Проблема прав и свобод детей — одна из вечных проблем, решаемых человечеством. Важность её решения состоит в том, что осуществление прав личности есть одно из главных условий физического и психологического благополучия подрастающего поколения, его нравственного развития. В этой связи большое значение для позитивной социализации юных имеют правовые нормы, регулирующие различного рода общественные отношения с их участием.
Одна из важнейших педагогических задач — воспитание ребят сопричастными к жизни своей страны, своего народа, своей малой Родины.
И поэтому я считаю, что работу по правовому воспитанию необходимо начинать с начальной школы. Одним из способов внедрения правового воспитания в начальной школе, является проведение уроков «Я в мире прав» в ходе изучения курса «Окружающий мир».
Начало XXI века знаменует переход Казахстана в стадию гражданского общества, правового государства, рыночной экономики, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью.
Очень важно, чтобы, начиная ещё с младшего школьного возраста, дети имели представление о связи времён и поколений, знали и гордились нашими лучшими национальными ценностями, любили свою большую и малую Родину и делали всё, чтобы она была стабильной и крепкой.
Познавательно — развлекательная программа «Я имею право знать!»
Права ребёнка лучше всего постигать на доступном детям материале. На своих уроках я провожу знакомство с Декларацией прав человека через примеры из сказок, способствую изучению таких понятий как «закон», «статья», «свобода», «выбор», «справедливость.
Представляю один из уроков по правовому воспитанию в 3 классе.
Игровая программа «Я в мире прав».
Цели: познакомить учащихся с Всеобщей декларацией прав человека; в игровой форме ознакомиться со статьями из декларации прав человека; сформировать положительное отношение к законам и их выполнению; способствовать формированию правовой культуры учащихся.
Оборудование: карточки с заданиями; статьи из декларации прав человека; рисунки детей.
Ход классного часа.
- 1. Вступительное слово.
- — Сегодня мы будем обсуждать важные вопросы, появившиеся давным-давно: «Что люди могут делать и чего не могут делать?», «Что они обязаны делать и чего не обязаны?», «На что они имеют право и на что не имеют?» Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превратилась бы в сплошной кошмар и неразбериху.
- — Работать мы с вами будим по группам-советам. А для этого я предлагаю каждому из вас выбрать солнышко понравившегося цвета.
А теперь прошу вас занять свои места, за игровыми столами.
(образуется четыре совета: синие, красные, жёлтые, зелёные)
Сейчас каждому совету необходимо выбрать командира.
2. Игра «Я это Я». Послушайте меня внимательно, не задавайте никаких вопросов и сделайте следующее: возьмите листочек и фломастер и нарисуйте круг и прямую.
Ну, а теперь я попрошу по одному человеку от каждого совета выйти ко мне со своими листочками. Давайте внимательно посмотрим, что же получилось. Внимательно посмотрите сначала в свои листочки, затем на листочки ваших друзей. Мы видим, что все рисунки разные. Вот такие разные и вы непохожие друг на друга.
Игровая программа «Имею право знать».
Сколько в мире людей, столько и разных личностей и в каждой личности заложены свои качества.
Рисунки, которые вы подготовили, лишь подтверждение тому. Все дома представленные здесь тоже разные.
Все мы разные — но одно у нас общие — это наши права и обязанности, которые общие для всех. И мы все в равной степени должны их выполнять.
Существуют документы, в которых прописаны наши права. На сегодняшнем занятии мы познакомимся с одним из таких документов.
А для того чтобы узнать, как он называется, предлагаю вам игру «Лото».
3. Игра «Лото». Каждый совет получает конверт, в котором разрезана картинка «Ваши права», а на обратной стороне надпись Декларация прав человека.
Ведущий. Итак, мы будем говорить о Декларации прав человека.
Международные документы о правах человека условно можно разделить на 2 группы: декларации и конвенции.
Декларация (высказывание) — это всего лишь рекомендации, она не имеет обязательной силы (документ, который защищает наши права).
Конвенция (договор, соглашение) — это соглашение по специальному вопросу, обязательное для государств, которые к нему присоединились, то есть подписали договор.
Декларация разделена на часть, разделы, которые называются — Статьи.
Сейчас предлагаю вам игру «Крестики-нолики», для того, чтобы подробнее познакомиться с некоторыми статьями из Декларации прав человека, на примере сказок.
Правила игры: — каждая команда по очереди будет выбирать номер квадрата, который они открывают; — открывать квадрат и читать задание имеет право только капитан; — можно выбирать только тот квадрат, который ещё не открыт; — если команда открывает квадрат и там написана статья, вы должны посовещавшись назвать пример из сказки, в которой нарушаются права её героев.
- 4. Игра «Крестики-нолики». На полу заранее разложены полосы из бумаги в форме таблицы:
- 1 квадрат — статья №3
- 2 квадрат — статья №5
- 3 квадрат — статья №23
- 4 квадрат — статья №17
- 5 квадрат — Сладкоежка
- 6 квадрат — Музыкальная пауза
- 7 квадрат — Спрятанные слова
- 8 квадрат — Переход хода
- 9 квадрат — статья №4
Ход игры. Квадрат 1. Статья 3. Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу. («Красная шапочка», «Волк и семеро козлят», «Петушок золотой гребешок»).
Квадрат 2. Статья 5. Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному обращению. («Красная шапочка», «Василиса Прекрасная», «Терёшечка»).
Квадрат 3. Статья 23 (коллективный труд, изготовление из бумаги листочков).
- 1. Каждый человек имеет право на труд, свободный выбор работы, справедливые условия труда и защиту от безработицы.
- 2. Каждый человек имеет право на равную оплату за равный труд.
- 3. Каждый работающий имеет право на справедливое вознаграждение, обеспечивающее достойное существование его самого и его семьи.
- 4. Для защиты своих интересов каждый человек имеет право создавать профсоюзы и являться их членом. («Маленький Мук», «Карлик нос», «Сказка о попе и работнике его Балде»).
Квадрат 4. Статья 17 (просмотр отрывка из сказки «Золотой ключик».
- 1. Каждый человек имеет право владеть имуществом.
- 2. Никого нельзя произвольно лишать его имущества («Золотой ключик», «Летучий корабль», «Лиса и заяц»).
Квадрат 5. Сладкоежка (команда получает сладкий приз).
Квадрат 6. Музыкальная пауза (звучат произведения, команда угадывает эти произведения). Звучит гимн Казахстана, и гимн другой страны.
Квадрат 7. Спрятанные слова (команды составляют слова из слова ПРАВИТЕЛЬСТВО, за 1,5 минуты).
Квадрат 8. Переход хода.
Квадрат 9. Статья 4 (сценка сказки «Морозко»).
Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии. Рабство и работорговля запрещаются во всех видах («Сказка о Царевне- лягушке», «Гуси- лебеди», «Дюймовочка», «Золушка», «Морозко»).
Сейчас вы увидите сценку из русской народной сказки «Морозко».
5. Сценка «Морозко». Выходит дед садится на скамейку, потом выходит жена и садится рядом. Все, кроме падчерицы, грызут семечки.
Сказочник. Жил — был дед, да с другой женой. И у деда была дочка, и у бабы дочка. Все знают, как за мачехой жить: перевернёшься — бита и не перевернёшься — бита. А родную дочь, за всё, что ни сделает, гладят по головке: «Умница». Падчерица дрова и воду в избу носит, печь топит, избу метет ещё до свету. Ничем старухе не угодишь — всё не так, всё худо.
Ветер хоть и пошумит, да утихает, а старая баба расходится — не скоро уймётся. Вот мачеха и придумала падчерицу со свету сжить.
Мачеха. Вези, вези её, старик, куда хочешь, чтобы мои глаза её не видали! Вези её в лес на трескучий мороз!
Сказочник. Старик затужил, заплакал, однако делать нечего: бабы не переспорить.
Старик. Собирайся, милая дочь. Уходят.
Ведущий. Ну что, ребята вспомнили сказку? А героев её вспомнили? Скажите, на какое право детей посягала старуха?
Дети отвечают.
Ведущий. Правильно, ребята! Эта жестокая женщина нарушала права ребёнка. Она подвергала жизнь и здоровье девочки опасности.
Дана нам возможность- юристами стать,
Статьи правовые — все изучать.
Если мы будем права свои знать,
То сможем по жизни смело шагать.
Памятка для учащихся
- — право на имя, отчество и фамилию;
- — право знать своих родителей, совместно с ними проживать;
- — право на заботу и воспитание;
- — право на общение со своими родителями, бабушками, дедушками, братьями и сёстрами;
- — право на защиту и воспитание;
- — право на общение с обоими родителями;
- — право выражать своё мнение;
- — право на уважение человеческого достоинства;
- — право на защиту своих прав и законных интересов;
- — право на личное имущество, на получение содержания от родителей.
- 6. Игра «Поле чудес». (На доске зашифрованы слова Декларация и Статья, учитель задаёт вопросы)
- 1. Как называется один из документов, в котором прописаны права человека? Документ о котором шла речь на сегодняшнем нашем занятии.
- 2. Как называются части, на которые разделена декларация?
- (по мере отгадывания букв, учитель открывает слова).
На этом наше мероприятие закончено. Всем спасибо за участие. До новых встреч. (Все участники получают сладкие призы за участие).
Игра-путешествие «Права детей»
Цели: В игровой форме познакомить учащихся с Конвенцией о правах ребенка; воспитание гражданственности.
Оборудование: текст Конвенции о правах ребенка; декорации и костюмы для инсценировок; выставка литературы.
Учитель: объясняет условия игры — путешествие от одной, сказочной станции к другой.
1-я станция «Право на жизнь»
Ведущий. С детьми порой обращаются несправедливо, иногда даже жестоко. Чтобы прекратить это, взрослые всего мира решили собраться и подумать, что можно сделать, чтобы у детей было счастливое детство. Был составлен документ — Конвенция о правах ребенка, где записаны основные права детей. В этом документе говорится, что «главное право каждого человека — право на жизнь».
Маленький человек — ребенок — тоже имеет это право.
Но так думали не всегда. Было в древности такое государство — Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. В этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали его судьбу: если крепкий, здоровый — пусть живет, а если родился слабым, больным — бросали его со скалы. Как вы думаете, правильно, справедливо поступали жители Спарты? (Ответы учащихся.)
Ведущий. Физически слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Больных необходимо лечить, слабым — помогать. Например, знаменитый русский полководец А.В. Суворов (демонстрирует портрет) родился слабым и больным ребенком.
Но у него была сильная воля: он занимался физкультурой и закалялся. Из него вырос умный человек, талантливый военачальник. В военных походах он переносил все тяготы наравне с солдатами. Под руководством Суворова русская армия не проиграла ни одного сражения. А сейчас посмотрите сценку и вспомните название сказки и ее автора.
Инсценировка по «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина (У окна на лавке с зеркальцем в руках сидит царица и любуется своим отражением).
Царица. Свет мой, зеркальце, скажи да всю правду доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?
Зеркальце. Ты прекрасна, спору нет, но царевна всех милее, всех румяней и белее.
Царица. Ах. Ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне назло. Признавайся: всех я краше.
Обойди все царство наше, хоть весь мир: мне равной нет. Так ли? (Звучит музыка).
Зеркальце. А царевна все ж милее, все ж румяней и белее.
Музыка стихает, царица зовет служанку.
Царица. Эй, Чернавка! (Входит девушка.) Веди царевну в глушь лесную и, связав ее, живую под сосной там оставь на съедение волкам!
Ведущий. Вот Чернавка в лес пошла и в такую даль свела, что царевна догадалась и взмолилась. ;
Царевна. Жизнь моя! В чем, скажи, виновна я? Не губи меня, девица! А как буду я царица, я пожалую тебя. — Ведущий. Та, в душе ее любя, не убила, не связала, отпустила и сказала.
Чернавка. Не кручинься, бог с тобой, ну а я пошла домой.
Ведущий оценивает ответы и рисунки.
2-я станция: «Право ребенка на защиту государством от всех форм физического, нравственного и психологического насилия, грубого отношения или эксплуатации».
Вбегают два разбойника.
Поют песню разбойников из мультфильма «Бременские музыканты».
- 1-й разбойник. Кажется, это здесь, Боб, много детей, которых мы похитим.
- 2-й разбойник. Верно, Джон, это здесь.
- 1-й разбойник. Ух, сколько денег мы заработаем на этих ребятишках. Всю оставшуюся жизнь буду одни бананы есть, красота!
- 2-й разбойник. Слушай, Боб, а кто нам заплатит больше за них: Баба Яга, Бармалей, Змей Горыныч или злая Мачеха?
Ведущий. Ребята! Вы только послушайте, что задумали эти разбойники! Они могут вас силой похитить, а могут и уговаривать, сладости предлагать, а могут и хитростью заманить: попросить кому-нибудь помочь. Что вам необходимо делать, как вы думаете?
Разбойники предлагают угощения, заманивая детей.
Ребята начинают, кричат.
Разбойники. Тише, тише! Чего шум подняли? Не нужны вы нам, мы найдем других детей.
Ведущий. Стойте, разбойники! Не избежать вам наказания за ваше злодейство!
Разбойники. Мы хорошие, мы ничего не сделали!
Ведущий. В Конвенции говорится, что государство защищает ребенка от всех форм физического насилия. А разбойников надо сдать в милицию, пусть суд решит, какое наказание им назначить. Итак, подведем итоги. Что мы с вами должны четко усвоить? (Ответы детей.)
3-я станция: «Право на защиту от разлучения с родителями».
Ведущий. Ребята, давайте вспомним сказки, где герои были насильно разлучены с родными.
Дети. «Гуси-лебеди», «Маша и Медведь», «Снежная королева» и т. д.
Ведущий. Кто помог этим героям? Кто поможет вам, если случится беда? (Ответы детей.) Итак, подведем итоги. Никто не имеет права разлучить ребенка с родителями без серьёзных на то основании.
Эти и другие права занесены в Конвенцию о правах ребенка. Мы живем в 21 веке, нас объединяет общая история развития. Но самое главное, что объединяет всех людей в одно общество сегодня — одна общая цель, один общий интерес: сохранить нашу землю, сделать жизнь на планете счастливой и безопасной. В конфликте нельзя победить, нужно научиться договариваться друг с другом.
Источник: vuzlit.com
Правовая игра «Имею право».
методическая разработка по обществознанию
Знакомство воспитанников с неотъемлемыми правами, закрепленными в Конвенции о правах ребенка, привлечение внимания детей к проблемам соблюдения прав человека.
Задачи:
- Повторить определение понятий «права» и «обязанности»
- формировать систему правовых знаний;
- способствовать воспитанию гражданской ответственности, уважения к социальным нормам, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РК;
- развивать познавательный интерес, критическое мышление, нравственную и правовую культуру, способность к самоопределению и самореализации;
- на примере жизненных ситуаций разобрать нарушение права человека;
- помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав;
- развивать навыки участия в дискуссии, умение излагать собственную позицию
- формировать привычку давать правовую оценку своим поступкам.
Скачать:
![]() |
460 КБ |
Предварительный просмотр:
Правовая игра «Имею право».
Знакомство воспитанников с неотъемлемыми правами, закрепленными в Конвенции о правах ребенка, привлечение внимания детей к проблемам соблюдения прав человека.
- Повторить определение понятий «права» и «обязанности»
- формировать систему правовых знаний;
- способствовать воспитанию гражданской ответственности, уважения к социальным нормам, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РК;
- развивать познавательный интерес, критическое мышление, нравственную и правовую культуру, способность к самоопределению и самореализации;
- на примере жизненных ситуаций разобрать нарушение права человека;
- помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав;
- развивать навыки участия в дискуссии, умение излагать собственную позицию
- формировать привычку давать правовую оценку своим поступкам.
Форма – познавательно игровой семейный час с объяснением материала, с его обсуждением и закреплением на конкретных ситуациях.
- Техническое обеспечение: ПК, демонстрационный экран, проектор, колонки, интерактивная доска.
- Карточки, жетоны, интерактивная презентация, видеоролик.
- чистые листы бумаги,
- ручки, карандаши,
- отдельные статьи Конвенции о правах ребенка,
- карточки с заданиями.
Для проведения игры формируются 2 команды. Остальные участники игры составляют группу поддержки. За правильно выполненное задание, команда получает жетон.
На доске памятка «Важные правила». (слайд 2)
1. Чтобы права человека были защищены, недостаточно написать их на бумаге: надо, чтобы человек хотел и умел их защищать.
2. Твои права действительны только в том случае, если ты не нарушаешь права других людей: если сегодня ты нарушаешь чьи-то права, завтра обязательно найдется тот, кто пренебрежет твоими правами и нарушит их. Каждое право порождает обязанность: права без обязанностей приводят к беспределу, а обязанность без прав – к произволу.
1. Организационный момент.
Тема нашего семейного часа «Мои права и обязанности», поэтому мы должны рассмотреть с вами, что они означают и в чем состоит их отличие друг от друга?
2. Объяснение нового материала с использованием ответов на вопросы.
Давайте сначала разберем понятия «право» и «обязанность».
Право – это совокупность норм, с одной стороны, предоставляющих, а с другой стороны, ограничивающих внешнюю свободу лиц в их взаимных отношениях. Истинность этого положения может быть подтверждена анализом всякого конкретного права.
— Что такое, например, право на жизнь?
Это означает, что человек свободен располагать своей жизнью, что никто из ближних не должен ему в этом препятствовать; оно означает, что человек свободен жить в мире внешнем и что все прочие люди должны уважать эту свобод.
— Теперь представим себе, что свобода лица, например, свобода человека ничем не ограничена, что нет никаких правил, ее сдерживающих. Понятно, что при таком порядке вещей не может быть речи о праве. Если каждому человеку принадлежит безграничная свобода распоряжаться чужой жизнью, то это значит, что никто не имеет права на жизнь; если нет правила, ограничивающего его свободу захватывать все те вещи, которые он желает, отнимать их у соседей, то это значит, что ни у кого нет права собственности. Если нет никаких правил, ограничивающих мою свободу принуждать ближних к тем или другим действиям в мою пользу, если я могу бить, оскорблять и обращать их в орудия моей прихоти, то это значит, что никто не имеет никаких личных прав. Следовательно, где свобода отдельного лица не ограничена никакими правилами, никакими предписаниями, там нет вообще никакого права.
Обязанность – это необходимость, предписывающая каждому человеку определенные вид и меру поведения, и ответственность за ненадлежащее его исполнение.
Обязанности устанавливаются как в целях осуществления интересов всего общества, государства, так и в интересах каждого отдельного гражданина.
Если права характеризуются содержащейся в них личной свободой, то наиболее существенное в обязанностях заключается в ответственности за исполнение предписаний закона, но права и обязанности едины, так как это единство обусловлено, прежде всего, сочетанием личных (частных) и общественных интересов.
— Ребята! В чем отличие прав и обязанностей?
Своими правами мы пользуемся по желанию, а обязанности мы обязаны выполнять.
3. Закрепление пройденного материала. Составление таблицы.
На первый взгляд, многие, возможно, удивятся, узнав, что наши повседневные поступки часто имеют правовую оценку.
1 задание. Составление таблицы (слайд 5)
Задание найти связь вашей повседневной жизни с правами человека. Первая команда заполняет первые 5 строк, а вторая – следующие 5 строк таблицы.
Что я делал(а) сегодня
Как это связано с правами человека
(какие права я реализовал)
Источник: nsportal.ru
Интерактивная игра «Ребёнок в правовом государстве»
В интерактивную игру можно играть, разделившись на команды, а также индивидуально. Использование презентации интерактивной игры для закрепления знаний основных положений Конвенции ООН о правах ребёнка, Уголовного кодекса РФ в игровой форме. Возможно проведение игры в канун празднования Дня защиты детей.
Капуста Светлана Леонидовна
Капуста Светлана Леонидовна
Портфолио Разработки Блог автора |
По кнопке ниже вы можете скачать методическую разработку «Интерактивная игра «Ребёнок в правовом государстве»» категории «Классный час в начальной школе» бесплатно. Будем благодарны, если вы оставите отзыв или посмотрите еще другие материалы на нашем сайте. Характеристики документа: «презентация».
Загрузка началась.
Понравился сайт? Получайте ссылки
на лучшие материалы еженедельно!
Источник: easyen.ru