ТЕХНОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИГРОВЫХ ПРОГРАММ
статья по теме
Игра — самое большое и чудесное поле высшего и свободного творчества, поистине поле чудес. В ней заложен богатейший потенциал развития личности ребенка, заложен исторически мудростью народной.
Включение детей в игровую деятельность позволяет сочетать труд и удовольствие, познание мира и игру, развивает логическое и образное мышление, воспитывает активную жизненную позицию человека — творца, пришедшего в этот мир созидать, а не существовать.
Игровая деятельность — синтетический вид искусства, который соединяет в себе историю, музыку, хореографию, актерское мастерство и психологию.
Не удивительно, что такой жанр как игровая программа пользуется все большей популярностью. Издается огромное количество книг с разнообразными сценариями игровых программ по поводу и без повода, но литературы о технологии, методики постановки режиссуры конкурсно — игровых программ очень мало, а может быть нет совсем. Авторы таких программ, часто действуют интуитивно, собирая методический материал по крохам из собственного опыта и опыта своих коллег.
Конкурсно-игровая программа «Что такое Новый год»
На сегодняшний день это можно сделать на различных конкурсных встречах ведущих игровых программ, т.к. общеизвестно, что авторы игровых программ, являются не только сценаристами, но и режиссерами и ведущими игры.
Вот и этот материал, который будет, представлен в моей работе был добыт на курсах повышения квалификации в Учебно-методическом центре профсоюзов г. Челябинска по программе «Организация досуга и праздников» на лекциях таких известных уральских шоуменов, как Олег Тимофеев и Александр Зайцев, а так же режиссера и преподавателя ЧГАКИ Николая Шилова.
Итак, с чего же начинается работа над игровой программой?
Технология игровой программы всегда начинается с ее моделирования:
1. Форма (скелет программы, фабула)
То есть, если проводим конкурс, то какой? Творческий, профессиональный и т.д.
Игровая программа бывает различного типа:
- авторская;
- интеллектуальная;
- интерактивная*
- спортивная и т.д.
Формы представлены так:
- Ярмарки,
- Посиделки,
- Гулянья,
- Скоморошины.
Исторически сложившиеся формы:
- Балы-ассамблеи,
- Маскарады,
- Карнавалы,
- Гостинные,
- Салоны.
Современные традиционные формы:
- КВН
- Что? Где? Когда?
- Дискотека
- Стартинейджер
- Спектакль — игра
- Фестиваль — игра
- Концерт — игра
- Игра — экспедиция
- Игра — экскурсия
- Игра — акция
- Игра — аукцион
Автор игровой программы должен всегда помнить, продумывая сценарий программы, что праздник начинается, едва переступив порог.
Чем будет наполнена форма программы.
Название — визитная карточка, манок. В наше время, когда все площадки борются за зрителя, хорошее название половина успеха. Что выберет потребитель билет на танцы или, например, «Детскотеку», «Пляскотеку», на «Фестиваль невероятных танцев», «Хороводные смотрины», «Танцевальный Клондайк»? Хотя большой разницы в содержании этих танцевальных игровых программ нет.
«ИГРОВЫЕ ПРОГРАММЫ: ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ»
Театрализованные игровые программы подразделяют по следующим типам, когда программа ведется:
— от имени реального человека (самого себя)
— от вымышленного героя.
Программы, ведущиеся от реального человека, менее театрализованы, прибегать к такому способу хорошо, когда человек уже состоялся, как ведущий. Минус реального персонажа — лексический «пятачок», минимальный словарный объем, трафарет. Начинающему ведущему лучше общаться от имени маски. Каждый вымышленный персонаж обладает своим неповторимым набором слов, что не дает ведущему использовать штампы.
Когда программа пишется для вымышленного образа, главное для автора сценария и для ведущего выдерживать имидж до конца программы.
Так же нужно помнить и такое правило: любая игровая программа должна начинаться с игры! Условия игры должны прозвучать в первые 1,5 минуты.
Если в своей игровой программе вы используете творческий конкурс, то знайте либо итог не подводится (победила дружба), либо стоит усложнить конкурс каким — либо действием или игрой. Творческий конкурс без подведения итогов — забава.
При подготовке игровой или конкурсной программы, очень пригодится методика организации дела.
Целеполагание (Зачем это нужно организаторам, участникам, жюри, спонсорам, зрителям)
Подготовка к проведению:
- знакомство с имеющейся литературой;
- выбор и разработка дела с учетом возраста;
- выбор и подготовка места проведения;
- подготовка реквизита, костюмов;
- привлечение спонсоров;
- подготовка, покупка призов;
- определение сроков, длительности дела;
- проведение рекламной кампании;
- подготовка музыкального сопровождения;
- выбор и работа с жюри;
- деление на команды (если конкурс)
- подготовка домашнего задания;
- выбор и подготовка ведущих;
- вовлечение, введение в программу (сюжет)
- приветствие ведущих;
- деление на команды или приветствие команд, распределение ролей;
- объяснение правил (игровая задача, роли и расположение на площадке, ход дела, правила и ограничения);
- представление жюри (если оно есть)
- руководство (ведение) программой
- заключение, выход из игры
- подведение итогов
Последующий разбор , анализ подготовки, проведения дела (организаторы, ведущие)
Последействие (публикация сценария, проведение дела для других участников, продолжение дела, изменение сценария и т.п.)
Что же конкретно необходимо учитывать при разработке (выборе) вашего дела?
Выбор или разработка зависит от поставленных задач. При выборе, разработке организатор должен учитывать возрастные особенности предполагаемых участников, их развитие, физическую подготовленность, количество, кругозор. Так же следует учитывать погодные условия (если проводится на улице), место проведения, наличие реквизита. Выбор зависит от эмоционального состояния участников, от их взаимоотношений, от индивидуального стиля организатора, его особенностей.
Каковы требования к месту проведения вашего дела?
Выбор, подготовка места. Место должно быть безопасным, комфортным, создающим или подкрепляющим соответствующую атмосферу. Перед проведением программы, мероприятия на местности, руководитель должен заранее ознакомиться с местностью и наметить условные границы для игры.
Продумайте требования к реквизиту.
Подготовка реквизита. Желательно, чтобы он был ярким, красочным. Реквизит должен быть гигиеничным, по размеру и весу должен соответствовать силам участников. Количество реквизита также необходимо предусмотреть заранее.
Над чем необходимо подумать ещё раз в последний момент перед проведением дела?
Организатор должен предварительно продумать весь ход программы и предвидеть, какие моменты ее могут вызвать азарт, нечестное поведение играющих, падение интересов, чтобы заранее продумать, как предотвратить эти нежелательные явления. А также необходимо проверить все ли готово к проведению (в большей степени это касается реквизита, оформления и призов).
Какими средствами, приёмами вы воспользовались бы при введении участников в ваше дело?
Вовлечение, введение в программу (сюжет). Для успешного проведения (особенно развлекательной, шоу — программы), а так же для того чтобы участники заинтересовались и быстро включились, желательно чтобы организатор находился в так называемом «легком весе». «Легкий вес» характеризуется эмоциональностью, подвижностью, раскрепощенностью, естественной улыбкой, приподнятым настроением. Введение в игру, программу, начало праздника и т.п. должно соответствовать сюжету и настроению программы. Например, на лирический лад может настроить соответствующая песня. У малышей началом “Путешествия по сказкам” может служить письмо, полученное от сказочного героя с просьбой о помощи или приглашением в гости и т.д.
На что необходимо обратить внимание при объяснении правил вашего дела? Что должно включать объяснение правил?
Объяснение правил. Успех программы в значительной мере зависит от ее объяснения. Приступая к рассказу, руководитель должен ясно представлять себе весь ход программы. Объяснять правила лучше тогда, когда игроки заняли необходимое положение на площадке.
Рассказ должен быть кратким: длительное объяснение может отрицательно сказаться на восприятии, (исключение составляют игры с малышами, которые необходимо объяснять в сказочной форме). Рассказ должен быть логичным и последовательным. Объяснение правил игры можно строить по следующему плану:
- игровая задача;
- роли и расположение на площадке;
- ход;
- правила, ограничения;
- представление жюри.
Если встречаются затруднения в четком, ясном изложении правил, то рекомендуется предварительно прописать объяснение на бумаге.
Какие способы разбивки вы можете порекомендовать?
Деление на команды, распределение ролей — трудный момент. Трудный потому, что в играх есть роли главные и второстепенные, интересные и менее интересные. Организатор должен обеспечить положение, при котором участники будут равны по силам, в одинаковых условиях, в противном случае пропадет интерес. Если кто-то не хочет участвовать, предложите ему роль эксперта, наблюдателя, вашего помощника, следуя принципу: как можно меньше зрителей, как можно больше участников.
Деление на команды можно осуществить следующим образом:
- по времени года: кто родился зимой-летом, играют в одной команде, весной-осенью — во второй (не всегда удобно, т.к. получается не равное количество человек в командах);
- по разрезанным открыткам: игрокам выдаются разрезанные на равное число частей открытки, участники должны составить исходные открытки; те, кто имеют части одной открытки — играют в одной команде;
- игроки сами набирают команду (например, игра «Два корабля»: выбираются капитаны, капитаны сами выбирают себе кока, юнгу и т.д., затем даются задания каждой категории игроков);
- при помощи игр-разбивок, например, «Молекулы»;
- при помощи многоуровневых жетонов.
Что необходимо учитывать при руководстве вашим делом?
Руководство (ведение) программой. Организатор (ведущий, конферансье) должен заинтересовать участников игрой (программой), увлечь их. Иногда стоит самому участвовать в программе, увлекая своим примером, поведением. Надо приучать детей сознательно соблюдать правила, добиваться сознательной дисциплины, честного выполнения правил и обязанностей, возложенных на участников.
Конкурсная программа требует объективного беспристрастного судейства. Нарушение, невыполнение правил учитываются системой штрафных баллов, очков и т.п. Участники должны до начала игры представлять, чем грозит им нарушение правил.
Необходимо чередовать конкурсы, игровые задания интенсивные и малоподвижные. Продолжительность зависит от характера программы, возраста и состава участников. Если программа (игра) командная, рекомендуется предусмотреть конкурсы (игры и т.п.) со зрителями (болельщиками).
Какие формы подведения итогов, поощрения вы могли бы предложить в вашем деле?
Заключение, подведение итогов. Очень важно закончить программу своевременно, по принципу: получили удовольствие, но не переутомились. Но окончание не должно быть для игроков неожиданным («последнее задание» и т.п.). Желательно что бы конец программы был результативным — победа, поражение, и т. п., он должен быть ярким, эмоциональным. К формам поощрения можно отнести:
- присвоение званий (капитан первого ранга);
- объявление благодарности (за наибольший вклад в победу и т. п.);
- выставление оценок, подсчет очков, определение мест;
- вручение знаков отличий и т.д.
Там, где вкраплен сюжет, рекомендуется конец, соответствующий сюжету программы: начальник заставы «демобилизует» своих пограничников и отпускает их по домам.
Рекомендуемое время проведения программы:
- Младший школьный возраст — 35-45 мин. (подвижные до 1ч.)
- Средний школьный возраст — 60 — 70 мин. (подвижные до 1,5ч.)
- Старший школьный возраст — 80 — 100 мин. (подвижные до 2ч.)
Последующий разбор программы имеет большое значение. Объективный разбор приучает к правильной самооценке. При анализе отмечаются наиболее удачные моменты дела и те, кому мы ими обязаны. Неудачи также вычленяются, и обговаривается, как их избежать в дальнейшем. Рекомендуется ответить на вопросы: что помогало, мешало достижению результата, и т.п.
На этом этапе вам поможет Памятка анализа игровых программ.
1. Построение программы, проведение
- тип программы, жанровая принадлежность (разновидность театрализованных представлений)
- тип построения сценария
- композиционная структура сценария
- планирование сценарного хода программы
- композиционное сценическое планирование
- разнообразие игровых форм реализуемых в программе
- уровень реализации яркого динамичного финала
2. Работа ведущего (игровика, массовика-затейника, вожатого-шоумена).
- планирование образа ведущего
- уровень сочетаемости образа, в зависимости от типа программы
- сценическая этика ведущего
- этика игровой речи
- уровень импровизации
- уровень владения «эмоциональным камертоном»
- активность сценарного игрового языка
- уровень реализации средств выразительности, характеризующих и дополняющих образ
3. Владение аудиторией и отзыв
- наличие мотивации к программе, методы провокации
- уровень активизации аудитории
- уровень объединения аудитории для игровых действий
- педагогическая ценность программы, ее реализация
- активизация и развитие личностных качеств, каждой единицы аудитории
- наличие новых форм игр (видоизменение старых), многоликость характера, отзыв на арсенал массовика.
4. Техническое и музыкальное обеспечение программы
- востребованность эффекта монтажа
- музыкальная организация программы
- уровень сложности музыкально шумовой партитуры
- световая организация
- уровень владения ведущими техническими средствами.
Хочется лишь добавить, что самое главное: не бояться нового, коллекционировать игры и конкуры, импровизировать, чаще общаться с коллегами, прислушиваться к критике. И всё у вас получится.
Источник: nsportal.ru
2. Игровая программа и принципы ее построения
Конкурсно игровая программа – это театрализованное представление, основой которого являются игры, конкурсы, забавы, розыгрыши.
Главное отличие конкурса от игры заключается в том, что конкурс предполагает обязательное наличие победителя, в игре же могут быть
Забава – массовая форма игрового действия, связанная с музыкально — ритмическими или пластическими играми. Например, в песне «В лесу родилась елочка» вместо буквы «р», надо г.
Розыгрыш – игровое действие, эстетический смысл которого – неожиданность результата. Например, «Двойные фамилии»: ведущий называет первую часть фамилии, а зрители – вторую: Соловьев… (Седой), Мамин… (Сибиряк), Гарин… (Михайловский)…, а последним называется Минин … – обычно весь зал говорит «Пожарский», но это не двойная фамилия! Рифмы предполагают ответ «да» или «нет». Например: Что на елочке висит? Сладкие конфеты? (Да.) Старые штиблеты? (Нет.) И т.д.
Что нужно для того, чтобы составить конкурсно — игровую программу?
1. Определите тему программы (главное событие). Именно тема мотивирует количество эпизодов и конкурсов в программе.
2. Тема определяет сюжетную линию, на которую будут «нанизаны» отдельные конкурсы:
– зарабатывание максимального количества очков, например условных денег в экономической игре;
– путешествие с приключениями;
– формирование коллектива на основе конкурсного отбора (съемочной
группы, экипажа для полета в космос и т.д.);
– ведение следствия или раскрытие тайны;
– спасение попавших в беду и др.
3. Решите, кто будет участником вашей игры:
– команды, но на каждом этапе действует не полный ее состав, а только один- два игрока.
Принципы отбора игроков (участников конкурса) могут быть различными, главное здесь – мотивировка и логика. Например, отбор из двух игроков можно провести с помощью «манка», психологической ловушки, выполняющей функцию справедливого отбора.
Пара получает задание: «Назовите родственников кепки». Игроки называют, ведущий повторяет. После того как все варианты головных уборов будут исчерпаны, ведущий считает результаты по принципу аукциона и объявляет победителем того, кто назвал слово последним. Проигравший уходит, а к победителю присоединяется другой соперник (один игрок может
4. Определите, каков будет принцип проведения вашей конкурсной программы: – игра в зале;– игра с передвижением по «станциям»;– длительная ролевая игра, моделирующая действительность.
5. Определите, кто будет выявлять победителей в конкурсах:
– победители выявляются автоматически по времени, их победу фиксирует ведущий
– победителя определит случай
6. Определите последовательность конкурсов в зависимости от развития сюжета.
Например: набираются артисты в театр имени Курочки Рябы. Объявляется конкурс «Лучший лапописец» («Пишет как курица лапой»). К ноге игрока привязывается кисточка. Игрок пишет справа налево – по стеклу, чтобы зрители могли прочитать написанное. Конкурс можно усложнить и растянуть во времени.
При этом следует помнить, что время выполнения конкурса (логически обоснованное) должно быть примерно 40 секунд – 1 минута. Если отводится меньше этого времени, то конкурс смотрится «куцым», а если больше – то затянутым.
Пример усложнения конкурса: участники программы «Солдаты», посвященной Дню 23 февраля, идут по кругу и пришивают пуговицы друг у друга на спине.
Виды конкурсов:– речевые,– музыкальные,– сочинительские,– актерского мастерства,– пантомимические,– изобразительного искусства,– танцевальные,– подвижно-спортивные,– прикладные (с предметом),– на смекалку,– на внимание.
7. Определите, кто и как будет вести игру.
Существуют следующие способы ведения игровой программы:
– «от себя» – «Я – ведущий»;
– «от кого-либо» – ролевая персонификация ведущего.
Например, в качестве ведущего может выступить:
попугай Кеша с табличкой «Ищу хозяина»;
Существуют основные требования к ведущему:1) эстетика внешнего вида;2) культура речи и эмоциональность;3) доброжелательное отношение к аудитории;4) добросовестная подготовка, профессионализм.
8. «Про безопасность не забудь: тактичен и осторожен будь!»
При подготовке и проведении конкурсно — игровой программы необходимо учитывать ряд психолого-педагогических аспектов.
Ведущий должен прийти на выручку, если участник затрудняется в ответе на вопрос. Нельзя ставить участников в не ловкое положение.
После завершения конкурса ведущий обязан похвалить участника за успех или поддержать, если он не выполнил задание. Нельзя отчитывать участника, делать ему резкие замечания или вступать с ним в спор.
Задание должно быть безопасным.
9. Составьте список необходимого реквизита.
10. Определите, как и чем будут награждены победители игры и поощрены ее участники.
11. Определите, нужны ли в вашей игре передышки, например «музыкальные паузы», и подберите необходимый для них аудиоматериал.
Игровая деятельность носит универсальный характер, она притягивает к себе людей практически всех возрастов. Многочисленные наблюдения за практикой подготовки и проведения культурно-досуговых программ свидетельствуют о том. ч го их успех в значительной мере зависит от включения в их структуру игровых блоков, стимулирующих у аудитории стремление к состязательности, импровизации и творчеству.
Итак сделаем следующие выводы:
1. Сценарий игровой программы представляет собой подробную литературно-драматургическую разработку темы, конфликта. В нем четко определяются игровые эпизоды, их последовательность, форма и время судейства, включение зрелищных заставок.
2. Сценарно-режиссерский ход — это образное движение авторской концепции, направленное на достижение цели художественно-педагогического воздействия.
3. Составление игровой программы заключается в умелом создании игровой конфликтной ситуации.
4. Театрализованная сюжетно оформленная игра представляет собой своеобразный рассказ, ведущийся на языке викторин, аукционов, эстафет, интеллектуальных и художественных конкурсов, шуток, танцев и песен.
5. Замысел сценария это художественно-образное оформление поставленной педагогической цели в конкретно осязаемой временной и пространственно-пластической разрешенности.
6. Сюжетная композиция — это построение, основанное на смысловой взаимосвязи «фактов жизни» и «фактов искусства». Сюжет — это идейно-художественная концепция автора, в которой он отражает жизненные закономерности и связи.
7. Традиционны два способа взаимодействия сценариста и материала. В первом случае — сценарист исследует факты, связанные с определенным событием (или рядом событий), формирует свою концепцию происшедшего или происходящего и пишет сценарий, создавая на основе изученного свой собственный текст. Во втором — сценарист подбирает документы (тексты, аудио-видеоматериалы), художественные произведения или фрагменты из них (стихи, отрывки из прозы, вокальные, инструментальные и хореографические концертные номера) и в соответствии со своим замыслом стыкует их, используя, так называемый, эффект монтажа. Возникает сценарий, который называют компилятивным.
8. В оформление игровой программы входят: декорации, театральный костюм, грим, бутафория, световое и шумовое оформление, а также музыкальное оформление.
Источник: studfile.net
Игровые программы
Школьный возраст является ответственным этапом детства. Именно в этом возрастном периоде определяются большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка.
Игра в детстве имеет высокое развивающее значение. Сами по себе игры становятся новыми. Большой интерес для школьников представляют подвижные игры. Это игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность ребенку проверить и развить свои способности, включающие его в соревнования с другими сверстниками.
Участие школьников в таких играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В таких играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив.
Игровая программа
Еще на заре вычислительной техники стало ясно, что ЭВМ не просто быстро работающая счетная машина, а нечто большее. Она оказалась способной реализовать программы, с помощью которых можно сочинять музыку, преобразовывать тексты и играть в разнообразные игры (см. Машинная музыка, ЭВМ в литературоведении, Синтез текстов, Компьютерные игры).
Так возникли специальные игровые программы. ЭВМ с их помощью «научились» играть сначала в простейшие игры типа любимой всеми школьниками игры «Морской бой». Затем компьютеры овладели куда более сложными играми. Появились программы для игры в шашки и шахматы, го и карточные игры.
Все игры, которые создало человечество, делятся на два типа. К первому относятся те, в которых отсутствует элемент случайности. В таких играх можно теоретически перебрать все варианты партий и на каждом шаге выбрать из этих вариантов наилучший.
Поскольку ЭВМ делает такой перебор гораздо быстрее человека и может оценить большее число возможных вариантов игры, то там, где машина успевает перебрать все варианты, она имеет явное преимущество перед человеком. Так, например, происходит при игре в шашки. Машинная шашечная программа оказывается не слабее лучших игроков в русские шашки.
Но наибольший интерес представляют игры, в которых число вариантов хотя и конечно, но столь велико, что ЭВМ не может перебрать их в полном объеме. Примером могут служить шахматы или го. В таких играх ЭВМ, подобно человеку, действуют эвристически, оценивая свой выбор лишь на несколько ходов вперед.
Принцип, положенный в основу составления программ для игры в шахматы, сформулировал немецкий математик Э. Цермело. Он доказал, что возможна объективная оценка любой шахматной позиции, если в ходе игры ни один из играющих не допустит ошибки. Оценку позиции и лучший выход из нее можно определить при помощи полного перебора вариантов, но, как уже было сказано, практически это невозможно сделать даже на самой быстродействующей из известных сейчас ЭВМ. Поэтому ЭВМ оценивает только начало каждого положения партии на несколько ходов вперед, обычно не более чем на 7 — 8 ходов, и отбраковывает все те продолжения, которые представляются неперспективными.
Ко второму типу игр относятся те, в которых элемент случая играет важную роль. Так, в карточных играх многое зависит от того, какие карты из колоды оказались на руках у играющего. В игре «Морской бой» нет информации о расположении «кораблей» противника, и поражение во многом случайно.
В таких играх программы для ЭВМ используют специальные приемы формирования случайно выбираемых ходов, что часто дает им преимущество перед людьми, ибо, как известно из психологии, люди по своей природе не могут выбирать альтернативы случайно. Они всегда отдают предпочтение какой-либо из них, опираясь на несущественные соображения. Правда, они могут моделировать процесс случайного выбора, бросая, например, игральную кость или монетку, но обычно в играх игнорируют эту возможность.
Игровые программы, как правило, не используют результаты математической теории игр (см. Теория игр), а имитируют поведение опытных игроков или коллективный опыт таких игроков.
Виды игр
Виды игр: сюжетно-ролевые игры. Компьютерные игры. Телевизионные игры. Творческие конкурсы. Игровые конкурсные программы.
Интеллектуально-творческие игры. Дидактические игры. Карточные игры делятся на азартные, коммерческие и престижные.
Интеллектуально-творческие игры: предметные забавы; сюжетно-интеллектуальные игры; дидактические игры (учебно-предметные, обучающие, познавательные); строительные, трудовые, технические, конструкторские; электронные, компьютерные игры, игры-автоматы (кнопочные игры); игровые методы обучения.
Компьютерные игры — особый класс игровых программ, получивших широкое распространение в годы массового использования персональных ЭВМ.
Игровые программы расчленяются на несколько функциональных блоков: блок ввода общей информации об игре, блок формирования исходного и текущего состояния, блок ввода (и вывода) информации о сделанном ходе, блок анализа ситуации и выбора очередного хода и, наконец, блок наглядного отображения ситуации и сделанного хода на дисплее для игрока, играющего с машиной. Игровые программы иногда включают в состав системного программного обеспечения персональных ЭВМ, а также, записанные на дискетах, они по ступают на рынок программных средств для этих машин.
Социальные игры: творческие сюжетно-ролевые (подражательные, режиссерские, игры-драматизации, игры-грезы); деловые игры (организационно-деятельностные, организационно-коммуникативные, организационно-мыслительные, ролевые, имитационные).
типы культурно-досуговых программ:
1. Разовая игровая программа.
Разовая игровая программа не требует подготовки участников. Для описания разовой игровой программы может быть достаточно сценарного плана. Документом, подтверждающим квалификацию, мастерство, педагогическую культуру организатора игры, является литературный сценарий.
2. Конкурсно-игровая программа по заданной тематике. предполагает предварительную подготовку участников. Это может быть турнир, КВН, всевозможные интеллектуальные игры и др. Образовательный и воспитательный смысл таких программ состоит в подготовке, придумывании, совместном творчестве детей.
3. Игра-спектакль. Чтобы провести игру-спектакль, необходима группа ведущих игровой программы.
4. Театрализованная игра. Требует погружения артистов и зрителей в определенную атмосферу, имеет четкую конструкцию игровой ситуации, достаточно длительный период подготовки
5.Зрелище. (концерт, литературно-музыкальная композиция, спортивное состязание и др.) характеризуется наличием исполнителей и зрителей.
6. Праздник – особо значимый и трудоемкий по подготовке и организации тип досуговой программы.
Театрализованная игра
В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.
Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей (Л.B. Артемова, Л.В. Ворошнина, Л.С Фурмина и др.). Их можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов).
В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.
В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер» управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т.д.
Общим всех для театрализованных игр является наличие зрителей.
Видеоигры
Видеоигра́ — игра с использованием изображений, сгенерированных электронной аппаратурой. Другими словами, видеоигра является электронной игрой, которая базируется на взаимодействии человека и устройства посредством визуального интерфейса, например телевизора или монитора компьютера.
Другие определения термина:
компьютерная игра, воспроизводимая на экране телевизора с помощью игровой приставки.
видеоигровое устройство (предметом которого является видеоигра) — бытовой радиоэлектронный аппарат, предназначенный для отображения игровой информации на экране телевизионного приёмника или бытового видеомонитора.
Вместе с тем в настоящее время термины компьютерная игра и видеоигра могут употребляться как синонимы и взаимозаменяться
Конкурсно-игровая программа
Конкурсно-игровая программа – это театрализованное представление, основой которого являются игры, кон курсы, забавы, розыгрыши. Главное отличие конкурса от игры заключается в том, что конкурс предполагает обязательное наличие победителя, в игре же могут быть варианты.
Забава – массовая форма игрового действия, связанная с музыкально ритмическими или пластическими играми. Например, в песне «В лесу родилась елочка» вместо буквы «р» играющие хлопают в ладоши.
Розыгрыш – игровое действие, эсте тический смысл которого – неожидан ность результата. Например, «Двой ные фамилии»: ведущий называет первую часть фамилии, а зрители – вторую: Соловьев… (Седой), Мамин… (Сибиряк), Гарин… (Михайловский)…, а последним называется Минин … – обычно весь зал говорит «Пожар ский», но это не двойная фамилия!
Классификация игр.
· по области деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические);
· по характеру педагогического процесса (обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие, познавательные, воспитательные, развивающие, репродуктивные, продуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические);
· по игровой методике (предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, соревновательные, драматизации);
· по предметной области (математические, экологические, физические, искусствоведческие, музыкальные, литературные, прикладные, производственные, спортивные, народные, туристические, управленческие, экономические, педагогические, досуговедческие и др.);
· по игровой среде (с предметами и без предметов, компьютерные (игры-автоматы и аттракционы), осуществление посредством технических приспособлений; пространственно-временные).
Из всего многообразия игр нами выделены основные группы, которые можно отнести к условиям проведения игр, содержащим классификационные признаки:
-игры по времени проведения;- игры по месту проведения;-игры по возрасту участников;
-игры по степени регулирования;-игры с предметами и без предметов;-игры по содержанию.
Особенности, принципы, формы игровой деятельности, влияние на человека
Несмотря на обилие теории игровой деятельности, игра остается загадкой для ученых. Игра является жизненно необходимым компонентом деятельности для человека. Прежде всего надо уточнить понятие «Игровая деятельность», «игра». Наиболее общее определение игры дает, пожалуй, Советская энциклопедический словарь: «Игра — вид не продуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе».
Наша цель — попытаться приступить к построению методологии игровой деятельности. Необходимо сделать ряд оговорок относительно того, что мы не будем считать игровой деятельностью.
Во-первых, это все то, что называется играми в математической теории игр и в исследовании операций. Теория игр анализирует профессиональную деятельность, предполагающую в каждом случае наличие определенной цели, что, соответственно, не подпадает под определение игры в истинном смысле, поскольку она направлена на процесс, а не на результат.
Во-вторых, это профессиональное имитационные игры: деловые игры, организационно-деловые, управленческие игры и т.д., в которых имитируется какая-либо деловая, производственная и т.д. ситуация, и группа профессионалов должна совместно найти оптимальное решение.
В-третьих, это учебные игры. Хотя их и называют играми, они таковыми в строгом смысле не являются, поскольку эти формы деятельности преследует определенную цель, в данном случае учебную.
В-четвертых — игротерапия, также преследует определенную цель, в данном случае лечебную.
Как мы поняли, есть много разных игр. От детских развивающих (моторику рук , мышление и тд) до Компьютерных игр в особенности видеоигр, которые так часто показывают по телевизору, что они всему вред и ломают психику детей. Но есть специальные приложения, VR очки помогающие в работе ( архитектуры, проектирование, рисование).
Есть симуляторы, которые активно используют, чтобы водить машину, летать на самолётах. Но я не отрицаю существования «страшных» игр , где надо убивать кого-либо. Скажем тех, которые следует запретить, но это создано лишь для развлечения для покупателей, и для прибыли создателей.
А если брать сегодняшний момент жизни, то игры вышли на новый уровень, а именно – киберспорт. К примеру возьмём компьютерную многопользовательскую командную игру в жанре multiplayer online battle arena, разработанная Valve Corporation. DOTA 2
По ней проводят турниры с общим призовым фондом в 20 миллионов долларов . Для жителей некоторых стран стать киберспортсменом смысл жизни, поэтому ничего плохого в играх я не вижу.
Заключение
Игра — это деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений. Они комплексно воздействуют на интеллектуальную, эмоциональную, волевую, коммуникативную и другие стороны подрастающей личности.
- Комплекс программных решений в области информационной безопасности Лаборатории Касперского.
- Дисциплина «Технический рисунок»
- Комплекс программных решений в области информационной безопасности Лаборатории Касперского (Лаборатория Касперского)
- Идеология Memex и её современная трактовка
- Аксонометрические проекции
- Программы создания и редактирования видео. «Гипертекстовые и мультимедийные информационные технологии»
- Способы документирования и их развитие (ПОНЯТИЕ ДОКУМЕНТИРОВАНИЯ)
- Способы и средства документирования
- Исковая давность
- Способы обеспечения сохранности контента
- Способы обеспечения сохранности документов в делопроизводстве и ведомственном архиве
- Региональная информатизация
При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org
Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи
Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей
Telegram и логотип telegram являются товарными знаками корпорации Telegram FZ-LLC.
Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.
Источник: www.evkova.org
Конкурсно-игровые программы для детей: сценарии
Существует множество самых разнообразных праздников, но все они считаются взрослыми и приносят мало радости будущему подрастающему поколению. Однако День защиты детей является исключением. Его празднуют во всем мире. В этот день большинство взрослых стараются провести как можно больше времени со своим чадом, подарить ему подарки и организовать какие-либо занимательные развлечения. О том, какие игровые программы для детей можно организовать в этот праздничный день, мы и говорим далее.
Что учесть во время планирования праздника?
Если вы решили устроить или организовать детский праздник, заранее продумайте сценарий. Немаловажное значение при этом будет играть выбор места проведения мероприятия. Например, это может быть дворец культуры либо открытая площадка в парке развлечений. Главное условие выбора подобного места заключается в наличии свободного пространства, которое так необходимо для игр и проведения детских конкурсов.
Второй важный момент – это сама игровая программа для детей. Она должна быть не просто интересной, но и соответствовать определенной возрастной категории детей. Если во время мероприятия планируется пригласить детей разного возраста, это следует учесть и при планировании конкурсов, игр и прочих развлечений.
Третий момент – это, собственно, сценарий мероприятия с учетом действующих лиц, костюмов и, если необходимо, декораций.
Добро пожаловать в «Смехоленд»
Одним из самых занимательных сценариев является путешествие в сказочную страну. Такая игровая программа для детей будет интересна и малышам, и взрослым. К примеру, все участники мероприятия, находящиеся на большой детской площадке, могут прямиком отправиться в удивительную страну, названную «Смехолендом». Итак, действие происходит на просторной площадке. К изумленным детям выходит клоун со свистульками и яркими воздушными шарами.
Клоун: «Здравствуйте, дети! Меня зовут Бим. Поздравляю вас с этим светлым праздником — Днем защиты детей! Хотите веселиться и играть? Тогда вперед. Я провожу вас в свою замечательную страну – «Смехоленд». Вы знаете, что это за страна?
В ней живут самые смешные и веселые существа. В ней не место грустным и печальным людям. Там всегда слышен задорный детский смех, имеется много игр и развлечений. Хотите попасть туда?» Дожидается ответа детей.
Клоун: «Тогда наша конкурсно-игровая программа для детей объявляется открытой. Добро пожаловать в «Смехоленд». — Делает жест рукой вперед. Затем подзывает всех участников к себе. — Вот только путь туда неблизкий и идти нужно не просто так. Сначала мы полетим, как самолеты».
Клоун вытягивает руки и вместе с другими детьми вереницей движется вдоль площадки. «Затем мы будем ехать, как паровозик и вагончики». Становится во главе детей и изображает поезд, а дети повторяют за ним, держатся за талию своего соседа и также двигаются вереницей.
«Теперь мы будем прыгать, как жабы». Показывает пример и дети прыгают. «И в конце поедем, как на машине». Показывает импровизированный руль и снова всех уводит за собой.
Продолжается интересная игровая программа на День защиты детей появлением второго персонажа сценки – клоуна Бома.
Здравствуй, добрый Бом!
В это время появляется новый клоун. Он несет в руках яркие шарики для маленького тенниса.
Первый Клоун: «Здравствуй, Бом».
Второй Клоун: «Здравствуй, Бим».
Они встречаются и делают смешное приветствие с рукопожатием, похлопыванием по носу и т. д. Далее игровая программа на День защиты детей сопровождается веселой музыкой, например, это может быть песня «Утят». И оба клоуна предлагают всем участникам, включая взрослых, повторить их смешное приветствие.
Первое задание с шариками и выбор капитанов
Первый Клоун: «А теперь немного поиграем. Но для этого станем в большой круг и выберем капитанов».
Второй Клоун рассказывает детям суть: одному из участников выдается мячик; его задача — как можно быстрее избавиться от него, пока звучит музыка; капитаном становится тот ребенок, в чьих руках после окончания проигрыша мелодии останется шарик. Для этого развлекательно-игровая программа для детей сопровождается зажигательной и веселой музыкой, к примеру, из «Барбариков».
Затем капитанам на головы надеваются цветные колпаки или клоунские носы. После этого каждый из них выбирает членов своей команды — и начинается игра.
Игра-эстафета «Занеси шарик в домик»
Первый Клоун: «Друзья! В нашей стране есть забавные смехошарики, которые помогают поднимать настроение всем окружающим. Но, к сожалению, они потеряли свой дом и слезно просят вернуть их на место. Ну что? Поможем шарикам?»
Второй Клоун ставит небольшие дугообразные перегородки, под которыми с легкостью пролезет любой ребенок, а также кегли и разнообразные препятствия. Затем он объясняет смысл конкурса, организованного в светлый и праздничный День ребенка. Игровая программа в данном случае заключается в следующем: участнику выдается ракетка; по команде «на старт» он должен положить на нее мячик и начать движение; во время своего пути ребенок будет преодолевать преграды и при удачном исходе дойдет до конца дороги, не уронив шарик на землю. В конце соревнования объявляется команда-победитель, а за каждую победу будет выдаваться, например, один воздушный шарик со смешной рожицей.
Конкурс «Шиворот-навыворот»
Дальше конкурсно-игровая программа для детей дополняется новым конкурсом. Смысл его сводится к следующему: выбирается один из участников, он становится в круг, где стоят остальные дети, и начинает показывать какое-либо движение, а другие участники должны посмотреть на него и выполнить все наоборот.
К примеру, он поднимает правую руку, а участники должны поднять левую; делает руки вверх, а вы – вниз и т. д. Все это также выполняется под веселую музыку. А тот, кто «стратит» и собьется, вынужден будет занять место ведущего и начать показывать уже свои движения.
Конкурс «Поймай меня за хвостик»
Следующим интересным и зрелищным конкурсом является «Поймай меня за хвостик». Обязательно включите его в сценарии на День защиты детей. Игровая программа в этом случае будет яркой, познавательной и интересной малышам и взрослым.
Первый Клоун: «В нашем городе живут смехомышки. Они очень быстро бегают, любят резвиться и проказничать. Вот и сейчас они разыгрались и съели все запасы нашего смехового варенья. Нужно мышек проучить и изловить».
Второй Клоун раздает каждому участнику импровизированный пояс с мышиным хвостиком сзади и помогает их надеть. Далее игроки делятся на две команды, выстраиваются в две шеренги и по команде стараются ухватиться за хвостик соседа, который в свою очередь пытается уклониться. Со стороны такие игровые программы для детей смотрятся довольно забавно. Выигрывает та команда, которая переловит за хвостик всех смехомышек.
Сценарии на День защиты детей (игровая программа): конкурс на внимание
Первый Клоун: «Ребята, вы любите делать уроки, читать и считать? Внимательно ли вы слушаете родителей, воспитателей и учителей?»
Второй Клоун: «Сейчас мы это проверим».
Эта игра рассчитана на внимание участников и быстроту реакции. Заключается она в следующем: ведущий становится в круг и объявляет об одном запретном движении, которое повторять нельзя; он показывают различные упражнения, а зрители должны их повторять. И, конечно, ведущий будет запутывать детей, периодически показывая запретное движение. Проигравший выбывает.
Выигрывает же тот игрок, который останется один и правильно выполнит все движения. В продолжение мероприятия предлагаем и другие игровые программы для детей. Но об этом позже.
Прощание и награждение
Первый Клоун: «Все вы, ребята, молодцы. Мы были рады с вами познакомиться и весело провели время. Правда, ребята?»
Второй Клоун: «Но, к сожалению, пришло время проститься. Нам пора возвращаться в наш славный город. Еще раз поздравляем всех вас с праздником. Желаем никогда не унывать, побольше смеяться и веселиться. До скорых встреч».
В конце игровые программы для детей, как правило, оканчиваются объявлением и награждением. Поэтому при планировании данного мероприятия следует заранее приготовить небольшие поощрительные призы — маленькие пакетики с леденцами, игрушки или школьные принадлежности (карандаши, ручки, альбомы).
Игра «Кошки и хрюшки»
В начале праздника появляются Мальвина, Буратино и Пьеро.
Мальвина: «Здравствуйте, ребята!»
Буратино: «Мы рады вас видеть!»
Пьеро: «Поздравляем вас с Днем защиты детей!»
Мальвина: «Сегодня мы будем с вами играть, петь и танцевать».
Буратино: «Вы готовы?»
Пьеро: «Тогда вперед».
Далее обязательно стоит включить в сценарий игровой программы для детей командные состязания.
Мальвина: «Первая наши игра – «Кошки и хрюшки». Давайте разделимся на две команды. Одни из вас будут кошечками, а другие хрюшками. Поехали».
Затем всем участникам аккуратно завязываются глаза при помощи главных сказочных персонажей, а после происходит «перемешивание» детей. Дети расходятся в разные стороны и начинают хрюкать или мяукать.
Ведущий подходит к одному из членов команды, берет его за руки и аккуратно ведет в сторону других детей. Его задача заключается в том, чтобы найти всех игроков из команды «кошечек» или «хрюшек». Побеждают те участники, которые самыми первыми соберут свою команду. Это один из вариантов, который можно включить в сценарий конкурсно-игровой программы для детей.
Буратино: «Какие же вы молодцы. Нашли всех игроков. Теперь сделайте победный коллективный «хрюк» (или промяукайте)».
Пьеро: «Готовы играть дальше? Поехали».
Бусы из баранок
Далее в сценарий игровой программы для детей обязательно включите такой забавный конкурс, как «Бусы из баранок». Суть его сводится к следующему: участники игры разделяются на две команды, выбираются два капитана, каждому из которых надевается на шею вереница из бубликов. Они отходят и становятся отдельно от других. Затем каждый игрок из обеих команд должен подбежать к своему капитану и успеть откусить у него баранку. Побеждает та команда, которая быстрее успеет «объесть» своего капитана.
Найди нужный цвет
Буратино: «Ребята, а все ли из вас знают, сколько существует цветов радуги?»
Мальвина: «Давайте вместе их вспомним (называются цвета хором)».
Пьеро: «А теперь поиграем в замечательную игру. Мы вам будем говорить цвета, а вы должны будете осматриваться вокруг себя и называть предметы этого цвета. Например, я говорю – желтый. Вы отвечаете – желтая горка. Выбывает тот, кто не сумеет вовремя ответить».
Начинается игра. Отдельно становятся игроки, которые остаются в игре, и те, которые уже выбыли.
Дальше в этот сценарий игровой программы для детей желательно включить не просто развлекательные, но и легкие конкурсы со спортивным уклоном. Например, это может быть одна из версий по перетягиванию каната.
«Тянем-потянем, вытянуть не можем»
Мальвина: «Ребята, есть ли среди вас силачи?»
Буратино: «А это мы сейчас проверим».
Пьеро рассказывает детям о правилах игры. Затем сказочные персонажи, входящие в сценарий конкурсно-игровой программы для детей, помогают участникам разобраться на две команды. После этого каждый становится напротив другого, а затем (по команде ведущего) начинает тащить своего оппонента на свою сторону. Побеждает та команда, игрокам которой удастся перетащить на свою сторону больше детей.
Мальвина: «Какие же вы все сильные и смелые».
Пьеро: «Ну что же. Нам пора прощаться».
Буратино: «Были рады с вами поиграть. В следующем году придем к вам еще».
Действие можно окончить веселой музыкой и танцами в свободной форме. Каждому участнику есть смысл вручить по воздушному шарику или небольшому поощрительному призу.
Источник: www.syl.ru