Игрушка всегда сопутствовала человеку — она является одним из самых давних видов декоративно-прикладного творчества, украшающего наш быт, радующего глаз. Первое наше знакомство с миром, его познание и понимание проходят через игрушку. Это своеобразная школа чувств, которая активизирует мысли, фантазию, речь, память, эмоции, прививает любовь к прекрасному, она служит целям умственного, нравственного и эстетического воспитания.
Публикация «Программа кружка „Мастерим игрушки сами“ (для детей 7–14 лет)» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Игрушка — это один из видов декоративно-прикладного искусства, в котором сочетаются различные элементы рукоделия: шитье, вышивка, аппликация. Работа над современной и народной игрушкой помогает ребенку развить воображение, чувство формы и цвета, точность и аккуратность, трудолюбие, знакомит с традициями народного художественного творчества. Игрушка, выполненная своими руками, имеет большое значение в творческом развитии ребенка. Вещь, над которой он трудился, вкладывая в нее выдумку, фантазию и любовь, особенно дорога ему. Таким образом, работа над созданием игрушки является творческой деятельностью и отвечает задачам художественного и трудового воспитания, развивает вкус.
Мало кто знает о таком применении клеевых стержней! Отличная идея своими руками!
Образовательная программа «Мастерим игрушки сами» направлена на обучение детей технологии кройки и шитья народной и современной игрушки, на знакомство с народной культурой и традициями.
Программа предназначена для работы с детьми в системе дополнительного образования. Рассчитана на один год обучения. Рекомендуемый возраст детей — от 7 до 14 лет.
Программа разноуровневая, позволяющая учесть особенности каждого ребенка. Рекомендуемое количество детей в группе -5-6 человек.
Большинство используемых технологий разработаны автором самостоятельно.
Образовательная программа «Мастерим игрушки сами» ориентирована на активное приобщение детей к декоративно-прикладному творчеству.
Цель программы : создать условия для творческой самореализации ребенка.
Задачи программы :
— формирование у детей навыков ручного труда;
— обучение основам кройки и шитья игрушки;
— расширение знаний об истории игрушки, традициях, творчестве,
— развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала.
-обучение приемам коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля;
— создание базы для творческого мышления;
— воспитание трудолюбия, аккуратности;
— развитие активности и самостоятельности;
— воспитание культуры общения, умения работать в коллективе.
Организация образовательной среды:
— участие в городских выставках, конкурсах;
— посещение выставок декоративно-прикладного творчества.
Основные методы и формы работы:
— словесный рассказ, беседа;
-наглядная демонстрация образцов, дидактического материала;
— выставки готовых изделий;
— участие в городских и окружных выставках, конкурсах;
— технику безопасности при работе с инструментами;
— исторические сведения о народной игрушке;
— виды ручных швов;
-технику изготовления народных кукол и современной игрушки;
— сведения о сувенирных изделиях.
— выполнять простые ручные швы;
-правильно раскроить материал, используя выкройки и шаблоны;
— работать индивидуально с методическими картами;
— эстетично оформить игрушку;
— ориентироваться на качество изделий;
— изготовить народную или современную игрушку своими
руками из доступных материалов.
— игры дидактические и развивающие;
— одноместные столы (6 шт.);
— стулья (7 шт.);
— доска школьная (1 шт.);
— книжный шкаф (1 шт.);
Материалы, инструменты, приспособления:
-искусственный мех, драп, трикотаж, фетр, хлопчатобумажный материал и др. ;
— синтепон, вата, поролон;
— отделочные материалы: пуговицы, ленты, тесьма, кружево,
нитки, нитки мулине и др. ;
— инструменты: ножницы, иглы, булавки, утюг;
— дополнительные материалы: деревянные палочки, клей.
1. Агапова, И. А. Мягкая игрушка своими руками [Текст] /
И. А. Агапова, М. А. Давыдова. — М. : Айрис-пресс, 2004. —
2. Андрианова, О. Скульптурный текстиль [Текст] / О. Анд
рианова. — М. : Дизайн Кора, 2005.
3. Бывальцева, М. В. Мягкая игрушка своими руками
[Текст]/ М. В. Бывальцева. — М. : Книги «Искателя», 2004.-
4. Ванханен, НА. Фантазии из колготок [Текст]/
Н. А. Ванханен. — М. : Профиздат, 2003.
5. Горичева, В. С. Куклы [Текст] / В. С. Горичева. — Яро
6. Городкова, Т. В. Мягкие игрушки- мультяшки и зве
рюшки [Текст] / Т. В. Городков* М. И. Нагибина. — Ярославль :
Академия развития, 1998. /
7. Ефимова, А. В. Работа с мягкой игрушкой в начальных
классах [Текст] / А. В. Ефимова. — М. : Просвещение, 1978. —
8. Конышева, Я. М Наш рукотворный мир [Текст]/
Н. М. Конышева. — Смоленск : Ассоциация XXI век, 2003.
9. Лихачева, Т. Г. Моя подружка — мягкая игрушка [Текст] /
Т. Г. Лихачева. — Ярославль : Академия развития, 1999. — 49 с.
10. Молотобарова, О. С. Кружок изготовления игрушек-
сувениров [Текст] / О. С. Молотобарова. — М. : Просвещение,
11. Нагибина, М. И. Чудеса для детей из ненужных вещей
[Текст] / М. И. Нагибина. — Ярославль : Академия развития,
12. Нагибина, М. И. Чудеса из ткани своими руками [Текст] /
М. И. Нагибина. — Ярославль : Академия развития, 2000.
Учебно – тематический план.
1 Вводное занятие —
Техника безопасности при работе с инструментами.
2,3 Виды ручных швов
4 Народная игрушка
5 Кукла «Куватка»
6 Кукла «Купавка»
7 Кукла «Крестушка»
8 История мягкой игрушки
9,10 Изделие Петушок
11,12 Изделие Кошечка
13,14 Изделие Солнышко
15 Сувенирные изделия
16,17 Изделие Валентинки для любимых
18,19 Изделие Домовёнок
20 Техника выполнения игрушки из перчаток
21 Изделие Осьминожка
22 Изделие Мурзик
23 Изделие Дракоша
24 Изделие Снеговик
игрушки. Игрушки-подушки
26-28 Изделие Хрюша-.
29-31 Изделие Медвежонок
32 Экскурсия в музей кукол.
33 Экскурсии на выставку
34 Итоговое занятие
Публикации по теме:
Мастерим поделки сами-из того, что под руками. Фотоотчет Художественно — эстетическое воспитание детей дошкольного возраста характеризуется как процесс целенаправленного воздействия средствами.
Проект «Творческое конструирование с элементами аппликации на тему: «Мастерим игрушки своими руками». Московский Актуальность проекта: «Живёт лишь тот, кто творит» В игре ребёнок развивается, умнеет. Но какая же игра без игрушек? Чем больше.
Программа кружка по обучению детей плаванию Пояснительная записка Программа имеет физкультурно-оздоровительную направленность и разработана на основе «Программы обучения детей плаванию.
Программа кружка «Приобщение детей к национальной культуре» Задачи кружка: — Пробуждать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям русского народа;.
Программа кружка «Эрудит» для детей 6–7 лет Программа кружка «Эрудит» для детей 6-7 лет воспитатель первой квалификационной категории МКДОУ №61 г. Кирова С. Н. Кононова Пояснительная.
Программа кружка «Занимательная математика» для детей 3–4 лет Пояснительная записка В настоящее время, а тем более в будущем, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В.
Рабочая программа кружка «Игралочка» для детей 2–3 лет I ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАИгры, которые представлены в данной программе, направлены на формирование восприятия ребенка раннего и младшего дошкольного.
Рабочая программа кружка по сенсорике для детей 3–4 лет Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №97 комбинированного вида» г. о. Саранск Принято «УТВЕРЖДАЮ» Решением.
Рабочая программа кружка «Экологическое окно» для детей 4–5 лет Пояснительная записка Данная программа кружка «Экологическое окно» охватывает три основных направления образования, тесно связанных между.
Рабочая программа кружка «Занимательная математика» для детей 5–7 лет Детский ум ненасытен, он постоянно требует пищи. Психологи утверждают, что возможности головного мозга ребёнка используют всего 15-20%.
Источник: www.maam.ru
Рабочая программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста 5-7 лет — Кружок «Игрушка своими руками»
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему
Программа предусматривает знакомство и изготовление русской народной тряпичной куклы, она расчитана на два года.
Скачать:
![]() |
302.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №19 «Тополёк» с приоритетным осуществлением художественно-эстетического направления развития воспитанников» г. Невинномысска
Принята решением « Утверждаю»
педагогического совета Заведующая МБДОУ №19
МБДОУ № 19 г. Невинномысска г. Невинномысска
Протокол № _______ ____________Е.А.Басакова
«____»___________ 20___г. « ____» __________20___г.
для детей дошкольного возраста (5-7 лет)
кружка «Игрушка своими руками»
Воспитатель МБДОУ № 19
г. Невинномысск, 2013г.
2.Учебно — тематическое планирование.
3.Содержание тем учебного курса. План работы кружка «Игрушка своими руками».
4.Требования к уровню подготовки воспитанников по данной программе.
5.Перечень учебно – методического обеспечения.
7. Приложения к программе.
«Без неё, без куклы,
Мир бы рассыпался, развалился,
И дети перестали бы походить на родителей,
И народ бы рассеялся пылью по лицу земли»
Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет) МБДОУ № 19 «Тополёк» и является дополнительным видом образования в форме кружковой работы.
Сегодня, русские народные промыслы переживают своё второе рождение и всё больше современных людей начинают интересоваться народными обрядами, культурой и традициями древней Руси. Приобщение детей к русской народной культуре – работа не только актуальная, но и интересная.
Ведь среди множества факторов, обуславливающих развитие ребёнка, наиболее мощным является культура. В процессе продуктивной творческой деятельности у ребёнка появляются и развиваются — творческое воображение, коммуникативные навыки, способность принимать позицию другого человека, основы его будущей рефлексии. В этом процессе ребёнок и взрослый совместными усилиями превращают исторический опыт человечества в систему открытых проблем, которые подлежат постепенному осмыслению со стороны ребёнка. Чем раньше ребёнок почувствует свои корни, «корни памяти», тем охотнее он будет в дальнейшем обращаться к опыту и знаниям людей, живших в далёкие времена, научится чтить память своих предков.
Игрушки – важнейшие составляющие любой культуры. Одной из наиболее любимых игрушек всегда была кукла .
Кукла – первая среди игрушек, знак человека, его игровой образ-символ. В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны, народа, отражая их движение и развитие. Кукла известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. На неё не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.
Являясь частью культуры всего человечества, она сохраняет в своём облике самобытность и характерные черты создающего её народа. В этом главная ценность традиционной народной тряпичной куклы.
Тряпичная кукла – игрушка с ценными воспитательными качествами, которые признаны и используются этнопедагогике, в практической работе с детьми. Кукла не рождается сама, её создаёт человек. Сам процесс изготовления приносит радость, работа с мягким (теплым) материалом даёт ощущение тепла, нежности.
При изготовлении игрушки развивается мелкая моторика пальцев, что связано с развитием мышления, происходит массаж рук. Изготовив игрушку, ребёнок играет с ней (кормит, укладывает спать, разговаривает), т.е. осваивает различные социальные роли. Застенчивый, комплексующий ребёнок в игре часто заменяет куклой себя. Таким образом, кукла выполняет коррекционную функцию. Кукла — это великолепный образец для занятий по рукоделию, художественному труду и творчеству.
И именно поэтому, я выбрала данное направление в работе с детьми и считаю его — актуальным, интересным и необходимым, для развития творческих способностей, коммуникативных навыков и мелкой моторики детей.
На практике эти задачи реализуются через занятия с детьми в кружке «Игрушка своими руками» .
Целью кружка является:
— создание у детей положительного эмоционального отношения к народным традициям и духовным ценностям русского народа;
— развитие художественно-эстетических способностей и творчества дошкольников через познание русских народных традиций, одним из носителей которых является древнейшая из игрушек – тряпичная кукла ;
— формирование художественного вкуса детей посредством приобщения их к народному творчеству.
— изучить народные традиции, связанные с историей русской тряпичной куклы;
— познакомить с различными техниками изготовления народной куклы;
— научить работать с тканью и сопутствующими материалами;
— способствовать развитию воображения, мелкой моторики, конструктивных умений, творческих способностей и художественного вкуса;
— на народных традициях воспитывать чувство уважения к обычаям нашего народа, интерес к народно-прикладному творчеству;
— воспитывать наблюдательность, аккуратность, эмоциональную отзывчивость, усидчивость;
— способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности, тряпичная кукла, интересен окружающим.
Программа кружка предполагает два года обучения . Она рассчитана на старший дошкольный возраст детей (5 – 7 лет).
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня. Продолжительность занятия 25 минут (30 минут).
В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях необходимо дать возможность каждому ребёнку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания.
Кружковая работа реализуется в совместной деятельности с детьми.
Образовательный процесс строится на принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников и носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей.
Региональный компонент реализовывается через ознакомление детей с творчеством региональных писателей (стихи, сказки, потешки), художников, а также народными играми как часть совместной деятельности (беседы, физминутки).
Интеграция с другими образовательными областями:
1. «Физическая культура»:
— развитие мелкой моторики.
— цветотерапия, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
— развитие свободного общения с взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности.
— сенсорное развитие, формирование целостной картины мира, расширение кругозора в сфере народного творчества.
— формирование гендерной, семейной принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
— использование музыкальных произведений во время занятий.
— формирование трудовых умений и навыков; воспитание трудолюбия и ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.
8. «Чтение художественной литературы»:
— использование художественных произведений; развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
— формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности.
В целях отслеживания динамики достижений детей предусмотрена система мониторинга:
первичная диагностика (выявление стартовых условий, проблем развития и достижений ребенка) – сентябрь, 7дней
итоговая диагностика (оценка степени решения поставленных задач) – май, 7 дней.
Ожидаемый результат работы кружка:
— организация ежемесячных выставок детских работ для родителей;
— тематические выставки в ДОУ;
— участие в городских конкурсах;
в ходе работы дети:
— получат возможность подробнее познакомиться и опробовать различные техники изготовления народной куклы;
— научатся видеть богатый красочный мир народного искусства, попытаются передать всё его многообразие в своих работах;
— научаться быть более чуткими, тактичными, терпимыми;
— научатся слушать и слышать друг друга;
— получат удовольствие от своей работы и почувствуют, что продукт их деятельности, тряпичная кукла, интересен педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада.
Система оценки достижений детей:
1 — хорошо работать с тканью и сопутствующими материалами (вата; синтепон; нитки: ирис или прочные хлопчатобумажные; ленты; кружева);
2 — изготавливать тряпичную куклу под руководством педагога — 1 год обучения (самостоятельно изготавливать тряпичную куклу по образцу педагога — 2 год обучения );
3 — фантазировать и создавать выразительные образы, используя изученные техники изготовления тряпичных кукол;
4- плодотворно взаимодействовать с другими детьми и педагогом во время выполнения работ;
5 — знать виды и названия кукол (игровая, обрядовая, обереговая);
6 — знать технологию изготовления кукол.
3 балла — ребёнок правильно и самостоятельно выполняет работу;
2 балла — ребёнок испытывал затруднения, но с помощью педагога выполнил задание;
1 балл — ребёнок и с помощью педагога не справился с заданием.
Шкала уровней: 0-6 – низкий уровень; 7-14 – средний уровень; 15-18– высокий уровень. (Приложение 2)
Деятельность в кружке – это радость творчества, школа художественного вкуса, развитие кругозора, раскрытие творческих способностей и огромный терапевтический эффект.
«Не запрещайте детям творить,
Пусть иногда выходит криво –
Но их нелепые мотивы
Никто не в силах повторить»
Учебный план работы кружка:
Источник: nsportal.ru
Рабочая программа кружка «Мягкая игрушка» с тематическим планированием
Данная программа поможет организовать работу с детьми во внеурочное время в кружке по созданию мягких игрушек своими руками от простого к сложному.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка «Мягкая игрушка» с тематическим планированием»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»
города Торжка Тверской области
Заместитель директора школы по УВР
_______ И.А. Ефимовская
«_____» __________2015 г.
И.о. директора МБОУ СОШ №5
________ А.Н. Скорбовенко
«_____» __________2015 г.
Рабочая программа
«Мягкая игрушка»
Возраст детей, на которых рассчитана программа
Срок реализации программы
Составитель: Виноградова Л.Н.,
высшая квалификационная категория
Пояснительная записка.
Кружок «Мягкая игрушка» рекомендуется для детей 7-14 лет, (минимальный возраст – 7 лет).
Обучение групповое и звеньевое (возможно индивидуальное). Группа формируется по принципу добровольности.
Направление: художественное творчество.
Программа рассчитана на 1 год обучения (34 часа). Занятия проходят 1 раз в неделю по 1,5 часа. В целях снятия напряжения и перегрузок при проведении занятий используются зрительная гимнастика и физкультурные паузы.
Игрушка – один из самых древних видов декоративно-прикладного искусства, искусства, украшающего наш быт, радующего наш глаз.
Игрушку любят все: дети и взрослые. Для детей она забава, игра; взрослые же с радостью смотрят на красивые, забавные игрушки, которые доставляют им истинную радость, переносят в мир детства, вызывают добрую улыбку.
Игрушка всегда сопутствовала человеку. Из глубины веков пришла к нам традиция делать игрушки – куклы из лоскутков ткани, меха. В настоящее время необычайно возрос общественный интерес к народному творчеству, к предметам ручного художественного труда.
Работа с детьми над мягкой игрушкой-самоделкой является одной из форм эстетического и трудового воспитания подрастающего поколения. Такие занятия открывают большие возможности для развития детской инициативы, будят положительные эмоции, вдохновляют, активизируют детскую мысль, способствуют формированию трудовых навыков.
«Программа «Мягкая игрушка» является модифицированной и составлена на основе типовой программы Министерства просвещения (Сборник программ для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ «Культура быта» (Кружки по прикладному искусству и обслуживающему труду) Москва Просвещение 1982. «Мягкая игрушка») и авторской программы «Русский сувенир» (Старченко Т.В., учитель технологии высшей категории, СОШ №42).
Программа имеет художественно-эстетическую направленность. Художественная деятельность учащихся на занятиях находит разнообразные формы выражения при изготовлении различных изделий.
Творческое развитие школьников осуществляется через знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства, традициями народных ремесел, образцами дизайнерских разработок. Большое значение имеет обсуждение художественных выставок и работ одноклассников, поиск и подбор иллюстраций для составления коллекции образцов изделий.
Художественные изделия могут выполняться как индивидуально, так и коллективно. Законченные работы могут быть изготовлены для дома, использованы для оформления интерьера школы или коммерческих целей. Общественное значение результатов декоративно-прикладной деятельности школьников играет определяющую роль в их воспитании.
В программе прослеживаются межпредметные связи со школьными образовательными областями. Изучая основы материаловедения, обучающиеся пользуются и расширяют знания, полученные ими на уроках технологии. При выполнении схем, эскизов изделий, работе над композицией применяются знания из области рисования и математики.
Курс программы выстроен от простого к сложному. При выполнении практических работ школьники, кроме освоения технологических приемов, должны включаться в решение задач, направленных на создание целостного изделия, отвечающего как функциональным, так и эстетическим требованиям.
Изготовление своими руками красивых и нужных изделий вызывает повышенный интерес к работе, приносит удовлетворение результатами труда, стимулирует последующую деятельность. Представляется уникальная возможность соединить трудовую подготовку с эстетическим воспитанием. Именно поэтому данная программа предлагает вести обучение трудовым навыкам в неразрывной связи с художественной обработкой материалов и ставит своей основной задачей сформировать у школьников эстетическое отношение к труду. В основу программы положено обучение, основанное на развитии интереса и творческих возможностей школьников.
Актуальность заключается во введении в курс обучения регионального компонента при изготовлении куклы в саамском костюме.
Цель занятий кружка «Мягкая игрушка» — способствовать развитию у обучающихся творческой активности, художественной инициативы, самостоятельности при создании различных игрушек своими руками.
Основные задачи программы
Образовательные:
совершенствовать практические умения и навыки учащихся в обработке различных материалов;
ознакомить учащихся с профессиями, связанными с обработкой тканей, с профессией дизайнера;
ознакомить с различными видами декоративно-прикладного искусства, народного творчества и ремесел;
научить изготавливать игрушки в различных техниках исполнения.
Развивающие:
развивать художественную инициативу;
развивать самостоятельность и способность решать творческие задачи;
развивать зрительное восприятие;
развивать мелкую моторику пальцев рук;
формировать эстетический и художественный вкус.
Воспитательные:
воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, умение довести начатое дело до конца;
воспитывать отзывчивость и умение работать в коллективе;
уметь обогатить и разнообразить свой досуг.
Программой предусмотрены экскурсии в музеи, выставочные залы, где обучающиеся знакомятся с историей возникновения различных промыслов, с работами мастеров-прикладников, выполненными на основе изучения лучших художественных традиций народного искусства.
Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся
Обучающиеся должны знать:
общие сведения об истории игрушки;
виды декоративно-прикладного искусства народов нашей страны;
различные материалы, инструменты и приспособления, применяемые в традиционных художественных ремеслах;
понятие о композиции в одежде, виды отделки швейных изделий;
детали одежды народного костюма, варианты выполнения;
технологию выполнения машинных и ручных работ для соединения деталей;
правила техники безопасности;
технологию изготовления игрушек;
правила работы с технологическими картами.
Обучающиеся должны уметь:
выполнять сувенирные изделия разной степени сложности по данным лекалам, выкройкам и образцам;
подготавливать материалы для работы;
подбирать ткани и отделку по цвету, рисунку, фактуре;
пользоваться инструментами, приспособлениями, швейным оборудованием;
соединять детали сувениров, игрушек между собой, выполнять машинное, ручное, клеевое соединение материалов;
экономно расходовать материалы;
эстетично оформлять изделия;
оформлять выставочные материалы;
работать индивидуально и коллективно.
КРИТЕРИИ И ФОРМЫ ОЦЕНКИ
В процессе обучения осуществляется контроль за уровнем знаний и умений обучающихся. Каждая созданная работа наглядно показывает возможности учащегося. Уровень усвоения программного материала определяется по результатам выполнения практических работ. С каждым ребенком отрабатываются наиболее сложные элементы, здесь необходимо внимательное, чуткое и доброе отношение к маленькому автору. Выбирается дифференцированный подход к обучающемуся, все удачи поощряются, все недочеты тактично и мягко исправляются. Контролируется качество выполнения изделий по всем разделам с учетом следующих критериев:
• удовлетворительное качество работы и соответствие ее художественным требованиям;
• четкое соблюдение последовательности технологических приемов;
• художественная выразительность и оригинальность творческих работ.
Программа всех разделов кружка усложняется от занятия к занятию. Постепенно, создавая работы малых или больших форм, выполненные за короткое или длительное время, педагог и сами ребята видят качественный и творческий рост от работы к работе. В связи с этим мы определили критерии, по которым оценивается работа учащихся на различных сроках обучения: аккуратность; четкость выполнения изделия; самостоятельность выполнения; наличие творческого элемента.
«Зачёты» за теоретические знания проводятся в виде викторин, кроссвордов, ребусов.
Формами подведения итогов работы могут быть: открытые занятия, выставки, творческая защита, самооценка, коллективное обсуждение и др.
Итоговая оценка осуществляется в форме показа лучших работ на выставках — районных, городских, персональных. Лучшие работы отмечаются грамотами, дипломами, подарками.
Методические особенности реализации программы
Учитывая возрастные особенности обучающихся при реализации программы, используются следующие методы обучения: лекционный, проблемно-поисковый, практический, организация самостоятельной работы. Основное время в образовательной программе отводится выполнению обучающимися практических работ, в ходе которых закрепляются знания, умения и навыки.
На занятиях сочетаются групповая и индивидуальная формы обучения. Индивидуальная форма обучения особенно важна, так как уровень подготовки обучающихся значительно различается. Используются различные виды инструктажа, демонстрация приемов работы. Самореализации обучающихся способствует создаваемая на занятиях положительная эмоционально-психологическая атмосфера, взаимопомощь, сотрудничество, использование методов поощрения. Обсуждение изготовленных изделий, конкурсы стимулируют проявление инициативы и творчества обучающихся.
Методическое обеспечение программы включает:
цветовой круг (таблица);
методические разработки поэтапного изготовления изделий;
наглядные пособия (альбомы с образцами ручных стежков и строчек, машинных швов);
образцы видов тканей;
образцы видов меха;
таблицы и инструкционные карты по выполнению изделий;
образцы с видами отделки изделий;
образцы поузловой обработки швейных изделий;
образцы готовых изделий;
контрольное задание (набор карточек).
Техническое оснащение занятий
Для занятий кружка необходимо просторное, светлое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим нормам.
Учебное оборудование: столы и стулья, доска для записи учебного материала, магнитная доска; шкаф или витрина для размещения и хранения работ детей.
Для успешной реализации данной учебной программы необходимы:
набор игл разной величины;
нитки катушечные разных цветов;
нитки: суровые, шерстяные, мулине;
пинцет и палочки для набивки игрушки;
проволока для каркаса: медная, алюминиевая;
цветная бумага;
различные виды тканей: х/б, трикотажное полотно, шёлк, капрон, мешковина, мех;
набивочный материал: вата, синтепон;
фурнитура: пуговицы, крючки;
клей ПВА, «Момент»;
швейная машина;
доска для утюжельных работ;
выставочные площади и витражи;
Структура занятия может выглядеть следующим образом:
1. Мотивационно-ориентировочный этап:
Организация начала занятия, постановка задач, сообщение темы и плана занятия;
Выявление имеющихся у детей знаний и умений для подготовки к изучению новой темы (повторение);
Создание ориентировочной схемы действия (планирование);
2. Исполнительный этап:
Упражнения на усвоение и закрепление знаний, умений и навыков, анализ образца, выполнение работы по образцу, по инструкции педагога, по собственным эскизам, впечатлениям и представлениям.
3. Рефлексивно-оценочный этап:
Подведение итогов занятия, формулирование выводов, выражение эмоционального отношения к результатам деятельности (работы детей сравниваются с образцом, представляется на всеобщее обозрение, дается оценка результатов работы, похвала за инициативу).
Чтобы превратить учебное занятие в живое, заинтересованное решение проблем, необходимо соблюдение следующих требований:
— организация работы детей на доступном для них уровне с учетом возможностей и их интересов;
— четкое поэтапное объяснение учебного материала или обучение практической операции;
— организация «обратной связи», которую можно осуществить по ходу объяснения новой темы, после ее изучения и как итоговую проверку;
создание оптимальных условий для самообразования, творческого развития ребенка;
индивидуальный подход на всех занятиях, с учетом цели и возможностей, творческого потенциала каждого ребенка на основе знания его способностей, потребностей, склонностей.
Источник: kopilkaurokov.ru