Воспитание здоровой личности относится к ведущим ценностным ориентирам государственной политики Российской Федерации. Повышение эффективности охраны и укрепления здоровья детей и подростков возможно на основе формирования их культуры здоровья.
В педагогической науке последних десятилетий получила особое развитие идея сбережения и укрепления здоровья подрастающего поколения посредством формирования у обучающихся культуры здоровья. Целью исследования является обоснование содержания индивидуальной программы здорового образа жизни как средства формирования культуры здоровья обучающегося. Проектирование и реализация индивидуальных программ здорового образа жизни обучающихся предполагает создание особой педагогической среды, в рамках которой дети и подростки включаются в различные виды деятельности, оказывающие влияние на формирование их культуры здоровья. Индивидуальная программа здорового образа жизни комплексно описывает деятельность обучающегося в направлении здорового образа жизни, включая индивидуальные цели, этапы и способы их достижения, а также анализ и оценку полученных результатов. Анализ данных оценки уровня сформированности культуры здоровья обучающихся опытной и контрольной групп позволил выявить эффективность деятельности субъектов учебно-воспитательного процесса на основе проектирования и реализации индивидуальных программ здорового образа жизни школьников.
Доктор Олег Сухомлин «Индивидуальная оздоровительная программа» встреча 2
индивидуальная программа здорового образа жизни
культура здоровья
обучающиеся
1. Абаскалова Н. П., Зверкова А. Ю. Научный обзор: системный подход в педагогике здоровья // Научное обозрение. Педагогические науки. 2016. № 2. С. 5–24.
2. Чедов К.В. Кластерное взаимодействие социальных институтов в региональном образовательном пространстве по формированию культуры здоровья обучающихся: монография / под науч. ред. В. А. Федорова. Пермь: Перм. гос. нац. исслед. ун-т, 2021. 280 с.
3. Физическое развитие и состояние здоровья детей и подростков в школьном онтогенезе (лонгитудинальное исследование): монография / под ред. В.Р. Кучмы, И.К. Рапопорт. М.: Научная книга, 2021. 350 с.
4. Малярчук Н.Н., Маджуга А.Г., Агзамов Р.Р. Воспитание как социокультурный контекст здоровьесозидающей позиции индивидуума // Педагогика. № 10. 2017. С. 56-62.
5. Науменко Ю.В. Здоровье и физическая культура: социально-культурный подход к определению сущности // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 4-1. С. 137-141.
В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» воспитание детей и молодежи рассматривается как стратегический общенациональный приоритет. Одним из ценностных ориентиров государственной политики в области воспитания является воспитание здоровой личности в системе образования.
В педагогической науке последних десятилетий получила особое развитие идея сбережения и укрепления здоровья подрастающего поколения посредством формирования у обучающихся культуры здоровья [1].
7 Правил Здорового Образа Жизни — Как Правильно Вести ЗОЖ. Простые Способы.
Культура здоровья обучающихся нами определяется как система их знаний о здоровье человека как социально-культурном явлении, о компонентах здорового образа жизни, о методах самодиагностики психофизического состояния, обеспечивающих им осознание ценностной значимости индивидуального здоровья как условия здоровой жизни и деятельности и понимание необходимости личностного саморазвития посредством разработки и реализации индивидуальной стратегии сбережения и развития своего здоровья [2].
Проблема формирования у обучающихся культуры здоровья является достаточно исследуемым в педагогике научным направлением, однако показатели здоровья современных школьников имеют отчетливые негативные тенденции. Результаты 11-летнего лонгитудинального исследования психофизического развития школьников свидетельствуют о неуклонном росте распространенности школьно обусловленных нарушений здоровья [3].
В этой связи возникает необходимость в дальнейшем поиске эффективных способов деятельности общеобразовательных организаций в направлении формирования культуры здоровья обучающихся как неотъемлемого компонента базовой культуры личности, определяющего стратегию образа жизни человека.
Цель исследования: обоснование содержания индивидуальной программы здорового образа жизни как средства формирования культуры здоровья обучающегося.
Материал и методы исследования. Методами исследования выступают анализ научно-педагогической литературы, обобщение педагогического опыта и результатов собственной практической деятельности по формированию культуры здоровья детей и подростков, педагогический эксперимент, анкетирование, методы математической статистики.
Опытно-поисковой базой исследования выступило муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 13» г. Кунгура Пермского края.
Оценка эффективности формирования культуры здоровья обучающихся осуществляется на основе разработанных нами критериев и показателей, а также комплекса методик соответствии с компонентами исследуемого феномена: когнитивным, мотивационно-ценностным и деятельностным.
Когнитивный компонент культуры здоровья оценивается на основе таких показателей, как знания о здоровье и влияющих на него факторах; знания о составляющих здоровьеориентированного поведения; знания о способах ведения здорового образа жизни. Для выявления этих знаний применяется тестирование.
К показателям оценки мотивационно-ценностного компонента культуры здоровья относятся: понимание обучающимися здоровья как главной ценности человека; интерес к своему здоровью и здоровому образу жизни. Диагностика данного компонента проводится с помощью методики «Индекс отношения к здоровью» С. Дерябо и В. Ясвина.
Для определения уровня сформированности деятельностного компонента культуры здоровья используются показатели: гармоничность образа жизни и здоровьесозидающая активность. Диагностическим инструментом в данном случае является «Методика оценки культуры здоровья обучающихся» Н.С. Гаркуша.
Уровень сформированности культуры здоровья обучающегося определяется на основе суммы баллов, набранных по каждому показателю (табл. 1).
Шкала определения уровня сформированности культуры здоровья обучающихся
Оценка в баллах
Эта сумма баллов рассчитывается исходя из того, что низкий уровень по каждому из семи показателей соответствует 0 баллов, средний – 1 баллу, высокий – 2 баллам.
Исследование уровня сформированности культуры здоровья школьников проводилось в начале исследования в сентябре, а затем ежегодно в мае.
Результаты исследования и их обсуждение
Важнейшим условием успешной деятельности общеобразовательной организации в направлении формирования культуры здоровья обучающихся является интеграция урочной и внеурочной деятельности [4]. Такая интеграция предполагает целенаправленную совместную деятельность субъектов образовательного процесса школы: обучающегося, классного руководителя, учителя физической культуры, медицинского работника, тренера-преподавателя, учителя-предметника, родителей [5].
Как показала многолетняя опытно-поисковая работа, реализованная в нескольких общеобразовательных организациях Пермского края под научным руководством автора, эффективным средством формирования культуры здоровья обучающихся является индивидуальная программа здорового образа жизни.
Проектирование и реализация индивидуальных программ здорового образа жизни обучающихся предполагает создание особой педагогической среды, в рамках которой дети и подростки включаются в различные виды деятельности, оказывающие влияние на формирование их культуры здоровья.
Индивидуальная программа здорового образа жизни комплексно описывает деятельность обучающегося в направлении здорового образа жизни, включая индивидуальные цели, этапы и способы их достижения, а также анализ и оценку полученных результатов. Её разработка и реализация осуществляется в несколько этапов.
Проектирование такой программы осуществляется при активном взаимодействии обучающегося, учителя физической культуры, тренера-преподавателя школьного спортивного клуба, классного руководителя, психолога, медицинского работника и родителей или законных представителей обучающихся.
На первом этапе выявляются навыки деятельности обучающихся, связанные с ведением здорового образа жизни. С этой целью дети начальных классов отвечают на вопросы разработанной нами анкеты, а обучающимся среднего и старшего уровней общего образования предлагается написать эссе на тему «Мой здоровый образ жизни». В случае если первоклассник не умеет читать, то отвечает на вопросы анкеты вместе с родителем или классным руководителем. Кроме этого, на данном этапе в ходе бесед с обучающимися выявляются их индивидуальные интересы относительно здоровья, мотивации к здоровому образу жизни, а также анализируются продукты (результаты) их творческой, спортивной и другой деятельности обучающихся на основе изучения их портфолио.
В ходе реализации второго этапа составляется индивидуальный паспорт физического состояния обучающегося на основе результатов мониторинга соматического здоровья школьников и их физической подготовленности. Сбор соответствующих данных и их обработку осуществляют учитель физической культуры и тренер-преподаватель школьного спортивного клуба, привлекая при необходимости к этой деятельности классных руководителей и родителей. В настоящее время в общеобразовательных учреждениях существуют различные авторские или самостоятельно разработанные программно-аппаратные комплексы, позволяющие автоматизировать процесс обработки данных мониторинга физического состояния человека. Применение данных комплексов позволяет оперативно получить объективную информацию об индивидуальном уровне соматического здоровья и физической подготовленности школьника. Выявление уровня физического состояния обучающихся в нашей опытно-поисковой работе осуществлялось посредством применения специально разработанной диагностической информационной программы «Физмонитор».
Данная программа разработана на основе методики экспресс-оценки соматического здоровья С.В. Хрущева и Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне».
На третьем этапе с учетом имеющихся у обучающегося навыков ведения здорового образа жизни (здоровьеориентированной деятельности) и данных мониторинга физического состояния определяются цель и задачи предстоящей деятельности в течение учебного года и с соответствии с ними разрабатывается индивидуальный план здорового образа жизни, который в зависимости от цели и задач может иметь такие разделы, как физическая активность, рациональное питание, закаливание, активный отдых, отказ от вредных привычек и некоторые другие.
На четвертом этапе обучающимися осуществляется реализация плана здорового образа жизни. Для этого в школе создаются благоприятные условия посредством организации: учебно-тренировочных занятий в школьном спортивном клубе по различным видам спорта; классных часов с участием известных спортсменов и других успешных людей, ведущих и пропагандирующих здоровый образ жизни; уроков физической культуры образовательно-познавательной направленности с использованием активных и интерактивных форм учебной деятельности (кейс-технологий, метода анализа конкретных ситуаций, проектной технологии, мультимедиатехнологий, тренингов); проектной, исследовательской, волонтерской деятельности в урочное и внеурочное время по проблемам здорового образа жизни.
В результате у обучающихся формируются умения и навыки самостоятельного проектирования деятельности, направленной на сбережение и укрепление собственного здоровья посредством свободного выбора стратегий здоровьеориентированного поведения.
Эффективность реализации индивидуальной программы здорового образа жизни оценивается классным руководителем в таких формах, как беседа, обсуждение в малых группах, анализ содержания индивидуального паспорта физического состояния обучающегося.
Существенным фактором повышения эффективности работы по формированию культуры здоровья обучающихся является рефлексия процесса и результатов их здоровьеориентированной деятельности, а также навыков ведения здорового образа жизни в течение конкретного периода учебного года (учебной четверти, полугодия или всего учебного года).
Эффективность и качество формирования культуры здоровья обучающихся зависит, с одной стороны, от слаженности совместной деятельности всех субъектов учебно-воспитательного процесса, а с другой стороны – от профессиональной компетентности педагогов в вопросах сбережения и укрепления здоровья обучающихся.
Как показала наша опытно-поисковая работа в направлении непрерывного повышения профессионального мастерства работников образования, достаточно эффективной формой является постоянно действующий семинар [2]. Данная форма позволяет мотивировать педагогов на постоянное совершенствование своей профессиональной компетентности, формировать профессионально важные знания в соответствии с их индивидуальными запросами и, что очень важно, создает предпосылки для согласованной совместной деятельности в интересах формирования культуры здоровья обучающихся.
Индивидуальная программа здорового образа жизни обучающегося является важным документом для учителя физической культуры и тренера-преподавателя, если школьник занимается тем или иным видом спорта. Наличие информации о текущем состоянии соматического здоровья, физической подготовленности и режиме занятий организованной двигательной активностью является основанием для индивидуализации дозирования физических нагрузок при выполнении упражнений. Благоприятными факторами успешного формирования культуры здоровья обучающихся в системе физического воспитания являются уроки физической культуры при условии их образовательно-познавательной направленности, а также функционирование школьного спортивного клуба. Наряду с этим высоким воспитывающим потенциалом в отношении формирования у обучающихся ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни обладают и другие учебные предметы.
Анализ данных оценки уровня сформированности культуры здоровья обучающихся опытной и контрольной групп позволил выявить эффективность деятельности субъектов учебно-воспитательного процесса на основе проектирования и реализации индивидуальных программ здорового образа жизни.
Из таблицы 2 видно, что в ходе опытно-поисковой работы произошло приращение культуры здоровья обучающихся и опытной, и контрольной групп в пределах среднего уровня. В опытной группе это приращение составило 53,9%, а в контрольной 30,6%. Таким образом, анализ полученных данных позволяет сделать вывод об эффективности организуемого учебно-воспитательного процесса с опытной группой.
Сравнение сформированности культуры здоровья обучающихся опытной и контрольной групп на констатирующем и контрольном этапах опытно-поисковой работы
Этап опытно-поисковой работы
Источник: science-education.ru
Индивидуальная программа оздоровления
Здоровье — это, пожалуй, самое главное, что нужно для счастливой и благополучной жизни. Очень часто мы вспоминаем об этом лишь тогда, когда нас начинают мучить самые разные болезни. Есть у человека здоровье -он жизнерадостный, плодотворно работает, у него хватает сил на саморазвитие, на личную жизнь, карьерный рост.
Нет здоровья у человека — он как бы топчется в своем развитии и в социальной жизни на одном и том же месте, постепенно теряя то, что у него было. Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов. При встречах и расставаниях с близкими нам людьми мы всегда желаем им хорошего здоровья, потому что это — главное условие полноценной и счастливой жизни. Здоровый образ жизни помогает нам выполнять наши цели и задачи, успешно реализовывать свои планы, справляться с трудностями, если придется. Крепкое здоровье, поддерживаемое самим человеком, позволит ему прожить долгую и полную радостей жизнь.
Здоровый стиль жизни — это конкретная деятельность личности по достижению здорового образа жизни.
Развитие учения о здоровье человека показало тесную связь между образом жизни и здоровьем. Образ жизни оказывается важнейшим условием, определяющим состояние здоровья различных групп населения.
В современном мире, где даже простая поездка на автобусе может стать причиной нервного срыва, ведение здорового образа жизни приобретает особую актуальность.
Очень важно понимать, что здоровый образ жизни – это не только физические упражнения по утрам, но и ряд других жизненных принципов, среди которых занимают особое место и отношения со своими близкими людьми, друзьями, коллегами и даже незнакомыми людьми.
Эти понятия должен знать каждый, так как они являются основой нашей жизни. В моей жизни, как и в жизни любого человека, здоровье очень важно. От него зависит моя активная жизнь.
Исследования проблематики здоровья стоит в приоритетных местах в каждой стране. Многие государства смещают эту проблему с темпами роста экономики страны. В современном мире достаточно много вниманию отводится на развитие здорового человека, воспитание здорового населения.
Одна из основных причин заболеваемости школьников — недостаточная двигательная активность. Отсутствие рациональных физических нагрузок в первую очередь сказывается на развитии таких болезней, как ожирение, диабет, неврозы, нарушение осанки, плоскостопие.
Цель: в своей работе я хочу раскрыть понятие «здоровья», показать актуальность этой темы в наши дни, составить индивидуальный план оздоровления
Мои задачи: анализировать и изучить собственное психическое, социальное, духовное и физическое здоровье; провести тесты и определить проблемы моего организма. Открыть для себя что-то новое и интересное после разработки данной работы. Сформировать мотивационные установки на приоритетное значение здоровья и здорового образа жизни в шкале личностных ценностей.
Из чего я могу сформулировать и стоящие передо мной задачи:
- Провести диагностику своего здоровья на физическом, психическом, социальном и духовном уровне;
- На основе полученных результатов сделать вывод о состоянии своего здоровья;
- Составить индивидуальную методику оздоровления;
- Начать оздоровление соответственно созданной методике.
Источник: studfile.net
Индивидуальная оздоровительная программа пример
В данной статье рассмотрено понятие индивидуальных оздоровительных программ, разница между общим и личным планами занятий, общими и специальными комплексами упражнений, рекомендации по чередованию определенных групп упражнений и важность правильного дыхания. Описаны особенности составления индивидуальных программ, а именно: необходимость обязательного учета уровня физической подготовленности и подробной оценки физического здоровья студента.
Их взаимосвязь с основными этапами физического самовоспитания. Дано объяснение понятия и важности частоты сердечных сокращений (ЧСС) и зависимость нагрузки от ударов в минуту. Затронуты суть и нюансы рекреационной направленности физической культуры, ее цели, задачи и варианты организации.
Представлено понятие лечебной физической культуры и особенности построения ее методик, критерии дозировок занятий, а также общие стандарты оценки физической подготовленности по К. Куперу. Без соответствующих знаний будет невозможно верно составить график, комплексы упражнений, правильно их выполнять, а следовательно, вероятность риска уменьшения эффективности или даже ее полного отсутствия становится выше, что приводит к пустой трате времени и энергии в лучшем случае и получению физических травм и вред здоровью в худшем. Данная работа посвящена описанию правильных подходов и подготовке для формирования оздоровительной программы, которые помогут избежать возможных негативных последствий.
физические занятия
направленность
личный план
индивидуальный
подготовленность
1. Методика составления индивидуальных программ физического самовоспитания и занятий с оздоровительной, рекреационной и восстановительной направленностью (медленный бег, плаванье, прогулка на лыжах и др.) [Электронный ресурс]. URL: https://studfiles.net/preview/4313009 (дата обращения: 09.09.2018).
2. Физическое самовоспитание и совершенствование [Электронный ресурс]. URL: http://inseopro.ru/samorazvitie/fizicheskoe-samovospitanie-i-samosovershenstvovanie.html (дата обращения: 09.09.2018).
3. Методика составления индивидуальных программ физического самовоспитания и занятий оздоровительной, рекреационной и восстановительной направленности [Электронный ресурс]. URL: https://m.studme.org/188004134117/meditsina/metodika_sostavleniya_individualnyh_programm_fizicheskogo_samovospitaniya_zanyatiy_ozdorovitelnoy (дата обращения: 09.09.2018).
4. Рекреационная направленность использования средств физической культуры [Электронный ресурс]. URL: https://studwood.ru/1023245/turizm/rekreatsionnaya_napravlennost_ispolzovaniya_sredstv_fizicheskoy_kultury (дата обращения: 09.09.2018).
5. Требования к составлению индивидуальных программ занятий физическими упражнениями [Электронный ресурс]. URL: https://revolution.allbest.ru/sport/00716426_0.html (дата обращения: 09.09.2018).
Нет необходимости говорить о пользе регулярных занятий спортом, об этом твердят с малых лет: выполнение физических упражнений повышает выносливость, стойкость, неутомимость и работоспособность организма, поэтому занятия физической культурой поэтапно выстраиваются во всех учебных заведениях.
Актуальность и важность составления специальных программ обусловлена индивидуальностью состояния организма каждого человека. Для их создания существует определенная система знаний по проведению занятий, некоторые из которых будут затронуты в данной работе, в частности тест К. Купера и методика оздоровительной физической культуры. Без соответствующих знаний будет невозможно верно составить график, комплексы упражнений, правильно их выполнять, а следовательно, вероятность риска уменьшения эффективности или даже ее полного отсутствия становится выше, что приводит к пустой трате времени и энергии в лучшем случае и получению физических травм и вреда здоровью в худшем.
Отдельное внимание уделяется психологической подготовленности человека, предварительной работе с ним и организации занятий, а также оздоровительной направленности и положениям лечебной физкультуры.
Что такое физическое самовоспитание?
Самовоспитание – это осознанное стремление личности реализовать собственный потенциал, обычно сопровождающееся четко поставленной целью [1–3]. Понятие физическое самовоспитание по сути ничем не отличается от основного, отличительной чертой является более узкая направленность, а именно формирование физической культуры человека.
Процесс развития самодисциплины включает несколько этапов, которые определяют позицию личности касательно своего здоровья, психофизического состояния, а также физического совершенствования.
Физическое образование и воспитание сами по себе не дадут длительных положительных результатов при отсутствии дисциплины студента, что есть проявление силы духа и силы воли, которая играет значительную роль в самостоятельной организации собственной деятельности студентом. Но стоит отметить, что данный психологический фактор крайне зависим от мотивации, внутреннего стремления к прогрессу, которое построено на наличии определенной цели или идеализированного в сознании человека образа.
В идеале, развитие самовоспитания и позволяет расширить и увеличить практические умения и навыки.
Желание и готовность познать собственные психические и физические возможности, понимание и восприятие здоровой красоты человеческого тела, осознание уникальности своего внутреннего мира ведет к развитию творческого мышления, восприятия, индивидуальности, что, конечно же, распространяется практически на все сферы деятельности – работу, социальное взаимодействие, досуг, организацию отдыха.
В итоге мы имеем развитие постоянного стремления и потребности в саморазвитии, весомый объем знаний и двигательных умений, склонность к творческому неординарному образу жизни.
Развитие физического самовоспитания состоит из трех этапов:
I этап заключается в самопознании. Развитие критического отношения человека к самому себе: своему телу, здоровью, позициям, выявление положительных и отрицательных сторон. К упражнениям первого этапа относят самонаблюдение, самоанализ и самооценку.
Это оценочные методы, адекватность которых зависит от умения субъекта видеть, систематически наблюдать за своими качествами на основе конкретных критериев. В конечном итоге данный этап позволяет понять свои психофизические возможности и сформировать волевой настрой.
II этап – «преобразовательный».
Ставится цель и составляется индивидуальная программа занятий, то есть личный план, почти полностью основанный на первом этапе.
Целью программы является корректировка здоровья и повышение физической подготовленности до требуемого уровня, а также формирование образовательных компетенций. Для реализации поставленной цели подбираются средства и упражнения с обязательным учетом особенностей, возможностей и интересов студента.
На данном этапе чаще рекомендуют заниматься на тренажерах, плаваньем, ходьбой на лыжах, спортивной ходьбой, бильярдом (подробнее об этом в работе Н.П. Сухарева, Н.М. Нуцалова) «Бильярд в системе средств физической культуры» или другими видами спорта.
III этап – заключительный. Он направлен на осуществление построенной программы, то есть иначе его можно назвать практическим.
Этап основывается на использовании способов психологического воздействия на самого себя. Это может быть поиск мотивации или мотиватора, самоприказ, самовнушение и любые другие методы, направленные на самосовершенствование.
Оценка уровня физической подготовленности
Оценка физических способностей важна для правильного составления индивидуальной программы, которая может существенно отличаться от плана, предназначенного для общей группы [4]. По результатам оценки подбираются специальные комплексы упражнений, ориентированных на укрепление или реабилитацию отдельных групп мышц или разработки суставов, на основе исходящих данных определяется объем и интенсивность занятий, продолжительность их выполнения.
Для оценки уровня физической подготовленности, чтобы построить последующую программу занятий, используют методику К. Купера, который предложил тест, по итогам которого возможно оценить уровень работоспособности. Выполнить его очень легко: следует преодолеть наибольшее расстояние за 12 мин, выполняя любое аэробное упражнение. Проходить этот тест рекомендуется после предварительной подготовки – занятий в течение двух недель. Перед тестом обязательно провести разминку. При любых неприятных ощущениях тестирование следует прекратить.
По истечении времени определяется частота сердечных сокращений в течение первых 30 с, на первой, второй, третьей и четвертой минутах восстановления.
По результатам этого теста можно определить степень своей физической подготовленности.
Критерии для возрастной группы 20–29 лет:
– для женщин: очень плохо – меньше 1,55 км; превосходно – более 2,3 км;
– для мужчин: очень плохо – 1,95 км; превосходно – более 2,8 км.
– Для женщин: очень плохо – менее 275 м; превосходно – более 550 м;
– Для мужчин: очень плохо – менее 350 м; превосходно – более 650 м.
Общие стандарты для молодых мужчин и женщин
Индекс модифицированного теста Купера:
– очень плохо – менее 430;
– отлично – более 670;
– очень плохо – менее 580;
– хорошо – более 880.
Составление индивидуальных тренировочных программ
Учитывая индивидуальный уровень физической подготовки и работоспособности, применяются разные тренировочные программы [4]. При составлении личного плана необходимо определиться с количеством тренировок в неделю и их продолжительностью, о чем говорилось ранее.
Если в результате регулярных занятий аэробными упражнениями студент начинает достигать лучших результатов, то нужно переходить к другой программе, соответствующей новому уровню физической работоспособности. Для поддержания уровня физической подготовленности считается достаточным заниматься два раза в неделю, для повышения уровня – 3 занятия в неделю, для достижения более высоких спортивных результатов – 4 и более.
Продолжительность занятий зависит от частоты сердечных сокращений во время работы. В таблице ниже представлена зависимость продолжительности времени занятий.
Зависимость продолжительности времени занятий от частоты сердечных сокращений
ЧСС, ударов в минуту
Продолжительность занятий, мин
График количества занятий и время и чередование их выполнения зависят от силы внутреннего напряжения организма во время выполнения мышечной работы. Чем энергичнее и интенсивнее работа, тем большая активность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, которые отвечают за доставку кислорода. Нормальный диапазон нагрузки находится в пределах ЧСС от 120 до 170 уд/мин. Если интенсивность работы ниже минимального уровня, то для достижения тренирующего эффекта необходима очень длительная работа.
К начальному этапу занятий оздоровительной физкультурой нужно отнестись с особой осторожностью, особенно новичкам. План для людей с низкой физической работоспособностью должен строиться поэтапно, с возрастающей нагрузкой.
Помните, что эффективны лишь непрерывные продолжительные занятия. Так, утренняя ходьба к месту учебы или работы в течение 15 мин и затем такой же длительности вечером домой не равноценны по эффекту 30-минутному непрерывному занятию ходьбой.
Скорость оздоровительного бега может изменяться от 5 до 10 мин на 1 км. В процессе занятий необходимо следить за пульсом, нормы которого должен знать либо сам студент, либо курирующий его.
Лучшей дистанцией, оказывающей тренирующее воздействие на организм, считается расстояние от 600 до 800 м.
По К. Куперу, программа плавания для новичков составляет дистанцию 350 м. С повышением уровня физической подготовленности к 8–10 неделям тренировок дистанция может увеличиваться до 800–900 м.
Ходьба на лыжах
Рекомендуется начинать с 3–5 км, постепенно увеличивая расстояние. Скорость при этом возрастает до 5–6 км/ч. Время первых занятий должно составлять от 30 до 60 мин, в дальнейшем – до 1,5–2 ч.
Рекреационная направленность занятий физической культурой
Данная направленность предполагает занятия спортом для восстановления возможностей организма после длительных периодов тренировочных и соревновательных нагрузок и ликвидации последствий спортивных травм, устранения нарушений физических функций организма, а также с целью проведения более эффективного отдыха, восстановления сил, израсходованных в течение рабочего дня.
Обязательно определяются двигательные режимы: щадящий, тонизирующий и тренировочный. Восстановление организма происходит благодаря способности физических упражнений стимулировать его физиологические процессы.
Важно знать, что все физические упражнения делятся на общеразвивающие и специальные. Общеразвивающие упражнения направлены на оздоровление и укрепление всего организма, а специальные избирательно воздействуют на ту или иную часть организма или опорно-двигательного аппарата.
В выходные и период отпуска/каникул спорт приобретает характер средства восстановления, укрепления здоровья, повышения тонуса и организации здорового отдыха.
Варианты организации отдыха весьма разнообразны. Это могут быть длительные пешие или лыжные прогулки, физкультурно-массовые мероприятия, экскурсии, связанные с двигательной активностью, велопрогулки; купание, пляжный волейбол, бадминтон, охота.
Составление индивидуального комплекса упражнений лечебной физкультуры
Лечебная физическая культура – дисциплина, которая состоит из специально составленных индивидуальных программ упражнений, направленных на реабилитацию больных и инвалидов, а также профилактику заболеваний [5]. Курс такой дисциплины состроит из трех этапов: вводного (3–5 дней), основного и заключительного (3–5 дней).
Построение частных методик ЛФК
В основе построения частных методик лежат следующие положения:
1) интегральная оценка состояния;
2) обязательный учет патогенетической и клинической характеристики заболевания;
3) возраст и тренированность больного;
4) определение терапевтических задач;
5) составление программы специальных упражнений, оказывающих направленное воздействие на восстановление функций пораженной системы;
6) грамотное сочетание специальных видов физических упражнений с общеукрепляющими.
Основные критерии дозировки при проведении лечебной гимнастики:
? подбор физических упражнений;
? плотность нагрузки на протяжении процедуры;
Как уже говорилось ранее, общая физическая нагрузка подразделяется на 3 степени:
1. Щадящая – допускает применение элементарных гимнастических упражнений в сочетании с дыхательными.
2. Тонизирующая – подразумевает исключение бега, прыжков и сложных гимнастических упражнений.
3. Тренировочная – без ограничений.
В ЛФК существует практика проведения воспитательных задач. Поэтому большое значение придается таким чертам, как сознательность, активность, наглядность, доступность, систематичность и последовательность.
Критерии дозировок занятий:
? Прогулки по ровному месту:
? Маршруты туризма определяются:
? чередованием ходьбы и отдыха на привалах.
? Нагрузка при купании и плавании зависит:
? от температуры воды и воздуха;
Выполнение дыхательных упражнений не менее важно. Они используются с целью:
1) обучения больного правильному дыханию;
2) уменьшения физической нагрузки;
3) направленного воздействия на дыхательный аппарат;
Единственным правильным типом дыхания считают полный, когда в акте участвует весь дыхательный аппарат.
? Одним из условий применения дыхательных упражнений является их соотношение с гимнастическими упражнениями. Применять упражнения в глубоком дыхании следует после выраженных физических нагрузок. Например, оздоровительный бег предусматривает чередование сразу нескольких заданий:
? дыхательных упражнений с учетом постепенного увеличения продолжительности.
Заключение
В представленной работе рассмотрено понятие индивидуальных оздоровительных программ, а также условия их составления, а именно: необходимость обязательного учета уровня физической подготовленности и подробной оценки физического здоровья студента. Их взаимосвязь с основными этапами физического самовоспитания. Затронуты суть и нюансы рекреационной направленности физической культуры, представлено понятие лечебной физической кльтуры и особенности построения ее методик, критерии дозировок занятий.
Помните, что работа должна проводиться со специалистами, так как занятия с неверно составленным графиком и подобранными упражнениями могут нанести больший вред и лишь усугубить ситуацию!
Источник: science-pedagogy.ru