативе, и (или) полученные (представленные) в рамках межведомственного информационного взаимодействия, на соответствие требованиям пункта 2.9 регламента:
Социальные услуги. Что такое ИППСУ. Как получить полное ИППСУ?
вносит сведения, указанные в заявлении, в подсистему «Организация предоставления услуг в сфере социального обслуживания населения в Республике Татарстан» государственной информационной системы «Социальный регистр населения Республики Татарстан» (далее — информационная система);
изучает документы (копии документов) (сведения), необходимые для подтверждения наличия обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности получателя государственной услуги, а также свидетельствующие о наличии (отсутствии) медицинских противопоказаний к получению социальных услуг, проверяет достоверность представленных сведений.
В случае, если документы (сведения), представленные заявителем по собственной инициативе, и (или) полученные (представленные) в рамках межведомственного информационного взаимодействия, не соответствуют требованиям пункта 2.9 регламента, специалист Учреждения:
готовит в информационной системе проект решения об отказе в признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании;
распечатывает на бумажном носителе подготовленный в информационной системе проект решения об отказе в признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании;
готовит проект уведомления о принятом решении в адрес заявителя;
направляет в территориальный орган Министерства проект решения об отказе в признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании и проект уведомления в адрес заявителя.
В случае, если документы (сведения), представленные заявителем по собственной инициативе, и (или) полученные (представленные) в рамках межведомственного информационного взаимодействия, соответствуют требованиям пункта 2.9 регламента, специалист Учреждения:
готовит в информационной системе проект решения о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании;
распечатывает на бумажном носителе подготовленный в информационной системе проект решения о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании;
готовит проект уведомления в адрес заявителя о принятом решении, о дате и месте составления ИППСУ;
направляет в территориальный орган Министерства для утверждения подготовленные проект решения о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании и проект уведомления в адрес заявителя.
Данные процедуры осуществляются в течение четырех рабочих дней с даты регистрации заявления в территориальном органе Министерства, а в случае рассмотрения заявления о предоставлении срочных социальных услуг – немедленно.
Результатом административных процедур является направленный в территориальный орган Министерства проект решения о признании (об отказе в признании) гражданина нуждающимся в социальном обслуживании и проект уведомления в адрес заявителя.
формирование и направление запросов в рамках межведомственного информационного взаимодействия в органы (организации), участвующие в предоставлении государственных или муниципальных услуг
В случае, если в составе представленных документов отсутствуют документы, необходимые для предоставления государственной услуги, указанные в пункте 2.6 регламента, которые заявитель вправе предоставить самостоятельно, специалист Учреждения посредством системы межведомственного электронного взаимодействия направляет соответствующие запрос (запросы) в государственный орган, орган местного самоуправления, подведомственную государственному органу или органу местного самоуправления организацию, в распоряжении которых находятся запрашиваемые сведения.
Данная процедура осуществляется в день регистрации заявления.
Результатом административной процедуры являются запросы о представлении сведений.
Специалист органа межведомственного взаимодействия предоставляет в Учреждение сведения в течение двух дней с момента поступления запроса в государственный орган, орган местного самоуправления, подведомственную государственному органу или органу местного самоуправления организацию, в распоряжении которых находятся запрашиваемые сведения.
Результатом административной процедуры являются представленные сведения.
Что такое Индивидуальная программа предоставления социальных услуг (ИППСУ)
Индивидуальная программа — это официальный документ, в котором указаны:
- форма социального обслуживания;
- виды;
- объем;
- периодичность;
- условия;
- сроки предоставления социальных услуг;
- перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг;
- мероприятия по социальному сопровождению.
Индивидуальная программа основывается на состоянии подопечного и составляется исходя из того, какой уход ему необходим, например, помощь в приготовлении пищи, кормление, гигиенический уход, медицинский уход или психологическая поддержка.
Что еще нужно знать об Индивидуальной программе
- потребности человека в социальных услугах, пересматриваются, если это необходимо, не реже чем раз в три года;
- программа перерабатывается с учетом результатов реализованной Индивидуальной программы;
- индивидуальная программа для человека имеет рекомендательный характер, а для поставщика социальных услуг — обязательный. Именно на ее основе поставщик подбирает человеку сиделку.
Виды социальных услуг
Есть несколько видов социального обслуживания. Что именно нужно человеку, которому требуются услуги сиделки, решает врач и представитель ЦОСО. Все необходимые виды социальных услуг прописаны в Индивидуальной программе.
Виды социальных услуг могут быть следующими:
Социальное обслуживание на дому
Сиделка приходит на дом по согласованному графику и оказывает уход. Это может быть гигиена, смена подгузника, помощь в быту, покупка продуктов, уборка комнаты, машинная стирка белья, сопровождение к врачу, покупка лекарств.
Полустационарное обслуживание в отделениях дневного или ночного пребывания
Такое обслуживание нужно тем, кому не требуется круглосуточный уход, а только систематическое наблюдение, когда человек частично утратил способность самостоятельно ухаживать за собой.
Полустационарное обслуживание включает гигиенический уход, наблюдением за состоянием здоровья, отслеживание приема лекарства по назначению врача, проведение лечебно-оздоровительных мероприятий, реабилитация, если нужно, занятия по адаптивной физической культуре, психологические тренинги.
Стационарная форма социального обслуживания
Это форма ухода нужна тем людям, которым требуется круглосуточный уход, потому что они не могут самостоятельно ухаживать за собой. Человек находится в стационаре, специалисты помогают ему принимать пищу, меняют подгузник, сопровождают в туалет или помогают пользоваться прикроватным, проводят лечебно-оздоровительные мероприятия.
Социальное обслуживание на дому. Подробные обязанности сиделки
Покупка и доставка на дом продуктов питания, промышленных товаров первой необходимости, средств гигиены и ухода
Помощь в приготовлении пищи
Вызов врача на дом, в том числе запись на прием к врачу
Сопровождение к врачу
Помощь при подготовке вещей для выезда на отдых за пределы города
Топка печей (по необходимости)
Доставка воды (по необходимости)
Поддержка чистоты, помощь в уборке квартиры или дома
Машинная стирка белья
Помощь в приеме пищи (кормление)
Помощь в одевании и переодевании
Смена постельного белья
Оплата жилищно-коммунальных услуг и услуг связи за счет подопечного
Помощь в оформлении документов
Помощь в уходе за собой (по необходимости)
Отслеживание приема подопечным лекарств по назначению врача
Наблюдение за подопечным в целях выявления отклонений в состоянии его здоровья
Профилактика образования пролежней, обработка пролежней
ЛФК по назначению врача
Наблюдение за психологическим состоянием здоровья подопечного
Своевременное выявление ситуаций психологического дискомфорта подопечного
Обучение практическим навыкам общего ухода
Чтение вслух журналов, газет, книг, если подопечный не способен это делать сам
Помощь в оформлении документов и восстановлении утраченных документов подопечного
Содействие в получении полиса обязательного медицинского страхования
Помощь в оформлении документов для помещения в стационар, если это необходимо
Помощь в получении юридических услуг
Помощь в защите прав и законных интересов получателя социальных услуг
Оплата и виды социальных услуг 442 фз — какую помощь можно получить и сколько это стоит
Условия предоставления по закону 442 фз социальной помощи прописаны в ИППСУ. Нуждающийся может получать следующие виды социальных услуг на дому, в полустационарной форме или в стационаре:
- помощь в быту, контроль и поддержка жизнедеятельности;
- оздоровительные мероприятия, наблюдение за состояние здоровья;
- психологическая помощь, коррекция психологического состояния, помощь в адаптации в социальной среде;
- помощь в трудоустройстве и трудовая адаптация;
- юридические услуги, защита прав и интересов человека;
- срочные социальные услуги — обеспечение едой, одеждой, помощь в получении временного жилья.
Социальные услуги можно получить полностью бесплатно, либо за частичную доплату. Высчитывается это по специальной формуле:
Если среднедушевой доход ниже или равен 1,5 прожиточного минимума. В случае, если доход выше, то получить социальную сиделку можно за частичную доплату.
Доплата считается по следующей формуле:
(среднедушевой доход — (прожиточный минимум × 1,5)) × 50% = размер доплаты за услуги сиделки
Пример расчета для пенсионера:
Среднедушевой доход — 16 000 ₽
Прожиточный минимум — 10 280,30 ₽
(16 000 ₽ — 15 420,45 ₽) х 50% = 289,775 ₽
Источник: mgkasp.ru
Индивидуальная программа предоставления социальных услуг это что
Социальные показатели региона
Услуги и сервисы в электронном виде
Важная информация
- Главная страница
- Министерство
- Контрольно-ревизионная деятельность
- Контрольно-надзорная деятельность
- Публичные обсуждения
- Перечень ответов на вопросы поставщиков социальных услуг, предоставляющих социальные услуги гражданам пожилого возраста и инвалидам, а также несовершеннолетним гражданам, в стационарной форме
Перечень ответов на вопросы поставщиков социальных услуг, предоставляющих социальные услуги гражданам пожилого возраста и инвалидам, а также несовершеннолетним гражданам, в стационарной форме
Вопрос 1:
В соответствии с пунктом 2.1 Порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 21 июня 2016 г. № 377 в последней редакции, получатель социальных услуг для получения социальных услуг при обращении к поставщику социальных услуг должен приложить к заявлению направление, выданное УСЗН. Если ИППСУ выдано на три года, нужно ли законному представителю ребенка обращаться в УСЗН каждый раз за направлением для получения социальных услуг у разных поставщиков социальных услуг в течение трех лет? При условии, что все эти поставщики социальных услуг включены в Перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг ИППСУ.
Ответ:
- Если направление выдается на тип социальной организации в целом (СРЦН, СП), то обновления его не требуется, поскольку срок действия данного направления нормативными правовыми актами не утвержден.
- Если направление УСЗН выдано на конкретного поставщика социальных услуг, зачисление по нему на социальное обслуживание к другому поставщику невозможно.
Вопрос 2:
При внесении изменений в форму ИППСУ, утвержденную Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 ноября 2014 г. № 874н «О примерной форме договора о предоставлении социальных услуг, а также о форме индивидуальной программы предоставления социальных услуг» (например, как изменения, внесенные 30 марта 2018 г.), каким образом вносить изменения в ИППСУ, которые составлены на 3 года? Нужно ли брать личное заявление от родителя (законного представителя), нужно ли присваивать новый номер ИППСУ и дату выдачи, на какой срок действия ИППСУ? Или же Комиссии УСЗН достаточно внести изменения в действующую ИППСУ без заявления родителя (законного представителя) и сделать ИППСУ в новой редакции с изменениями, при этом оставить старый номер, дату выдачи и срок действия и соответственно не признавать вновь нуждающимся в социальном обслуживании.
Ответ:
В случае изменения формы ИППСУ оснований для взятия заявления вновь и признания гражданина нуждающимся нет, так как нуждаемость человека не изменилась. Вместе с тем оставить прежнюю дату на ИППСУ вы не можете, так как на эту дату новая форма еще не действовала. Дата, а соответственно и номер, должны быть новыми, соответствующими дате обращения получателя социальных услуг к поставщику после вступления в силу изменений в форму (то есть до зачисления или день в день). Обращаем ваше внимание, что ИППСУ получателей социальных услуг, находящихся на стационарном социальном обслуживании на протяжении всего действия ИППСУ, которых не отчисляли и не принимали вновь после вступления в силу новой формы, не подлежат замене.
Вопрос 3:
Необходимо ли включать перечень социальных услуг в договор о предоставлении социальных услуг в стационарной форме? Или форму договора о предоставлении социальных услуг, примерная форма которого определена Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 ноября 2014 г. № 874н «О примерной форме договора о предоставлении социальных услуг, а также о форме индивидуальной программы предоставления социальных услуг», изменять нельзя?
Ответ:
Согласно пункту 1 раздела I примерной формы договора, определенной Приложением 1 к Приказу Минтруда России 874н, исполнитель обязуется оказать социальные услуги заказчику на основании ИППСУ, которая является неотъемлемой частью договора. В связи с тем, что в ИППСУ содержатся виды социальных услуг, перечислять их в договоре нецелесообразно, но не запрещено, поскольку сама форма договора является примерной и может быть изменена.
Вопрос 4:
Нужно ли исключать из ИППСУ те услуги, которые не оказывает поставщик социальных услуг согласно Порядку предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 21 июня 2016 г. № 377?
Ответ:
В связи со вступлением в силу 31 декабря 2018 г. постановления Правительства Нижегородской области от 29 декабря 2018 г. № 934, внесшего изменения в постановление Правительства 377, такого понятия, как «комплексная социальная услуга» больше не существует. Это означает, что УСЗН вправе признавать нуждающимся получателя социальных услуг только в отдельных услугах. Соответственно, те услуги, в которых гражданин не признан нуждающимся, в ИППСУ не включаются. Вместе с тем сами разделы ИППСУ удалять нельзя, так как форма ИППСУ остается неизменной.
Например, если гражданин признан нуждающимся в социально-бытовых услугах, кроме обеспечения питанием, в ИППСУ в виде услуг «Социально-бытовые» будут перечислены все подвиды, кроме обеспечения питанием, она будет пропущена. Если гражданин признан не нуждающимся во всех подвидах услуги одного вида, например, услугах в целях повышения коммуникативного потенциала, то раздел все равно остается, так как форма ИППСУ неизменна, в содержании граф ставятся прочерки, за исключением графы: «Отметка о выполнении». в данной графе ставится отметка: «Признан не нуждающимся. Протокол комиссии от____№____»
Вопрос 5:
Будет ли считаться нарушением, если в личном деле несовершеннолетнего, поступившего по заявлению родителей, нет направления, выданного УСЗН?
Ответ:
Да, будет, так как наличие направления УСЗН предусмотрено пунктом 2.1 Порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 21 июня 2016 г. № 377.
Вопрос 6:
Необходимо ли закрыть ИППСУ 2018 г. для получателей социальных услуг, которые продолжают получать услуги в учреждении в 2019 г и открыть новые с 1 января 2019 г. (вопрос по несовершеннолетним)?
Ответ:
Если получателей социальных услуг, находящихся на стационарном социальном обслуживании в рамках действия ИППСУ, не отчисляли и не принимали вновь после вступления в силу изменений в 377 Порядок, то выдача новых ИППСУ и закрытие прежних не требуется. Вместе с тем необходимо понимать, что 934 постановление внесло изменения, которые кардинально изменили порядки и стандарты предоставления социальных услуг. Таким образом, на практике получается, что учреждение должно будет детям, поступившим до 31 декабря 2018 г. оказывать комплексную услугу в соответствии с прежними стандартами (они ведь прописаны в ИППСУ), а поступившим после – индивидуальные услуги по новым стандартам. Это представляется крайне трудным. В этом случае рекомендуется выдать детям новые ИППСУ, чтобы учреждение могло подойти к оказанию услуг по-новому, индивидуально. Обращаем Ваше внимание, что новый Порядок вступил в силу 31 декабря 2018 г., а не 1 января 2019 г., следовательно, новые ИППСУ должны быть от 31 декабря 2018 г.
Вопрос 7:
Что понимается под социальным сопровождением в стационарных учреждениях для престарелых и инвалидов?
Ответ:
В соответствии с частью 1 статьи 22 442-ФЗ под социальным сопровождением понимается оказание поставщиком социальных услуг содействия получателю социальных услуг в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической и социальной помощи, не относящихся к социальным услугам, та деятельность, которую сам поставщик социальных услуг не осуществляет (например, в штате учреждения отсутствует врач-стоматолог и учреждение оказывает содействие гражданину в получении стоматологической помощи).
Вопрос 8:
Должны ли при расчете среднедушевого дохода получателя социальных услуг включаться: ежемесячные денежные выплаты, единовременная денежная выплата, выплаты компенсационного характера, различные виды пособий, субсидии, материальная помощь, доплаты к пенсии и иные виды выплат, получаемых гражданами в связи с наличием у них определенного социального статуса?
Ответ:
В соответствии с подпунктом «ж» пункта 5 Правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2014 г. № 1075, при расчете среднедушевого дохода учитываются пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в денежной форме в соответствии с законодательством Российской Федерации или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации.
В данных Правилах положений об исключении каких-либо отдельных видов выплат из числа выплат, указанных в пункте 5 Правил, не содержится. Вместе с тем, при рассмотрении вопроса о включении вышеуказанных выплат в среднедушевой доход получателя социальных услуг, необходимо учитывать их природу и периодичность предоставления.
Пенсии, пособия, иные выплаты, установленные законодательными актами Российской Федерации, как правило, направлены на реализацию права соответствующих категорий граждан на меры государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, социального обеспечения и социальной защиты. В аналогичных целях осуществляются и ежемесячные денежные выплаты, единовременные денежные выплаты, выплаты компенсационного характера, различные виды субсидий, материальная помощь, доплаты к пенсии и иные виды выплат, получаемых гражданами в связи с наличием у них определенного социального статуса, которые должны учитываться при расчете среднедушевого дохода получателей социальных услуг.
Таким образом, при расчете среднедушевого дохода учитываются все выплаты, аналогичные перечисленным в пункте 5 Правил, полученные в денежной форме и установленные законодательством Российской Федерации (имеются в виду нормативные правовые акты как федерального, так и регионального уровней). Данное регулирование основано на положениях пункта «ж» части 1 статьи 72 и части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации, согласно которым по предметам совместного ведения России и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Вопрос 9:
Если ребенок поступил в учреждение по основаниям, закрепленным Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» нужно ли в этом случае направление из УСЗН?
Ответ:
Направление УСЗН является частью пакета документов, необходимого для зачисления несовершеннолетнего на стационарное социальное обслуживание в соответствии с требованиями пункта 2.1 377 Порядка, который принят во исполнение 442-ФЗ и не распространяется на правоотношения, связанные с реализацией 120-ФЗ.
;Вместе с тем, когда ребенку, поступившему по 120-ФЗ, оформляется ИППСУ и заключается договор на социальное обслуживание, такое направление, разумеется, оформляется вместе с остальным пакетом документов, предусмотренным пунктом 2.1 377 Порядка.
Вопрос 10:
В случае отсутствия сертификатов получаемой пищевой продукции в Росреестре ее прием к реализации запрещен. Если сертификат предоставлен, но его нет в Росреестре, как быть?
Ответ:
Необходимо отметить, что данный вопрос не входит в компетенцию органа (контроля) надзора в сфере социального обслуживания. Вместе с тем напоминаем вам, что по данному вопросу отделом реализации государственных закупок Министерства неоднократно проводились обучающие конференции и семинары, на которых давались подробнейшие объяснения. В частности, о том, что такую продукцию ни в коем случае нельзя принимать, а о поставщиках незамедлительно сообщать в Управление Роспотребнадзора по Нижегородской области.
Вопрос 11:
Целесообразно ли разработать на уровне Министерства единые формы для учета предоставляемых социальных услуг по формам предоставления социальных услуг (журналы, ведомости или др.) для удобства контроля, т.е. для стационаров, для обслуживания на дому и т.д.?
Ответ:
Разработка и утверждение единой формы дневника социального работника относится к компетенции профильного подразделения Министерства. Обращаем ваше внимание, что при проведении проверок оказания социальных услуг, фиксируемых в дневнике социального работника, его форма не важна, важен факт подтверждения оказания конкретной услуги конкретному человеку.
Услуги и функции
- Пособия и выплаты
- Семье и детям
- Старшему поколению
- Инвалидам
- Индивидуальным предпринимателям и самозанятым
- Другим категориям
- Величина прожиточного минимума
- Обслуживание семей и детей
- Услуги старшему поколению
- Реабилитация инвалидов
- Концепция комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра
- Реестр поставщиков социальных услуг Нижегородской области
Источник: minsocium.ru
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по применению модели составления индивидуальной программы предоставления социальных услуг и индивидуального плана ухода на основе типизации
Принципами СДУ являются признание дефицита самообслуживания одним из критериев нуждаемости, формирования ИППСУ на основе типизации и составление индивидуального плана ухода, учитывающего степень зависимости от посторонней помощи, индивидуальные ресурсы и проблемы получателя социального обслуживания.
СДУ предполагает сохранение максимально долгого пребывания граждан, имеющих дефицит самообслуживания, в привычной, домашней обстановке, либо — в случае невозможности организовать надлежащий уход дома – в стационарной организации социального обслуживания в условиях, гарантирующих достойное качество жизни.
В «Комплексе мер по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, включающими сбалансированное социальное обслуживание и медицинскую помощь на дому в стационарной и полустационарной форме с привлечением патронажной службы и сиделок, а также поддержку родственного ухода» № ОГ-П12-8359 от 14.12.2017 впервые ставится задача о разработке и внедрения процесса типизации в целях упорядочивания признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании
- В настоящих методических рекомендациях под типизацией понимается определение степени зависимости конкретного гражданина от посторонней помощи (потребности в уходе) с последующим отнесением его к определенной группе ухода в процессе признания его нуждающимся в получении социального обслуживания.. Все граждане, получающие социальное обслуживание в настоящее время или желающие получать его в будущем, будут проходить процедуру типизации.
Типизация организуется органами социальной защиты или организациями социального обслуживания согласно регламенту (см. «Регламент проведения типизации»).
В отношении пожилых людей и людей с инвалидностью, получающих социальное обслуживание, типизация является достаточно точным способом оценки степени зависимости от посторонней помощи. При одинаковых медицинских диагнозах или ситуациях, разные люди по разному преодолевают тяжесть заболеваний и жизненные трудности. Это зависит от личностных особенностей каждого человека (уровня его образования, типа нервной системы, уровня интеллекта, мотивации, способности совершать волевые усилия, психологической устойчивости). Другим фактором, влияющим на зависимость от посторонней помощи, может являться среда, в которой живет человек (дом без лифта, отсутствие пандуса, узкий дверной проем, печное отопление и другое).
Результаты типизации должны стать одним из критериев для признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании; эту нормурекомендуется закрепить соответствующим документом.
Сотрудники органов социальной защиты или организаций социального обслуживания, проводящие типизацию должны иметь квалификацию не ниже квалификационного уровня специалиста социальной работы, опыт работы по специальности и пройти дополнительное обучение. Наличие медицинского образования у этих специалистов не обязательно.
Итогом типизации будет достоверная информация о том, насколько получатель социального обслуживания зависит от посторонней помощи при уходе за собой и при ведении домашнего хозяйства: с чем он может справляться полностью, частично или не может совсем, то есть, определены дефициты самообслуживания.
Инструментом для типизации является Бланк оценки зависимости от посторонней помощи(бланк диагностики далее — БД); с его помощью определяется количество баллов за выраженность или отсутствие какого-либо дефицита в самообслуживании в определенной сфере жизнедеятельности, а также иные состояния человека, комплексно влияющие на осуществлении основных жизненных потребностей.
Диапазоны суммарных баллов определяют группу ухода, от которой зависит право на объем социальных услуг (например, в часах в неделю) каждому получателю. Все получатели будут разделены на определённые группы ухода с целью упорядочивания объемов оказания услуг. Понятие объема ухода (по группе ухода) в стационарной форме социального обслуживания относится к вопросу бюджетирования (финансирования) учреждения, расчета количества необходимого персонала по отделениям и специалистов узкого профиля и т.д.
Учитывать результаты типизации рекомендуется в блокеинформационной системы учета социальных услуг, которая используется в регионе. На этапе апробации и внедрения СДУ возможны временные IT-решения по учету результатов типизации. Единая Информационная системаСДУ (далее — ЕИС СДУ) должна рассчитывать автоматически сумму баллов и группу ухода.
Если нуждающимся признан гражданин, который по результатам типизациине имеет снижения способности к самообслуживанию (нет дефицитов самообслуживания), но законодательство позволяет ему получить статуснуждающегося по совокупности иных критериев, то либо ему должны быть оказаны срочные социальные услуги, либо ЕИССДУ сформирует ИППСУ, но не позволит составить для него Индивидуальный план ухода.
- Результаты типизации являются одним из источников информации для формирования ИППСУ. ИППСУ — юридический документ, где отражены права получателя на предоставление определенного перечня услуг. Проведение типизации позволит внести в ИППСУ те услуги, которые показаны получателю по его состоянию, и исключит включение избыточных или нерелевантных социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологическихуслуг. Необходимость в оказании социально-педагогических, социально-правовых, социально-трудовых услуг и услуг в целях повышения коммуникативного потенциала определяется из иных источников информации о получателе (составе семьи, потребности в занятости, образовании, анализа социальной ситуации,потребности в правовой помощи). Процесс формирования ИППСУ посредством ЕИС СДУ должен быть связан с результатом типизации: определением группой ухода (объема ухода) и соотносить услуги с выявленными дефицитами.
Для организации долговременного ухода любой форме социального обслуживания рекомендуется актуализировать перечень услуг, внести изменения в стандарты их оказания, проанализировать кратность (частоту), норматив времени, объективность тарифов. Необходимо учитывать различный статус получателей, признанных нуждающимися, в отношении права на бесплатное, частично платное обслуживание или обслуживание, осуществляемое за полную плату. В документе, регламентирующем перечень и условия предоставления услуг, следует прописать приоритет предоставления услуг, без оказания которых жизненные (приоритетные) потребности человека не будут удовлетворены в минимальном, но достаточном для достойной жизни объеме. При составлении ИППСУ на основе типизации и заключении договора о предоставлении социального обслуживания в надомной форме рекомендуется исключить возможность замены приоритетных услуг на второстепенные.
- ИПУ является логичным продолжением ИППСУ: он определяет цели ухода. Для постановки целей в ИПУ учитываются не только дефициты самообслуживания, выявленные в процессе типизации получателя, но и его индивидуальные ресурсы и возможные проблемы. Кроме того, в ИПУ будет учтено реальное состояние и возможности жилища и внешние ресурсыполучателя: поддержка семьи, религиозных, общественных организаций(см. «Методические рекомендации по составлению ИПССУ и ИПУ на основании типизации »).
Использование ИПУ позволяет управлять персоналом организации социального обслуживания в зависимости от компетенций сотрудников, выполнять стандарт оказания услуг, вести контроль за выполнением целей ухода, всегда быстро получить информацию о состоянии получателя из одного источника.
- В надомной форме социального обслуживания долговременныйуход за пожилыми и инвалидамиорганизуется всотрудничестве с учреждениями здравоохранения. При получении медицинского заключения об имеющихся противопоказаниях к социальному обслуживанию на дому, получательдолжен также получить заключение из амбулаторного учреждения здравоохранения (поликлиники, ФАП и пр.) о социальных назначениях врача (медицинских рекомендациях и противопоказаниях) (см. «Методические рекомендации по составлению ИПССУ и ИПУ на основании типизации»), которые учитываются при составлении ИПУ. Форму документа о социальных показаниях врача как элемента межведомственного взаимодействия рекомендуется закрепить соответствующим нормативным актом.
Если потенциальный (или текущий) получатель выписывается из стационарного учреждения здравоохранения и не сможет посетить поликлинику, то Заключение о рекомендациях и противопоказаниях выдается вместе с выписным эпикризом.
- В мероприятия по выполнению ИПУ должны войти услуги из ИППСУ и виды работ, индивидуально подобранные и направленные на достижение элементарных потребностей для нормальной жизнедеятельности получателя.
Для ухода, организованного на современном уровне, следует рассмотреть возможности удовлетворения потребностей: в общении и поддержании социальных контактов, передвижении вне жилища и/или внутри него (если необходимо – в пределах кровати), возможности быть ухоженнымпри отправлении естественных потребностей, есть и пить, возможности одеваться, обучаться новым навыкам, удобно спать и расслабляться (отдыхать), продолжать ощущать себя человеком своего пола, выполнять назначения врача, возможности справляться с жизненными ситуациями. Некоторые из этих потребностей могут динамично изменяться в процессе жизнедеятельности получателя, в том числе в результате осуществления ухода, некоторые будут неизменны. Цели, прописанные в ИПУ, должны быть направлены на развитие и поддержание способности к самообслуживанию получателя, на улучшение жизнедеятельности человека в целом и/или на минимизацию рисков осложнений от заболеваний и обстоятельств, которые могут ухудшить жизнедеятельность получателя.
- Период, на который будет составляться ИПУ, рекомендуется определять в зависимости от возможностей достижения целей ухода. Средний срок, на который составляетсяИПУ — 2-4 месяца. Период действия ИПУ не может превышать сроки, на которые составлена ИППСУ.
- В составлении ИПУ принимает участие специалист социальной работы и социальный работник или помощник по уходу. Ответственность за составление ИПУ несет специалист социальной работы (при надомной форме социального обслуживания).
Для получателей, получающих социальное обслуживание в стационарной форме, ИПУ составляется междисциплинарной командой (далее – МДК); ответственным является специально назначенный сотрудник (обычно – медицинская сестра).
Составление ИПУ желательно проводить вместе с получателем социального обслуживания и/или его семьей. Это необходимо для поддержания мотивации пожилого или тяжелобольного человека, создания атмосферы доверия и сотрудничества между получателем и сотрудниками организации социального обслуживания для достижения целей ухода. Оригинал ИПУ хранится на дому у получателя (в случае надомной формы социального обслуживания), а копия — в организации социального обслуживания. ИПУ является рабочим документом, подписи получателя не требуется. В стационарных организациях ИПУ хранится в месте, доступном всем членам МДК.
- При организации долговременного ухода на дому в целях ответственного выполнения ИПУ рекомендуется документировать состояние получателя социального обслуживания и выполнение приоритетных видов работ (см. «Ведение документации по уходу»).Перечень документации следует из Заключения о рекомендациях и противопоказаниях, выданных учреждением здравоохранения, выполняемых услуг, внесенных в ИППСУ, и видов работ, выполняемых согласно ИПУ. Ответственным за ведение документации является специалист социальной работы. Обязательными является заполнения общих сведений о получателе с контактами его близких (доверенных) лиц, запись биографических сведений о получателе (с его слов и/или его семьи, соседей, коллег), дневник приема лекарственных средств, дневник обращений за медицинской помощью. Документация (в виде дневников) может иметь табличную форму. Документация должна отображать актуальную информацию о здоровье получателя и деятельности социального работника или помощника по уходу на дому у получателя, сохранять уважение к частной жизни получателя, за исключением случаев, когда есть угроза здоровью и жизни получателя социального обслуживания. Документация ведется в одном экземпляре и хранится на дому у получателя и предоставляется контролирующим организациям по требованию.
Источник: xn—-7sbyafedtfjcnpf0b2b.xn--p1ai