Данная коррекционно-развивающая программа необходима в условиях современного образования работы с детьми, имеющими ЗПР.
За последние три года отмечается тревожная тенденция роста количества детей с отклонениями физического и психического здоровья, которые обусловлены биологическими, экологическими, социально-психологическими и другими факторами, а также их сочетанием. Значительную часть среди этих детей занимают дети с задержками психического развития (ЗПР).
Задержка психического развития — это замедление темпа развития психических процессов, которое чаще проявляется при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстром перенасыщении в интеллектуальной деятельности. В отличие от детей, страдающих олигофренией, эти дети достаточно сообразительны в пределах имеющихся знаний, значительно продуктивнее в использовании помощи. При этом в одних случаях на первый план будет выступать задержка развития эмоциональной сферы (различные виды инфантилизма), а нарушения в интеллектуальной сфере будут выражены не резко. В других случаях, наоборот, будет преобладать замедление развития интеллектуальной сферы.
«1С:Школьная психодиагностика» для составления индивидуальных траекторий и коррекционных занятий
Задержка психического развития у детей может быть обусловлена многими факторами. В частности, это: наследственная предрасположенность, нарушение функционирования мозга в период внутриутробного развития, родовые осложнения, хронические и длительные заболевания в раннем детстве, неподходящие условия воспитания и тому подобное.
В зависимости от этих факторов выделяют различные формы ЗПР.
Конституционального и соматогенного происхождения — ребенок миниатюрный и снаружи хрупкая структура его эмоционально-волевой сферы соответствует более раннему возрасту, частые болезни снижают требовательность родителей, общая слабость организма снижает производительность его памяти, внимания, работоспособности, тормозит развитие познавательной деятельности.
Психогенного происхождения — обусловлена неподходящими условиями воспитания (чрезмерная опека или недостаточная забота о ребенке). Развитие задерживается вследствие ограничения комплекса раздражений, поступающих из окружающей среды.
Церебрально-органического происхождения — самая устойчивая и самая сложная, обусловленная поражением головного мозга ребенка вследствие патологических воздействий (преимущественно во второй половине беременности). Учитывая низкий уровень умственного развития, проявляется в трудностях усвоения учебного материала, отсутствием познавательного интереса и мотивации учения.
Значительная часть детей с задержкой психического развития, получив своевременную коррекционную помощь, усваивает программный материал и «выравнивается» по окончании начальной школы. В то же время, многие дети и в последующие годы обучения требуют особых условий организации педагогического процесса через значительные трудности в усвоении учебного материала.
Коррекционно-развивающая работа в детском саду и в школе. Будни психолога.
Ребенок, который имеет подобные трудности, требует тщательного психолого-педагогического изучения для определения оптимальных и эффективных методов обучения.
Данная коррекционно-развивающая программа необходима в условиях реального современного образования работы с детьми, имеющими ЗПР .
Поскольку у детей с задержкой психического развития наблюдаются расхождения сенситивных периодов развития психических функций по их отношению к возрасту ребенка, то при создании данной программы и разработке занятий были учтены группы нарушений познавательной сферы у детей с ЗПР и был использован принцип компенсации недостаточного развития качеств, способностей и функций.
Структура коррекционной программы
Цель программы — установление и содействие налаживанию психологического контакта с ребенком, создание и поддержка желания к самоизучению и самовоспитанию, активизация и стимулирование познавательной деятельности, развитие эмоционально-волевой сферы, мелкой моторики руки, обучение коммуникативному и невербальному поведению, навыкам сотрудничества, воспитанию сочувствия, доброжелательности, взаимопомощи и других положительных черт характера ребенка с задержкой психического развития.
— снятие эмоционального напряжения и создание эмоционально-комфортной атмосферы.
— развивать познавательную активность;
— развивать познавательные психические процессы: восприятие, наблюдательность, продуктивные способы запоминания, умение равномерного распределения внимания, процессы мышления (анализа, синтеза, обобщения, классификации, умозаключений, понимание причинно-следственных связей), речи.
— развивать общую и мелкую моторику рук;
— развивать навыки эмоциональной саморегуляции.
Методы и формы работы:
Упражнения на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы.
Коммуникативные, дидактические и подвижные игры.
Упражнения на развитие моторики.
Материалы и оборудование: песочница, цветные карандаши, простой карандаш, стимульный материал, бумага А4, мячик Су-Джок, кисточка, краски, сумка, магнитофон.
2. Организация занятий
Занятия проводятся индивидуально с ребенком старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Частота занятий — 2 раза в неделю.
Продолжительность 25-30 минут, но необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка с ЗПР.
Количество занятий — 10.
Критерий эффективности программы
Критерием эффективности программы является проведение первичного и вторичного диагностирования с помощью методики Забрамной С.Д. из книги «От диагностики к развитию», по результатам которого составляется коррекционно — развивающая программа. В течение занятий используются психодиагностические упражнения из сборника с помощью которых, можно проследить динамику развития ребенка.
Программа способствует достаточному уровню развития познавательных психических процессов (памяти, мышления, внимания, речи) и сбалансированию эмоционального развития ребенка по результатам диагностики после участия ребенка в коррекционной работе.
Источник: psichologvsadu.ru
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа на ребенка
учебно-методический материал по логопедии по теме
Каждый логопед по-своему составляет индивидуальную коррекционно-развивающую программу. В данной стаье предлагаю свой вариант составления коррекционно-развивающей программы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа на ребенка
Я обследую каждого ребенка, поступающего в наш Центр. После обработки полученных результатов диагностики, составляю индивидуальную коррекционно-развивающую программу на каждого ребенка.
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа – это индивидуально разрабатываемый для каждого ребенка комплекс мероприятий, направленных на восстановление или компенсацию его способностей к выполнению того или иного вида деятельности.
Каждый логопед по-своему составляет индивидуальную коррекционно-развивающую программу.
Я решила составить ее в виде таблицы – это значительно облегчает работу с документацией. В зависимости от количества участников (специалистов), необходимых для успешной реализации программы, количество колонок увеличивается.
Предлагаю Вашему вниманию образцы заполнения индивидуальной коррекционно-развивающей программы.
Источник: nsportal.ru
Индивидуально-коррекционо развивающая программа
Методические рекомендации по проектиро-ванию дополнительных общеразвивающих программ (письмо МОиН РФ от18.11.2015г. № 09-3242).
Методические рекомендации по реализа-ции адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способству-ющих социально-психологической реабили-тации, профессиональному самоопределе-нию детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей (Приложение к письму Минобрнауки России от 29 марта 2016 г. № ВК-641/09)
Указ президента Российской Федерации «Об утверждении Стратегии государственной политики Российской Федерации в отноше-нии российского казачества на 2021 – 2030 годы»
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4 3648-20 «Санитарно-эпидеми-ологические требования к организациям, воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвред-ности для человека факторов среды обитания»
Год разработки и редактирование ОП
2021 год – разработка индивидуальной коррекционной программы
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 5 — 9
сведения о ребенке
направленность
актуальность
педагогическая целесообразность
цели и задачи
отличительные особенности
формы реализации программы и режим занятий
работа с родителями
УЧЕБНЫЙ ПЛАН 10 — 11
Учебно-тематический план
ожидаемые результаты
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 12 — 21
IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 21 — 22
используемой педагогом
V. ПРИЛОЖЕНИЕ 22
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Сведения о ребенке
ФИО, год рождения ребёнка
Куренко Мария Сергеевна
15.09.2008 года
Контактная информация
ст. Тацинская, ул. Станичная 38, тел: 89286106826
Мама: Куренко Ирина Михайловна
Папа: Куренко Сергей Николаевич
Общие сведения о ребенке
Девочка воспитывается в полной семье, имеет младшую сестру. Посещает Тацинскую СОШ № 3, 6 класс и детское объединение «Радуга» МБОУ ДО ДДТ по декоративно-прикладному творчеству.
На контакт со сверстниками и взрослыми идет охотно. Эмоционально сохранна. Обладает хорошей зрительной памятью, с интересом выполняет все задания, очень старательная. Является ребенком инвалидом.
Психологическое заключение
синдром Дауна
Восприятие цвета: различает цвета, узнает и называет основные и производные цвета, группирует предметы по цвету.
Восприятие формы: различает и называет геометрические фигуры (плоские и объемные), соотносит форму предмета с геометрической формой, группирует предметы по форме.
Временные представления: ориентируется во времени суток, определяет и называет время года.
Пространственные представления: выполняет движение в указанном направлении по словесной инструкции, определяет положение в пространстве по отношению к себе (впереди, сзади).
Умеет списывать печатный текст прописными буквами. Счет до 100. Умеет писать цифры до 100, но допускает ошибки.
Читает по слогам, но плохо понимает прочитанное. Может пересказывать тексты, после рассказа взрослого.
Рисует по замыслу. Самостоятельно выполняет поделки.
Актуальная проблема
Отставание в моторном развитии – в развитии тонкой и общей моторики; проблемы со зрением; проблемы с развитием речи; трудности с умением обобщать; трудности с установлением последовательности (действий, явлений, предметов и др.). Речь малопонятна, не разборчива. Полиморфное нарушение звукопроизношения, слоговой структуры слова, нарушения фонематического слуха, нарушение понимания лексической стороны речи, (поиск слов заменяет наглядным показом).
Направленность индивидуальной коррекционно-развивающей программы — социально-гуманитарная.
С принятием закона об инклюзивном образовании возникла потребность во внедрении такой формы обучения, которая создаст оптимальные условия развития для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Принцип личностно-ориентированного подхода предлагает выбор и построение материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности.
Новизна данной программы опирается на понимание приоритетности работы, направленной на формирование здоровья ребенка-инвалида с синдромом Дауна.
Современные подходы к образованию требуют создания условий для приобщения ребенка 21 века, с разными возможностями здоровья.
Актуальность программы определяется потребностью общества в интеллектуально развитых людях и практической необходимостью пополнения методического обеспечения процесса обучения в игре, позволяющего эффективно развивать детей, разного уровня физического и психического развития, начиная с дошкольного возраста. Обеспечение условий и форм освоения ребенком способов самостоятельного практического применения народной мудрости в различных видах деятельности.
Актуальность заключается в том, что обучающиеся с синдромом Дауна, имеющие интеллектуальные нарушения испытывают значительные трудности при интеграции в социум и взаимодействии с окружающим миром и людьми.
Актуальность программы заключается в том, что она предусматривает сопровождение и развитие ребенка на протяжении всего школьного возраста.
Разработка программы вызвана необходимостью обеспечения реализации прав для ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Педагогическая целесообразность
Время освоения программы строго индивидуально и зависит от целого комплекса причин, определяющих структуру нарушения у данного ребенка. Также при составлении программы учитывались данные Индивидуальной программы реабилитации ребенка — инвалида, заключение и рекомендации ОПМПК, индивидуальные особенности ребенка с синдромом Дауна.
Создается атмосфера доверия, в которой обучающийся может свободно высказывать свое мнение, разыгрывать ситуации, выполнять упражнения и тесты. Важное условие реализации программы – диалогичность обучения, что исключает критические оценки, требует от психолога навыков активного слушания, гибкости и творческого подхода.
Комплексные занятия по психологии учитывают активное развитие всех психических процессов, свойств и состояний (восприятие, внимание, мышление, память, речь, эмоции). В развивающих играх даются задания на развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления.
Игровая деятельность влияет на все психические процессы – от простых до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои действия. В условиях игры ребенок лучше запоминает и сосредотачивается на задании.
Программа составлена с учетом:
• характера ведущей деятельности;
• структуры и степени выраженности нарушения;
• ведущих мотивов и потребностей ребенка.
Цель: создание условий для оптимизации психического и физического развития обучающегося с синдромом Дауна.
Задачи:
содействие развитию интеллектуальных способностей: словарного запаса и общей осведомленности, пространственных представлений, логического мышления;
обучение жизненно важным навыкам: позитивного общения, управления собственными эмоциями, работы с информацией и продуктивного взаимодействия;
обучение сопровождать игровую деятельность словами и репликами;
обучение слушать говорящего, концентрировать внимание на предмете разговора независимо от окружающей обстановки; выслушивать простую инструкцию до конца.
развивающие:
развитие общей и мелкой моторики;
развитие восприятия слухового, зрительного, тактильного;
развитие памяти, мышления, внимания, восприятия, коммуникативных способностей;
развитие зрительной, слуховой памяти и увеличение объема внимания и памяти;
отслеживание динамики развития обучающейся;
воспитательные:
воспитание нравственных качеств личности: доброжелательности, щедрости, милосердия;
воспитание трудолюбия и умения довести начатое дело до конца;
воспитывать аккуратность при работе с краской;
воспитание интереса к участию в подвижных играх;
укрепление доверия к другим людям;
Отличительные особенности программы заключаются в том, что она ориентирована на обеспечение максимального проявления в деятельности обучающегося положительных эмоций в ходе учебно-воспитательного процесса (создание позитивного настроя на получение знаний, эмоционального подъёма в познавательной деятельности и положительная мотивация), создание условий для осмысленных действий обучающимся, поощрение инициативы и самостоятельности.
Для того, чтобы ребенок быстрее и легче усвоили программный материал, кроме традиционных методов используются элементы альтернативных технологий, такие как элементы технологии имитационного моделирования и сказкотерапии.
Использование данных методов даёт возможность ребёнку проявить себя как личность, способствует социокультурному самоопределению, успешной социализации, адаптации к жизни в обществе.
Оценка эффективности программы осуществляется с помощью диагностических методик, наблюдения, собеседований с родителями.
Формы реализации программы:
Сказкотерапия, где используется психологическая, терапевтическая, развивающая работа. Сказку может рассказывать и взрослый, и это может быть групповое рассказывание, где рассказчиками может быть и группа детей.
Игротерапия– занятия могут быть организованы не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. Игра – это наиболее естественная форма жизнедеятельности ребенка. В процессе игры формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом. Сюжетно-ролевые игры способствуют коррекции самооценки ребенка, формированию у него позитивных отношений со сверстниками и взрослыми. Основной задачей игр-драматизаций также является коррекция эмоциональной сферы ребенка.
Релаксация – в зависимости от состояния ребенка используется спокойная классическая музыка, звуки природы, наблюдение за животными, использование сухого бассейна.
Песочная терапия – занятия проводятся с применением центра песка и воды.
Психогимнастика – включает в себя ритмику, пантомиму, игры на снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы. Игры «Мое настроение», «Веселый – грустный».
Арт-терапия – это форма работы, основанная на изобразительном искусстве и другие формы работы с ребенком. Основная задача состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка. Рисунки детей не только отражают уровень умственного развития и индивидуальные личностные особенности, но и являются своеобразной проекцией личности. Каракули, представляют собой исходную стадию детского рисунка и показывают как возрастную динамику развития рисунка, так и индивидуально личностные особенности.
Режим занятий
Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления ребенка.
Режим проведения: 1 занятие в неделю.
Длительность занятия: 45 минут.
Каждое занятие состоит из 3-х частей: вводной, основной и заключительной.
Все упражнения и игры, используемые в программе можно подразделить на 5 групп:
К первой группе относятся игры и упражнения, направленные на снятие напряжения и раскрепощение ребенка, дающие возможность проявить индивидуальность.
Вторая группа игр направлена на выработку правильного отношения к ошибкам и неудачам, на формирование уверенности в себе, стремления к реализации своих способностей.
К третьей группе относятся игры и упражнения, направленные на актуализацию школьных переживаний, снижение тревожности и страхов.
Четвертую группу составляют игры, способствующие развитию произвольности, внутреннего плана действий.
Пятая группа игр и упражнений направлена на развитие интеллектуальных способностей.
Работа с родителями:
В программе предусмотрены не только совместные детско – родительские консультации, но и в течение всего периода работы проводится работа с родителями посредством психодиагностических методик, домашних заданий и последующим обсуждением с целью:
повышения общей сензитивности к ребенку, его проблемам;
расширение возможностей понимания родителями своего ребенка, улучшение рефлексии, родительских взаимоотношений с ребенком;
Источник: centrideia.ru