Индикаторы программы что это

Индикаторы в системе мониторинга

Индикаторы являются основой любого мониторинга. Они играют ключевую роль при анализе, оценке и диагностике состояния объекта. Так, если речь идет о мониторинге реализации комплексной программы (стратегии) развития объекта, то индикаторы ее успеха во многом сбегать с индикаторами развития самого объекта, так как его комплексное развитие является целевой установкой программы. С помощью индикаторов осуществляют поэтапный анализ и оценка хода ее выполнения, определяют уровень достижения конечных ожидаемых результатов. Итак, важной задачей становится отбор таких индикаторов из массива разрозненных и, как правило, очень больших статистических баз данных, имеющихся в распоряжении органа управления объектом.

Для нужд мониторинга применяют различные типы индикаторов: прямые и косвенные, количественные и качественные, промежуточные и итоговые, межсекторного, индикаторы процесса и его результатов.

Прямые индикаторы — это те, которые применяются, когда изменения в объекте наблюдения может заметить непосредственно субъект. Обычно это касается краткосрочных результатов. Прямой индикатор точной, более полной и в большей степени готов для непосредственного применения.

Лучший индикатор для торговли на бирже. Трейдинг

Косвенные индикаторы используют вместо прямых или в дополнение к ним. их применяют в случае достижения или недостижения результатов (то есть изменений в объекте наблюдения):

не может быть зафиксировано и измеренное непосредственно, а лишь косвенно, например качество жизни, организационное развитие и тому подобное;

может быть непосредственно измерено, но стоимость такого измерения будет неоправданно высокой;

может быть измерено только с течением значительного времени после завершения наблюдаемого процесса.

Применение терминов «количество» и качество «при определении индикаторов, как правило, оправдывает себя. Однако иногда неправильное применение может привести к ситуации, когда необходимы

для индикатора данные будет трудно получить или когда полученные данные будет трудно применить для оценки результата. Тот факт, что изменение, которое стало результатом процесса, трудно выразить в количественных показателях, или то, что анализ качественных показателей бывает непростым, не может быть причиной игнорирования таких данных. Поэтому для измерения изменений, сигнализирующих о движении в направлении к результату или, возможно, отклонения от этого направления, в разных ситуациях используют количественные или качественные индикаторы.

В отличие от количественных качественные индикаторы (суждение, оценка, восприятие и отношение) — показатели, которые не имеют количественного выражения и могут сказываться такими формулировками: наличие, соответствие, качество, степень, уровень, удовлетворенность, осведомленность и тому подобное. В зависимости от потребностей качественными индикаторами можно описать, например, отношение к тому или иному факту заинтересованных сторон и потребителей, уровень их удовлетворения, способность к принятию решения и тому подобное. Иногда определить качественные показатели можно благодаря использованию количественных индикаторов, которые, когда их сложить, могут дать общую качественную картину.

Индикаторы, осцилляторы, опционы, криптовалюты, лучшая закономерность — Денис Стукалин

Промежуточные индикаторы устанавливают для определения результата в определенные периоды или этапы процесса выполнения программы. Поэтому они фактически служат контрольными отметками для достижения ожидаемых конечных результатов. Индикаторы конечных результатов является по своей сути итоговыми индикаторами.

Индикаторы, отражающие специфику определенной отрасли или сектора (например, индикаторы развития машиностроения), и чисто технические индикаторы должны быть сбалансированными путем дополнения их другими, имеют межсекторного характер и призваны отражать, например, вопросы социального развития, экономической безопасности, развития гражданского общества и т.д. .

Важно не только определять, что было сделано в ходе реализации программы (стратегии), но и каким образом. Это очень важно в тех случаях, когда программа имеет дело с повторяющимися процессами. В результате сосредоточения внимания на процессе приведет к более точного определения реальных проблем и потребностей, совершенной реализации программы и устойчивости ее результатов.

Достижению эффективности мониторинга способствует соответствие системы индикаторов таким принципам:

комплексность — любой объект является целостной системой, поэтому индикаторы должны охватывать все сферы деятельности объекта;

экономичность — получение данных должно осуществляться с минимально возможными затратами, чтобы не допустить превышения

стоимости средств достижения целей над суммарными выгодами от их выполнения;

системность — индикаторы должны быть не только сопоставимы друг с другом, но и не «перекрывать» друг друга в предоставленной информации;

информативность — индикаторы должны давать основания не только для количественной, но и качественной характеристики явления или процесса, поэтому они должны быть как первичными, так и удельными, то есть приведенными в базовых показателей;

достоверность — способ сбора и обработки исходной информации должен предусматривать возможность проверки точности полученных данных;

однозначность — определение индикаторов и способы их вычисления основываться на единой методологии, увеличивает их ценность, поскольку, во-первых, позволяет сопоставлять их между собой, во-вторых, обеспечивает единообразное понимание их всеми потребителями информации;

сфокусированность — ограниченность их множества;

адекватность возможность измерять прогресс по выполнению отдельных этапов и достижения результатов программы;

чувствительность — индикатор должен четко реагировать на изменения, которые будут происходить;

доступность — информация для определения индикатора должна быть доступной для сбора;

надежность — данные, необходимые для индикаторов, должны быть надежными в течение установленного времени;

сопоставимость — обеспечение поривнюваности индикаторов за отдельные периоды;

практичность — рассмотрение только тех индикаторов, которые будут использованы для принятия решения.

Чем меньше индикаторов, тем лучше. Определение изменений требует затрат времени, усилий и средств, иногда значительных. Поэтому рекомендуется использовать как можно меньшее количество индикаторов. Но эти индикаторы должны быть в достаточном количестве для определения глубины изменений, произошедших в результате реализации программы.

Готовят перечень индикаторов разработчики программы. После этого индикаторы проверяют на соответствие этим критериям и выбирают из них те, которые в наибольшей степени удовлетворять потребности мониторинга.

Определение индикаторов для использования в системе мониторинга осуществляют по следующим шагам:

с помощью мозгового штурма определяется перечень индикаторов, которые можно использовать для мониторинга каждого результата, процесса и т.д.;

Читайте также:
Dolby digital live pack что это за программа

изымают те индикаторы, применение которых невозможно из разных причин, или те, сбор информации для которых слишком дорого;

для каждого из оставшихся к применению индикаторов определяют возможные источники получения информации, при этом используют только индикаторы, для которых доступны источники информации;

из остальных индикаторов избирается достаточное количество, которые лучше обеспечивают мониторинг процесса и результатов.

Последний пункт очень важен, потому что если индикаторов будет отобрано больше, чем надо, понадобится больше времени и средств на сбор и анализ дополнительной информации. Не стоит останавливаться на индикаторе только потому, что он существует. Следует собирать только ту информацию, которая по-настоящему необходимо.

Итак, отобранные для использования системе мониторинга индикаторы должны быть:

ограниченными в количестве для удовлетворения информационных потребностей мониторинга;

представлять собой смесь количественных и качественных индикаторов;

быть практичными по сбору информации и не зависеть от отношения экспертов;

обеспечивать достаточное количество информации для управления достижением результатов программы.

Источник: studbooks.net

Целевые показатели и индикаторы программ

Индикаторы и показатели – это аналитический инструмент, рассчитанный на основе базовых статистических данных. Они нацелены на описание связей между различными сторонами определенных видов деятельности. Индикаторы и показатели дают возможность анализировать и понимать причины изменений, происходящих во времени в рамках рассматриваемых видов деятельности.

На национальном и региональном уровне энергетические индикаторы и показатели позволяют:

– определить и контролировать реализацию национальных и международных задач в рамках программ по энергоэффективности и снижению выбросов CO2;

– оценить уже выполненные программы по энергоэффективности;

– планировать действия в будущем, включая реализацию научно-исследовательских программ;

– получить информацию для модели прогноза потребления энергии и улучшить качество прогнозов.

Они также дают возможность сравнений между странами, что является важнейшим элементом в рамках международных переговоров по изменению климата.

Для оценки эффективности мероприятий, включенных как в государственную программу энергосбережения, так и в региональные и муниципальные программы, используется система целевых индикаторов и показателей. Перечень интегральных целевых индикаторов и показателей государственной программы и ее подпрограмм по отдельным секторам экономики Российской Федерации приведен при рассмотрении основных положений Программы.

Интегральным целевым показателем энергосбережения и повышения энергетической эффективности для экономики Российской Федерации в целом является снижение энергоемкости валового внутреннего продукта (ВВП) на 13,5%, что в совокупности с другими факторами позволит обеспечить снижение энергоемкости ВВП к 2020 году на 40%. Целевые индикаторы энергосбережения определяют задания по суммарной экономии основных энергетических ресурсов в натуральном выражении: природного газа, электроэнергии, тепловой энергии, нефти и нефтепереработки, а также годовой экономии первичной энергии и суммарному снижению выбросов парниковых газов.

Для оценки эффективности мероприятий, включенных в региональные и муниципальные программы, расчет целевых показателей осуществляется с применением индикаторов, отражающих общее состояние субъекта Российской Федерации и муниципального образования в области энергоснабжения. Они определены в «Методике расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности», утвержденной приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 7 июня 2010 г. N 273 [50].

В соответствии с Методикой расчет целевых показателей для региональных программ производится на основании индикаторов, приведенных в приложении к ней по следующим группам:

Группа А – Общие целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

Группа B – Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, отражающие экономию по отдельным видам энергетических ресурсов (рассчитываются для фактических и сопоставимых условий);

Группа C – Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в бюджетном секторе;

Группа D – Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в жилищном фонде;

Группа E – Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в системах коммунальной инфраструктуры (составляется при возможности сбора исходных данных).

Расчет целевых показателей для муниципальных программ производится на основании индикаторов, приведенных в приложении к Методике, по следующим группам:

Группа А – Общие целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

Группа B – Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, отражающие экономию по отдельным видам энергетических ресурсов (рассчитываются для фактических и сопоставимых условий);

Группа C – Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в бюджетном секторе;

Группа D – Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в жилищном фонде;

Группа E – Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в системах коммунальной инфраструктуры;

Группа F – Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в транспортном комплексе.

Порядок расчета целевых показателей по соответствующим группам при разработке региональных и муниципальных программ также определен в приложениях к Методике.

Источник: studopedia.ru

2.7. Индикаторы достижения цели Программы

Индикаторы достижения цели Программы, в том числе промежуточные значения индикаторов цели, представлены в таблицах 7, 8.

Индикаторы достижения цели Программы

Наименование индикаторов цели Программы

Единицы измерения индикаторов цели Программы

Значения индикаторов цели Программы

На момент разработки Программы

По окончании реализации Программы

Без программного вмешательства (после предполагаемого срока реализации Программы)

Количество туристов, посещающих область, всего, в том числе

Количество коллективных средств размещения всего, в том числе

гостиниц и аналогичных средств размещения

Объем услуг по отрасли «туризм»

Промежуточные значения индикаторов цели Программы

Наименование индикаторов цели Программы

Единицы измерения индикаторов цели Программы

Годы реализации Программы

Количество туристов, посещающих область, всего, в том числе

Количество коллективных средств размещения всего, в том числе

гостиниц и аналогичных средств размещения

Объем услуг по отрасли «туризм»

2.8. Показатели непосредственных результатов

Показатели непосредственных результатов реализации Программы представлены в таблице 9.

│ N │ Показатели │Годы реализации Программы │

│ │ │ 2009 │ 2010 │ 2011 │

│1. │Тираж изданных рекламно-информационных│ 11 000│ 23 000│ 19 000│

│ │материалов о турпотенциале области (экз.) │ │ │ │

│2. │Тираж выпущенных CD- и DVD-дисков о│ 3 500│ 3 250│ 3 130│

Читайте также:
Gestural navigation bar что это за программа на Андроид

│ │турпотенциале области (экз.) │ │ │ │

│3. │Количество российских и международных│ 1│ 3│ 3│

│ │специализированных выставок, в которых│ │ │ │

│ │принято участие (ед.) │ │ │ │

│4. │Количество проведенных для российских и│ — │ 3│ 3│

│ │зарубежных СМИ и туроператоров рекламно-│ │ │ │

│5. │Количество приобретенных туристских│ — │ — │ 1│

│ │информационных терминалов (ед.) │ │ │ │

│(в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 11.11.2009 N│

│6. │Число туристов, посещающих Нижегородскую│ 420│ 441│ 481│

│ │область (тыс. чел.) │ │ │ │

│7. │Объем инвестиций, привлеченных в рамках│ 372 262│ 358 500│ 556 060│

│ │оказания государственной финансовой│ │ │ │

│ │поддержки в форме возмещения процентной│ │ │ │

│ │ставки по кредитам коммерческих банков на│ │ │ │

│ │развитие туриндустрии (тыс. руб.) │ │ │ │

│(в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 11.11.2009 N│

│8. │Число детей-сирот и детей, оставшихся без│ — │ — │ 3 500│

│ │попечения родителей, совершивших│ │ │ │

│ │путешествия в рамках государственной│ │ │ │

│ │поддержки социального туризма (чел.) │ │ │ │

│(в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 11.11.2009 N│

│9. │Количество созданных музейно-выставочных│ — │ — │ 1│

│ │экспозиций на базе государственных и│ │ │ │

│ │муниципальных музеев в Нижнем Новгороде,│ │ │ │

│ │Балахне, Арзамасе, Пурехе, связанных с│ │ │ │

│ │народным ополчением 1612 года │ │ │ │

│(в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 11.11.2009 N│

│10.│Количество приобретенных экспозиций для│ 1│ 1│ 1│

│ │действующих и создаваемых объектов показа│ │ │ │

│11.│Количество единиц оборудования,│ — │ 66│ 25│

│ │приобретенного для обеспечения│ │ │ │

│ │деятельности природных парков и объектов│ │ │ │

│(в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 11.11.2009 N│

│12.│Количество указателей и информационных│ — │ — │ 1│

│ │щитов, изготовленных и установленных на│ │ │ │

│ │основных туристских маршрутах Н.Новгорода│ │ │ │

│ │и в крупных туристских центрах области│ │ │ │

│(в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 11.11.2009 N│

│13.│Тираж изданной методической литературы│ — │ 2 800│ 2 800│

Источник: studfile.net

Формирование целевых индикаторов для отдельных мероприятий информатизации

Для формирования целевых индикаторов в первую очередь необходимо правильно сформулировать цели мероприятия. Для этого нужно определить в рамках какой цели (целей), определенной в прогнозах и программах социально-экономического развития Российской Федерации, отраслевых доктринах, концепциях и стратегиях развития на среднесрочный и долгосрочный периоды, реализуется данное мероприятие. Определив таковую, необходимо указать цели мероприятия, которые бы непосредственно влияли на достижение вышеупомянутой стратегической цели. Составитель плана или программы должен лаконично и емко сформулировать цель (цели) проекта, таким образом, чтобы ее непосредственная связь со стратегическими целями государственных программ была очевидна. Кроме того, формулировка цели должна соответствовать полномочиям и функциям, возложенным на орган государственной власти и отражать желаемый результат с точки зрения достижения социально-экономических эффектов и повышения качества государственного управления.

Некоторые мероприятия являются локальными (вспомогательными) и напрямую не влияют непосредственно на стратегические цели. В этом случае необходимо раздельно формулировать «фокусные» и локальные цели мероприятия, при этом указав взаимосвязь и степень влияния на стратегические цели. Другим, возможно более предпочтительным подходом, является снижение «статуса» локальных (вспомогательных) целей до уровня «задач» данного мероприятия.

Общепризнанные методы стратегического управления исходят из того, что цель, как желаемое состояние, достичь которого непосредственно не представляется возможным, каскадируется на задачи — действия, устраняющие препятствия на пути к цели, выполнение которых должно привести к ее достижению. Формулировка задачи должна четко описывать действия, методы и средства, которые планируется использовать для достижения поставленных целей.

Таким образом, после определения цели (целей) проекта, необходимо сформулировать его задачи, а затем описать и мероприятия, поддерживающие выполнение поставленных задач. При этом в описании должна прослеживаться определенная и непосредственная связь между результатами мероприятия и его целями, которые, в свою очередь, должны обеспечивать достижение хотя бы одной цели или приоритета, определенных в государственных стратегических документах.

Существуют мероприятия (например, текущее обслуживание, техническая инфраструктура ведомства, управление ИТ-активами и пр.), которые не направлены на получение внешнего социально-экономического эффекта и влияние которых на стратегические цели опосредовано. Для таких мероприятий цели определяются исходя из полномочий, возложенных на ведомство. Цели мероприятия при этом должны прямо или опосредованно (в этом случае связь должна быть описана в явном виде) влиять на возможность реализации ведомством своих полномочий.

По завершении целеполагания необходимо определить показатели, которые качественно и количественно описывают результаты мероприятия (достижение цели). В качестве показателей могут выступать не любые исчисляемые характеристики мероприятия, а только те, которые отражают его суть и являются непосредственным результатом работ в рамках мероприятия.

Например, для случая «вспомогательного» проекта, имеющего внутреннюю ценность, — создание резервного центра обработки данных для повышения надежности функционирования информационных систем ведомства, то, например, количество серверов, шкафов, подготовленных технических заданий или численность созданных резервных ЦОД ничего не говорит о надежности и ее повышении. Такие параметры нельзя использовать в качестве целевых индикаторов. Характеризовать надежность может значение аптайма системы, уровень надежности по общепризнанным методикам и стандартам и т. д. Если речь идет про обучение, то адекватным индикатором станет не количество посетителей лекционной аудитории (уместный для государственного контракта параметр), а количество сотрудников, прошедших соответствующую аттестацию по результатам обучения и продемонстрировавших соответствующий уровень подготовки.

Аналогичный подход следует использовать и для мероприятий, ориентированных на внешний результат деятельности ведомства. Если, к примеру, планируется внедрение государственных услуг в электронном виде, то индикатором должно быть не количество автоматизированных услуг, а показатели, качественно характеризующие сами государственные услуги с точки зрения их получателей, и как дополнительные показатели — ключевые функциональные параметры разработанных информационных систем.

Читайте также:
Что за программа onelink

Далее для всех сформированных показателей определяются опорные и целевые значения, которые должны быть зафиксированы в организационной и нормативной документации проекта, а также вышестоящих концептуальных и программных документах, а также сводных документах (программах информатизации, ведомственных планах информатизации, бюджетных проектировках и т. п.).

Опорный показатель отражает значение целевого индикатора на начало планового периода. Целевой показатель отражает значение целевого индикатора на конец планового периода. Опорное и целевое значения индикатора должны позволять сопоставить их между собой и оценить прогресс проекта. Опорные и целевые значения должны быть измеримы, причем методика их измерения должна быть определена и зафиксирована на старте проекта.

Требования к целевым индикаторам

При подготовке как отдельных проектов в сфере информатизации, так и сводных программ или планов информатизации необходимо, как уже обсуждалось выше, сформировать взаимоувязанную систему целевых индикаторов (показателей успешности). При изучении той или иной программы или отдельного проекта именно наличие или отсутствие качественных индикаторов позволяет эксперту быстро понять, с чем он имеет дело: с проектом освоения бюджетных средств или с проектов повышения качества государственного управления. Можно даже говорить про то, что качественные целевые показатели деятельности являются ключевым критерием при оценке любого плана деятельности в сфере формирования электронного правительства.

Назначение целевых индикаторов состоит в следующем: после того, как мы убедились, что цели, задачи и планируемые результаты мероприятия соответствуют стратегическим приоритетам (см. предыдущий подраздел), мы можем сосредоточиться на способах достижения этих результатов. Если вышеуказанные условия соответствия были выполнены корректно, то достижение всех запланированных результатов мероприятия автоматически повлечет достижения его целей, что, в конечном итоге, сформирует вклад в достижение стратегических приоритетов. Целевые индикаторы — это инструмент определения, в самом ли деле были достигнуты поставленные цели.

Приведем требования к целевым индикаторам. Целевые индикаторы (показатели) должны:

— соответствовать сути мероприятия и иметь непосредственную связь с целями работ (это означает, что достижение поставленной цели однозначно связано с тем или иным значением индикатора или их совокупности);

— соответствовать сути мероприятия и иметь непосредственную связь с результатами работ (это означает, что индикаторы должны быть достижимы именно в результате выполнения работ, а не вследствие иных, внешних по отношению к проекту, факторов);

— полно описывать цели и результаты мероприятия (условие достаточности, что означает, что для всех заявленных целей и результатов должны быть установлены измеряющие их показатели; отсутствие таких показателей свидетельствует о том, что цели и результаты сформулированы некорректно, в слишком общем виде или вовсе неактуальны и не могут быть объективно оценены по итогам работ);

— позволять количественно измерить «внешние» по отношению к проекту ценности, например, сокращение издержек и (или) повышение качества исполнения государственных функций или предоставление услуг (время, число посещений, срок исполнения, сокращение согласований и т. п.) — условие полезности мероприятия;

— иметь определенный способ оценки показателей до и после выполнения проекта — условие однозначности и измеримости показателя).

Предпоследнее требование, кроме условия полезности, также вводит условие контролепригодности показателя — возможности однозначно измерить результат выполнения работы в численном выражении. При этом возможность такого измерения должна быть доступна не только персоналу ведомства, осуществляющего тот или иной проект, но и любым заинтересованным лицам, в том числе внешними по отношению к ведомству организациями. В современных условиях это требование может быть выполнено путем публикации значений индикаторов на официальных сайтах ведомств (например, временные регламенты предоставления услуг, число необходимых пользователю посещений, стоимость услуг и т. д.).

Несоблюдение условий полезности, контролепригодности и измеримости — частая ошибка современных программ, концепций и планов информатизации. Часто методика измерения значений индикатора не ясна, приводятся формулировки показателей, никаким образом не могущие быть измерены сторонним наблюдателем, либо не отражающие сокращение издержек и повышение качества исполнения государственных функций или предоставление услуг. Для последнего случая предусмотрено исключение: в случае, если мероприятие носит технический или обеспечивающий характер (например, плановое обновление парка вычислительной техники, не направленное непосредственно на повышение производительности), допускается отступление от отражения в показателе повышения качества услуг и условия объективного измерения внешними партнерами. Но даже в этом случае, формулировка показателя должна обеспечивать возможность его формализованного измерения, а само такое мероприятие должно быть явно обозначено как вспомогательное и, тем самым, непригодное для «красивой» политической отчетности.

Отдельно стоит заострить внимание на показателях, выражающихся в абсолютных значениях. Для возможности оценки результативности мероприятий, в таких случаях необходимо приводить опорное значение, то есть значение индикатора на момент до начала реализации мероприятия.

Если на этот момент таких измерений не проводилось — их необходимо выполнить или дать экспертную оценку в случае невозможности измерений. Без этого установление целевого индикатора оказывается фактически бессмысленным.

Зачастую составители планов и программ указывают значения целевых индикаторов в относительном (процентном) выражении, (например, снижение времени обработки на 50%), но «забывают» привести опорное значение, считая его излишним. Другим негативным примером является использование разного рода «индикаторов», якобы повышающих эффективность деятельности органа власти, измеряемых не фактически, а аналитически в результате разного рода нереалистических допущений (потенциальное сокращение персонала или сокращение расходов времени персонала на ту или иную задачу «благодаря» выполненному проекту, чисто «бумажная» экономия бумаги «благодаря» переходу на электронное взаимодействие и т. п.). Повторим, это совершенно неправильно — целевое значение показателя должно быть вычислимо (определяемо) в абсолютном выражении как по факту выполнения проекта, так и до этого, для чего необходимо знать опорное значение. Для случая «снижения времени обработки на 50%» это означает, что должно быть зафиксировано «время обработки» до реализации мероприятия и снижение этого времени в процентах (плюс способ определения фактического времени по результатам проекта).

Источник: cyberpedia.su

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru