Цель: Формирование у детей интереса к творчеству А.С. Пушкина через игровую деятельность по его сказкам.
Задачи: 1. Прививать навыки вдумчивого, внимательного чтения литературных произведений.
2.Развивать творческие способности детей.
3.Способствовать сплочению детского коллектива, формировать навыки работы в команде.
Возраст участников игры- учащиеся 5-7 классов.
Реквизит, оборудование: карточки со словами для конкурса «Сказочный конструктор», 2 ручных зеркала, Черный ящик с предметами-яблоком и печатным пряником, листы с кроссвордами для 2-х команд, 2 миски с водой, спички или палочки, 2 столовые ложки, 2 стакана, Листы с текстом из сказок для конкурса «Путаница», 2 словаря В.Даля, листы с текстом для конкурса «Адресное бюро», призы для награждения.
— Здравствуйте дорогие ребята! Сегодня наша встреча посвящена творчеству писателя Александра Сергеевича Пушкина. В числе ваших самых первых в жизни книжек — сказки Александра Сергеевича Пушкина. Вы снова и снова их перечитываете, и сейчас уже, наверное, знаете их наизусть. И конечно, каждый из вас воскликнет вслед за Пушкиным: «Что за прелесть эти сказки!»
Урок музыки в 4 классе «Что за прелесть эти сказки» 2021
Мы знаем, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски,
Но нет ничего интересней,
Чем наши волшебные сказки.
Сегодняшнее состязание проходит между двумя командами. Командой «Золотая рыбка» и командой «Золотой петушок». Вам предстоит поучаствовать во многих конкурсах, проявить свою смекалку, знание сказок А.С. Пушкина, юмор и находчивость. Итак, мы начинаем нашу игру и пусть победит сильнейший.
Ведущий: наш первый конкурс — «Разминка» и называется он «Доскажи словечко»
1.Темной ночки Елисей
Дождался в тоске своей.
Только месяц показался,
Он за ним с мольбой погнался.
«Месяц, месяц, мой дружок,
2.И к царевне наливное,
Прямо яблочко летит…
Пес как прыгнет, завизжит…
Но царевна в обе руки
Хвать — поймала. «Ради скуки
Кушай яблочко, мой свет.
3.Мать и сын теперь на воле;
Видят холм в широком поле;
Море синее кругом,
Дуб зеленый над холмом.
Сын подумал добрый ужин
Был бы нам, однако, нужен.
Ломит он у дуба сук
И в тугой сгибает .
4. Шел поп по базару
Прикупить кой- какого товару.
5.Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо; Ступай себе в синее море,
Резвись там себе на…
6.Сказка-ложь, да в ней намек!
Ведущий: Молодцы , ребята! Все справились с заданием, и каждая команда получает по 1 жетону. А наш следующий конкурс называется
- Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди.
- Сказка о рыбаке и рыбке.
- Сказка о мертвой царевне и семи богатырях.
- Сказка о золотом петушке.
- Сказка о попе и о работнике его Балде.
- Сколько лет прожили старик со старухой? (30 лет и 3 года)
- Сколько сыновей было у царя Дадона? (2)
- Сколько девиц пряло под окном? (3)
- Сколько богатырей выходило из моря? (33)
- Сколько щелчков дал попу Балда? (3)
- Сколько просьб выполнила золотая рыбка? (4)
- Сколько раз за всю сказку ходил старик на берег моря?(6 )
- Сколько просьб было у звездочета- мудреца к царю Дадону? (1)
- В тереме у скольких богатырей гостила царевна (7)
- Сколько раз превращался князь Гвидон в насекомых? (3)
- Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч.( Королевич Елисей)
- Смилуйся, государыня- рыбка.( Старик)
- Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной (Балда)
- Ты на свете всех милее. Всех румяней и белее.( зеркало — царице)
- Не хочу быть простою крестьянкой, хочу быть столбовою дворянкой.(старуха -старику)
- Что я, царь, или дитя? Нынче ж еду(Царь Салтан — ткачихе. Поварихе. Сватье бабе Бабарихе))
- Как бы здесь на двор окошко нам проделать? ( Гвидон матери)
- Так увидимся мы вскоре, а теперь пора нам в море, тяже воздух нам земли (Дядька Черномор князю Гвидону)
- Вот мудрец перед Салтаном встал и вынул из мешка золотого петушка. (Салтан попал в сказку о золотом петушке на место Дадона)
2.Здравствуй рыбак- мужичок. Какой тебе надобен оброк? Об оброке мы век не слыхали. Не было чертям такой печали. (Рыбак попал в сказку о попе и работнике его Балде)
«Что за прелесть эти сказки!». Три чуда.
3.Жил князь Гвидон со своею царевной Лебедью У самого синего моря. Гвидон ловил неводом рыбу. Царевна Лебедь пряла свою пряжу. ( Попали в сказку о рыбаке и рыбке)
4.В тот же день приказ такой: Королевич Елисей повелел своим боярам Времени не тратя даром Мертвую царевну и хрустальный гроб Тайно бросить в бездну вод.( королевич Елисей и мертвая царевна попали в сказку о царе Салтане) 5. Свет мой ,петушок, скажи, Да всю правду доложи. Я ль на свете всех милее Всех румяней и белее. И ей петушок в ответ: Ты, конечно, спору нет.
Ты,старуха, всех милее, всех румяней и белее. И старуха хохотать, И плечами пожимать, И подмигивать глазами, И прищелкивать перстами, И вертеться, подбочась. Гордо на петушка глядясь. (петушок из сказки о золотом петушке и старуха из сказки о золотой рыбке оказались в сказке о мертвой царевне и 7 богатырях.
Петушок на месте зеркальца, старуха на месте царицы- мачехи.) Ведущий: Какие вы молодцы, ребята. Не устали? А не пора ли нам отправиться на рыбалку? В сказке о рыбаке и рыбке Старик ловил неводом рыбу, а мы сейчас будем ловить рыбок в мисках.
Конкурс «Поймай рыбку»
Ведущий: В мисках налита вода, в ней плавают спички .Это наши рыбки. Давайте посмотрим, чья команда больше наловит рыбок. Каждый член команды должен ложкой зачерпнуть рыбок 1 раз и опустить их в стакан.Чья команда за 2 минуты больше поймает рыбок, та и победила в этом конкурсе. (Дети ловят рыбок. Подсчет улова.) Ведущий: Сказки были написаны А.С. Пушкиным почти 200лет тому назад.
В них иногда встречаются слова, которые в наше время не употребляются. Но что же они обозначают? Давайте попробуем выяснить. Наш следующий конкурс Конкурс «Пушкинский словарик» Ведущий: Перед вами словари современника А.С. Пушкина — Владимира Ивановича Даля.
Выберите из списка незнакомое вам слово, которое встречалось в сказках Пушкина, и найдите его объяснение в словаре. Слова: Рогатка, аршин, откуп, оброк, чернавка, душегрейка, светлица, колымага, ужо, полба, инда. (дети находят объяснение слова в словаре и зачитывают его. Команды получают жетон за выполнение задания) Ведущий: наша игра близится к концу.
И наш последний конкурс « Кроссворд». Попробуйте разгадать 6 слов, которые спрятались в его клеточках и прочитать ключевое слово. Победителю этого конкурса- жетон.
1 В свете есть такие ль дива? Вот идет молва правдива: За морем царевна есть, Что не можно глаз отвесть: Днем свет божий затмевает, Ночью землю освещает, Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит. А сама-то величава, Выступает будто .
2 Царь Салтан гостей сажает За свой стол и вопрошает, Ой вы, гости-господа, Долго ль ездили? куда? Ладно ль за морем иль худо? И какое в свете .
3 Здравствуй, Балда-мужичок; Какой тебе надобен оброк? Об оброке век мы не слыхали, Не было чертям такой печали. Ну, так и быть возьми, да с уговору, С общего нашего приговору — Чтобы впредь не бы то никому горя: Кто скорее из нас обежит около моря, Тот и бери себе полный оброк, Между тем там приготовят .
4 В море остров был крутой, Не привальный, нежилой; Он лежал пустой равниной; Рос на нем дубок единый; А теперь стоит на нем Новый город со дворцом, С златоглавыми церквами, С теремами и садами, А сидит в нем князь Гвидон; Он прислал тебе .
5 Старший молвил: «Что за диво! Все так чисто и красиво. Кто-то терем прибирал Да хозяев поджидал. Кто же? Выдь и покажися, С нами честно подружися. Коль ты старый человек, Дядей будешь нам навек. Коли парень ты румяный, Братец будешь нам названый.
Коль старушка, будь нам мать, Так и станем величать. Коли красная девица, Будь нам милая .
6 Воеводы не дремали, Но никак не успевали. Ждут, бывало, с юга, глядь — Ан с востока лезет рать! Справят здесь — лихие гости Идут от моря. Со злости Инда плакал царь Дадон, Инда забывал и . Ответы: 1 Пава 2 Чудо 3 Мешок 4 Поклон 5 Сестрица 6 Сон — Пушкин
Ведущий: Вот и разгадано последнее задание. Мы сегодня часто повторяли это имя- великого русского поэта А.С. Пушкина. Наша игра показала, какие вы замечательные читатели, как вы хорошо умеете работать в команде, как много вы знаете и умеете. А теперь пришла пора подвести итоги нашей игры и выявить победителя.
Давайте посчитаем, сколько жетонов набрала каждая команда ( подсчет жетонов, озвучивание результатов) Итак, победителем нашего конкурса стала команда____________________________________. Поздравляем! А я хочу пожелать всем вам новых открытий в книжном океане, новых интересных книг, и почаще приходить в нашу школьную библиотеку. До новых встреч, друзья!
Источник: zybrila.ru
Внеклассное мероприятие. Интеллектуальная игра «Что за прелесть эти сказки!»
Нажмите, чтобы скачать публикацию
в формате MS WORD (*.DOC)
Размер файла: 77.5 Кбайт
Конкурсная работа
Сценарий внеклассного мероприятия
Интеллектуальная игра
«Что за прелесть эти сказки!»,
на знание сказок А.С.Пушкина в музыке русских композиторов
среди учащихся 4-х классов.
Класс оформлен детскими рисунками по сказкам А.С. Пушкина. Стулья расставлены по периметру класса.
Фонограмма: Соколов, Зверев, Римский-Корсаков
«Золотой петушок» вступление
В класс заходят участники интеллектуальной игры,
занимают свои места.
Добрый день, дорогие ребята, наши гости, и уважаемое жюри. Я приглашаю вас сегодня в удивительный мир сказок и чарующий мир музыки.
Помните, как Юнна Мориц писала:
Сказка по лесу идёт,
Сказку за руку ведёт,
Из реки выходит сказка!
Из трамвая! Из ворот!
Это что за хоровод?
Это сказок хоровод!
Сказка – умница и прелесть,
С нами рядышком живёт.
И говорить мы будем о сказках написанных Александром Сергеевичем Пушкиным. Сказки Пушкина! Это первые наши книги. Лучшие! С них начинается наша любовь ко всей русской поэзии.
Эпиграфом нашей интеллектуальной игры «Что за прелесть эти сказки!» будут слова:
Люблю я Пушкина творенья,
И это вовсе не секрет.
Его поэм, стихотворений
Прекрасней не было и нет!
С мальства его читаем сказки,
В них жар души, природы краски,
Добро цветет в них, злоба чахнет.
В них русский дух, в них Русью пахнет!
В одном из своих писем к брату Льву, Александр Сергеевич писал: «Знаешь ли мои занятия? До обеда пишу записки, обедаю поздно, после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки! Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»
Сегодня интеллектуальная игра «Что за прелесть эти сказки!» проходит между двумя классами нашей школы – 4 а классом и 4 б классом.
И нам сегодня не обойтись без жюри.
Представление жюри.
Председатель жюри – ___________________________________________
Член жюри – ____________________________________________________
Член жюри – ____________________________________________________
1 конкурс – «Знакомство»
Для начала наши команды должны представиться, и первый конкурс называется «Знакомство».
Девиз (или призыв)
В летнее время семья Пушкиных выезжала в деревню, в имение бабушки Марии Алексеевны, которая знала много рассказов о старине. Уже в детские годы он многое узнал о жизни талантливого русского народа.
Большую часть свободного времени он проводил в играх с крепостными ребятишками.
Давайте и мы с вами поиграем в игру тех лет.
Русская народная игра «Бояре»
Бояре, а мы к вам пришли
Молодые, а мы к вам пришли!
Бояре а зачем пришли?
Молодые, а зачем пришли?
Бояре, нам невеста нужна!
Молодые, нам невеста нужна!
Бояре, а какая вам мила?
Молодые, а какая вам мила?
Бояре, нам вот эта мила! (указывают на выбранную невесту)
Молодые, нам вот эта мила!
Бояре она дурочка у нас!
Молодые, она дурочка у нас!
Бояре, а мы пряничком ее!
Молодые, а мы пряничком ее!
Бояре, у ней зубки болят,
Молодые, у ней зубки болят.
Бояре, а мы плеточкой ее!
Молодые, а мы плеточкой ее!
Бояре, она плеточки боится,
Молодые, она плеточки боится!
Бояре, не валяйте дурака!
Отдавайте нам невесту навсегда!
Лучшими друзьями Пушкина в детстве были: заботливая бабушка Мария Алексеевна и крепостной дядька Никита.
А с самого раннего детства будущий поэт был окружён заботой и вниманием своей няни, крепостной крестьянки Арины Родионовны.
А может быть, кто-то из вас знает ее фамилию? (МАТВЕЕВА).
Она была мастерица петь песни, рассказывать сказки. Говор у неё был особый, певучий, говорила она «окая».
Маленький Саша очень любил свою няню, называл её ласково мамушкой. Ей поэт посвящал стихотворения. А наши капитаны прочтут стихотворения о любимой няне Александра Сергеевича Пушкина – об Арине Родионовне.
2 конкурс – «Капитаны — декламаторы»
Капитаны читают стихотворения о няне А.С.Пушкина.
3 конкурс – «Разминка»
Сколько нежности, теплоты в этих строчках, и тревоги, и заботы. Саша записывал сказки няни в отдельную тетрадь и позже на их основе создал свои сказки. Удивительные это сказки: добрые, весёлые, полны красоты и вдохновения. Давайте вместе вспомним их. Для этого нужно восстановить правильное их название.
РАЗДАЮТСЯ КАРТОЧКИ (2 комплекта)
На карточках написаны отдельные слова, из которых команды должны составить правильные названия сказок.
Команды выполняют задания.
Правильные названия:
«Сказке о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре-князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди »,
«Сказка о попе и о работнике его Балде»;
«Сказка о рыбаке и рыбке».
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
«Сказка о золотом петушке»
Поэма «Руслан и Людмила»
До шести лет Сашу Пушкина заставляли гулять, бегать. Он упирался, сердился. А если ему уступали, то он на радостях залезал в корзину, которая стояла у ног бабушки Марьи Алексеевны. Бабушка вязала, а внук молча наблюдал.
И у меня корзина есть.
В ней вещей не перечесть.
Велика и тяжела —
Вес её полпуда.
Постарайтесь угадать,
Что в ней и откуда?
Эти предметы мы взяли из сказок. И чтобы вещь вернулась в свою сказку, нужно назвать сказку, а для дополнительных баллов вспомнить и прочитать о ней одну строчку.
Орешек — «Сказка о царе Салтане….»
Невод (сетка-авоська) — «Сказка о рыбаке и рыбке»
Зеркальце — «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
Веревка — «Сказка о попе и о работнике его Балде»
Спица — «Сказка о золотом петушке»
Золотая цепочка – «Руслан и Людмила»
4 Конкурс «Угадай мелодию».
Следующий конкурс называется «Угадай мелодию», где наши игроки должны продемонстрировать знание композиторов, а так же музыкальных фрагментов, которые мы проходили на уроках музыки в этом году. Пока команды готовятся, я хочу освежить память для наших гостей и рассказать некоторую информацию.
Сказки Пушкина вдохновили многих композиторов на создание музыкальных сочинений и получили вторую жизнь в музыке русских композиторов Михаила Ивановича Глинки, Николая Андреевича Римского–Корсакова.
Так появилась опера–сказка «Руслан и Людмила» русского композитора Михаила Ивановича Глинки, творчество которого сравнивают с творчеством А.С. Пушкина.
А.С.Пушкина в мире литературы называют великим русским поэтом сказочником, а в мире музыке есть композитор, которого знают как музыкального сказочника. Его имя – Николай Андреевич Римский–Корсаков. Николай Андреевич Римский – Корсаков в юности был очарован оперой Глинки «Руслан и Людмила», а став композитором, и сам обратился к творчеству А.С. Пушкина.
В 1899 году Николай Андреевич Римский–Корсаков написал оперу «Сказка о царе Салтане». Это был год столетнего юбилея со дня рождения великого русского поэта, перед гением которого Римский–Корсаков преклонялся.
Николай Андреевич Римский–Корсаков » . был музыкальным волшебником – великим сказочником в русской музыке. Из пятнадцати опер, написанных им, более половины – оперы-сказки, оперы-былины, оперы-легенды».
Композитор Римский–Корсаков создал 2 оперы на сюжеты сказок Пушкина «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о золотом петушке».
Сейчас будут звучать темы из опер этих композиторов, а команды должны «угадать мелодию».
Римский-Корсаков «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане…»
Глинка увертюра из оперы «Руслан и Людмила»
Римский-Корсаков «Три чуда – 33 богатыря» из оперы «Сказка о царе Салтане…»
Глинка «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила»
Римский-Корсаков «Три чуда — белка» из оперы «Сказка о царе Салтане…»
Римский-Корсаков «Три чуда — лебедь» из оперы «Сказка о царе Салтане…»
Команды справились с заданием. И пришло время жюри подсчитать баллы за пройденные конкурсы.
А для ребят задание. Закончите правильной фразой отрывок, который я сейчас прочту:
… под ёлкою высокой,
Видит, белочка при всех
Золотой грызёт орех,
А скорлупку собирает,
Кучки ровные кладёт,
И с присвисточкой поёт
При честном при всём народе…?…
…….ВО САДУ ЛИ, В ОГОРОДЕ.
Правильно! Молодцы! Сейчас пришло время для музыкальной паузы.
Музыкальная пауза
Фонограмма: «Во саду ли, в огороде»
Дети на шумовых инструментах исполняют «Во саду ли, в огороде»
5 Конкурс «Ты – мне, я – тебе»
Командам было дано домашнее задание – приготовить по две инсценировки из сказок Пушкина.
Команда-соперница должна угадать название сказки.
6 Конкурс «Эрудит»
Как хорошо вы знаете эти сказки! Это мы сейчас проверим.
Кто был верный сторож царя Дадона? ПЕТУШОК.
С какими словами обращалась своенравная царица к волшебному зеркальцу? СВЕТ МОЙ ЗЕРКАЛЬЦЕ СКАЖИ.
Как звали находчивого, трудолюбивого работника в одной из сказок?
«СКАЗКА О ПОПЕ И РАБОТНИКЕ ЕГО БАЛДЕ», БАЛДА
Злой, сварливый персонаж из сказки А. С. Пушкина?
«СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ», СТАРУХА
Где состоялась первая встреча попа с Балдой?
Что кричал петушок, сидя на спице? (КИРИ-КУ-КУ! ЦАРСТВУЙ ЛЕЖА НА БОКУ!)
Сколько раз старуха отправляла старика к синему морю, и с какими просьбами?
ЧТОБ БЫЛО НОВОЕ КОРЫТО,
ЧТОБ СТАТЬ СТОЛБОВОЙ ДВОРЯНКОЙ,
Кто исполнитель песни «Во саду ли в огороде», из какой сказки?
(«СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ…», БЕЛКА)
Сколько лет прожил старик со своею старухой у самого синего моря?
(30 ЛЕТ И 3 ГОДА)
Сколько богатырей в «Сказке о царе Салтане…»?
Какой предмет всегда говорил правду и за это был уничтожен?
Как сумел унести коня Балда?
В какой сказке был удачливый старик-рыбак, но ему не повезло со старухой?
(СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ)
Какое дикое животное помогало добывать драгоценные камни и золото?
В какой сказке и какая домашняя птица охраняла целое царство?
(СКАЗКА О ЗОЛОТОМ ПЕТУШКЕ, ПЕТУХ)
Какая царица околдовала царя Дадона?
В кого превращался Гвидон?
(МУХА, КОМАР, ШМЕЛЬ)
Какую песню пела белка?
(ВО САДУ ЛИ, В ОГОРОДЕ…)
Какую плату попросил Балда за работу?
(ТРИ ЩЕЛЧКА В ЛОБ)
На какой остров вынесла волна бочку с царицей и Гвидоном?
Сколько сыновей было у царя Дадона?
Как звали злого карлика?
Ребята, наша игра закончена. Жюри подводит итоги. А мы вспомним песню о сказках!
ЖЮРИ ПОДВОДИТ ИТОГИ.
Хор (команды) исполняет песню.
«В гостях у сказки»
В сказках Пушкина отразился весь мир добра, где царствует дружба, верность слову, где ценятся уважение к человеку, его счастье в семье, где наказано зло и жадность, обман и алчность.
Сегодня мы ещё раз почувствовали волшебную музыку пушкинского стиха. И вспомнили, что вторую жизнь сказкам А.С.Пушкина дали русские композиторы в своих бессмертных музыкальных произведениях.
Надеемся, ребята, вам ещё не раз захочется перечитать сказки А.С.Пушкина. Ведь сказки Пушкина – это наука о жизни, которую он передал нам, и на которой выросло не одно поколение.
Ни одна игра не проходит без поддержки болельщиков. И для наших болельщиков есть несколько вопросов.
ИГРА С БОЛЕЛЬЩИКАМИ.
Сказочное существо, жившее в море–окияне? (ЗОЛОТАЯ РЫБКА.)
Каким было последнее желание старухи? (БЫТЬ ВЛАДЫЧИЦЕЙ МОРСКОЮ.)
О каком времени года идёт речь в начале «Сказки о мёртвой царевне. »? (ЗИМА.)
Изделия из золотых скорлупок, которое пускалось в ход по свету? (МОНЕТЫ.)
К кому обращается королевич Елисей в поисках царевны (К СОЛНЦУ, МЕСЯЦУ, ВЕТРУ – ПРИРОДА ЕМУ ПОМОГАЕТ).
Расплачиваясь с Балдой, поп подставил лоб. Что же приговаривал Балда с укоризной? (НЕ ГОНЯЛСЯ БЫ ТЫ, ПОП, ЗА ДЕШЕВИЗНОЙ)
Какими словами начинается “Сказка о рыбаке и рыбке”? (ЖИЛ СТАРИК СО СВОЕЮ СТАРУХОЙ, У САМОГО СИНЕГО МОРЯ)
Какое название носил остров, мимо которого проплывали корабли?
Жюри объявляет результаты игры.
НАГРАЖДЕНИЕ КОМАНД.
Классы получают дипломы победителей
в номинациях «Творческое начало» и «Знание сказок Пушкина».
Каждый учащийся получает диск со сказками А.С. Пушкина
Читайте Пушкина, читайте,
И не живите днём одним
С ним и любите, и мечтайте.
И размышляйте вместе с ним.
И светлой дружбой дорожите
Её, как свет звезды неся,
Как Пушкин, пламенно живите,-
Жить нам без Пушкина нельзя.
Надеемся, ребята, вам ещё не раз захочется перечитать сказки А.С.Пушкина. Ведь сказки Пушкина – это наука о жизни, которую он передал нам, и на которой выросло не одно поколение.
Хочется пожелать вам, чтобы, внимательно читая и перечитывая А.С. Пушкина, слушая музыку великих русских композиторов, вы на всю жизнь сохранили впечатление от этих произведений.
Приложение 1.
В гостях у сказки
слова Юлий Ким
музыка Владимир Дашкевич
Если вы не так уж боитесь Кощея
Или Бармалея и Бабу Ягу,
Приходите в гости к нам поскорее,
Там, где зеленый дуб на берегу.
Там гуляет черный котище ученый,
Пьет он молоко и не ловит мышей,
Это настоящий кот говорящий,
А на цепи сидит Горыныч-змей.
Приходите в гости к нам,
Поскорей приходите в гости к нам!
Кот про все расскажет вам,
Потому что он видел все сам.
Ах, как тихо и темно!
Ах, как чудно и чудно!
Ах, как страшно и смешно,
Зато в конце все будет хорошо!
Ты узнаешь много волшебных историй:
Тут тебе и «Репка», и ключ золотой.
Тут и Черномор, тот самый, который
Зря всех пугал своею бородой.
А в конце концов, всему свету на диво,
После приключений, сражений и драк,
Станешь ты веселый, как Буратино,
И умный-умный, как Иван-дурак!
Приходите в гости к нам,
Поскорей приходите в гости к нам!
Кот про все расскажет вам,
Потому что он видел все сам.
Ах, как тихо и темно!
Ах, как чудно и чудно!
Ах, как страшно и смешно,
Зато в конце все будет хорошо!
Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai
Интерактивная игра по сказкам А.С.Пушкина «Что за прелесть эти сказки!»
По кнопке ниже вы можете скачать методическую разработку «Интерактивная игра по сказкам А.С.Пушкина «Что за прелесть эти сказки!»» категории «Внеклассные мероприятия по чтению 1-4 кл.» бесплатно. Будем благодарны, если вы оставите отзыв или посмотрите еще другие материалы на нашем сайте. Характеристики документа: «презентация».
Загрузка началась.
Понравился сайт? Получайте ссылки
на лучшие материалы еженедельно!
Источник: easyen.ru
Проект «Что за прелесть эти сказки»
В процессе работы над творческим проектом по литературе на тему «Что за прелесть эти сказки!» автором была поставлена цель, сформировать представления о творчестве А.С. Пушкина – сказочника. А также выяснить, какое влияние оказала Арина Родионовна на творчество А.С. Пушкина, познакомиться с устаревшими словами, встречающихся в произведениях писателя.
Подробнее о проекте:
В рамках учебной исследовательской работе по литературе на тему «Что за прелесть эти сказки! » был подготовлен творческий материал для одноклассников с целью привлечения их внимания к сказочному творчеству А. С. Пушкина. В своем исследовании ученица школы стремилась узнать значение старинных слов, оборотов речи, встречающихся в сказках Пушкина.
В исследовательской работе (проекте) в 7 классе на тему «Что за прелесть эти сказки!» было проведено анкетирование среди учащихся с целью, определить уровень их знаний об устаревших словах. Ученицей была выдвинута гепотеза о том, что Пушкин использовал устаревшие слова в своих сказках для того, чтобы воссоздать колорит русской старины, показать разнообразие и богатство народного поэтического творчества.
Оглавление
Введение
1. Роль няни — Арины Родионовны в творчестве А. С. Пушкина.
2. Лексика сказок А.С. Пушкина
Заключение
Список литературы
Введение
Александр Сергеевич Пушкин внес неоценимый вклад в развитие русской литературы. Это величайший поэт всех времен. Произведения А.С.Пушкина – золотой фонд русской литературы, богатство и гордость русского народа. Название сказок Пушкина, поэм, стихов хорошо известны не только в России. Меня всегда интересовало, как и от кого приходило вдохновение написания сказок.
В своей исследовательской работе я хочу это узнать и донести до одноклассников.
Гипотеза: на написание сказок оказала огромное влияние Арина Родионовна, а используемые устаревшие слова в своих сказках, необходимы для того, чтобы воссоздать колорит русской старины, показать разнообразие и богатство народного поэтического творчества.
Объект исследования: сказки А.С.Пушкина
- способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения;
- развивать артистические способности;
- прочитать сказки А.С. Пушкина и найти в них устаревшие слова.
- Сбор информации;
- Анкетирование
- Лингвистический эксперимент;
- Анализ;
- Обобщениерезультатов.
Роль няни — Арины Родионовны в творчестве А. С. Пушкина
Я попыталась выяснить, сопоставив разные источники, каким был реальный вклад няни на творчество Пушкина, какие сказки были рассказаны ею. Таких сказок я обнаружила семь. Няня знала настоящие народные сказки. От неё поэт услышал первые сказки – о Бове-корове и Еруслане Лазаревиче. Пушкин вспоминал о них в лицейском стихотворении «Сон» (1816). Подвиги Бовы приводили в трепет мальчика Пушкина, героя сказки являлись ему во сне:
Волшебники, волшебницы слетели,
Обманами мой сон обворожали.
Терялся я в порыве сладких дум;
В глуши лесной, средь Муромских пустыней
Встречал лихих Полканов и Добрыней,
И в вымыслах носился юный ум…
Сохранился отрывок лицейской поэмы «Бова» (1814г.)
В 1820 году Пушкин написал поэму «Руслан и Людмила». Имя главного героя (переделанное из Еруслана), скорее всего, появилось из няниной сказки. Под влиянием сказок Арины Родионовны возник в поэме и образ чародея Финна. Финские чародейства подробно описаны в северных сказках. Эти северные, скандинавские сказки Пушкин мог услышать от Арины Родионовны.
Она родилась и жила среди финнов и карелов. У Пушкина Финн — имя собственное. Возможно, злой великан Финн из скандинавской сказки превратился в его поэме в доброго волшебника Финна.
В годы Михайловской ссылки Пушкин записывает от Арины Родионовны несколько текстов (видимо, в том же ноябре 1824 года, когда он сообщает брату, что слушает сказки няни). Пушкин делает записи семи сказочных сюжетов, передавая своеобразную художественную манеру рассказчицы.
Первая из них известна в русском фольклоре как «Сказка о чудесных детях и оклеветанной жене».
«Некоторый царь задумал жениться, но не нашёл по своему нраву никого. Подслушал он однажды разговор трёх сестёр. Старшая хвалилась, что государство одним зерном накормит, вторая, что государство одним куском сукна оденет, третья, что с первого года родит 33 сына. Царь женился на меньшой, и с первой ночи она понесла. Царь уехал воевать.
Мачеха его, завидуя своей невестке, решилась её погубить. После девяти месяцев царица благополучно разрешилась 33 мальчиками, а 34 уродился чудом.
Таково начало сказки, послужившей основой для написания Пушкиным в августе 1831 года в Царском Селе «Сказки о царе Салтане». У Арины Родионовны было взято и оригинальное имя царя, но «Султан Султанович, турецкий государь», превратился в царя Салтана. У Пушкина чудеса творит царевна Лебедь, а у няни – сам царевич, «уродившийся чудом». В сказке Пушкина также выходят из моря «тридцать три богатыря» — и стерегущий их старик, названный здесь «дядькой Черномором».
Царевич «уродившийся чудом», и число детей – 34 –в других вариантах этой сказки не встречаются (обычно сыновей у царицы трое, семь или двенадцать). Нет нигде и юношей, живущих в море (обычно они живут в лесу или на острове).
Почти во всех сказках Арины Родионовны присутствует её любимый эпитет – «золотой» (у царевича «ручки по локотки золотые» и т. д.). Пушкин употребит его в своих сказках, даже тех, что написаны им позднее по книжным источникам («золотая рыбка», «золотой петушок»).
Высокое мастерство Арины Родионовны – сказочницы, быть может, с ещё большей яркостью обнаруживается во второй записи. Сюжет имеет название «Чудесное бегство» или «Магическое бегство». Герой сказки – юноша, обещанный морскому или подземному царю. Девушка – дочь царя – выручает его. Они вместе бегут и, спасаясь от погони, превращаются в животных и разные предметы.
Сказка в передаче Арины Родионовны отличается замечательной характеристикой героя. Он не пассивен и растерян, как в иных вариантах сказки. Это добрый молодец, «безунывная головушка». Он не боится угроз морского царя. «Повесить так повесить, голова моя не дорога», — говорит Иван-царевич. Замечательна своей образностью и речь Марьи-царевны, иногда рифмованная. «Не печалься Иван-царевич, — говорит она, — скинь портки, повесь на шесток да спи…» (Слово «портки» или «порты», означало в старославянском языке всю верхнюю одежду.)
Морской царь задаёт Ивану-царевичу трудные задачи. Особо оригинальна третья, невыполнимая. «Ну, — Иван-царевич, — сказала Марья-царевна, — тут уж тебе и я не помогу – дело в том, чтоб ты сшил сапоги, покамест у него в руках соломинка будет гореть. Убежим».
Запись эта не нашла в творчестве Пушкина отражения. Он подарил её другому поэту – В.А. Жуковскому. Она стала одним из источников его сказки «О царе Берендее…».
На основе третьей записи Пушкиным создана «Сказка о попе и о работнике Балде». У Арины Родионовны Балда вопреки имени, как Иван-дурачок в русской сказке — добрый молодец, носитель народной мудрости.
Осенью 1830 года в Болдине Пушкин пишет «Сказку о попе и о работнике его Балде». В ней речь героя напоминает текст няниной сказки:
Да вот верёвкой хочу море морщить
Да вас, проклятое племя, корчить.
Беса старого взяла тут унылость.
Скажи, за что такая немилость?
Как за что? Вы не плотите оброка,
Не помните положенного срока…
Следующая запись послужила Пушкину материалом для создания «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях». Этот сюжет, широко известный в западноевропейском фольклоре, у Арины Родионовны обрёл своеобразные черты.
В «Указателе сказочных сюжетов» о содержании сказки говорится: злая мачеха приказала убить красавицу падчерицу, но она спасается и живёт в лесу у разбойников, карликов или гномов; мачеха трижды отравляет её, дважды она спасается; на третий раз девушку кладут в гроб к себе, и она оживает.
На основе сказки, записанной от Арины Родионовны, а также известной Пушкину к этому времени сказки братьев Гримм на аналогичный сюжет он создал в ноябре 1833 года свою «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Лексика сказок А.С. Пушкина
В рамках данного проекта я исследовала устаревшие слова в пяти сказках А.С. Пушкина: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о Попе и работнике его Балде», «Сказка о Мертвой Царевне и семи богатырях», «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане…»
Герои Пушкина имеют разнообразные титулы и звания: царь, царица, бояре, чернавка (сенная девушка, служанка для «черной» работы), поп, рыбак, столбовая дворянка, купцы, черница (монахиня), повариха, сватья, князь (Гвидон), королевич (Елисей). Любопытны слова «дядька» (в старину дядькой называли наставника) и гости (в Древней Руси гостями называли купцов).
Имена и прозвища пушкинских героев многозначительны: Балда, царь Салтан, баба Бабариха, князь Гвидон, Черномор. Черномор у Пущкина – статный предводитель тридцати трёх богатырей, живущий под водой и ничего дурного сухопутным обитателям не делающий («Сказка о царе Салтане»). Имя Салтана явно восходит к арабскому слову «султан» , проникшему ещё и в тюркские языки, а Гвидон — к итальянскому Guido , видимо от ставшего нарицательным имени какого-то знатного римлянина, напрямую или через название исторической области вблизи Рима.
Мы знакомы с географической картой мира, на которой обозначены страны. И в каждой стране, изображенной на карте, можно найти реки, озера, города, моря и их названия. Так вот, у Страны пушкинских сказок тоже есть своя карта: Синее море, море-Окиян чудный остров князя Гвидона, остров Буян; Царство славного Салтана; Зеленыя дубравы; Речка тихоструйная; Высокая гора; Лукоморье.
“Пристают к заставе гости; Князь Гвидон зовёт их в гости” («Сказке о царе Салтане. »)
В старину «застава» — место въезда в город или выезда из него, охраняемое стражей. Название острова Пушкин воспринял из русской народной традиции — Буян. В древнерусском языке так именовали высокое место, холм, бугор, а также возвышенное место для богослужения. Так могли называть и гору на острове, возвышавшуюся среди пучины в море.
В северно-русских говорах Буян также связан с водой, морем. Напрашивается сравнение с современным словом «буй», которым обозначают сигнальный маячок, возвышающийся над водой.
Выявление этих архаичных значений помогает разгадать глубинный смысл пушкинской мифологемы «остров Буян». Представляется город на горе посреди моря, с пристанью и торгом, святилищами и храмами, что подтверждается и строками Пушкина: «…мимо острова Буяна в царство славного Салтана…»
В сказках звучат те слова, которые сейчас мы не используем. К примеру, названия старинной одежды: зипун, камзол, кафтан, кичка, жупан, шушун, армяк, душегрейка . Одежда жителей Руси отличалась согласно их социальному положению.
В сказках у Пушкина мы встречаем описание мужской одежды царя Салтана:
«Видит, весь сияя в злате,
Царь Салтан сидит в палате
На престоле и в венце,
С грустной думой на лице…».
Встречаем мы и описание элементов женской одежды старухи из «Сказки о рыбаке и рыбке». Захотела быть старуха столбовою дворянкой:
«В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки».
В пушкинских сказках встречаются названия денежных единиц: алтын, грош, полушка, гривна, полтина и др. Алтын — монета, равная 3 копейкам. Грош — монета, равная 2 копейкам. Полушка-монета, равная 1/4 копейкам. Гривна-монета, равная 5-6 рублям.
Полтина – монета, равная 50 копейкам.
Таким образом, в своём проекте я выяснила, что няня Пушкина, Арина Родионовна Яковлева, сыграла свою неоценимую роль в жизни и творчестве поэта. Крепостная крестьянка простая русская женщина стала первым народным учителем великого поэта, его ангелом- хранителем. А так же я убедилась, что роль устаревших слов в русском языке разнообразна. В произведениях художественной литературы историзмы и архаизмы помогают воссоздать колорит эпохи, а также являются средством речевой характеристики персонажей. Язык наших предков – необычайно красив и выразителен
Список литературы
- Вересаев В.В. Загадочный Пушкин, М: Республика, 2009 г.
- Виноградов В.В. Язык Пушкина. М., «Аса», 2008. — с. 63
- Кузнецова А. Арина Родионовна, ж. «Красный Октябрь», М:, 1998 г.
- Пушкин А.С. Сочинения в 3-х томах. М., Просвещение, 1987 г.
Источник: tvorcheskie-proekty.ru