Игра — самое большое и чудесное поле высшего и свободного творчества, поистине поле чудес. В ней заложен богатейший потенциал развития личности ребенка, заложен исторически мудростью народной.
Включение детей в игровую деятельность позволяет сочетать труд и удовольствие, познание мира и игру, развивает логическое и образное мышление, воспитывает активную жизненную позицию человека — творца, пришедшего в этот мир созидать, а не существовать.
Игровая деятельность — синтетический вид искусства, который соединяет в себе историю, музыку, хореографию, актерское мастерство и психологию.
Не удивительно, что такой жанр как игровая программа пользуется все большей популярностью. Издается огромное количество книг с разнообразными сценариями игровых программ по поводу и без повода, но литературы о технологии, методики постановки режиссуры конкурсно — игровых программ очень мало, а может быть нет совсем. Авторы таких программ, часто действуют интуитивно, собирая методический материал по крохам из собственного опыта и опыта своих коллег.
Игровая программа ко Дню защиты детей.mp4
На сегодняшний день это можно сделать на различных конкурсных встречах ведущих игровых программ, т.к. общеизвестно, что авторы игровых программ, являются не только сценаристами, но и режиссерами и ведущими игры.
Вот и этот материал, который будет, представлен в моей работе был добыт на курсах повышения квалификации в Учебно-методическом центре профсоюзов г. Челябинска по программе «Организация досуга и праздников» на лекциях таких известных уральских шоуменов, как Олег Тимофеев и Александр Зайцев, а так же режиссера и преподавателя ЧГАКИ Николая Шилова.
Итак, с чего же начинается работа над игровой программой?
Технология игровой программы всегда начинается с ее моделирования:
1. Форма (скелет программы, фабула)
То есть, если проводим конкурс, то какой? Творческий, профессиональный и т.д.
Игровая программа бывает различного типа:
- авторская;
- интеллектуальная;
- интерактивная*
- спортивная и т.д.
Формы представлены так:
- Ярмарки,
- Посиделки,
- Гулянья,
- Скоморошины.
Исторически сложившиеся формы:
- Балы-ассамблеи,
- Маскарады,
- Карнавалы,
- Гостинные,
- Салоны.
Современные традиционные формы:
- КВН
- Что? Где? Когда?
- Дискотека
- Стартинейджер
- Спектакль — игра
- Фестиваль — игра
- Концерт — игра
- Игра — экспедиция
- Игра — экскурсия
- Игра — акция
- Игра — аукцион
Автор игровой программы должен всегда помнить, продумывая сценарий программы, что праздник начинается, едва переступив порог.
Чем будет наполнена форма программы.
Название — визитная карточка, манок. В наше время, когда все площадки борются за зрителя, хорошее название половина успеха. Что выберет потребитель билет на танцы или, например, «Детскотеку», «Пляскотеку», на «Фестиваль невероятных танцев», «Хороводные смотрины», «Танцевальный Клондайк»? Хотя большой разницы в содержании этих танцевальных игровых программ нет.
Театрализованная игровая программа «Ключи от лета»
Театрализованные игровые программы подразделяют по следующим типам, когда программа ведется:
— от имени реального человека (самого себя)
— от вымышленного героя.
Программы, ведущиеся от реального человека, менее театрализованы, прибегать к такому способу хорошо, когда человек уже состоялся, как ведущий. Минус реального персонажа — лексический «пятачок», минимальный словарный объем, трафарет. Начинающему ведущему лучше общаться от имени маски. Каждый вымышленный персонаж обладает своим неповторимым набором слов, что не дает ведущему использовать штампы.
Когда программа пишется для вымышленного образа, главное для автора сценария и для ведущего выдерживать имидж до конца программы.
Так же нужно помнить и такое правило: любая игровая программа должна начинаться с игры! Условия игры должны прозвучать в первые 1,5 минуты.
Если в своей игровой программе вы используете творческий конкурс, то знайте либо итог не подводится (победила дружба), либо стоит усложнить конкурс каким — либо действием или игрой. Творческий конкурс без подведения итогов — забава.
При подготовке игровой или конкурсной программы, очень пригодится методика организации дела.
Целеполагание (Зачем это нужно организаторам, участникам, жюри, спонсорам, зрителям)
Подготовка к проведению:
- знакомство с имеющейся литературой;
- выбор и разработка дела с учетом возраста;
- выбор и подготовка места проведения;
- подготовка реквизита, костюмов;
- привлечение спонсоров;
- подготовка, покупка призов;
- определение сроков, длительности дела;
- проведение рекламной кампании;
- подготовка музыкального сопровождения;
- выбор и работа с жюри;
- деление на команды (если конкурс)
- подготовка домашнего задания;
- выбор и подготовка ведущих;
- вовлечение, введение в программу (сюжет)
- приветствие ведущих;
- деление на команды или приветствие команд, распределение ролей;
- объяснение правил (игровая задача, роли и расположение на площадке, ход дела, правила и ограничения);
- представление жюри (если оно есть)
- руководство (ведение) программой
- заключение, выход из игры
- подведение итогов
Последующий разбор , анализ подготовки, проведения дела (организаторы, ведущие)
Последействие (публикация сценария, проведение дела для других участников, продолжение дела, изменение сценария и т.п.)
Что же конкретно необходимо учитывать при разработке (выборе) вашего дела?
Выбор или разработка зависит от поставленных задач. При выборе, разработке организатор должен учитывать возрастные особенности предполагаемых участников, их развитие, физическую подготовленность, количество, кругозор. Так же следует учитывать погодные условия (если проводится на улице), место проведения, наличие реквизита. Выбор зависит от эмоционального состояния участников, от их взаимоотношений, от индивидуального стиля организатора, его особенностей.
Каковы требования к месту проведения вашего дела?
Выбор, подготовка места. Место должно быть безопасным, комфортным, создающим или подкрепляющим соответствующую атмосферу. Перед проведением программы, мероприятия на местности, руководитель должен заранее ознакомиться с местностью и наметить условные границы для игры.
Продумайте требования к реквизиту.
Подготовка реквизита. Желательно, чтобы он был ярким, красочным. Реквизит должен быть гигиеничным, по размеру и весу должен соответствовать силам участников. Количество реквизита также необходимо предусмотреть заранее.
Над чем необходимо подумать ещё раз в последний момент перед проведением дела?
Организатор должен предварительно продумать весь ход программы и предвидеть, какие моменты ее могут вызвать азарт, нечестное поведение играющих, падение интересов, чтобы заранее продумать, как предотвратить эти нежелательные явления. А также необходимо проверить все ли готово к проведению (в большей степени это касается реквизита, оформления и призов).
Какими средствами, приёмами вы воспользовались бы при введении участников в ваше дело?
Вовлечение, введение в программу (сюжет). Для успешного проведения (особенно развлекательной, шоу — программы), а так же для того чтобы участники заинтересовались и быстро включились, желательно чтобы организатор находился в так называемом «легком весе». «Легкий вес» характеризуется эмоциональностью, подвижностью, раскрепощенностью, естественной улыбкой, приподнятым настроением. Введение в игру, программу, начало праздника и т.п. должно соответствовать сюжету и настроению программы. Например, на лирический лад может настроить соответствующая песня. У малышей началом “Путешествия по сказкам” может служить письмо, полученное от сказочного героя с просьбой о помощи или приглашением в гости и т.д.
На что необходимо обратить внимание при объяснении правил вашего дела? Что должно включать объяснение правил?
Объяснение правил. Успех программы в значительной мере зависит от ее объяснения. Приступая к рассказу, руководитель должен ясно представлять себе весь ход программы. Объяснять правила лучше тогда, когда игроки заняли необходимое положение на площадке.
Рассказ должен быть кратким: длительное объяснение может отрицательно сказаться на восприятии, (исключение составляют игры с малышами, которые необходимо объяснять в сказочной форме). Рассказ должен быть логичным и последовательным. Объяснение правил игры можно строить по следующему плану:
- игровая задача;
- роли и расположение на площадке;
- ход;
- правила, ограничения;
- представление жюри.
Если встречаются затруднения в четком, ясном изложении правил, то рекомендуется предварительно прописать объяснение на бумаге.
Какие способы разбивки вы можете порекомендовать?
Деление на команды, распределение ролей — трудный момент. Трудный потому, что в играх есть роли главные и второстепенные, интересные и менее интересные. Организатор должен обеспечить положение, при котором участники будут равны по силам, в одинаковых условиях, в противном случае пропадет интерес. Если кто-то не хочет участвовать, предложите ему роль эксперта, наблюдателя, вашего помощника, следуя принципу: как можно меньше зрителей, как можно больше участников.
Деление на команды можно осуществить следующим образом:
- по времени года: кто родился зимой-летом, играют в одной команде, весной-осенью — во второй (не всегда удобно, т.к. получается не равное количество человек в командах);
- по разрезанным открыткам: игрокам выдаются разрезанные на равное число частей открытки, участники должны составить исходные открытки; те, кто имеют части одной открытки — играют в одной команде;
- игроки сами набирают команду (например, игра «Два корабля»: выбираются капитаны, капитаны сами выбирают себе кока, юнгу и т.д., затем даются задания каждой категории игроков);
- при помощи игр-разбивок, например, «Молекулы»;
- при помощи многоуровневых жетонов.
Что необходимо учитывать при руководстве вашим делом?
Руководство (ведение) программой. Организатор (ведущий, конферансье) должен заинтересовать участников игрой (программой), увлечь их. Иногда стоит самому участвовать в программе, увлекая своим примером, поведением. Надо приучать детей сознательно соблюдать правила, добиваться сознательной дисциплины, честного выполнения правил и обязанностей, возложенных на участников.
Конкурсная программа требует объективного беспристрастного судейства. Нарушение, невыполнение правил учитываются системой штрафных баллов, очков и т.п. Участники должны до начала игры представлять, чем грозит им нарушение правил.
Необходимо чередовать конкурсы, игровые задания интенсивные и малоподвижные. Продолжительность зависит от характера программы, возраста и состава участников. Если программа (игра) командная, рекомендуется предусмотреть конкурсы (игры и т.п.) со зрителями (болельщиками).
Какие формы подведения итогов, поощрения вы могли бы предложить в вашем деле?
Заключение, подведение итогов. Очень важно закончить программу своевременно, по принципу: получили удовольствие, но не переутомились. Но окончание не должно быть для игроков неожиданным («последнее задание» и т.п.). Желательно что бы конец программы был результативным — победа, поражение, и т. п., он должен быть ярким, эмоциональным. К формам поощрения можно отнести:
- присвоение званий (капитан первого ранга);
- объявление благодарности (за наибольший вклад в победу и т. п.);
- выставление оценок, подсчет очков, определение мест;
- вручение знаков отличий и т.д.
Там, где вкраплен сюжет, рекомендуется конец, соответствующий сюжету программы: начальник заставы «демобилизует» своих пограничников и отпускает их по домам.
Рекомендуемое время проведения программы:
- Младший школьный возраст — 35-45 мин. (подвижные до 1ч.)
- Средний школьный возраст — 60 — 70 мин. (подвижные до 1,5ч.)
- Старший школьный возраст — 80 — 100 мин. (подвижные до 2ч.)
Последующий разбор программы имеет большое значение. Объективный разбор приучает к правильной самооценке. При анализе отмечаются наиболее удачные моменты дела и те, кому мы ими обязаны. Неудачи также вычленяются, и обговаривается, как их избежать в дальнейшем. Рекомендуется ответить на вопросы: что помогало, мешало достижению результата, и т.п.
На этом этапе вам поможет Памятка анализа игровых программ.
1. Построение программы, проведение
- тип программы, жанровая принадлежность (разновидность театрализованных представлений)
- тип построения сценария
- композиционная структура сценария
- планирование сценарного хода программы
- композиционное сценическое планирование
- разнообразие игровых форм реализуемых в программе
- уровень реализации яркого динамичного финала
2. Работа ведущего (игровика, массовика-затейника, вожатого-шоумена).
- планирование образа ведущего
- уровень сочетаемости образа, в зависимости от типа программы
- сценическая этика ведущего
- этика игровой речи
- уровень импровизации
- уровень владения «эмоциональным камертоном»
- активность сценарного игрового языка
- уровень реализации средств выразительности, характеризующих и дополняющих образ
3. Владение аудиторией и отзыв
- наличие мотивации к программе, методы провокации
- уровень активизации аудитории
- уровень объединения аудитории для игровых действий
- педагогическая ценность программы, ее реализация
- активизация и развитие личностных качеств, каждой единицы аудитории
- наличие новых форм игр (видоизменение старых), многоликость характера, отзыв на арсенал массовика.
4. Техническое и музыкальное обеспечение программы
- востребованность эффекта монтажа
- музыкальная организация программы
- уровень сложности музыкально шумовой партитуры
- световая организация
- уровень владения ведущими техническими средствами.
Хочется лишь добавить, что самое главное: не бояться нового, коллекционировать игры и конкуры, импровизировать, чаще общаться с коллегами, прислушиваться к критике. И всё у вас получится.
Источник: nsportal.ru
Особенности сюжетно-композиционного построения игровых программ. Реализация сценарного хода в процессе игры.
Игровая программа – совокупность игровых заданий объединенных либо какой-то формальной связкой (тема, праздничная или досуговая ситуация или же сценарным ходом).
Особенность игровой программы – другие законы в отличие от художественно-зрелищных мероприятий. Проходит в другой зоне активности. Организация методически тонкая, ошибки менее заметны. Важен момент разогрева аудитории – обязательна психологическая готовность аудитории, нет готовности – нет программы!
Кульминация – это момент последнего шанса на победу.
После прохождения кульминации (выигрыша) игровая деятельность бессмысленна, поэтому сразу же после кульминации проходит момент награждения (надо это делать быстро)
Игровая программа имеет определенное композиционное построение (делится на блоки) Вступительный блок. Состоит из следующих элементов:
Вступительный монолог ведущего (из экспозиции, которая содержит следующую информацию: об основных условностях, времени и пространстве, о роли значений этой условности в реализации досуга, основные положения игровой ситуации во времени и пространстве. Вступительный монолог должен содержать информацию об основной игровой задаче.
Информация о статусе победителя, выполняет функцию стимулирования участников – исполнителей Убедительный монолог решит следующие задачи:
ü Установление эмоционального контакта с аудиторией
ü Задает стиль общения, самая трудная задача – это выход на первое игровое задание.
Первый игровой блок начинается с игры-организатора (несложное игровое упражнение, рассчитанное на внимание и знакомство с темой (2-3 однотипных задания – не сложные игры на внимание, на физическую активность)
II блок. Состоит из игровых заданий веселых и простых, но со средней степенью физической активности, которые часто выполняют функцию формирования команд.
III блок Игры по командам, готовность к физическим действиям (малоподвижные)
IV блок Игры подвижные, командные, связанные с силой и ловкостью.
V блок Церемония подведения итогов и награждение.
1 и 5 блок могут быть отрепетированы (мизансцены), но остальные – импровизация.
Запланированная плавающая кульминация – это кульминация, зафиксированная во времени, используется автономно или с другой программой.
Искусственное продление кульминации: увеличение игровых заданий, фонограмма
Злоупотреблять нельзя, но оно срабатывает, когда ситуация выровнялась. Но нельзя этому уделять много времени, чтобы уложиться в рамки общего проведения программы.
5 блок должен проходить в торжественной, неторопливой обстановке. Мы в век коммерции часто забываем, что самоутверждение – это главное. Важен не материальный, а моральный статус героя. Мизансцены должны быть широкими, просторными, просматриваемыми. Важно чтобы и участники показали себя (самоутверждение)
В церемонии должно быть место утешительному призу. Перспектива реванша.
Сценарный ход – это какая-то условность, которую мы предлагаем аудитории и которая дает нам возможность изложить всю программу, весь материал программы, т.е. способ изложения аудитории материала.
Наиболее частыми приемами построения сценарного хода выступает прием имитации какого-то жизненного процесса. Например, Путешествие, прием гостей…Сценарный ход должен работать от начала до конца. Сценарный ход должен ставить задачу перед исполнителями, участниками. Сценарный ход определяет композиционное построение.
Композиция – изложение сюжета через призму сценарного хода. Самым сложным и важным, эмоционально-привлекательным является поиск сценарного хода.
Организация и сценарно-режиссерские особенности подготовки и проведения
различных игровых программ.
Игровые программы имеют различия в особенностях разработки идейно — тематической основы, (заключается в следующем)
1. Начинается программы с придумывания целевой установки. Зачем мне нужна эта программы. Что я хочу добиться. Или это заставка в дискотеке, тематическом вечере и т.д. 2. Формулировка темы.
В зависимости от творческого замысла, сценарного хода. В игровой программе темой являются те условные обстоятельства, в которых выполняются те или иные задания. Формулировка темы непосредственно вытекает из определения сценарного хода.
Сценарный ход выполняет функции; — Сюжета (несет основную задачу: построить, расколдовать) -конфликта (основного)
-определяет основные художественные образы или действующие лица. Игровые программы имеют четко выраженные педагогические задачи. Особенность игровых программ являются активное участие аудитории в действии отсюда явно выраженный дидактический характер.
Всю программу можно разделить на блоки (ступени)
1 блок Игровые задания на внимание и знакомства. Спокойные и не требующие физической активность (на передачу чего-то) Не сложные. Можно прерывать музыку. Важно уметь импровизировать.
2 блок Игры — организаторы плюс спокойные с элементами физических нагрузок. Именно во втором блоке могут появиться команды или иные структуры, которые нам необходимы.
3 блок Игровые задания подвижные, быстрые, связанные с быстротой реакции, силой.
4 блок. Игры на сообразительность, веселые создающие комические ситуации.
5 блок Обычно интеллектуальные игры: викторины, аукционы, конкурс капитанов и т.д.
6 блок Церемония (ритуал) награждения. Подведение итогов.
7 блок Концертный номер (зрелище) для всех.
Схема условная, рекомендательная, ориентированная на живую аудиторию, не на телевизионные игры (они носят викторины характер).
Композиционно игра выстраивается следующим образом.
Необходимо предусмотреть 2 момента: это максимальная кульминация.
Запланированная кульминация — все время отодвигается, мы запланировали её по времени,
но путем изменения статуса игровых заданий оттягиваем ее 2 вариант Метод случайность. Используется в каждой игре. Или на финальных игровых
в заданиях, дающих возможность отыграться
Кульминацию надо четко видеть и сразу же выходить на финал.
Финал — функция деактивизации аудитории.
Победитель должен наслаждаться победой, проигравший не должен чувствовать
1. Финал должен быть торжественно величавым, спокойным, с размашистыми мизансценами, вручением призов. Если кому-то что-то вручаем то через весь зал, всю сцену.
3. Проигравшие — добрые слова, аплодисменты и т.д.
1. При выстраивании игровой программы основой является сценарный ход или элемент какой-либо его заменяющий.
2. При разработке игровой программы церемониал награждения и вступительный монолог должны быть хорошо продуманы и отрепетированы.
3. Церемониал награждения разрабатывается с учетом деактивизации аудитории.
Методика подготовки и проведения игровых программ:
Начиная работать над созданием программы, определитесь с:
Целью (для чего проводится, для кого, почему именно игровая программа, и т.д.);
Участниками (возраст, пол, их интересы, где учатся и т.д.)
Направлением (спортивное, экологическое, эстетическое, профориентационной и т.д.);
Видом (познавательная, развлекательная, интеллектуальная, ролевая и т.д.);
Примечание: название может появиться раньше цели, в этом случае оно поможет вам выбрать участников, цель, направление и вид.
Содержанием (чем вы наполните программу — конкурсами, интеллектуальной деятельностью, концертными номерами и т.д.);
Оформлением (художественное, музыкальное, пиротехническое, световое и др.);
Им может быть педагог, родитель, ученик, но главное — помнить
об игровой позиции; Ведущий может быть автором программы, а может и не быть; Ведущий может взять себе роль, согласно сюжету программы, вариант, когда он остается в своем образе; Ведущий должен иметь хорошую дикцию, чувство юмора, быть умным, владеть экспромтом, быть эрудированным.
Вы понимаете, что это примерная схема и логики придерживаться совсем не обязательно.
Облегчит составление игровой программы деление ее на части (они условны, вы можете добавить):
Вводная часть. (Дает настрой, знакомит участников с условиями, сюжетом и т.д.)
Итоговая часть. (Дает возможность подвести итоги, наградить победителей и участников, если необходимо – проанализировать программу)
Последействие. (Эту часть можно рассматривать в двух аспектах: захотят ли участники снова играть с ведущим., будут ли они ожидать очередную игровую программу и т.д. и доволен ли ведущий проведением программы, есть ли у него желание продолжить свою деятельность в этом же качестве и т.д.).
«Игровая программа» и «конкурсная программа».
Существует ряд отличий этих программ:
-игровые программы проще в подготовке, так как требуется подготовка только со стороны организатора, а участник лишь догадывается, что во время отдыха будут игры, а в конкурсной программе для участников предусматриваются домашние задания или «заготовки»;
— в игровой программе каждый раз меняются участники.
Игровые программы могут строиться: на основе только командных игр, на основе игр только личное первенство или с использованием тех или других видов игр. Но при подборе игрового материала следует соблюдать методику подготовки и проведения игровых программ, которая проверена практикой:
ü -учитывать возрастную категорию аудитории; размеры площадки; — подчинение всех игр одной теме программы; логическое построение игровой программы; — построение игр от лёгких к сложным; количество игр чтобы не действовало на участников утомительно; — условия игры очень четко оглашать; использование приемов активизации: заманивание, провоцирование, сотворчество, «подсадка»; не ставить играющих в неловкое положение, — игра всегда доводится до конца; если игры новые, оригинальные, то следует их опробовать; — ведущий с профессиональными качествами (чувство юмора, грамотная речь, коммуникабельность, находчивость); — предусмотреть помощников, музыкальное и художественное оформление; проработка реквизита (прочность, предусмотренное количество, удобство и т.д); — предусмотреть когда, как и чем поощрять победителей.
Конкурсная программа – это поэтапное соревнование в каком-либо виде деятельности двух или более участников. По своему содержанию конкурсы – сложный сплав традиционных викторин, эстрадных выступлений, бытовых, спортивных и художественных состязаний, требующие нередко подготовки не только со стороны организатора, но и со стороны самого участника. Синонимами слова «конкурс» могут быть слова «турнир»,»бой», «поединок».
Для проведения игровой и конкурсной программ необходимо знать технологию проведения игры. Технология игры включает в себя: отбор участников, формирование команд; изложение правил (завязка) команд игры; побуждение, стимул к игре (основное действие); управление игровым действием; вовлечение играющих участников в игру; организация игрового финала, достижение игровой цели (кульминацию). А также сюда входит финал – чествование победителей игры. Выбор игры зависит от цели, возрастных особенностей участников игры, количества участников, условий проведения игры, места проведения игры, наличия игрового инвентаря.
Текст объяснения правил должен быть кратким и логичным: название игры, цель игры, роли и место расположения играющих, ход игры, правила.[7] Можно использовать прием показа отдельных моментов игры. В качестве демонстрантов игры могут выступать игровые персонажи. Некоторые игры требуют выделения из среды играющих водящего. Для этого можно использовать прием приглашения или жребия, но наиболее интересный прием, с педагогической точки зрения,- выдвижение водящего коллективом играющих.
Основные этапы организации программы на фольклорно- игровых традициях:
ü — создание оргкомитета конкурса, оргкомитет разрабатывает основные положения программы, требования к командам – участникам; состав жюри, система оценок этапов конкурса; порядок награждения победителей; — распространение положения о проведении программы; -предварительный этап: жеребьевка команд участниц конкурса; составление графика предварительных соревнований и конкурсов; -подготовка программы: место проведения конкурса; ярмарки, игровых аттракционов; медицинского обслуживания; охраны общественного порядка; формирование режиссерско — постановочной группы; составление плана проведения репетиций. Проведение программы: встреча команд участниц; открытие; приветствие членов организационного комитета, гостей, участников конкурса; художественное (театрализованное) представление или концертное выступление.
Что касается методических указаний относительно подготовки и проведения игровыхи конкурсных программ, то необходимо помнить о следующих компонентах, которые создадут успех:
— Идейно-тематическая направленность. Должна четко стоять цель в проведении данных программ. — Любая развлекательная форма нуждается в сценарии или хотя бы в сценарном плане, если ведущий сам является организатором и владеет профессиональными качествами ведущего. Самое трудное – придумать интересные задания, которые, как показала практика, должна соответствовать следующим правилам: – должны быть оригинальны; –должны быть реальны в исполнении для данных участников; -должны быть соответствующие теме конкурса; -задания и вопросы должны быть равноценными для всех участников; -учет возрастной и социальной категорией аудитории и участников.
-Красочное и тематическое оформление.
-Материальное обеспечение, от которого зависит «размах» вашей программы.
-Музыкальное сопровождение, соответствующего замыслу.
— Ведущий с профессиональными качествами. Является своеобразным распорядителем на конкурсно-игровой программе, а также связующим звеном между жюри, участниками и публикой. Нередко от ведущего зависит и характер и темпо-ритм конкурса. Важно хорошо мыслить, тонко реагировать, точно оценивать происходящее, но не влиять на оценки жюри, если есть таковы. Ведущий может быть: — один; — коллективный (более двух); -персонифицированный (в образе).
-Жюри: компетентное, нечетное количество членов жюри, инструктирование о заданиях конкурса через информационные листы, положение о конкурсе или в беседе с организаторами.
-Эмоциональные зрители. За конкурсом наблюдают зрители, они вдохновляют претендентов на победу и одновременно сами получают удовольствие, наблюдая за борьбой.
— Исполнительские помощники.
-Подготовительные участники. Следует ознакомить с положением конкурса, порекомендовать помощников, назначить индивидуальные и сводные репетиции, просмотреть качество их программ.
— Призы для победителей. За победу в конкурсе полагается вознаграждение морального или материального характера. Награждение и вручение подарков следует планировать с последнего места, тем самым, накаляя момент соперничества.
В зависимости от содержания конкурсных программ в условии могут входить (или не входить) такие пункты: — время на подготовку конкурсного задания; — срок предварительной демонстрации подготовленного результата;- место предварительной демонстрации подготовленного результата: размеры конечного продукта (в минутах, в страницах и т.д);- возможность получения помощи со стороны взрослых или сверстников;- возможность использования заготовок, трафаретов, чужих идей и др.;- перечень разрешенных и неразрешенных материалов, приспособлений, инструментов и т.д. Также должны быть оговорены условия, связанные с техникой безопасности. Итогом всей предварительной работы должно стать «Положение о конкурсе», в котором указывается название конкурса, цели его проведения, возраст участников, четко формулируются конкурсные задания, разъясняются условия и возможно, объявляется о награде победителю.
[1] Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры. –М.:Изд-во «Новая Школа», 1994.-С.96.
[2] Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры. –М.:Изд-во «Новая Школа», 1994.-С.97.
[3] Педагогическая энциклопедия.- М., 1965. С.158-159.
[4] Газман. О.С. Каникулы: игра, воспитание.-М.: Изд-во «Просвещение», 1988.- С.9.
[5] Сорокина. А.И. Дидактические игры. — М., 1982.
[6] Шмаков. С.А. Игра и дети. -М.:Изд-во «Новая школа», 1970.-С.23.
[7] Ворошилов. В. Феномен игры. М.: Изд-во «Советская Россия»,1982.-С.57-64.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Игровые программы
Игровые программы — это соревнования в какомлибо виде человеческой деятельности, и
практически любой ее вид может лечь в основу
конкурса. Это может быть профессиональная или
близкая к профессиональной деятельность; это
может быть деятельность, связанная с
различными видами и жанрами искусства; это
может быть деятельность, во время которой
используется тот или иной природный или
синтетический материал; при которой создаются
разнообразные вещи, предметы, а также
произведения искусства или литературы.
4.
Включение детей в игровую деятельность
позволяет сочетать труд и удовольствие, познание
мира и игру, развивает логическое и образное
мышление, воспитывает активную жизненную
позицию человека — творца, пришедшего в этот мир
созидать, а не существовать.
5.
Игровая деятельность — синтетический вид
искусства, который соединяет в себе историю,
музыку, хореографию, актерское мастерство и
психологию.
6.
Драматургию игровых программ составляют:
разнообразные игры, хороводы, игрытанцы, массовое пение, литературные
тексты, шуточные монологи, художественно
– музыкальное оформление программы,
предметы – символы, или реквизит, а также
оригинальные призы.
7.
ВИДЫ ИГРОВЫХ ПРОГРАММ
1)Сюжетно-игровые
2)Конкурсно-развлекательные
3)Фольклорные
4)Шоу-программы
5)Спортивно-развлекательные программы
8.
СЮЖЕТНО-ИГРОВЫЕ
Комплекс разнообразных игр, объединенных
сюжетом. В практике организации досуговой
деятельности игровые программы являются
частью праздников, обрядов, в другом случае
они представляют игровой досуговый жанр.
Игровой жанр – это театр, в котором нет кулис
и занавеса. Театр без рампы, в котором артист
общается без декораций и грима, а публика –
без театральных кресел.
9.
КОНКУРСНО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ
Программы, состоящие из разнообразных конкурсов,
позволяющих выделить лидирующих участников или целые
группы в какой-либо области знаний или общественнополезной деятельности. С одной стороны, конкурсноразвлекательные программы требуют от организаторов
создание оригинальных конкурсов, а от участников – общей
эрудиции, художественно-исполнительских способностей,
физической ловкости, сообразительности и
изобретательности. С другой стороны, ведущий должен
создать эффективные формы контакта со зрителями.
10.
ФОЛЬКЛОРНЫЕ
Программы, включающие народные игры, песни,
танцы, хороводы, обряды, пословицы, поговорки,
частушки. Эти программы включают мощный
пласт самобытного народного искусства. Они
позволяют связать прошлое с сегодняшним днем,
показать ответственность молодого поколения за
сохранение лучших традиций нашего народа.
11.
ШОУ-ПРОГРАММЫ
Программы, состоящие из зрелища, пластики, танцев,
показа мод, концертных номеров, клоунады, музыки,
светового оформления. Они занимают заметное место среди
других жанров культурно-досуговых программ. Им
характерны разнообразные эффектные зрелища, музыка,
световое оформление, театрализация. Благодаря этому они
обладают неповторимой эстетической привлекательностью,
дают возможность показать людям образцы красоты, силы,
ловкости, смелости, продемонстрировать безграничные
возможности физического и интеллектуального развития
человека.
12.
СПОРТИВНО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
Они включают подвижные игры, шуточные
поединки, весёлые старты, комбинированные
эстафеты, спортивные конкурсы. Их характерной
особенностью является состязательный характер,
возможность мобилизовать физические
способности и волевые качества человека.
13.
ИГРОВАЯ ПРОГРАММА БЫВАЕТ
РАЗЛИЧНОГО ТИПА:
авторская;
интеллектуальная;
интерактивная*
спортивная и т.д.
14.
ФОРМЫ ИГРОВЫХ ПРОГРАММ ПРЕДСТАВЛЕНЫ
ТАК:
Народные формы:
Ярмарки
Посиделки
Гулянья
Скоморошины
15.
Исторически сложившиеся формы:
Балы-ассамблеи,
Маскарады,
Карнавалы,
Гостинные,
Салоны.
16.
Современные традиционные формы:
КВН
Что? Где? Когда?
Дискотека
Стартинейджер
17.
Производные формы:
Спектакль — игра
Фестиваль — игра
Концерт — игра
Игра — экспедиция
Игра — экскурсия
Игра — акция
Игра — аукцион
18.
РЕКОМЕНДУЕМОЕ ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ
ИГРОВОЙ ПРОГРАММЫ:
Младший школьный возраст — 35-45 мин.
(подвижные до 1ч.)
Средний школьный возраст — 60 — 70 мин.
(подвижные до 1,5ч.)
Старший школьный возраст — 80 — 100 мин.
(подвижные до 2ч.)
Источник: ppt-online.org