Индивидуальная образовательная программа педагога что это

Содержание

Индивидуальная образовательная программа

В настоящее время происходят существенные изменения в педагогической теории и практике. Ставится акцент на адаптацию образовательных программ для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью в соответствии с их индивидуальными потребностями и возможностями. Данное положение обусловлено тем, что образовательные результаты ребенка с ограниченными возможностями здоровья зависят от структуры и содержания программ, по которым они обучаются.

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования обучающихся с умственной отсталостью включает в себя требования к структуре ИОП (в том числе соотношению обязательной части программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему; результатам освоения ИОП условиям реализации образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям Нормативный срок освоения программы ИОП обучающихся с интеллектуальной недостаточностью составляет 10 лет.

Индивидуальная образовательная траектория – как ее построить?

Индивидуальная образовательная программа обучающихся с умственной недостаточностью — это программа, которая учитывает особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности, особые образовательные потребности, обеспечивает комплексную коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Реализация индивидуальной образовательной программы предполагает, что обучающийся с умственной отсталостью получает образование несопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием сверстников без ограничений здоровья и в сроки, которые определяются Стандартом.

Определение данного варианта программы осуществляется на основе рекомендаций ПМПК сформулированных по результатам его комплексного обследования, в порядке, установленном законодательстве Российской Федерации.

Проблема несоответствия между процессами обучения ребёнка по АООП и его реальными возможностями, исходя из структуры нарушения познавательных потребностей и возможностей.

Разработать модель ИОП для обучающегося с УО в рамках предметной области (чтения).

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу, имеющиеся ресурсы, нормативно-правовые документы по проблеме.

2. Моделировать индивидуальную образовательную программу, удовлетворяющую образовательные потребности для ребёнка с умственной отсталостью.

4. Определить формы, методы и технологии работы.

5. Апробировать и внести коррективы в ИОП на основе выявленных недостатков.

6. Определить эффективность ИОП, возможность внедрения в работе ГКОУ.

Этапы реализации проекта.

Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai

Индивидуальная образовательная программа (в соответствии с проектом профстандарта)

Михалева, Н. М. Индивидуальная образовательная программа (в соответствии с проектом профстандарта) / Н. М. Михалева. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2018. — № 3 (13). — С. 25-28. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/104/3663/ (дата обращения: 24.12.2022).

Что такое индивидуальная образовательная программа?!

Представленная ниже индивидуальная образовательная программа представляет собой проект, который направлен на удовлетворение личных образовательных потребностей в области профессиональной деятельности в условиях введения профессионального стандарта «Педагог». В соответствии с требованиями ФГОС результатом освоения основной образовательной программы основного общего и среднего полного образования является система планируемых результатов — личностных, метапредметных и предметных.

Михалёва Наталья Михайловна, учитель математики

Стаж работы: 35 лет

Сроки последней аттестации: ноябрь 2013 г.

Квалификационная категория: высшая

Программа разрабатывается на 2017–2018 учебный год

Методист-консультант: Данилова Л. В., учитель математики

Мартиновская Т. П., методист МКУ «Методический центр развития образования»

  1. Факторы ипредпосылки разработки ИОП: ИОП разрабатывается на основе реестра затруднений обучающихся и учителей по математике в Ямало-Ненецком автономном округе, а также в рамках непрерывного профессионального образования.
  2. Основные направления ИОП ипланируемые результаты ее реализации

Основные направления ИОП, формулируемые как задачи профессионального развития

Планируемые результаты, формулируемые как компетенции проекта профстандарта, освоение которых предусмотрено входе реализации ИОП

4.1. Трудовая функция «Общепедагогическая функция. Обучение»

Приобретение и/или обновление профессиональных компетенций по трудовой функции «Общепедагогическая функция. Обучение»

(если оценка -0, то приобретение, если оценка 1 — совершенствование)

Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов основного общего, среднего общего образования

Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению

Формирование универсальных учебных действий

Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее — ИКТ): Формирование образовательных маршрутов обучающихся по устранению затруднений из реестра.

Формирование мотивации к обучению

Владение формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т. п.

Разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде: разработать оценочные карты для учащихся при подготовке к итоговой аттестации.

– • предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности)

Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях

Трудовая функция «Воспитательная деятельность»

Приобретение и/или обновление профессиональных компетенций по трудовой функции «Воспитательная деятельность»

(если оценка -0, то приобретение, если оценка 1 — совершенствование)

Проектирование и реализация воспитательных программ.

Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка.

История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных (педагогических) систем, роль и место образования в жизни личности и общества

Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях.

Научное представление о результатах образования, путях их достижения и способах оценки

Основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий

Трудовая функция «Развивающая деятельность»

Приобретение и/или обновление профессиональных компетенций по трудовой функции «Развивающая деятельность»

(если оценка -0, то приобретение, если оценка 1 — совершенствование)

Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка.

Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу.

Формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения

Использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий

Педагогические закономерности организации образовательного процесса

Нумерованный перечень мероприятий по достижению каждого планируемого результата (номера мероприятия и результата должны совпадать. Номера могут повторяться, поскольку на одном и том же мероприятии педагог может освоить несколько профессиональных компетенций). При составлении необходимо использовать школьный план методической работы и перечень курсов повышения квалификации в дистанционной форме, которые педагог планирует пройти самостоятельно.

Номер

Мероприятие

Участие в школьном методическом семинаре по теме: «Методика решения геометрических задач» 15.10 2017 год.

Участие в серии городских образовательных событий «Методическая мастерская»: открытых практикоориентированных уроков и мастер классов в общеобразовательных организациях по подготовке учащихся к промежуточной и итоговой аттестации и по проблемам работы со слабоуспевающими учениками (март 2018); городском педагогическом практикуме по методам и приемам практикоориентированного обучения: «Компетентностно-ориентированные задания как средство реализации системно-деятельностного подхода в рамках ФГОС» (февраль 2018), городском семинаре «Диссеминация опыта работы по применению практикоориентированных технологий обучения в сетевых педагогических сообществах» (апрель 2018)

4.1–1.2, 1.8, 2.1, 2.3, 2.5

Участие в серии городских коучинг-тренингов (тренинги проводят участники регионального проекта «Педагогический статус») (ноябрь 2017, февраль 2018); городском коучинге «Технология дифференцированного обучения» (декабрь 2017); городском семинаре-практикуме «Предметный квест как форма эффективного обучения» (ноябрь 2017); индивидуальных консультациях с учителями, реализующими педагогические статусы (2017–2018 учебный год)

КПК в дистанционной, очной, заочной формах в течение 2017–2018 учебного года согласно плану ГАОУ ДПО ЯНАО РИРО

КПК в дистанционной форме: «Инновационные технологии обучения математике как основа реализации ФГОС ООО»

Изучение нормативно — правовой базы ГИА 11 кл. в форме ЕГЭ; Изучение нормативно — правовой базы ГИА 9 кл. в форме ОГЭ

Посещение открытого урока по математике в 9 б классе 10.09.2017 (учитель Лебедева Н. И.), посещение открытого урока по математике в 9 а классе(учитель Леджинова Э.О)

Читайте также:
Релиз программы что это

Составление реестра затруднений педагога на основе анализа результатов диагностических тестирований, анализа результатов государственной итоговой аттестации выпускников и выявленного реестра затруднений учащихся

Разработка программы по подготовке к ЕГЭ по математике в рамках консультаций

Трансляция педагогического опыта:

Вид трансляции опыта

Формы иметоды

Сроки

Представление рабочих программ на ШМО

Результаты внутренней экспертизы рабочих программ.

До 31 августа 2018 года

Открытый урок по математике 8б, по теме: «Квадратные уравнения».

Открытые уроки в рамках ВШК

Выступление на мероприятиях зимней и весенней сессии деятельности профессиональных творческих объединений (ПТО) учителей-предметников, по реализации проекта «Цифровая школа Ямала», по внедрению и реализации ФГОС (заместители директоров по НМР, УВР, методисты)

Январь, март 2018 года, протоколы по итогам ПТО

Выступление на ШМО: презентация педагогического опыта по теме «Технология подготовки к ЕГЭ»

Представление программ внеурочной деятельности на ШМО. Представление программ на внешнюю экспертизу не будет

Результаты внутренней и внешней экспертизы рабочих программ.

До 31 августа 2018 года

Организация участия обучающихся в конкурсах, конференциях УРФО.

Результативность презентации собственной педагогической деятельности;

Результаты участия учащихся в творческих конкурсах

В течение учебного года

Работа с родителями, классными руководителями о посещаемости учащихся подготовительных занятий по подготовке к ГИА

Протоколы родительских собраний

В течение учебного года

Участие в работе Всероссийской онлайн-конференции «Метапредметные компетенции как результат развития личности обучающегося в соответствии с ФГОС»

Участие в муниципальном туре конкурса творческих разработок учителей, педагогов и преподавателей математики, физики, химии, биологии и географии образовательных организаций Ямало-Ненецкого автономного округа «Инновационные технологии в современной образовательной организации»

Результативность презентации собственной педагогической деятельности

Участие в городском конкурсе методических продуктов в рамках внедрения системно — деятельностного подхода к обучению

Результативность презентации собственной педагогической деятельности

Эффекты индивидуального профессионального роста: овладение современными образовательными технологиями и методиками обучения и воспитания.

Эффекты для микросоциума (коллектива ОО): описание ожидаемых образовательных результатов освоения образовательной программы.

Эффекты для информационно-образовательной среды ОО:

1) Разработка совместно с учащимися индивидуального маршрута для преодоления выявленных пробелов по итогам мониторингов.

2) Создание условий для обеспечения усвоения учащимися базовых математических знаний.

Основные термины (генерируются автоматически): трудовая функция, открытый урок, результативность презентации, собственная педагогическая деятельность, тезис выступления, дистанционная форма, Общепедагогическая функция, педагогический опыт, поликультурное образование, Ямало-Ненецкий автономный округ.

Похожие статьи

открытое образование, поликультурная среда, педагогическое.

открытое образование, поликультурная среда, педагогическое взаимодействие, учитель, ориентированное образование, основная функция, составляющая, учащийся, педагогический процесс, свобода выбора.

Сетевые педагогические сообщества как форма повышения.

Сетевое педагогическое сообщество — это группа субъектов педагогического процесса, поддерживающих общение и ведущих совместную деятельность

На сайтах сообществ представлены презентации, программы, разработки уроков, видеоматериалы к урокам и др.

К вопросу о поликультурной компетентности педагога

Педагогическая компетентность — это единство теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности. А. С. Роботова, Т. В. Леонтьева и И. Г. Шапошникова выделяют группы задач, отражающие компетентность современного педагога.

Совершенствование подготовки педагогов к социопедагогической.

Современная модернизация традиционной модели педагогического профессионального образования предполагает включение социальных образовательных структур, обеспечивающих социокультурное образование будущих педагогов.

Подготовка будущего учителя физической культуры.

Поликультурное образование – это одновременное приобретение знаний и

Все это требует анализа поликультурного компонента в системе педагогического образования будущего учителя.

Нынешнее образование формирует (в открытой или скрытой форме) у учащихся.

Педагог в школе будущего. Педагогические размышления

Конкурсы профессионального мастерства, открытые уроки, выступления с докладами и сообщениями на заседаниях педагогических сообществ и методического объединения учителей, творческие отчёты и защиты индивидуальных программ, участия в экспертных.

Формирование поликультурной компетентности воспитанников.

Поликультурное образование обладает большим воспитательным потенциалом. Оно может развивать у воспитанников такие качества как патриотизм, толерантность, интерес к культурам народов своей страны и других стран мира, культуру межнационального общения.

Функция учителя в современных условиях образования

Образование – это самостоятельная форма общественной активности (система деятельностей, структур организации и механизмов управления), особая социальная инфраструктура, пронизывающая другие социальные сферы, которая обеспечивает.

Поликультурное пространство как основа построения содержания.

Образование является важнейшей функцией культуры, так как именно оно обеспечивает ее

Главной задачей поликультурного образования О. В. Аракелян признает воспитание

Важность такого образования состоит в том, что оно формирует личность, открытую для.

Источник: moluch.ru

Индивидуальная образовательная программа учреждений дополнительного образования

Сегодня в дополнительном образовании индивидуализация процесса обучения имеет весьма важное значение. Становиться актуальным реализация индивидуального подхода в образовании детей и молодёжи. Индивидуализация процесса обучения предполагает право обучающегося на выбор содержания обучения и видов деятельности.

Оценить 1617 0

Содержимое разработки

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ

Сегодня в дополнительном образовании индивидуализация процесса обучения имеет весьма важное значение. Становиться актуальным реализация индивидуального подхода в образовании детей и молодёжи. Индивидуализация процесса обучения предполагает право обучающегося на выбор содержания обучения и видов деятельности.

Индивидуализация процесса обучения предполагает формирование индивидуальных программ обучения (ИПО), что в итоге позволяет сформировать индивидуальный образовательный маршрут обучающегося.

ИПО – совокуп­ность объединений по интересам (профильных), выбранных для освоения обучающимися на основе собственных образовательных потребностей и профессиональных перспектив.

Переход на индивидуальное обучение — это учет образовательных запросов обучающихся, их познавательных возможностей, конкретных условий образовательного процесса в учреждении образования.

Структура индивидуального образовательного маршрута включает следующие компоненты.

целевой (постановка целей получения образования, формулирующихся на основе государственного образовательного стандарта, мотивов и потребнос­ тей обучающегося при получении дополнительного образования);

содержательный (обоснование структуры и отбор содержания занятий , их систематизация и группировка, установление межцикловых, меж­ предметных и внутрипредметных связей);

технологический (определение используемых педагогических техноло­ гий, методов, методик, систем обучения и воспитания);

диагностический (определение системы диагностического сопровож дения);

организационно-педагогический (условия и пути достижения педаго­ гических целей).

При этом педагог дополнительного образования выполняет следующие действия по организации данного процесса:

структурирование педагогического процесса (согласование мотивов, целей, образовательных потребностей, а следовательно, и индивидуального образовательного маршрута с возможностями образовательной среды);

сопровождение (осуществление консультативной помощи при разработке и реализации индивидуального образовательного маршрута);

регулирование (обеспечение реализации индивидуального образователь­ ного маршрута через использование адекватных форм деятельности);

6) результативный (формулируются ожидаемые результаты).

Таким образом, индивидуальное обучение — ребенок выбирает, ИПО – ребенок планирует, индивидуальный маршрут обучения – ребенок реализует. Все это позволяет говорить о формировании индивидуальной образовательной траектории обучающегося.

ИОТ – это персональный путь реализации личностного потенциала каждого обучающегося в образовании;

это результат реализации личностного потенциала ребенка в образовании через осуществление соответствующих видов деятельности (А.В.Хуторской).

«ИОТ – это не индивидуальная программа. Траектория – след от движения. Программа – ее план» А.В. Хуторской.

В научно-методической литературе указывается, что индивидуальную программу обучения ребенок проектирует для себя сам, а педагог его лишь консультирует. В реальности, необходимо предложить обучающемуся несколько вариантов ИПО или отдельных модулей в составе образовательной программы объединения или коллектива.

Схема 1. Последовательность проектирования ИПО

Индивидуальная программа обучения:

Учитывает виды образовательной деятельности обучающихся, методы и формы диагностики образовательных результатов, технологии освоения учебного содержания и т.п.

Составляется на основе выбора обучающегося и согласования его интересов и запросов с педагогическим коллективом учреждения образования.

Представляет собой программу образовательной деятельности ребенка на определенный временной период.

Индивидуальная программа обучения может включать все или почти все компоненты образовательной программы дополнительного образования детей и молодёжи.

Схема 2. Структурные компоненты индивидуальной образовательной программы

Индивидуальная образовательная программа раскрывается через текст, определяющий:

цели и ценности образовательной программы;

адресность образовательной программы;

учебный план, содержащий инвариантную и вариативную части содержания образования в конкретной школе, а также пояснительную записку к нему;

характеристику учебных программ, соответствующих данному учебному плану и типовой программе дополнительного образования детей и молодёжи;

Читайте также:
Тренер групповых программ что это

описание организационно-педагогических условий, педагогических технологий, применяемых для реализации образовательной программы, процедуры выбора и изменения в индивидуальном маршруте обучения;

систему форм аттестации, контроля и учета достижений учащихся;

описание ожидаемых образовательных результатов освоения образовательной программы, в том числе образовательные продукты.

Индивидуальная программа обучения может быть дополнена другими программами дополнительного образования детей и молодёжи, программами курсов.

Перенося данный подход на конкретного обучающегося, можно предложить следующий вариант:

ценности образовательной программы (определяет обучающийся);

цель образовательной программы (определяет обучающийся);

индивидуальный учебный план (определяет обучающийся);

характеристику учебных программ (составляют педагоги, или возможен вариант совместного проектирования учебной программы);

описание организационно-педагогических условий, педагогических технологий, применяемых для реализации образовательной программы, процедуры выбора и изменения индивидуального маршрута обучения (составляют педагоги);

систему форм и сроков аттестации, контроля и учета достижений, форм отчетности по видам деятельности обучающегося (составляют педагоги и обучающийся);

описание форм учебных практик, предполагаемых проектов, тем исследовательской деятельности (составляют педагоги и обучающийся);

описание ожидаемых образовательных результатов освоения образовательной программы, в том числе образовательные продукты (определяет обучающийся или педагоги и обучающийся);

Таким образом, проектирование индивидуальной программы обучения осуществляется на основе взаимодействия обучающегося и педагогов и предполагает тесное сотрудничество и сотворчество.

Функции индивидуальной образовательной программы

Фиксирует нагрузку обучающегося, закрепляет порядок выполнения учебного плана и выбора образовательного маршрута

Информирует о совокупности образовательной деятельности обучающегося в течение определенного времени

Определяет цели, ценности и результаты образовательной деятельности обучающегося

Определяет виды образовательной деятельности обучающегося, формы взаимодействия и диагностики

Позволяет реализовать потребности в самоопределении на основе реализации образовательного выбора

Таким образом, очевидно, что индивидуальный маршрут обучения определяет программу конкретных действий обучающихся по реализации.

Индивидуальный маршрут обучения является изменяющимся в зависимости от динамики возникающих образовательных задач. Он позволяет конструировать временную последовательность, формы и виды организации взаимодействия педагогов и обучающихся, номенклатуру видов работы.

Функции педагога в ходе реализации программы:

Тьюторство — осуществление общего руководства самостоятельной внеаудиторной работой обучающихся

Консультирование – особым образом организованное взаимодействие между педагогом-консультантом и обучающимся, направленное на разрешение проблем и внесение позитивных изменений в его деятельность

Поддержку — решение проблем самим обучающимся

Сопровождение — сопровождение в реализации индивидуальной программы, учебно-исследовательских и проектных работ обучающихся

Сопровождение личностного развития.

Работает с субъектным опытом обучающегося.

Анализирует познавательные интересы, намерения, потребности, личные устремления каждого.

Продумывает способы мотивации и варианты фиксации достижений.

Разрабатывает направления проектной и исследовательской деятельности.

В обязанности педагога, ведущего индивидуальное обучение, входят:

оценка готовности обучающегося к переходу на индивидуальное обучение;

выбор совместно с ним индивидуального образовательного маршрута;

регулярные встречи с обучающимся, обсуждение вопросов по индивидуальному образовательному маршруту;

корректировка образовательного маршрута;

контакты с родителями;

Индивидуализация процесса обучения — есть формирование «персональной судьбы» ребенка как обучающегося, который, опираясь на индивидуальные качества и способности, выстраивает свой образовательный путь.

Переход обучающегося на индивидуальную образовательную программу предусматривает:

оценку педагогическим коллективом готовности обучающихся к переходу на ИПО;

желание ребенка перейти на обучение по ИПО и осознание им ответственности принимаемого решения;

Содержательную основу обучения по индивидуальным образовательным программам составляют учебные модули. Учебный модуль — это учебный материал, указания по его изучению, время выполнения каждого задания, способы контроля и отчётности.

ИПО реализуется различными способами обучения

Занятия в коллективе. Образовательный маршрут может предполагать изучение одного или нескольких модулей по обычной системе. Наряду с посещением занятий по выбранной теме (модулю) в своём коллективе (объединении по интересам).

Групповые занятия. Для группы обучающихся, перешедших на индивидуальное обучение, может быть организовано групповое выполнение отдельных модулей (заданий).

Самостоятельное изучение. Являясь основной формой индивидуального обучения, оно может предполагать различный уровень самостоятельности. На различных этапах самостоятельного изучения необходимы консультации для обучающихся, у которых в процессе работы возникли какие-либо затруднения.

Текущая проверка и тестирование достижений. Они необходимы, прежде всего, самому ребенку, чтобы показать ему, насколько успешной является избранная им методика самостоятельного обучения.

Самостоятельная практика в больших объёмах и разнообразных формах.

Источник: www.prodlenka.org

Проектирование индивидуальной образовательной программы

В связи с введением в практику нового административного регламента предоставления государственной услуги по проведению аттестации педагогических работников данная статья приобретает особую актуальность.

И вот почему. Регламент устанавливает более четкие основания для присвоения педагогам высшей категории. Так, например, в регламенте Министерства образования и науки Челябинской области мы читаем: «Высшая квалификационная категория может быть установлена педагогам, которые: …имеют стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в Челябинской области, в том числе с учетом результатов участия обучающихся и воспитанников во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях».

Вполне нормальные требования на первый взгляд. Но как педагогу достичь этого всероссийского и международного уровня соответствия? Один из вариантов – найти и «запустить в работу» способного ученика, лучше несколько.

Это потребует индивидуальной опеки, отдельного резерва времени и сил, что невозможно при существующей в большинстве учреждений ДОД групповой организации образовательного процесса. Есть сокращенные группы научного общества учащихся, в которых занимается не 12-15 школьников, а всего 6-8 человек. Но и при этом индивидуализация учебного процесса осложнена.

Остается единственный путь – индивидуальная работа с ребенком, нацеленная на высокие достижения. Конечно, регламент не обязывает воспитывать только победителей и призеров. Формулировка в документе довольно корректная: «с учетом результатов участия…». И все же, чтобы поучаствовать в любом российском конкурсе, кроме средств на оргвзносы и транспортные расходы, нужен, прежде всего, если не талантливый, то, по меньшей мере, способный ученик, специально подготовленный для этой миссии.

Где же выход? А выход в том, чтобы создавать необходимые условия для поддержки высоко мотивированных и перспективных детей.

Индивидуализация обучения стала возможной в тех учреждениях ДОД, которые работают на опережение и уже создали соответствующую нормативно-правовую базу.

Во многих учреждениях Челябинской области педагоги, получив больше самостоятельности в выборе форм организации дополнительной образовательной деятельности, все чаще стали использовать индивидуальную форму обучения.

Изначально индивидуальное обучение было прерогативой педагогов, работающих с детьми, имеющими отклонения в здоровье. Такая работа проводится в системе и себя оправдывает. Позже субъектом этого процесса стали высоко мотивированные воспитанники, требующие не меньше внимания в своих запросах на успешное личностное развитие.

Действительно, если ребенку уделять больше внимания, то и результат будет весомее. Это аксиома. Оставалось только подвести нормативную базу под желаемое. Так появились первые «индивидуалы». Это явление новое в системе ДОД и верится, что оно получит дальнейшее развитие. Но и здесь есть свои «подводные камни»…

На протяжении десятков лет система дополнительного образования приучала педагогов работать с группой воспитанников и при этом умудряться пестовать и лелеять каждого ребенка, чтобы обеспечить сохранность контингента. Сегодня особой вольницы тоже не допускается, но все же, если педагог способен обеспечить результативность отдельных воспитанников, то ему идут навстречу и выделяют часы на их индивидуальное обучение.

Отдельные учреждения идут по другому пути – они снижают количество детей в группах (творческие группы, НОУ и др.). На наш взгляд, это тупиковый путь. Нельзя снижать общее количество детей в учреждении, это дискредитирует саму систему дополнительного образования детей. Каждый желающий должен иметь возможность для занятий в УДОД, и нельзя намеренно снижать наполняемость и соответственно доступность учреждений. А индивидуальная форма обучения применима в отдельных случаях, когда педагог обладает достаточным опытом для подготовки «звездочек».

Допустим, есть необходимые административные ресурсы, кадровый потенциал, хорошая научная поддержка, есть, наконец, цель и сам объект воспитания. С чего начать? Конечно же, с индивидуального образовательного маршрута, технологическим средством реализации которого является индивидуальная образовательная программа.

Рекомендуемая структура такой прог¬раммы традиционно может быть представ¬лена следующими компонентами: целевое назначение, исходный уровень знаний учащегося, продолжительность обучения, ожидаемый результат, учебный план, учебная программа, организационно-педаго¬гические условия, формы аттестации достижений учащегося, учебно-методический комплекс (УМК).

Читайте также:
Программа mathcad для чего нужна

Мотивация к индивидуальной форме обучения участников УВП предваряет всю работу педагога по организации конструирования индивидуальной программы. Выбор кандидата на обучение должен быть обоснованным и продуманным. Необходимо учитывать и мотивы, и цели такого выбора. При этом учитываются:

  • перспективы его дальнейшего личностного роста;
  • стойкая мотивация к занятиям в предлагаемом направлении;
  • положительные результаты интеллектуальной и творческой деятельности воспитанника (наличие портфолио);
  • заинтересованность и поддержка родителей;
  • рекомендации учителей предметников;
  • резюме психолога по итогам психолого-педагогической диагностики.

Как правило, педагог выбирает воспитанника для индивидуального обучения из числа учащихся, уже сумевших проявить себя в данном виде деятельности и занимающегося у него несколько лет.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Социальный образовательный заказ родителей обучающегося. Родители, пожалуй, одно из важнейших звеньев в череде условий индивидуализации обучения. Как сделать родителей своими союзниками? Конечно же, дать им в руки инструмент управления образовательным процессом на уровне своей компетенции.

Содержательную основу обучения по индивидуальной образовательной программе составляют учебные программы, разбитые на небольшие блоки – учебные модули.

Учебный модуль – это содержательно законченная часть учебной программы (раздел или тема).

Позвольте родителям выбирать вопросы, которые необходимо изучить их ребенку, чтобы получить дальнейшее развитие. Как это можно сделать?

Каждому из родителей предлагается совершенно одинаковый набор вопросов, сгруппированных по разделам (модулям), из которых им нужно выбрать в каждом разделе по 1-3 вопроса. В задании собрано в 3-4 раза больше вопросов, чем нужно для программы. Скажем, родители получили 90 вопросов (тем), которые для вас кажутся важными. Однако, в программу войдет только 36 тем (по одной теме на занятие).

При этом, важно подготовить родителей к этой работе. Они должны понять важность подобной работы и подойти к ней ответственно. Итак, родители независимо друг от друга предложили вам два варианта (набора) вопросов. Следующий шаг будет заключаться в выборе вопросов самим ребенком (Социальный образовательный заказ обучающегося).

Имея на руках три варианта вопросов, педагог узнает социальный заказ семьи на образовательную услугу. Семья стала субъектом образовательного процесса.

Чтобы избежать нелогичности в наборе отобранных вопросов, педагог подвергает все три варианта анализу и коррекции. Если выбор вопросов родителями на общей матрице обозначить, скажем, так: чертой (отец), курсивом (мать), а самого ребенка красным цветом. При совмещении вопросов некоторые из них совпадут. Такие вопросы должны войти в программу.

Если у семьи нет единства в выборе, то педагог предлагает свой вариант (коррекция и согласование педагогом с участниками УВП содержания образовательных услуг). Хорошо, если при этом будет учтен выбор ребенка. Окончательный вариант выделяется жирным шрифтом.

Таким образом, мы придаем индивидуальной образовательной программе важную составляющую – социальный заказ семьи. Соблюдая при дальнейшем проектировании программы рекомендации Министерства образования и науки РФ к дополнительным образовательным программам, мы начинаем соответствовать требованиям государства, как субъекта образовательного процесса и основного заказчика услуги.

Следуя алгоритму проектирования индивидуальной образовательной программы, теперь мы можем приступить к конструированию общей структуры программы, отдельные части которой приведены ниже в качестве примера.

Обоснование педагогом перевода Иванова Ивана на индивидуальное обучение

На протяжении 4 последних лет Иванов И. ежегодно принимает участие в многодневных экологических практикумах и выездах на объекты природы с целью их изучения, сбора фактического материала. По результатам мониторинга окружающей среды Иваном подготовлено несколько научно-исследовательских работ.

За последние три года работы прошли успешную публичную защиту на следующих научно-практических конференциях школьников:

1. Городская научно-практическая конференция НОУ (г. Озерск) – победитель;
2. Областной конкурс «Вода на Земле» (г. Челябинск) – призер;

3. Региональная открытая конференция «Наследие» исследовательских и реферативных краеведческих работ обучающихся (г. Челябинск) – призер;

4. I Всероссийская конференция «Юность. Наука. Культура – ЗАТО» (г. Заречный Пензенской области) – призер;

5. Всероссийская конференция исследовательских работ школьников «Открытие» (г. Ярославль) – призер;

6. Республиканский конкурс «Молодежь России исследует окружающую среду» в рамках открытой конференции старшеклассников «Будущее сильной России в высоких технологиях» (г. Санкт-Петербург) – участник.

Образовательная программа индивидуального обучения «НАЗВАНИЕ ПРОГРАММЫ» имеет следующие особенности:

Практикум по изучению объектов природы потребует специальной подготовки учащегося. Поэтому первый модуль обучения посвящен подготовке воспитанника к жизнедеятельности в походных условиях.

Второй модуль обучения направлен на изучение методик комплексного исследования объектов природы.

Третий модуль обучения посвящен навыкам работы с полевыми комплектами «Пчелка-2У», «ЭХБ» по химическому анализу компонентов окружающей среды и оценки экологического состояния изученных природных объектов.

Четвертый модуль посвящен изучению информационно-коммуникационных технологий, необходимых для выполнения требований по оформлению учебно-исследова­тельской работы.

Могут быть дополнительные модули, например: «Искусство публичного выступления», «Психологический тренинг» и др.

Занятия представляют собой лекции, беседы, лабораторные и практические работы, интернет-часы, тестирование и другие формы организации познавательной деятельности. При этом ученику даются основные понятия по каждой изучаемой теме, предлагаются для освоения методики исследований и способы обработки информации.

Методы, приемы работы

  • методы сенсорного восприятия (рассказ, просмотр иллюстраций, знакомство с методами исследования окружающей среды и их анализ);
  • коммуникативные (эвристические, обобщающие, аналитические лекции-беседы; дидактические игры, сюжетно-ролевые игры);
  • практические (исследовательская деятельность, практические и лабораторные занятия, эксперименты, конструирование и моделирование ситуаций);
  • комбинированные (самостоятельные работы учащегося, проектные виды деятельности).

Цель и задачи
Цель программы: Актуализация творческого потенциала и формирование исследовательских умений.

  • обучающие – формирование умений и навыков исследовательской работы, овладение методиками исследований окружающей среды, овладение навыками полевых и лабораторных исследований, камеральной обработки;
  • воспитательные – воспитание ответственного отношения к природе;
  • развивающие – развитие логического мышления, моделирование экологических ситуаций, развитие умения четко и лаконично излагать свои мысли.
  • Условия и средства, необходимые для реализации программы:
  • Достаточный профессиональный уровень педагога.
  • Использование современных методов и форм обучения – эвристических бесед, практикумов, виртуальных экскурсий, экологического моделирования, Интернет-часов и т.д.
  • Использование соответствующей литературы, в том числе на электронных носителях, для обучающегося и педагога.
  • Неформальное сотрудничество с родителями обучающегося.
  • Наличие психолого-педагогического сопровождения УВП.
  • Применение технических средств на занятиях, включая ИКТ.
  • Создание психологического комфорта и ситуации успеха у обучающегося на занятиях.
  • Ожидаемые результаты и методы их оценки.

Итогом всей работы за год должно стать – сохранение психического здоровья обучаемого при его личностном развитии. Кроме того, предполагается эмоционально-волевое развитие подростка, развитие любознательности, всех психических процессов, умение логически мыслить, самостоятельно делать обобщения, обогащать свой словарь, развивать интерес к познавательной деятельности.

Внедрение программы должно способствовать психологизации всех видов деятельности воспитанника, формированию общей и психологической культуры не только у него самого, но и у педагога и родителей.

Оценка результатов предполагает целый комплекс заданий: как первичную диагностику, так и итоговую в конце года; кроме того, оцениваются задания, творческие работы, самостоятельная работа выполненная дома.

Механизм оценки получаемых результатов

Оценка знаний обучающегося проводится в процессе собеседования. При этом учитывается правильность изложения материала, полнота раскрытия темы, умение применять полученные знания в работе с приборами, в повседневной жизни. На практических занятиях проверяются умения и навыки, полученные при изучении теоретического материала. Особая роль в оценке результатов отводится работе во время походов и экспедиций, где на практике проверяются знания, полученные на занятиях.

Кроме этого, оценка полученных результатов осуществляется на конкурсах, науч¬но-пра­ктических конференциях различных уровней.

Работа с родителями

  • индивидуальные консультации для родителей;
  • связь с родителями (через встречи на занятиях, беседы по телефону);
  • посещение родительских собраний в школе, где учится воспитанник и информирование администрации об его успехах;
  • привлечение родителей к работе в лаборатории.

Добавить комментарий

Уважаемые посетители! Комментарии модерируются, активные ссылки на сайты не публикуются. Пожалуйста, не тратьте понапрасну свое и наше время на попытку размещения ссылок.

Архив изданий

  • Дополнительное Образование и Воспитание
  • Живописная Россия
  • Вожатый
  • Подписные цены

Источник: dop-obrazovanie.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru