Программа коррекционной работы в соответствии со Стандартом направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья1 в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Программа коррекционной работы может предусматривать как вариативные формы получения образования, так и различные варианты специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Это могут быть формы обучения в общеобразовательном классе или в специальном (коррекционном) классе по общей образовательной программе начального общего образования или по индивидуальной программе, с использованием надомной и (или) дистанционной формы обучения. Варьироваться могут степень участия специалистов сопровождения, а также организационные формы работы.
Организация корреционно- развивающей работы. Будни школьного психолога.
- Своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;
- определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;
- определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности2;
- создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;
- осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
- разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии, сопровождаемые поддержкой тьютора образовательного учреждения;
- обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;
- реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья;
- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:
ПМПК какие бывают виды обучения 2 часть. Психолого-медико-педагогическая комиссия. Невролог Краснова
- Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
- Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
- Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
- Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
- Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).
- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
- коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
- информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Диагностическая работа включает:
- своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;
- раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в образовательном учреждении) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;
- комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;
- определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей;
- изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;
- изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;
- изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья;
- системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка;
- анализ успешности коррекционно-развивающей работы.
Коррекционно-развивающая работа включает:
- выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
- организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
- системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии;
- коррекцию и развитие высших психических функций;
- развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения;
- социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
Консультативная работа включает:
- выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников образовательного процесса;
- консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья;
- консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
Информационно-просветительская работа предусматривает:
- различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, — вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;
- проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.
Этапы реализации программы
Коррекционная работа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих факторов.
Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы учреждения.
Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья при специально созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.
Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды(контрольно-диагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребёнка.
Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность). Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.
Механизм реализации программы
Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе. Такое взаимодействие включает:
- комплексность в определении и решении проблем ребёнка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;
- многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребёнка;
- составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоциональной-волевой и личностной сфер ребёнка.
Консолидация усилий разных специалистов в области психологии, педагогики, медицины, социальной работы позволит обеспечить систему комплексного психолого медикопедагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребёнка. Наиболее распространённые и действенные формы организованного взаимодействия специалистов на современном этапе — это консилиумы и службы сопровождения образовательного учреждения, которые предоставляют многопрофильную помощь ребёнку и его родителям (законным представителям), а также образовательному учреждению в решении вопросов, связанных с адаптацией, обучением, воспитанием, развитием, социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья.
В качестве ещё одного механизма реализации коррекционной работы следует обозначить социальное партнёрство, которое предполагает профессиональное взаимодействие образовательного учреждения с внешними ресурсами (организациями различных ведомств, общественными организациями и другими институтами общества). Социальное партнёрство включает:
- сотрудничество с учреждениями образования и другими ведомствами по вопросам преемственности обучения, развития и адаптации, социализации, здоровьесбережения детей с ограниченными возможностями здоровья;
- сотрудничество со средствами массовой информации, а также с негосударственными структурами, прежде всего с общественными объединениями инвалидов, организациями родителей детей с ограниченными возможностями здоровья;
- сотрудничество с родительской общественностью.
Требования к условиям реализации программы
Программно методическое обеспечение
В процессе реализации программы коррекционной работы могут быть использованы коррекционно развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога, социального педагога, учителя—логопеда, учителя-дефектолога и др.
В случаях обучения детей с выраженными нарушениями психического и (или) физического развития по индивидуальному учебному плану целесообразным является использование специальных (коррекционных) образовательных программ, учебников и учебных пособий для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (соответствующего вида), в том числе цифровых образовательных ресурсов.
Важным моментом реализации программы коррекционной работы является кадровое обеспечение. Коррекционная работа должна осуществляться специалистами соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование, и педагогами, прошедшими обязательную курсовую или другие виды профессиональной подготовки в рамках обозначенной темы.
С целью обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования, коррекции недостатков их физического и (или) психического развития следует вводить в штатное расписание общеобразовательных учреждений ставки педагогических (учителя дефектологи, учителя логопеды, педагоги психологи, социальные педагоги и др.) и медицинских работников. Уровень квалификации работников образовательного учреждения для каждой занимаемой должности должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности.
Специфика организации образовательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития, обусловливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива общеобразовательного учреждения. Для этого необходимо обеспечить на постоянной основе подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников образовательных учреждений, занимающихся решением вопросов образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Педагогические работники образовательного учреждения должны иметь чёткое представление об особенностях психического и (или) физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, о методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса.
Материально техническое обеспечение
Материально техническое обеспечение заключается в создании надлежащей материально технической базы, позволяющей обеспечить адаптивную и коррекционно развивающую среды образовательного учреждения, в том числе надлежащие материально технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с недостатками физического и (или) психического развития в здания и помещения образовательного учреждения и организацию их пребывания и обучения в учреждении (включая пандусы, специальные лифты, специально оборудованные учебные места, специализированное учебное, реабилитационное, медицинское оборудование, а также оборудование и технические средства обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья индивидуального и коллективного пользования, для организации коррекционных и реабилитационных кабинетов, организации спортивных и массовых мероприятий, питания, обеспечения медицинского обслуживания, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий, хозяйственно бытового и санитарно-гигиенического обслуживания).
Необходимым условием реализации программы является создание информационной образовательной среды и на этой основе развитие дистанционной формы обучения детей, имеющих трудности в передвижении, с использованием современных информационно коммуникационных технологий.
Обязательным является создание системы широкого доступа детей с ограниченными возможностями здоровья, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов.
Источник: college.ru
Индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая программа как компонент процесса сопровождения ребенка с отклонениями в развитии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»
ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА / INDIVIDUAL REMEDIAL PROGRAM / ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНСИЛИУМ (ПМПК) / УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ / MENTAL RETARDATION / ПРОЦЕСС СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ / A SPECIAL NEEDS CHILD SUPPORT / ЗОНА АКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ / HOT DEVELOPMENT AREA / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / КОРРЕКЦИЯ / ПРОФИЛАКТИКА / РАЗВИТИЕ / HEALTH AND EDUCATION COUNCIL / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL TEST / PREVENTIVE / DEVELOPMENTAL MEASURES
Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белкина Ирина Николаевна, Трифонова Галина Витальевна
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белкина Ирина Николаевна, Трифонова Галина Витальевна
Коррекционная и инклюзивная практика в ДОО в программе «От рождения до школы»
Психолого-педагогическое сопровождение детей с задержкой психического развития специалистами центра психолого-медико-социального сопровождения
О моделях психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования: теоретический анализ и практическое использование
Перспективы интегрированного обучения детей с речевыми нарушениями в общеобразовательных школах Вологодской области
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
INDIVIDUAL REMEDIAL PROGRAM IN THE SUPPORT OF A SPECIAL NEEDS CHILD
Individual remedial program helps to highlight special, preventive , developmental aspects of psychological and pedagogical supporting a special school student with particular problems. The program is supposed to contain modules, stages and recommendations for parents and such specialists as a teacher, an educator, health professionals, a speech therapist, a psychologist.
Текст научной работы на тему «Индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая программа как компонент процесса сопровождения ребенка с отклонениями в развитии»
ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА КАК КОМПОНЕНТ ПРОЦЕССА СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА
С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
И.Н. Белкина, кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной педагогики и специальной психологии
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Самара (Россия) Г.В. Трифонова, педагог-психолог высшей квалификационной категории Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
школа-интернат 115, Самара (Россия)
Ключевые слова: индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая программа; психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк); умственная отсталость; процесс сопровождения ребенка с отклонениями в развитии; зона актуального развития; психолого-педагогическая диагностика; коррекция; профилактика; развитие.
В специальной (коррекционной) школе УШ вида учатся дети с умеренной, а порой и с тяжелой умственной отсталостью, а количество учащихся со сложным дефектом, у которых нарушение интеллекта сочетается с ДЦП, алалией, ранним детским аутизмом и т.д., имеет тенденцию к увеличению [1, с. 27]. В этой связи очень важно отобрать и совместить коррекционно-обучаю-щие, коррекционно-воспитательные, коррекционно-развивающие задачи.
Индивидуальные программы развития — это один из основных компонентов психолого-педагогического сопровождения школьника с особыми образовательными потребностями. Они разрабатываются на полугодие на школьном психолого-медико-педагогическом консилиуме (далее — ПМПк).
Первый этап работы ПМПк в данном направлении — это первичное обследование ребенка. Оно заканчивается составлением индивидуальных заключений всеми специалистами школьного консилиума.
Второй этап — это коллегиальное обсуждение полученных результатов. Его завершающей частью является:
— определение образовательного маршрута в соответствии с возможностями и особенностями ученика;
— составление индивидуально ориентированной кор-рекционно-развивающей программы;
— обсуждение действий специалистов в работе с данным ребенком.
Третий этап — это контроль над выполнением задач индивидуально ориентированной программы. Завершением этого этапа является динамическое или итоговое обследование, то есть оценка состояния ребенка после окончания цикла коррекционно-развива-ющей работы. В зависимости от результатов создается новая программа или вносятся коррективы в уже существующую.
При составлении и реализации программ обязательно соблюдаются принципы коррекционной направленности образовательного процесса. Для этого специалистам сопровождения в специальной (коррекционной) школе предъявляются требования и даются рекомендации.
1. Знать структуру дефекта обучающегося коррек-ционной школы и клинико-психолого-педагогическую классификацию М.С. Певзнер [2].
2. Критически изучить результаты комплексного обследования ученика, коллегиальное заключение и рекомендации ПМПк, рекомендации М.С. Певзнер по определенной клинической группе.
3. Знать новообразования возраста, ведущий вид деятельности.
4. Определить педагогическую готовность ребенка к школе и уровень сформированности знаний, умений и навыков (далее — ЗУН).
5. Определить сильные стороны ребенка, на которые можно опираться при построении учебного процесса.
6. Знать основные проблемы учащегося для определения целей коррекционной работы.
7. При составлении программы учитывать темперамент, темп деятельности, работоспособность ученика, ведущий канал восприятия, преобладание тех или иных нейродинамических процессов.
8. При построении индивидуальной работы использовать принцип замещающего развития (А.В. Семенович [3, с. 124]):
— выявить актуальный уровень двигательного, аффективного, эмоционального развития, то есть зону актуального развития;
— учитывать общие законы и закономерности нормативного развития («единство нормального и аномального», по Л.С. Выготскому [4, с. 171]);
— прогнозировать трудности и предотвращать проблемы в плане развития, воспитания, обучения;
— знать с какого этапа начинать работу;
— ведущий тип мотивации деятельности;
— поэтапность в формировании новых видов деятельности в соответствии с теорией П.Я. Гальперина.
1. С учетом структуры дефекта адаптировать учебный материал, подобрать коррекционные задания.
2. На основе результатов мониторинга подобрать педагогические технологии, адекватные состоянию ученика.
3. Содержание программы должно корригировать имеющиеся трудности, быть направленным на зону ближайшего развития и предупреждать проявление вторичных дефектов.
4. Содержание индивидуальной программы должно быть реализовано в планах работы учителя.
1. Знать структуру дефекта обучающегося коррек-ционной школы, клинико-психолого-педагогическую классификацию М.С. Певзнер [2].
2. Изучить результаты комплексного обследования ребенка, коллегиальное заключение и рекомендации ПМПк, рекомендации М.С. Певзнер по определенной клинической группе.
3. Знать новообразования возраста, ведущий вид деятельности для определения коррекционных задач воспитания.
4. Определить сформированность культурно-гигиенических навыков, навыков культуры поведения и навыков самообслуживания.
5. При составлении программы учитывать темперамент, темп деятельности, работоспособность ученика, ведущий канал восприятия, преобладание тех или иных нейродинамических процессов.
6. При построении индивидуальной работы использовать принцип замещающего развития (А.В. Семенович [3, с. 124]):
— выявить актуальный уровень двигательного, аффективного, эмоционального развития, т.е. зону актуального развития;
— учитывать общие законы и закономерности нормативного развития («единство нормального и аномального», по Л.С. Выготскому [4, с. 171]);
— прогнозировать трудности и предотвращать проблемы в плане развития, воспитания, обучения;
— знать с какого этапа начинать работу;
— ведущий тип мотивации деятельности;
— поэтапность в формировании новых видов деятельности в соответствии с теорией П.Я. Гальперина.
1. В работе опираться на эмоциональную сферу («единство аффекта и интеллекта»).
2. К созданию программы активно привлекать родителей.
3. Содержание индивидуальной программы должно быть реализовано в планах работы воспитателя.
Рекомендации медицинским работникам
1. Знать структуру дефекта обучающегося коррек-ционной школы, клинико-психолого-педагогическую классификацию М.С. Певзнер [2] и рекомендации ученого.
2. Изучать актуальные и потенциальные возможности ребенка.
3. Рекомендовать с учетом физического и неврологического состояния ученика допустимую нагрузку с целью предупреждения эмоционального срыва.
1. Знать структуру дефекта обучающегося коррек-ционной школы, клинико-психолого-педагогическую классификацию М.С. Певзнер [2].
2. Изучить комплексную диагностику ученика с целью определения уровня актуального и ближайшего развития, коллегиального заключения и рекомендации ПМПк, рекомендации М.С. Певзнер по данной клинической группе.
4. Коррекцию речи осуществлять вместе с коррекцией познавательной сферы.
5. Содержание индивидуальной программы должно быть реализовано в планах учителя-логопеда.
6. Проводить диагностические работы с целью оценки эффективности логопедической работы и внесения изменений в программу.
7. При необходимости вносить изменения в программу индивидуального развития.
1. Знать структуру дефекта обучающегося коррек-ционной школы, клинико-психолого-педагогическую классификацию М.С. Певзнер [2] и рекомендации ученого.
2. Изучить результаты комплексной диагностики обучающегося.
3. Проследить за тем, как выполняются рекомендации по составлению программ и как реализуются индивидуальные программы.
4. Проводить скрининговые срезы с целью оценки эффективности коррекционной программы ученика.
5. При необходимости вносить изменения в программу индивидуального развития.
6. При реализации программы учитывать темперамент, темп деятельности, работоспособность ученика, ведущий канал восприятия, преобладание тех или иных нейродинамических процессов.
7. Содержание индивидуальной программы должно
быть реализовано в планах педагога-психолога.
1. С целью повышения эффективности коррекции вторичных недостатков ребенка, а также его развития, обучения и воспитания выполнять рекомендации специалистов школы и медиков.
2. Развивать социально-нравственные качества личности ребенка (навыки самообслуживания, коммуникативные навыки, доброту, честность, трудолюбие, аккуратность и т.д.) для успешной его адаптации в школе и за ее пределами.
3. Создавать дома благоприятную психологическую атмосферу для предупреждения эмоциональных срывов, трудностей школьного детства и предотвращать появление отрицательных черт характера и поведения.
Вследствие того, что дефект имеет сложную структуру, цели и задачи коррекционно-развивающей программы формируются как система задач трех уровней:
— коррекционного (исправление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития);
— профилактического (предупреждение вторичных проявлений дефекта);
— развивающего (оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития).
На основе анализа специальной литературы, опыта работы коррекционных учреждений городского округа Самара, материалов РЦТО в нашей школе мы определили ту форму индивидуально ориентированной программы, которая, на наш взгляд, является оптимальной.
В индивидуальную коррекционно-развивающую программу входят описания сильных сторон ученика и слабых сторон ученика. На основе сильных сторон создаются условия для коррекции личности. Слабые стороны ученика — это те причины, которые вызывают определенные трудности в воспитании и обучении. Причем специалисты школьного ПМПк и педагоги класса первыми обозначают основные трудности, требующие первоочередной коррекции: выраженная импульсивность поведения, низкий фон настроения, несформирован-ность учебных навыков, грубое недоразвитие всех сторон речи и т.д.
Выявление сильных и слабых сторон звеньев помогает представить общую картину специфических особенностей ребенка и наметить комплекс адекватной помощи различных специалистов школы.
коррекционно-развивающая программа работы на_полугодие 20 / учебного года
с учеником_класса МСКОУ школы интерната № 115 VIII вида г. о. Самара
Ф амншх, ir.ci -;,ч «коя
Сильные стороны ученика Слабые стороны ученика
Номер блока Задачи коррекции и развития Способы реализации задач Отв е тств енный з а выполнение
Структура индивидуальной программы состоит из 4 разделов:
I — направление коррекционно-развивающей работы или блок;
II — задачи коррекции и развития;
III — способы реализации задач;
IV — ответственные за реализацию задач коррекции
— позволяет проверить эффективность принятых мер, внести корректировки по использованию тех или иных методов и рекомендаций, выявить динамику развития;
— обеспечивает взаимодействие всех специалистов сопровождения;
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
— дает «. родителям четкое представление о том, как и чему учить такого ребенка, как относиться к его поведению и трудностям.» [6, с. 72], повышает их ответственность и активность.
Резюмируя, можно сделать вывод о том, что индивидуально ориентированная коррекционно-развивающая программа:
— является составной частью психолого-педагогического сопровождения и помогает проектировать кор-рекционно-образовательную среду с учетом структуры дефекта ученика специальной школы;
— способствует поддержанию «функционирования ребенка в условиях, оптимальных для успешного раскрытия его личностного потенциала» [5, с. 21].
1. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство. СПб. : Речь, 2003. 391 с.
2. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М. : «Просвещение», 1973. 189 с.
3. Организация коррекционно-развивающего сопровождения детей с отклонениями в развитии / сост. И.Г. Кузнецова, Ю.М. Тимошин. Самара : РЦТО, 2005. 208 с.
4. Выготский Л.С. Основы дефектологии. СПб. : Издательство «Лань», 2003. 656 с.
5. Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении : практическое пособие. 2-е изд. М. : Айрис-пресс, 2004. 256 с.
INDIVIDUAL REMEDIAL PROGRAM IN THE SUPPORT OF A SPECIAL NEEDS CHILD
I.N. Belkina, candidate of psychological sciences, assistant professor of the chair of special education
and special psychology
Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, Samara (Russia) G.V. Trifonova, educational psychologist highest qualification
State Budget of special (correctional) educational establishments boarding school № 115, Samara (Russia)
Annotation: Individual remedial program helps to highlight special, preventive, developmental aspects of psychological and pedagogical supporting a special school student with particular problems. The program is supposed to contain modules, stages and recommendations for parents and such specialists as a teacher, an educator, health professionals, a speech therapist, a psychologist.
Keywords: individual remedial program; health and education council; mental retardation; a special needs child support; hot development area; psychological and pedagogical test; corrective, preventive, developmental measures.
В индивидуальных программах учащихся нашей школы используем 6 основных направлений или блоков.
1. Охрана здоровья и коррекция психосоматических и психоневрологических неблагополучий в развитии ребенка медицинскими и психолого-педагогическими приемами и методами работы.
2. Формирование учебной мотивации. Развитие высших психических функций.
3. Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы.
4. Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательной активности, самостоятельности, произвольности).
5. Развитие социально-нравственных качеств.
6. Обогащение социального опыта.
После определения направления или блока коррек-ционно-развивающей работы обозначаются задачи. Известно, что педагоги, не имеющие специального образования, затрудняются в их выборе. Для этого нами были разработаны примерные задачи и способы их реализации по этим направлениям. Реализация индивидуальных коррекционных программ осуществляется на занятиях психолога, логопеда, на уроках и во внеучебной деятельности.
Использование индивидуальной программы:
— способствует созданию развивающего микро-социума для проблемного ребенка;
— направлено на сохранение «позитивного здоровья», которое нарушается из-за «несоответствия образовательной среды потенциальным возможностям детей, их эмоциональных перегрузок» [5, с. 20];
— позволяет тесно «привязать» используемые развивающие психокоррекционные методы не только к индивидуальным, но и возрастным особенностям ребенка;
— обеспечивает выбор программ (программа под редакцией В.В. Воронковой, «Программы обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отстало-
Источник: cyberleninka.ru
ПРИНЦИПЫ И ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВЛЕНИЮ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ
1. Принципы и требования к составлению психокоррекционной программы.
2. Определение и виды коррекционных программ.
3. Интегративная модель диагностики и оценки развития ребенка.
4. Структура психологического заключения и его особенности. Психологический диагноз и рекомендации.
5. Факторы, определяющие эффективность психокоррекционных программ; оценка эффективности психокоррекции.
ПРИНЦИПЫ И ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВЛЕНИЮ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ
1. Составляя различного рода коррекционные программы, необходимо опираться на следующие принципы:
1. Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач.
2. Принцип единства коррекции и диагностики.
3. Принцип приоритетности коррекции каузального типа
4. Деятельностный принцип коррекции.
5. Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента.
6. Принцип комплексности методов психологического воздействия.
7.Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе.
8. Принцип опоры на разные уровни организации психических процессов.
9. Принцип программированного обучения.
10.Принцип возрастания сложности.
11. Принцип учета объема и степени разнообразия материала.
12. Принцип учета эмоциональной сложности материала.
1. Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач. Этот принцип указывает на необходимость присутствия в любой коррекционной программе задач трех видов: коррекционных, профилактических и развивающих. В нем отражена взаимосвязанность и гетерохронность (неравномерность) развития различных сторон личности ребенка.
Другими словами, каждый ребенок находится на различных уровнях развития: на уровне благополучия, соответствующем норме развития; на уровне риска — это означает, что есть угроза возникновения потенциальных трудностей развития; и на уровне актуальных трудностей развития, объективно выражающихся в различного рода отклонениях от нормативного хода развития. Здесь находит отражение закон неравномерности развития. Отставание и отклонение в развитии некоторых аспектов личностного развития закономерно приводят к трудностям и отклонениям в развитии интеллекта ребенка и наоборот. Например, неразвитость учебных и познавательных мотивов и потребностей с высокой вероятностью приводят к отставанию в развитии логического операционального интеллекта. Поэтому при определении целей и задач коррекционно-развивающей программы нельзя ограничиваться лишь актуальными на сегодняшний день проблемами и сиюминутными трудностями развития ребенка, а нужно исходить из ближайшего прогноза развития.
Таким образом, цели и задачи любой коррекционно-развивающей программы должны быть сформулированы как система задач трех уровней:
· к оррекционного — исправление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития;
· профилактического — предупреждение отклонений и трудностей в развитии;
· развивающего — оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития.
Только единство перечисленных видов задач может обеспечить успех и эффективность коррекционно-развивающих программ.
2. Принцип единства коррекции и диагностики. Этот принцип отражает целостность процесса оказания психологической помощи в развитии клиента как особого вида деятельности практического психолога.
3. Принцип приоритетности коррекции каузального типа. В зависимости от направленности выделяют два типа коррекции: 1) симптоматическую и 2) каузальную (причинную).
Симптоматическая коррекция направлена на преодоление внешней стороны трудностей развития, внешних признаков, симптомов этих трудностей. Напротив, коррекция каузального типа предполагает устранение и нивелирование причин, порождающих сами эти проблемы и отклонения в развитии клиента. Очевидно, что только устранение причин, лежащих в основе нарушения развития, может обеспечить наиболее полное разрешение проблем, ими вызванных.
Принцип приоритетности коррекции каузального типа означает, что приоритетной целью проведения коррекционных мероприятий должно стать устранение причин трудностей и отклонений в развитии клиента.
4. Деятельностный принцип коррекции. Теоретической основой для формулирования указанного принципа является теория психического развития ребенка, разработанная в трудах А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, центральным моментом которой является положение о роли деятельности в психическом развитии ребенка. Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы, пути и способы реализации поставленных целей.
5. Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента. Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента согласует требования соответствия хода психического и личностного развития клиента нормативному развитию, с одной стороны, и признание бесспорного факта уникальности и неповторимости конкретного пути развития личности — с другой. Нормативность развития следует понимать как последовательность сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития.
Коррекционная программа никоим образом не может быть программой усредненной, обезличенной или унифицированной. Напротив, через оптимизацию условий развития и предоставление ребенку возможностей для адекватной широкой ориентировки в проблемной ситуации она создает максимальные возможности для индивидуализации пути развития клиента и утверждения его «самости».
6. Принцип комплексности методов психологического воздействия. Принцип комплексности методов психологического воздействия, являясь одним из наиболее прозрачных и очевидных принципов построения коррекционно-развивающих программ, утверждает необходимость использования всего многообразия методов, техник и приемов из арсенала практической психологии.
Известно, что большинство методов, широко используемых в практике, разработаны в зарубежной психологии на теоретических основах психоанализа, бихевиоризма, гуманистической психологии, гештальтпсихологии и других научных школ, весьма различны и противоречиво трактуют закономерности психического развития. Однако ни одна методика, ни одна техника не являются неотчуждаемой собственностью той или иной теории. Критически переосмысленные и взятые на вооружение, эти методы представляют собой мощный инструмент, позволяющий оказать эффективную психологическую помощь клиентам с самыми различными проблемами.
7. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе. Принцип определяется той ролью, которую играет ближайший круг общения в психическом развитии клиента.
Система отношения ребенка с близкими взрослыми, особенности их межличностных отношений и общения, формы совместной деятельности, способы ее осуществления составляют важнейший компонент социальной ситуации развития ребенка, определяют зону ее ближайшего развития. Ребенок не развивается как изолированный индивид отдельно и независимо от социальной среды, вне общения с другими людьми. Ребенок развивается в целостной системе социальных отношений, неразрывно от них и в единстве с ними. То есть объектом развития является не изолированный ребенок, а целостная система социальных отношений, субъектом которых он является.
8. Принцип опоры на разные уровня организации психических процессов. При составлении коррекционных программ необходимо опираться на более развитые психические процессы и использовать методы, их активизирующие. Это эффективный путь коррекции интеллектуального и перцептивного развития. Развитие человека не является единым процессом, оно гетерохронно. Поэтому зачастую в детском возрасте отстает развитие произвольных процессов, в то же время непроизвольные процессы могут стать основой для формирования произвольности в ее различных формах.
9 .Принцип программированного обучения. Наиболее эффективно работают программы, состоящие из ряда последовательных операций, выполнение которых сначала с психологом, а затем самостоятельно приводит к формированию необходимых умений и действий.
10. Принцип усложнения. Каждое задание должно проходить ряд этапов: от минимально простого — к максимально сложному. Формальная сложность материала не всегда совпадает с его психологической сложностью. Наиболее эффективная коррекция на максимальном уровне трудности доступна конкретному человеку. Это позволяет поддерживать интерес в коррекционной работе и дает возможность клиенту испытать радость преодоления.
11. Учет объема и степени разнообразия материала. Во время реализации коррекционной программы необходимо переходить к новому объему материала только после относительной сформированности того или иного умения. Увеличивать объем материала и его разнообразие необходимо постепенно.
12. Учет эмоциональной сложности материала. Проводимые игры, занятия, упражнения, предъявляемый материал должны создавать благоприятный эмоциональный фон, стимулировать положительные эмоции. Коррекционное занятие обязательно должно завершаться на позитивном эмоциональном фоне.
Программа коррекционной работы должна быть психологически обоснованной. Успех коррекционной работы зависит прежде всего от правильной, объективной, комплексной оценки результатов диагностического обследования. Коррекционная работа должна быть направлена на качественное преобразование различных функций, а также на развитие различных способностей клиента.
2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ВИДЫ КОРРЕКЦИОННЫХ ПРОГРАММ.
1. объяснительную записку, которая содержит перечень целей и задач, а также где определён контингент детей и подростков, нуждающийся в работе по данной программе (с показаниями и противопоказаниями);
2. учебно-тематический план, с реферативным описанием каждой темы. Тематический план строится с учетом необходимой последовательности формирования целевых качеств и свойств (когнитивных или личностных) и указанием объема (в часах) коррекционно-развивающей работы по каждой теме программы;
3. описание организационных форм работы по темам программы.
Коррекционная программа, как и любая учебная программа выполняет две основные функции: информационно-методическую и организационно-планирующую. Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии развития или коррекции.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов коррекционно-развивающего процесса, структурирование учебно-методического материала и перечень необходимых организационных и психолого-педагогических условий, необходимых на каждом этапе освоения программы [4]. Коррекционные программы могут быть классифицированы по разным основаниям. Наиболее распространёнными являются деление программ по четырём основаниям:
-по степени общности,
— по теоретической основам,
— по преобладающей в программе психокоррекционной технологии,
— по профессиональной принадлежности специалиста, реализующего программу.
По степени общности программы можно разделить на три группы [8,c.27]:
— программы, основанные на общей модели коррекции;
— программы, основанные на типовой модели коррекции;
— программы, основанные на индивидуальную коррекцию.
Для осуществления коррекционных воздействий необходимы создание и реализация определенной модели коррекции: общей, типовой, индивидуальной.
Общая модель коррекции — это система условий оптимального возрастного развития личности в целом. Она предполагает расширение, углубление, уточнение представлений человека об окружающем мире, о людях, общественных событиях, о связях и отношениях между ними; использование различных видов деятельности для развития системности мышления, анализирующего восприятия, наблюдательности и т.д.; щадящий охранительный характер проведения занятий, учитывающий состояние здоровья клиента (особенно у клиентов, переживших посттравматический стресс, находящихся в неблагоприятных социальных и физических условиях развития). Необходимо оптимальное распределение нагрузки в течение занятия, дня, недели, года, контроль и учет состояния клиента.
Программы, реализуемые на основе этой модели являются профилактическими и могут сопрягаться с любой образовательной программой ориентированной на клиентов определенного возраста.
Типовая модель коррекции основана на организации практических действий на различных основах с использованием различных методов: игротерапии, семейной терапии, психорегулирующих тренировок и пр. и направлена на овладение различными компонентами действий и поэтапное формирование различных действий. Программы, выстроенные на её основе ориентированы на клиентов с конкретным видом патологии, и учитывают специфические условия формирования когнитивных и личностных качеств.
Индивидуальная модель коррекции включает в себя определение индивидуальной характеристики психического развития клиента, его интересов, обучаемости, типичных проблем; выявление ведущих видов деятельности или проблем, особенностей функционирования отдельных сфер в целом, определение уровня развития различных действий; составление программы индивидуального развития с опорой на более сформированные стороны, действия ведущей системы для осуществления переноса полученных знаний в новые виды деятельности и сферы жизни конкретного человека.
То есть, эта модель направлена на коррекцию недостатков в развитии клиента с учетом его клинико-психологических и индивидуально-психологических особенностей. На основе индивидуальной модели составляются индивидуально-ориентированные программы.
Существуют стандартизированные и свободные (ориентированные на настоящий момент) коррекционные программы.
В стандартизированной программе четко расписаны этапы коррекции, необходимые материалы, требования, предъявляемые к участникам данной программы. Перед началом осуществления коррекционных мероприятий психолог должен проверить возможности реализации всех этапов программы, наличие необходимых материалов, соответствие возможностей, предъявляемых к участникам данной программы.
Свободную программу психолог составляет самостоятельно, определяя цели и задачи этапов коррекции, продумывая ход встреч, намечая ориентиры результата достижений для перехода к следующим этапам психокоррекции.
Целенаправленное воздействие на клиента осуществляется через психокоррекционный комплекс, состоящий из нескольких взаимосвязанных блоков.
Каждый блок направлен на решение различных задач и состоит из особых методов и приемов. Психокоррекционный комплекс включает в себя четыре основных блока:
4. Блок оценки эффективности коррекционных воздействий.
Диагностический блок. Цель: диагностика особенностей развития личности, выявление факторов риска, формирование общей программы психологической коррекции.
Установочный блок. Цель: побуждение желания взаимодействовать, снятие тревожности, повышение уверенности клиента в себе, формирование желания сотрудничать с психологом и что-либо изменить в своей жизни.
Коррекционный блок. Цель: гармонизация и оптимизация развития клиента, переход от отрицательной фазы развития к положительной, овладение способами взаимодействия с миром и самим собой, определенными способами деятельности.
Блок оценки эффективности коррекционных воздействий. Цель: измерение психологического содержания и динамики реакций, способствование появлению позитивных поведенческих реакций и переживаний, стабилизация позитивной самооценки.
Основные требования к составлению психокоррекционной программы
При составлении психокоррекционной программы необходимо учитывать следующие моменты:
· четко формулировать цели коррекционной работы;
· определить круг задач, которые конкретизируют цели коррекционной работы;
· выбрать стратегию и тактику проведения коррекционной работы;
· четко определить формы работы (индивидуальная, групповая или смешанная) с клиентом;
· отобрать методики и техники коррекционной работы;
· определить общее время, необходимое для реализации всей коррекционной программы;
· определить частоту необходимых встреч (ежедневно, 1 раз в неделю, 2 раза в неделю, 1 раз в две недели и т.д.);
· определить длительность каждого коррекционного занятия (от 10-15 мин в начале коррекционной программы до 1,5-2 ч на заключительном этапе);
· планировать формы участия других лиц в работе (при работе с семьей — подключение родственников, значимых взрослых и т.д.);
· реализовать коррекционную программу (необходимо предусмотреть контроль динамики хода коррекционной работы, возможности внесения дополнений и изменений в программу);
· подготовить необходимые материалы и оборудование.
Сегодня существует множество теоретических подходов к психотерапии и психокоррекции, что породило множество практических программ. Перечислим наиболее популярные в коррекционно-развивающей работе с детьми и подростками теоретические подходы:
По преобладающей в программе психокоррекционной технологии программы можно разделить на:
По профессиональной принадлежности специалиста, реализующего коррекционно-развивающую программу, программы могут быть:
педагогическими (по изучаемым предметным дисциплинам и сферам воспитания ребенка);
По завершении коррекционных мероприятий составляется психологическое или психолого-педагогическое заключение о целях, задачах и результатах реализованной коррекционной программы с оценкой ее эффективности.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Об этом полезно знать:
ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Правоохранительные органы есть репрессивный силовой блок государственного аппарата.
Силовые способности: определение, виды, определяющие факторы, режимы работы мышц Сила — это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий (напряжений).
Назначение, виды и средства проводной связи ОВД В деятельности ОВД средства проводной связи предназначены: — для передачи и приема оперативно-служебной информации.
Категория работ по тяжести (ГОСТ 12.1.005-88) Категория работ Энергозатраты Ватт Ккал/час Легкие: Iа Iб Средней тяжести: IIа IIб Тяжелые III https://studopedia.ru/22_4320_printsipi-i-trebovaniya-k-sostavleniyu-psihokorrektsionnoy-programmi.html» target=»_blank»]studopedia.ru[/mask_link]