Именно СЮЖЕТ-основное принципиальное отличие иммерсивного мероприятия от любого другого. Ни в обычной свадьбе, ни в корпоративе нет сюжета, а есть набор артистических номеров, связанные речью ведущего.
Там есть тематика, общий стиль, цветовая палитра, костюмированные представления, яркие видео решения, но нет сюжета.
Кто же такой этот загадочный сюжет, которого нигде нет, а в иммерсиве есть?
Там написано: Сюже́т (от фр. sujet. букв. «предмет») — в литературе, драматургии, театре, кино, комиксах и играх — ряд событий (последовательность сцен, актов), происходящих в художественном произведении (на сцене театра) и выстроенных для читателя (зрителя, игрока) по определённым правилам демонстрации.
Если обьяснить просто, то можно сюжет сравнить, например, с вязанием, которым наверняка занимается ваша бабушка.
Сюжет — это то, что она будет вязать (кофту, шарф или носки).
Фабула — это та схема, по которой она будет вязать.
Перипетии -это те самые петелька-крючочек с помощью которого и создается новый предмет одежды.
Иммерсивный спектакль Bourne Stuntacular поражает своими эффектами!
Итак, сюжет-это та история, которая происходит на мероприятии, сформированная фабулой (событиями) и воплощенная с помощью персонажей (артистов оригинального жанра, драматических артистов, аудиовизуального контента ) которые постоянно попадают в перипетии.
Схема обычного новогодний корпоратива в стилистике
«НГ Экспресс. Вокруг света за 180 минут».
Торжественная часть, отправление поезда, ведущий проводит веселые конкурсы про разные страны и их традиции, яркие артисты периодически заходят на борт поезда и выступают на сцене с номерами той страны, которую проезжает «Экспресс».
Схема иммерсивного новогоднего корпоратива с этими же артистами и этим же ведущим.
Сюжет его таков.
» Ф утуристический «стимпанк» поезд на всех парах мчится в Новый год.
Официанты-вагоновожатые раздают алкогольные напитки. Гости вагона-ресторана кушают вкуснейшие закуски, приготовленные шеф-поваром поезда мечты.
Ведущий проводит официальную часть мероприятия.
Все ожидают гениального изобретателя. Именно сегодня он должен впервые презентовать свое изобретение, способное изменить все человечество!
Однако в какой-то момент мы слышим звук тормозов, некоторые из гостей (наши актеры) от резкого торможения падают в одну сторону, официанты в эту же сторону роняют подносы, по вагону идет пар … Создается полное впечатление, что поезд совершил экстренную остановку.
В облаках дыма появляется человек с курительной трубкой в зубах и скрипкой. Играет мелодия из советского кинофильма «Шерлок Холмс и Доктор Ватсон». Все гости узнают в этом мужчине самого гениального сыщика всех времен и народов Шерлока Холмса.»
Как именно происходит взаимодействие с гостями?
Существует несколько видов иммерсивного формата:
Иммерсивный ужин , когда действие происходит во время банкета. Его особенность в том, что гости сидят за столами и все взаимодействие происходит с помощью «монтажа аттракционов», где «аттракцион» по Эйзенштейну — это не развлечение, а буквальный перевод слова attraction. Это «всякий агрессивный момент театра, т. е. всякий элемент его, подвергающий зрителя чувственному или психологическому воздействию, опытно выверенному и математически рассчитанному на определенные эмоциональные потрясения воспринимающего».
ЧТО ТАКОЕ ИММЕРСИВНОЕ ШОУ?
Фишка ужина в том, что гости попадают «внутрь» фильма и сопереживают и проживают те же чувства, что и персонажи иммерсива, ведь между ними не будет четвертой стены. Они становятся вольными свидетелями и соучастниками всех поворотов сюжета и смогут даже принять непосредственное участие в судьбе героев сюжета.
Этому будет всецело содействовать драматическое действие, звуковые спецэффекты, видеосопровождение, а также световые эффекты.
Взаимодействие с гостями происходит как с единым многоликим живым организмом.
Иммерсивная встреча гостей-это когда мы погружаем всех на сборе.
Здесь взаимодействие происходит с отдельными индивидуальностями. Механизм реализации-это работа необычных персонажей во время того, как гости приходят на банкет. Если мы продолжим тему «Мастера и Маргариты», то здесь будут следующие персонажи:
Воланд : он ведет личный блог на Тик-Ток и снимает смешные моменты, которые сам же и устраивает с помощью своей черной магии.
Подходя к гостям с включенным айфоном, говорит, что сейчас он организует принудительное хоровое пение официантов. Он делает жест и несколько официантов, которые только, что обслуживали гостей, неожиданно начинают петь не своими голосами.
Новое видео готово и стремительно набирает просмотры, лайки и раскручивает блог VolandOff
Маргарита: молодая девушка ищет своего пропавшего возлюбленного Мастера. Она всем рассказывает, что собирается прийти на «Битву экстрасенсов» и победить с помощью чудодейственного крема, который дал ей при входе «хороший» человек Азазелло.
После победы, она станет самым сильным экстрасенсом и обязательно найдет своего Поэта!
Она на глазах у гостей мажет кремом свое лицо и у нее проявляются необычные магические способности.
Источник: dzen.ru
Иммерсивный театр: что это такое и где искать его в Москве
Культурный обозреватель, создатель авторских лекций о театре Елизавета Лернер – о необычных спектаклях, которые нужно не смотреть, а слушать, чувствовать и проживать.
В 2016 году в театральной Москве широко стали обсуждать иммерсивность (от англ. immersive – «создающий эффект присутствия, погружения»). Среди традиционных постановок, где привычными были сцена, на которой выступали артисты, и зрители, сидящие в зале, наблюдающие за тем, что уготовил им режиссер «от и до», вдруг появились представления, где зритель сам решал, что и в какой последовательности ему смотреть, сцены не было, артисты общались с тобой, прикасались, вовлекая в ход спектакля, а где-то даже вкусно угощали прямо во время спектакля. Настоящим иммерсивным театром стали называть постановки, где были задействованы все органы чувств: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание и чувство равновесия в пространстве.
«Черный русский». Фото: Иван Гущин
«Черный русский». Фото: Иван Гущин
«Черный русский». Фото: Иван Гущин
Если со зрением и слухом все понятно и в традиционном театральном искусстве, то в иммерсивном появились новые вводные. На спектаклях стали кормить: например, на «Черном русском» (режиссер Максим Диденко, 2016 г.) зрители попадали в особняк Троекурова из пушкинского «Дубровского» и щедро угощались пельменями, кровяной колбасой, салом и блинами.
Во время спектакля распылялись ароматы. Когда гости заходили в зону леса, пахло лапником, в моменты выстрела комната наполнялась вкусом пороха, а когда случились трагические сцены, отчетливо пахло кровью. Участники действа бродили по особняку и определяли свой личный ход спектакля. К ним часто прикасались актеры: могли завязать глаза и даже отвести в другую комнату, тем самым достигая полного эффекта погружения. Находясь в незнакомом пространстве, нереальном и выдуманном, зрители ощущали себя его частью, имели возможность «подглядеть» за жителями особняка и увидеть историю, которую они стремились рассказать.
Виды иммерсивного театра
Иммерсивный театр – это форма коммуникации современного театра со зрителем. В театральной терминологии иногда его называют еще и site-specific («особенное, специфичное пространство»), желая подчеркнуть, что пространство спектакля становится мобильным и приобретает новый художественный статус.
Критики делят иммерсивный театр на два вида: энвайронмент (от англ. environment – «окружающая среда») и променад (от фр. promenade – «прогулка»). Для первого вида характерное место действия – заводы, строящиеся здания, берег канала, торговые центры, памятники и музеи. Задача зрителя – по-новому раскрыть сюжет через изучение пространства.
Для второго характерна форма экскурсии, квеста или путешествия (у нас его также называют «бродилка»). Здесь задача зрителя – раскрыть сюжет во время прохождения приготовленного режиссером маршрута. Оба вида должны вывести зрителя из зоны комфорта и пассивного наблюдения, дав ему роль активного участника происходящего.
Когда появился в Москве
«Норманск». Фото: meyerhold.ru
«Норманск». Фото: meyerhold.ru
«Норманск». Фото: meyerhold.ru
Что стало прототипом
Модные веяния пришли из Лондона, где существует проект Seсret Cinema («Секретный кинотеатр») и из Нью-Йорка, где границы между реальным и виртуальным мирами стирал спектакль Sleep no more («Сна больше нет»). Русские продюсеры и режиссеры вдохновились увиденным и переняли опыт, добавив ему самобытности: первые масштабные иммерсивные спектакли обязательно ставились по произведениям русских авторов.
Зачем нужен иммерсивный театр?
Театр всегда развивается, совершенствуется и растет. Сегодня он, будучи зеркалом социально-исторического контекста эпохи, ориентирован на непрерывный поиск. А еще он вынужден конкурировать с динамично развивающимися кино, телевидением и Интернетом, выполняя для зрителя роль друга, собеседника, психолога, учителя.
Стремительно развивается IT-рынок, и переход от культуры слова к культуре образа театр игнорировать не может. Раз картинка становится главным способом передачи информации, то и логика восприятия мира меняется кардинально. Так появляется театр иммерсивный – соответствующий духу эпохи, конкурентоспособный, дружески настроенный к зрителю, понятный и помогающий чувственно воспринять современную реальность. Идея далеко не вчерашняя, ведь Всеволод Мейерхольд вынашивал эту мысль на протяжении XX века, а Ежи Гротовский в свое время говорил, что «театр не может существовать, если нет взаимоотношения актер-зритель, если нет их вполне уловимого, «живого» общения». Попробуем приобщиться?
Иммерсивные спектакли 2019 в Москве
Remote Moscow (12+)
Фото: Павел Кабанов
Фото: Павел Кабанов
Фото: Павел Кабанов
Фото: Павел Кабанов
Спектакль начнется на настоящем кладбище. Неожиданно, да?
Но никакого спиритизма и оккультизма не будет: вам выдадут наушники, и невидимый собеседник предложит поразмышлять о смысле жизни (в кладбищенской тишине это делать удивительно удобно) Оказывается, компьютерный голос в наушниках зовут Милена, и он (или она) становится вашим гидом по городу, будет рассуждать с вами о течении жизни, вашем окружении, Москве, театре. Вместе вы спуститесь в метро и проедете пару станций, прогуляетесь по зеленым бульварам, красивым переулкам Петровки, съедите пирожок в трапезной монастыря и заглянете в ЦУМ. Remote Moscow, спектакль-«бродилка» («аудиопроменад») с элементами квеста и флешмоба – обладатель главной театральной премии «Золотая маска» в области «Эксперимент». Идея принадлежит международной компании Rimini Protocol, а воплощение в Москве – команде Федора Елютина.
Почему стоит сходить: декорациями спектакля окажутся реальные улицы города, режиссером – искусственный интеллект в наушниках, а актером будете вы сами
Продолжительность: 100 минут
Место: начало – Миусское кладбище, конец – крыша ЦУМа
Билеты: от 1 000 до 2 000 рублей
Сайт
«Вернувшиеся» (18+)
Фото: «Вернувшиеся»
Фото: «Вернувшиеся»
Фото: «Вернувшиеся»
Фото: «Вернувшиеся»
Фото: «Вернувшиеся»
Фото: «Вернувшиеся»
Заходя в таинственный четырехэтажный особняк в историческом центре Москвы, вы, сами того не подозревая, становитесь участником интриг и любовных переживаний героев пьесы Г. Ибсена «Привидения». Вы бродите по пустому, пыльному и темному дому с паутинками и сквозняками, как вдруг на ваших глазах начинает разворачиваться история жизни одной семьи. Переходя из одной комнаты в другую в том порядке и темпе, который удобен именно вам, вы знакомитесь с сокровенными историями персонажей, с ложью, разочарованиями, секретами, влюбленностями и предательствами. В спектакле более 240 сцен: многие из них разворачиваются одновременно, поэтому каждый зритель увидит свой собственный спектакль. В особняке есть вкуснейший бар с фирменным меню, куда можно заглядывать неограниченное количество раз, когда устанете ходить по 50 комнатам.
Почему стоит сходить: это не страшно, а скорее таинственно и 100% иммерсивно – такого полнейшего погружения в эпоху сложно достичь. Кажется, вы не просто ходите по страницам романа, а растворяетесь то ли в книге Ибсена, то ли в фильме Линча, то ли в режиссерской задумке В. Карины, М. Занетти и продюсеров В. Дусмухаметова и Мигеля.
Продолжительность: 2,5 часа
Место: Дашков переулок, д. 5
Билеты: от 3 000 до 20 000 рублей
Сайт
«Зеркало Карлоса Сантоса» (18+)
Фото: «Зеркало Карлоа Сантоса»
Фото: «Зеркало Карлоа Сантоса»
Фото: «Зеркало Карлоа Сантоса»
Фото: «Зеркало Карлоа Сантоса»
На спектакле «Зеркало Карлоса Сантоса» вы пройдете по очереди 12 пространств, в каждом из которых неминуемо столкнетесь с обстоятельствами из вашей собственной жизни. Вы удивитесь еще больше, когда в наушниках прозвучат ваши собственные мысли. Ближе к концу променада вы начинаете путать реальность и собственные измышления.
В основе всего – драматургия М. Курочкина, лауреата премии «Антибукер», и режиссерская работа Т. Баталова, неоднократного номинанта премии «Золотая маска». Поделиться впечатлениями от увиденного можно на совместном ужине для 12 зрителей в финале спектакля. Ужин настолько вкусный, что иногда теряешься, что же здесь первостепенно: театральный опыт или гастрономический.
Почему стоит сходить: потому что в этом подобии «магического театра» Гессе каждый имеет возможность встретиться с собственным отражением и сам для себя решить насколько реалистично все происходящее вокруг.
Продолжительность: 90 минут + ужин
Место: ул. Большая Дмитровка, д. 32, стр. 1
Билеты: от 5 000 до 6 000 рублей
Сайт
«Морфеус» (16+)
Фото: «Морфеус»
Помните Морфеуса из Матрицы, умеющего управлять снами? На шоу «Морфеус» вы тоже будете обладать властью над «снами»: вас посадят в удобное кресло и предоставят полную свободу действий, вы испытаете напряжение и тревогу и столкнетесь со сложными жизненными ситуациями. Правильным будет сказать, что Морфеус – это то иммерсивное шоу, на которое стоит приходить с жаждой новых ощущений и эмоций. Поиграть в эту игру вашего воображения вам и еще пяти зрителям предложат с завязанными глазами (поскольку все шоу предполагается провести в маске, создатели не советуют девушкам делать яркий макияж). Это не жутко и не страшно, но все-таки сюжет выполнен в жанре «триллер».
Почему стоит сходить: потому что это единственного российское иммерсивное шоу, которое с большим успехом играют в международном прокат – в Европе и Америке.
Продолжительность: 90 минут
Место: Дружинниковская улица, 11/2
Билеты: 3000 рублей
Сайт
Иммерсивные спектакли от театра «Москва 2048»
Это 3 игры в реальности, созданные квест-гуру «Клаустрофобией» и А. Сазоновым ( «Гоголь-центр»). Концепция соединяет в себе элементы променада, ролевой игры и квеста.
«Противостояние» (12+)
Фото: «Москва 2048»
Фото: «Москва 2048»
Фото: «Москва 2048»
Первый променад основан на противостоянии двух враждующих фракций: порядка и свободы. Сюжет прост: в 2048 году мир пережил глобальную катастрофу. Вы все – беженцы, желающие перебраться из радиоактивных участков в Большую Москву. Кто – зритель, а кто – актер не ясно, но финал игры зависит от каждого участника. Профессиональные актеры будут погружать в игровые обстоятельства, чтобы заставить поверить в незыблемую реальность всего происходящего.
Почему стоит сходить: потому что вы можете переломить ход истории.
Продолжительность: 2 часа
Место: ул. Самокатная, д. 4, стр. 9
Билеты: 2 500 рублей
Сайт
«Опасный рейд» (12+)
Фото: «Москва 2048»
Фото: «Москва 2048»
Фото: «Москва 2048»
«Опасный рейд» пошел дальше от квеста и иммерсивного шоу, став разновидностью RPG театра – компьютерной игры в реальности. Сюжет переносит вас в заброшенный бункер, где каждую секунду происходит непредвиденное. При этом вам нужно исследовать пространство, выполнить свою задачу и подружиться с командой.
Почему стоит сходить: во-первых, вы сможете спасти человечество от смертельного вируса, а во-вторых, пощекотать себе нервы почувствовать себя героем.
Продолжительность: 2 часа
Место: ул. Самокатная, д. 4, стр. 9
Билеты: 2 500 рублей
Сайт
«Экстренное совещание» (12+)
Фото: «Москва 2048»
Фото: «Москва 2048»
Фото: «Москва 2048»
Фото: «Москва 2048»
Фото: «Москва 2048»
Эта игра рассчитана на компанию из 8-12 человек, которые решатся взвалить на себя обязанности высших чиновников и принять участие в экстренном совещании. Став президентом, генералом, министром обороны, ученым или главой церкви, вы сможете спасти целый мир.
Почему стоит сходить: потому что это уникальная для большинства возможность сыграть роль, о которой все когда-нибудь мечтали – всемирного спасителя.
Продолжительность: 2,5 часа
Место: вы сами выбираете
Билеты: от 1 500 руб
Сайт
Текст: Елизавета Лернер, журналист, культурный обозреватель, создатель авторских лекций о театре
Источник: moscowseasons.com
Иммерсивные программы что это
ИММЕРСИ́ВНЫЙ
ТЕÁТР
ИММЕРСИ́ВНЫЙ
ТЕÁТР
Иммерсивный театр — один из самых молодых видов театрального искусства. Так называют постановки, аудитория которых становится их соучастником. Иногда гости могут проявлять инициативу, а во многих спектаклях актеры сами взаимодействуют со зрителем: завязывают ему глаза, обнимают, приглашают к совместному действию. Иммерсивный театр также называют театром-променадом, потому что его посетители могут передвигаться по сценическому пространству во время представлений.
В переводе с английского языка слово immersion означает «погружение» или «вовлечение». Режиссеры-постановщики иммерсивных спектаклей полностью погружают посетителей в происходящее. Поэтому сценой таких представлений может служить как сам зрительный зал, так и любое другое пространство в театре и даже вне его. Нередко разные сюжетные линии в иммерсивных спектаклях разворачиваются в разных локациях, поэтому зрители сами могут выбрать, за какой из них следить.
Еще в 1969 году итальянский режиссер Лука Ронкони создал в церкви постановку «Неистовый Роланд». По углам находились движущиеся площадки, поэтому посетители могли ходить между ними и выбирать разные варианты развития событий в представлении. Однако оформился иммерсивный театр только в начале XXI века в Америке.
Первый такой спектакль представили в 2000 году участники театральной компании Punchdrunk из Великобритании. В основе сюжета лежала пьеса «Войцек» немецкого драматурга Георга Бюхнера. Спустя девять лет о Punchdrunk узнал весь мир: они показали иммерсивное представление «Sleep no more» по мотивам шекспировской пьесы «Макбет». Его зрители ходили в масках по заброшенному складу Нью-Йорка, оформленному в стилистике фильмов американского режиссера Альфреда Хичкока.
В России первым иммерсивным спектаклем стала постановка «Норманск» 2014 года в Центре им. Мейерхольда. За основу сюжета режиссер Юрий Квятковский взял постапокалиптический роман «Гадкие лебеди» братьев Стругацких. Этот спектакль также можно назвать нуар-шоу, в котором соединились мюзикл, квест и даже компьютерная игра.
Еще одним популярным российским иммерсивным проектом стала постановка режиссера Максима Диденко «Черный русский» по мотивам романа «Дубровский» Александра Пушкина. В ней участвовали артисты Мастерской Брусникина и «Гоголь-центра». Каждому зрителю при входе выдавали маски, а также разрешали выпить алкоголь и потанцевать.
Источник: www.culture.ru