Индивидуальная оздоровительная программа двигательной активности что это такое

Для педагогов детского сада не секрет, что основными причинами ухудшения здоровья детей является дефицит двигательной активности. Дошкольный возраст – это ответственный период жизни, когда закладываются основы физического, психического и личностного развития.

Современные дети испытывают “двигательный дефицит”, т. е. количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. У детей, которые большую часть времени проводят в статическом положении (у телевизора, играя в тихие игры за столом, увеличивается нагрузка на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Физически ослабленные дети подвергаются быстрому утомлению, у них снижены эмоциональный тонус и настроение, что в свою очередь отрицательно влияет на характер их умственной работоспособности.

Зачем нам двигательная активность. Польза движения

Движение — главное условие нормального роста и развития организма.

Выполнение зарядки укрепляет и физическое, и психическое здоровье — ребёнок испытывает положительные эмоции

Утренняя гимнастика — часть режима двигательной активности детей.

Виды утренней гимнастики.

Традиционная гимнастика — непродолжительная ходьба разного вида переходящая в бег 1,5-2мин. Разные построения, ОРУ 6-7 упр., подскоки на месте, ходьба с дыхательными упражнениями. Упражнения проводятся из разных исходных положений: стоя на коленях, сидя, лежа на спине и животе. Широко применяюься ОРУ с различными пособиями.

Гимнастика с использованием полосы препятствий с постепенным увеличением нагрузки, с включением разных видов движений и их темпа, создаются разные полосы препятствий с использованием мягких модулей, спортивных снарядов. Преодоление комбинированных препятствий способствует закреплению и совершенствованию умений и навыков, развивает физические качества, вызывает интерес и доставляет радость детям.

Гимнастика на тренажерах дает оздоровительный эффект за относительно небольшой период времени. Помогает решить проблему дефицита пространства, позволяет детям выполнять их любимые движения. Работа на тренажерах является прекрасным средством для развития органов дыхания и всех групп мышц.

Ритмическая гимнастика .Движение под музыку — любимое занятие детей. Музыку подбираем с ярко выраженным образом, знакомым и понятным детям. Танцевальная ритмика полезны для общего развития детей, воспитывают у детей желание двигаться, развивают эмоции, выразительность пластики, навыки основных движений (ходьба, бег, пружинящие движения), а также умение ориентироваться в пространстве (движения по кругу, стайкой, парами) важным дополнением является атрибутика, которая делает ритмику более эффективной, а также развивает у детей мелкую моторику.

Структура утренней гимнастики.

В любом из видов гимнастики должна сохраняться структура.

ГРЕЧНЕВАЯ ДИЕТА. Похудеть Легко на 10 кг за 14 дней.

Вводная: ходьба в сочетании с выполнением движений рук, туловища, бег, подскоки, прыжки;

Основная: ОРУ, полоса препятствий, игры, танцы.

Заключительная: легкий бег с переходом на ходьбу, включая дыхательные упражнения.

В начале утренней гимнастики дается ходьба (обычная, с высоким подниманием колен и другие виды) это помогает организовать детей, сосредоточить их внимание. В начале и в конце гимнастики для предупреждения плоскостопия следует давать разные виды ходьбы в сочетании: обычная ходьба, на носках, пятках, краях стоп.

После ходьбы дается бег: врассыпную, в колонне по одному, по двое, на месте, с продвижением в разных направлениях и разными способами.

В гимнастику включаются разные виды прыжков: на одной, двух ногах, на месте с продвижением вперед, в разных направлениях.

Перепрыгивание через предметы, впрыгивание в обруч и выпрыгивание из него. Прыжки могут чередоваться с полуприседами.

Общеразвивающие упражнения для утренней гимнастики подбираются в следующей последовательности расположения частей тела: сверху — вниз. Количество ОРУ, и их дозировка увеличивается с возрастом детей.

Источник: www.art-talant.org

Физическая активность для любого возраста

Физическая активность для любого возраста

Физическая активность для любого возраста

«В движении — жизнь», «в здоровом теле — здоровый дух», «кто спортом занимается, тот силы набирается». Мы постоянно слышим о пользе спорта: об этом говорят и с экранов телевизоров, и в газетах, и даже на приеме у врача. Он действительно не только улучшает нашу физическую форму, но и снижает риск развития многих заболеваний, помогает уменьшить пагубное влияние стресса на организм, способствует лучшему сну и благотворно влияет на наше психическое состояние. Одним словом, спорт — это верный способ помочь нам оставаться здоровыми как можно дольше. Рассказываем, какой физической активностью заниматься в зависимости от вашего возраста.

Поскольку физическая нагрузка очень важна, спортом рекомендуют заниматься в любом возрасте, причем она должна быть регулярной и дозированной. Это означает, что не стоит заниматься фитнесом до изнеможения, но и забывать о нагрузках на месяц-другой тоже не стоит. Любые упражнения должны выполняться в комфортном режиме.

Поэтому людям с ограниченными возможностями следует по мере своих сил также заниматься, однако не чрезмерно усердствовать, а еще лучше — посоветоваться с врачом, чтобы понять, какие виды и объемы физической активности им подходят. В связи с тем, что с течением времени в организме происходят определенные изменения, рекомендуемые виды физической активности отличаются для разных возрастных групп. Давайте же разберемся в этих тонкостях.

Спорт для детей

Воспитывать любовь к физической активности у детей никогда не рано! Участие в спортивных мероприятиях развивает у детей мышцы и снижает риск развития травм, так как они учатся лучше чувствовать собственное тело.

В «Руководстве по физической активности для американцев» детям и подросткам в возрасте от 6 до 17 лет рекомендуется заниматься аэробными упражнениями средней или высокой интенсивности каждый день не менее одного часа. Силовые упражнения также должны быть частью 60-минутной тренировки по крайней мере три раза в неделю. ВОЗ рекомендует детям в возрасте от 5 до 17 лет различные игры, выполнение домашних дел, занятия по физической культуре в школе, активный отдых. Организация также солидарна с американскими рекомендациями по физической активности.

Также отмечается, что спортивные игры, бег, прыжки, то есть упражнения высокой интенсивности укрепляют опорно-двигательный аппарат детей, поэтому их обязательно нужно включать в программу тренировок. Если речь идет о совсем маленьких детях в возрасте 3-5 лет, то следует иметь в виду, что дети в этом возрасте еще недостаточно хорошо владеют своим телом и не обладают хорошими навыками владения мячом, поэтому командные игры с мячом (футбол, баскетбол) должны иметь именно игровой характер, а не соревновательный.

Плавание — это прекрасный вид спорта и прекрасный способ познакомить ребенка с водой. Некоторые эксперты утверждают, что заниматься плаванием можно начинать хоть с нескольких месяцев, однако Американская академия педиатрии в марте 2019 года сообщила, что с учетом всех возможных рисков лучший возраст для начала занятий плаванием — это около одного года.

Но в наших российских детских поликлиниках очень часто есть бассейны и там проводятся занятия в ваннах для детей возрастом от 1 мес. При отсутствии противопоказаний и «хороших» анализов.

Когда ребенок учится не боятся воды, тогда разрешают мамам вместе с детьми плавать в детском бассейне, это происходит в возрасте 2-3 месяцев, таким образом ребенок к 1-1.5 годам умеет нырять и может самостоятельно сделать 1-2 гребка. К сожалению, эта программа рассчитана на как раз такой максимальный возраст — год-полтора, затем нужно переходить в другие бассейны на платной основе, где ребенок может находиться с матерью, спортивные школы рассчитаны на детей от 2.5-3 лет. Чем старше становится ребенок, тем лучше его координация, поэтому ему можно предлагать заниматься такими видами спорта, которые требуют скорости движений, зоркости. При выборе вида спорта также следует учитывать и мнение самого ребенка, однако не следует поощрять подъем тяжестей, если ребенок еще не достиг половой зрелости.

Читайте также:
Roll что это за программа

Занятия легкой атлетикой и гимнастикой в необходимом объеме помогут развить силу, не подвергая опасности кости и суставы. Но и здесь есть некоторые особенности: нужно обращать внимание на технику безопасности и технику выполнения упражнений, иначе есть вероятность получить серьезные травмы, так как в подростковом возрасте также наблюдается активный рост организма, и ребенок может не рассчитать свои силы. Для подростков и младшешкольников открыты спортивные школы и кружки, в которые можно ходить абсолютно бесплатно по различным направлениям. Достаточно посмотреть, какие спортивные школы — СДЮСШ — есть в вашем городе и/или районе. Выбрать тот спорт, который вам наиболее близко и начать заниматься под руководством тренера и добиваться успеха.

Взрослые от 18 до 64 лет

Казалось бы, какой большой разброс! Однако ВОЗ действительно не делает дополнительного деления на возрастные категории. Организация отмечает, что если нет каких-то медицинских ограничений в связи с хроническими заболеваниями, инфекциями, беременностью, то рекомендации применимы для всех взрослых. В противном случае при наличии какого-то заболевания или состояния необходимо предварительно проконсультироваться с врачом для выбора оптимальной нагрузки. Физическая активность взрослых связана в основном с выполнением домашних дел, дополнительными занятиями спортом, выполнением зарядки.

Многие люди добираются до работы пешком или на велосипеде, что тоже считается за физическую нагрузку.

ВОЗ рекомендует, чтобы взрослые до 64 лет занимались аэробными упражнения средней интенсивности в течение не менее 150 минут в неделю или же аэробными упражнениями высокой интенсивности в течение не менее 75 минут в неделю. Если же человеку позволяет состояние здоровья и он хочет получить дополнительную пользу от занятий спортом, то можно увеличить эти показатели до 300 и 150 минут соответственно.

Также возможны различные сочетания программ упражнений со средней и высокой интенсивностью. Сами упражнения должны выполняться подходами продолжительностью не менее 10 минут. Упражнения для укрепления различных групп мышц должно проводиться как минимум 2 раза в неделю, а лучше — больше.

В России существуют нормы ГТО — к ним есть специальные программы подготовки, затем можно их сдать и получить специальную медаль. ГТО существует специально для того, чтобы прививать любовь к спорту среди населения и награждать наиболее активных. Все подробности о программе можно узнать на их сайте. В 20-30 лет лучше всего взять занятия фитнесом за привычку.

Походы, поездки на велосипеде, занятия теннисом, тягание гантелей, ходьба, бег, йога — количество вариантов огромно, особенно если принять во внимание тот факт, что разные виды спорта можно отлично сочетать друг с другом. После 30-40 метаболизм начинает понемногу замедляться, поэтому очень важно обращать внимание на все сигналы, которые подает вам ваше тело, но не прекращать тренироваться. В 50-60 лет ослабление мышц будет более заметно, поэтому спорт может помочь предотвратить излишнюю потерю мышечной массы и сохранить здоровье сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Помните, что в спорте важно не переусердствовать, поэтому если вы не можете пробегать три километра, лучше пробежать хотя бы один или даже 500 метров, но каждый день, чем просто сидеть дома.

Спорт для людей от 65 лет и старше

Если посмотреть на рекомендации ВОЗ по физической активности для людей от 65 лет и старше, можно увидеть, что они схожи с теми, что даются для тех, кому от 18 до 64 лет. Однако есть и свои особенности. Так, пожилые люди, ведущие пассивный образ жизни, должны выполнять физические упражнение, чтобы улучшить координацию движений с целью предотвращения падений, причем выполнять их следует минимум 3 раза в неделю.

В этом возрасте отлично могут подойти занятия йогой, так как они помогают сохранять равновесие. Также не стоит забывать о силовых тренировках, которые помогут сохранить здоровье опорно-двигательного аппарата: мышц, костей, суставов. Сила и гибкость в этом возрасте также возможны: аквааэробика, танцы, йога, спортивная ходьба, даже растяжка. Не забывайте о подготовке к физическим упражнениям: в этом возрасте следует уделить ей особое внимание, чтобы не повредить мышцам.

Плавание и езда на велосипеде подходят практически для любого возраста. Для людей с избыточной массой тела велосипедный спорт будет гораздо лучшим выбором, чем бег, так как он окажет гораздо меньше нагрузки на суставы. Практически в каждом городе есть специальные социальные программы для занятия спортом для пожилых людей и абсолютно бесплатные.

Источник: www.takzdorovo.ru

Пациентам: Рекомендации ВОЗ по вопросам физической активности

Уход от сидячего образа жизни в пользу физической активности полезен всем. Исключения не составляют даже беременные или кормящие женщины, инвалиды и люди с хроническими заболеваниями.

По примерным подсчётам около 4-5 миллионов человек в год могли бы остаться в живых, если бы больше времени уделяли физической активности. Исходя из этого ВОЗ разработала, приняла и продолжает реализовывать Глобальный план действий по повышению уровня физической активности на период с 2018 по 2030 годы.

Актуальность проблемы недостатка физической активности

Регулярная физическая активность — один из ключевых факторов в вопросах профилактики неинфекционных заболеваний, поддержания психического здоровья, оптимального веса и улучшения общего самочувствия. Однако в ВОЗ отмечают, что в общемировом масштабе около 30% взрослых и 80% детей не выполняют рекомендации 2010 года и продолжают вести малоподвижный образ жизни. “Перекос” наблюдается и по гендерному признаку. В частности, во многих странах девочки и женщины проявляют меньше активности, чем мальчики и мужчины. Различия по уровню физической активности заметны также в разрезе регионов проживания и социальных статусов.

Рассмотрим рекомендации ВОЗ в отношении физической активности для людей разного возраста, в том числе с ограниченными возможностями.

Рекомендации для детей и подростков от 5 до 17 лет

физическая активность детей

Детям и подросткам рекомендуется уделять физической деятельности средней и высокой интенсивности не менее часа в день, упор лучше делать на аэробные нагрузки. Кроме того, полезно будет выполнять упражнения, направленные на укрепление скелетно-мышечной системы.

Малоподвижный образ жизни детей и подростков может способствовать:

  • развитию ожирения;
  • повышению риска развития сердечно-сосудистых заболеваний;
  • сокращению продолжительности сна;
  • ухудшению эмоционального состояния.

Рекомендации для взрослых от 18 до 64 лет

физическая активность взрослых

Взрослым стоит разделять физическую деятельность средней и высокой интенсивности с аэробной нагрузкой. Занятиям средней интенсивности рекомендуется уделять не менее 2-5 часов в неделю, а занятиям высокой интенсивности — хотя бы 1,5-2,5 часа. Не обязательно ходить в фитнес-центры, отлично подойдут занятия танцами или спортом. В качестве дополнительной нагрузки стоит подобрать оптимальный набор силовых упражнений на все группы мышц и проводить не менее 2 тренировок в неделю.

Указанную продолжительность и интенсивность тренировок можно считать минимальной. Взрослые могут увеличивать продолжительность ежедневных занятий или делать их более интенсивными. Стоит помнить, что если раньше вы уделяли недостаточно времени физической активности, то повышать её уровень лучше постепенно, чтобы это не оказалось слишком большим стрессом для организма.

Читайте также:
Программа antor что это

Малоподвижный образ жизни взрослых может способствовать:

  • повышению смертности;
  • увеличению риска развития сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, а также диабета 2-го типа;

Рекомендации для пожилых людей старше 65 лет

физическая активность пожилых

Пожилым людям физическая активность полезна не меньше, чем взрослым, детям или подросткам. Наоборот, в пожилом возрасте повышается риск получения травм из-за падений, так как кости становятся более ломкими. Регулярная физическая активность препятствует ухудшению состояния костной системы.

Несмотря на преклонный возраст, уровень физической нагрузки для пожилых людей должен сохраняться примерно таким же, как у взрослых. 2-5 часов в неделю стоит уделять упражнениям средней интенсивности и 1,5-2,5 часа в неделю заниматься более интенсивно. Разные виды активности лучше чередовать или сочетать в рамках одной тренировки.

В качестве дополнительных нагрузок полезно будет запланировать пару силовых тренировок в неделю и выполнять упражнения на равновесие. Такие упражнения лучше сделать ежедневными или выполнять их хотя бы через день. Продолжительность и интенсивность всех занятий можно увеличивать, если нет медицинских противопоказаний.

Рекомендации для беременных женщин

физическая активность беременных

Беременным женщинам и женщинам в послеродовом периоде тоже нельзя отказываться от физической активности, это может негативно сказаться на здоровье не только будущей матери, но и плода. В то же время достаточная и регулярная физическая активность снижает риск преэклампсии, гестационной гипертензии, гестационного диабета, а также осложнений при родах. Кроме того, физически активные женщины реже страдают от послеродовой депрессии.

Если нет медицинских противопоказаний или ограничений, беременным женщинам необходимо вести активный образ жизни, хотя и менее интенсивный. Объём занятий спортом следует поддерживать на уровне 2,5-3 часов в неделю, а нагрузку выбирать умеренную. Упор стоит делать на аэробные упражнения, но полезны будут и силовые упражнения, а также упражнения на растяжку.

Если до беременности женщина вела активный образ жизни и выполняли упражнения высокой интенсивности, то отказываться от них не стоит и в период беременности. Решение лучше принимать совместно с врачом, который ведёт беременность. Послеродовой период нужно начинать с небольших физических нагрузок, постепенно увеличивая их интенсивность и продолжительность.

Дополнительные рекомендации по мерам предосторожности для беременных:

  • во время чрезмерной жары и высокой влажности лучше избегать активной физической нагрузки;
  • нужно больше пить, чтобы не допускать обезвоживания организма;
  • стоит избегать занятий теми видами спорта, которые предполагают физические контакты с другими людьми и повышают риск падений;
  • после первого триместра беременности лучше отказаться от упражнений, которые выполняются из положения лёжа на спине;
  • не рекомендуется принимать участие в спортивных соревнованиях, которые влекут за собой повышенные физические нагрузки без предварительной консультации с врачом;
  • после родов возвращаться к активному образу жизни нужно постепенно, особенно если роды прошли путём кесарева сечения.

Рекомендации для людей с хроническими патологиями

физическая активность для людей с хроническими заболеваниями

Физическая активность оказывает положительное влияние на здоровье людей с хроническими патологиями, среди которых:

  • онкологические заболевания;
  • артериальная гипертония;
  • сахарный диабет 2-го типа;
  • ВИЧ-инфекция.

Таким людям следует поддерживать рекомендованный для их возраста уровень физической активности: выполнять упражнения средней или высокой интенсивности с аэробной нагрузкой, а также силовые упражнения и упражнения на равновесие. Интенсивность и продолжительность упражнений может постепенно увеличиваться, если нет противопоказаний.

Рекомендации для людей с ограниченными возможностями

Людей с ограниченными возможностями не нужно ограничивать в занятиях физической активностью, в большинстве случаев для них она также важна и полезна, как для людей без ограничений по здоровью. Кроме того, физические упражнение улучшают когнитивные способности людей, страдающих нарушением когнитивных функций, а у детей с ограниченными интеллектуальными возможностями могут улучшаться показатели физического функционирования.

Детям и подросткам рекомендуется не меньше часа в день выполнять упражнения средней или высокой активности, а также не реже трёх раз в неделю работать над укреплением скелетно-мышечной системы. Разрабатывать оптимальную программу тренировок и определять уровень допустимых нагрузок лучше совместно с врачом.

То же касается и взрослых. Оптимальная и регулярная физическая нагрузка может оказать положительное влияние на состояние здоровья людей со следующими заболеваниями:

  • рассеянным склерозом;
  • повреждениями спинного мозга;
  • нарушениями когнитивных функций и т.д.

Отталкиваться нужно от уровня нагрузки 2,5-5 часов в неделю для занятий средней интенсивности и 1,5-2,5 часов для занятий высокой интенсивности. Пару раз в неделю к ним стоит добавлять силовые упражнение, а людям пожилого возраста — упражнения на равновесие. Интенсивность и продолжительность занятий можно постепенно увеличивать.

Источник: endoexpert.ru

Индивидуальная оздоровительная программа двигательной активности что это такое

В общей системе всестороннего и гармоничного развития человека физическое воспитание ребенка дошкольного возраста занимает особое место. В дошкольном возрасте закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития, высокой работоспособности. В эти годы происходит становление двигательной деятельности, а также начальное воспитание физических качеств.

Движение является средством познания окружающего мира, удовлетворения биологических потребностей организма. Трудно переоценить роль двигательной активности в расширении функциональных возможностей развивающего организма, в совершенствовании двигательной деятельности. Следовательно, недостаток движений может привести к патологическим сдвигам в организме.

Под двигательной активностью нами понимается суммарное количество двигательных действий, выполняемых человеком в процессе повседневной жизни. В теории и методике физического воспитания выделяют регламентированную, частично — регламентирующую и нерегламентированную двигательную активность.

Регламентированная двигательная активность представляет собой суммарный объем специально избираемых и направленно воздействующих на организм дошкольников физических упражнений и двигательных действий.

Частично-регламентированная двигательная активность- это объем двигательных действий, возникающих по ходу решения двигательных задач (например, во время выполнения подвижных игр).

Нерегламентированная двигательная активность включает объем спонтанно выполняемых двигательных действий (например, в быту).

Формы организации физического воспитания представляют собой воспитательно-образовательный комплекс разнообразной деятельности, основу которой составляет двигательная активность ребенка. Совокупность этих форм создает определенный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей. Под оздоровительной направленностью понимается обеспечение возможного в определенном возрасте физического развития и физической подготовленности, формирование осанки и обеспечение на занятиях наилучших условий влияния упражнений на организм занимающихся..

Двигательная активность — биологическая потребность организма, от удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие. Дви-

Табл. 1. Расчет двигательной активности детей старшего дошкольного возраста % (в сравнении с 25 минутным физкультурным занятием урочного типа)

Формы работы по физическому воспитанию

Количество недель в учебном году

Число занятий в неделю

Продолжительность занятий (мин)

Общее количество годовых часов

Занятия по плаванию

Подвижные игры и физические упражнения на прогулке

Индивидуальная работа по развитию движения

Гимнастика после дневного сна

Самостоятельная двигательная активность

Индивидуальная и дифференцированная работа

Занятия в группах ОФП

гательная активность является производной не только от индивидуальных особенностей детей, но и от двигательного режима, который установлен в детском учреждении и дома.

Согласно нормативно-правовым документам, регламентирующим санитарно- эпидемиологические правила и нормы для дошкольных образовательных учреждений, максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3-7 лет составляет 5,5- 6 часов. Таким образом, потребность детей старшего дошкольного возраста в двигательной активности достаточно высока, но не всегда она реализуется на должном уровне. В настоящее время дети все больше времени проводят за компьютерными играми, конструированием, просмотром телепередач. Все больше ограничивается самостоятельная двигательная активность детей как в семье, так и в детском саду, т.к. увеличивается продолжительность образовательных занятий с преобладанием статических поз.

Поскольку на вооружении у инструктора по физической культуре в дошкольном образовательном учреждении имеется около 40 форм организации и условий занятий двигательными действиями, то закономерно возникает вопрос, какие же из них являются наиболее эффективными для обеспечения максимально возможной работоспособности и сохранения здоровья детей, обучающихся в детском саду, и какова необходимость организации рационального двигательного режима дошкольника.

Читайте также:
Программа ипотека и арендное жилье что это

Особенностью гигиенического нормирования двигательной активности воспитанника является учет не только верхней (предельно допустимой), но и нижней (максимально необходимой) величины. Колебания активности между данными величинами считаются оптимальными и оказывают благоприятное воздействие на организм детей. Норма двигательной активности выражается общей продолжительностью двигательного компонента, а также общим числом суточных локомоций в режиме дня.

На основании вышеизложенного в таблице нами произведен расчет в процентном соотношении наиболее приоритетных форм организации занятий по физическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста [таблица 1]. Методика расчета двигательной активности в процентах производится следующими действиями: время занятия умножить на количество занятий в неделю, умножить на кол-во недель в учебном году и разделить на время занятия (физкультурное занятие является основной формой организации процесса физического воспитания в дошкольном учреждении) = общему количеству годовых часов. Например, занятия по физкультуре 25 х 3 х 38: 25 = 114. При решении пропорции получается : 114 умножить на 100 и разделить на 532 =21,4 процента. Цифра 532 имеет следующее обоснование: 38 недель в учебном году, умножить на 7дней в неделю и 2 занятия в неделю (38 Х 7 Х 2 =532)

Для того чтобы ответить на вопрос: какова же в действительности двигательная активность современного ребенка, мы можем спроектировать модель двигательной активности дошкольника. Под моделью мы понимаем схему, конструкцию физического воспитания, которая включает в себя системное изображение педагогического процесса. Проектируя модель двигательного режима с оздоровительной направленностью, мы выбрали шесть приоритетных форм работы по физическому воспитанию, используемых во всех дошкольных учреждениях, которые включают всю динамическую деятельность детей: как организационную, так и самостоятельную [таблица 2]. Исходя из суммарного количества годовых часов каждой формы двигательной активности, мы рассчитали количество времени непрерывного бодрствования детей в течение одного дня.

Табл. 2. Примерная модель двигательного режима дошкольников

Формы физического воспитания

Недельная двигательная активность

Вклад формы двигательной активности

Источник: natural-sciences.ru

Физкультурно-оздоровительная программа «Я и моё здоровье»

Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро.

Словосочетания «здоровьесберегающие технологии» и «формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в планах воспитательной работы педагогов всех элементов образовательной структуры, начиная от дошкольных учебных учреждений. Но проблема по-прежнему остаётся актуальной. Многолетние исследования и анализ состояния здоровья дошкольников позволяют говорить о его ухудшении. Количество здоровых детей не превышает 15-20 %, увеличивается число функциональных отклонений практически у каждого ребёнка. Отмечается рост хронических заболеваний, которые диагностируются уже в 3-5-летнем возрасте.

Высокая заболеваемость, неблагоприятные экологические условия, сложная социальная ситуация и другие неблагоприятные факторы требуют выработки определённой комплексной системы в работе по оздоровлению детей начиная с дошкольного детства.

Исследования отечественных и зарубежных учёных доказали, что период дошкольного детства – критический период в жизни ребёнка. Именно в этом возрасте формируется нервная система, физическое и психическое здоровье.

Как же нужно воспитывать ребёнка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться? Януш Корчак делился своими наблюдениями: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своём здоровье…Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься».

Хорошее здоровье ребёнка определяет его работоспособность, возможность легко усваивать то, чему его учат, быть доброжелательным в общении со сверстниками, уметь управлять своим поведением. Таких результатов можно добиться лишь в том случае, если комплекс оздоровительных мероприятий, вся повседневная работа по охране и укреплению здоровья детей, реализация принципов оздоравливающей педагогики станут приоритетными в дошкольных учреждениях. Причём участниками этого процесса должны стать все взрослые, как в детском саду, так и в семье.

Программа «Я и моё здоровье» стала одним из главных элементов управления оптимизацией оздоровительной деятельности этой группы. Программа представляет собой систему мер, способных влиять на состояние здоровья ребёнка. Она базируется на основных принципах примерной основной общеобразовательной программе « От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.К. Комаровой, М. А. Васильевой, реализуемой в детском саду.

Цель и задачи программы

Цель программы:

Оптимально реализовать оздоровительное, воспитательное и образовательное направление физического воспитания, учитывая индивидуальные возможности развития ребёнка во все периоды дошкольного детства.

Задачи программы:

— Формировать у детей осознанное отношение к своему здоровью.

— Привлекать родителей к формированию у детей ценностей здорового образа жизни.

Прогнозируемый результат:

— Снижение заболеваемости и укрепление здоровья воспитанников.

— Развитие у детей потребности в здоровом образе жизни.

— Создание атмосферы благоприятного социально-психологического микроклимата для каждого ребёнка.

— Формирование совместных традиций семьи детского сада по физическому

Концептуальные положения:

— В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, долголетия, физического совершенствования, работоспособности человека. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, вера в свои силы.

— Ребёнок нуждается в организованной среде с заботливым, компетентным руководством взрослых. Тёплое, приязненное отношение воспитателей, оптимальный психологический климат – залог полноценного развития детей.

— Ребёнок неповторим, уникален в своей индивидуальности. Он должен быть свободен, самостоятелен, активен в познании себя и своего мира.

— Дошкольное детство – это период способный обеспечить формирование важных сторон духовного и нравственного воспитания ребёнка (эмоциональная и социальная сфера, поведенческие навыки здорового образа жизни).

— Дошкольный период призван пробудить детское творчество, обеспечить

формирование важнейших сторон психической жизни – эмоциональной сферы,

образного мышления, художественных способностей.

— Здоровый, жизнерадостный, пытливый, активный ребёнок – результат

взаимопонимания и единства усилий педагогического коллектива и родителей.

Программное обеспечение

1.Примерная основная общеобразовательная программа « От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.К. Комаровой, М. А. Васильевой.

Здоровьесберегающие технологии:

Название технологии

Программно-методическое

обеспечение

Прогулка является одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни детского сада. В течение дня прогулка организуется дважды: утром и вечером. Это благоприятное время для проведения индивидуальной работы с детьми и организации их самостоятельной двигательной активности. При планировании прогулки учитывается, какие занятия предшествовали прогулке: — если они носили подвижный характер (физкультурное, музыкальное), то прогулку лучше начать с наблюдения, — если на занятиях дети были ограничены в движениях, то прогулку лучше начать с подвижных и спортивных игр.
Виды двигательной активности дошкольников на прогулке:
— Общая подвижная игра для всех детей. — 2-3 подвижные игры с подгруппами детей. — Индивидуальная работа с детьми над основными видами движений (в соответствии с ОВД, включенными в физкультурное занятие) — Спортивные игры (зимой – хоккей, весной, летом и осенью – футбол, бадминтон, городки, баскетбол). — Спортивные упражнения (зимой – катание на санках, лыжах, весной, летом и осенью – катание на велосипедах, самокатах, игры с мячом). — Оздоровительный бег в конце первой прогулки (средний, старший возраст). Раз в квартал полезно проводить прогулку-поход за пределы детского сада. Длительная спортивная ходьба по заданному маршруту позволяет детям не только укрепить своё здоровье, но и значительно расширить знания об окружающем мире.

  1. Утренний приём на воздухе
  2. Утренняя гимнастика на свежем воздухе
  3. Прогулка: воздушные ванны
  4. Солнечные ванны
  5. Босохождение по солевым дорожкам
  6. Сон в проветриваемом помещении
  7. Полоскание рта

Примечание: Ограничение (1-2 недели) в проведении закаливающих процедур –ребёнок после болезни, учитывая рекомендации врача-педиатра.

  1. Обеспечение безопасной жизнедеятельности дошкольников

Источник: videouroki.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru