На смену догматическому обучению пришел новый более совершенный тип обучения — объяснительно-иллюстративный. Элементы его зародились под влиянием требований производства в недрах догматического обучения, с которыми он сосуществовал на протяжении многих десятилетий, отвоевывая постепенно одну позицию за другой.
Впервые научно-теоретическое обоснование нового вида обучения было дано Я.А. Коменским (1598—1670), который по праву считается основоположником этого нового вида обучения. Методологической основой объяснительно-иллюстративного обучения является теория сенсуализма (Ф. Бэкон, Дж. Локк и др.).
В процессе исторического развития теории и практики обучения углублялись и расширялись его теоретико-методологические основы, совершенствовалась структура этого вида обучения, методы и формы его организации. В своих основных чертах объяснительно-иллюстративный вид обучения сложился в начале XX в.
Этот вид обучения характеризуется, прежде всего, стремлением преодолеть догматизм путем объяснения учителем, чтобы дети вначале поняли новый материал, а потом уже заучивали его. Поэтому этот вид обучения получил в научной литературе название «объяснительный». В ходе обучения учитель дает не только готовые научные истины, но и их объяснение, комментарии, доказательства. Чтобы дети лучше понимали излагаемое, широко привлекается наглядность. Таким образом, на первом этапе протекания объяснительно-иллюстративного обучения появляются такие новые элементы, как объяснение и наглядность, что было большим шагом вперед в развитии обучения.
Эффективные задания для развития читательской грамотности — реализация ФГОС третьего поколения
Обозначенные прогрессивные изменения в первом звене объяснительно-иллюстративного обучения вызвали большие изменения и во втором его структурном элементе, связанном с деятельностью ученика по усвоению знания.
Деятельность ученика уже не сводится по сравнению с догматическим видом обучения к механическому заучиванию: школьники должны сначала хорошо понять, осмыслить изложенный материал, а потом его уже запомнить. Итак, понимание учащимися излагаемого материала — следующая характерная отличительная черта объяснительно-иллюстративного обучения. Прогрессивные изменения произошли и в третьем структурном звене объяснительно-иллюстративного обучения — в воспроизведении знаний: наряду с дословным воспроизведением, которое было характерно для догматического обучения, теперь широко применялось воспроизведение знаний своими словами (это третья отличительная черта объяснительно-иллюстративного обучения). Появилось и четвертое звено в структуре учебного процесса — применение знаний. С этой целью широко использовались различные виды самостоятельных работ учащихся: задачи, упражнения, изложения и т. д.
Педагогическая оценка объяснительно-иллюстративного обучения. Достоинством этого вида обучения является то, что он обеспечивает быстрое и прочное усвоение информации и овладение способами практических действий; систематичность; экономичность с точки зрения времени, необходимого для усвоения знаний, умении и навыков.
Публичная защита программы развития на 2022-2024 гг.
Недостатки объяснительно-иллюстративного обучения. К ним относятся прежде всего ориентация этого вида обучения в основном только на репродуктивное усвоение учащимися знаний, умении и навыков; учебный процесс требует от учащихся главным образом воспроизводящего типа мышления; творческое мышление функционирует крайне недостаточно. В этих условиях слабо реализуется развивающая функция обучения. В конечном итоге этот вид обучения готовит хороших исполнителей, но не творческих работников (многие ученые называют этот вид обучения объяснительно-репродуктивным).
Источник: studfile.net
Объяснительно-иллюстративное и программное обучение.
Объяснительно-иллюстративный метод. Его иначе можно назвать и информационно-рецептивным, что отражает деятельность учителя и ученика при этом методе. Он состоит в том, что обучающий сообщает готовую информацию разными средствами, а обучаемые воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию. Сообщение информации педагог осуществляет с помощью устного слова (рассказ, лекция, объяснение), печатного слова (учебник, дополнительные пособия), наглядных средств (картины, схемы, видеофильмы) практического показа способов деятельности (показ способа решения задачи, способов составления плана, аннотации и т.д.). Обучаемые слушают, смотрят, манипулируют предметами и знаниями, читают, наблюдают, соотносят новую информацию с ранее усвоенной, и запоминают.
Объяснительно-иллюстративный метод — один из наиболее экономных способов передачи обобщенного и систематизированного опыта человечества.
Сущность этого метода состоит в том, что в процессе учебной работы учитель использует иллюстрации, т. е. наглядное пояснение, или же демонстрирует то или иное учебное пособие, которое могут, с одной стороны облегчать восприятие и осмысление изучаемого материала, а с другой – выступать в качестве источника новых знаний.
В информатике иллюстрировать можно всё в силу знаковой природы информации. Важная особенность компьютерной демонстрации – это динамичность и управляемость наглядными образцами.
Объяснительно – иллюстративный метод используется при ознакомлении обучаемых с новым теоретическим материалом, формировании у них первоначальных умений работы с компьютером, программными средствами, при выработке навыков работы с клавиатурой компьютера.
Эффективность применения иллюстраций и демонстраций в значительной мере зависит от умелого сочетания слова и наглядности, от умения учителя вычленять те свойства и особенности, которые более чётко раскрывают сущность изучаемых предметов и явлений.
Одновременно демонстрация и иллюстрация являются методами, к которым часто прибегают на практических занятиях. Учитель на уроке может демонстрировать учебный материал, который облегчит усвоение темы с последующим обсуждением его содержания.
Приведём формы сочетания комментарий учителя с демонстрацией материала:
· чередование демонстрации с пояснениями учителя;
· демонстрация с последующей беседой по содержанию просмотренного;
· объяснение в ходе демонстрации;
· предварительная беседа с учащимися и последующая демонстрация.
При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий:
— применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;
— наглядность должна использоваться в меру и показывать её следует постепенно и в соответствующий момент урока;
— учащиеся должны хорошо видеть демонстрируемый материал;
— чётко выделять главные мамонты;
— детально продумывать пояснения в ходе демонстрации;
— привлекать учеников к нахождению материала для демонстрации.
Программированное обучение — это обучение по заранее разработанной программе, в которой предусмотрены действия, как учащихся, так и педагога (или заменяющей его обучающей машины). Идея программированного обучения была предложена в 50-х гг.
ХХ в. американским психологом Б. Скиннером для повышения эффективности управления процессом учения с использованием достижений экспериментальной психологии и техники. Объективно программированное обучение отражает применительно к сфере образования тесное соединение науки с практикой, передачу определенных действий человека машинам, возрастание роли управленческих функций во всех сферах общественной деятельности.
Для повышения эффективности управления процессом учения необходимо использовать достижения всех наук, имеющих отношение к этому процессу, и прежде всего кибернетики — науки об общих законах управления. Поэтому развитие идей программированного обучения оказалось связанным с достижениями кибернетики, которая задает общие требования к управлению процессом учения. Реализация этих требований в обучающих программах базируется на данных психолого-педагогических наук, изучающих специфические особенности учебного процесса. Однако при разработке этого типа обучения одни специалисты опираются на достижения только психологической науки (одностороннее психологическое направление), другие — только на опыт кибернетики (одностороннее кибернетическое). В практике обучения — типично эмпирическое направление, при котором разработка обучающих программ основывается на практическом опыте, а из кибернетики и психологии берутся только отдельные данные.
В основу общей теории программированного обучения положено программирование процесса усвоения материала. Данный подход к обучению предполагает изучение познавательной информации определенными дозами, являющимся логически завершенными, удобными и доступными для целостного восприятия.
Сегодня под программированным обучением понимается управляемое усвоение программированного учебного материала с помощью обучающего устройства (ЭВМ, программированного учебника, кинотренажера и др.). Программированный материал представляет собой серию сравнительно небольших порций учебной информации («кадров», файлов, «шагов»), подаваемых в определенной логической последовательности.
В программированном обучении учение осуществляется как четко управляемый процесс, так как изучаемый материал разбивается на мелкие, легко усваиваемые дозы. Они последовательно предъявляются ученику для усвоения. После изучения каждой дозы следует проверка усвоения. Доза усвоена — переход к следующей. Это и есть «шаг» обучения: предъявление, усвоение, проверка.
Обычно, при составлении обучающих программ, из кибернетических требований учитывалась лишь необходимость систематической обратной связи, из психологических — индивидуализация процесса обучения. Отсутствовали последовательность реализации определенной модели процесса усвоения.
Наиболее известна концепция Б. Скиннера, опирающаяся на бихевиористскую теорию учения, согласно которой между обучением человека и научением животных нет существенной разницы. В соответствии с бихевиористской теорией обучающие программы должны решать задачи получения и закрепления правильной реакции.
Для выработки правильной реакции используются принцип разбивки процесса на мелкие шаги и принцип системы подсказок. При разбивке процесса запрограммированное сложное поведение расчленяется на простейшие элементы (шаги), каждый из которых учащийся смог бы совершить безошибочно. При включении в обучающую программу системы подсказок требуемая реакция вначале дается в готовом виде (максимальная степень подсказки), затем с пропуском отдельных элементов (затухающие подсказки), в конце обучения требуется совершенно самостоятельное выполнение реакции (снятие подсказки). Примером может служить заучивание стихотворения: вначале четверостишие дается полностью, затем — с пропуском одного слова, двух слов и целой строки. В конце заучивания ученик, получив вместо четверостишия четыре строчки многоточий, должен воспроизвести стихотворение самостоятельно.
Для закрепления реакции используется принцип немедленного подкрепления (с помощью словесного поощрения, подачи образца, позволяющего убедиться в правильности ответа, и др.) каждого правильного шага, а также принцип многократного повторения реакций.
48. Проблемное обучение – обучение, при котором учитель, опираясь на знание закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет работу по формированию мыслительных способностей и познавательных потребностей учеников в процессе обучения.
Функции проблемного обучения:
1) усвоение учениками системы знаний и способов умственной практической деятельности;
2) развитие познавательной деятельности и творческих способностей учащихся;
3) воспитание навыков творческого усвоения знаний;
4) воспитание навыков творческого применения знаний и умение решать учебные проблемы;
5) формирование и накопление опыта творческой деятельности.
Деятельность учителя при проблемном обучении состоит в объяснение содержания наиболее сложных понятий, систематическом созданием проблемных ситуаций, сообщение учащимся фактов и организация их учебно-познавательной деятельности таким образом, чтобы на основе анализа фактов учащиеся самостоятельно сделали выводы и обобщения.
В результате у учащихся вырабатываются:
1) навыки умственных операций и действий;
2) навыки переноса знаний и т. д.
Существует определенная последовательность этапов продуктивной познавательной деятельности человека в условиях проблемной ситуации:
1) возникновение проблемной ситуации;
2) проблемная ситуация;
3) осознание сущности затруднения и постановка проблемы;
4) поиск способов ее решения путем догадки, выдвижения гипотезы и ее обоснования;
5) доказательство гипотезы;
6) проверка правильности решения проблем.
Выделяют несколько типов проблемных ситуаций:
1) первый тип – проблемная ситуация возникает при условии, если учащиеся не знают способы решения поставленной задачи;
2) второй тип – проблемная ситуация возникает при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых условиях;
3) третий тип – проблемная ситуация возникает в том случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью выбранного способа;
4) четвертый тип – проблемная ситуация возникает тогда, когда имеются противоречия между практически достигнутым результатом и отсутствием у учащихся знаний для теоретического обоснования.
Выделяют следующие методы, используемые при проблемном обучении (система методов М. Н. Скаткина и И. Я. Лернера):
1) объяснительный метод – состоит из системы приемов, включающих сообщение и обобщение учителем фактов данной науки, их описание и объяснение;
2) репродуктивный метод – применяется для осмысления усвоения теоретических знаний, для обработки умений и навыков, для заучивания учебного материала и т. д.;
3) практический метод – является сочетанием приемов обработки навыков практических действий по изготовлению предметов, их обработки с целью совершенствования, предполагает деятельность, связанную с техническим моделированием и конструированием;
4) частично-поисковый метод – является сочетанием восприятия объяснений учителя учеником с его собственной поисковой деятельностью по выполнению работ, требующих самостоятельного прохождения всех этапов познавательного процесса;
5) исследовательский метод – представляет умственные действия по формулировке проблемы и нахождения путей ее решения.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Обобщение передового педагогического опыта «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе ручного труда»
статья
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая. Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.
Детское творчество является специфической деятельностью, свойственной именно ребенку, и считается его универсальной способностью. Творческая деятельность удовлетворяет познавательную активность ребенка, развивает фантазию, изобретательность. В процессе этой деятельности развиваются образные представления, образное мышление, воображение. Ручной труд в детском саду — это всевозможная образовательная деятельность, зафиксированная в программе по обучению детей дошкольного возраста .
Опыт формировался в условиях МБДОУ ЦРР «Д-С «Сказка». Проанализировав авторские методические разработки, передовой педагогический опыт с детьми, накопленный по данной теме современными отечественными педагогами, а также пособия И.В.Новиковой «Работа с нетрадиционными материалами в детском саду», Ярославль, Академия Развития, 2012, И.В.Новиковой «Квиллинг.
Бумажные поделки в детском саду», Ярославль, Академия развития, 2011, Художественно-творческая деятельность. Аппликация из ткани: тематические, сюжетные, игровые занятия для детей 4-7 лет/авт.-сост. С.С. Пискулина. – Волгоград: Учитель, 2014, я заинтересовалась разнообразием и возможностью применения приемов ручного труда для развития творчества дошкольников.
В 2019-2020 учебном году мной реализовывалась дополнительная образовательная услуга по нетрадиционной аппликации «Чудесные превращения». Программа включает три раздела:
- «Обрывная аппликация»;
- «Аппликация с использованием ткани, ватных дисков и шерстяных ниток»;
- «Аппликация с использованием техники «квиллинг».
- Создание условий для развития творческой и познавательной способностей детей 4-5 лет.
- Знакомить детей со свойствами различных материалов;
- Учить основным приемам в аппликационной технике «бумажная пластика» (обрывание, сминание, скатывание в комок), технике «квиллинг» (скручивание бумажных полосок);
- Учить работать с тканью, ватными дисками, нитями, учитываю специфику материала;
- Учить детей работе с ножницами;
- Совершенствовать умение работе с клеем, приклеивая детали аппликации к основе и к друг другу;
- Содействовать проявлению увлечений и интересов у детей в совместном со взрослым творчестве;
- Совершенствование навыков ориентировки в пространстве;
- Обучение умению принимать и выполнять учебную задачу;
- Обогащать лексикон ребенка специальными терминами
- Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
- Воспитание аккуратности, усидчивости, самостоятельности, желания сделать начатую работу до конца
- Развивать воображение, образное мышление как основу творческой личности;
- Развитие сенсорных способностей восприятия, чувства цвета, формы, композиции;
- Развивать мелкую моторику и глазомер;
- Способствовать развитию конструктивной деятельности.
В ДОУ дети конструируют из игровых, строительных материалов, бумаги, мягкого картона, природного материала. Вид материала определяет и вид ручного труда .
После накопления детьми определённых конструктивных умений используются такие методы обучения, которые будут способствовать развитию активности, самостоятельность д етей , их творчество. К ним относится постановка перед детьми задач, требующих самостоятельных конструктивных решений. При отборе методов воспитатель должен помнить , что основанная цель ручного труда заключается не в том, чтобы научить ребёнка делать ту, или иную поделку, а в том чтобы развивать мышление ребёнка, его нравственные качества, эстетические чувства .
Особенностью детского ручного труда является его тесная связь с игрой: дети создают постройки и играют с ними, делают из бумаги и др. материалов игрушки и используют их в своих играх. Игры раскрывают ребёнку практическую целесообразность ручного труда , в них закрепляются и совершенствуются умения и навыки, приобретённые на занятиях . Но игра в то же время ставит перед детьми новые задачи, требующие проявления инициативы и изобретательности. Ручной труд представляет собой динамический процесс: одну и ту же поделку дети совершенствуют, перестраивают, дополняют различными деталями на протяжении многих дней. Дети знакомятся с особенностью различных материалов (бумагой, тканью, ватой, природным материалом шерстяными нитками), их структурой, технологическими приемами, необходимыми для работы с тем или иным материалом.
Ручной труд благотворно влияет на психику ребёнка, так как он успокаивает и расслабляет её. Занимаясь любимым и интересным делом, ребёнок может выплеснуть эмоциональное напряжение вовне, у него происходит разрыв напряжения, наступает успокоение. Занятия ручным трудом помогают дошкольнику выразить свое эмоциональное состояние.
Ведущая педагогическая идея
Ведущей педагогической идеей опыта является создание условий, при котором дети становятся субъектами творческого процесса через освоение технологических приемов ручного труда. Ручной труд в детском саду дает ребенку возможность почувствовать себя мастером, художником, творцом, формирует желание и стремление мастерить своими руками, прививает уважение к чужому труду , развивает самостоятельность.
Для проведения большинства занятий не нужно специального оборудования. Использование данного опыта не требует материальных затрат (подручный, бросовый материал). Материал доступен для педагогов ДОУ различного уровня.
Опытом своей работы я делюсь с коллегами: провожу открытые просмотры ООД, выступаю на семинарах, методических объединениях, принимаю участие в педсоветах, выкладываю свои материалы на своём сайте в интернете.
Новизна опыта состоит в том, чтобы через использование нетрадиционных техник аппликации и приемов ручного труда сформировать творческую личность и помочь ребенку найти «вдохновение» для творчества в окружающем мире.
Художественный труд — это продуктивная и при этом орудийная деятельность, в которой ребенок осваивает инструменты (ножницы, степлер, игла, крючок для вязания и др.), исследует свойства различных материалов (бумага, ткань, вата, ватные диски др.) и преобразует их культурными способами в целях получения конкретного результата.
Художественный ручной труд объединяет в себе сущностные характеристики художественной и трудовой деятельности.
Художественный ручной труд — это преобразующая, творческая, социально мотивированная деятельность, направленная на создание конкретного продукта, гармонично сочетающего функциональные и эстетические свойства (единство пользы и красоты).
Основная задача по ручному труду – научить детей с удовольствием мастерить, работать с любым подручным материалом, фантазировать и делать своими руками симпатичные поделки так, чтобы был виден процесс и результат работы.
Теоретические основы опыта
Л.В. Пантелеева, Е. Каменова подчеркивают ведущую роль воспитателя, который не только объясняет ребенку технические приемы обращения с различными материалами, но и систематически, целенаправленно учит понимать прекрасное, воспитывает бережное отношение к народному опыту и традициям.
Р .С. Буре указывает, что любой из видов ручного труда содержит в себе возможности для формирования у детей нравственно-волевых качеств, прилежания, стремления к качественному выполнению задуманного [2]. Возможность изготовить предмет, имеющий практическое значение, своими руками, конечно, привлекает детей. Эта особенность ручного труда, как отмечает Р.С.
Буре, становится сильным мотивом, побуждающим ребенка к овладению необходимыми навыками, к настойчивости в процессе деятельности [2]. Особенностью ручного труда является то, что в результате приложенных усилий дошкольники получают быстро готовую поделку. Ребенок имеет возможность видеть результат и оценить поделку [2].
«Создание нового образа происходит путём взаимосвязи воображения, мышления, произвольности и свободной деятельности» — по словам Выготского Л.С. «Благодаря этой взаимосвязи, воображение совершает полный круг: от накопления, переработки впечатлений к этапу вынашивания и оформления продуктов воображения».
Методика организации работы детей дошкольного возраста основывается на принципах построения педагогического процесса:
- От простого к сложному.
- Принцип систематичности.
- Принцип тематических циклов.
- Индивидуального подхода.
- Принцип последовательности.
При проведении ООД необходимо учитывать специфику возраста детей и использовать соответствующие методы и приемы обучения в зависимости от поставленных задач:
- объяснительно – иллюстративный,
- репродуктивный,
- проблемного изложения,
- частично поисковый,
- рефлексивные приёмы и методы,
- -игровой.
Объяснительно – иллюстративные: беседа, вопросы, чтение художественной литературы, образное слово (стихи, загадки, пословицы, скороговорки), объяснение, описание, напоминание, поощрение, убеждение, анализ результатов собственной деятельности и деятельности товарищей.
Большое место отводится наглядности (показ педагога, пример), то есть реальному предмету (выполненное взрослым панно, аппликация и т. д.). В процессе занятий наглядность используется в одних случаях для того, чтобы направить усилия ребёнка на выполнение задания, а в других – на предупреждение ошибок. В конце занятия наглядность используется для подкрепления результата, развития образного восприятия предметов, сюжета, замысла.
Используются на занятиях и практические методы (самостоятельное и совместное выполнение поделки). Изготовление поделки, составление композиции в присутствии детей и рассказывание вслух. Тем самым, поощряется желание «думать вслух», то есть мастерить и проговаривать действия.
Для правильной выработки навыков работы простейшими инструментами и с материалами необходимы показ и объяснение воспитателя, определенные практические действия детей под контролем взрослого, наблюдающего за правильностью выполнения операций и формированием навыка.
Игровые приемы могут быть использованы в любом типе занятий и в каждой её части: в процессе постановки и мотивации задачи, в исполнительской части деятельности, в анализе детской деятельности, в анализе и оценке детских работ.
Методические приемы, применяемые в ручном труде:
- обследование (воспитатель обращает внимание на технику, орнамент, цвет, сочетание цветов, строение);
- анализ образца, выполненного педагогом (обнаружение способа создания, основы конструкции);
- анализ серии образцов, выполненных одним способом (вычленить обобщенный способ их создания);
- анализ промежуточных результатов и побуждение к самоконтролю (учить действиям сопоставления, проговаривать названия действий, обозначений);
- анализ поделки (дать заранее установку на самоконтроль выполнения контрольных действий, взаимоконтроль).
Начиная работу по обучению детей созданию поделок из различных материалов, основное внимание следует обратить на освоение детьми основных приемов. Но это не значит, что необходимо исключить творческие задания. Часто обучение техническим приемам идет параллельно с развитием творчества детей.
Целесообразно перед обучением детей работе с природным и бросовым материалом, тканью и бумагой провести занятия по знакомству со свойствами этих материалов. При обучении различным способам преобразования материалов наиболее значительное место среди используемых методов и приемов будет занимать процесс изготовления поделки. На первых занятиях идет полный показ с подробным объяснением своих действий. По мере приобретения детьми необходимого опыта, ребят все чаще следует привлекать к показу. При ознакомлении дошкольников с различными (материалами) техниками можно использовать и поэтапный показ.
Правильно организованное обследование образцов помогает детям овладеть обобщенным способам анализа – умение определять в предмете его основные части, устанавливать их пространственное расположение, выделять детали.
Деятельность детей по преобразованию разных материалов сама по себе интересна для них, и вместе с тем, способствует формированию комбинаторных умений и творчества. А использование на занятиях художественной литературы и сюрпризных моментов делают ее еще более увлекательной, и помогает преодолевать возникающие трудности.
Широкое использование игровых приемов влияет положительно на эмоции детей, которые в свою очередь оказывают влияние на развитие творчества дошкольников. Необходимо стремиться к созданию в группе и на самом занятии атмосферы взаимной эмпатии, восхищения успехами детей.
Чтобы выдвигаемые задачи становились для детей значимыми, воспитатель раскрывает «ближайшие перспективы» — практическое применение полученных знаний и умений. С этой целью в ходе занятий педагог показывает рисунки или образцы разных поделок, которые можно выполнить в свободное время, а после занятия помещает наглядный материал в уголке творчества.
Большое воздействие оказывают на ребят готовые детские работы. Они способствуют формированию интереса детей к этому труду; стимулируют их к проявлению инициативы в совершенствовании навыков работы. С этой целью в группе организуется выставка детских работ.
Ребенок в процессе труда чувствует себя взрослым и это сознание, что он работает, трудится как взрослый, приносит ему радость, поддерживает его интерес и любовь к труду.
У детей средней группы №11 повысился интерес к творческой продуктивной деятельности. В процессе ООД дети научились создавать творческие работы в различных техниках нетрадиционной аппликации, познакомились с различными материалами для ручного труда и их особенностями.
Дети, рассматривая свои поделки, не только радуются своим успехам, но и учатся оценивать выполненные работы. У воспитанников средней группа улучшилась мелкая моторика, чувство композиции, возрос познавательный интерес. Робкие дети стали более уверенными в себе. Воспитанник средней группы №11 Кириллов Ярослав участвовал во всероссийском конкурсе «Твори! Участвуй!
Побеждай!», номинация «Зимние узоры», поделка «Зимняя ночь», Диплом победителя I место (№ диплома 53678 от 16.02.2020 г.).
При реализации дополнительной образовательной услуги по нетрадиционной аппликации были вовлечены родители. Были организованы консультации «Что должен знать и уметь ребенок к пяти годам», «Радость творчества», «Как сделать досуг ребенка интересным и познавательным». Регулярно проводились выставки творческих работ участников кружка, сделанные ранее творческие работы помещались в специальные папки. На родительском собрании был организован тренинг «В мире разноцветных фантазий». Также совместно с родителями улучшена развивающая среда «Уголка творчества» в группе.
Адресная направленность опыта