Игровая программа как форма досуга

Игра представляет собой сложный социокультурный феномен и уникальное явление действительности и может быть поэтому вызывает такой интерес в различных областях знаний: философии, культурологии, этнографии, теории управления, психологии и педагогике. В многообразии определений игры в качестве опорного может рассматриваться следующее: игра есть действие, протекающее в опре­делённых рамках места, времени, смысла в обозримом порядке и по добровольно принятым правилам, вне сферы материаль­ной пользы и необходимости; сопровождающееся настроением и чувствами подъёма и напряжения, отрешённости и восторга (Й. Хёйзинга).

Структуру игры можно представить в виде пирамиды (тетраэдр), где на вершине расположен игровой контекст, в основании три угла образуют игровые роли, воображаемая ситуация, правила игры. Игровой контекст представляет собой своеобразную систему значений, придаваемых объектам и явлениям, с которыми взаимодействует субъект. Правила игры определяют способы и средства взаимодействия играющих, соблюдение игровых правил сохраняет игровой контекст, позволяет игре существовать. Игровая роль оформляет место и задачи участника в игре, может быть как простой и функциональной (как в большинстве спортивных игр), так и многоаспектной и вариативной (как, например, в ситуационно-ролевой игре). Воображаемая ситуация имеет в своей основе некий завершенный эпизод, определяет пространство и время действия игроков, раскрывает игровой контекст.

Игровые технологии в постановке культурно-досуговых программ

Актуальность использования игры в сфере организации досуга подрастающего поколения в настоящее время обусловлена рядом обстоятельств. Первое обстоятельство связано с повышением интерактивности средств образования, увеличением доли игровых и виртуальных тренажеров и готовности учащихся приобретать новый опыт, знания и умения с их помощью.

Второе обстоятельство состоит в том, что современному человеку (и ребенку в том числе) необходимы специально организованные ситуации, позволяющие сбросить напряжение, переключиться, отвлечься от повседневных проблем. Создаваемые ситуации должны отличаться увлекательностью и азартом, интерактивностью и вариативностью смыслов, решений и действий, сочетать возможности релаксации, развлечения и активного отдыха. Таким требованиям полностью отвечают игры во всем своем многообразии.

Третье обстоятельство связано со снижением роли и значения общественных объединений и клубных сообществ, с сокращением участия подростков в детских объединениях в сфере дополнительного образования. Следствием этого становится обеднение опыта взаимодействия у нынешних школьников. Активное использование игр в организации детского досуга позволяют смягчить это обстоятельство, объединяя детей, пусть временно, в игровые сообщества, группы по интересам.

Игра создает возможности для активного отдыха детей и молодежи. Позитивный эмоциональный фон, исходное стремление участников получить удовольствие от игры и общения, свободный стиль взаимодействия способствует раскрепощению воспитанников.

Онлайн игровая программа для всей семьи

Активизация интеллектуальных, двигательных, коммуникативных и других способностей детей в ситуации азарта, увлечения происходит без напряжения и волевых усилий. Игровой план взаимодействия (действие «понарошку») снижает тревожность и опасения играющего за возможный неуспех.

Степень добровольности игровых действий, свободы играющего высока и представлена такими возможностями: выбор роли, выбор способа действия и игрового средства, выход из игры в любой момент. Игра – свобода личности в воображении, «иллюзорная реализация нереализуемых интересов» (А. Н. Леонтъев). Все это позволяет участнику избавиться от напряжения, чувствовать себя радостно и счастливо, получать удовольствие от происходящего.

Игра становится для детей и молодежи пространством развлечения, где они переживают азарт, эмоциональную напряженность игровой интриги, занимательность мысленного и практического решения игровых задач. Игроки получают удовольствие и от процесса игры и от ее результата. Причем и собственные игровые действия участника, и наблюдение за игрой другого человека вызывают воодушевление, поглощенность увлекательным процессом. Многие исследователи определяют особое существование человека в игре как праздничное веселье, коллективная радость, другими словами игра способствует гармонизации эмоционально-психологического состояния человека и общества. Свое предназначение игра выполняет за счет создания особого увлекательного мира, в котором множество участников объединяется в общность, «пульсирующую в ритме».

Игра как способ организации досуга предоставляет участнику большие возможности для саморазвития в самых различных сферах. Прежде всего, в ходе игрового взаимодействия ребенок реализует индивидуальные способности, может проявить свои сильные стороны, самостоятельность.

Вследствие этого воспитанник получает признание и одобрение со стороны сверстников и взрослых, ощущает собственную востребованность, обретает уверенность в своих силах. Соответствуя внутренней детской сущности, игра обеспечивает самопроизвольность действий участников. Правила игры не ограничивают самостоятельных проявлений детей, задавая лишь ее рамки (без которых игра не может существовать). Воспитанник проживает в игре полноту детства, важную для его гармоничного становления, при этом он является субъектом в своей истинной сути, а не с разрешения взрослых.

В игре ребенок раскрывает новые, еще неизвестные ему стороны самого себя и окружающего мира. С одной стороны, это способствует самопознанию и самопониманию воспитанника, обогащению его мировоззренческих позиций, с другой стороны – освоению полезных умений в самых разных сферах – двигательной, коммуникативной, интеллектуальной и прочее.

Сознательность участия в игре и возможность осмысления полученного опыта в ходе обсуждения со сверстниками и взрослыми дает толчок к самосовершенствованию человека. Причем этот толчок возникает естественным образом, мягко направляет человека, не требует обязательности самоизменения. Пространством для дальнейшего самосовершенствования может быть как сама игра, так и другие сферы активности ребенка.

Игра как способ организации досуга создаёт возможности для сотворчества взрослого и ребёнка. Субъект-субъектные отношения обуславливают право и способность каждого участника на собственное решение (вне зависимости от возраста и опыта творческой самореализации). Активность всех субъектов, атмосфера созидания и обмена, сохранение индивидуального стиля каждого – все это характеристики творческого игрового процесса. Взаимодействуя с взрослым, ребенок приобретает иной опыт, нежели в ситуациях игрового взаимодействия со сверстниками, получает иной посыл к саморазвитию. Взрослый существует одновременно в двух контекстах – детском и взрослом, потому должен действовать одновременно и профессионально, и по-человечески интуитивно, что создает существенные предпосылки для его профессионального совершенствования.

Успешность проведения игры зависит от позиции и стиля поведения педагога. Н.П. Аникеева, характеризуя желаемую педагогическую позицию, говорит об «инфантилизации» как способности устанавливать доверительные отношения с окружающими, снимающие определенные поведенческие и эмоциональные стереотипы. В этом случае, педагог способен играть с детьми как ребенок, следуя непосредственности и легкости их восприятия игры. Для получения желаемого эффекта в актах сотвор­чества детской игры педагогу-организатору важно следовать следующим рекомендациям (М. В. Шакурова):

– обеспечение благоприятной, доброжелательной атмосфе­ры общения;

– заражение внутренним ощущением интереса, азарта, не­обычности, интриги и т. п.;

– отказ от высказывания категорических оценок и резкой критики в адрес ребенка;

– поощрение оригинальных идей;

– создание условий для упражнений и практики участников;

– сохранение индивидуального стиля самовыражения ребенка через отказ от прямого показа, сообщения штам­пов и стереотипов, прямого научения;

– активизация собственного творческого самовыражения.

В сфере организации досуга детей и молодежи выделяется четыре основных варианта использования игр:

1. Ситуативный вариант (например, проведение игр с залом перед началом досугового мероприятия или коммуникативная игра, позволяющая экскурсионной группе скоротать время в поезде);

2. Игра как эпизод совместной деятельности (например, воскресная игра в футбол как реализация интересов мальчиков класса или интеллектуально-познавательная игра, посвященная государственному празднику);

3. Игра как форма организации неигровой деятельности (весьма распространенным примером является игровая форма «регата», объединяющая ряд событий в нескольких детских объединениях, классах в путешествие по тематических островам или странам);

4. Игра как системообразующий элемент досуговой программы (например, игровая тематическая летняя смена, где ситуационно-ролевая игра является главным занятием детей и в то же время объединяет все прочие занятия – творчество, познание, спорт и т.д.).

Источник: stydopedia.ru

Игра как форма досуга младших школьников

Шевчук, И. В. Игра как форма досуга младших школьников / И. В. Шевчук, М. А. Гурнак. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 12 (146). — С. 567-569. — URL: https://moluch.ru/archive/146/40970/ (дата обращения: 10.07.2023).

Читайте также:
Кому принадлежит программа нового курса

В статье рассматривается досуг как форма организации игровой деятельности младших школьников. Проанализированы особенности игры на досуге, роль педагога в организации игровой деятельности детей младшего школьного возраста.

Ключевые слова: свободное время, досуг, младшие школьники, игра, игровая деятельность

Постановка проблемы. Досуг современных школьников — важный фактор их образования, воспитания и развития. Именно он обеспечивает индивидуальную траекторию развития личности в образовании.Вусловиях досуга происходит активный контакт школьников с окружающим миром, трансляция культурных ценностей, передача традиций, стимулирование творчества. Учащиеся имеют возможность заниматься на досуге разнообразной деятельностью по своему усмотрению, удовлетворяя свои интересы и потребности.

Следует отметить, что досуг является фактором самовыражения, самореализации, самосовершенствования, способом превращения свободного времени в средство активного отдыха и дальнейшего физического, нравственного развития личности. Досуг представляет собой особый пласт культуры, создаваемой, познаваемой и воспринимаемой человеком, исходя из собственного выбора, в то время, которое он для этого самостоятельно отводит. При этом досуг представляет особую ценность, поскольку индивид выбирает образ жизни, способы и виды занятий, круг общения. Умение распоряжаться своим досугом не формируется само. Привить младшим школьникам вкус к интересному заполнению своего свободного времени, использовать его для расширения своего кругозора и развития своих способностей — задача начальной школы.

Наряду с этим, досуг выполняет воспитательную, развивающую, образовательную, стабилизирующую и компенсирующую функции. Он представляет ребенку младшего школьного возраста возможность разносторонне испытать себя в различных формах и видах досуговой деятельности, свободно выбрать интересные занятия, способствует развитию и обогащению жизненного опыта.

Одной из форм досуга младших школьников является игра. В игре наиболее полно проявляются индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста, их интеллектуальные возможности, склонности и способности. Игра способствует воспитанию личностных качеств ребенка (воли, настойчивости, стремлению к преодолению трудностей, упорства в достижении цели); развитию нравственных, общечеловеческих ценностей (правдивости, духовности, честности, сочувствия, толерантности, любви), особенно в условиях совместной игровой деятельности.

Игровая деятельность и ее активизация у детей младшего школьного возраста является основой формирования социального опыта, навыков игровых действий, ролевых воплощений.

Анализ изученности проблемы. Кпроблеме воспитания личности в сфере досуга обращались отечественные ученые: Л. Акимова, А. Жарков, Т. Киселева, Ю. Красильников, Ю. Стрельцов, В. Чижиков и др. Вопросы педагогической организации досуга, формирование культуры личности в досуговой деятельности разрабатывали Р. Азарова, А. Вишняк, И. Зязюн, Н. Каган, Н. Крылова, В. Кудин, С. Пишун, И. Шевчук.

В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности изучали Л. Выготский, П. Блонский, С. Рубинштейн, К. Ушинский, Ф. Фребель, Д. Эльконин и др.

Цель статьи. Проанализировать игру как форму досуга младших школьников.

Изложение основного материала. Особое местоввоспитании детей младшего школьного возраста принадлежит игре, как эффективному средству формирования личности школьника. Практика общеобразовательной школы в последние годы обогатилась новыми игровыми формами и методами, которые позволяют активизировать воспитательный процесс.

Игра — это своеобразный, свойственный учащимся способ усвоения общественного опыта, это их путь к познанию мира, в котором они живут. В игре формируются все стороны личности ребенка, творческие способности.

Л. Выготский отмечал, что «в игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения, он в игре как бы на голову выше самого себя. Игра содержит в себе все тенденции развития; ребенок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения» [1, с. 74].

Обоснование игры как социокультурного феномена дал Й. Хейзинга. Он обращал внимание на то, что игра является добровольным действием или занятием, совершаемым внутри установленных границ места и времени по добровольно принятым, но абсолютно обязательным правилам, с целью, заключенной в ней самой, сопровождаемым чувством напряжения и радости [5, с. 41].

В педагогической литературе понимание игры как отражения действительной жизни впервые было высказано педагогом К. Ушинским. Он особо подчеркивал такое важное качество игры, как ее самостоятельность. К. Ушинский считал, что игра — это мир практической деятельности ребенка, в ней удовлетворяются и физические, и духовные потребности, в ней одновременно развиваются ум, сердце и воля [3, с. 439].

Выдающийся педагог А. Макаренко показал, что игра — осмысленная деятельность, а радость игры — «радость творческая», «радость победы». Он придавал большое значение воспитательным функциям игры, которая является школой подготовки к жизни и работе. Игра, по мнению педагога, предоставляет возможность нестандартно вести себя в условно реальной ситуации.

В игре ребенок активно проявляет личностное отношение к тому, что происходит, учится свободно отстаивать свою точку зрения. Ценностное начало игры заключается не только в том, что в ней ребенок выступает в роли творца и наиболее полно раскрывает свои потенциальные способности, но и игровая деятельность способствует сохранению физического и психического здоровья игроков. Наибольшего эффекта в воспитании личности можно достичь во время игрового взаимодействия [2].

Исследователь игровой деятельности школьников С. Шмаков справедливо утверждает, что игра — это сотворение собственного мира, в котором можно установить удобные для себя законы, избавиться от многих житейских сложностей: это сфера сотрудничества, содружества, сотворчества детей и взрослых [4].

Обратимся непосредственно к игре как одной из форм досуговой деятельности, определим в чем же заключается педагогический эффект игры. Педагогический эффект игры заключается в том, что игра воспроизводит различные события жизни, создает условия для взаимодействия и взаимопомощи, создает, хоть и временную, общность.

Потребность в игре возникает как потребность в развлечении и удовольствии. Развлечение связано с созданием определенного комфорта для играющего, благоприятной атмосферы, душевной радости. Игра без получения удовольствия невозможна. Она всегда доставляет радость играющим.

Важным условием поддержания интереса к игре является развитие игровой ситуации. Под развитием понимается изменение положения играющих, усложнение правил игры, смена обстановки, эмоциональное насыщение игровых действий. Младшие школьники активны постольку, поскольку никто из них не знает до конца всех способов и действий выполнения своих функциональных задач в игре. В этом и заключен механизм обеспечения интереса и удовольствия от игры.

Наблюдения за игровой деятельностью показывают, что выбор игры зависит от того, каков ребенок, что ему необходимо, какие воспитательные задачи требуют своего разрешения. Младшие школьники действуют в играх из желания победить, получить удовольствие. В играх ребенком осуществляются цели нескольких уровней, взаимосвязанных между собой.

Первая цель — удовольствие от самого процесса игры. В этой цели отражена установка, определяющая готовность к любой активности, если она приносит радость.

Цель второго уровня — функциональная, она связана с выполнением правил игры, разыгрыванием сюжетов, ролей.

Цель третьего уровня отражает творческие задачи игры — разгадывать, угадать, распутать, добиться результатов и т. д.

В игровой деятельности с младшими школьниками педагогу необходимо быть инициатором, организатором, руководителем, исполнителем, помощником, но при этом помнить о стремлении детей к самостоятельности, самоорганизации, проявлении активности.

Педагог обеспечивает условия игровой деятельности, свободного выбора игры, соответствующего интересам учащегося, способствует развитию инициативы; поощряет стремление своими руками смастерить нужные для игры предметы. Основное внимание уделяется формированию умения придумывать новые сюжеты игры, согласовывать замыслы с партнерами, придумывать новые правила и соблюдать их в процессе игры.

Учитель также ориентирует младших школьников на сотрудничество и состязание в игровой деятельности, совершенствует их умение согласовывать свое поведение с игровым замыслом и правилами; развивает умения самостоятельно организовать совместную игру, справедливо решать возникающие конфликты.

Ценность игровой деятельности детей младшего школьного возраста заключается и в том, что она обладает наибольшими возможностями для формирования детского общества. Она как никакая другая деятельность позволяет детям самостоятельно создавать те или иные формы общения.

Выводы. Таким образом, игровая деятельность как форма воспитания младших школьников завоевала огромную популярность в системе образования. Большой интерес для детей младшего школьного возраста представляют игры на досуге. Эти игры способствуют усвоению социальных норм и правил, формируют культуру игры.

Младшие школьники играют потому, что это доставляет им удовольствие. Вместе с тем, ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как в игре. Игра дисциплинирует детей, приучает их подчинять свои действия, чувства и мысли поставленной цели. Учащиеся в игре учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных ситуациях, они плодотворно общаются со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания, которые оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни.

  1. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Л. С. Выготский // Психология. — 1995. — Вып. 1. — С. 55–76.
  2. Макаренко А. С. Книга для родителей: Лекции о воспитании детей / А. С. Макаренко. — М.: Просвещение, 1969. — 359 с.
  3. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания / К. Д. Ушинский // Собр. соч.: в 6 т. — К.: Рад. шк., 1952. — Т.4. — 345 с.
  4. Шмаков С. А. Игры учащихся феномен культуры / С. А. Шмаков. — М.: Новая Москва, 1994. — 240 с.
  5. Хейзинга Й. Статьи по истории культуры / Й. Хейзинга. — М.: Прогресс-Традиция, 1997. — 384 с.
Читайте также:
Какие возможности по организации учета существуют в программе 1с бухгалтерия 8 учет двоичной записи

Основные термины (генерируются автоматически): игра, игровая деятельность, младший школьный возраст, досуг, ребенок, школьник, свободное время, воспитание личности, игровая деятельность детей, педагогический эффект игры.

Источник: moluch.ru

Организация и проведение досугов, игр и конкурсов в учреждениях дополнительного образования детей

Результаты педагогической деятельности муниципального учреждения дополнительного образования детей

Анализируя культурно-досуговую деятельность определенного региона, необходимо охарактеризовать специфику его географического положения, демографические процессы, рассмотреть систему управления социально-культурной сферой, административную и ведомственную подчиненность, выделить ряд социокультурных институтов.

Рассмотрим основные досуговые центры, специализирующиеся на организации и проведении игровых конкурсных программ для детей младшего школьного возраста.

Для выявления особенностей в области организации игровых конкурсных программ для младших школьников охарактеризуем Муниципальное учреждение дополнительного образования детей (МУДОД).

Образовательное учреждение дополнительного образования детей — тип образовательного учреждения, реализующего программы различной направленности, выходящие за пределы основных общеобразовательных программ, в целях всестороннего удовлетворения потребностей граждан, общества, государства. Основное предназначение учреждения — развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства. Основные задачи учреждения: обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет, адаптации их к жизни в обществе; формирование общей культуры; организация содержательного досуга.

Организацией игровых конкурсных программ занимаются специалисты досугового отдела. Культурно-досуговой деятельностью охвачены учащиеся всех образовательных учреждений города и района. Мероприятия организуются в учебное и каникулярное время. Большое внимание уделяется летне-оздоровительному периоду.

Программа по досуговой деятельности, рассчитанная на определенный период, предусматривает направленное развитие творческой личности каждого школьника и ставит следующие задачи:

1) удовлетворение потребностей детей в дополнительном образовании;

2) развитие индивидуальных, творческих задатков и способностей у детей; направление их активности

и энергии в полезное русло; приучение школьников к самостоятельности, умению обретать веру в себя, стремлению к самоутверждению;

3) расширение общекультурного и художественного кругозора воспитанников;

4) возрождение утерянных народных традиций, праздников, обычаев.

Решение этих задач осуществляется с учетом интересов ребят, их уровня развития, возрастных и психолого-педагогических особенностей, используются различные технологии и формы работы.

Среди приоритетных форм досуговых мероприятий для младших школьников, таких как праздники, театрализованные представления, спортивные и познавательные программы, наибольшую популярность имеют игровые конкурсные программы.

Причины их популярности заключаются в следующем:

1) программы в основном построены на играх и конкурсах, позволяющих детям проявить свои разнообразные способности;

2) основой программы служит творчество детей и взрослых;

3) мероприятия подчинены развитию интересного сюжета;

4) большинство детей становится непосредственными участниками, а не пассивными зрителями-созерцателями;

5) чаще всего для участия в программе не требуется специальной подготовки.

Успешная организация и методическое сопровождение культурно-досуговой деятельности напрямую зависят от инициативы и активности организаторов, начиная от выбора тематики, содержания, средств, способов, методов воплощения и формы результата всего процесса.

В организации игровых конкурсных программ педагоги досугового отдела используют игровые технологии А. Зайцева, С. Шмакова, В. Панфилова, Н. Шилова, Н.Е. Щурковой, а также авторские сценарии.

Для разработки игровых конкурсных программ используется следующий алгоритм:

2. Возраст и количество участников.

3. Основная идея, сюжет программы.

4. Набор конкурсов, игр, аттракционов.

5. Оформление (художественное, музыкальное).

6. Итоги программы (работа жюри, награждение).

Организаторы отдыха младших школьников предпочитают такое построение программ, в котором серия игровых развлечений нанизывается на единый сюжетный стержень. Театрализованная, сюжетно оформленная игра представляет собой рассказ, ведущийся на языке викторин, аукционов, эстафет, интеллектуальных и художественных конкурсов, шуток, танцев и песен. Благодаря умелой режиссерско-драматургической организации этот рассказ превращается в целостное, разыгрываемое силами всех играющих, массовое представление. Сюжет позволяет логически оправданно выстроить и связать относительно самостоятельные игровые эпизоды, в результате чего программа обретает монолитность, стройность, законченность. С помощью сюжета легче обеспечить такое расположение развлечений, при котором общая игровая линия развивается по восходящей, а напряжение и интерес не снижаются, а возрастают.

Перебравшись на сцену за рампу, игры принимают принципиально новую форму театрализованного игрового конкурса и становятся одной из разновидностей развлекательного зрелища.

Игровые конкурсные программы такого типа всегда носят соревновательный характер и осуществляются как конкурсы на командное или личное первенство. Некоторые задания могут быть выполнены участниками импровизационно, другие требуют предварительной подготовки и репетиций. Высокий зрелищный престиж этих программ объясняется их постоянной оригинальностью и неповторимостью. Здесь практически отсутствуют однотипные задания, а следовательно, и повторы в содержании развивающегося действия.

В течение каждого учебного года культорганизаторы отслеживают результаты деятельности всех образовательных учреждений города и степень их активности и участия в городских игровых конкурсных программах.

Для учета количества проводимых мероприятий специалистами досугового отдела ведется журнал «Массовая работа», где отражены дата, время, место проведения, количество, возраст, состав зрителей и участников игровой конкурсной программы. По окончании каждого мероприятия члены жюри или почетные гости заполняют страницу в «Книге отзывов», отмечая положительные стороны мероприятия и его недочеты.

С целью оповещения населения города и района о текущей досуговой деятельности МУДОД и ее результатах к сотрудничеству привлекаются средства массовой информации: местное телевидение, газеты, местные радиоканалы. Специалисты СМИ не только доносят до населения интересную информацию, но и выражают свое мнение по поводу проведенных мероприятий, выступая в качестве рецензентов.

Для изучения эффективности проведенных игровых конкурсных программ необходимо определить отношение достигнутого результата к целевым ориентирам воспитательной деятельности, а также соотнести полученные результаты с достижениями прошлых лет, чтобы стали очевидными тенденции происходящих изменений.

Одна из проблем, над которой должен работать досуговый отдел, это отслеживание результатов своей деятельности. Сделать это очень трудно ввиду большого охвата детей. Но выход есть. Специалисты досугового отдела определяют группы детей, которые посещают различные мероприятия, в том числе и игровые конкурсные программы, в МУДОД уже несколько лет.

Результаты показывают, что, посещая эти мероприятия, ребята научились общаться со сверстниками, обрели веру в себя, научились трудиться, развили свое внимание и наблюдательность, получили дополнительные знания.

Следует заметить, что в течение последних лет формы игровых конкурсных программ для младших школьников менялись и усложнялись. Сегодня самыми востребованными из них являются театрализованные игровые конкурсные программы. Они учат ребят не только фантазировать, развивать свой интеллект, воображение, но и получать дополнительные знания из разных областей наук.

Кроме организации и проведения мероприятий досуговый отдел активно ведет методическую работу. Ежемесячно его педагоги проводят семинары для классных руководителей, организаторов и заместителей директоров по воспитательной работе образовательных учреждений города. Специалисты досугового отдела оказывают консультации не только педагогам, но и родителям, представителям различных учреждений и организаций. Наиболее востребованными темами консультаций являются: «Игры и конкурсы на детском дне рождения», «Игровая конкурсная программа, посвященная окончанию начальной школы» и др.

Читайте также:
Программа которая сама рисует

В сценариях в полном объеме представлены употребляемые организаторами мероприятий подходы, приемы, сюжетные и игровые повороты, театрализация, разножанровость. Сочетание перечисленных приемов делает программы живыми, яркими, увлекательными, создает захватывающую атмосферу игры, детского праздника.

Для определения эффективности игровых конкурсных программ проводится масштабное маркетинговое исследование. Методы исследования: анализ статистической информации об организации программ данной формы, опрос, анкетирование, наблюдение.

Достоверность результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности, подтверждена методом экспертных оценок. В роли независимых экспертов выступают представители отдела образования, учащиеся, педагоги, родители школьников, а также редакторы ведущих издательств.

Родители оценивают роль учреждения дополнительного образования в воспитании у детей качеств жизненной компетентности, положительных поведенческих и морально-психологических качеств через организацию и проведение игровых конкурсных программ. Для получения количественно выраженной информации за основу была взята комплексная методика для изучения удовлетворенности родителей жизнедеятельностью учреждения дополнительного образования (автор — А.А. Андреев). В первой части анкетирования родителям учеников начальных классов предлагается заполнить бланк анкеты и оценить, в какой степени игровые конкурсные программы, которые посещает их ребенок (дети), воспитывает у него (них) перечисленные качества личности. Во второй части родителям предлагалось заполнить опросный лист с определенным текстом с целью получения количественно выраженной информации об оценке родителями помощи внешкольного образовательного учреждения в воспитании у их детей способности к решению основных жизненных проблем через организацию и проведение игровых конкурсных программ.

По итогам анкетирования родителей можно сделать выводы:

1) игровые конкурсные программы в полной мере воспитывают поведенческие качества личности ребенка (аккуратность, дисциплинированность, ответственность, волю, хорошие манеры поведения); в значительной мере влияют на блок жизненной компетенции (жизнерадостность, ум, образованность, высокие жизненные запросы, самостоятельность), в полной мере воспитывают морально-психологические качества личности (честность, доброту, чуткость, справедливость, терпимость);

2) большинство родителей совершенно согласны с утверждением, что игровые конкурсные программы помогают ребенку поверить в свои силы, учат преодолевать жизненные проблемы и трудности, способствуют развитию умения правильно общаться со сверстниками и взрослыми.

Подобные исследования помогают отследить обратную связь с родителями, узнать их осведомленность о деятельности образовательного учреждения, получить необходимую оценку работы и спланировать новые мероприятия взаимодействия с родителями и детьми.

В целях изучения профессионализма педагогов можно объявить конкурс сценариев игровых конкурсных программ.

Цель конкурса: создание благоприятных условий для выявления творческого потенциала работников образовательных учреждений города. Основные задачи конкурса:

■ обеспечить необходимые условия для личностного развития педагогов;

■ активизировать творческую деятельность педагогов, образовательных учреждений города;

■ поддержать, поощрить и провести пропаганду творческих достижений педагогов в области сценарного мастерства;

■ организовать содержательный досуг;

■ пополнить банк данными сценарно-методической продукции.

Можно также провести городской конкурс для педагогов-организаторов и заместителей директоров по воспитательной работе.

Цель данного мероприятия: поднять престиж самого конкурса, повысить интерес общественности к участникам конкурса и их деятельности, активизировать поддержку и внимание органов власти и управления к повышению статуса педагога, развитию его социального, творческого и профессионального потенциала.

Этот конкурс помогает в решении следующих задач: поддержка инициатив и перспективных программ воспитательной деятельности в образовательных учреждениях города и их реализация; стимулирование воспитательной педагогической деятельности, направленной на работу с детьми.

Конкурс проводится в два этапа. На первом этапе анализируется необходимая документация (планы воспитательной деятельности, проекты), на втором — идет просмотр и анализ игровых конкурсных программ в образовательных учреждениях.

Содержание конкурса включает в себя презентацию участников конкурса, умение демонстрировать свои таланты, эрудированность, коммуникабельность, организаторские способности.

По итогам таких конкурсов можно сделать следующие выводы:

1. Большая часть мероприятий носит преимущественно развлекательный характер. Это принижает их значимость и воспитательную результативность, ибо препятствует формированию у зрителей и участников общественной направленности, развитию у них социально-ценностных мотивов деятельности.

2. Недостатком многих игровых конкурсных программ является их невысокий художественный уровень, что объясняется отсутствием кадров — специалистов, способных творчески подготовить массовое мероприятие.

3. У мероприятий отмечается показной характер — работа на отчет, на «галочку», на рапорт, а не на результат.

4. Наблюдается погоня за количеством мероприятий, а не за их качеством. Плохо подготовленные мероприятия снижают общественное мнение, интерес зрителей, формируют негативное отношение к ним.

5. Для мероприятий характерна шаблонность как в формах их проведения, так и в содержании. Не учитывается актуальность и востребованность сегодняшнего дня. По мере изменения общества, становления и развития личности мероприятия должны все более усложняться и углубляться, видоизменяясь в содержании и формах.

6. К сожалению, еще приходится встречаться с фактами, когда мероприятие проводится лишь потому, что необычна его форма, воспитательная же задача отступает далеко на задний план.

7. Нередко при проведении игровых конкурсных программ не учитываются возрастные особенности.

Нельзя искусственно затягивать и навязывать инфантильную тематику старшим, как нельзя «овзрослять» ее для малышей. Каждая игровая конкурсная программа должна иметь свой точный возрастной адрес.

8. Довольно часто отмечается недостаточная, а порой поспешная подготовка к игровой конкурсной программе, и это нередко приводит к негативным результатам. Организатор, берясь за работу, прежде всего должен создать оргкомитет по проведению мероприятия, составить подробный план его подготовки.

9. Нередко участниками игровых конкурсных программ преследуются материальные цели. Детям не интересен сам процесс игры, радость общения. Участвуя в играх и конкурсах, они ожидают «пряника».

10. Отмечается недостаточное использование современных технических средств.

Для решения выявленных проблем можно предложить перечень соответствующих мероприятий:

■ привлечение организаторов досуга к участию в методических совещаниях, конференциях, круглых столах;

■ организация форм взаимодействия между педагогами (взаимное посещение игровых конкурсных программ, их обсуждение);

■ публикация статей от имени руководителей образовательных учреждений о педагогах, достигших особых успехов;

■ планирование, организация и проведение общегородских, районных и окружных конкурсов профессионального мастерства с привлечением в качестве участников представителей сферы образования, культуры, частных предприятий и агентств, связанных с организацией игровых конкурсных программ.

Следующим шагом в маркетинговом исследовании может быть установление связи через телефонные и почтовые сообщения с издателями отдельных сценариев и методических сборников.

Для анализа откликов рецензентов и читателей на авторские сценарии специалистами досугового отдела собирают внутренние отзывы главных редакторов известных издательств. В них отмечается востребованная тематика, актуальность, полезность данных изданий для учителей и организаторов досуга, подбор интересных конкурсов и заданий.

Деятельность досугового отдела, направленная на изучение эффективности проводимых программ, позволяет накапливать определенный эмпирический опыт и закладывать свои научные традиции. Специфика исследования заключается в отработке научной процедуры, в рамках которой используются специальные социологические методы сбора информации, а также применяются специальные социологические технологии.

Благодаря маркетинговому исследованию каждое образовательное учреждение может придерживаться положительного опыта организации игровых конкурсных программ, а также внедрять и осваивать новые технологии.

Итак, в ходе организации детских игровых конкурсных программ могут быть достигнуты следующие результаты:

1. Приобретен опыт работы в области организации игровых конкурсных программ для младших школьников.

2. Определен творческий потенциал организаторов досуга через реализацию конкурсов профессионального мастерства.

3. Разработана система повышения квалификации педагогов-организаторов.

4. Налажены связи со средствами массовой информации.

5. Раскрыт творческий потенциал детей.

6. Установлен тесный контакт с родителями.

7. Изданы методические сборники игровых конкурсных программ.

8. Значительно улучшена материально-техническая база (приобретены сценические костюмы, звукоусилительное оборудование).

Рост качественного уровня игровых конкурсных программ фиксируется с учетом следующих показателей:

■ востребованность проведения мероприятий на уровне всех субъектов образовательного процесса;

■ масштабность проведения мероприятий;

■ рост количества активных участников программ;

■ изменение содержания мероприятий;

■ использование новых форм, приемов, технологий;

■ совершенствование материально-технической базы;

Для повышения эффективности игровых конкурсных программ необходимо:

■ привлечь профессиональных аниматоров (или обучить начинающих специалистов) для организованной встречи гостей перед мероприятиями;

■ организовать посещение светооператором краткосрочных курсов повышения квалификации с целью использования всех возможностей светоаппаратуры;

■ расширить ассортимент подписных изданий, специализирующихся на организации детского досуга.

Источник: kladraz.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru