— Здравствуйте, ребята! Подойдите все ко мне. Я рада видеть Вас на нашем занятии. А начнём мы его необычно, с игры «Приветствие». Станьте в круг и посмотрите друг на друга:
Скажем «Здравствуйте» руками! Скажем «Здравствуйте» глазами!
Скажем «Здравствуйте» ногой! Скажем «Здравствуйте» щекой!
Скажем «Здравствуйте» спиной! Скажем «Здравствуйте» словами – ( обращаются друг к другу )
Скажем «Здравствуйте» плечом! Станет радостно кругом!
— Наша работа сегодня будет групповая. Давайте вспомним правила работы в группе.
- Говори тихо.
- Уважай своего товарища.
- Умей каждого выслушать.
- Не согласен – предлагай!
- Не перебивайте друг друга.
- Будь вежлив и сдержан.
— Наше занятие я хочу начать со слов хорошо известного вам стихотворения Владимира Маяковского:
Крошка сын к отцу пришёл, и спросила кроха:
— Что такое хорошо и что такое плохо?
— Чтобы определить тему нашего занятия, я предлагаю вам поиграть в игру, которая так и называется «Хорошо и плохо». Я буду предлагать вам некоторые высказывания, а вы, если с ними согласны – поднимаете большой палец вверх («Да»), если не согласны — большой палец вниз («У – у»).
Игра для дошкольников: Что такое хорошо — что такое плохо?
1. Разбросал я книги, вещи и искал их целый вечер. ( У – у)
2. Мою грязную посуду, пол помыть я не забуду. (Да)
3. Чисто с мылом я умоюсь, у меня опрятный вид. (Да)
4. Ногти очень грызть люблю, всех микробов я ловлю. (У – у)
5. Нет приятнее занятия, чем в носу поковырять.
Всем ужасно интересно, что там спрятано внутри. (У – у)
6. Я люблю покушать сытно, много, вкусно, аппетитно.
Ем я всё и без разбора, потому что я … ОБЖОРА. (У – у)
— Итак, кто же догадался, о чём мы с вами будем сегодня говорить? А как одним словом это назвать? ( О привычках )
Да, сегодня мы узнаем, какие привычки относятся к вредным, какие – к полезным; как бороться с вредными привычками.
— Ребята, а что такое привычка?
– У каждого человека есть привычки, то есть то, что мы совершаем, не задумываясь, действуя как бы автоматически. Например, привычка чистить зубы, или заправлять свою постель, или убирать за собой игрушки. Чтобы сформировалась привычка, необходимо повторять какое – либо действие т свои места многократно, изо дня в день, и тогда человек начнёт его выполнять, не задумываясь, автоматически.
Как правило, у человека бывает много различных привычек. Они приносят ему либо пользу, либо вред. В зависимости от этого все привычки можно разделить на две группы. Какие? (Вредные и полезные)
Как вы думаете, какие привычки надо воспитывать каждому человеку у себя, а от каких избавляться?
Но для этого надо уметь различать их.
1. Творческое задание «Наши привычки».
Работа в группах «Собери цветик-семицветик»:
1 группа – цветок под названием «Полезные привычки»
2 группа – цветок под названием «Вредные привычки»
3 группа – цветок под названием «Профилактика вредных привычек» (то есть что надо делать для того, чтобы их победить).
Мультфильм «Что такое хорошо и что такое плохо» I СТУДИЯ ПРИЗМА
(Оборудование: лепестки с названием вредных и полезных привычек, с названием профилактических действий (на 3 стола), сердцевинки цветов с их названием (3 шт.). Дети работают в группах; после происходит обсуждение).
-Так почему же эти привычки называют «полезными»? ( Приносят пользу человеку, помогают сохранить здоровье, делают человека культурным, здоровым и опрятным, аккуратным, дружелюбным. ).
-А какие вы знаете полезные привычки?
-Так почему же эти привычки называют «вредными»? ( Они вредят нашему здоровью. Они делают человека грубым, забывчивым, драчливым. )
-Какие ещё вредные привычки вы можете назвать? ( Есть много сладкого, грубить старшим, грызть ногти, ковырять в носу, болтать ногами, показывать язык, вытирать рот рукавом, чавкать во время еды, строить рожицы .)
-Молодцы, хорошо справились с этим заданием.
2. Отгадайте героя и его привычку .
-Оказывается, из-за владения некоторыми привычками, так можно назвать человека. Послушайте стихотворения и объясните, почему человека так называют.
- Не люблю я, братцы, мыться, с мылом, щёткой не дружу.
Вот поэтому, ребята, вечно грязный я хожу.
И сейчас не потому ли, все зовут меня… ( грязнуля ).
- Честно я скажу ребятам: быть опрятным, аккуратным
Очень трудно самому. Сам не знаю почему.
Вещи всюду я бросаю и найти их не могу,
Что схвачу, в том и бегу. Где штаны? А где рубаха?
Я не знаю. Я … ( неряха ).
- Спортом я не занимаюсь, я никак не закаляюсь
Бегать, прыгать нету сил, свет мне кажется не мил
Я сутулый и хромой, я для всех уже больной.
Пролежал уж все бока, я…( лежебока ).
- Лишь услышу шум и гам, я бегу к учителям.
Говорю, что Дима с Петей подрались опять в буфете.
Тот контрольную списал, тот к уроку опоздал.
Саша взял пенал у Светы, на уроке ел конфеты,
Не дежурил утром в классе, подарил он жвачку Васе.
Вроде я для всех стараюсь, но и тут опять беда:
Почему-то называют меня ребята … ( ябеда ).
- Я вчера был на Луне! Что, не верите вы мне
Лунный камень я привёз, доставал рукой до звёзд.
Погулял я по Луне – видел лунных человечков,
Перемолвились словечком. Три руки у них, три глаза –
Не видал таких ни разу. Погостил у них немножко,
Как понравилось там мне! Вы ему не верьте слишком,
Потому что он … ( врунишка ).
- Не люблю играть и петь, мне бы лучше пореветь.
Главный нытик я из класса, а зовут меня все… ( плакса ).
— О полезных или вредных привычках шла речь?
Вы хотите быть похожими на ребят с такими привычками? Почему? А какими вы хотите быть?
— Григорий Остер даёт нам такие советы:
Нет приятнее занятия, чем в носу поковырять.
Всем ужасно интересно, что там спрятано внутри.
А кому смотреть противно, тот пускай и не глядит.
Занятие «Что такое хорошо и что такое плохо» в подготовительной группе детского сада
Психолог: Ребята, вы уже не маленькие, скоро пойдёте в школу и имеете представления о том, что такое хорошо и что такое плохо, о том, что можно говорить и делать, а чего нельзя. Сегодня мы с вами попробуем определить, кто в группе знает правила поведения! Мы закрепим правила поведения и потренируемся находить выход из проблемных ситуаций. За вашу активность, объяснение и поведение вы получите приз!
Психолог: Предлагаю вам поиграть в игру «Мяч бери – хороший поступок назови» (Дети передают мяч и называют поступки.)
Сейчас, каждый из вас назвал поступки: если ваши слова и поступки вызывают у окружающих отрицательные эмоции: слёзы, агрессию, обиду, нежелание общаться с вами, значит, вы делаете плохо. Если же люди тянутся к вам, хотят с вами дружить, значит, вы доброжелательны, никого не обижаете, спокойны, помогаете старшим, значит, вы на правильном пути и поступаете хорошо.
Психолог: Давайте постараемся делать как можно больше хороших поступков и как можно меньше — плохих. Учитесь отвечать за свои поступки и думать перед тем, как что-то совершить: а что из этого получится?
Каждый человек сам решает, какой дорогой ему идти, что делать – хорошее или плохое, доброе или злое.
Психолог: Каждый из вас, ребята, хоть однажды попадал в неприятную ситуацию, из которой вы не знали, как выйти достойно. Обычно в таких случаях дети просто убегают, но не потому, что им стыдно и не хочется загладить свою вину, а потому, что они не знают, как поступить. Мы с вами поиграем в игру и определим, какие поступки хорошие? А какие плохие? Почему?
Игра «Выбираем хорошие поступки»
(если плохой поступок – топаем, а хороший – хлопаем)
1. Мальчик кормит кошку.
2. Ребенок рвет книгу.
3. Девочка моет посуду.
4. Мальчик читает книжку.
5. Ребенок дразнит собаку.
6. Девочка разбила чашку.
7. Дети уступили место в автобусе.
8. Мальчик здоровается с дедушкой.
9. Девочка поливает цветы.
10. Дети не поделили игрушку.
11. Мальчик толкнул девочку.
12. Девочка подарила маме цветок.
Психолог:
А сейчас, ребята, вспомним, как правильно общаться с взрослыми и товарищами. Послушайте стихотворение и подумайте, какие ошибки допустили дети.
Всем испортить настроенье
Может наше поведенье.
Коля с Катей побранились –
До сих пор не помирились.
Толя Вадика толкнул –
Тот в тарелку нос макнул.
И расхвасталась Наташа:
«Я умнее вас и краше!»
Не слыхали эти дети
Ничего об этикете
И плохого в том не видят,
Что кого-нибудь обидят.
Психолог: какие ошибки допустили дети?
1. Нужно учиться уступать друг другу, не ссориться по пустякам.
2. Не надо быть высокомерным, т.е. ставить себя выше других.
3. Не следует обижать друг друга, обращаться грубо.
Психолог: из этих поступков мы видим, что герои стихотворения ведут себя не культурно, а ведь быть культурным это одно из самых главных правил этикета. Культурный человек всегда приветлив, вежлив со всеми: знакомыми и незнакомыми.
Психолог:
Если у тебя отняли
От конструктора детали
Или кто-то без причины
Вырвал руль твоей машины.
Не спеши кричать и драться.
На обидчика бросаться.
Знай, когда обида жжется,
Сильный, умный не дерется!
Тот храбрее, кто добрее,
Тот сильнее, кто умнее,
Только трусы с драчунами
Спор решают с кулаками.
Психолог: Как нужно поступить в таком случае, не прибегая к дракам и ссорам? Прежде всего, нужно действовать с помощью слов, выдержать какое-то время, обдумать ситуацию, спокойно объяснить другому человеку, в чем он не прав, терпеливо обсудить, высказать свое мнение и прислушаться к мнению друзей.
Игра « Я это делаю – Так нельзя»
Психолог: Я буду называть вам поступки и отрицательные и положительные, которые совершают люди.
Если поступок хороший говорим: «Я это делаю» — если плохой – говорим «Так нельзя»:
— Марина знает много вежливых слов, но применяет их только в обращении со старшими, а с друзьями грубит.
— Вася перед сном желает всей семье спокойной ночи и своей собачке Жучке.
— Сережа ведёт себя хорошо, потому – что родители пообещали купить новую игрушку.
— Юра уступает место в автобусе пожилым людям.
— Олежка при входе в школу всегда пропускает вперед учителей, директора, но не делает этого по отношению к малышам и уборщицам.
— Алина очень любит бабочек, поэтому все летние каникулы гоняется с сачком за бабочками для пополнения своей коллекции.
— Юра обожает читать, он делает это даже на уроках, заглядывая в книжку под партой.
— Денис встает в 6 часов утра, чтобы совершить пробежку по парку.
— Настя никогда не моет руки перед едой— она пользуется принесенными с собой влажными салфетками.
— Вася — очень веселый мальчишка, он придумал каждому ребенку прозвище — дразнилку.
— В свой день рождения Ирочка принесла в группу конфеты и угостила всех детей.
— Намусорив в коридоре возле окна принесенными из дома семечками, Женя не стал убирать, заявив, что для этого в школе есть уборщица.
Психолог: Я предлагаю, ребята, посмотреть на проблемные ситуации и решить их.
Ситуации:
1. Во время игры ты нечаянно толкнул товарища, тот упал, ударился, и лежит, не встаёт. Твои действия?
2. На занятии твой товарищ мешает слушать воспитателя. Твои действия?
3. Ты взял у друга игрушку и сломал её. Твои действия?
Психолог: А теперь давайте вспомним — кто из наших детей вдет себя по правилам
(дети описывают ситуацию, за ответ дается медаль)
Психолог: Культура поведения – это правила поведения людей, которые всем необходимо соблюдать: и взрослым, и детям. Подумайте, где нужно соблюдать правила поведения?
Дети: в автобусе, в гостях, за столом, на улице, в детском саду
Психолог: Совершенно верно! Правила поведения необходимо соблюдать всем и везде. Какие правила поведения должны соблюдать в автобусе? Давайте рассмотрим картинку. Скажите, что можно делать, а чего делать нельзя?
Дети: Нельзя не кричать, баловаться. Нужно уступать место старшим.
Психолог: Следующая картинка о правилах поведения за столом. Что здесь делают ребята правильно, а что – нет?
Дети: За столом нужно кушать аккуратно, не разбрасывать еду, не лезть за едой через весь стол, не разговаривать с полным ртом и т.д.
Психолог: Вы совершенно правы! А какие правила существуют при посещении театра, цирка или кино?
Дети: Не шуметь, не говорить по телефону. Нужно хлопать в ладоши по окончании спектакля
Психолог: Ребята, когда вы приходите в гости, какие правила поведения нужно соблюдать?
Дети: Нельзя баловаться, ломать игрушки. Нужно всегда говорить спасибо за угощение
Психолог: Правильно. Я уверена, что вашим родителям будет очень приятно, если вы будете культурными
В детском саду тоже есть правила культуры поведения. Когда вы приходите в детский сад, обязательно нужно поздороваться со взрослыми и детьми. Какие еще правила поведения есть в детском саду?
Дети: нельзя брать чужие игрушки, нельзя драться, ломать игрушки, если кого-то обидел, нужно попросить прощения. Дети должны слушаться взрослых. Когда вы поели, нужно говорить «спасибо!».
Психолог: Вежливость – это тоже культура поведения, поэтому мы должны знать вежливые слова. Какие вежливые слова вы знаете?
Дети: спасибо, пожалуйста, будьте так добры, извините, приятно познакомиться и т.д.
Психолог: Правильно. Запомните, соблюдать культуру поведения в общественных местах очень важно. Если вы будете культурными, воспитанными и вежливыми, то и к вам отношение других будет таким же. Мне бы очень хотелось, чтобы все мы были воспитанными и культурными, чего я вам и желаю.
Психолог: закрепляем правила поведения:
• не дерись;
• не спорь по пустякам;
• не ябедничай;
• не зазнавайся;
• делись с товарищами игрушками;
• не отнимай игрушки;
• не забудь и волшебное слово «прости».
• пригласи в игру стоящего одиноко в стороне;
• поиграл, убери за собой;
• если поступил плохо, признай свою вину;
• говори волшебное слово «пожалуйста»;
• говори волшебное слово «спасибо»;
Психолог: Закончите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я понял (а)….. Что вам больше всего понравилось на занятии? Что нового вы узнали?
Источник: ped-kopilka.ru