«Братья Карамазовы» — последний роман Достоевского, одна из величайших и до сих пор неразъясненных загадок мировой литературы. Роман-притча, философский трактат, экзистенциальный детектив. Мировая полемика вокруг романа, увидевшего свет в 80-е годы 19 века, не прекращается до сих пор.
В братьях Карамазовых — Дмитрии, Иване, Алексее — видят три стороны загадочной русской души: страсть, разум, веру; в образа Христа и Великого Инквизитора — вечный выбор между земным и небесным. В русский и европейский лексикон вошли понятия «карамазовщина» и «смердяковщина», которые в 21 веке обретают новое значение. Почему именно сегодня необходимо перечитывать этот роман и снова знакомиться с героями? Об этом рассуждают доктор филологических наук Татьяна Касаткина, доктор филологических наук Карен Степанян, доктор философских наук Валерий Подорога и писатель Владимир Березин.
А. С. Пушкин. «Полтава». Новаторское произведение «солнца русской поэзии», не оцененное по достоинству современниками и хранящее свои тайны по сей день. Как удалось Пушкину гармонично соединить в рамках одной поэмы любовную и государственную линии, темы любви, героизма и предательства? Насколько исторична трактовка образа гетмана Мазепы?
Владимир Набоков. «Дар» / «Игра в бисер» с Игорем Волгиным / Телеканал Культура
Должен ли был герой «Полтавы» Петр Первый служить образцом для действующего монарха Николая Первого? Почему сам Пушкин вынужденно объяснял оригинальность своего шедевра? Что мы сегодня можем почерпнуть из произведения, входящего в школьную программу? Об этом рассуждают поэты Юрий Кублановский и Сергей Гловюк, писатель Олег Клинг и директор Государственного музея истории российской литературы им. В. И. Даля Дмитрий Бак.
14:00 Самуил Маршак. Стихотворения для детей
Источник: programma-peredach.com
Игра в бисер
Ведущий, как магнит, притягивает в студию талантливых людей
Экзюпери в самой знаменитой своей книжке сказал: «Взрослые очень любят цифры». А если так, начнём с цифр.
Интеллектуальная программа о классической литературе «Игра в бисер» выходит на канале «Россия – Культура» семь лет. В 2016 году «Игра» стала лауреатом Российской общенациональной телевизионной премии ТЭФИ. В нынешнем сентябре у неё – юбилей, 200-й выпуск.
«Столько не живут!» – скажет читатель. «Особенно на телевидении», – добавлю я.
В чём же секрет этого долголетия? Думаю, не в последнюю (а может, и в первую!) очередь в её авторе и ведущем Игоре Волгине. Доктор филологических наук, президент Фонда Достоевского, профессор и поэт Волгин на наших глазах стал ещё и шоуменом (в хорошем смысле этого слова!)
Огромная эрудиция, литературный вкус, блестящий русский язык, чувство юмора, наконец, обаяние или, как принято говорить сегодня, харизма, сделали передачу о книгах авторской, то есть уникальной. Без личности Игоря Волгина с его слоганом «Читайте и перечитывайте классику» передача не представима.
Алексей Толстой. «Золотой ключик, или Приключения Буратино» / «Игра в бисер» с Игорем Волгиным / Т…
«Каков поп, таков и приход» – гласит русская поговорка.
«Приход» («полк Игорев»), то есть приходящие на программу гости, под стать хозяину: писатели и поэты, литературные критики и литературоведы, режиссёры и актёры. За семь лет существования программы на ней побывала «могучая кучка»: Е. Евтушенко, Ю. Поляков, А. Турков, М. Кудимова, Д. Сухарев, М. Замшев, А. Николюкин, С. Семёнова, Д. Бак, Д. Быков, Е. Рейн, Е. Сидоров, А. Ганиева, М. Шаргунов, И. Шайтанов – если бы не размер газетной публикации, список можно было бы длить.
Ясно одно: ведущий, сам человек талантливый, как магнит, притягивает к себе талантливых людей. А их у нас, слава богу, много!
Но ведь любая программа – это не только участники, но и зрители. Кому адресовано столь, казалось бы, элитарное шоу?
Скажу, «ничтоже сумняшеся», – всем, говорящим и читающим на русском языке. «Игру в бисер» смотрят и в России, и в странах ближнего зарубежья, и за рубежом – «отцы» и «дети», «писатели» и «читатели», интеллектуалы и просто мыслящие люди.
Не так давно президент Путин предложил составить список «100 книг»: минимум, который должен прочесть каждый россиянин. Программа «Игра в бисер» превысила этот, назовём его «рекорд», вдвое: 200 несомненно являющихся классикой текстов.
Каких именно? Как отечественных («Евгений Онегин»), так и зарубежных («1984»), как древних («Илиада»), так и современных (лирика Е. Евтушенко).
Я неоднократно была гостем программы. Так вот, если вспомнить только книги, в обсуждении которых принимала участие я, получится, что обсуждались и тексты классической русской литературы («Слово о полку Игореве», «Ревизор»), и литературы ХХ века («Как закалялась сталь», «Доктор Живаго»), и детская классика («Тимур и его команда»), и произведения зарубежной литературы («Над пропастью во ржи»). Как-то не довелось мне обсуждать поэзию, но и она много раз была предметом разговора на «Игре»: Пушкин и Ахматова, Есенин и Маяковский, Саша Чёрный и Д. Хармс плюс вся военная лирика.
Хотелось бы отметить ещё одну черту «юбиляра»: интеллигентность, ведь важно не только что говорят, но и как говорят.
(Полной противоположностью в этом смысле «Игре в бисер» является программа «Пусть говорят».)
Я, например, не боюсь отсылать своих учеников к любому выпуску (передача регулярно выкладывается в Сеть) – обсуждается ли «Бесприданница» или «Лолита» – потому что уверена: юным людям будет дан «классный урок литературы» (особенно готовящимся к ЕГЭ по этому предмету), русского языка, и – не в последнюю очередь – хорошего тона.
На нашем ТВ есть передачи, формат которых, образовавшись однажды, не меняется. «Игра в бисер» находится в постоянном поиске. Так, на моих глазах, к всемирно известным «взрослым» текстам («Анна Каренина», «Двенадцать») прибавились произведения «детской» литературы (сказки Андерсена и братьев Гримм, «Незнайка»).
Если, как говорят, юбилей – повод не только подвести итоги, но и составить планы на будущее, то это как раз тот случай. В планах программы – обсуждение не только одной книги, но, например, одного стихотворения.
Или одного образа.
Авторы хотят попробовать поговорить о таких жанрах, как мифы или пословицы и поговорки, а также о поэтике, композиции, сюжете произведения.
Есть идея: наряду с книгами давно ушедших и выдержавших испытание временем начать обсуждать тексты ныне живущих и активно действующих писателей. Лично мне очень хотелось бы стать если не участником, то зрителем программы, на которой обсуждались бы книги А. Иванова, В. Пелевина, Л. Петрушевской, Д. Кудзее, М. Уэльбека, М. Кундеры.
Конечно, обсуждение текстов современной литературы сопряжено с определёнными трудностями: всегда найдутся те, кто скажет: «А почему обсуждается роман Иванова, а не Петрова?» Но, уверена, автору программы и его гостям хватит эрудиции и чувства юмора доказать, почему текст того или иного современного автора можно считать классическим.
В планах и «омоложение» состава участников: предполагается, кроме высоколобых филологов и философов, приглашать и идущих им на смену продвинутых студентов и даже школьников.
В заключение хочется поздравить всю команду «Игры в бисер» (шеф-
редактора Николая Марченко, редактора Татьяну Сорокину, режиссёра-постановщика Андрея Туринова, оператора-постановщика Олега Кочубея, режиссёров монтажа Алексея Блажиевского, Михаила Лобанова, звукорежиссёра Ольгу Чоксейрек, референта Екатерину Волгину, стилиста Елену Полубоярнинову, композитора Станислава Василенко, исполнительного продюсера Екатерину Сахацкую, генерального продюсера Алевтину Кузовенкову) с юбилеем, поблагодарить за то дело, которому она служит. А это ни много ни мало сохранение и трансляция нашего национального кода, ведь, осмелюсь предположить, русская литература и есть наша национальная идея, то есть код воспитания «всемИрной» и «всемЕрной» отзывчивости, сплочения гуманитарной общественности России и зарубежья.
И словами гоголевского героя пожелать: «Большому кораблю – большое плавание!»
А всем зрителям, перефразируя её автора и ведущего, на прощание сказать: «Смотрите и пересматривайте «Игру в бисер».
Инна Кабыш
Литературная газета №36-2018г.
Источник: www.chitalnya.ru
О программе
В студии четверо героев, среди которых философы, критики, писатели, актеры и режиссеры, обсуждают актуальные произведения мировой литературы.
Ведущий: Игорь Волгин
Когда мы говорим, что классика всегда современна, мы не задумываемся, что именно в художественном произведении, созданном десятилетия, а то и века назад, созвучно дню сегодняшнему, представлению современного человека о себе самом. Участники ток-шоу “Игра в бисер” с Игорем Волгиным пытаются найти ответы на этот вопрос и, заглянув в лучшие образцы мировой литературы, понять – кто мы и что мы.
По мнению создателей ток-шоу, “Игра в бисер” – это своеобразная игра ума для всех, кто ищет глубинную связь между событиями и явлениями; кто пытается обнаружить новый смысл в привычных взгляду вещах; кто воспринимает мировую литературу как уже написанную книгу, которую никто и никогда не постигнет до конца, но, тем не менее, каждое новое прочтение удивительно и откровенно.
В свое время роман Германа Гессе “Игра в бисер” стал откровением для читателей, которые вместе с героями книги прикоснулись к заветным тайнам Игры и узнали, что возможен некий абстрактный синтез искусства и точной науки, чувственного и материального, вечного и сиюминутного. В ток-шоу, также как и в романе, действие разворачивается вокруг “ордена интеллектуалов”. В студии – четверо современных мудрецов, которые обсуждают одно из произведений мировой литературы и пытаются осуществить его проекцию на современную жизнь.
“Игра в бисер” удостоена Национальной телевизионной премии ТЭФИ в номинации “Дневное ток-шоу” в 2016 году.
Источник: xn--80acccnne4dfi.xn--p1ai