Одной из задач современной школы является развитие личности и поддержка индивидуальности школьника. Индивидуальность – это человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость. Индивидуальность может проявляться в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств перцептивных процессов и интеллекта, потребностей и способностей индивида.
Для достижения поставленных целей используется индивидуализация. Под индивидуализацией понимается создание системы многоуровневой подготовки учащихся, учитывающей индивидуальные особенности обучающихся и позволяющей избежать уравниловки и предоставляющей каждому возможность максимально раскрыть потенциалы и способности.
Формой индивидуализации является индивидуальная образовательная траектория или индивидуальный образовательный маршрут.
Индивидуальная образовательная траектория — это персональный путь творческой реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании, смысл, значение, цель и компоненты каждого последовательного этапа которого осмыслены самостоятельно или в совместной с педагогом деятельности.
Индивидуальная образовательная программа обучающегося с ограниченными возможностями здоровья
Индивидуальный образовательный маршрут – это временная последовательность реализации образовательной деятельности школьника. Индивидуальный образовательный маршрут является изменяющимся и зависит от динамики возникающих образовательных потребностей и задач. Образовательный маршрут позволяет иначе, чем учебный план конструировать временную последовательность, формы, и виды организации взаимодействия педагогов и обучающихся, перечень видов работы.
Индивидуальная образовательная траектория представляет собой последовательность дополнительных образовательных предметов (элективных курсов), свободной работы, внеурочной деятельности, в том числе дополнительного образования, выстроенная рядом (параллельно) с блоком обязательных образовательных предметов, в которой освоение учебной информации обучаемыми проходит в тесном контакте с педагогами.
Основные характеристики индивидуальной образовательной траектории:
Индивидуальная – не означает только «один на один» с учителем. Важно найти такой учебный материал, организовать такие формы взаимодействия, которые будут способствовать личной инициативе, проявлению, становлению индивидуальности.
Образовательная – значит способствующая формированию знаний, умений, пониманию мира и себя в этом мире.
Траектория – след от движения, накопление различного учебного, социального и образовательного опыта.
В наиболее общем виде выделяют три типа траекторий, отражающие ведущую направленность обучающегося:
— траектория адаптивного типа требует использования образования для подготовки школьника к современной социоэкономической и культурной ситуации;
— траектория развивающей направленности характеризуется широким развитием возможностей, способностей и всего творческого потенциала человека, получающего образование;
Индивидуальная образовательная траектория: Андрей Волков
— траектория созидательной направленности включает в себя не только развитие особенностей и возможностей, но и целенаправленное их использование для преобразования, «построения» себя, собственного образования, карьеры, жизни.
Основная задача педагога – создать вариативную образовательную среду, предложить учащемуся спектр возможностей и помочь ему сделать выбор.
Образовательная среда чаще всего характеризуется двумя показателями: насыщенностью (ресурсным потенциалом) и структурированностью (способами организации).
Образовательная траектория ребенка обусловлена ранее полученными знаниями и умениями в первую очередь на уроке.
Основные элементы создания траектории:
— Ориентиры — определение предполагаемого конечного результата деятельности учащихся и педагогов в качестве ориентиров для осуществления образования. Формулировка целей.
— Образовательная среда — естественное или искусственно создаваемое социокультурное окружение ученика, включающее различные виды средств и содержания образования, способные обеспечивать его продуктивную деятельность.
— Импульс — запуск механизма «самодвижения» ученика и учителя (мотивация), связанного с осмыслением деятельности, самопознанием, ценностными ориентациями и самоуправлением.
— Рефлексивное осмысление — становление «индивидуальной образовательной истории» как сумма значимых «внутренних приращений», необходимых для непрерывного образовательного движения.
— Портфолио — сумма «образовательных продуктов» ученика, создание которых возможно через выявление и развитие индивидуальных потенциалов и способностей.
Первоначально описываются варианты индивидуального продвижения учащихся, включающие:
1. Обязательные учебные занятия ученика.
2. Занятия по выбору (элективные курсы) ориентированные на расширение, углубление знаний, отработку умений, приобретение практического опыта.
3. Самостоятельную работу.
4. Проектную деятельность.
5. Дополнительное образование.
6. Участие во внеурочной деятельности.
На основе анализа имеющихся вариантов ученик совместно с учителем и родителями формирует индивидуальную учебную программу на четверть, полугодие, учебный год, включающую:
1. Цель обучения (учитывает интересы, возможности, способности ребенка)
2. Обязательный компонент (учебные предметы)
3. Занятия по выбору школьника (элективные курсы)
4. Направление свободной работы
5. Участие в проектной деятельности
6. Участие в исследовательской деятельности
7. Участие в объединениях дополнительного образования
8. Участие во внеурочной деятельности
10. Основные элементы индивидуальной образовательной деятельности ученика:
— определение смысла деятельности
— постановка личной цели
— формирование плана деятельности
— рефлексия, оценка деятельности
— корректировка или переоценка целей и соответственно маршрута движения
Оформление замысла образовательной программы школьника:
Цель моего образования в школе
Цель моего образования на данном этапе
Что я делаю, потому, что мне интересно (выбираю)
Что бы я хотел делать (заказываю)
Что я делаю, потому, что это необходимо (исполняю норму)
Какие проблемы я вижу в достижении своей цели:
Какие способы и формы обучения я буду использовать для решения проблем
При формировании и реализации индивидуальных образовательных траекторий меняется роль педагогов. Самой актуальной сегодня является тьютор — педагог, осуществляющий общее руководство самостоятельной внеаудиторной работой обучающихся; индивидуальный научный руководитель; воспитатель.
Технология тьюторского сопровождения предполагает наличие тьютора основная деятельность, которого заключается в организации процесса становления личности школьника, обеспечении освоения «сопровождаемым» содержания, средств и способов деятельности.
Данная технология предполагает совместную деятельность сопровождающего (тьютора) и сопровождаемого по поводу разрешения проблемы практики и включает следующие основные этапы:
1. Выявление проблемы и понимание ее оснований.
2. Поиск путей решения данной проблемы.
3. Разработка плана решения проблемы.
4. Оказание первичной помощи в ходе реализации плана.
Если речь идет о сопровождении деятельности ближайшего периода, то этапы иные:
1. Анализ настоящего состояния деятельности. Выявление достижений, проблем и трудностей.
2. Проектирование деятельности ближайшего периода.
3. Проектирование необходимого и достаточного образования педагога для осуществления данной деятельности.
4. Проектирование и осуществление мероприятий по сопровождению образования и деятельности школьника.
Тьюторское сопровождение – это особый тип сопровождения образовательной деятельности человека в ситуациях неопределенности выбора и перехода по этапам развития, в процессе которого обучающийся выполняет образовательные действия, а тьютор создает условия для его осуществления и осмысления (Е.А. Суханова, А.Г. Чернявская).
Тьюторское сопровождение предполагает оказание педагогической поддержки обучающимся при самостоятельной разработке и реализации каждым обучающимся индивидуальной образовательной программы (стратегии) (Теров А.А.)
Множественность выборов технологий и адекватных моделей системы сопровождения базируется на исходных положениях адресности «помогающего воспитания». «Помогающее воспитание» как составная часть общественного воспитания, объективно необходимая для создания условий личностного развития школьника, есть специфическая профессиональная деятельность специалистов при решении социально-психологических задач в специально организованных для этого педагогических системах.
При этом процесс сопровождения опирается на организационно-педагогические, технологические и социально-педагогические факторы, а отношения становятся системообразующим фактором всей системы педагогического сопровождения, служат основой целостности моделей, стабилизируя взаимодействия внутри различных компонентов социокультурного пространства.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Разработка и реализация индивидуальной образовательной траектории для детей с ограниченными возможностями здоровья
Учитывая индивидуальные особенности детей, посещающих коррекционные группы нашего учреждения, был сделан вывод, что предложенные в педагогической литературе приемы работы не всегда соответствуют потребностям детей. В связи с этим было принято решение о создании и реализации индивидуальной образовательной траектории с нетрадиционными инновационными методами развития и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, дающую максимальный результат. А. В. Хуторский и И. С. Якиманская, под индивидуальной образовательной траекторией понимают, прежде всего, персональный путь реализации личностного потенциала каждого воспитанника.
Публикация «Разработка и реализация индивидуальной образовательной траектории для детей с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Индивидуальная образовательная траектория выступает, как средство индивидуализации и дифференциации обучения и воспитания, и как форма конструктивного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса с целью их личностного развития.
Индивидуальная образовательная траектория на ребенка с ограниченными возможностями здоровья разрабатывается на один учебный год с учетом рекомендаций территориальной психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальных особенностей развития воспитанников.
Индивидуальные образовательные маршруты-это технология будущего, которая способствует самореализации дошкольников и направлена на формирование и развитие в учреждении широко образованной, социально адаптивной, творческой личности.
Цель: разработка и реализация индивидуальной образовательной траектории детей с ограниченными возможностями здоровья с включением части программ, формируемых участниками образовательных отношений адаптированной основной образовательной программы.
Структура индивидуальной образовательной траектории.
Она включает в себя семь блоков: информационный, диагностический, аналитический, коррекционный, промежуточный, вариативный, итоговый.
Все блоки индивидуальной образовательной траектории взаимосвязаны и имеют собственные задачи, в совокупности, позволяющие обеспечить необходимую ребёнку психолого-педагогическую поддержку.
В ходе планирования проекта по разработке и реализации индивидуальной образовательной траектории для детей с ограниченными возможностями здоровья были внесены изменения. Включение в адаптированную основную образовательную программу ребенка с ограниченными возможностями дополнительного вариативного блока. Выбор этого блока повышает интерес ребенка к образовательной деятельности, а также развивает и раскрывает его потенциальные возможности.
В основе, лежат нетрадиционные методы обучения и развития, обеспечивающие в большей степени комфорт, контакт и хорошее настроение ребенка. Нетрадиционные методы для детей с ограниченными возможностями здоровья, направлены на исправление недостатка, по причине которого ребенка относят к данной группе.
Одним из таких нетрадиционных методов является часть программы формируемой участниками образовательных отношений адаптированной основной образовательной программы «Умные движения».
Цель данной технологии: оптимизация функционального статуса глубинных образований мозга и межполушарной организации процессов развития ребенка дошкольного возраста. Разработана на основе базового алгоритма «метода замещающего онтогенеза».
Учителем-дефектологом были разработаны и усовершенствованы картотеки игр для каждого этапа занятия для родителей, учитывающие индивидуальные образовательные, эмоционально-волевые, поведенческие и социальные особенности ребенка.
Также нетрадиционным методом работы был включен в коррекционное взаимодействие, технология рисования красками Эбру «Украсим мир»
Цель данной техники: терапия, одно из инновационных арт-терапевтических методов.
Так как детям с ограниченными возможностями здоровья свойственны стереотипы, были придуманы такие символы-картинки, отражающие поэтапность техники рисования красками Эбру, как мнемотаблицы. Это наглядно, удобно и быстро запоминается, учит ребенка выстраивать логические цепочки, развивает речь и увеличивает словарный за-пас. А также помогает получать готовый продукт, что очень важно для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Индивидуальная образовательная траектория для детей с ограниченными возможностями здоровья. является удобным инструментом взаимодействия педагогов и специалистов, родителей внутри дошкольных образовательных учреждений. Значительно повышается положительная динамика в развитии и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.
Таким образом, благодаря выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий развития детей с ограниченными возможностями здоровья и качественной реализации адаптированных основных образовательных программ педагоги и родители имеют возможность помочь своим воспитанникам иметь равные возможности при переходе на следующие уровни образования.
Публикации по теме:
«Движение и речь». Стенгазета и консультация для родителей по развитию моторики и речи детей с ограниченными возможностями Малыгина Елена Павловна, педагог дополнительного образования; Баранова Татьяна Владимировна, учитель-логопед «Движение и речь». Стенгазета.
Игры с мячом и природным материалом во время летней прогулки с детьми с ограниченными возможностями здоровья Прогулки на свежем воздухе необходимы ребенку для нормального развития. Во-первых, растущий организм ребенка нуждается в свежем воздухе.
Воспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья Цель: воспитывать у детей старшего дошкольного возраста толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. Ход занятия.
Дидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья Дидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Уважаемые коллеги! Представляю.
Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» Слайд №2 Теоретически каждый ребенок в нашей.
Консультация для родителей «Если в группе, которую посещает ваш ребенок, есть дети с ограниченными возможностями здоровья» Термин «дети с ОВЗ в детских садах» появился недавно. Это правовое понятие ввёл принятый в 2012 году и вступивший в силу 1 сентября 2013.
Маскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Добрый день, уважаемые коллеги! Вашему вниманию я представляю опыт работы арт-терапевтической направленности с использованием элементов.
Мастер-класс по созданию игры для развития тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья Цель: • развивать тактильные ощущения ребенка; • побуждать выполнять двухступенчатую словесную инструкцию; • формировать умение брать предмет,.
Описание опыта работы «Социальное воспитание детей с ограниченными возможностями» Описание опыта работы по теме: «Социальное воспитание детей с ограниченными возможностями» Когда мы говорим, что знаем о проблемах родителей.
Развивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Развивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Сенсорное воспитание, развитие моторики и.
Источник: www.maam.ru
Проектирование индивидуальной образовательной траектории обучающихся с ОВЗ в свете новых ФГОС.
статья на тему
В выступлении отражена актуальная проблема работы с детьми с ОВЗ в начальной школе в условиях ФГОС. Рассматриваются пути решения данной проблемы в современной школе, о необходимости осуществления всестороннего психолого-медико-педагогического изучения личности ребенка, выявление его возможностей и индивидуальных особенностей с целью выработки форм и методов организации образовательного процесса.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема. Проектироваие индивидуальной образовательной траектории обучабщихся с ОВЗ в свете новых ФГОС.
«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением»
Одна из приоритетных целей социальной политики России — модернизация образования в направлении повышения доступности и качества для всех категорий граждан. Основной задачей в области реализации права на образование детей с ОВЗ, является создание специальных условий для получения образования детьми с учетом их психофизических особенностей.
Безусловно, отдельного внимания на сегодняшний день требуют категории детей с особыми потребностями, в частности дети с ограниченными возможностями здоровья.
Следовательно, для проектирования индивидуальной образовательной траектории для детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо учитывать специфику психолого-педагогического фактора общения в сети как особого вида коммуникации, появившегося в условиях современной информационной среды.
Индивидуальная образовательная траектория развития может рассматриваться в качестве определенной последовательности компонентов деятельности, направленной на реализацию собственных целей познания. При этом она должна соответствовать возможностям, способностям, мотивации, интересам человека. Осуществляется эта деятельность при организующей, координирующей, консультирующей поддержке педагога и во взаимодействии с родителями.
Как показывают исследования, индивидуальная образовательная траектория ученика с ОВЗ может быть успешно пройдена во всех познавательных областях при наличии определенных условий. В частности, должны быть предоставлены следующие возможности:
- Определять смысл изучения дисциплин.
- Ставить свои цели при освоении конкретного модуля, курса, раздела, темы.
- Выбирать оптимальные темпы и формы обучения согласно уровню подготовки.
- Использовать те способы познания, которые максимально соответствуют личным особенностям.
- Осознавать полученный результат в виде сформированных компетенций и пр.
- Выполнять оценку и корректировку работы в соответствии со спецификой общего хода познавательной деятельности.
В начальной школе для детей с ОВЗ осуществляется всестороннее психолого-медико-педагогическое изучение личности ребенка, выявление его возможностей и индивидуальных особенностей с целью выработки форм и методов организации образовательного процесса. Учащимся прививается интерес к получению знаний, формируются навыки учебной деятельности, самостоятельности. Проводится работа по общему и речевому развитию ребенка, коррекции нарушений моторики, отклонений в интеллектуальной и эмоционально-волевой сферах, поведении.
Для того чтобы инклюзивное обучение и воспитание оказалось эффективным педагогу необходимо ознакомиться с рекомендациями лечащего врача, чтобы правильно определить режим нагрузок при организации образовательного процесса (организация режима дня, смена видов деятельности на занятиях, проведение физкультурных пауз).
Важнейшей задачей является тесное сотрудничество семьи и школы, что успешно сказывается на адаптации ребенка к массовой школе. Необходимо воспитание окружающих толерантности и эмпатии как ценностных основ инклюзивного образования.
Учитель, работающий с детьми с ОВЗ должен стать координатором по организации системного сопровождения ребёнка медицинским работником, психологом школы, составить индивидуальную образовательную программу, включающую коррекционно–развивающую программу. Составляя индивидуальную образовательную программу педагог должен учитывать следующее:
- Слайд Индивидуальная образовательная программа касается только тех предметных областей, в освоении которых ребенок с ОВЗ испытывает реальные трудности. При определении приемов педагогической деятельности учитель опирается на знание возможностей ребенка, его сильные стороны, а также на точное понимание его возможных затруднений, индивидуальные особенности усвоения учебного материала, поведения.
- В соответствии с требованиями ФГОС педагогу необходимо включить мероприятия по формированию социальной компететности ребенка, которая позволит ему самореализоваться в дальнейшей жизни.
- С целью успешной социализации ребенка и полноценного развития школа совместно с родителями должны разработать индивидуальный образовательный маршрут,который включил в себя и дополнительное образование, и мероприятия по формированию социальной активности детей с ОВЗ.
В системе дополнительного образования могут быть выделены следующие формы обучения детей с ОВЗ:
1) дистанционное обучение
2) творческие конкурсы, фестивали;
3) кружки, студии, предусматривающие развитие дефицитных функций детей.
В рамках образовательной программы обучающийся должен научиться определять свои личные шаги к достижению знания. Они могут дополнительно фиксироваться в форме разного рода записей (дневниковых, например). Это, в свою очередь, потребует от обучающегося высокой культуры планирования и способностей подводить итоги.
Как показывают наблюдения, данная деятельность достаточно легко осуществляется современными школьниками с помощью компьютерных технологий. При этом работа не вызывает какого-либо неприятия с их стороны. Формализация и в определенной степени детализация программ и планов с использованием рисунков, карт, логико-смысловых моделей, таблиц, по мнению самих обучающихся, дают возможность регулировать и явно видеть познавательную стратегию и перспективу в жизни.
Таким образом индивидуальная образовательная траектория есть процесс и результат осуществления учебной деятельности ученика, в ходе которой происходит его творческая самореализация, проявление и развитие совокупности личностных качеств, обеспечивающих его образование.
Главная цель – это научить школьников учиться.
Своё выступление я хотела бы закончить словами Сократа.
В каждом человеке солнце. Только дайте ему светить.
Источник: nsportal.ru