Муниципальные программы энергосбережения и повышения энергоэффективности в реализации N 261-ФЗ. Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности муниципальных программ Омска, Новосибирска, Калуги.
Успешная реализация N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.11.2009 и напрямую связанных с ним утвержденного распоряжением Правительства РФ от 27 января 2015 года № 98-р антикризисного плана, Стратегии устойчивого развития экономики России, Энергетической Стратегии России до 2030 года и т.д. defacto определяется эффективностью планирования и выполнения соответствующих мероприятий в целевых муниципальных программах городов, имеющих важное региональное значение и, по сути, устанавливающих «планку энергосбережения» в регионе на ближайшую и среднесрочную перспективу. В целом по этой причине Правительство РФ еще в декабре 2009 года своим Постановлением N 1225 регламентировало, как перечень мероприятий, подлежащих включению в региональные и муниципальные программы энергосбережения/энергоэффективности, так и перечень целевых показателей, которые позволяют осуществлять контроль над выполнением поставленных задач в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Скрытые функции LG СМАРТ ТВ которые можно отключить телевизор LG webos 6 a1 c1 g1 #lg#smarttv
Перечни мероприятий и целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности являются обязательными, периодически корректируются (редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 г. N 1045; от 15.07.2013 г. N 593; от 22.07.2013 г. N 615), однако следует отметить, что до сих пор в перечне целевых показателей муниципальных программ в должной мере не использован один из ключевых блоков мероприятий по энергосбережению — направленных на снижение потребления энергетических ресурсов на собственные нужды при осуществлении регулируемых видов деятельности,а также на сокращение потерь электрической энергии и тепловой энергии при их передаче, хотя:
- текущее состояние электрических сетей и электросетевого оборудования, находящееся в балансовой принадлежности муниципалитетов крупных городов, оставляет желать лучшего, а значит здесь есть огромный резерв экономии энергии;
- доля индуктивной нелинейной нагрузки, в том числе оказывающей негативное влияние на чистоту тока по гармоническим искажениям, в сегментах сетей на балансе городов возрастает по экспоненте, что предопределяет критическую необходимость проведения мероприятий по компенсации реактивной мощности (установками КРМ, УКРМ, УКМ — регулируемыми и/или нерегулируемыми).
Так, в региональных программах энергосбережения для систем коммунальной инфраструктуры определена в качестве обязательного целевого показателя доля потерь электрической энергии при ее передаче по распределительным сетям в общем объеме переданной электрической энергии, но в муниципальных программах формализованы только доли потерь тепловой энергии и воды, а также расходы электроэнергии в системах водоснабжения, теплоснабжения и водоотведения, которые не являются сколь значимым стимулом для сокращения потерь при передаче электроэнергии/мощности.
Как установить индикатор уведомлений, если его нет на смартфоне
Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в системах коммунальной инфраструктуры муниципальных программ Омска, Новосибирска, Калуги.
Коммунальная инфраструктура муниципальных образований сегодня определяет большую долю расходных статей на электроэнергию из-за своего морального и технического износа, и, соответственно, имеет существенный резерв для экономии, тем более, что именно здесь сконцентрированы и локально размещены основные потребители электроэнергии/мощности — сети освещения, станции водоотведения, водоснабжения, тепловых сетей, лифтовые хозяйства и пр., где можно путем модернизации оборудования и нивелирования перетоков реактивной мощности добиться большого эффекта энергосбережения. Вместе с тем в:
- муниципальной программе города Омска «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности» на 2014–2020 годы, утвержденной Постановлением Администрации города Омска от 14.10.2013 № 1165-п (с изм., внесенными Постановлением Администрации города Омска от 6 октября 2014 года № 1358-п) даже удельный расход электрической энергии, используемой при передаче тепловой энергии в системах теплоснабжения, с 2016 до 2020 года должен снизиться на 10%, удельный расход электрической энергии, используемой для передачи (транспортировки) воды в системах водоснабжения – на 11%, а удельный расход электрической энергии, используемой в системах водоотведения — всего на 7%, что явно демонстрирует недостаток практического интереса к резерву энергосбережения за счет сокращения потерь при передаче электроэнергии;
- муниципальной программе «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в городе Новосибирске» на 2011-2020 годы (в ред. постановлений мэрии г. Новосибирска от 24.05.2012 N 4889, от 29.12.2012 N 13548, от 25.10.2013 N 10202, от 05.12.2013 N 11527, от 25.08.2015 N 5373, от 15.01.2016 N 56) удельный расход электрической энергии, используемой при передаче тепловой энергии в системах теплоснабжения, с 2016 до 2020 года должен снизиться всего на 3%, удельный расход электрической энергии, используемой для передачи (транспортировки) воды в системах водоснабжения – на 13%, а удельный расход электрической энергии, используемой в системах водоотведения — на 11%;
- муниципальной программе муниципального образования «Город Калуга» «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности», утвержденной постановлением Городской Управы города Калуги от 12.12.2013 № 406-п (с изм., внесенными постановление Городской Управы города Калуги от 20.07.2016 № 220-П) удельный расход электрической энергии, используемой при передаче тепловой энергии в системах теплоснабжения, с 2016 до 2020 года должен снизиться на 3%, удельный расход электрической энергии, используемой для передачи (транспортировки) воды в системах водоснабжения – на 2%, а удельный расход электрической энергии, используемой в системах водоотведения — на 3%, что практически гарантирует отсутствие каких-либо мероприятий по снижению затрат передачи электроэнергии/мощности.
Источник: Компания «Нюкон»
Подписывайтесь на Elec.ru. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках
Источник: www.elec.ru
Индикаторы энергоэффективности
Индикаторы энергоэффективности — это ключевой показатель, определяемый предприятием, которые используются для сравнения количества потребленной энергии в различные периоды времени. Они облегчают проведение мониторинга энергопотребления, особенно в местах повышенного потребления энергии, указанных в энергетическом профиле.
Ключевым моментом при определении показателей должна быть простота понимания, что способствует обмену информацией и повышению мотивации.
Методы нормирования могут ранжироваться от линейной компенсации до теоретической калькуляции. Такой тип индикаторов энергоэффективности позволяет объяснить изменения в значениях показателей энергопотребления, которые происходят под воздействием внешних факторов, нацеленных на повышение энергоэффективности.
При выборе неизмеряемых индикаторов необходимо разработать и принять в работу методику по проведению оценки. По истечении определенного промежутка времени данные вносятся в базовое энергопотребление. Статистический анализ используется для определения влияния различных переменных факторов.
К таким факторам относятся погодные условия, сырье, качество энергии и т. п. Показатели энергоэффективности устанавливаются с учетом функциональных особенностей на различных уровнях организации. Для руководителей компании важную роль играют такие факторы, как затраты и достижение стратегических целей и задач.
Тенденции в разработке индикаторов энергоэффективности должны отражать постоянное совершенствование в этой области. При выявлении тенденции к снижению энергоэффективности данный факт должен учитываться при разработке превентивных мероприятий.
Индикаторы энергоэффективности позволяют проводить сравнительный анализ текущего положения дел на предприятии бюджетной сферы с другими компаниями в этой отрасли. Цели по достижению энергоэффективности устанавливаются на основе данных, полученных от наиболее успешных компаний в данной отрасли.
В дополнение компании, образующие показательную подгруппу, их показатели энергоэффективности, а также цели и задачи регулярно пересматриваются и обновляются вследствие развития отрасли и других факторов.
Выбор показателей связан с базовым энергопотреблением и нацелен на сравнительный анализ с исходными данными. Предприятие определяет требования к проведению оценки энергоэффективности. Это могут быть местные параметры, такие как температура, давление, или же электронные системы контроля, базы данных по системе и т. д.
Статьи по теме
- Повышение эффективности энергопользования
- Аутсорсинг в энергоменеджменте
- Энергоэффективные разработки и внутренний аудит системы
- Мониторинг и анализ при внедрении системы энергоменеджмента
- Расчет срока окупаемости мероприятий
- Потенциал и расчет энергосбережения организации
- Энергетическое планирование и анализ аспектов
- Разработка СЭМ в организации
- Элементы и этапы внедрения системы энергетического менеджмента
Источник: student-servis.ru
Критерии оценки энергетической эффективности
Аверина, О. И. Критерии оценки энергетической эффективности / О. И. Аверина, Е. Г. Москалёва, Т. С. Морозкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 8 (67). — С. 427-429. — URL: https://moluch.ru/archive/67/11289/ (дата обращения: 29.05.2023).
В настоящее время в связи с исчерпанием запасов ископаемого органического топлива и повышением тарифов на тепловую и электрическую энергию проблема энергосбережения встает все более и более остро. Очевидно, что ее решение должно иметь комплексный характер с обязательным учетом эффективности, в первую очередь экономической. В данной статье рассмотрена оценка энергоэффективности и определены основные критерии.
Ключевые слова: критерии, современная стоимость, срок окупаемости, энергосбережение, энергоэффективность.
Имея цель дать характеристику процесса создания, передачи и потребления энергии, дать оценку возможности энергосбережения на различных объектах, будь то мастерская, цех, организация, жилой район, регион, государство, аргументировать точность выбора энергосберегающих мероприятий, необходимо применять различные критерии энергетической эффективности.
Понятие энергетической эффективности дается в Федеральном законе от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности». Показатель энергоэффективности — это абсолютная или удельная величина потребления или потери энергетических ресурсов любого назначения, установленная государственными стандартами [1].
На практике можно встретить огромное количество разных критериев, применение которых зависит от конкретного случая. Однако можно выделить три основных типа — термодинамические, натуральные, экономические.
Термодинамические критерии. Как правило, самым распространенным из такого типа критериев является термический коэффициент полезного действия циклов тепловых двигателей и холодильных машин. В общем виде КПД рассчитывается как отношение полученного полезного результата к общим затратам. Энергетический же КПД рассчитывается как:
hэ = = 1 —
Натуральные критерии оценки эффективности использования энергии на промышленных предприятиях. К таким критериям относятся: удельный и совокупный удельный приведенный расход условного топлива и индикаторы (частные критерии) эффективности использования энергии на объектах жилищно-коммунального хозяйства.
Натуральные критерии в свою очередь можно разделить на три подгруппы:
— нормируемые показатели энергетической эффективности продукции, которые вносятся в государственные стандарты, технические паспорта продукции, техническую и конструкторскую продукцию и используются при сертификации продукции, энергетической экспертизе и энергетических обследованиях;
— показатели энергетической эффективности производственных процессов, которые вносятся в стандарты и энергопаспорта предприятий и используются в ходе осуществления государственного надзора за эффективным использованием топливно-энергетических ресурсов и проведении энергообследований органами госнадзора;
— показатели реализации энергосбережения, которые отражаются в статистической отчетности, нормативных правовых и программно-методических документах [6, с. 352].
Экономические критерии оценки эффективности использования энергии. Формы используемых критериев эффективности использования энергии на промышленных предприятиях очень многообразны. Часто это определяется видом получаемой продукции, ее номенклатурой, степенью использования собственных и внешних источников энергии, потребления вторичных энергетических ресурсов, выделения внутреннего тепла в технологических процессах (например, теплоты экзотермических реакций) и т. д.
Финансово-экономические критерии также можно подразделить на:
— простые критерии — движение потоков наличности, чистая прибыль, рентабельность инвестиций, срок окупаемости капитальных вложений, срок предельного возврата кредитов и процентов по ним;
— интегральные критерии — чистый дисконтированный доход, внутренняя норма рентабельности, срок возврата капитала, суммарные и удельные затраты.
Стоит отметить, что критерии эффективности энергосбережения зависят от многих факторов (вида продукции, ее номенклатуры, технологических процессов и т. д.) и, не смотря на то, что процесс обладает наилучшими энергетическими характеристиками, он не всегда является выгодным экономически.
В этом случае будут использоваться экономические критерии, характеризующие эффективность энергосбережения. На наш взгляд, данный тип критериев имеет главенствующее значение, так как по ГОСТу эффективное использование энергетических ресурсов есть достижение именно экономически оправданной эффективности использования энергетических ресурсов при существующем уровне развития техники и технологии и соблюдении требований к охране окружающей среды [3].
Наиболее часто встречаемыми из экономических критериев являются срок окупаемости энергосберегающего мероприятия и современная приведенная стоимость платежей.
Рассматривая разные энергосберегающие мероприятия при простом сроке окупаемости, общее правило таково: если срок окупаемости меньше 6 лет, то энергосберегающее мероприятие внедрять можно, если срок окупаемости меньше 3 лет, то энергосберегающее мероприятие внедрять нужно.
Дисконтированный срок окупаемости более правильно отражает реальность и срок окупаемости энергосберегающих мероприятий; его расчет схож с расчетом простого срока окупаемости, только мы учитываем “стоимость денег”, процентную ставку, которую мы можем получить, если вложим средства не в энергосбережение, а на депозитный счет в банк.
Рассмотрим расчет современной приведенной стоимости [6]. Пусть Т — это длительность жизненного цикла оборудования (год). Пусть в разные моменты времени 1,2,…, Т-1,Т затрачиваются ресурсы в стоимостном выражении равные l(0), l(1),…, l(T-1), l(T) (рубли). R — это процент, под который деньги могут быть вложены с минимальным риском. Тогда современная приведенная стоимость платежей составит:
С = K + S*
Если в момент времени t = 0 осуществляются единовременные затраты в размере К и постоянные затраты в размере S, а во все последующие моменты времени — только постоянные затраты в размере S, так что l(0) = K+S, l(1) = S, …, l(T-1) = S, l(T) = S, получим:
C = K + S*
При сопоставлении двух или более вариантов ивестиционного проекта, обеспечивающих равные условия по годам, в качестве критерия оптимального варианта может быть принят критерий минимума суммарных затрат за расчетный период.
Президент России официально ввел показатели энергоэффективности в состав отчетных показателей, за которые несут полную ответственность губернаторы и главы муниципальных образований. В соответствии с действующим законодательством о разделении предметов ведения между федеральными и региональными органами власти, а также между региональными органами власти и органами местного самоуправления, был определен состав показателей, по которым определяется эффективность деятельности регионом и муниципалитетов.
Направленность этих показателей была, в основном, социальная. Вопросы энергоэффективности территорий не входили в состав обязательной отчетности. В связи с принятием Закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» и выделении энергоэффективности в приоритетную сферу деятельности, потребовалось уточнить перечень показателей, за которые главы исполнительных органов власти несут полную ответственность. Это и сделал Президент своим указом [2].
При реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Республике Мордовия должны быть достигнуты конкретные результаты:
— экономия энергоресурсов и средств бюджета населения по административному зданию и многоэтажным домам не менее 3 % ежегодно;
— сокращение вредных выбросов в атмосферу;
— сокращение бюджетных расходов на тепло- и энергоснабжение;
— сокращение расходов тепловой и электрической энергии;
— экономия потребления воды [5].
Основными целевыми показателями (индикаторами) по оценке эффективности являются удельная величина потребления энергетических ресурсов (электрическая и тепловая энергия, вода, природный газ) в многоквартирных домах (из расчета на 1 кв. метр общей площади и (или) на одного человека) и удельная величина потребления энергетических ресурсов (электрическая и тепловая энергия, вода, природный газ) муниципальными бюджетными учреждениями (из расчета на 1 кв. метр общей площади и (или) одного человека) [2].
Оценка эффективности производится путем сравнения фактически достигнутых показателей за соответствующий год с их прогнозным значением, утвержденным Программой энергосбережения в Республике Мордовия.
Эффективность реализации Программы оценивается как степень фактического достижения целевого индикатора по формуле:
Е = * 100 %
где Е — эффективность реализации Программы (в процентах);
Иф — фактический индикатор, достигнутый в ходе реализации Программы;
Ин — нормативный индикатор, утвержденный Программой.
Критерии оценки эффективности реализации Программы:
— программа реализуется эффективно (за отчетный год, за весь период реализации), если ее эффективность составляет 80 % и более;
— программа нуждается в корректировке и доработке, если эффективность реализации Программы составляет 60–80 %;
— программа считается неэффективной, если мероприятия Программы выполнены с эффективностью менее 60 % [4].
Подводя итог, отметим, что перечисленные в статье критерии — это определяющие критерии, которые необходимы и, как правило, достаточны для определения эффективности мероприятия. Вместе с тем на практике встречаются случаи, когда требуется учитывать дополнительные факторы, которые могут быть вызваны условиями финансирования, конкуренцией, конъюнктурой и др. Тогда следует использовать дополнительные критерии.
1. Российская Федерация. Законы. Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ. — Режим доступа: http://base.consultant.ru.
2. Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов: Указ Президента Российской Федерации от 28.04.2008 г. № 607. — Режим доступа: http://consultant.ru.
3. Энергосбережение: Государственный стандарт Российской Федерации от 30.11.1999 г. № 485-ст (утв. Постановлением Госстандарта России). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.consultant.ru.
4. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Мордовия: Государственная программа на 2014–2020 годы (утв. постановлением Правительства Республики Мордовия от 23 декабря 2013 г. № 583). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.e-mordovia.ru.
5. О Республиканской целевой программе энергосбережения и повышения энергетической эффективности в РМ на 2011–2015 гг.: Постановление Правительства РМ от 26.07.2010 г. № 305. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://mineco.emordovia.ru.
6. Технология энергосбережения: Учебник / Ю. Д. Сибикин, М. Ю. Сибикин. — 3-e изд., перераб. и доп. — М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 352 с.
Основные термины (генерируются автоматически): срок окупаемости, энергетическая эффективность, критерий, современная приведенная стоимость, удельная величина потребления, энергосберегающее мероприятие, эффективность реализации Программы, общая площадь, полная ответственность, природный газ.
Источник: moluch.ru