18. Проектирование индивидуальных образовательных программ для учащихся общеобразовательных школ
Современные педагогические концепции позволяют рассматривать проблему проектирования индивидуальных образовательных программ для учащихся общеобразовательных школ с учетом новых достижений науки. Исследование существующих публикаций показывает, что происходят не только динамичное количественное накопление опытно-экспериментального материала и теоретических обобщений в данной области, но и качественные сдвиги в разработке психолого-педагогических аспектов концепции индивидуализации обучения учащихся.
Например, доказано положение, постулирующее необходимость адаптации образовательного процесса в школе к конкретному учащемуся. Однако это практически неосуществимо при традиционных подходах к обучению и воспитанию, сложившихся в общеобразовательной школе. Данные обстоятельства указывают на актуальность создания и реализации в практике средней школы адаптивных систем индивидуализированного обучения учащихся. Полагаем, что речь может идти о поиске психолого-педагогических механизмов проектирования индивидуальных образовательных программ для учащихся.
Что такое индивидуальная образовательная программа?!
В научной литературе существует большое количество определений образовательных программ, которые, так или иначе, касаются индивидуализации образовательного процесса в школе. Ряд авторов используют термин «индивидуальная учебно-самообразовательная программа» [3 и др.], другие пользуются термином «личностно-ориентированная образовательная программа» [5 и др.] или «индивидуальная образовательная траектория» («индивидуальный образовательный маршрут») [1; 2 и др.], гораздо чаще используется термин «индивидуальная образовательная программа» [4 и др.].
Заметим, что многообразие точек зрения в определении индивидуальных программ вряд ли способствует построению соответствующей педагогической теории, не говоря уже о вопросах проектирования таких средств. Этим можно объяснить наше стремление к обобщению существующих подходов к определению программного обеспечения индивидуализации содержания образования учащихся. Имеет смысл ограничиться более общим термином — «индивидуальная образовательная программа». В этом случае данный термин можно рассматривать как основное понятие, а такие понятия как «индивидуальная учебно-самообразовательная программа», «личностно-ориентированная образовательная программа» и т.п. — в качестве вспомогательных (или определяемых понятий).
В соответствии с этим индивидуальную образовательную программу определим как образовательную программу, разрабатываемую на основании выраженных потребностей и индивидуальных особенностей учащихся и уточняемую в соответствии с характером развития у соответствующих учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов. Обратим внимание на то, что термин «индивидуальная» не отождествляется со словом «персональная», что позволяет говорить о возможности проектирования индивидуальной образовательной программы для группы учащихся, имеющих сходственные склонности, близких по уровню развития, интересам и т.п. При всем при этом индивидуальные образовательные программы допускают существование различных персонифицированных вариантов.
Что такое индивидуальная образовательная программа
Современные научные разработки обосновывают возможность использования модульного подхода для целей проектирования индивидуальных образовательных программ. Например, в зарубежной литературе [8; 9 и др.] встречается термин «модульное обучение», который трактуется как обучение, основанное на модулях полностью или частично. В отечественной литературе [6] под обучением с использованием программ, построение которых предполагает модульный подход, понимается такой вид обучения, когда каждый учащийся относительно или полностью самостоятельно может работать с предложенной ему комплексной учебной программой, включающей в себя целевую программу действий, информационный банк и методическое руководство для достижения поставленной педагогической цели. Наиболее полно основы модульного подхода в обучении разработаны П. А. Юцявичене и изложены в монографии «Теория и практика модульного обучения» [7].
Большинство авторов считает, что основой такого обучения является программа, составленная с помощью модулей. Понятие «модуль» используется во многих отраслях: архитектуре и строительстве (условная величина, принимаемая для выражения кратных соотношений размеров частей здания или сооружения с целью их координации, придания сооружению или его частям соизмеримости); радиоэлектронике (унифицированный функциональный узел радиоэлектронной аппаратуры, выполненный в виде самостоятельного изделия); технике (унифицированный узел (или часть сложной системы), оформленный конструктивно как самостоятельное изделие и выполняющий определенную функцию в различных технических устройствах); информатике (функционально законченный узел, являющийся частью определенной системы, оформленный как самостоятельное изделие и обладающий свойством заменяемости). Одно из основных назначений этого термина — это функциональный узел. В педагогической литературе под модулем понимается определенная искусственная образовательная система, в которой «отражаются содержательные, процессуально-действенные и организационно-управленческие аспекты педагогических средств, с помощью которых учащимся присваивается определенный уровень образованности» [3, с. 56-57]. Обязательным признаком модуля является его ориентированность на учащихся (их склонности, выраженные потребности), на образовательную цель в условиях социальной защиты учащихся (состояние психического и физического здоровья, желание учащихся, их реальные возможности, природные способности, предрасположенность к различным видам деятельности) [3].
Основное средство модульного обучения — модульная программа, состоящая из отдельных модулей. П. А. Юцявичене разработаны принципы построения модульных программ: целевого назначения информационного материала; сочетания комплексных, интегрирующих и частных дидактических целей; полноты учебного материала в модуле; 4) относительной самостоятельности элементов модуля; реализации обратной связи; 6) оптимальной передачи информационного и методического материала [7].
Имеются основания утверждать, что при такой организации учебного процесса учащиеся включаются в активную и эффективную образовательную деятельность, работая с индивидуализированными по содержанию программами. Здесь идет индивидуализация контроля, самоконтроля, коррекции, консультирования. Важно, что учащиеся имеют возможность самореализовываться и это способствует мотивации учения.
Практика показывает, что разработка учебных модулей представляет собой достаточно трудоемкую процедуру. При ее осуществлении важно помнить, что в учебном модуле: а) излагаются основные узловые элементы содержательной единицы, ее суть и даются пояснения к изучению и выполнению учебного материала; б) указываются возможности дополнительного углубления материала или его расширенного изучения, рекомендуются конкретные литературные источники; в) представляются практические задачи (задания) и пояснения к их решению (выполнению); г) предлагаются теоретические и практические задания и приводятся ответы на них (или комментарии).
Затем процесс освоения содержательной единицы должен быть контролируемым и управляемым. Поэтому при разработке содержательной единицы необходимо принимать во внимание следующие установки: необходимо обеспечить модуль средствами констатирующего контроля, показывающего уровень готовности учащегося к освоению данного содержания образования; следует применять текущий, промежуточный и итоговый контроли; текущий и промежуточный контроли могут осуществляться в виде самоконтроля; их задача — способствовать своевременному выявлению пробелов в усвоении информации, четко показывая части учебного материала, которые необходимо повторить или усвоить глубже; итоговый контроль должен показывать уровень освоения студентами содержания образования, включенного в соответствующий модуль.
Наконец, требуется представлять материалы модуля в такой форме, чтобы обеспечивалось их наиболее эффективное освоение в конкретных условиях. При этом форма представления информации в модуле определяется видами информации.
В дальнейшем по итогам реализации первого элемента индивидуальной образовательной программы, а также информации об изменившихся индивидуальных особенностях конкретных учащихся принимается решение о целесообразности внесения уточнения (уточнений) в следующий элемент индивидуальной программы. Таким образом, осуществляется корректировка и состыковка содержательных единиц, образующих морфологию индивидуальных образовательных программ. По существу, речь и идет о синтезе индивидуальных образовательных программ. В конечном счете, после завершения конкретного временного интервала образуется цепочка модулей, представляющая собой индивидуальную программу, освоенную вполне конкретным учащимся.
Такой подход позволяет вовремя вносить уточнения (коррективы), осуществляемые на основе информации о реализации образовательного процесса, повышает роль учащихся как субъектов образовательной деятельности. При этом можно говорить о том, что синтез индивидуальных образовательных программ является инструментом, способствующим самореализации личности в пределах тех ее возможностей, которые даны ей природой. Следовательно, можно говорить о рациональной организации образовательного процесса, при котором осуществляется развитие личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.
Таким образом, проектирование индивидуальных образовательных программ для учащихся общеобразовательной школы осуществляется на основании модульного подхода. В результате образовательный процесс строится с использованием специальных педагогических средств, ведущими основаниями построения которых являются наиболее важные характеристики учащихся: уровень развития личностных, метапредметных и предметных результатов, образовательные потребности, которые всесторонне характеризуют учащегося, а уровень их сформированности является оценкой эффективности учебной деятельности.
Источник: studfile.net
Индивидуальная образовательная программа это что
в «Сурский техникум агробизнеса» —
старейший техникум
Ульяновской области!
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Написать о проблеме
Обучение с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения
Авторизация
Статистика
Пользователи : 1
Статьи : 359
Ссылки : 1
Просмотры материалов : 1251864
Главная Главная
Методическая работа
Из опыта работы
Индивидуальная образовательная программа обучающихся: миф или реальность?
Индивидуальная образовательная программа обучающихся: миф или реальность? | ![]() |
Никитина С.В., преподаватель иностранных языков первой категории На сегодняшний день теория индивидуальных образовательных программ, образовательных маршрутов, индивидуальных учебных планов получила достаточно серьезный толчок к развитию и систематизации. Практический опыт строится в основном на индивидуальных маршрутах прохождения учебного материала. Индивидуальные образовательные программы создаются для обучающихся с особыми образовательными запросами, а именно для обучающихся:
На ступени профильного обучения и предпрофильной подготовки в школе наиболее важны две последние модели. Индивидуальная образовательная программа – это программа образовательной деятельности обучающегося, составленная на основе его интересов и образовательного запроса, и фиксирующая образовательные цели и результаты. Назначение индивидуальной образовательной программы
^ Принцип построения ИОП – приоритет индивидуальности, самоценности обучающегося как активного носителя субъективного опыта в образовательном процессе. В условиях профессиональной образовательной организации образовательная программа должна:
2 Они определяют формы сопровождения педагогом самостоятельной деятельности обучающегося (консультации, курирование проектной деятельности, помощь в подборе учебной литературы и т.п.). 3. Обучающийся и педагог планируют и совместно прослеживают успешность решения учебных задач, анализируют предполагаемую и реальную траектории движения обучающегося в образовательном пространстве (рефлексия). Уровень продвижения может быть оценен в баллах, путем сдачи тестовых и творческих заданий, подготовки проекта, создания тематического учебного Портфолио, кейсов, выполнения контрольных работ, выступления в конкурсах и олимпиадах и т.п. 4. В процессе движения обучающегося по образовательной программе его субъективный опыт обогащается и преобразовывается, таким образом, происходит развитие. ИОП выполняет функции : ^ Функции индивидуальной образовательной (учебной) программы Фиксирует нагрузку обучающегося, закрепляет порядок изучения материала и отчетность по нему Содержит информацию о самостоятельной учебной деятельности обучающегося по освоению учебного материала или подготовке к конкурсу, олимпиаде, к поступлению в вуз Определяет ценности, цели и результаты деятельности обучающегося Определяет виды самостоятельной деятельности обучающегося, формы взаимодействия педагога и обучающегося Помогает проверить свои способности в связанной с профессиональным выбором деятельности, утвердиться в выборе или изменить его Прогностический: постановка проблемы и задач на пути ее решения (освоение новой темы, на какие знания и умения нужно выйти); составление плана решения проблемы (способы приобретения знаний и умений, поиск и освоение материала и др.). Организационо-координационный: помощь и сотрудничество учителя в планировании образовательного пространства; координация учебной и исследовательской деятельности обучающегося педагогом-предметником. Рефлексия над способами и результатами деятельности обучающегося. Образовательная программа, как правило, содержит разделы: Перенося данный подход на конкретного обучающегося, можно предложить следующий вариант:
Приоритетными формами взаимодействия учителя и обучающегося становятся индивидуальные формы сопровождения и поддержки обучающихся:
Применение современных технологий при реализации индивидуальной образовательной программы При реализации ИОП требуются новые формы организации учебной деятельности. Применяются частично-поисковые, проблемные и исследовательские методы обучения. Основными формами организации учебных занятий помимо традиционного комбинированного урока являются лекция, семинар, практическое занятие, деловая и обучающая игра, тренинг. Для контроля знаний применяются контрольные и практические работы, математические диктанты, собеседования, защита проектов, тестирование. Использование информационных технологий и разработка педагогами электронных учебных материалов (создание РР-презентаций, разработка электронных дидактических материалов, использование e-mail для интерактивного общения с обучающимися, публикация на личных web-сайтах педагогов конспектов лекций и практических заданий) также стали неотъемлемой составляющей образования. Вместе с тем, остается проблема подготовки учебно-методических материалов, позволяющих организовать полноценное обучение с учетом индивидуализации образовательных потребностей обучающихся, самостоятельного выбора обучающимися способов освоения программы и с опорой на интерактивные формы общения педагога и обучающегося. Основной технологией, применяемой при реализации ИОП, позволяющей использовать «плюсы» сложившейся системы и учитывающей возможности открытого обучения, является технология модульного обучения. Технология модульного обучения Сердцевина модульного обучения — учебный модуль, включающий:
Модульная технология обеспечивает индивидуализацию обучения:
Принципиальные отличия модульного обучения от других систем обучения состоят в следующем: Главная задача преподавателя — разработать модульную программу, сами модули, а в процессе обучения он мотивирует, организует, координирует, консультирует, контролирует, т. е., используя потенциал модульного обучения, осуществляет рефлексивное управление обучением. Кейс – метод Кейс-метод – метод анализа учебных материалов, предоставленных преподавателем обучающимся, на основе имеющихся у них теоретических знаний и практических навыков. Обучающийся должен разрешить поставленную проблему и получить реакцию окружающих (других обучающихся и преподавателя) на свои действия. Роль преподавателя состоит в направлении работы и педагог в случае затруднений обучающихся, может обобщать, пояснять, напоминать теоретические аспекты или делать ссылки на соответствующую учебную литературу. Кейсы (комплекты материалов для решения учебной задачи) по объему могут быть от нескольких строк до нескольких страниц, в зависимости от возраста и подготовленности обучающихся.
Метод проектов Под методом проектов понимается технология организации образовательных ситуаций, в которых обучающийся ставит и решает собственные проблемы, и технологию сопровождения самостоятельной деятельности обучающегося. Основное время, выделяемое на проектную деятельность, необходимо для самостоятельной работы обучающегося с различными ресурсами (информационными, техническими и т.п.), поэтому работа над проектом не может быть организована в рамках урока. В этом случае работа над индивидуальным или групповым проектом строится на основе ИОП. ^ Этапы работы над проектом можно представить в виде следующей схемы:
У нас она представлена в виде карт учёта успеваемости по дисциплине, модулю (индивидуальная, на группу), которые затем вносятся в ПОРТФОЛИО студента. МероприятияНа официальном сайте Техникум теперь будет размещаться информация о проводимых мероприятиях. ОбъявлениеКонтактыКак нас найтиТехникум располагается по адресу: 433240 Ульяновская область, Сурский район, р.п.Сурское, ул.Ленина д.47. Разработка и поддержка сайта: компания Инконс Источник: agrosursk.ru Индивидуальная образовательная программаСопровождение индивидуализации личности осуществляется посредством индивидуальной образовательной программы, которая реализует право субъекта на выбор содержания и видов деятельности. Структура индивидуальной образовательной программы в системе планирования и сопровождения индивидуализации образовательного процесса зависит от тьюторской модели в образовании. Последовательно планирование можно представить на следующих уровнях: индивидуальный учебный план (ИУП), индивидуальная образовательная программа (ИОП, индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) и индивидуальная образовательная траектория (ИОТ). Индивидуальный учебный план (ИУП) разрабатывается на основе рабочего учебного плана, реализуемого в образовательной организации, и содержит перечень дисциплин базовой и вариативной части плана, определенных на основе личностных образовательных потребностей субъекта. ИУП разрабатывается на основе запроса учащегося на личностное образование с целью расширения и углубления знаний по интересующим предметам. Индивидуальная образовательная программа (ИОП) содержит процессуальные компоненты личностного движения субъекта. ИОП разрабатывается с учетом видов образовательной деятельности, развивающих технологий их реализации, а также включает средства и методы диагностики результатов. Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) — это персональный путь реализации личностного потенциала субъекта в образовании: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного. ИОМ обеспечивает обучаемому позицию субъекта выбора при проектировании и реализации программы с учетом его образовательных запросов, склонностей, интересов, способностей и познавательных возможностей. Генеральная цель – это то, чего мы хотим достигнуть в результате проделанной работы, к чему мы стремимся. Цели 1, n … — второстепенные цели, способствующие реализации главной цели, в иерархической последовательности. Второстепенные цели могут быть как составляющие для достижения главной цели (без их успешного выполнения – никак не выполнить главную), так и дополнительные (можно обойтись, но не желательно). Для успешной реализации последующих целей необходимо проводить рефлексию: Что удалось достигнуть? Какие затруднения возникли? Как преодолеть трудности? Индивидуальная образовательная траектория (ИОТ) представляет собой линию движения субъекта в пространстве по заданным «точкам», в которых он находится или будет находиться относительно выбранной индивидуальной цели личностного развития. ИОТ предусматривает ИОМ, т.к. маршрут характеризует эффективность личностно-развивающей среды в образовательном пространстве. Индивидуальная траектория включает ресурсные точки реализации потенциала обучающегося в образовательном процессе. Индивидуальная образовательная траектория находится в тесной взаимосвязи с личностно-ресурсной картой, так как «точки» личностного роста соотносятся с её временными и ресурсными показателями. При проектировании ИОТ следует отметить, что она может быть реализована во всех познавательных областях при условии, что будут выполнены последовательно следующие компоненты действия: — Определены смысловые и целевые компоненты. — Сформулированы предполагаемые результаты деятельности в виде сформированных интеллектуальных качеств личности, приобретённых компетенций или др. — Выбраны оптимальные способы познания и средства их реализации. — Подобраны оценочные средства конечного результата, которые будут определять необходимость коррекционной работы в дальнейшем или переход на новый уровень развития. Все представленные компоненты планируются с учетом индивидуальных способностей субъекта, которые являются основой проявления его индивидуализации. Это проявляется в следующем: — при решении познавательной задачи субъекту предлагается найти свой вариант решения, даже фантазийного плана; — субъекта помещают в ситуацию поиска собственного варианта решения поставленной задачи; — предлагаются готовые варианты действия, которые субъект должен критически проанализировать и предложить свой способ. Таким образом, индивидуальная образовательная траектория формируется с применением технологии индивидуализации позволяющей находить креативные способы решения задачи в каждой «точке» личностного развития субъекта. Движение по траектории развития представляет нелинейный характер и может быть затруднено временными и ресурсными возможностями. В данном случае необходима система навигации. ЗАДАНИЕ 2 (практическая часть) 2 Ответить письменно на вопросы 1. Дать определение понятиям индивидуальный подход и индивидуализация, выявить их черты сходства и различия. 2. Дать краткую характеристику процессуальной составляющей трех технологий индивидуализации в образовательном процессе. 3. Дать определение понятиям: индивидуальный учебный план, индивидуальная образовательная программа, индивидуальный образовательный маршрут, индивидуальная образовательная траектория. Основная литература 1. Современные образовательные технологии [Электронный ресурс] : учебное пособие / Л.Л. Рыбцова [и др.]. — Электрон. текстовые данные. — Екатеринбург: Уральский федеральный университет, 2014. — 92 c. — 978-5-7996-1140-8. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/68391.html. – ЭБС IPRbooks. 2. Костихина Н.М. Педагогика физической культуры и спорта [Электронный ресурс] : учебник / Н.М. Костихина, О.Ю. Гаврикова. — Электрон. текстовые данные. — Омск: Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 2013. — 296 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/65001.html. – ЭБС IPRbooks. 3. Циулина, М.В. Современные образовательные технологии [Текст]: учебное пособие / М.В. Циулина. – Челябинск: Изд-во ЮУрГГПУ, 2016. –227с. Дополнительная литература 4. Безусова Т.А. Современные средства оценивания результатов обучения [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие для студентов 4 курса по специальности Математика / Т.А. Безусова. — Электрон. текстовые данные. — Соликамск: Соликамский государственный педагогический институт, 2011. — 72 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/47900.html . – ЭБС IPRbooks. 5. Гладкая,Е.С. Теория и практика внедрения прикладных интерактивных технологий в естественнонаучном образовании [Текст]: монография / Е.С. Гладкая.–Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос.гуман.-пед.ун-та, 2017. –189с. 6. Соколков Е.А. Технологии проблемно-модульного обучения. Теория и практика [Электронный ресурс] : монография / Е.А. Соколков. — Электрон. текстовые данные. — М. : Логос, 2012. — 384 c. — 978-5-98704-624-3. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/66331.html. – ЭБС IPRbooks. 7. Гладкая Е.С. Технологии тьюторского сопровождения / Е.С. Гладкая, З.И. Тюмасева. – Челябинск: Изд-во ЮУрГГПУ, 2017. – 93 с. Источник: studopedia.ru Индивидуальная образовательная программа ребенкаПрограмма отражает основные концептуальные замыслы и предлагает главные пути реализации этого замысла, в ней определены основные направления или виды деятельности по достижению намеченных результатов и возможные способы их достижения. Она предполагает принятие ответственности за собственное образование, осознание его цели, понимание особенностей своего стиля учения и, исходя из этого, непосредственное проектирование образовательной деятельности, планирование конкретных действий по реализации намеченного, рефлексию своей деятельности и достижений. При этом образовательная деятельность должна стать для ребенка активным и рефлексивным процессом. Необходимо, чтобы он сам фиксировал потребность в своем изменении, продвижении, приобретении знаний и умений для решения актуальных образовательных задач. Как уже отмечалось, часто составляется программа индивидуальной образовательной деятельности, в которой отражены общее и дополнительное образование ребенка. Как правило, занятия старшеклассника в системе дополнительного образования тесно связаны с учебным процессом в школе, поскольку он чаще всего в этот период осознает смысл, назначение того, что делает, с будущей профессией. Можно предложить следующую структуру программы индивидуальной образовательной деятельности старшего подростка:
В то же время в системе дополнительного образования возникают специальные запросы от ребенка и его родителей, что побуждает педагогов к проектированию индивидуальных программ. Индивидуальные образовательные программы ребенка в ДО можно условно классифицировать по различным основаниям (см. таблицу 5). Виды индивидуальных образовательных программ ребенка _ в системе дополнительного образования_ Примеры ИОП
По времени реализации
По месту реализации
Данная классификация программ весьма относительна, возможны и другие варианты программ, что обусловлено многообразием ситуаций, в которой может оказаться ребенок, а также разнообразием запросов детей и родителей. В приложениях 3 и 4 представлены варианты программ индивидуальной образовательной деятельности, которые реализованы в опыте дополнительного образования детей. В этих же приложениях показано, как программы ИОД конкретизированы соответствующими планами. Как правило, если субъекты проектирования создали индивидуальную образовательную программу, далее они обращаются к составлению одного или нескольких планов, которые обеспечивают реализацию программы. Источник: studme.org |