В настоящее время происходят существенные изменения в педагогической теории и практике. Ставится акцент на адаптацию образовательных программ для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью в соответствии с их индивидуальными потребностями и возможностями. Данное положение обусловлено тем, что образовательные результаты ребенка с ограниченными возможностями здоровья зависят от структуры и содержания программ, по которым они обучаются.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования обучающихся с умственной отсталостью включает в себя требования к структуре ИОП (в том числе соотношению обязательной части программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему; результатам освоения ИОП условиям реализации образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям Нормативный срок освоения программы ИОП обучающихся с интеллектуальной недостаточностью составляет 10 лет.
Индивидуальная образовательная программа обучающихся с умственной недостаточностью — это программа, которая учитывает особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности, особые образовательные потребности, обеспечивает комплексную коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Воспитание и то, что им не является: проблемы реализации программ воспитания
Реализация индивидуальной образовательной программы предполагает, что обучающийся с умственной отсталостью получает образование несопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием сверстников без ограничений здоровья и в сроки, которые определяются Стандартом.
Определение данного варианта программы осуществляется на основе рекомендаций ПМПК сформулированных по результатам его комплексного обследования, в порядке, установленном законодательстве Российской Федерации.
Проблема несоответствия между процессами обучения ребёнка по АООП и его реальными возможностями, исходя из структуры нарушения познавательных потребностей и возможностей.
Разработать модель ИОП для обучающегося с УО в рамках предметной области (чтения).
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу, имеющиеся ресурсы, нормативно-правовые документы по проблеме.
2. Моделировать индивидуальную образовательную программу, удовлетворяющую образовательные потребности для ребёнка с умственной отсталостью.
4. Определить формы, методы и технологии работы.
5. Апробировать и внести коррективы в ИОП на основе выявленных недостатков.
6. Определить эффективность ИОП, возможность внедрения в работе ГКОУ.
Этапы реализации проекта.
Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai
Индивидуальная образовательная программа как ресурс реализации требований ФГОС к образовательным результатам
Гейнце, Л. А. Индивидуальная образовательная программа как ресурс реализации требований ФГОС к образовательным результатам / Л. А. Гейнце. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 11 (197). — С. 145-147. — URL: https://moluch.ru/archive/197/48736/ (дата обращения: 03.07.2023).
Дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды в инклюзивном пространстве общеобразова
Реализация и достижение планируемых образовательных результатов, сформулированных Федеральным государственным образовательным стандартом, в ходе учебного процесса не происходят автоматически, напротив, требуется серьезная и трудоемкая работа учителя по организации и выстраиванию учебного процесса, отвечающего общей идеологии и конкретным требованиям стандарта.
Сегодня меняется роль педагога, который становится для учеников не только носителем знания, а скорее посредником для овладения различными умениями и навыками, которые им понадобятся в будущем, чтобы стать активными членом общества, способными самостоятельно ставить себе цели, планировать пути их достижения, работать в команде, уметь отстоять свою позицию и тд. При такой роли педагогу необходимо овладеть технологией, которая на практике обеспечивает своевременную диагностику склонностей и потребностей ребенка, точно объяснять цели и задачи, результат деятельности всем субъектам образовательного процесса, вовлекать в деятельность всех детей, обучая их выражать собственное мнение, развивать самооценку.
Решить эти задачи и выполнить требования ФГОС позволяет технология работы с индивидуальными образовательными программами для каждого ученика. Данное понятие исследователи применяют, преимущественно, в контексте выстраивания системы работы с отдельными категориями учащихся (учащимися с ВОЗ или с одаренными учащимися на общешкольном уровне).
Наш опыт показывает, что индивидуальная образовательная программа — это средство индивидуализации и дифференциации обучения, когда, учитывая психолого-физиологические особенности, возможности и потребности ученика, учитель средствами своего предмета создает для него ситуации успеха и развития, а также предоставляет различные ресурсы для его обучения.
Индивидуальная образовательная программа представляет собой организационно-управленческий инструмент, позволяющее реализовать принцип личностной ориентации образовательного процесса через определение условий, способствующих достижению учащихся с разными образовательными потребностями и возможностями установленного стандарта образования. 3]
Общая логика составления программы такова. На основе диагностики качества учебной деятельности определяются актуальные качества обучающегося — уровень его знаний, умений и навыков; опыт деятельности в разнообразных учебных ситуациях, включая взаимоотношения с другими обучающимися; индивидуальные особенности субъекта, влияющие на качество его познавательной деятельности. Затем выясняются его образовательные дефициты, которые потом переоформляются на язык образовательных задач, составляющих основу индивидуальной образовательной программы.
Алгоритм деятельности учителя по планированию и реализации индивидуальных образовательных программ ученика средствами учебного предмета:
Диагностико-мотивационный этап: учитель организует проведение контрольно-методических срезов (КМС) для определения актуального уровня обученности, уровня обучаемости на материале своего предмета, целенаправленно проводить педагогическую диагностику уровня развития внутренних ресурсов учебного успеха этих учеников (внимания, памяти, универсальных учебных действий, мотивации), при необходимости организует встречи со школьным психологом, проводит анкетирование учащихся по изучению их личных планов, интересов, увлечений;
Проектировочный этап: по результатам анализа КМС, анкетирования, бесед и собственных наблюдений, учитель разрабатывает индивидуальную образовательную программу, в котором составляет матрицу учебного успеха ученика с указанием точек роста, над которыми планирует совместно с учеником работать на протяжении определенного периода времени (например, первого полугодия).
Реализационный этап: заполненная матрица учебного успеха ученика является основой для выбора форм и видов заданий, комфортных для ученика (для этапов уяснения и окончательной диагностики предметных знаний) и развивающих форм заданий (для этапа отработки и обобщения знаний, умений и навыков);
Аналитический этап: в феврале-марте учитель снова проводит контрольно-методические срезы на определение уровня обучаемости, уровня сформированности универсальных учебных действий, оценивает динамику изменений результатов, используя эти данные и данные предметных КМС. 2]
В октябре 2016 года была составлена приведенная ниже характеристика.
Александр — мотивированный на учебу мальчик, в течение первого месяца ему было достаточно сложно приспособиться к новым требованиям, организовать себя на работу. Но к концу первого триместра он стал более спокойны, уверенным в себе, стал соблюдать все правила работы на уроке.
Он ответственно относится к своей учебе, выполняет регулярно домашние задания, качественно выполняет все учебные проекты, не упуская возможности творчески себя реализовать. Даже пропуская занятия по уважительной причине, в основном по болезни, Саша всегда работает дома (хоть и под пристальным контролем со стороны мамы). По характеру он очень активен, общителен, ему хочется всегда быть в центре внимания, он много времени проводит со своими одноклассниками. У Саши есть небольшой дефект речи, которого он стесняется, и именно это было причиной его первоначальной нервозности и медлительности. Но, когда он понял, что на наших уроках, это не будет проблемой для него и всех остальных, он успокоился и показал себя на самом высоком уровне.
После наблюдения за поведением и работой Саши, были определены следующие аспекты, которым стоит уделять пристальное внимание: Саша самостоятельный мальчик, творчески подходит к выполнению всех учебных проектов, умеет пользоваться словарем и онлайн переводчиком, все, что касается письменной подготовленной речи, — хорошо, но что касается неподготовленной речи — то уровень достаточно низкий: ему не хватает лексического запаса, чтобы адекватно выразить свою мысль по любому вопросу, также нет единой системы грамматики. У него очень сильный языковой барьер — ему страшно разговаривать на английском языке спонтанно, боится совершить ошибку и не умением перефразировать свою мысль другими, более легкими словами; умение «языковой догадки» также не развито на должном уровне, не умеет сократить, перефразировать информацию, чтобы изложить ее в виде схемы (ментальной карты) и потом пересказать.
Были составлены памятки для Александра, к которых были перечислены и описаны формы и виды деятельности ученика на уроке и формы домашнего задания.
По итогам диагностических работ, наблюдения, анкетирования (февраль 2017) Александр демонстрирует высокий уровень мотивации к изучению английского языка, прилагает огромные усилия, чтобы качественно и регулярно выполнять все задания, активно принимает участие во всех учебных проектах, получает высокие баллы. Прогресс по развитию предметных УУД также налицо. Медленно, но верно использует изученные средства языка для ведения диалогов, для составления монологических высказываний, для написания логически выстроенных абзацев, отзывов и историй. Ему просто нужно больше времени, чтобы довести до автоматизма то или иное умение
Что касается развития метапредметных навыков, то и здесь прослеживается прогресс: поднялся уровень развития навыка логического мышления, запоминание активной лексики также происходит легче после постоянной практики в разных формах, Саша грамотно умеет построить ментальную карту по любому тексту и представить ее в устной или письменной форме. Благодаря работе в learningapps, nearpod и google docs, уровень владения ИКТ значительно вырос, также Саша стал более уверенным в своих силах и возможностях, возросла скорость и качество выполнения всех заданий. 4]
На рисунке 1 показана матрица индивидуальной программы развития ученика Александра и динамика изменений в его внутренних ресурсах за один учебный год. В начале учебного года были проведены диагностические работы, зафиксированы результаты сформированности различных параметров и УУД, а в феврале-марте текущего года, учитель проводит те же диагностические работы и сравнивает поученные результаты с первоначальными измерениями.
Рис.1. Матрица динамики роста внутренних ресурсов ученика Александра за 2016–2017 учебный год (формат матрицы разработан Галеевой Н. Л. для реализации авторской технологии ИСУД).
Таким образом, учитель получает полную картину достижений и пробелов ученика и грамотно выстраивает учебный процесс по достижению всех образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных. Проектирование и применение индивидуальных образовательных программ способствует достижению необходимого и достаточного уровня индивидуализации учебного процесса. Главный ресурс индивидуализации образовательного процесса — умение учителя «увидеть» ученика, его проблемы, научиться профессионально управлять той образовательной средой, в которой можно заметить и поддержать каждый успех ребёнка и настроить его на развитие.
Помимо этих возможностей работа с индивидуальной образовательной программой позволяет учителю совершенствовать свой профессионализм и соответствовать требованиям нового стандарта педагога:
1) в психолого-педагогической компетентности (знать возможности своих учеников, определять, насколько каждый из них способен использовать свои внутренние ресурсы успеха);
2) в предметно-методологической компетентности (осознавать дидактический потенциал каждой формы учебной деятельности ученика, каждого задания). Дидактическим потенциалом задания Н. Л. Галеева называет «совокупность знаний и умений, которые должен задействовать ученик, чтобы выполнить данное задание». И для учителя важно понять этот потенциал и эффективно его использовать для каждого ученика;
3) в управленческой компетентности (сопоставлять учебную деятельность ученика с формами учебной работы средствами учебного предмета для целенаправленного управления ростом уровня внутренних учебно-познавательных ресурсов ученика).
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. // URL [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ (последнее обращение 30.01.2018);
- Васильева Т. С. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения. // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Mеждунар. науч.конф. Санкт-Петербург: Реноме, 2014. С.74–77;
- Галеева Н. Л. Оценивание качества образовательных достижений школьников в соответствии с требованиями ФГОС//Методическая работа в школе. — № 1, 2015. — С. 25–33
- Гейнце Л. А., Галеева Н. Л. 100 способов формирования учебного успеха ученика на уроках английского языка. Методическое пособие по реализации требований ФГОС к образовательным результатам на уроках английского языка. — М.: ООО «Книга по требованию», 2017. — 98с.
Основные термины (генерируются автоматически): индивидуальная образовательная программа, учебный процесс, образовательный процесс, ученик, английский язык, ментальная карта, уровень обучаемости, учебная деятельность ученика, учебный предмет, учебный успех ученика.
Похожие статьи
Модель проектирования индивидуального плана обучения
индивидуальная образовательная траектория, индивидуальный план обучения, индивидуальная образовательная программа, курс, учебный план, учебный материал, индивидуальный образовательный маршрут.
Мотивация в обучении английскому языку | Статья в журнале.
10. Шадриков В.Д. Ментальное развитие человека.
Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, английский язык, внешняя мотивация, Мотивация, мотив, учащийся, учебная деятельность, язык, внутренняя мотивация, учебный процесс.
Проектирование индивидуальных образовательных траекторий.
Индивидуальная образовательная траектория ученика (ИОТ) – это тот путь, по которому каждый конкретный ученик продвигается в учебном процессе. На особенности этой траектории оказывает влияние огромное количество внешних и внутренних факторов.
Разноуровневое и дифференцированное обучение как фактор.
Основной же смысл заключается в адаптации учебного процесса к познавательным возможностям, способностям и интересам каждого ученика. Такое обучение, стимулирует развитие познавательных интересов и помогает школьникам преодолевать трудности и.
Средства формирования и совершенствования учебной.
Учебная деятельность направлена на совершенствование личности ученика, которая осуществляется накопленным общественным опытом.
Уровень обучаемости проверить сложнее.
Личностно-ориентированная технология на уроках математики.
дифференцировать и индивидуализировать учебный процесс
учесть уровень обученности и обучаемости практически каждого учащегося.
Вторая форма предполагает учебно-познавательную деятельность учеников над выполнением специфических заданий.
Развитие у школьников мотивации к учению | Статья в журнале.
Учебная деятельность характеризуется выполнением отдельных учебных действий по образцу; самоконтроль по образцу.
Педагогические способы создания ситуации успеха.
Создание ситуации успеха в образовательном пространстве урока, когда виден индивидуальный результат каждого ученика и всего класса в целом.
обучаемость — характеристика его потенциального развития.
Технология дифференцированного обучения на уроках химии
– перспективное планирование деятельности учащихся (индивидуальное и групповое), направленное на руководство учебным процессом
– базис (понятия, законы, формулы, свойства, единицы величин и т. д.); – основные умения ученика на первом уровне
- Как издать спецвыпуск?
- Правила оформления статей
- Оплата и скидки
Похожие статьи
Модель проектирования индивидуального плана обучения
индивидуальная образовательная траектория, индивидуальный план обучения, индивидуальная образовательная программа, курс, учебный план, учебный материал, индивидуальный образовательный маршрут.
Мотивация в обучении английскому языку | Статья в журнале.
10. Шадриков В.Д. Ментальное развитие человека.
Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, английский язык, внешняя мотивация, Мотивация, мотив, учащийся, учебная деятельность, язык, внутренняя мотивация, учебный процесс.
Проектирование индивидуальных образовательных траекторий.
Индивидуальная образовательная траектория ученика (ИОТ) – это тот путь, по которому каждый конкретный ученик продвигается в учебном процессе. На особенности этой траектории оказывает влияние огромное количество внешних и внутренних факторов.
Разноуровневое и дифференцированное обучение как фактор.
Основной же смысл заключается в адаптации учебного процесса к познавательным возможностям, способностям и интересам каждого ученика. Такое обучение, стимулирует развитие познавательных интересов и помогает школьникам преодолевать трудности и.
Средства формирования и совершенствования учебной.
Учебная деятельность направлена на совершенствование личности ученика, которая осуществляется накопленным общественным опытом.
Уровень обучаемости проверить сложнее.
Личностно-ориентированная технология на уроках математики.
дифференцировать и индивидуализировать учебный процесс
учесть уровень обученности и обучаемости практически каждого учащегося.
Вторая форма предполагает учебно-познавательную деятельность учеников над выполнением специфических заданий.
Развитие у школьников мотивации к учению | Статья в журнале.
Учебная деятельность характеризуется выполнением отдельных учебных действий по образцу; самоконтроль по образцу.
Педагогические способы создания ситуации успеха.
Создание ситуации успеха в образовательном пространстве урока, когда виден индивидуальный результат каждого ученика и всего класса в целом.
обучаемость — характеристика его потенциального развития.
Технология дифференцированного обучения на уроках химии
– перспективное планирование деятельности учащихся (индивидуальное и групповое), направленное на руководство учебным процессом
– базис (понятия, законы, формулы, свойства, единицы величин и т. д.); – основные умения ученика на первом уровне
Источник: moluch.ru
Индивидуальная образовательная программа
Сопровождение индивидуализации личности осуществляется посредством индивидуальной образовательной программы, которая реализует право субъекта на выбор содержания и видов деятельности.
Структура индивидуальной образовательной программы в системе планирования и сопровождения индивидуализации образовательного процесса зависит от тьюторской модели в образовании. Последовательно планирование можно представить на следующих уровнях: индивидуальный учебный план (ИУП), индивидуальная образовательная программа (ИОП, индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) и индивидуальная образовательная траектория (ИОТ).
Индивидуальный учебный план (ИУП) разрабатывается на основе рабочего учебного плана, реализуемого в образовательной организации, и содержит перечень дисциплин базовой и вариативной части плана, определенных на основе личностных образовательных потребностей субъекта. ИУП разрабатывается на основе запроса учащегося на личностное образование с целью расширения и углубления знаний по интересующим предметам.
Индивидуальная образовательная программа (ИОП) содержит процессуальные компоненты личностного движения субъекта. ИОП разрабатывается с учетом видов образовательной деятельности, развивающих технологий их реализации, а также включает средства и методы диагностики результатов.
Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) — это персональный путь реализации личностного потенциала субъекта в образовании: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного. ИОМ обеспечивает обучаемому позицию субъекта выбора при проектировании и реализации программы с учетом его образовательных запросов, склонностей, интересов, способностей и познавательных возможностей.
Генеральная цель – это то, чего мы хотим достигнуть в результате проделанной работы, к чему мы стремимся.
Цели 1, n … — второстепенные цели, способствующие реализации главной цели, в иерархической последовательности. Второстепенные цели могут быть как составляющие для достижения главной цели (без их успешного выполнения – никак не выполнить главную), так и дополнительные (можно обойтись, но не желательно).
Для успешной реализации последующих целей необходимо проводить рефлексию: Что удалось достигнуть? Какие затруднения возникли? Как преодолеть трудности?
Индивидуальная образовательная траектория (ИОТ) представляет собой линию движения субъекта в пространстве по заданным «точкам», в которых он находится или будет находиться относительно выбранной индивидуальной цели личностного развития. ИОТ предусматривает ИОМ, т.к. маршрут характеризует эффективность личностно-развивающей среды в образовательном пространстве. Индивидуальная траектория включает ресурсные точки реализации потенциала обучающегося в образовательном процессе. Индивидуальная образовательная траектория находится в тесной взаимосвязи с личностно-ресурсной картой, так как «точки» личностного роста соотносятся с её временными и ресурсными показателями.
При проектировании ИОТ следует отметить, что она может быть реализована во всех познавательных областях при условии, что будут выполнены последовательно следующие компоненты действия:
— Определены смысловые и целевые компоненты.
— Сформулированы предполагаемые результаты деятельности в виде сформированных интеллектуальных качеств личности, приобретённых компетенций или др.
— Выбраны оптимальные способы познания и средства их реализации.
— Подобраны оценочные средства конечного результата, которые будут определять необходимость коррекционной работы в дальнейшем или переход на новый уровень развития.
Все представленные компоненты планируются с учетом индивидуальных способностей субъекта, которые являются основой проявления его индивидуализации. Это проявляется в следующем:
— при решении познавательной задачи субъекту предлагается найти свой вариант решения, даже фантазийного плана;
— субъекта помещают в ситуацию поиска собственного варианта решения поставленной задачи;
— предлагаются готовые варианты действия, которые субъект должен критически проанализировать и предложить свой способ.
Таким образом, индивидуальная образовательная траектория формируется с применением технологии индивидуализации позволяющей находить креативные способы решения задачи в каждой «точке» личностного развития субъекта. Движение по траектории развития представляет нелинейный характер и может быть затруднено временными и ресурсными возможностями. В данном случае необходима система навигации.
ЗАДАНИЕ 2 (практическая часть) 2
Ответить письменно на вопросы
1. Дать определение понятиям индивидуальный подход и индивидуализация, выявить их черты сходства и различия.
2. Дать краткую характеристику процессуальной составляющей трех технологий индивидуализации в образовательном процессе.
3. Дать определение понятиям: индивидуальный учебный план, индивидуальная образовательная программа, индивидуальный образовательный маршрут, индивидуальная образовательная траектория.
Основная литература
1. Современные образовательные технологии [Электронный ресурс]: учебное пособие / Л.Л. Рыбцова [и др.]. — Электрон. текстовые данные. — Екатеринбург: Уральский федеральный университет, 2014. — 92 c. — 978-5-7996-1140-8. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/68391.html. – ЭБС IPRbooks.
2. Костихина Н.М. Педагогика физической культуры и спорта [Электронный ресурс]: учебник / Н.М. Костихина, О.Ю. Гаврикова. — Электрон. текстовые данные. — Омск: Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 2013. — 296 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/65001.html. – ЭБС IPRbooks.
3. Циулина, М.В. Современные образовательные технологии [Текст]: учебное пособие / М.В. Циулина. – Челябинск: Изд-во ЮУрГГПУ, 2016. –227с.
Дополнительная литература
4. Безусова Т.А. Современные средства оценивания результатов обучения [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие для студентов 4 курса по специальности Математика / Т.А. Безусова. — Электрон. текстовые данные. — Соликамск: Соликамский государственный педагогический институт, 2011. — 72 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/47900.html. – ЭБС IPRbooks.
5. Гладкая,Е.С. Теория и практика внедрения прикладных интерактивных технологий в естественнонаучном образовании [Текст]: монография / Е.С. Гладкая.–Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос.гуман.-пед.ун-та, 2017. –189с.
6. Соколков Е.А. Технологии проблемно-модульного обучения. Теория и практика [Электронный ресурс]: монография / Е.А. Соколков. — Электрон. текстовые данные. — М.: Логос, 2012. — 384 c. — 978-5-98704-624-3. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/66331.html. – ЭБС IPRbooks.
7. Гладкая Е.С. Технологии тьюторского сопровождения / Е.С. Гладкая, З.И. Тюмасева. – Челябинск: Изд-во ЮУрГГПУ, 2017. – 93 с.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru