Настоящая статья посвящена исследованию проблемы логопедического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивной практики. В результате проведенного исследования были выявлены особенности речевого развития учащихся с различными нарушениями психофизического развития младших классов, обоснована необходимость создания для них специальных образовательных условий. Одним из таких условий является комплексное психолого-педагогическое сопровождение. В работе представлены научно-методические основы разработки и реализации логопедического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья как структурного компонента комплексного психолого-педагогического сопровождения. Теоретические положения подтверждены примерами логопедического представления на ребенка с ограниченными возможностями здоровья, составленного на основе результатов логопедической диагностики, и содержания логопедического компонента комплексного сопровождения такого ребенка в условиях образовательной организации.
Планирование коррекционно-развивающей работы в логопедической группе.
дети с ограниченными возможностями здоровья
сопровождение
социализация
логопедическая помощь
инклюзивная практика
1. Абрамова И.В. Научно-практические основы подготовки тьютора инклюзивного образования // В мире научных открытий. – 2014. – № 11.11 (59). – С. 4128–4149.
2. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – СПб.: Речь, 2001. – 289 с.
3. Вильшанская А.Д. Содержание и методы работы учителя-дефектолога в общеобразовательной школе. – М.: Школьная Пресса, 2008. – 112 с.
4. Екжанова Е.А. Основы интегрированного обучения: пособ. для вузов / Е.А. Екжанова, Е.В. Резникова. – М.: Дрофа, 2008. – 286 с.
5. Логопедия: учебник для вузов (коррекционная педагогика) / под ред. Л.С. Волковой. – М.: Владос, 2008. – 687 с.
6. Организация инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья: учеб. пособие / отв. ред. С.В. Алехина, Е.Н. Кутепова. – М.: МГППУ, 2013. – 324 с.
7. Практическая психология образования: учеб. пособие / под ред. И.В. Дубровиной. – СПб.: Питер, 2009. – 592 с.
8. Шипицина Л.М. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: пособие для учителя-дефектолога / Л.М. Шипицина, М.А. Жданова, Е.И. Казакова / под ред.
Л.М. Шипициной. – М.: Владос, 2003. – 528 с.
Психолого-педагогическое сопровождение сегодня выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. Психолого-педагогическое сопровождение определяется как целостная системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и психологического развития ребенка.
В то же время следует отметить, что само понятие «сопровождение» следует рассматривать не только в отношении деятельности психолога образования или педагога, но и других специалистов – логопедов, дефектологов, социальных работников, педагогов в структуре образовательных организаций. В соответствии с этим особое значение в структуре психолого-педагогического сопровождения имеет логопедическое сопровождение. Это связано с тем, что речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению.
Нарушения речи препятствуют не только полноценному общению, но и затрудняют процесс обучения. Учитель-логопед, основываясь на результатах исследования речевого развития ребенка, определяет направления работы, разрабатывает программу логопедического сопровождения, проводит групповые и индивидуальные занятия по коррекции нарушений речи, консультативную и просветительскую работу с родителями таких детей. Следовательно, логопедическое сопровождение представляет собой комплекс различных диагностических, коррекционно-развивающих профилактических, организационных и просветительских мероприятий.
Актуальность проблемы исследования обусловлена существующим противоречием между требованиями к образовательной организации по созданию специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья и недостаточно разработанным научно-методическим обеспечением этого процесса. Особую значимость и необходимость представляет проектирование и реализация комплексного психолого-педагогического сопровождения как ключевого условия.
Цель исследования. Контекст данного исследования предполагает создание специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья, находящихся в условиях массового образования, и, прежде всего, разработку научно-методических основ проектирования и реализации логопедического сопровождения таких учащихся.
В современной образовательной системе целесообразность и необходимость проектирования индивидуальной коррекционно-педагогической работы во многом обусловлены как внешними социально-педагогическими обстоятельствами – изменением социальной ситуации, сменой нравственных ценностей и моральных требований, так и особенностями внутренних психических процессов, происходящих в духовном мире подрастающего поколения, в его сознании, мироощущении, отношении к социуму. Цель индивидуальной комплексной коррекционно-образовательной программы – помочь детям адаптироваться к условиям образовательной организации, поддержать их в процессе совместного обучения со здоровыми сверстниками, оказать им педагогическую помощь, а членам семьи – консультативную поддержку. Организационно-педагогическими условиями проектирования и реализации комплексного психолого-педагогического сопровождения являются: наличие в образовательной организации службы сопровождения, психолого-медико-педагогического консилиума; согласие родителей (законных представителей) на обучение ребенка по индивидуальному образовательному маршруту; наличие подготовленных педагогических кадров [6, с. 86].
Технологии проектирования индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья представлены в работах А.Д. Вильшанской, Е.А. Екжановой, Т.П. Дмитриевой и т.д. [3; 4; 6].
Теоретические основы проблемы сопровождения в практике современного образования представлены в работах М.Р. Битяновой, И.В. Дубровиной, Е.И. Казаковой, Л.М. Шипициной [2; 7; 8], логопедического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности, представлены в работах Г.В.
Бабиной, Л.И. Беляковой, В.К. Воробьевой, О.С. Орловой, Т.В. Тумановой, Г.В. Чиркиной, Т.Б.
Филичевой [5].
Как правило, комплексное психолого-педагогическое сопровождение предусматривает разработку и реализацию коррекционно-педагогической работы всех специалистов сопровождения (педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, социального педагога, тьютора), консультативно-просветительской и профилактической работы с родителями, имеющими ребенка с ограниченными возможностями здоровья, и педагогами общеобразовательной организации [1; 6].
Первостепенное значение в реализации комплексного психолого-педагогического сопровождения имеет логопедическая работа. Это связано с тем, что нарушения речи препятствуют не только полноценному общению, но и затрудняют процесс обучения и освоения основной образовательной программы.
На основании первичного обследования составляется логопедическое представление на учащегося. В данном документе указывается следующее:
– Фамилия, имя, отчество учащегося.
– Речевое окружение (языки, на которых разговаривают члены семьи с ребенком, недостатки речи у взрослых членов семьи, двуязычие и т.д.).
– Занятия с логопедом в дошкольном возрасте (какие нарушения были выявлены, когда и как долго оказывалась логопедическая помощь, результат логопедической работы).
– Характеристика устной речи (состояние фонематического восприятия, звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя речи, связной устной речи).
– Характеристика письменной речи (сформированность навыков чтения – способ, темп чтения, наличие и характеристика ошибок при чтении, понимание прочитанного, воспроизведение прочитанного; сформированность навыков письма – состояние графо-моторных навыков, навыков чистописания, наличие и характер орфографических ошибок).
Учитель-логопед, основываясь на результатах исследования устной и письменной речи, устанавливает клинико-педагогический диагноз речевого нарушения, разрабатывает программу и перспективные планы коррекционно-логопедического обучения детей, нуждающихся в логопедической помощи, проводит групповые и индивидуальные занятия по коррекции нарушений устной и письменной речи учащихся (с использованием программного материала учебных дисциплин гуманитарного цикла), совместно с учителем начальных классов, учителем-дефектологом проводит работу с целью соблюдения в классе правильного речевого режима, обогащения и систематизации словарного запаса учащихся в соответствии с учебными предметами, развития коммуникативных умений, проводит консультативную и просветительскую работу с учителями и родителями учащихся.
Результатом проведенной работы является индивидуальный образовательный план, в котором в разделе «Психолого-педагогическое сопровождение» учитель-логопед указывает:
– основные направления деятельности;
– конкретные задачи на период;
– режим и формы работы;
– показатели достижений ребенка;
– формы оценки результатов ребенка (динамика развития ребенка, самоанализ деятельности специалиста).
С целью разработки научно-методических основ проектирования и реализации логопедического сопровождения таких учащихся было проведено экспериментальное исследование. На первом этапе была проведена логопедическая диагностика речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в образовательной организации, реализующей инклюзивную практику. На основе результатов данного этапа исследования были составлены логопедические представления на детей, на основе которых разрабатывалась программа логопедического сопровождения. Следующим этапом исследования являлось проектирование и апробация содержания логопедического компонента комплексного психолого-педагогического сопровождения.
Особенности организации экспериментального исследования на каждом этапе заключались в следующем. Так, логопедическая диагностика включала два самостоятельных раздела: «Общая диагностика» (память, внимание, счет, мышление, эмоции), «Речевая диагностика» (устная речь, чтение, письмо, слухоречевая память). При обследовании общего развития ребенка внимание обращалось: на уровень сформированности знаний основных цветов, геометрических форм, величины предметов (Например, показать от самого высокого до самого низкого и т.п.); умений ориентироваться в пространстве (спереди, сзади, вверху, внизу, сбоку), во времени (времена года, части суток), классифицировать предметы (обобщающие понятия, выделение четвертого лишнего); состояние конструктивной деятельности (сложить разрезную картинку из двух-четырех частей); владение элементарными математическими понятиями (один, много, ни одного) и т.д.
Речевая диагностика предусматривала исследование всех сторон речевого развития ребенка. Это, прежде всего, понимание ребенком обращенной речи (восприятие фонем, узнавание слов, понимание значения слов, понимание отношений между словами, понимание фраз, понимание смысла обращенной речи), владение собственной речью (звукопроизношение, голос, темп и плавность речи, словарь, грамматический строй, связное высказывание). Также проводилось обследование строения и подвижности органов артикуляции ребенка.
Такое диагностическое исследование, с одной стороны, позволило выявить нарушение или несформированность основных компонентов речи и тем самым подойти к причине трудностей, испытываемых ребенком, а с другой стороны – комплексная диагностика дала возможность наметить специальные коррекционные методы обучения, которые могут оказать помощь в преодолении этих трудностей. По результатам диагностики было сделано заключение о состоянии речи ребенка, определена необходимость включения его в логопедическое сопровождение и разработаны организационно-методические основы данного вида сопровождения.
Приведем примеры логопедического представления на ребенка с ограниченными возможностями здоровья и организации логопедического сопровождения такого учащегося.
Логопедическое представление на учащегося с задержкой психического развития
Ф.И.О. ученика: Валерия С. Класс: 2.
Речевое окружение: (не отмечается недостатков речи у членов семьи).
– фонематическое восприятие: нарушено;
– звукопроизношение: без особенностей;
– состояние словаря: в пределах обиходно-бытовой тематики;
– грамматический строй речи: нарушен;
– связная речь: недоразвитие связной речи.
– чтение: читает по слогам, прочитанное понимает.
– письмо: на письме отмечаются ошибки, пропуски гласных букв, характерные для дисграфии, многочисленные орфографические ошибки, многократные сделанные исправления придают письменным работам крайне небрежный вид.
В логопедических занятиях нуждается, педагогу для работы следует рекомендовать:
1) сократить объем письменных работ с целью увеличения времени на отработку навыка аккуратного правильного письма;
2) способствовать развитию функции самоконтроля, используя для этого опорные схемы, памятки, алгоритмы выполнения орфографических заданий;
3) для активизации познавательных процессов использовать дополнительные упражнения, основанные на грамматическом и лексическом материале.
Организация логопедического сопровождения с данным ребенком
Основные направления деятельности:
а) развитие слухового и зрительного внимания;
б) формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов навыка анализа и синтеза звукового и слогового состава слова;
в) развитие лексического запаса и грамматического строя речи;
г) развитие и совершенствование умений и навыков построения связного высказывания.
Конкретные задачи логопедической работы на период: формирование умения слышать, узнавать, выделять, сравнивать звуки русского языка; способности определять местоположение звука в слове; умения слогового анализа и синтеза слов; понятия о речевых единицах; расширение активного словаря; формирование умения адекватно и связно формулировать свои мысли.
Задачи для специалиста сопровождения на период:
1. Создание условий, направленных на коррекцию речевого развития учащегося.
2. Преодоление трудностей усвоения речевого материала в рамках учебных предметов.
3. Разработка дидактических заданий для уроков русского языка и литературного чтения.
Режим и формы работы: индивидуальные и фронтальные логопедические занятия 3 раза в неделю, наблюдение на уроках русского языка и литературного чтения.
Показатели достижений ребенка:
1) сформировано умение слышать, узнавать, выделять звуки русского языка;
2) сформировано умение определять местоположение звука в слове;
3) сформировано умение синтезировать слова из 3–4 слогов;
4) сформированы понятия о речевых единицах: слово, предложение, текст;
5) усвоены новые слова в рамках лексических тем, художественных текстов и учебной терминологии;
6) сформировано умение самостоятельно составлять связное высказывание из 3–4 предложений по заданной теме, 5–6 по сюжетной картинке.
1. Тесты и индивидуальные задания.
2. Качество и количество выполняемых заданий на коррекционных занятиях.
3. Изучение качества письменных работ.
Логопедическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивной практики включает следующие структурные компоненты:
1) предварительное определение детей с особыми образовательными потребностями, нуждающихся в логопедическом сопровождении;
2) проведение углубленной логопедической диагностики;
3) формирование логопедического заключения и рекомендаций по оказанию логопедической помощи конкретному ребенку;
4) обсуждение результатов логопедической диагностики на заседании школьного психолого-медико-педагогического консилиума;
5) участие в разработке индивидуальной образовательной программы;
6) определение сроков оказания логопедической помощи, этапной и текущей диагностики;
7) выбор форм работы и логопедических технологий;
8) определение форм и критериев мониторинга эффективности коррекционной работы;
9) реализация логопедического компонента индивидуальной образовательной программы для ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
10) анализ эффективности спланированной и реализованной коррекционно-педагогической работы.
Таким образом, четко структурированное и организованное логопедическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья позволит достичь основной цели инклюзивного образования – создание оптимальных условий для образования и социальной адаптации таких детей в образовательной организации.
Выводы
Модернизация системы российского образования определяет необходимость существенного обновления целей, задач и содержания педагогического образования. Неотъемлемой составляющей инновационной деятельности в образовании является разработка комплексного психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса и, прежде всего, ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Особое значение придается логопедическому сопровождению, которое направлено на устранение речевых нарушений, препятствующих освоению основной образовательной программы и успешной адаптации и интеграции в социуме. Образовательные организации сегодня нуждаются в научно-методическом обеспечении процесса реализации комплексного психолого-педагогического сопровождения. Проведенное исследование позволило получить определенные результаты и сделать выводы о содержании и организации логопедического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья, обучающегося в образовательной организации, реализующей инклюзивную практику. При этом вопросы научно-методического обеспечения процесса проектирования и реализации логопедического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья будут исследоваться и в дальнейшем.
Источник: top-technologies.ru
«Составление индивидуальной коррекционно-развивающей программы (ИПР) ребенка с ОВЗ»
осознать необходимость коррекции по основным направлениям.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.
Просмотр содержимого документа
«»Составление индивидуальной коррекционно-развивающей программы (ИПР) ребенка с ОВЗ»»
«Составление индивидуальной коррекционно-развивающей
программы (ИПР) ребенка с ОВЗ»
Цель программы:
Источник: kopilkaurokov.ru
Индивидуальная рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий
Речь детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее ДЦП), характеризуется краткостью, бедностью словарного запаса, обилием грамматических ошибок. Оценивая состояние речи ребенка с ДЦП условно можно выделить 3 уровня развития речи и возможности речевой коммуникации.
Высокий уровень речевой коммуникации: ребенок активен в общении, умеет слушать и понимать речь, строит общение с учетом ситуации, легко входит в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражает свои мысли, пользуется формами речевого этикета.
Средний уровень: ребенок слушает и понимает речь, участвует в общении, чаще по инициативе других; умение пользоваться формами речевого этикета неустойчивое.
Для определения уровня развития связной речи детям предлагается прослушать небольшие по объему незнакомые тексты и пересказать их.
Пересказы детей записываются и анализируются по следующим показателям: понимание речи, структурирование текста, объем словаря, использование грамматических конструкций, синтаксически правильное оформление рассказа.
При правильном воспроизведении текста можно говорить о высоком уровне развития речи. Для среднего уровня характерны незначительные отклонения от текста, отсутствие грамматических ошибок, длительных пауз, небольшое количество подсказок. При низком уровне сформированности связной речи отмечается неверное воспроизведение, нарушение структуры текста, бедность лексики, многочисленные паузы, необходимость в подсказках. Учет полученных результатов обязателен при разработке программы обучения русскому языку и литературе, при разработке программы логопедического сопровождения.
Цель: устранение недостатков устной речи и предупреждение нарушений письменной речи.
Адресат: обучающийся 1 класса с общим недоразвитием речи 3 уровня и дизартрией при ДЦП, испытывающий стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточно сформированной речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.
Для данного учащегося характерны:
нарушения фонетико-фонематического компонента речи: дефектное произношение оппозиционных звуков: свистящих, шипящих, сонорных, аффрикат;
недостаточная сформированность фонематических процессов: трудности в выделении нужного звука, определении места звука, количества звуков даже в односложных словах типа «мак», трудности синтеза и фонематических представлений;
нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы: лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен, (особенно притяжательными и относительными прилагательными); грамматический строй недостаточно сформирован, так как присутствуют аграмматизмы (путает, в основном, сложные предлоги: из-за = за, из-под = под).
недостаточно развита связная речь: испытывает значительные трудности в программировании высказывания, в отборе материала, не умеет отразить в речи разнообразные предметные отношения из-за бедности языковых средств.
наблюдаются психологические особенности: неустойчивое внимание, недостаточное развитие самоконтроля, недостаточное развитие способности к переключению.
Программа способствует решению следующих задач:
развивать звуковую сторону речи, корригировать нарушения звукопроизношения;
формировать полноценные представления о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого-звукового состава слова;
закреплять звуко-буквенные связи;
формировать готовность к восприятию определённых орфограмм, правописание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова;
развивать лексический запас и грамматический строй речи; в течение всего учебного года – работа по уточнению и расширению словаря;
развивать и совершенствовать психологические предпосылки к обучению: внимание, способность к запоминанию, способность к переключению, самоконтроль, познавательную активность, произвольность общения и поведения;
развивать коммуникативную готовность к обучению.
Методы и приемы работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Коррекционно-развивающее воздействие осуществляется на основе использования разнообразных практических, наглядных и словесных методов. Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса предполагают сочетания теоретического, теоретико-практического и практического усвоения учебного материала. В специальных образовательных учреждениях используются следующие методы.
Практические методы и приемы обучения:
— постановка практических и познавательных задач;
— целенаправленные действия с дидактическими материалами; многократное повторение практических и умственных действий; наглядно-действенный показ (способа действия, образца выполнения); подражательные упражнения;
— создание условий для применения полученных знаний, умений и навыков в общении, предметной деятельности, в быту.
— обследование предметов (зрительное, тактильно-кинестетическое, слуховое, комбинированное);
— наблюдения за предметами и явлениями окружающего мира;
— рассматривание предметных и сюжетных картин, фотографий.
— речевая инструкция, беседа, описание предмета;
— указания и объяснение как пояснение способов выполнения задания, последовательности действий, содержания;
— метод аудирования (записанный на аудиокассету голосовой и речевой материал для прослушивания ребенком);
— вопросы как словесный прием обучения (репродуктивные, требующие констатации; прямые; подсказывающие);
— педагогическая оценка хода выполнения деятельности, ее результата.
— дифференцированный (в том числе логопедический) массаж;
Рабочая программа предполагает использование следующих методических пособий для учителей-логопедов:
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. М., 2001г.
Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. М.,1991.
Козырева Л.М. Комплект логопедических тетрадей. Ярославль, 2006.
Кукушин В.С. Логопедия в школе: практический опыт. М.- Ростов – на — Дону, 2004г.
Логопедия/Под ред. Л.С.Волковой. М., 1995г.
Форма организации учебного процесса — индивидуальная работа.
Программа рассчитана на 60 часов в год (2 часа в неделю). Срок реализации программы — 1 год.
Программой предусмотрено проведение 2 проверочных работ: диктант, списывание.
Основные требования к знаниям, умениям, навыкам обучающегося к концу коррекционного обучения:
Обучающийся должен знать:
все звуки и буквы русского языка;
все основные различия (звуки слышим и произносим, буквы пишем и видим.)
Обучающийся должен уметь:
вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;
различать гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие;
правильно называть мягкие и твёрдые звуки в слове, знать способы их буквенного обозначения и обозначать мягкость согласных гласными буквами и мягким знаком;
вычленять слова из предложений;
чётко, без искажений писать строчные и заглавные буквы и их соединения;
правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом;
грамотно писать под диктовку слова, предложения из 3-5 слов, написание которых не расходится с произношением;
Содержание программы
Поставленные программой задачи отражаются в её содержании и реализуются в ходе изучения следующих тем:
Речь. Предложение. Слово. Слог. (2ч)
Речь. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем. Формирование психологических предпосылок (внимания, восприятия, памяти)
Звуки и буквы.(52ч)
Речевые/неречевые звуки. Гласные и согласные звуки. Дифференциация гласных звуков от согласных. Гласные звуки и буквы 1 ряда. Признаки гласных звуков.
Представление о звуке (уточнение артикуляции), различение на слух и при произношении гласных и согласных (отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласного звука) анализ слов, выделение ударного слога, соотнесение слышимого и произносимого слова со словом-моделью.
Понятие о согласных. Звукобуквенный и слоговой анализ слов.
Твёрдые и мягкие согласные. Звонкие и глухие согласные. Гласные 2 ряда.
Уточнение и сравнение артикуляции звонких и глухих согласных звуков. Дифференциация парных согласных звуков: п –б, т-д, с-з, в –ф. к-г, ш-ж.
Свистящие, шипящие, сонорные, аффрикаты.
Уточнение и сравнение артикуляции свистящих, шипящих, сонорных, аффрикат.
Дифференциация звуков: с-ш, з-ж, р-л, ч-щ, с-щ, ш-щ, ц-с, ц-т. ц-ч.
Обозначение на письме мягкости согласных звуков гласными буквами 2 ряда.
Дифференциация парных гласных а-я, о-ё, у-ю, ы-и, ё-ю. Обозначение на письме мягкости согласных мягким знаком.
Разделительный -ь-, -ъ-.
Звукобуквенный анализ слов.
Работа над словом. (6ч)
Слова, обозначающие предмет (одушевленный/неодушевленный). Слова, обозначающие действие предметов. Слова, обозначающие признаки предметов. Дифференциация слов-предметов, слов-действий и слов-признаков.
Параллельно развитию речевой грамоты ведется работа по обогащению активного речевого словаря и развитию грамматический строй речи по лексическим темам: Грибы, Ягоды , Осень , Перелётные птицы , Фрукты , Овощи , Деревья , Продукты питания , Зима , Зимующие птицы , Перелетные птицы, Дикие животные , Домашние животные, Животные Севера , Животные жарких стран , Одежда и головные уборы., Обувь , Посуда , Семья , Весна , Транспорт , Профессии , Мебель , Насекомые , Лето , Домашние цветы, Полевые цветы.
Оценка результативности программы — итоговая контрольная работа. (1ч. в период итоговой диагностики).
В практической деятельности применяются следующие ЗСТ:
Упражнения на развитие мелкой моторики
Все упражнения являются органичным продолжением коррекционного занятия и повышают активность детей.
Способствует увеличению объема дыхания, улучшает качество дыхательной мускулатуры.
Регулирует дыхательный ритм
Формирует навык правильного дыхания
Формирует темпо-ритмические характеристики речи
Логоритмические упражнения направлены на:
Коррекцию речевых нарушений
Обучению правильному дыханию
Оптимизацию мышечного тонуса
Развитие чувства ритма
Формирование пространственных представлений
Развитие психических функций
Формирование межполушарного взаимодействия.
Динамические паузы направлены на:
Снятие усталости и напряженности
Выработку четких координированных движений во взаимосвязи с речью.
Совершенствование и развитие общей моторики
Обогащение внутреннего мира
Пальчиковая гимнастика — развитие мелкой моторики
Положительно и эффективно влияет на умственное и речевое развитие ребенка.
Снижает утомляемость глаз
Расширяет зрительное поле
Укрепляет глазодвигательные мышцы глаз
Снижает спазм аккомодации глаз
Служит профилактикой нарушения зрения
Кинезиологические приемы способствуют:
Профилактике и преодолению нарушений устной речи, чтения и письма.
Развитию внимания, памяти, пространственных представлений.
Повышают способность к самоконтролю.
Все здоровьесберегающие технологии, используемые в практике, дают положительный эффект в коррекции нарушений устной и письменной речи у учащихся.
Используемые виды упражнений
-Глубокий вдох. Во время вдоха медленно поднять прямые руки до уровня груди ладонями вверх
-Задержать дыхание. Во время задержки дыхания концентрировать внимание на середине ладони.
-Медленный выдох. Выдыхая рисовать перед собой обеими руками: круг, квадрат, треугольник. Упражнения выполняются по музыку.
Логоритмические упражнения основаны на тесной связи слова, движения и ритма.
Упражнения по логоритмике включают следующие виды упражнений:
1. Упражнения на регуляцию мышечного тонуса направлены на развитие умения расслаблять и напрягать определённые группы мышц.
2. Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции
3. Упражнения на активизацию внимания и памяти.
4. Счетные упражнения.
5. Речевые упражнения без музыкального сопровождения.
6. Пальчиковые игры.
7. Упражнения на развитие мимики
8. Артикуляционные упражнения направлены на развитие подвижности языка, губ, челюстей, переключаемости артикуляционных движений.
9. Упражнения на развитие фонематического восприятия.
Игры со стихами «Расскажи стихи руками»
Физминутки на различные лексические темы и дифференцируемые звуки.
Физминутки с мячом на отстукивание слогового ритма.
Развитие мелкой моторики:
Обводки, трафареты, шнуровки, спирографы.
Пальчиковые игры с мелкими предметами
Пальчиковые игры со скороговорками, стихами
Вертикальные движения глаз «ВВЕРХ-ВНИЗ»
Горизонтальные движения глаз «ВЛЕВО-ВПРАВО»
Вращение глазами по часовой стрелке и против
«МЕТЕЛКИ»- частое моргание глаз
«Рисование» глазами цифр, кругов и пружин
Рисование обеими руками одновременно геометрических фигур
Комплексное использование оздоровительных моментов в учебной практике позволяет снижать утомляемость, повышает эмоциональный настрой и работоспособность, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению здоровья школьников и помогает в коррекции различных нарушений.
Календарно — тематическое планирование
при коррекции ОНР
Наименование темы
Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai