Постановка звука «р» часто занимает продолжительное количество времени. Ребенка необходимо подготовить к правильному восприятию и воспроизведению звука.
Многократные повторения одного и того же материала утомляют. Однако, повторения необходимы: нужно отработать правильный артикуляционный уклад, научить ребенка слышать, узнавать звук, а затем правильно его произносить.
При проведении индивидуального занятия важно помнить о том, что у ребенка на протяжении всего занятия должен быть стойкий положительный эмоциональный настрой, который выражается в желании заниматься. Как заинтересовать ребенка, вызвать желание снова и снова повторять артикуляционные упражнения?
Предлагаю несколько игровых фрагментов индивидуальных занятий, основная цель которых — подготовка к постановке звука «р».
Игровые приемы позволяют поддерживать интерес ребенка на протяжении определенного отрезка времени. Кроме того, позволяют решать такие важные задачи, как:
— развитие артикуляционной моторики, формирование точных движений органов артикуляционного аппарата;
СЕКРЕТ БЫСТРОЙ ПОСТАНОВКИ ЗВУКА Р (ставим звук за 2 занятия)))
— развитие фонематического восприятия;
— развитие мелкой моторики рук;
— активизация мыслительной деятельности, развитие произвольного внимания, памяти.
1. Сообщение темы занятия.
Послушай загадку и найди отгадку среди трех картинок (перед ребенком три картинки, на одной нарисован рак).
Кто в речном песке живет,
Ходит задом наперед? (Рак.)
Выложи из горошинок букву, с которой начинается слово «рак» (если ребенок умеет читать).
Выложи столько горошинок, сколько звуков в слове «рак». Посчитай.
2. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.
А) Послушай, как я назову эту картинку. Правильно я называю? Отвечай «да» или «нет».
Ряк, лак, рак, ак, йяк, рак, гак, рак и т.п.
Б) Игра «Поймай звук» — выделение звука «р» (хлопком) из ряда звуков, слогов, слов: р, б, ж, р…; ра, жа, бу, ры, ар, ам, ур…; рак, мороз, кошка, ежик, игры, топор, чемодан.
3. Уточнение артикуляции звука «р»: губы свободны; зубки сближены, но не соприкасаются; кончик языка поднят к бугорочкам за верхними зубами и вибрирует; посередине языка идет теплая воздушная струя; горлышко «работает».
4. Знакомство с артикуляционными и дыхательными упражнениями: «Чистим верхние зубки», «Качели», «Маляр», «Вкусное варенье», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Барабан», «Забей мяч в ворота».
5. Постановка звука «р»: по подражанию, от упражнения «Грибок», с механической помощью (еслипозволяет состояние артикуляционной моторики).
1. Графический диктант: 3 клетки влево, 2 вверх, 3 вправо, 2 вверх, 6 вправо, 2 вниз, 3 вправо, 2 вниз, 3 влево.
— Что получилось? (Машина.) Дорисуй колеса.
— Какая бывает машина? Подбери слово-признак (легковая, грузовая, большая, маленькая, блестящая, белая, черная, старая, новая, грязная, чистая и т.п.).
— Что машина делает? Подбери слово-действие (едет, стоит, гудит, шумит, буксует и т.п.)
Индивидуальное занятие. Постановка звука «Р»
— Машина едет и гудит: трррр. Продолжим учиться произносить звук «р».
2. Развитие фонематического восприятия.
Едет машина, гудит. Как только услышишь звук «р» — хлопни в ладоши один раз: р, б, ж, р…; ра, жа, бу, ры, ар, ам, ур…; рак, мороз, кошка, ежик, игры, топор, чемодан.
3. Чтобы машина легко заводилась, сделаем артикуляционную гимнастику: «Чистим верхние зубки», «Качели», «Маляр», «Вкусное варенье», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Барабан», «Забей мяч в ворота».
4. Постановка звука «р»: по подражанию, с механической помощью, от упражнения «Грибок» (еслипозволяет состояние артикуляционной моторики).
1. Развитие мелкой моторики.
Отгадай загадку: «Что за птица? Песен не поет, гнезда не вьет, а грузы и людей везет». (Самолет) Выложи самолет из спичек по образцу.
2. Развитие фонематического восприятия.
Летит самолет, ревет мотор. Как услышишь звук «р» — хлопни в ладоши один раз: у, а, р, ш, к, с, р, г, о, и, р, в, э, р, бу, ар, ко, гы, га, ур, пу, ры, хо, ур.
3. Артикуляционная и дыхательная гимнастика: «Чистим верхние зубки», «Качели», «Маляр», «Вкусное варенье», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Барабан», «Забей мяч в ворота».
4. Постановка звука «р»: по подражанию, от упражнения «Грибок», с механической помощью.
Теперь сам заведи мотор у самолета.
1. Сообщение темы занятия.
Хвост крючком, нос пятачком (поросенок).
На деревьях живет и орешки грызет (белка).
Пищит над ухом он всю ночь. И укусить тебя не прочь. Ну и зануда, вот кошмар. Писклявый, маленький …(комар).
Рыжая, пушистая, хитрая, кур таскает (лиса).
Вспомни и назови все 4 слова-отгадки. Кто тут лишний и почему? (Комар, т.к. комар не животное, а насекомое).
Сегодня будем учиться звенеть, как большой комар.
2. Артикуляционная и дыхательная гимнастика: «Чистим верхние зубки», «Качели», «Маляр», «Вкусное варенье», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Барабан», «Забей мяч в ворота».
3. Постановка звука «р».
Улыбнись, открой рот, подними язык вверх и произнеси звук «з» — позвени, как комар. Выполняется несколько раз.
Демонстрируется картинка комара с недостающими частями.
Посмотри, это комар. Запомни, как он выглядит. Теперь закрой глаза. Дорисовываются недостающие детали.
Позвеним еще 10 раз, как комар.
Теперь комар полетает по дорожкам (рисуем пять дорожек, в конце которых буквы а, ы, о, у, э). Веди пальцем по «дорожкам» и произноси за, зы, зо, зу, зэ (кончик языка находится за верхними резцами).
1. Сообщение темы занятия.
Игра «Кто кем (чем) будет?»: яйцо – цыпленком, цыпленок – курицей, мальчик — …, жёлудь — …, икринка — …, гусеница — …, железо — …, кирпичи — …, ткань — …, кожа — …, больной — …, слабый – сильный.
Чтобы научиться произносить звук «р», мы должны сделать язычок сильным. Сделаем артикуляционную зарядку.
2. Артикуляционная и дыхательная гимнастика: «Чистим верхние зубки», «Качели», «Маляр», «Вкусное варенье», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Барабан», «Забей мяч в ворота».
3. Развитие фонематического восприятия + постановка звука «р».
Демонстрируется картинка-раскраска «комар».
Вот комар. Вспомни, как он звенит, и позвени 10 раз.
Давай сделаем комара красивым, раскрасим его, но цвета будем выбирать только те, в названии которых есть звук «р».
Итак, крылья будут голубые или красные, тело оранжевое или желтое, голова черная или синяя?
Посмотри, каким ярким стал наш комар. Он очень рад. Позвени 10 раз радостно.
Теперь радостный комар полетел к цветам (рисуем цветы с буквами а, ы, о, у, э). Веди пальцем по «дорожкам» и произноси за, зы, зо, зу, зэ.
А теперь пощекочем нашего комарика (постановка «р» с механической помощью).
Источник: dohcolonoc.ru
Постановка звука «р»
Игровые фрагменты индивидуальных занятий по постановке звука «р»
Постановка звука «р» часто занимает продолжительное количество времени. Ребенка необходимо подготовить к правильному восприятию и воспроизведению звука.
Многократные повторения одного и того же материала утомляют. Однако, повторения необходимы: нужно отработать правильный артикуляционный уклад, научить ребенка слышать, узнавать звук, а затем правильно его произносить.
При проведении индивидуального занятия важно помнить о том, что у ребенка на протяжении всего занятия должен быть стойкий положительный эмоциональный настрой, который выражается в желании заниматься. Как заинтересовать ребенка, вызвать желание снова и снова повторять артикуляционные упражнения?
Предлагаю несколько игровых фрагментов индивидуальных занятий, основная цель которых — подготовка к постановке звука «р».
Игровые приемы позволяют поддерживать интерес ребенка на протяжении определенного отрезка времени. Кроме того, позволяют решать такие важные задачи, как:
— развитие артикуляционной моторики, формирование точных движений органов артикуляционного аппарата;
— развитие фонематического восприятия;
— развитие мелкой моторики рук;
— активизация мыслительной деятельности, развитие произвольного внимания, памяти.
Фрагмент 1 индивидуального занятия по постановке звука «р»
1. Сообщение темы занятия.
Послушай загадку и найди отгадку среди трех картинок (перед ребенком три картинки, на одной нарисован рак).
Кто в речном песке живет,
Ходит задом наперед? (Рак.)
Выложи из горошинок букву, с которой начинается слово «рак» (если ребенок умеет читать).
Выложи столько горошинок, сколько звуков в слове «рак». Посчитай.
2. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.
А) Послушай, как я назову эту картинку. Правильно я называю? Отвечай «да» или «нет».
Ряк, лак, рак, ак, йяк, рак, гак, рак и т.п.
Б) Игра «Поймай звук» — выделение звука «р» (хлопком) из ряда звуков, слогов, слов: р, б, ж, р…; ра, жа, бу, ры, ар, ам, ур…; рак, мороз, кошка, ежик, игры, топор, чемодан.
3. Уточнение артикуляции звука «р»: губы свободны; зубки сближены, но не соприкасаются; кончик языка поднят к бугорочкам за верхними зубами и вибрирует; посередине языка идет теплая воздушная струя; горлышко «работает».
4. Знакомство с артикуляционными и дыхательными упражнениями: «Чистим верхние зубки», «Качели», «Маляр», «Вкусное варенье», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Барабан», «Забей мяч в ворота».
5. Постановка звука «р»: по подражанию, от упражнения «Грибок», с механической помощью (еслипозволяет состояние артикуляционной моторики).
Фрагмент 2 индивидуального занятия по постановке звука «р»
1. Графический диктант: 3 клетки влево, 2 вверх, 3 вправо, 2 вверх, 6 вправо, 2 вниз, 3 вправо, 2 вниз, 3 влево.
— Что получилось? (Машина.) Дорисуй колеса.
— Какая бывает машина? Подбери слово-признак (легковая, грузовая, большая, маленькая, блестящая, белая, черная, старая, новая, грязная, чистая и т.п.).
— Что машина делает? Подбери слово-действие (едет, стоит, гудит, шумит, буксует и т.п.)
— Машина едет и гудит: трррр. Продолжим учиться произносить звук «р».
2. Развитие фонематического восприятия.
Едет машина, гудит. Как только услышишь звук «р» — хлопни в ладоши один раз: р, б, ж, р…; ра, жа, бу, ры, ар, ам, ур…; рак, мороз, кошка, ежик, игры, топор, чемодан.
3. Чтобы машина легко заводилась, сделаем артикуляционную гимнастику: «Чистим верхние зубки», «Качели», «Маляр», «Вкусное варенье», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Барабан», «Забей мяч в ворота».
4. Постановка звука «р»: по подражанию, с механической помощью, от упражнения «Грибок» (еслипозволяет состояние артикуляционной моторики).
Фрагмент 3 индивидуального занятия по постановке звука «р»
1. Развитие мелкой моторики.
Отгадай загадку: «Что за птица? Песен не поет, гнезда не вьет, а грузы и людей везет». (Самолет) Выложи самолет из спичек по образцу.
2. Развитие фонематического восприятия.
Летит самолет, ревет мотор. Как услышишь звук «р» — хлопни в ладоши один раз: у, а, р, ш, к, с, р, г, о, и, р, в, э, р, бу, ар, ко, гы, га, ур, пу, ры, хо, ур.
3. Артикуляционная и дыхательная гимнастика: «Чистим верхние зубки», «Качели», «Маляр», «Вкусное варенье», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Барабан», «Забей мяч в ворота».
4. Постановка звука «р»: по подражанию, от упражнения «Грибок», с механической помощью.
Теперь сам заведи мотор у самолета.
Фрагмент 4 индивидуального занятия по постановке звука «р»
1. Сообщение темы занятия.
Хвост крючком, нос пятачком (поросенок).
На деревьях живет и орешки грызет (белка).
Пищит над ухом он всю ночь. И укусить тебя не прочь. Ну и зануда, вот кошмар. Писклявый, маленький …(комар).
Рыжая, пушистая, хитрая, кур таскает (лиса).
Вспомни и назови все 4 слова-отгадки. Кто тут лишний и почему? (Комар, т.к. комар не животное, а насекомое).
Сегодня будем учиться звенеть, как большой комар.
2. Артикуляционная и дыхательная гимнастика: «Чистим верхние зубки», «Качели», «Маляр», «Вкусное варенье», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Барабан», «Забей мяч в ворота».
3. Постановка звука «р».
Улыбнись, открой рот, подними язык вверх и произнеси звук «з» — позвени, как комар. Выполняется несколько раз.
Демонстрируется картинка комара с недостающими частями.
Посмотри, это комар. Запомни, как он выглядит. Теперь закрой глаза. Дорисовываются недостающие детали.
Позвеним еще 10 раз, как комар.
Теперь комар полетает по дорожкам (рисуем пять дорожек, в конце которых буквы а, ы, о, у, э). Веди пальцем по «дорожкам» и произноси за, зы, зо, зу, зэ (кончик языка находится за верхними резцами).
Фрагмент 5 индивидуального занятия по постановке звука «р»
1. Сообщение темы занятия.
Игра «Кто кем (чем) будет?»: яйцо – цыпленком, цыпленок – курицей, мальчик — …, жёлудь — …, икринка — …, гусеница — …, железо — …, кирпичи — …, ткань — …, кожа — …, больной — …, слабый – сильный.
Чтобы научиться произносить звук «р», мы должны сделать язычок сильным. Сделаем артикуляционную зарядку.
2. Артикуляционная и дыхательная гимнастика: «Чистим верхние зубки», «Качели», «Маляр», «Вкусное варенье», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Барабан», «Забей мяч в ворота».
3. Развитие фонематического восприятия + постановка звука «р».
Демонстрируется картинка-раскраска «комар».
Вот комар. Вспомни, как он звенит, и позвени 10 раз.
Давай сделаем комара красивым, раскрасим его, но цвета будем выбирать только те, в названии которых есть звук «р».
Итак, крылья будут голубые или красные, тело оранжевое или желтое, голова черная или синяя?
Посмотри, каким ярким стал наш комар. Он очень рад. Позвени 10 раз радостно.
Теперь радостный комар полетел к цветам (рисуем цветы с буквами а, ы, о, у, э). Веди пальцем по «дорожкам» и произноси за, зы, зо, зу, зэ.
А теперь пощекочем нашего комарика (постановка «р» с механической помощью).
Источник: sad-sosenka.ru
Мой детский сад
Более 15 лет работы сайта «Мой детсад». Авторы – профессиональные учителя со всего СНГ. Более 2 000 уникальных методик для детского сада и школы. Суммарно сайт оценило около 100 000 воспитателей. В итоге более 1 млн. счастливых детей.
План индивидуальной логопедической работы по постановке звука Р
Фамилия, имя ребенка________________________________
Подготовила: учитель-логопед МОУ Детский сад № 195 Широбокова Евгения Александровна
2.Артикуляционная гимнастика специальная:
· «Кто дальше загонит мяч»,
· «Пощелкать кончиком языка»
3.Пальчиковая гимнастика «Робот»
«Буря». Улыбнуться, просунуть распластанный язык между зубами. Сильно выдувать воздух, заставляя вибрировать губы и язык.
2.Произнесение звука [Р] на выдохе громко-тихо-шепотом
3.Упражнения с зеркалом
4.Упражнения по картинкам-символам. «Вертолет», « Мотоцикл», «Трактор», «Лев».
5.Игра «Провези машину в гараж по лабиринту»(с произнесением звука [Р])
2.Проговаривание звука [Р] в слогах с прямыми, обратными слогами и слогами со стечением согласных:
3. Автоматизация звука [Р] в словах
с прямыми слогами. Игры «Поезд идет-колеса стучат», «Лесенка-чудесенка», «Назови ласково», «Поймай мяч и повтори слово»
4.Автомотизация звука [Р] в словах с обратными слогами. Игры «Тигр и тигренок», «Повтори слово»
5.Автомотизация звука [Р] в словах со слогами со стечением согласных. Игры «Цветик-семицветик», «Запомни и повтори», «Волчок», «Составь предмет, нарисуй, обведи и составь слово»
6.Автомотизация звука [Р] в словах со звуком –[ДР]
Игры «Мотоцикл», «Повтори слово», «Один-много», «Родственные слова», «Скажи слова наоборот».
7.Автоматизация звука[ Р] во фразах и предложениях : проговаривание четко предложений, составление предложения по опорным картинкам, словам, опорной схеме. Четкое произнесение потешек, чистоговорок, чтение текстов и заучивание стихотворений.
Игры «Доскажи слово», «Угадай, кто есть», «Измени предложение», «Найди по картинке», «Слова-родственники», «Путаница» ; игры по опорным словам и картинкам: «В школу», «Урожай», «Подарок», «На корабле», «В парке».Стихотворения и рассказы: «В зоопарке», «Помощница», «Друг».
1. в открытых слогах
( ррррррррррраа,
ррррррррррроо, ра-ро-ру
ро-ры-ру
ра-ру-ро)
2.в закрытых слогах( ааррррррр,
ооррррррр, ар-ор-ур,ер-ир-юр
ыр-ир-яр)
3. слоги со стечением согласных (Бра, вра, гра, кра, пра, фра, хра,Бро, вро, гро, кро, про, сро, фро)
Источник: www.moi-detsad.ru