Сценарий развлекательно-игровой программы «Масленица весела – всех на игры увела» на основе программы «Добрый мир. Православная культура для малышей» Л.Л.Шевченко в рамках РИП «Формирование духовно-нравственной культуры в условиях преемственности ФГОС ДОО”
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ «ДОЛИНСКИЙ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»
694051, г. Долинск, ул. Комсомольская 31-Б
РАЗВЛЕКАТЕЛЬНО-ИГРОВОЙ ПРОГРАММЫ
«МАСЛЕНИЦА ВЕСЕЛА – ВСЕХ НА ИГРЫ УВЕЛА»
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
на основе программы
«Добрый мир. Православная культура для малышей»
в рамках РИП
«Формирование духовно – нравственной культуры
(православной культуры) в условиях преемственности ФГОС
дошкольного и начального общего образования»
Армадистова Елена Александровна,
Цель мероприятия : Приобщение детей к миру общечеловеческой культуры через знакомство с праздничными православными традициями и обычаями русского народа.
Как на масленой неделе
– Формировать у детей представления о традициях и обычаях празднования Масленицы.
– Закреплять знания детей о русских народных играх и развлечениях.
– Расширение понятий об устном народном творчестве (заклички, загадки, поговорки).
Развивающие :
– Совершенствовать двигательные умения и навыки детей.
– Развивать память, мышление, ловкость, быстроту, координацию движений, меткость, творческие способности.
Воспитывающие :
– Воспитывать интерес к культурному наследию русского народа.
– Прививать желание участвовать в совместных русских народных играх и аттракционах.
Предварительная работа:
– Беседа с детьми о традиционном праздновании Масленицы.
– Рассматривание иллюстраций о Масленичных гуляниях.
– Разучивание песен, народных игр, хороводов, закличек о весне, стихов о Масленице.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, музыкально-художественная.
Ход мероприятия:
Праздник проходит на улице
Звучит весёлая народная музыка – дети стоят в кругу. Выходит Скоморох с бубном
Собирайся, народ, в гости Масленица ждет!
Сценарий праздника «Как на масленой неделе…» для детей среднего дошкольного возраста
Цель: формирование у детей среднего дошкольного возраста духовно-нравственных чувств посредством знакомства с русской народной культурой.
1. Закреплять знания детей о русских народных традициях и обычаях проводов зимы — Масленицы.
2. Способствовать развития интереса к народному творчеству.
3. Воспитывать любовь и уважение, гордость за принадлежность к русскому народу.
Под веселую русскую народную мелодию дети входят в зал и становятся полукругом возле куклы Масленицы.
Публикация «Сценарий праздника „Как на масленой неделе…“ для детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Масленица. Русский народный праздник
- Масленица. Сценарии праздников, развлечений, проводы зимы
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
В гости Масленица ждет!
«Как на масляной неделе» — театрализованная игровая программа для детей. РМБУК «СМКДО»
С самоваром, огоньком,
Солнцем, снегом, ветерком!
Сценарий внеклассного мероприятия. Музыкально – игровая программа «Как на Масленой неделе…»
Цель мероприятия: Сохранение народных традиций празднования Масленицы.Дети должны окунуться в атмосферу традиций русского народа и встречи Масленицы (русские костюмы, игры, песни, старинный интерьер избы и посуда) , что способствует сохранению добрых обычаев и традиций русского народа.
Оценить
197 0
Содержимое разработки
Сценарий внеклассного мероприятия.
Музыкально – игровая программа
«Как на Масленой неделе…»
Так же нужна подготовительная работа: изучение песен, стихов, игр, хороводов, знакомство с традициями и оформлением зала.
Цель: Сохранение народных традиций празднования Масленицы.
Задачи мероприятия:
Обучающая: знакомство со старинными — добрыми традициями русского народа, в частности весенним циклом праздников, с образцами русского фольклора.
Развивающая: развивать умение исполнять народные песни в свойственной им манере, участие в обрядовых действиях. Развитие творческих способностей детей. Активизация художественной фантазии и воображения.
Воспитательная: пробуждение интереса к русскому фольклору и обрядам, уважения к народным обычаям, приобщение к старинным календарным традициям.
Участники:учащиеся 1-3 классов ДШИ п.Пожва
«Народные праздники на Руси». Москва Центрполиграф 2004 год
М. Лобанов «Этносольфеджио» Издательство Композитор Санкт-Петербург 2007 г
Бердникова Н.В. Весёлая ярмарка. Народные и календарные праздники для детей
3-10 лет. Ярославль. 2005.
А. Коринфский «Народная Русь».
Михайлова М.А. А у наших у ворот развесёлый хоровод. Народные праздники, игры и развлечения. Ярославль. 2005.
Некрылова А. Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь. М., 1991. С. 118 – 211, 459-464
Пашнина В.М. А у нас — перепляс! Фольклорные праздники для 1 — 4 классов. Ярославль 2005
Царёва Н.А. Уроки госпожи мелодии. 3 класс. М., 2003.
Музыкальный материал:
1.Хрестоматия русской народной песни. Издательство «Музыка» 1991 г
2.«Жаворонушки» русские песни, прибаутки, сказки, игры. Москва « Советский композитор» 1986г. стр.59-64
3.Песни для исполнения: «Веснянка», «Ой, кулики-жаворонушки» (учебник Н.Царёвой, 3 класс, с.23, 24).
4.Фонохрестоматия 3 класс, 1 кассета № 12-15: «Весна, где далёко была», «Поле чистое» (качельная), «А мы просо сеяли» (песни весеннего цикла), хор «А мы просо сеяли» из оперы Н.Римского-Корсакова «Снегурочка».
5.Хороводы: «Ай на горе мы пиво варили», «А мы просо сеяли», Чайковский «Времена года», А.Вивальди «Времена года. Весна»
Иллюстративный материал:
Костюмы (Скоморох,Весна, Петрушка – 2 шт.), блин(вырезанный из картона), снежки из бумаги, детские лопатки, обручи, корзины, платок.
Оборудование:звуковое оборудование, реквизит для игр, записи песен (аудиохрестоматия к учебнику Н.А.Царёвой «Уроки госпожи мелодии» 3 класс, 1 кассета).
Сегодня здесь Весну встречаем
И с поклоном приглашаем
Всех кто любит веселиться
И смеяться, и резвиться.
Собрались мы позабавиться, да потешиться
Пошутить, поиграть, посмеяться
Смех, Вам, да веселье
Надоела нам зима,
Надоели морозы, да метели!
Покличите, дети, Весну-красну
Закличка:
Ой, кулики — жаворонушки!
Прилетайте к нам у водонушки
Летел кулик из-за моря
Принес кулик 9 замков
Кулик, кулик запирай зиму
Отпирай весну, тепло летечко.
ФНГ №2, появляется Весна
ВЕСНА:Здравствуйте, друзья!
Принесла я Вам тепло Красно солнышко.
Вы ребята не скучайте, весну красную встречайте.
Снег и холод прогоню,
Тепло с юга принесу.
Будем с вами мы играть
На вопросы отвечать.
Как услышите весть хорошую-
В ладоши хлопайте,
А если не очень хорошую –
Игра: «У Весны сегодня день рождения»
СКОМОРОХ:У Весны сегодня День рождения! (хлопают)
Угощаемся блинами и печением!(хлопают)
Зиму просим поскорее уходить!(хлопают)
Рубль последний готовы прокутить!(топают)
За игру вручу коробочку конфет! (хлопают)
Вы откроете, а там ничего нет!(топают)
Бабушки и девушки очаги все разожгли!(хлопают)
Всем блиночков, всем блиночков напекли!(хлопают)
Блины с медом, да вареньем!(хлопают)
Не блины, а объеденье!(хлопают)
Блины сладкие с начинкою!(хлопают)
Все с пуховою перинкою!(топают)
А иные и с подушками!(топают)
А другие и с ракушками!(топают)
ВЕСНА:- А знаете ли вы ребята, что за праздник — Масленица?
(Ответы детей)
— Это проводы зимы и приход весны
— Вкусные и румяные блины
— Блин-символ солнца и тепла
— Масленица — это когда собираются все друзья на дворе, устраивают игрища, песни, танцы, шутки. Масленица — Сырная неделя — справляется за семь недель до Пасхи.
— Когда сжигают Масленицу — значит избавляются от бед, неприятностей, подготавливаясь к великому посту.
СКОМОРОХ:1 день масленицы (понедельник) – «ВСТРЕЧА»
С утра строят снежные горки, качели, балаганы. Начинают печь блины.
Ребята, а вы любите блины и с чем вы их кушаете?(сметана, мед, сгущенка, икра и разные начинки: творог, мясо и т.д.)
ФНГ №3,
Игра:«Горячий блин»
Дети встают в круг и делают руки ладонями вверх. Включается веселая музыка. Первому участнику кладется на ладони «Блин», и он должен как можно скорее передать этот блин на ладони другому участнику. В этот момент, когда музыка оборвется, участник, у кого в этот момент будет в руках «блин», выбывает. Так же выбывает участник, который уронит блин при передаче.
ВЕСНА:2 деньмасленицы(вторник)– «ЗАИГРЫШ»
С этого дня начинались разного рода развлечения: катания на санях «по солнышку» (по часовой стрелке) чтоб помочь солнцу прогнать зиму; устраивались народные гулянья, катания с ледяных горок, представления с Петрушкой.
ФНГ № 4,
Игра «Одень Петрушку»
Разделить учащихся на 2 команды. Из двух команд выбираются по одному человеку на которого одевают костюм Петрушки (колпак, рубаха, кушак, штаны, сапоги). Игра проводится на время
СКОМОРОХ: А вот и 3 день масленицы(среда)– «ЛАКОМКА»
В среду тещи приглашают своих зятьев на блины, зятья приносят подарки — расписные пряники. В каждой семье накрывают столы с вкусной едой, пекут блины, в деревнях в складчину варят пиво. Собираются родственники. Тёща для зятя пироги пекла.
ФНГ № 5
«Игра с лентой»
Участники встают в круг. Водящий проходит сзади, держа в руках ленту. Все произносят слова:
Заря-зарница, красная девица,
По полю ходила, ключи обронила.
Ключи золотые – ленты голубые.
Кольца обвитые – за водой пошла!
При последних словах водящий кладёт ленту на плечо одному из игроков. Игрок и водящий бегут в противоположные стороны, обегая круг и пытаясь занять освободившееся место. Проигравший становится водящим.
ВЕСНА:4 деньмасленицы (четверг) – «ШИРОКИЙ»
С этого дня Масленица разворачивалась во всю ширь. Ходили по домам ряженые с чучелом Масленицы, славили хозяев (желали здоровья и добра, чтоб животинка водилась и посуда не билась) и за это гостей щедро угощали блинами. Народ предавался всевозможным потехам: взятие снежной крепости, кулачные бои, всевозможные молодецкие забавы.
Не устали еще веселиться? Может, дадим голове потрудиться? Прочитаю вам ЗАГАДКИ, а вы готовьте мне отгадки.
1.Стоял я посреди двора, где веселилась детвора, но от солнечных лучей превратился я в ручей. (Снеговик)
2.Утром ранним не спеша надуваю красный шар, а как выпустят из рук — станет вдруг светло вокруг. (Солнце)
3.Из оконца в оконце — золотое веретенце. (Солнечный луч)
4.С неба пришел, в землю ушел. (Дождь)
5.Без языка, а говорит. Без ног, а бежит. (Ручей)
7.Старый дед, ему сто лет, мост намостил. Пришла красна, весь мост разогнала. (Мороз и весна.)
8.Что не сеяно весной родится? (Трава)
9.Маленько, зелененько все поле покрыло. (Весенний луг.)
10.Матушкой весной — в платьице цветном, матушкой зимой — в плаще белом. (Поле)
11.Начали братцы из люльки выбираться. На землю упали — зелеными стали. (Прорастающее зерно.)
12.Летом ходит без дороги возле елок и дубов, а зимой он спит в берлоге, от мороза пряча нос. (Медведь)
13.Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча. (Печь.)
14.По небу ходит Маляр без кистей. Краской оранжевой красит людей. (Солнце.)
15.Хочет — прямо полетит, Хочет — в воздухе висит, Камнем падает с высот. И в полях поет, поет. (Жаворонок.)
16.Молоко над речкой плыло, Ничего не видно было. Растворилось молоко – Стало видно далеко. (Туман.)
СКОМОРОХ:5 день масленицы (пятница) – «ТЕЩИНЫ ВЕЧЕРКИ».
Родители идут в гости к детям. Блины готовит молодая хозяйка. Зятья угощают тещ. Теща обязана была прислать с вечера всё необходимое для печения блинов и научить невестку какому-нибудь старинному секретному рецепту.
В этот день устраивались народные гулянья, представления с Петрушкой. Публику традиционно веселили скоморохи и любимый народный герой — Петрушка. Обычно он был одет в красную рубаху, колпак на голове, плисовые штаны и щегольские сапожки. У Петрушки был длинный нос и горб (или два горба) на спине.
ФНГ № 6
Игра «Золотые ворота»
Половина участников игры встают в круг лицом к центру, подняв вверх сцепленные руки. Через эти «ворота» пробегает цепочка остальных игроков, взявшись за руки. При этом они обегают каждого из стоящих змейкой.
Стоящие произносят:
Золотые ворота пропускают не всегда:
Первый раз прощается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
На последней фразе опускают руки. Те, кто остался внутри круга, встают в него, увеличивая число «ворот». Не пойманные, восстанавливают цепочку и снова бегут. Два-три игрока, которых не поймали, считаются победителями. Запрещается останавливаться перед «воротами», боясь быть пойманными, нельзя расцеплять руки, нельзя заранее опускать руки, закрывать «ворота»)
ВЕСНА: 6 день масленицы (суббота) – «ЗОЛОВКИНЫ ПОСИДЕЛКИ»
Золовка – сестра мужа, молодая невестка приглашала к себе в гости родных мужа. А если она еще не замужем, то приглашала к себе в гости своих незамужних подруг. И вновь были блины и разные угощенья, и, конечно же, веселье до утра!
ФНГ № 7, 8, 9…
Игра- эстафета «Взятие снежного городка», 2 команды
- «Сугроб» — в обруче лежат снежки, которые нужно перенести детской лопаткой в корзинуна против
- «Снежки» — команды перекидывают снежки на территорию соперников, пока звучит музыка
- «Снежный ком» — чья команда больше соберет снежков в корзину.
СКОМОРОХ: 7 день масленицы (воскресенье) – «ПРОЩЕНЫЙ ДЕНЬ» или «ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ»
Последний день масленицы – самый важный. Все просили прощения, чтобы освободиться от старых обид и встретить весну с чистым сердцем и легкой душой.
В этот день сжигают чучело Масленицы, пепел развевают по полям — для хорошего урожая и поют прощальные песни.
Давайте устроим большой хоровод и споем песню «Прощай, Масленица»
ФНГ «Прощай, Масленица»
ВЕСНА: Ну, вот и воскресенье,
Проси у всех прощенья.
СКОМОРОХ:Прости меня, если виноват!
ВЕСНА:И ты меня.
ВМЕСТЕ:Бог простит!
СКОМОРОХ: Ребята, вспомните, не обидели ли вы кого-нибудь?
Игра «Прощание»
(Мальчики девочкам)
За обиды нас простите,
зла на нас вы не держите!»
(Девочки в ответ)
и обижаться на Вас мы не станем.
И вы нас простите, зла на нас не держите»
(Ребята кланяются и обнимаются)
ВЕСНА: Спасибо ребята за веселье
Да будет теперь угощенье!
СКОМОРОХ: С веселой Масленицей, Вас!
Источник: www.prodlenka.org