Игровая досуговая программа это

Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

Игре, как многоаспектному явлению в общечеловеческой деятельности, на разных уровнях развития посвящено значительное количество исследований, созданы различные теории. К проблеме игры, которая интересует ученых с давних пор, этнографы, философы, культурологи, психологи, педагоги подходят именно с позиций своих наук. По мере развития культуры и досуга происходит все большее насыщение их содержания игровым началом. Игра зачастую выступает как такая форма культурно-досуговой деятельности, которая представляется людям самоценной и воспринимается человеком именно в таком качестве.

В настоящее время одной из наиболее популярных детских видов досуговой деятельности является игровая программа. Конечно, в первую очередь, я имею ввиду детские образовательные организации. К примеру, дошкольное образование. Какая основная форма всех утренников? Каждый музыкальный работник без труда ответит – игровая программа.

В центре досуговой деятельности «Лира» прошла игровая программа «Спасатели, вперед».

Если обратиться к общему образованию, то ярким примером использования игровых программ послужат городские оздоровительные лагеря, различные традиционные общешкольные мероприятия. В дополнительном образовании, составление годового плана работы, также не обходится без игровых программ. И в первую очередь – это основная форма каникулярных мероприятий, применяемая педагогами-организаторами, в которых принимают участие все творческие коллективы Центра, и воспитательных мероприятий, которые организовывают педагоги дополнительного образования внутри своего детского объединения.

Каждому педагогу ежедневно приходится принимать множество разнообразных решений в сфере подготовки и реализации учебно-воспитательных задач. Но несмотря на большой педагогический стаж практика показывает, что для многих педагогов подготовка и проведение воспитательных мероприятий оказывается затруднительной. Чаще всего это объясняется отсутствием специального образования в сфере режиссуры праздников и театрализованных представлений. У педагогов дополнительного образования есть небольшое преимущество перед школьными учителями хотя бы в том, что некоторые имеют высшее образование в сфере художественного творчества. Например, педагог дополнительного образования по предмету «Народный вокал» прекрасно владеет методикой и организацией фольклорных игр, которые являются основными компонентами народной игровой программы.

Для того чтобы помочь педагогам в проведении воспитательных мероприятий, у меня, как у педагога-организатора «Центра развития творчества детей и юношества», возникла идея создания подробной, но доступной для понимания методической разработки по теме «Методика и организация игровых программ». В своей работе я обобщу теоретический материал по данной теме, опираясь на собственный опыт, приводя реальные примеры из своей практической деятельности.

Игровые технологии в постановке культурно-досуговых программ

Буду рада, если этот методический материал поможет педагогам узнать новое или углубить свои представления о подготовке и проведении детских игровых программ, как одной из форм воспитательных мероприятий.

Читайте также:
Что в программе coreldraw понимается под текстурной заливкой

Источник: centrideia.ru

2.45. Игровые программы. Современная игровая досуговая программа: подходы и пути развития

…. Анализируя теорию и практику реализации данной формы работы с детьми и подростками, мы сформулировали рабочее определение игровой досуговой программы как комплексное средство развития личности учащихся, представляющее собой совокупность разнообразных видов творческо-игровой деятельности, объединенных сюжетным (сценарным) ходом и обеспечивающих активизацию участников. В современных игровых досуговых программах решаются следующие задачи:

формирование нравственной позиции ребенка;

развитие интересов детей;

формирование мотивов к познавательной деятельности;

формирование системы знаний, умений, навыков;

развитие творческих способностей;

создание условий для формирования детского коллектива как средства развития личности;

развитие эмоционально-волевой сферы; общих познавательных способностей (память, мышление, речь, воображение, внимание);

формирование у детей стремления к здоровому образу жизни;

формирование коммуникативных умений (общение со сверстниками и с взрослыми, умение адекватно воспринимать ситуацию и др.).

…Так как программа содержит многообразие игровых форм (структурных элементов), цель каждой игры может представлять собой подцели (или задачи) по отношению к цели всей игровой программы. Разрабатывая целевой блок, его необходимо разворачивать от целей высшего порядка к задачам и к ожидаемому результату, методам его отслеживания. Соблюдение иерархии в реализации целей обеспечивает целостность программы и соответственно эффективность результата….

Важным моментом при разработке (проектировании) ИДП является определение замысла программы. В идеале он должен представлять собой логическую последовательность из следующих шагов: анализ имеющихся психолого-педагогических проблем в состоянии и развитии детей и выбор одной из них; постановка педагогических задач; определение темы и основного содержания; формулировка идеи; поиск формы решения поставленных задач и раскрытия идеи и содержания; формулировка игровой задачи, ориентированной на интересы детей. Однако реальный процесс замысливания программы оказался …

…Это позволяет рассматривать пространство ИДП как «поле творчества» ребенка, в котором он может выразить себя через свои индивидуальные средства, использовать свой и получать новый опыт. Игровой процесс предоставляет возможность попробовать себя, воспринять и понять себя и других. Это выводит ребенка на другой уровень активности и, как следствие, на другой уровень результативности участия в игровой программе — уровень собственных достижений.

ИДП мы рассматриваем как совместную развивающую деятельность взрослых и детей, скрепленных взаимопониманием, творчеством, и направленную на достижение цели игры. Игровые достижения вызывают яркие эмоции, радость и становятся личностными переживаниями ребенком своего успеха. Успех представляет собой субъективно переживаемое состояние радости в ситуации совпадения ожидаемого и достигнутого (максимальное приближение результата к уровню притязаний по отношению к идеальному представлению о цели). Переживаемый ребенком успех в игровом опыте побуждает его закрепить как свое личностное достижение те качества и умения, которые он продемонстрировал в игре. Данный механизм побуждает нас рассматривать идеи педагогики успеха как компонент методологической основы современной игровой досуговой программы.

Читайте также:
Что такое контент программы в телефоне

…Важным аспектом достижения педагогического успеха ИДП, достижения ее целей является обеспечение ее разработки в соответствии с рядом педагогических принципов:

принцип активности — создание условий для проявления физических и интеллектуальных сил участников, высокого интереса детей, зависимости развития сюжета от их действий (моделирование детьми своего поведения, поиск альтернативных вариантов решения игры и пр.);

принцип взаимодействия — интенсивность коммуникативных связей в процессе игры, приобретение и обогащение детьми разнообразного социального опыта (диалоговое обще­ние, работа малых групп, выбор различных действий в рамках правил и сюжета программы, проба разных ролей: лидера, творца, организатора и пр.);

принцип синтетичности — совокупность игровых средств и способов воздействия на ребенка, объединенных в единый процесс (зрелищность, игровое пространство, музыкальное и художественное оформление, язык, реквизит);

принцип целостности — согласованность, взаимовлияние, полнота всех компонентов программы, влияющих на ее качество и эффективность;

принцип динамичности — вариативность игровой деятельности, содержащей в своем сюжете интригу, преодоление какого-либо препятствия, регулирование игрового состояния участников через правила игры и учет фактора времени;

принцип правдоподобия — создание игровой атмосферы, побуждающей «поверить» в игровые обстоятельства; конструирование игровых ситуаций, атрибутов игры, аналогичных ситуациям реальной жизни (реалистичность восприятия, импровизация и свобода в игре);

принцип личного проживания — эмоциональная включенность ребенка в игру, в игровые события, ее атмосферу; наличие у ребенка состояния, адекватного игровым событиям; приобретение детьми в процессе игры опыта, частично переносимого в реальную жизнь.

Источник: studfile.net

Билет 2. Охарактеризуйте основные типы досуговых программ учреждений дополнительного образования

Понятием досуговая деятельность обозначают организацию и реализацию различного рода массовых досуговых мероприятий — праздников, фестивалей, концертов, конкурсов спортивных соревнований, тематических дней и недель вечеров и т.п. Досуг в учреждениях дополнительного образования реализуется через организацию досуговых программ. Досуговая программа, как самостоятельно законченное социально-педагогическое, социально-культурное действие, которое обусловлено социальным заказом, отражает социальную действительность и одновременно оказывает влияние на нее. В практике работы учреждений дополнительного образования выделяются семь типов программ:

разовая игровая программа;

конкурсно — игровая программа по заданной тематике;

длительная досуговая программа.

Разовая игровая программа не требует подготовки участников. Дети включаются в игру, танец, хоровое пение непосредственно в ходе «действа». Организуют все это, как правило, педагоги-организаторы. От их профессионализма, таланта и опыта зависит то, насколько педагогически грамотной получится та или иная игровая программа.

Читайте также:
Basico 24 4 программа для настройки

Конкурсно — игровая программа по заданной тематике предполагает, как правило, предварительную подготовку участников. Это может быть турнир, КВН, всевозможные интеллектуальные игры и др. Образовательный и воспитательный смысл таких программ состоит именно в подготовке, придумывании, совместном творчестве детей.

Игра-спектакль. Чтобы провести игру-спектакль, необходима группа ведущих игровой программы. Как правило, ими выступают педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования. Сюжет спектакля строится таким образом, что его сторонние участники без предварительной подготовки могут играть небольшие роли или выполнять задания, от которых будто бы зависит судьба героев спектакля.

Театрализованная сюжетная игра требует погружения артистов и зрителей в определенную атмосферу, имеет четкую конструкцию игровой ситуации, достаточно длительный период подготовки.

Зрелище (концерт, литературно-музыкальная композиция, спортивное состязание и др.) характеризуется наличием исполнителей и зрителей. Для исполнителя – юного певца, танцора, гимнаста выступление – всегда волнение, душевный подъем. Зритель, даже если он очень эмоционально относится к программе, остается воспринимающим субъектом (реципиентом).

Очень важно воспитать у детей зрительскую культуру – умение спокойно, доброжелательно воспринимать выступления своих сверстников. Лучший способ здесь – организовать дело так, чтобы школьники периодически выступали то в роли артистов, то в роли зрителей.

Праздник – особо значимый и трудоемкий по подготовке и организации тип досуговой программы. Он предполагает большое разнообразие видов деятельности и приемов постановки с активным участием всех детей. Праздничные формы культурно-досуговой деятельности весьма разнообразны. К ним относятся:

-смотры, конкурсы, творческие отчеты, фестивали детского творчества;

-приветствия, презентации, церемонии;

— гулянья, карнавальные шествия, театрализованные представления;

-тематические недели, тематические дни и др.

Длительная досуговая программа отличается тем, что она рассчитана на постоянный состав участников (кружок, клуб, класс, школьная параллель, лагерная смена и т.д.) и может продолжаться в течение нескольких дней или недель, а то и в течение года и более.

Таким образом, культурно — досуговую деятельность мы относим к ведущей деятельности многопрофильного учреждения дополнительного образования детей. Её отличают свобода выбора, добровольность, активность, инициатива, как отдельного ребёнка, так и отдельных социальных групп детей.

2. Составьте примерный план проведения игровой программы, в соответствии с требованиями к организации и проведению досуговых программ в учреждении дополнительного образования.

1. При выполнении практического задания уточните сущность понятия «игровая программа».

2. Назовите основные этапы подготовки и проведения игровой программы.

3. Приведите примеры собственного опыта организации игровых программ.

Билет №3. Охарактеризуйте основные принципы и методы в работе над досуговым мероприятием для детей.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru